Научная статья на тему 'Создание действенных международно-правовых способов и механизмов, нацеленных на новую стратегическую линию мирного сосуществования государств'

Создание действенных международно-правовых способов и механизмов, нацеленных на новую стратегическую линию мирного сосуществования государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
282
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВАМИ СВОИХ ИНТЕРЕ-СОВ / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА / ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ООН / БАЛАНС ГЛОБАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ / DIVERSITY OF FORMS AND METHODS OF IMPLEMENTATION BY STATES OF THEIR INTERESTS / PROTECTION OF STATE SOVEREIGNTY / INCREASING THE ROLE OF THE UNITED NATIONS / THE BALANCE OF GLOBAL AND REGIONAL REGULATORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье рассмотрены и прокомментированы ключевые вопросы XIV Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», проходившего 19 октября 2017 г., на тему «Мир будущего: через столкновения к гармонии». Проблемы обсуждались в контексте происходящих политических и социальных конфликтов, возможностей адаптации общества к новым факторам и условиям, анализа прогнозов контуров мира будущего. Изложены и проком-ментированы ключевые проблемы современной международной политики, экономики и без-опасности, затронутые Президентом России В.В. Путиным в его выступлении на этом форуме, одна их которых касается будущего миропорядка и глобальной системы управления под эгидой ООН на основе учета глобальных, региональных интересов государств и их суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of an effective international legal ways and mechanisms aimed at a new strategic line of the peace coexistence of States

The paper reviewed and commented upon the key issues XIX annual meeting of the International dis-cussion club «Valdai», which was held October 19, 2017, on the theme: «the world of the future: using collisions to harmony». The problem was discussed in the context of ongoing political and social conflict, the potential for adaptation of society to new factors and conditions, analysis of projections of the contours of the future world. Set out and commented upon the key issues of modern international politics, Economics and security raised by the President of Russia Vladimir Putin in his speech at this forum, one of them for the future world order and glob-al governance under the UN auspices on the basis of global and regional interests of States and their sovereignty

Текст научной работы на тему «Создание действенных международно-правовых способов и механизмов, нацеленных на новую стратегическую линию мирного сосуществования государств»

Создание действенных международно-правовых способов и механизмов, нацеленных на новую стратегическую линию мирного сосуществования государств

(комментарии редакции журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право» по итогам выступления Президента России В.В. Путина на XIV Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему: «Мир будущего: через столкновение к гармонии» 19 октября 2017 г.)

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

Директор Института проблем безопасности СНГ, Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук

Аннотация: В статье рассмотрены и прокомментированы ключевые вопросы XIV Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», проходившего 19 октября 2017 г., на тему «Мир будущего: через столкновения к гармонии». Проблемы обсуждались в контексте происходящих политических и социальных конфликтов, возможностей адаптации общества к новым факторам и условиям, анализа прогнозов контуров мира будущего. Изложены и прокомментированы ключевые проблемы современной международной политики, экономики и безопасности, затронутые Президентом России В.В. Путиным в его выступлении на этом форуме, одна их которых касается будущего миропорядка и глобальной системы управления под эгидой ООН на основе учета глобальных, региональных интересов государств и их суверенитета.

Ключевые слова: многообразие форм и методов реализации государствами своих интересов, защита государственного суверенитета, повышение роли ООН, баланс глобальных и региональных регуляторов

The creation of an effective international legal ways and mechanisms aimed at a new strategic line of the peace coexistence of States

(comments of the editorial Board of the journal «International cooperation Eurasian States: politics, economics, law» on the basis of performance of the President of Russia Vladimir Putin at XIV annual meeting of the International discussion club «Valdai» on the theme: «the world of the future: through the clash to the harmony» October 19, 2017.)

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH,

Director of Institute of the security problems CIS, chief redactor journal «International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law», candidate of legal sciences

Abstract: the paper reviewed and commented upon the key issues Х1У annual meeting of the International discussion club «Valdai», which was held October 19, 2017, on the theme: «the world of the future: using collisions to harmony». The problem was discussed in the context of ongoing political and social conflict, the potential for adaptation of society to new factors and conditions, analysis of projections of the contours of the future world. Set out and commented upon the key issues of modern international politics, Economics and security raised by the President of Russia Vladimir Putin in his speech at this forum, one of them for the future world order and global governance under the UN auspices on the basis of global and regional interests of States and their sovereignty.

