Научная статья на тему 'Создание эффективной иерархической системы экономических интересов – условие развития экономики России'

Создание эффективной иерархической системы экономических интересов – условие развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ВЛАСТЬ / ЧИНОВНИКИ / БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиднина Валентина Лаврентьевна

Согласно исследованиям автора, разнонаправленность экономических интересов, преобладание интересов одних групп над другими мешают экономическому развитию России. В статье обосновывается необходимость согласования экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание эффективной иерархической системы экономических интересов – условие развития экономики России»

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Сиднина Валентина Лаврентьевна

доктор экономических наук, профессор. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

кафедра менеджмента и маркетинга

г. Саратов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Согласно исследованиям автора, разнонаправленность экономических интересов, преобладание интересов одних групп над другими мешают экономическому развитию России. В статье обосновывается необходимость согласования экономических интересов.

Ключевые слова: экономические интересы; региональные интересы; власть; чиновники; бизнес; управление

Код УДК: 338.24

Annotation. The article deals with the factors that hinder the economic development of Russia. Among them the author states multidirectional economic interests, the predominance of the interests of some groups over others. So, the necessity of harmonizing economic interests becomes evident.

Keywords: economic interests, regional interests, power, government officials, business; government

О согласовании экономических интересов российские ученые пишут уже не одно десятилетие, но проблема эта так и не разрешена [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. В России, что-то не действует невидимая рука рынка, вернее действует, но не так как хотелось бы большинству наших сограждан. Достаточно часто в дискуссиях высказывается мнение, что все, в том числе и цены труда, откорректирует конкуренция. Мол, зачем человек идет и работает за 5 копеек - не работал бы, то и предприниматель платил ему больше. Эти благие пожелания основываются на теоретической модели рынка, которой в реальности нигде нет. Чтобы не работать за пять копеек, надо научиться некоторое время находиться в физиологическом анабиозе, причем с семьей. В это время активно искать работу, в том числе и при помощи Интернет (которого нет у 47% российских семей), переезжать (на что нет денег у такого же числа семей) и т.д. Таких чудных фокусов никто еще вытворять не научился.

Российский реальный рынок никогда не согласует интересы всех слоев общества (которые в принципе полностью не согласуются), поэтому никакого сложения векторов сил не будет, и российская экономика будет демонстрировать неспособность к эффективному развитию1. Носители экономических интересов в России разнообразны, а экономические интересы их зачастую полярны2. Рассогласованы экономические интересы как одного уровня экономики (микро), так и

разных уровней. В этом плане любопытна выдержка из рекламы магистерской программы по управлению одного из российских ВУЗов. «Эффективное корпоративное управление служит залогом успешного привлечения инвестиций, повышает устойчивость компаний и прозрачность бизнеса в целом, мотивирует менеджеров действовать только (? В. С.) в интересах акционеров или собственников бизнеса, обеспечивает рост имиджа и деловой репутации. Однако рынок труда в настоящий момент испытывает острую нехватку квалифицированных специалистов, способных строить и поддерживать систему корпоративного управления в компаниях...». Оказывается интересы надо учитывать только акционеров и собственников, ну и на худой конец менеджеров. Интересы работников этих компаний никого не волнуют, интересы государства и общества в целом тоже. Это ретроградство даже с позиций западных школ менеджмента. Тут, правда, прослеживаются и интересы ВУЗа, который очень хочет заполучить магистрантов.

Законодательные и управленческие инновации в современной России определяются отраслевыми или корпоративными интересами. «Свободная» реализация разнонаправленных интересов в нашей стране и приводит к тому, что цены на энергоносители зашкаливают, что подрывает развитие и бизнеса, и государственного сектора и потребления; цены на продовольствие столь причудливы и реализуют в большей мере интересы посредников, а не производителей, что это мешает росту потребления и росту аграрного сектора экономики. Одна отрасль мешает другой, один сектор мешает третьему, одна страта беззастенчиво наживается на гибели других страт общества. Пожилые люди в нашей стране в обиде на зрелых и молодых, молодежь обижается на всех и все негодуют на государство и правительство. Такое состояние системы экономических интересов не способствует развитию экономики и социума. Экономические интересы разнообразны и разноуровневы (табл. 1.).

