УДК 338
СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Абдурахманов А.В., Председатель Совета директоров ОАО «Бамстройпуть», e-mail: [email protected]
Предложен системный подход к оценке кластерной структуры с точки зрения качества управления, целостности и связности элементов кластерной структуры в строительном производстве.
Ключевые слова: кластер, строительное производство, инновационная стратегия, социально-экономическая эффективность.
CREATION OF ECONOMIC CLUSTERS AS A METHOD OF DEVELOPMENT OF
CONSTRUCTION PRODUCTION
Abdurakhmanov A.V., Chairman of the Board of Directorsof Bamstroyput, OJSC, , e-mail: [email protected]
A systematic approach to the evaluation of the cluster structure is proposed in terms of the quality of management, integrity and coherence of the elements of the cluster structure in the construction production.
Keywords: cluster, construction production, innovative strategy, socio-economic efficiency.
Интеграция - это главная современная тенденция, характеризующая развитие отраслевых и региональных социально-экономических и производственных систем.
Привлекательность строительного производства для формирования кластерных структур определяется целым рядом микроэкономических, макроэкономических, социальных и культурных факторов и особенностей деятельности предприятий этой отрасли.
Под влиянием теории М. Портера во многих странах при совершенствовании структуры отдельных отраслей экономики стал использоваться кластерный метод производственной организации. На ряду с большими возможностями повышения социально-экономических результатов хозяйствующих субъектов, образующих кластер, возникает ряд проблем, одна из которых - согласование интересов участников.
В статье анализируются особенности и возможности строительного производства в системе функционирования территориально-отраслевых кластеров, рассматривается проблема согласования интересов участников кластера.Некоторые теоретические положения концепции кластерных структур.
1. Некоторые теоретические положения концепции кластерных структур
Под экономическим строительным кластером понимается сеть независимых производственных, инфраструктурных и сервисных предприятий строительного производства, включая поставщиков строительных материалов, строительных конструкций, строительного оборудования, машин и механизмов разнообразного назначения, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании и т.д.), связующих рыночные институты (брокеров, консультантов) и потребителей, взаимодействующих друг с другом, в рамках единой цепочки создания стоимости [1]. Ядром кластера являются строительные организации, непосредственно выполняющие строительно-монтажные работы до их завершения и сдачи законченного объекта заказчику.
М.Портер подчеркивал, что кластеры успешно (формируются в тех сферах экономики, где сосредоточены все необходимые условия и ресурсы, которые определяют устойчивое преимущество этой структуры за счёт более высокой производительности,условий развития инноваций и новых видов бизнеса [2].
Для повышения экономической эффективности М.Портер[2] считает необходимым уделять большое внимание деятельности в смежных производствах. Это позволяет удержать конкурентные преимущества предприятий продолжительное время на основе кооперации и интеграции. В работах Портера и специалистов по проблемам кластеризации подчеркивается, что базисом формирования эффективности кластеров является кооперация и интеграция.
Источниками роста конкурентоспособности и финансово-экономической устойчивости при кластеризации хозяйствующих субъектоввыступает то, что отраслевой кластер представляет сообщество отраслевых и смежных компаний на основе кооперации и конкурентных связей. Это сообщество способно взаимоусиливать конкурентные преимущества на основе синергии. Отраслевые кластеры неразрывно связаны с территориальными. Кластер как
устойчивая сеть взаимосвязанных хозяйствующих субъектов имеет производственный потенциал выше суммы потенциалов его участников. Это достигается в результате сетевого сотрудничества и внутрисетевой конкуренции.
С позиции системного подхода кластер представляет совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различныхотраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимозависимости и совместно функционируют с определенной целью.
Характерными признаками кластера являются максимальная географическая близость, родство технологий, общность сырьевой базы, наличие инновационной составляющей. Таким образом, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и дополнять друг друга. [3]
Современная государственная поддержка процесса кластеризации базируется на ряде преимуществ, которые возникают на территориях в связи с развитием кластеров. Это повышение регионального валового продукта, увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет, повышение конкурентоспособности региона и национальных отраслей промышленности, развитие кооперации внутри региона, что повышает эффективность производства идет увеличение инвестиций в экономику региона, создаются дополнительные рабочие места, идет рост инновационных региональных разработок.
Процедура создания экономических кластеров в строительствев-ключает два важных этапа:
• привлечение представителей федеральной, региональной и местной власти, которые, имеют свою систему интересов в ходе развития региона и обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми, административными) для влияния на ситуацию в регионе.