Key words: diversity of forms and methods of implementation by States of their interests, protection of state sovereignty, increasing the role of the United Nations, the balance of global and regional regulators

Круг дискуссионных вопросов в рамках Валдайского форума 19 октября 2017 г. о мире будущего и его гармонии

Создание действенных международно-правовых способов и механизмов, нацеленных на новую стратегическую линию мирного сосуществования государств, отражает новый этап в осмыслении человечеством уроков прошлого в условиях, когда большинство стран мира приступают к осуществлению масштабных программ преобразования нашего мира ради достижения целей мира, благосостояния народов, безопасности, стабильности, устойчивого развития через международное сотрудничество, формы и цели которого отражены в ряде Резолюций ГА ООН1.

Поддерживая идеи повышения роли международного права и идеи ГА ООН, СБ ООН о необходимости создания надлежащих международных механизмов мирного сосуществования государств и согласования их политик, Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил 19 октября 2017 г. на итоговой пленарной сессии XIV Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» под названием «Мир будущего: через столкновение к гармонии»2.

Тема «Валдая» 2017 г. «Созидательное разрушение: возникнет ли из конфликтов новый мировой порядок?» касалась обсуждения происходящих в современном мире политических и социальных конфликтов, возможностей адаптации общества к новым факторам и условиям, анализа прогнозов контуров мира будущего. В заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» принимали участие более 130 участников из 33 стран мира.

Следует, исходя из тенденций глобализации и регионализации мировых процессов, проа-

нализировать ключевые позиции выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина 19 октября 2017 г. на итоговой пленарной сессии XIV Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» под названием «Мир будущего: через столкновение к гармонии», которое уже сегодня назвали историческим, влияющим на мировую политику в целом и на международное сотрудничество евразийских государств, включая СНГ и ЕАЭС.

В выступлении В.В. Путина подчеркнуты неожиданные и глубокие, по существу, стремительные перемены и риски в мировых процессах, определяющих мировой порядок, с которыми столкнется человечество. Поэтому страны и народы должны рассчитать свои возможности противостояния таким вызовам, «понимать, чувствовать, где именно искать ключевые тенденции, нетривиальные ответы на вопросы, которые ставит и еще наверняка поставит будущее, учитывая, что темп событий таков, что реагировать на них нужно постоянно и быстро»3.

О расширении сфер конфликтов интересов государств В.В. Путин сказал следующее: «Качественно новые процессы одновременно разворачиваются во всех сферах. Напряженная динамика общественной жизни разных стран, технологическая революция переплетаются с изменениями на международной арене. Обостряется конкуренция за место в мировой иерархии. При этом многие прежние рецепты глобального управления, преодоления конфликтов и естественных противоречий уже не годятся, часто не срабатывают, а новые еще пока не выработаны.

1 Например, одни из последних документов ООН: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 11 сентября 2017 г. ^/71Д.90)] 71/327. Роль Организации Объединенных Наций в глобальном экономическом регулировании; Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2017 г. (A/71/L.70/Rev.1)] 71/320. Новое партнерство в интересах развития Африки: прогресс в осуществлении и международная поддержка и др.

2 Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина 19 октября 2017 г. на итоговой пленарной сессии XIV Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» под названием «Мир будущего: через столкновение к гармонии». http://vg-news.ru/n/131282

3 Там же.

Разумеется, интересы государств далеко не во всем совпадают. Это нормально, естественно, так было всегда. У ведущих держав разные геополитические стратегии, видение мира.Такова неизменная сущность международных отношений, построенных на балансе взаимодействия и конкуренции. Правда, когда этот баланс нарушается, когда под вопрос ставится соблюдение и даже само наличие общепринятых правил поведения, когда свои интересы продавливаются любой ценой - противоречия становятся непредсказуемыми и опасными, приводят к жестким конфликтам»1.