Пока основной единицей сосуществования социума является государство, ему «назначено» реализовывать общенациональные экономические интересы, однако это назначение государства выполняют по-разному в конкретно исторические периоды времени, специфика зависит и от того, как интересы представлены в органах власти, какие группы общества смогли делегировать туда своих представителей, насколько сильны их объединенные возможности, как действует система лоббирования и подкупа.

В экономике разнонаправленные интересы собираются в систему и становятся действенными побудительными стимулами развития только при преобладании национальных интересов3. Этот факт демонстрируют все страны4.

1 Эти интересы ограничены различными формами экономической власти на трех уровнях. Первый уровень отражает влияние глобального финансового капитала. Эта так называемые управляющие параметры: курс валют, банковский процент, внедрение инноваций. Этот уровень отражает глобальную координацию. Второй уровень - уровень государственной (национальной, централизованной) экономической политики (координации), на которую оказывает влияние глобальный финансовый капитал. Эта политика направлена (возможно, В.С.) на защиту конкуренции. Так, формально фиксируются и находятся под пристальным вниманием слияния и поглощения компаний. Вне поля зрения антимонопольных органов оказывается квазиинтеграция, получившая широкое распространение после 1990-х годов. Третий уровень -адаптация корпоративных интересов в рамках системы глобальной и централизованной координации. Хозяйственная практика показала, что без защиты государством конкуренции спонтанная адаптация посредством механизма рынка невозможна. Интеграционные же процессы в глобальной и национальной экономике ограничивают конкуренцию [8].

2 Особенно ярко рассогласованность интересов наблюдается на уровне хозяйственной деятельности. Одной из причин данного явления стала приватизация. Следствием этого процесса стала неравномерность распределения доходов, что в

свою очередь отразилось на интересах большинства людей. В настоящее время проблема несогласованности интересов

наблюдается не только у домашних хозяйств, но и у фирм. По этому поводу И. Крячков пишет, что «не совпадают интересы бизнеса, диапазон которых весьма широк и отличается различными взглядами на базовые условия развития общества: труда, капитала, государственного регулирования, планирования» [5]. Экономические интересы не существуют сами по себе, а выступают в качестве объективного составного звена механизма реализации экономического закона, трансформируются с течением времени под влиянием потребностей и экономических отношений. Общие интересы имеют более сложную природу, интегрирующую, помимо совокупности индивидуальных интересов, они есть качественно целостные интересы общности как самостоятельного субъекта.

Таблица 1

Виды экономических интересов и их носители по уровням экономической системы

Виды экономических интересов Носители интересов Противоречия интересов и их проявления

1 Индивидуальные, личные Индивиды, выступающие в ролях потребителей, покупателей, сберегателей, производителей, инвесторов и т.д. Как и прежде экономический рост в России происходит в пользу богатых. Миллиардеров прибавилось, бедных не убавилось. Кроме этого интересы индивидов противоречивы интересам корпораций.

2 Групповые: предприятий/ организаций, отраслей Интересы фирм, корпораций, их объединений, отраслей кооперативов и т.д. Интересы фирм далеко не всегда совпадают с интересами работников и с интересами регионов и государства.

3 Региональные Интересы жителей регионов и региональных сообществ (предпринимателей региона, потребителей региона, образовательных учреждений региона и т.д.) Существуют как межрегиональные, так и внутрирегиональные противоречия, а также противоречия региона и страны в целом и т.д. Экономическим интересам в регионе свойственна определенная противоречивость, которая вытекает, прежде всего, из объективных противоречий между интересами разных групп населения: личными и общественными, отраслевыми и региональными, региональными и групповыми. Единство всех видов региональных интересов может быть обеспечено путем проведения большой организационной работы по согласованию и сглаживанию существующих противоречий состояния региональной экономики.

4 Национальные Интересы всей страны в целом Противоречия могут существовать как внутринациональные, так и межнациональные. Интересы страны могут не совпадать с интересами индивида, фирм, региона, и т. д. Особо остро противоречия национальных интересов проявляются на мировом рынке. Кроме этого интересы одной страны могут не совпадать с интересами интеграционной группировки, в которую она входит.

5 Международных группировок Интересы интеграционных или альянсных группировок стран Противоречия интересов международных группировок могут быть как внутренними, так и межгруппировочными.