• подключение к процессу работы над созданием экономических кластеров в строительствеобщественности в лице представителей предприятий, населения, общественных организаций и т.д.
Для обеспечения интересов региона необходимо выбрать соответствующие схемы создания экономических кластеров в строительстве, зависящие от экономической ситуации в регионе, целей развития, степени заинтересованности частного и общественного секторов в экономическом развитии.
Актуальность создания экономических кластеров, обусловленная общими закономерностями строительства, заключается в развитии партнерства между строительными компаниями, государством, экономикой и наукой.
Возможность и эффективность создания экономических кластеров в строительстве базируется на проведении стратегического анализа отрасли,в ходе которого определяется наличие:
• формальной институциональной структуры (как вертикально-, так и горизонтально-интегрированной);
• секторов строительства, привлекательных с позиции спроса, предложения и прогнозов развития;
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2017 | 41
• природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциала, широких слоев образованного населения, доступа к внешним источникам информации;
• региональной стратегии социально-экономического развития.
Состав участников экономического кластера в строительстве
- это сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура, НИИ, которые взаимосвязаны в процессе создания с большой долей добавленной стоимости и доверяют друг другу. Содержание этапов уточняется с формированием каждой новой модели экономического кластера.
2. Стратегическое развитие строительного кластера и инновационные траектории
Стратегическими приоритетами и результатами выделения экономических кластеров является рост многих факторов: производительности труда, рентабельности предприятий отрасли, занятости населения, а также открытие новых производств, освоение передовых зарубежных технологий, поддержка разработки инновационных проектов, модернизация оборудования, внедрение международных стандартов, расширение рынков строительной продукции. С точки зрения повышения эффективности государственного регулирования строительного производства экономические кластеры, составленные из предприятий отрасли, представляют сегодня большой интерес.
Менеджмент инновационного кластера - это система мер, инструментов, подходов и методов управления инновационной деятельностью на территории одного или нескольких регионов, позволяющая добиться синергетического эффекта в результате совместного использования общих ресурсов.
Уровни управления кластером определяются исходя из состава элементов по вертикали: микроуровень - муниципальные образования; мезоуровень - уровень территорий и регионов: макроуровень
- уровень самого кластера, национальной экономики страны и т.д.
Ввиду того, что объектом управления кластера в основном является инновационная деятельность предприятий и организаций, трудовые ресурсы подлежат лишь косвенному регулированию в рамках деятельности предприятий, участвующих в инновационном процессе. Можно выделить пять ключевых функций, наиболее характерных для менеджмента инновационного кластера:
• анализ стратегического состояния, который позволяет оценить величину инновационного потенциала кластера, относительную долю в структуре экономики и степень сбалансированности инновационной среды;
• стратегическое планирование, которое учитывает этапы инновационных циклов, мощность канала трансферта технологий, совокупность региональных рисков: политических, экономических, социальных и прочих;
• организация инновационной деятельности, направленная на финансирование субъектов инновационного процесса, либо привлечение инвестиций в недостаточно развитые сегменты рынка;
• координация, связанная с формированием коммуникационных каналов между субъектами инновационной деятельности, перераспределением ресурсов, нормативным регулированием;
• контроллинг инновационных процессов, на базе которого дается оценка эффективности реализации инновационной стратегии кластера, выявляются «узкие места», позволяет определить механизмы их устранения и профилактики.
В результате обеспечивается рациональное использование ресурсов путем их сосредоточения на наиболее приоритетных направлениях, которые позволяют предприятию получить максимальную прибыль от затраченных усилий и материально-технических ресурсов.
При этом повышение эффективности работы комплекса во многом зависит от правильности оценки производственного потенциала и его правильного использования.В этом случае стабильная деятельность комплекса на длительный период будет достигаться за счёт:
• укрепления связей предприятий со своими партнерами и оптовыми потребителями;
• структурной реорганизации (реструктуризация предприятий). Этот процесс включает в себя повышение хозяйственной самостоятельности производственных подразделений, достижение той или иной степени их экономического обособления, а также связанных с этим процессы измененийассортимента (его диверсификации); кадровой, финансовой и маркетинговой политики. Одним из экономических способов реорганизации является реинжиниринг. Под ним
понимается коренная перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Существуют несколько классических принципов реинжиниринга:
- отказ от устаревших правил и начало делового процесса с «чистого листа», что позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных подходов;
- пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности;
- переход к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности (на порядок отличающихся от предыдущих).