Комментарий. Можно сказать, что Президент России подчеркнул многообразие форм и методов реализации государствами своих интересов (хотя некоторые государства используют, с точки зрения международного права ООН, неправомерные методы) в военно-стратегической, гуманитарно-нравственной, этно-идеологической, социально-культурной, экономико-политической и организационно-правовой сферах на между-

народной арене. Это вызвано, кроме других причин, блоковыми, интеграционными связями государств, противоречиями между интересами суверенных государств и крупного транснационального капитала, а также снижением роли международного права, падением уровня справедливого, взаимовыгодного международного сотрудничества, взаимопонимания, снижением темпов развития современных теоретических основ международной безопасности, международных отношений и международного права XXI в. Политика государств проводится в условиях перехода к многополярному миру, и самые существенные вопросы - о реализации суверенных прав государств на самостоятельный путь политического развития, выбор приоритетов международного сотрудничества и экономическую модель роста при условии обеспечения международной безопасности, прав и законных интересов других государств - являются общими ценностями человечества, требующими нового теоретического развития.

Международные проблемные узлы нужно не рубить, но распутывать цивилизованно

О проблемах международной безопасности В.В. Путин сказал следующее: «При этом ни одна реальная международная проблема в таких условиях и при такой постановке вопроса не решается, отношения между странами только деградируют. Безопасности в мире становится меньше. Вместо продвижения прогресса, демократии свободу рук получают радикальные элементы, экстремистские группировки, которые отрицают саму цивилизацию, стремятся ввергнуть ее в архаику и хаос, в варварство. Сирийский опыт показывает, что такой самоуверенной и разрушительной политике есть альтернатива. Россия противостоит террористам вместе с законным правитель-

1 Там же.

2 Там же.

ством Сирии и с другими государствами региона, действует на основе международного права. Любые противоречия нужно разрешать цивилизованно. Россия всегда выступала именно за такой подход. Твердо убеждены: даже самые сложные „узлы" - будь то кризис в Сирии или в Ливии, на Корейском полуострове или, скажем, на Украине - надо распутывать, а не рубить»2.

Комментарий. Расширение внешнеполитических инструментов обеспечения международной безопасности все активнее продвигается политикой Российской Федерации по содействию через механизм ГА ООН, СБ ООН, ОДКБ создания действенных международно-правовых спосо-

бов и механизмов, нацеленных на новую стратегическую линию мирного сосуществования государств разных регионов мира с различными социально-экономическими системами в контексте создания систем коллективной безопасности.

Хотя этот процесс в условиях противостояния США и его партнеров по НАТО проходит трудно для российской дипломатии, он системно приводит к конструктивным шагам для принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы миру, подавлению актов агрессии, терроризма и экстремизма, других нарушений мира, разрешению международных споров мирными средствами. Особую роль играют Резолюции СБ ООН о противодействии транснациональной преступности, порожденной в том числе военными конфликтами и их последствиями1.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Протокол к ней против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху - главные международно-правовые документы по борьбе с незаконным провозом мигрантов и противодействию связанным с этим деяниям, как и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее - глав-

ный международно-правовой документ по борьбе с торговлей людьми.

Совет Безопасности ООН принимает меры по поддержанию международного мира и безопасности согласно Резолюциям 1325 (2000), 1809 (2007), 2033 (2012), 2167 (2014), 2171 (2014), 2242 (2015) и 2320 (2016), подтверждая, что одними только военными и техническими мерами прочный мир не достигается и не поддерживается. Требуются политические решения, которые должны служить ориентиром при подготовке и развертывании операций ООН по поддержанию мира. Согласно Уставу ООН основные принципы поддержания мира основываются на согласии сторон, беспристрастности и отказе от применения силы, учитывая особенности каждой миротворческой миссии, потребности и обстоятельства конкретной страны2.

Глобализация не гарант от геополитического соперничества

В выступлении на Заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 2017 г. под названием «Мир будущего: через столкновение к гармонии» относительно современной экономической глобализации В.В. Путин отметил: «В свое время апологеты глобализации убеждали нас в том, что гарантией от конфликтов и геополитического соперничества станет всеобщая экономи-

ческая взаимозависимость. Увы, этого не произошло. Больше того - характер противостояний усложнился, они стали многослойными и нелинейными»3.