6 Глобальные Общечеловеческие и/или глобальных экономических субъектов. Интересы всех людей и их функциональных сообществ: мировой экономики, мирового образования, мирового здравоохранения и т.д. Противоречия развития экономики и сохранения среды обитания, выживания человечества. Энергоснабжение за счет атомных станций и радиационная угроза не только населению Японии, но и других стран. Противоречия стремления к удешевлению производства продукта и обеспечения безопасности для всего населения земного шара.

Если есть путь, инструмент реализации интереса более легкий и менее рисковый, то пользуются им. По сравнению с дележом рентных доходов, инновационный путь получения дохода (прибыли) - путь рисковый, хлопотный, поэтому он и не реализуется в России5. Чтобы в России экономические интересы получения дохода были реализованы через инновации, необходимо лишить предпринимательские единицы (на первом уровне дележа - это крупные корпорации, затем примыкающие к ним структуры, вплоть до мелкого бизнеса, и государство) получения и дележа ренты. Проблема в том, кто это будет делать, есть ли у власти стимулы реализовать этот путь. Ответ на этот вопрос дает отчасти, соотношение представительства интересов различных страт общества во власти (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение представительства интересов во власти

Субъекты интересов Представительство экономических интересов субъектов во власти Источники политической власти Уровни власти, где представлены интересы

Крупные собственники (крупно-корпоративный сектор экономики) Представлены Экономическая власть, личная уния, лоббирование, подкуп Все

Чиновники Представлены Организационная власть, экономическая власть Все

Представители среднего бизнеса Частично представлены Экономическая власть Муниципальный, региональный - редко

Представители мелкого бизнеса Не представлены Нет Нигде

Работники Не представлены Нет, есть только флер, что есть Нигде

Пенсионеры Не представлены Нет Нигде

3 Главная теоретическая беда - это понимание частного интереса как базового, причем тотально базового. Исходного да, доля жизни индивида да, но не для развития экономики. Человек даже биологически - существо стадное, то есть вышел из сообщества, в котором индивидуальные интересы ущемляются для выживания целого. Человеческая экономика - сложнейшее образование, и рынок как механизм не справляется с согласованием индивидуального в целое, поэтому базовым интересом экономического развития является общий интерес. Пока на уровне государства, в будущем (надеюсь, что недалеком) мирового сообщества (В.С.)

4 Разве должны, по рыночной идеологии, известные глобальные компании реализовывать национальные интересы США? - Как будто не должны, а должны заботиться только о своей компании по либерально рыночным воззрениям. Однако президент США Барак Обама провел закрытую встречу с руководителями компаний, являющимися лидерами на рынке высоких технологий не только в его стране, но и во всем мире. Руководители таких компаний, как Yahoo!, Cisco, Twitter, Oracle, Google, Facebook были приглашены на разговор с Президентом, который проходил при закрытых дверях, и на который не была допущена пресса. Все двенадцать руководителей, которые были приглашены, приехали на встречу с Президентом - никто ему не отказал в визите [10].

5 Это положение активно обсуждается в современных экономических публикациях. См.: например Сорокин Д. О стратегии развития России [11], или в положениях доклада Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата (экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»), где сделан вывод, что именно частный несырьевой бизнес должен стать основным агентом экономического развития [12].

Соотношение интересов оставляет мало надежд на такого рода энергичную политику. Практика также показывает, что реальная экономическая политика такой модели продвигается вяло.

Главная корректирующая роль в механизме стабилизации социально-экономического положения должна отводиться государству, призванному обеспечить одновекторность реализации интересов в границах определенной структурной формы единой парадигмы интересов [7]. При этом представляется, что на определенном историческом отрезке времени, согласуясь с реальными условиями, государство выстраивает иерархическую систему интересов, причем иерархия нижних уровней может меняться. Приоритет могут получать частные интересы, региональные, корпоративные (при создании международных корпораций) и т. д.

Итак, государство должно обеспечить приоритет общенациональных интересов. Но сможет ли? И вопрос тогда переводится в плоскость природы современного российского государства. Ведь экономическая власть дает возможность, даже не нарушая закона, парализовать правовое государство и демократию. Концерны и крупные банки в состоянии препятствовать свободному формированию законодательной властью своего волеизъявления или даже блокировать его [13]. И это еще не беда, беда наступает тогда, когда и законодательная, и исполнительная власть сформирована структурами, имеющими экономическую власть в стране. Тогда обеспечивается господство власти крупнейших собственников, и вместо реализации национальных интересов приоритет получает реализация групповых интересов собственников основной массы ресурсов в РФ.