Однако реструктуризация и инжиниринг должны начинаться с разработки стратегической концепции развития предприятия и определения ее целей. Выбранной концепции должны соответствовать стратегии, которые необходимо выработать для каждого подразделения, находящегося в составе комплекса. При этом важно установить степень взаимозависимости основных подразделений комплекса. Только после этого можно приступить к формированию организационной структуры управления, наиболее подходящей для осуществления стратегии.
Функциями общественных организаций, в частности, профсоюзов является формирование рациональных форм взаимодействия с органами государственной власти, руководством предприятий по защите прав работников предприятий. Для реализации функций и решения задач совершенствования взаимодействий участников процесса управления региональным промышленным комплексом необходимо осуществить в регионе партнерство участников. Партнерство выступает реализацией принципа взаимодействия, для чего необходимосогласование экономических и социальных интересов участников процесса управления региональным промышленным комплексом [2].
3. Целостность структуры и множество целей подсистем
В работе Савельева Ю.В. [3] отмечается, что в основу согласования интересов участников процесса управления региональным промышленным комплексом должен быть положен корпоративный принцип и принцип партнерства. Первый основывается на идентичности объективных закономерностей развития корпоративных структур и региональных социально-экономических систем, что позволяет использовать широкий спектр методов стратегического менеджмента и маркетинга в управлении региональным развитием. При этом учитывается то, что условием сбалансированного развития является согласованное функционирование структурных элементов системы и учет интересов внешних участников рынка. Второй принцип рассматривается в качестве процедуры, обеспечивающей взаимовыгодное сотрудничество различных социально-экономических институтов, организаций, предприятий с целью оптимизации социально-экономического развития общества [3].
Для выявления точек пересечения интересов разных участников процесса управления региональным промышленным комплексом можно построить матрицу интересов, выделив три их вида: регион и предприятия, регион и вышестоящие органы управления, регион и население [4]. В своей перспективной и текущей деятельности органы власти и управления имеют дело с ситуациями, при которых интересы населения, предприятий и организаций, органов власти в ряде случаев противоречат друг другу.При поиске локальных интересов следует исходить из их конечных целей деятельности и используемых средств для достижения целей.
Основные цели участников процесса управления региональным комплексом является повышение качества жизни населения (как в масштабах муниципального образования, так и в масштабах страны). На уровне предприятий - повышение эффективности бизнеса, на уровне населения - качество жизни, саморазвитие, самореализация. Средствами достижения целей является повышение конкурентоспособности различных уровней национальной экономики, выравнивание уровня социально-экономического развития муниципальных образований и улучшение их конкурентных позиций, расширение рынков сбыта, снижение издержек, формирование платежеспособного спроса и гражданской активности.
Инновационная политика органов власти должна обеспечить решение следующих основных задач:
• организацию городской инновационной системы, способной к массовому созданию и освоению инноваций;
• формирование городских органов организации и координации
42 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №3 2017 |
инновационной деятельности;
• разработку и реализацию на практике различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающих благоприятную среду для ускоренного развития в городе этих видов деятельности;
• разработку и реализацию на практике комплекса мер по сохранению и развитию прикладной науки;
• создание условий, способствующих ускоренному развитию малого научно-технического и инновационного предпринимательства;
• создание в городе полноценной инновационной инфраструктуры, включая организацию множества новых инновационных предприятий и фондов для финансирования инновационной деятельности;
• осуществление комплекса мер по модернизации городской экономики на базе передовых достижений науки и техники.
Регионально-отраслевой кластер, ядром которого являются строительные компании - это открытая и целостная система.
Системав строгом смысле представляет собой объединение некоторого числа участников, предназначенное для достижения заданной цели и обладающее в необходимой степени производственным, экономическим и организационным единством и целостностью.
Экономическое единствозаключается в экономической заинтересованности в реализации программы всех её участников, их экономической зависимости от промежуточных и конечных результатов ее выполнения.
Исходным моментом при определении системы является заданная извне цель. Отсюда следует, что основным системообразующим отношением при образовании кластера следует считать отношение того или иного участника к целям организации. Однако эффективность зависит и от другихэкономических отношений в системе.
Поэтому необходимо уточнить структуру целей регионально-строительной системы. Для этого выделены три вида уровней в системе и соответствующих им три уровня целей. Верхний - это внешняя глобальная цель системы как целого, перечень объектов и мощностей, которые должны быть введены в действие поплану социально-экономического развития региона.
Очевидно, для достижения этогонеобходимо, чтобы были достигнуты все ее составляющие, что на языке математической логики, означает их конъюнкцию.