Комментарий. В 2015 г. глобальные потоки прямых иностранных инвестиций выросли примерно на 40%, до 1,8 трлн долл. - самый высокий уровень с начала глобального финан-

1 Резолюция 2380 (2017), принятая Советом Безопасности на его 8061-м заседании 5 октября 2017 г. https://documents-dds-ny. un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/311/39/PDF/N1731139. pdf?OpenElement

2 Резолюция 2378 (2017), принятая Советом Безопасности на его 8051-м заседании 20 сентября 2017 г. https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/294/98/PDF/N1729498.pdf?OpenElement

3 Выступление В.В. Путина на Валдайском форуме 19 октября 2017 г. Полная версия http://vg-news.rU/n/131282

сово-экономического кризиса в 2008 г.1 Однако этот рост не привел к соразмерному расширению производственного потенциала во всех странах. В Аддис-Абебской Программе финансирования развития 2015 г. содержится призыв к переориентации режима национальных и международных инвестиций на устойчивое развитие. ЮНКТАД играет в системе Организации Объединенных Наций важную роль в поддержке этих усилий. ЮНКТАД дает представление о структуре собственности многонациональных предприятий (МНП) и с помощью данных о миллионах головных и аффилированных предприятий показывает глобальную сеть корпоративных структур.

Большинство новых мер инвестиционной политики по-прежнему направлены на либерализацию и поощрение инвестиций. Там, где были вве-

дены новые инвестиционные ограничения или правила, они, главным образом, отражали обеспокоенность долей иностранной собственности в стратегических отраслях. Другая примечательная черта новых мер - принятие или пересмотр инвестиционного законодательства, в основном в некоторых африканских странах. Соображения национальной безопасности становятся все более важным фактором инвестиционной политики. Страны руководствуются разными концепциями национальной безопасности, когда в процессе утверждения инвестиций могут приниматься во внимание ключевые экономические интересы. Возможность применения государствами правил защиты национальной безопасности необходимо уравновешивать требованиями прозрачности и предсказуемости процедур для инвесторов2.

О проблемах безопасности«цифрового общества и цифровой экономики»

О проблемах безопасности цифрового общества и цифровой экономики В.В. Путин сказал следующее: «Научно-технический прогресс, роботизация, цифровизация уже ведут к глубоким экономическим, социальным, культурным, ценностным сдвигам. Перед нами открываются немыслимые ранее перспективы и возможности. Однако при этом потребуется найти ответы и на множество вопросов. Каким будет место человека в треугольнике „люди-техника-природа"? Как поведут себя государства, в которых из-за климатических и экологических изменений могут попросту исчезнуть условия для нормальной жизни? Очевидно также, что никакие самые современные технологии сами по себе не обеспечат устойчивое развитие. Гармоничное будущее невозможно без социальной ответственности, без свободы и справедливости, без уважения к

традиционным этическим ценностям, к достоинству человека. Иначе „прекрасный новый мир" вместо благоденствия и перспектив для каждого может обернуться тоталитаризмом, кастовым обществом, конфликтами и ростом противоречий. Кстати, это уже было в истории многих стран, в том числе и в истории нашей страны, истории России, когда вслед за успешным технологическим, индустриальным рывком следовали драматические потрясения и революционные срывы, потому что не были вовремя разрешены накопившиеся социальные противоречия, не преодолены явные общественные анахронизмы»3.

Комментарий. На основании сказанного В.В. Путиным можно подчеркнуть, что переход к цифровой экономике и электронной коммерции потребует высокой степени защиты безопасно-

1 Доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях 2016 г. Основные тенденции и общий обзор. http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/wir2016_Overview_ru.pdf

2 Там же.

3 Выступление В.В. Путина на Валдайском форуме 19 октября 2017 г. Полная версия http://vg-news.rU/n/131282

сти участников национальных товарных и финансовых рынков, корректировки многих российских законов в связи с изменением способов и приемов реализации государственными органами, финансовыми учреждениями, коммерческими организациями управленческих функций в рамках цифровой экономики.

