СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Белобородов С.В., соискатель ИЭСО
В статье рассмотрены проблемы информационного взаимодействия органов исполнительно власти, выявлены особенности создания единой информационной системы органов исполнительной власти РФ.
Ключевые слова: межведомственное взаимодействие, исполнительная власть, информация, информационное взаимодействие, информационная система.
CREATION OF UNIFORM INFORMATION SYSTEM OF ENFORCEMENT AUTHORITIES
Beloborodov S., The applicant, IESO
In article problems of information interaction of bodies of accurately power are considered,features of creation of uniform information system of enforcement authorities of the Russian Federation are revealed.
Keywords: interdepartmental interaction, executive power, the information, information interaction, information system
Рассматривая различные варианты обеспечения межведомственного взаимодействия, выделяют две основных стратегии: централизованное и децентрализованное взаимодействие. В централизованном варианте назначается ведомство, ответственное за взаимодействие, либо создается центральный координирующий орган. Остальные ведомства, как правило, «принуждаются к сотрудничеству» при помощи законодательных и нормативных актов. При децентрализованном подходе ведомства договариваются между собой, а воздействие центра обычно ограничивается разработкой технических стандартов взаимодействия. У каждого из этих подходов есть свои достоинства и недостатки. Практика показывает, что государственные органы и организации во всем мире часто сочетают обе стратегии, но в различной степе-ни1.
Существует целый ряд методов, позволяющих организовать обмен электронной информацией между государственными органами. В России длительное время существовал крен в сторону использования закрытых каналов связи и документов, подписанных либо заверенных ЭЦП. Однако существуют и другие возможности: использование открытых каналов связи, альтернативных средств аутентификации, заполнение форм на веб-сайтах, пересылка носителей информации и т.д.
Закрытые каналы, ЭЦП и т.п. - это достаточно дорогие, трудоемкие технологии, использование которых оправдано далеко не всегда. Не случайно во многих зарубежных странах эти технологии используются только в сравнительно узкой сфере: в первую очередь, при работе с документами, содержащими секретную и конфиденциальную информацию. Не столь уж сложно найти подходящие технические средства и решения. Гораздо сложнее решить юридические и организационные вопросы информационного взаимодействия.
Ещё одна острейшая проблем - передача информации и документов из одних информационных систем, используемых в органах государственной власти, в другие. Отсутствие обязательных требований к форматам для передачи документов и их метаданных приводит к тому, что приходится многократно вручную вводить одни и те же реквизиты документов, что не только делает работу более трудоёмкой, но и увеличивает число ошибок.
Наиболее часто используемые каналы - это электронная почта и телефон - видимо, в силу оперативности данных видов связи. Но в интервью большинство респондентов отмечают, что основной формой обмена документальной информацией остаются письма, поскольку только письменная форма является официально признанным ответом на запрос. Второй по значимости канал информационного взаимодействия совещания: совещания в администрации района и города, заседания муниципальных советов, работа профильных комиссий администрации района, коллегии администрации района, семинары комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления2.
При создании единой информационной системы органов ис-
полнительной власти необходимо решать как традиционные задачи разработки информационных систем: формирование территориально-распределенных информационных ресурсов на единой программно-технической платформе и информационных технологиях; создание унифицированных программных средств информационно-аналитической поддержки комплексов задач по сбору, обработке и распределению информации; обеспечение телекоммуникационного взаимодействия абонентов между собой и с внешними информационными ресурсами посредством безбумажного документооборота; интегрированное управление электронными информационными потоками и ресурсами; а также обеспечение гарантированной защиты от несанкционированного доступа к ним, так и уникальных задач, связанных с практической деятельностью органов исполнительной власти.
Перечисленные задачи могут быть реализованы на основе единой информационной системы, которая должна включать следующие уровни иерархии - информационно-вычислительные комплексы: СПРФ, отделений ассоциации органов исполнительной власти Российской Федерации в Федеральных округах, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов исполнительной власти муниципальных образований.
Взаимодействие между перечисленными уровнями реализуется средствами функциональных подсистем с использованием межрегиональной информационно-вычислительной сети.
Основной упор при создании единой информационной системы органов исполнительной власти РФ должен быть сделан не просто на сборе и аккумулировании информации из различных источников, носящих порой конфиденциальный характер, а на ее анализе. Поэтому нужно ориентироваться на использовании специализированных «закрытых» каналов связи между органами исполнительной власти в режиме реального времени, но с возможностью организации общественного доступа к открытой информации в виде Интернет-портала органов исполнительной власти РФ для реализации одного из главных постулатов деятельности органов государственного финансового контроля (ГФК) - гласности.