Второй (средний) уровень это производственные (внешние локальные) цели и задачи элементов организаций и предприятий, входящих в систему кластера. Например, выпуск определенных видов строительных конструкций, производство строительно-монтажных работ и др. Они являются лишь средствами к достижению экономических целей, обладая лишь инструментальной, но не потребительной ценностью. Однако с этими целями непосредственно связаны хозяйственные интересы подразделений (фонд зарплаты, прибыль и др.)
Третий уровень внутренние цели или множество исторически сложившихся потребностей и интересовлюдей (групп населения) данного региона.
Множество, характеризующее потребности, формируется под большим влиянием национальных, половозрастных и других особенностей населения региона кластера.
Врационально организованной системе должно иметь место определенное соответствие между тремя указанными категориями целей. Учитывая сказанное, дано следующее определение целостности кластерной системы. Система целостна, если внешние и внутренние цели всех ее элементов согласованы настолько, что достижение производственныхцелей элементов одновременно приводит к достижению глобальной цели и к удовлетворению потребностей и интересов работников системы.
Таким образом, целостность системы есть следствие достаточно высокой степени согласованности целей я интересов ее элементов. Необходимо их ее измерять, и прежде всего указать ту степень взаимозависимости элементов, тотеё порог, ниже которого целостности не существует.
Решение этой проблемы на базе метода структурного баланса связано с необходимостью:
• выделить из множества все те элементы, от которых зависит достижение цели.
• установить нормальный уровень (эталон) качества для системы, минимально допустимую степень взаимозависимости ее элементов, при которой она может считаться системой в строгом смысле.
• оценить фактический уровень качества системы.
• определить пути улучшения качества, т.е. (в случае его неудовлетворительности) доведения до нормального.
При решении первых трехзадач все элементы берутся при существующих мощностях, специализации, подчиненности в системе и т.д. Однако для решения четвертой задачи необходимо располагать возможностью изменения существующих экономических и организационных связей элементов, целей и критериев оценки их деятельности;
Целесообразно выделить ядро-элемент системы, несущий главную ответственность за осуществление, в силу чего интересы его наиболее тесно связаны. В масштабах города, или области ядром-могут быть генподрядный строительный трест или объединение. Очевидно, ядро будет входить в состав системы, в крайнем случае, являясь ее единственным элементом. Стоит задача определить остальные элементы системы, способной эффективно реализовать стратегические цели.
Связи определеныкак зависимости, вытекающие из потреб-ностикаждого элемента кластера в материально-технических, трудовых, финансовых и прочих ресурсах и средствах, производимых или находящихся в ведении других элементов. Недостаточно установить лишь факт существования связи. Необходимо также ввести характеристику относительной важности или веса связи, что позволяет определить границу показателя целостности системы
к«*
т1п в виде
К! = 2 N-1
где N - количество элементов уровня.
Это значение предлагается считать эталоном качества системы.
к$ > к5*
Система, у которой т1п , является целостной. Таким
образом, метод структурного баланса позволяет провести анализ целей и интересов элементов регионально-отраслевого кластера и его субъектов, вовлеченных в реализацию программыи оценить уровень целостности образуемой имя системы. При этом решается вопрос о границах и структуре системы в строгом смысле, свойства которой гарантируют необходимыедля реализации производственно-экономическиепредпосылки.
Может быть построена блочная матрица для структур систем каждого уровня и оценено их качество.Поскольку для оценки качества системы решающее значение имеетправильное определение весов связей ее элементов, должны быть разработаныметоды и правила их оценки, исследованы вопросы надежности систем, в частности, тех ее аспектов, которые тесно связана с проблемой сохранения целостности система во времени на весь период осуществления программы.
Решение проблем надежности заключается в разработке и проведении в жизнь мероприятий, благодаря которымвероятность выполнения системой ее задач и функций была бы не ниже некоторого допустимого пороговогозначения. Среди методов, обеспечивавших требуемуюнадежность системы, наряду с такими как повышение надежности элементов и резервирование, важное место должно быть уделено организационным методам. К ним относятся: сокращение цепей кооперации или сокращение количества элементов и звеньев система; внедрение различных форм коллективного бригадного, арендного подряда, обеспечивавших единство интересов и высокую договорную дисциплину участников строительства и др.