Также следует отметить недостаточную правовую основу регламентации интернет-сети в целом и электронной торговли в частности. В российском законодательстве отсутствуют нормативные акты о сети Интернет, которые определяли бы правовой статус Сети, понятие сайта, формы интернет-отношений, кроме того отсутствуют непосредственное нормативное регулирование способов, форм электронной торговли, регламентация электронных документов.

Одновременно возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституци-

онных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной собственности при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений против прав собственности становятся все изощреннее. Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран1.

Напряженные российско-американские отношения и критическая масса проблем глобальной безопасности

Президент России В.В. Путин остановился в своей речи на взаимоотношениях России и США, обозначив, что из-за увеличивающейся напряженности между Россией и США нарастает критическая масса проблем в сфере глобальной безопасности.

В выступлении Президент В.В.Путин с сожалением напомнил то «доверчивое прошлое», когда «с российской стороны в 90-е годы была продемонстрирована абсолютно беспрецедентная открытость и доверие в области ядерного разоружения. Но США не оценили этого доверия во имя мира и, посмотрев, в каком состоянии в кон-

це 90-х годов прошлого века оказался ядерный комплекс России, ее Вооруженные Силы, экономика, посчитали, что международное право уже стало ненужным»2.

Далее В.В. Путин критиковал безответственную политику США, когда «Россия более 17 лет назад ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а США не сделали этого до сих пор, а в 2002 году США вышли из Договора по противоракетной обороне». Кроме того, как отметил В.В. Путин, «США, будучи в свое время инициаторами Конвенции о запрещении химического оружия и международ-

1 Петрова Г.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности в процессе формирования «цифровой экономики» и единого «цифрового пространства промышленности» ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 36-45.

2 Выступление В.В. Путина на Валдайском форуме 19 октября 2017 г. Полная версия http://vg-news.rU/n/131282

Valdai

valdaiclub.co

Discussion Club

П

ной безопасности, по сей день остаются единственным и самым мощным обладателем этого вида оружия массового уничтожения». Также Президент России В.В. Путин подчеркнул, что «человечество никогда не обладало таким могуществом как теперь, такой властью над природой, пространством, коммуникациями, над собственным существованием. Но эта власть распылена: ее элементы в руках государств, корпораций, общественных и религиозных объединений и даже отдельных граждан. Ясно, что сложить все эти элементы в единую, эффективную, управляемую архитектуру очень непросто, потребуется тяжелая, кропотливая работа. Хочу отметить: Россия готова участвовать в ней вместе со всеми заинтересованными партнерами»1.

Комментарий. Из этой части выступления Президента России В.В. Путина, касающейся проблем российско-американских отношений, в условиях роста между Россией и США недоверия (по вине США), распыленности влияния на мировые процессы различных властных структур, видна глубокая озабоченность главы российского государства обеспечением справедливого мироустройства, находящегося под угрозой из-за международной политики США по наращиванию угроз военных конфликтов, ядерного вооружения, экстремизма, терроризма.

В своей Мюнхенской речи Президент Российской Федерации В.В. Путин высказал идеи, кото-

рые вплоть до сегодняшнего дня являются основой российской внешнеполитической стратегии. Эти принципы фундаментальны, они не носят сиюминутного характера и не обесцениваются в зависимости от развития глобальной политической ситуации. Более того, как было показано выше, события минувших десяти лет лишь подтвердили востребованность и актуальность идей и инициатив, высказанных Президентом России в Мюнхене. Безусловно, в выступлении 2007 г. раскрыты далеко не все принципы - это было сделано впоследствии в основных стратегических документах: Стратегии национальной безопасности, Доктрине внешней политики, Военной доктрине. Важно понимать, что данные концепции не имеют узконационального характера, они не являются достоянием исключительно Российской Федерации. Чем больше государств будут стремиться к реализации данных принципов в своей внешней политике, тем больше шансов сделать наш мир более безопасным и комфортным для проживания всех без исключения народов, на каком бы уровне социально-экономического развития они ни стояли и каких бы культурных и идеологических ориентиров ни придерживались. Именно в этом заключается глубокий нравственный смысл концепции многополярного мироустройства2.

