Научная статья на тему 'Создание «Демократической» прессы в послевоенной Восточной Германии'

Создание «Демократической» прессы в послевоенной Восточной Германии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
277
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ЗОНА ГЕРМАНИИ (СОЗ) / A SOVIET OCCUPATIONAL ZONE OF GERMANY (SOZ) / УПРАВЛЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ / БЮРО ИНФОРМАЦИИ / ПРЕССА / PRESS / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / PERIODICALS / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION POLICY / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / СМИ / MASS MEDIA / THE DEPARTMENT OF PROPAGANDA / BUREAU OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мудров Семен Николаевич

В статье дана краткая характеристика становления прессы в Восточной Германии в период 1945-1947 гг Задача по созданию и «воспитанию» новой «демократической» прессы в Советской оккупационной зоне Германии (СОЗ) была возложена на Управление пропаганды Советской военной администрации в Германии (СВАГ). В работе рассматривается создание сети периодических изданий в Советской оккупационной зоне Германии; развитие политической печати; источники информации для статей и требования к информационной составляющей восточногерманской прессы; работа с редакторами и подготовка новых, «демократических» журналистских кадров; попытки внедрения советских стандартов журналистики в немецкие послевоенные политические газеты; нестандартные методы работы по завоеванию внимания читательской аудитории; попытки использовать в работе специализированные тематические издания; проблемы транспортировки и распространения периодических печатных изданий среди гражданского населения; работа с периферией; создание нового информационного агентства; стремление оградить восточногерманскую печать от конкурентной борьбы с изданиями, выходящими в западных зонах Германии. В итоге рассмотрены факторы, препятствовавшие достижению целей, поставленных перед Управлением пропаганды Советской военной администрации в Германии в работе с периодическими изданиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мудров Семен Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of the "Democratic" Press in Post-War East Germany

In the article a short characteristic of formation of the press in East Germany during 1945-1947 is given. The task on creation and "education" of a new "democratic" press in the Soviet occupational zone of Germany (SOZ) was assigned to the Department of Propaganda of the Soviet Military Administration in Germany (SMAG). In the work is regarded creation of a network of periodicals in the Soviet occupational zone of Germany; development of the political press; information sources for articles and the requirement to the information component of the East German press; work with editors and preparation of new, "democratic" journalistic staff; attempts to introduce the Soviet standards of journalism in the German post-war political newspapers; non-standard methods of work to gain attention of reader's audience; attempts to use specialized thematic editions in work; problems of transportation and distribution of periodic printing editions among the civilian population; work with the periphery; creation of a new news agency; desire to protect the East German press from a competitive fight against the editions published in the western zones of Germany. As a result the factors which interfer to achieve the objectives, put before the Department of Propaganda of the Soviet Military Administration in Germany in work with periodicals are considered.

Текст научной работы на тему «Создание «Демократической» прессы в послевоенной Восточной Германии»

УДК 94 [47+57]

С. Н. Мудров

Создание «демократической» прессы в послевоенной Восточной Германии

В статье дана краткая характеристика становления прессы в Восточной Германии в период 1945-1947 гг. Задача по созданию и «воспитанию» новой «демократической» прессы в Советской оккупационной зоне Германии (СОЗ) была возложена на Управление пропаганды Советской военной администрации в Германии (СВАГ). В работе рассматривается создание сети периодических изданий в Советской оккупационной зоне Германии; развитие политической печати; источники информации для статей и требования к информационной составляющей восточногерманской прессы; работа с редакторами и подготовка новых, «демократических» журналистских кадров; попытки внедрения советских стандартов журналистики в немецкие послевоенные политические газеты; нестандартные методы работы по завоеванию внимания читательской аудитории; попытки использовать в работе специализированные тематические издания; проблемы транспортировки и распространения периодических печатных изданий среди гражданского населения; работа с периферией; создание нового информационного агентства; стремление оградить восточногерманскую печать от конкурентной борьбы с изданиями, выходящими в западных зонах Германии. В итоге рассмотрены факторы, препятствовавшие достижению целей, поставленных перед Управлением пропаганды Советской военной администрации в Германии в работе с периодическими изданиями.

Ключевые слова: Советская оккупационная зона Германии (СОЗ), Управление пропаганды, Бюро информации, пресса, периодическая печать, информационная политика, пропаганда, СМИ.

S. N. Mudrov

Creation of the "Democratic" Press in Post-War East Germany

In the article a short characteristic of formation of the press in East Germany during 1945-1947 is given. The task on creation and "education" of a new "democratic" press in the Soviet occupational zone of Germany (SOZ) was assigned to the Department of Propaganda of the Soviet Military Administration in Germany (SMAG). In the work is regarded creation of a network of periodicals in the Soviet occupational zone of Germany; development of the political press; information sources for articles and the requirement to the information component of the East German press; work with editors and preparation of new, "democratic" journalistic staff; attempts to introduce the Soviet standards of journalism in the German post-war political newspapers; non-standard methods of work to gain attention of reader's audience; attempts to use specialized thematic editions in work; problems of transportation and distribution of periodic printing editions among the civilian population; work with the periphery; creation of a new news agency; desire to protect the East German press from a competitive fight against the editions published in the western zones of Germany. As a result the factors which interfer to achieve the objectives, put before the Department of Propaganda of the Soviet Military Administration in Germany in work with periodicals are considered.

Keywords: a Soviet occupational zone of Germany (SOZ), odicals, information policy, propaganda, mass media.