Настораживает нарушение методологического принципа целостности. Это только в теории экономика разбита на макро и микро части. В действительности это не так. Забвение политэкономического принципа целостности отражается ошибками теоретического анализа и переносится далее в хозяйственную практику. Если выработанные рекомендации на уровне фирмы еще могут быть приемлемыми, то рекомендации, касающиеся деятельности правительства, сомнительны. Особенно это касается такой области, как экономические интересы. Экономические интересы представляют собой клубок, который только в анализе подлежит разбору, а на практике нет, поскольку осуществляется как взаимосвязанное целое, только в анализе субъекты экономических интересов «носят» их по одному (одной группы, одного класса) - на самом деле, каждый субъект является носителем комплекса интересов и забвение этого оборачивается ошибками.

Микроэкономический анализ системы интересов, существующих в корпорации, безусловно, необходим, но при этом исследователь должен помнить, что он искусственно ограничил исследовательское поле и может прийти к неверным выводам. На самом деле анализ только «внутри» невозможен, не случайно исследователей экономических интересов постоянно «выбрасывает» и вовне. Ведь государственные чиновники, финансовые институты существуют вне корпорации; на самом деле и корпорация как институт, и все действующие субъекты интересов: акционеры, менеджеры, работники - несут в себе (и продуцируют) интересы национальной экономики, социума, региона, мировой экономики, человечества и т. д.

Именно это и придает специфику интересам - насколько каждый носитель включает в себя элементы системы экономических интересов. Даже собственники, при всей космополитичности крупных российских собственников, желают или вынуждены реализовывать не только свои интересы, но и элементы системы интересов (Потанин - стипендии, и собирается обобществить бизнес, Прохоров реализует проект Е-мобиля, Усманов покупает и передает художественные ценности и др.). Ряд собственников выражают интересы мира - например, Клаус Виганд (ранее Председатель правления МЕТРО) с его идей экологической стоимости, с его деятельностью в фонде Форум ответственности. Задача состоит в переносе акцентов с «вынужден» - на осознанное долженствование или желание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водомеров Н.К. Государственное регулирование экономики как выражение классовых интересов [Электронный ресурс] / Н. К. Водомеров. - Режим доступа: www.theoreticaleconomy.info/articles/369.pdf

2. Котелкин В. И. Потребности, интересы, стимулы в хозяйственном механизме социалистического общества [Текст] / В.И. Котелкин. - Ленинград : Издательство ЛГУ, 1983. - 216 с.

3. Гоцкая Н. Р. Динамизм системы экономических интересов и структурные сдвиги в экономике : дис. ... канд. экон. наук. / Гоцкая Н. Р. - Ставрополь, 2006

4. Игнатовский П. Экономические интересы, их противоречия. / П. Волосников // Экономист. -2002. - № 3. - С. 28-39

5. Крячков И. О согласовании интересов/ И. Крячков // Экономист. - 2005. - № 12. - С. 88-89

6. Мусин М. Проблема согласования интересов/ М. Мусин // Экономист. - 2005. - №5. - С. 54-58

7. Урусова, И. Н. Экономические интересы хозяйствующих субъектов в современной экономической системе : дис. ... канд. экон. наук. / Урусова И.Н. - Чебоксары, 2005.

8. Усик Н. И. К вопросу об управленческих инновациях в свете экономических интересов в России [Электронный ресурс] / Н.И. Усик - Режим доступа: www.economics.open-mechanics.com/articles/137.pdf

9. Чернецова Н.С. Теория и методология исследования экономических интересов / Н. С. Чернецова. - М. : МИЭМ : УЧЛИТВУЗ, 2001. - 256 с.

Ю.Обама провел встречу с лидерами 1Т-компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.tokarevs.ru/news/2054.html.

11.Сорокин Д. О стратегии развития России / Д. Сорокин // Вопросы экономики. - 2010. - № 8. -С. 28-40

12.Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата (экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия») // Вопросы экономики. - 2010. - № 10. - С. 28-40

13.Ойкен В. Основные принципы экономической политики [Текст] / В. Ойкен - Москва : Прогресс : Универс, 1995. - 493 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.