Угрозы построению многополярного мира возрастают вместе со стремлением США к распылению функций ООН как международной организации по обеспечению мира, безопасности и сотрудничества при снижении роли международного права. Думается, действительно тяжелую проблему предотвращения распыленности власти по управлению мировым сообществом помогут постепенно решить политические и социально-экономические международно-правовые нормы и принципы сближения стратегий, планов и интересов международных субъектов трех типов, известных международному праву, как:

1 Там же.

2 Венедиктов А.Н. Мюнхенская конференция по безопасности 2017 г. и векторы российской внешнеполитической стратегии // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 5-17.

• национальные государства и их международные организации системы ООН;

• региональные межгосударственные интеграционные союзы, сообщества и их межгосударственные организации;

• транснациональные структуры корпоративного типа и подконтрольные им глобальные системно-значимые финансовые организации.

На международном уровне делаются попытки свести все проблемы к обеспечению только устойчивого развития, согласованию мелких, хотя и значимых транснациональных проблем корпоративной оплаты труда, техники безопасности, коллективных трудовых договоров, охраны окружающей среды и других проблем преимущественно трудовых отношений.

Примером такого согласования государственных интересов и интересов транснациональных корпораций на мировом уровне, в частности, является Глобальный договор ООН о корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию1. Договор преследует цель внедрить свои десять принципов в транснациональную практи-

ку и сделать их главенствующими в предпринимательской деятельности во всем мире, сосредоточив свое действие в поддержку более глобальных целей ООН, таких как цели развития тысячелетия (ЦРТ) и цели устойчивого развития (ЦУР).

Глобальный договор ООН начал действовать с 26 июля 2000 г., и его принципы включают защиту корпорациями международно провозглашенных прав человека, обязанность транснациональных коммерческих компаний пресекать факты нарушения прав человека, обязанность соблюдать стандарты работы и стандарты коллективных договоров, обязанность стимулировать развитие и распространение экологически безопасных технологий и противодействовать коррупции.

Однако этими социально-обеспечительными мерами и трудовыми стандартами условий труда работника не исчерпывается социальная ответственность глобальных транснациональных корпораций за причиненный ущерб экономике и социальному развитию государства в целом (если он доказан), что можно видеть на примерах стран Африки.

Будущий миропорядок и глобальная система управления должны строиться под эгидой ООН на основе взаимодействия глобальных и региональных интересов государств

В глобализации, как сказал В.В.Путин на Валдайском форуме 2017 г., «нет ничего плохого, но глобализация сегодня несовершенна, это лишь зародыш. Сотню лет назад глобальная торговля определялась несколькими королями и правителями, сейчас торговля на глобальном уровне приносит прибыль малым и средним компаниям, позволяет процветать многим людям. За последний век произошли массивные, крупномасштабные события в области стандартизации. Технологии позволят нам расширить возможности мо-

лодых людей и малых компаний. Глобализацию нельзя остановить, поскольку мир движется и меняется»2.

Комментарий. Анализируя предыдущие высказывания и комментарии, можно сделать следующий вывод. Для гармонизации интересов государств, народов, регионов и глобального бизнеса, с нашей точки зрения, необходимо принять на уровне ООН универсальную Конвенцию о международных обязательствах, политической и социально-экономической ответственно-

1 Глобальный договор ООН от 26 июля 2000 г. (Инициатива в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития). http://globalcompact.ru/assets/uploads/docs/globalcompact_booklet.pdf

2 Выступление В.В. Путина на Валдайском форуме 19 октября 2017 г. Полная версия http://vg-news.rU/n/131282

сти транснациональных корпоративных структур, подконтрольных им глобальных системно значимых финансовых институтов перед государствами за причиненный своими действиями ущерб национальной экономике, финансам, интересам общества, предусматривающую в числе прочих ответственность за транснациональные управленческие решения и коммерческие операции, повлекшие уничтожение национальной промышленности, сырьевую ориентацию экономики, финансовые кризисы, долги государства, нарушения налогового и бюджетного суверенитета, отсутствие рынка финансовых услуг, геноцид населения вследствие голода, безработицы, низкого уровня образования, низкого медицинского обслуживания и др.