Как показано в теоретических исследованиях и получено на практике, в ходе формирования кластерных структур возникает синергетический и мультипликативный эффект. Скорость его нарастания зависит от ядра кластерного образования и характера доминирующих производств в регионе. Очевидно, что строительство и транспорт - это два типа отраслевых производств, развитие которых глубже всего коррелирует с интересами населения. Этот тезис может быть подтверждён не только ранжированием источников удовлетворения потребностей индивидуума в иерархии Маслоу, но и статистическим анализом. Анализ причинно-следственных связей позволяет утвердить, что регионально-строительные кластеры и рост их эффективности приводит одновременно к расширению занятости населения, повышению жизненного уровня и качества жизни. Всё это способствует росту производительности труда, деловой активности населения в регионе, формированию и развитию других видов производств. Одновременно строительное производство требует
ТКАШРОКТ ВШШБББ Ш КШБТА | №3 2017 | 43
расширения деятельности его партнёров, представляющих часть регионального промышленного комплекса.
Таким образом, участники кластера при объединении ресурсов вносят свой вклад в виде денежных средств, технологий, патентов, торговых марок (включая франчайзинг), ноу-хау, квалифицированного персонала. При этом ими проводятся постоянные консультации с тем, чтобы определить, какие именно нужны ресурсы для совместных проектов, что требуется для их эффективного использования, как распределяются затраты и выгоды. Но они остаются полностью самостоятельными в других направлениях научно-исследовательской и производственной деятельности.
Такая кооперация позволяет значительно снизить риски её участников, расширяет ресурсные возможности, в том числе посредством использования кооперирующимися сторонами квалификации и компетенции партнёров, приводит к экономии затрат на исследования и разработки за счёт исключения их дублирования и увеличения продуктивности.
Помимо указанных выше достоинств кластеров, следует отметить и их недостатки.
Как утверждалось ранее, кластер является формой повышения конкурентоспособностикак в пределах одной страны, так на международном рынке. В результате усиления конкуренции с зарубежными производителями возрастает эластичность спроса на рабочую силу в кластерах, что может привести к стагнации зарплаты или к повышению в них уровня безработицы.
Кроме всего прочего, делая ставку на кластерное развитие, необходимо учитывать такие побочные явления, как возможность эффекта блокировки компаний, т.е. не исключено, что одиночные компании будут более конкурентоспособными по сравнению с кластерными.
Другими недостатками кластеризации можно считать:
• Уязвимость. Специализация может вызвать уязвимость регио-на.Технологическая прерывистость может подорвать определенные-преимущества кластера.
• Эффект замкнутости. Чрезмерная уверенность относительно локальныхконтактов и «молчаливого» знания, в комбинации с пренебрежениемвнешними связями и недостатком предвидения, можетобъяснить эффект замкнутости, обусловленный преоблада-ниемустоявшихся практик.
• Негибкость. Жесткие существующие структуры рискуют задерживатьрадикальную переориентацию или препятствовать не-обходимойперестройке.
• Уменьшение конкурентных давлений. Кооперация может вызватьсокращение конкурентных давлений и, следовательно, движущихсил инновации.
• Синдром самодостаточности. Привыкая к прошлым успехам, кластерможет быть не в состоянии распознать изменение тенденций.
Рассматривая взаимосвязь участников кластера, нельзя не согласиться с тем, что, ориентируясь только на внутренние отношения, субъекты кластера рискуют не только потерей самостоятельности, но и, в случае выхода из кластера - отсутствием надежных экономических агентов.
Синдром самодостаточности является острой проблемой кластеризации. Кластеры, будучи формой повышения конкурентоспособности, подразумевают в большинстве случаев крупную научную деятельность, создание новых технологий, инновационность в целом. Синдром самодостаточности, однако же, тормозит, если совсем не останавливает, научную деятельность кластера, а это, в свою очередь, есть торможение технического прогресса.
Выводы:
В работе проведен анализ преимуществ регионально-отраслевой кластерной структуры. Однако наряду с преимуществами отмечены возможности негативных процессов в структурах.
Одним из путей их преодоления является реализация соответствующего уровня взаимозависимости участников.
В связи с этим важной задачей является анализ оптимальной размерности кластера и степени взаимосвязи его элементов.
Литература:
1) Быкова А.А. Исследование факторов, влияющих на вероятность участия в инновационном кластере // Экономические науки, 2009. - №11(60).
2) Портер М. Конкуренция. - М., Вильяме, 2012 3. Цихан Т. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления - М.: №5, 2003
3) Бобина А. Стратегические альянсы в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения, 2001, №11, с.106.
4) Савельев Ю.В. Методические основы территориального стратегического планирования (на примере Республики Карелия); автореф. на соискание ученой степени к.э.н. - Петрозаводск, 2001. С.12.
44 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2017 |