Для создания системы необходимо выполнить сбор информации и моделирование предметной области, построение архитектуры будущей системы. Основным назначением синтезируемой информационной системы должно являться повышение качества деятельности руководства и специалистов органов исполнительной власти на основе: автоматизации внутренней деятельности органов исполнительной власти и организации обмена информацией с другими органами исполнительной власти; организации оперативного обмена информацией с другими государственными информационными ресурсами (внешний обмен), например, со структурами налоговой службы, федерального казначейства и т. д.; разработки программного инструментария для оперативного контроля исполнения бюджетов всех уровней, аналитики, экспертизы и прогноза.
Необходимо также определить основные параметры (особенности) создания или построения информационно-аналитической
системы, являющейся инструментом построения единого информационного пространства органов исполнительной власти. В результате исследования архитектуры построения систем принятия решения, или в современной терминологии «электронных правительств», Ивановой Е.И. и Сметаниной О.Н.3 были сформулированы следующие особенности, которые должны быть учтены при построении ИАС органов исполнительной власти Российской Федерации:
• отсутствие вертикальной подчиненности между органами исполнительной власти РФ (информационное взаимодействие может производиться только при условии существования паритетных и взаимовыгодных отношений между руководителями органов исполнительной власти и законодательных собраний);
• масштабность и вертикально-интегрированная структура информационно-аналитической системы;
• распределенный характер хранения информационных ресурсов, т.е. информационные ресурсы информационно-аналитической системы не централизуются, а хранятся у владельцев данных ресурсов (доступ к информации должен осуществляться по запросам, регламентироваться соответствующими нормативноправовыми документами, реализованными в адекватную электронную систему санкционированного доступа);
• социально-экономическая направленность информационно-аналитической системы, так как в конечном итоге характер собираемых и обрабатываемых данных и сведений отражает все аспекты состояния социально-экономического развития как регионов, так и страны (что в свою очередь должно обеспечить решения крайне важной задачи - возможность ситуационного анализа, мониторинга социально-экономического положения и прогнозирования развития регионов и муниципальных образований);
• необходимость серьезного совершенствования существующего законодательства на всех уровнях и понятно, что это совершенствование неразрывно связано с построением всей системы государственного финансового контроля Российской Федерации.
Можно предположить, что в итоге информационно-аналитическая система, оперативно дающая финансовую и социальноэкономическую информацию, позволит обеспечить и превентив-ность государственного финансового контроля, и мониторинг исполнения бюджета, и прозрачность работы чиновников и тем самым будет реально способствовать проводимой административной реформе.
Информационная обеспеченность органов исполнительной власти представляет собой комплекс взаимодействующих программно-аппаратных средств и наборов информационных баз данных, позволяющих решать задачи экспертно-аналитического характера, информационной поддержки контрольных мероприятий и организационно-хозяйственной деятельности. В рамках отмеченных направлений деятельности возможно применение разнообразных программных средств, основными целями которых может быть решение конкретной, не пересекающейся с другими, задачи информационного обеспечения. Все эти программные средства могут использовать различные программные платформы, методы и способы решения.
В результате исследования были сформулированы следующие особенности, которые должны быть учтены при построении ИАС между органами исполнительной власти Российской Федерации: отсутствие вертикальной подчиненности между органами исполнительной власти РФ (информационное взаимодействие может производиться только при условии существования паритетных и взаимовыгодных отношений между руководителями органами исполнительной власти органов и законодательных собраний); масштабность и вертикально-интегрированная структура информационно-аналитической системы; распределенный характер хранения информационных ресурсов, т. е.
информационные ресурсы информационно-аналитической системы не централизуются, а хранятся у владельцев данных ресурсов (доступ к информации должен осуществляться по запросам, регламентироваться соответствующими нормативно-правовыми документами, реализованными в адекватную электронную систему санкционированного доступа); социально-экономическая направленность информационно-аналитической системы, так как в конечном итоге характер собираемых и обрабатываемых данных и сведений отражает все аспекты состояния социальноэкономического развития как регионов, так и страны4.
1 Храмцовская Н.А Современные идеи и опыт в области государственного управления: межведомственное электронное взаимодействие. - М.: ООО «Полиграфия Дизайн» , 2010.
2 Васецкий А.А., Левина С.А., Ястребова Е.Ю. Формы информационного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и населением. // Управленческое консультирование, 2007. - №23. - С. 152-167.
3 Иванова Е.И., Сметанина О. Н. Информационное обеспечение и взаимодействие органов государственного финансового контроля. / / Вестник УГАТУ, 2007. - T.9, №5(23). - C. 40^6
4 Храмцовская Н.А Современные идеи и опыт в области государственного управления: межведомственное электронное взаимодействие. - М.: ООО «Полиграфия Дизайн» , 2010.