Далее в своем выступлении В.В. Путин1 поставил вопрос о том, каким мы видим будущее миропорядка и глобальной системы управления. Он сказал, что «в 2045 году будет вековой юбилей Организация Объединенных Наций. Ее создание стало символом того, что человечество, несмотря ни на что, способно вырабатывать общие правила поведения и следовать им. Когда от этих правил отступали, неизбежно сталкивались с кризисами, негативными последствиями. Вместе с тем за последние десятилетия было несколько попыток принизить роль этой организации, дискредитировать ее или просто-напросто поставить под свой контроль. Все эти попытки предсказуемо провалились или зашли в тупик. На наш взгляд, ООН с ее универсальной легитимностью должна оставаться центром международной системы, и всеобщая задача - повышать ее авторитет и эффективность. ООН нет альтернативы сегодня»2.

Комментарий. Действительно, консолидирующая роль ООН особенно актуальна в период, когда страны мира находятся под воздействием позитивных, но иногда центробежных тенденций. С одной стороны, государства приступают к осу-

1 Там же.

2 Там же.

ществлению масштабной Программы ООН «Преобразования нашего мира в целях достижения целей устойчивого развития», которая включает комплекс мероприятий ООН по реализации положений ст. 55 Устава ООН о мерах ООН по разрешению международных проблем в экономической области, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития. С другой стороны, большинство государств являются участниками региональных интеграционных сообществ и союзов и стремятся на региональном уровне решить социально-экономические проблемы через интеграцию и кооперацию.

При этом интеграционные стратегические цели развития таких союзов (организаций) как, например, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, гораздо шире и перспективней, чем глобальные цели устойчивого развития ООН, выработанные при участии США и подконтрольных им транснациональных корпораций, которые охватывают узкий спектр глобальных вопросов. В частности, ООН, касаясь целей социальной ответственности корпораций, не включают более значимые цели обеспечения через механизм ООН международной кооперации, экономического и валютного суверенитета государств, их безопасности, инновационного развития, предотвращения недобросовестной конкуренции транснациональных корпораций и др.

Повышение авторитета ООН и расширение ее взаимодействия с региональными международными организациями должно способствовать созданию баланса глобальных и региональных интересов государств. Сегодня ГА ООН, ЭКОСОС ООН, ЮНКТАД и другими органами и организациями ООН регулярно рассматриваются проблемы мировой торговли и международного экономического развития, но без учета тенденций регионализации интересов государств в рамках интеграционных объединений.

В 2015 г. была принята Резолюция ГА ООН «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая сейчас реализуется вместе с Аддис-Абебской Программой действий, принятой на Третьей Международной конференции ЮНКТАД по финансированию развития 2015 г., Сендайской Рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг., Парижским Соглашением по климату 2015 г.

Из ежегодного Доклада ЭКОСОС ООН за 2017 г. вытекает, что переход к устойчивому раз-

витию потребует глубоких структурных изменений для усиления связей между экономическим ростом и развитием человеческого потенциала, а также между экономическим ростом и охраной окружающей среды. В самом экономическом компоненте потребуются глубокие структурные преобразования для содействия экономической диверсификации и повышению производительности сельского хозяйства и промышленности, которые позволят обеспечить рост занятости и повышение уровня жизни1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Залог эффективности ООН — в представительстве всех суверенных государств мира

Как сказал В.В. Путин на Валдайском форуме: «Залог эффективности ООН - в ее представительности. В ней присутствует абсолютное большинство суверенных государств мира. И че-

рез годы, десятилетия базовые принципы ООН должны сохраняться, поскольку нет иной структуры, способной отразить всю палитру мировой политики. Сегодня в мире возникают новые цен-

1 Доклад Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС) «Обзор мирового экономического и социального положения, 2017 год: взгляд на семидесятилетнюю историю анализа политики в области развития», утвержденный на сессии ЭКОСОС ООН 24 апреля 2017 г. https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-content/uploads/sites/45/ WESS_2017_0verview_R.pdf

тры влияния и модели роста, складываются ци-вилизационные альянсы, политические и экономические объединения. Это многообразие не поддается унификации. Поэтому надо стремиться к гармонизации сотрудничества. Региональные организации в Евразии, Америке, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе должны действовать под эгидой ООН и координировать свою работу. При этом каждое объединение вправе функционировать по собственным представлениям и принципам, отвечающим их культурным, историческим, географическим особенностям. Важно сочетать глобальную взаимозависимость и открытость с сохранением уникальной идентичности каждого народа и каждого региона. Надо с уважением относиться к суверенитету, как основе всей системы международных отношений»1.

Комментарий. Совершенствование международной координации политики во взаимозависимом мире является одной из основных проблем, которые рассматриваются ООН. Растущая взаимозависимость мировой экономики через глобальные сети поставок, стандартизацию, трансграничные операции перекрестного владения долями капитала указывают на важность международной координации политики для обеспечения поступательного роста и развития. Рост трансграничной торговли и финансовых операций оказал значительное влияние на уровень промышленного производства и финансовые рынки во всем мире. В большинстве стран доля внешней

торговли в национальном доходе увеличилась, а финансовая либерализация расширила доступ к международным рынкам капитала, что способствовало росту экономики многих развивающихся стран. Вместе с тем, растущее участие в мирохозяйственных связях привело к усилению неопределенности, поскольку повышение открытости рынков не только повлекло ускорение экономического роста и создания новых рабочих мест, но и вызвало появление для стран опасности возникновения крайне неустойчивых трансграничных потоков товаров, услуг и рабочей силы в менее конкурентоспособных секторах экономики.

Решая задачу сочетания глобальной взаимозависимости, открытости с сохранением уникальной идентичности каждого народа, каждого региона, при сохранении суверенитета государств, ООН должна будет дополнить рамочные планы действий по устойчивому развитию стратегией долгосрочного планирования и кооперационного сотрудничества государств с учетом суверенных интересов государств. В этом направлении уже сделаны некоторые шаги. Так принятие ООН «Повестки дня на период до 2030 года» ознаменовало возвращение международного сообщества к признанию важности планирования развития и необходимости повышения потенциала стран в плане понимания и регулирования взаимосвязей между различными компонентами устойчивого развития в более долгосрочной перспективе и с полным учетом роли различных субъектов.

Нормативно-правовые документы и литература

1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина 19 октября 2017 г. на итоговой пленарной сессии XIV Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» под названием «Мир будущего: через столкновение к гармонии». http://vg-news.rU/n/131282

2. Глобальный договор ООН от 26 июля 2000 г. (Инициатива в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития). http://global compact.ru/assets/uploads/docs/globalcompact_ booklet.pdf

1 Выступление В.В. Путина на Валдайском форуме 19 октября 2017 г. Полная версия http://vg-news.ru/n/131282

3. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 11 сентября 2017 г. (А/71Д.90)] 71/327. Роль Организации Объединенных Наций в глобальном экономическом регулировании.

4. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2017 г. (A/71/L.70/Rev.1)] 71/320. Новое партнерство в интересах развития Африки: прогресс в осуществлении и международная поддержка.

5. Резолюция 2380 (2017), принятая Советом Безопасности на его 8061-м заседании 5 октября 2017 г. https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N17/311/39/PDF/N1731139.pdf?OpenElement

6. Резолюция 2378 (2017), принятая Советом Безопасности на его 8051-м заседании 20 сентября 2017 г. https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N17/294/98/PDF/N1729498.pdf?OpenElemen

7. Доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях 2016. Основные тенденции и общий обзор. http://unctad. org/en/PublicationsLibrary/wir2016_Overview_ru.pdf

8. Петрова Г.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности в процессе формирования «цифровой экономики» и единого «цифрового пространства промышленности» ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 36-45.

9. Венедиктов А.Н. Мюнхенская конференция по безопасности 2017 г. и векторы российской внешнеполитической стратегии // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 1 С. 5-17.

10. Доклад Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС) «Обзор мирового экономического и социального положения, 2017 год: взгляд на семидесятилетнюю историю анализа политики в области развития», утвержденный на сессии ЭКОСОС ООН 24 апреля 2017 г. https://www.un.org/development/ desa/dpad/wp-content/uploads/sites/45/WESS_2017_ Overview_R.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.