Средства массовой информации были одним из инструментов, с помощью которого Советская военная администрация в Германии пыталась проводить свою пропаганду. Приказ № 2 Маршала Советского Союза Г. К. Жукова разрешил антифашистским партиям иметь свои печатные органы. Однако еще до возрождения политической и общественной жизни в СОЗ появились печатные издания.

15 мая 1945 г. появилась первая газета в СОЗ «Теглихе Рундшау» (это был один из органов СВА), 21 мая - вторая газета «Берлинер Цай-тунг». Редакция «Берлинер Цайтунг» была укомплектована антифашистами из бывших эмигрантов, а также из бывших военнослужащих немец-

Department of Propaganda, Bureau of information, press, peri-

кой армии, попавших в плен и обучавшихся в антифашистских школах [7, л. 224].

В Берлине контроль над немецкой печатью в то время осуществляла советская городская комендатура, а также аппарат политического советника. Позже, с созданием Управления пропаганды Советской военной администрации в Германии (СВАГ), эти функции перешли к отделам печати и цензуры Управления [7, л. 224].

В СОЗ к ноябрю 1945 г. выходило около 10 газет. Среди них были «Теглихе рундшау» - орган СВАГ, «Дейче Фольксцайтунг» - орган КПГ, «Дас Фольк» - орган СДПГ, «Нейе Цайт» - ХДС и «Дер Морген» - ЛДПГ. Кроме газет, в СОЗ выходило несколько журналов различной тематики:

the

© Мудров С. Н., 2014

от «Ауфбау» - издания Культурбунда до «Берли-нер Моденблатт» - частного издания журнала мод [11, с. 100].

Газеты получали внутригерманскую и международную информацию из Бюро информации СВАГ. Бюро, в свою очередь, составляло бюллетени, которые содержали сводки о событиях и происшествиях как в советской, так и в западных зонах [9]. Предоставляемая информация служила основой для газетных статей. Бюро информации имело статус монопольного поставщика новостей для немецкой прессы и для отчетов руководству о положении дел в СОЗ [1].

До 1947 г. в Советской зоне осуществлялась предварительная цензура над всей немецкой периодической и непериодической печатью. Немецкие редакторы и издатели обязаны были представлять советским цензорам оттиски всех готовящихся к выпуску изданий. Без разрешительной подписи и печати цензора ни одна типография не могла приступить к печатанию материала [7, л. 224].

За каждым цензором были закреплены определенная газета и журнал. После просмотра материалов цензор визировал их и передавал начальнику цензуры, с которым он решал сомнительные вопросы, санкционировал изъятие той или иной статьи или выборочные места публикуемого текста. После всего этого начальник цензуры допускал материалы к публикации, поставив печать и подпись на них [11, с. 100].

Предположительно это предпринималось с целью не допустить в печать выпадов против Советского Союза, оккупационных властей, их политики, а также материалов, которые могли негативно сказаться на образе СВАГ и ее работе. Директивой контрольного совета № 40 было запрещено распространение информации и заявлений, содержащих пронацистские, милитаристские и антидемократические идеи.

Основными темами немецкой прессы были борьба против остатков фашизма, укрепление блока демократических партий, восстановление демократической Германии, укрепление органов немецкого самоуправления, борьба против реакционных тенденций, пропаганда культуры, науки и экономических достижений СССР [5, л. 9].

В апреле 1946 г. после объединения Коммунистической и Социал-демократической партий и создания СЕПГ произошла значительная реорганизация органов печати. Новые редакции строились на паритетных началах и во главе каждой газеты оказались по два ответственных редакто-

ра. Центральный орган СЕПГ «Нойес Дойчланд» был создан в результате слияния газет «Дейче Фольксцайтунг» и «Дас Фольк» [7, л. 225].

С редакторами газет проводились специальные беседы о том, как и что нужно писать, редакторам подсказывались темы для передовых статей, некоторым газетам просто предлагалось использование отдельных материалов.

«Рост числа газет и журналов вызвал потребность в новых кадрах немецких демократических журналистов. Кадры журналистов пополнялись в основном за счет прибывавших из СССР немецких антифашистов, прошедших курс обучения в специальных школах, а также за счет привлечения молодежи, до этого в печати не работавшей» [7, л. 227].

«Среди немецких журналистов было совсем мало таких, которые могли бы самостоятельно писать о Советском Союзе. Это преимущественно немецкие коммунисты, находившиеся в эмиграции в СССР. Таким образом, основным источником материалов об СССР для немецкой печати были все те же статьи, присылаемые из Москвы Совинформбюро» [7, л. 220-221, 231].

Статьи в прессе до середины 1947 г. были, главным образом, переводами статей из советских журналов и газет. Однако в дальнейшем ситуация качественно не изменилась. Немцы не понимали содержания большинства статей и того, что они хотят до них донести [2, л. 13].

Оценив популярность немецкой политической прессы как очень низкую, Управление пропаганды избирает другую методику работы. В декабре 1945 г. была создана новая газета «Нахт экспресс». Организация этой вечерней газеты была вызвана необходимостью проникнуть в широкие круги немецкого населения, в первую очередь обывателей, отторгающих партийную и серьезную печать.

«Новая газета быстро завоевала успех у берлинского читателя и до настоящего времени остается одной из самых популярных берлинских газет» [7, л. 226]. «Нахт экспресс» использовала некоторые приемы так называемой легкой, бульварной печати, приемы сенсации, введение в газету развлекательного материала и т. д.

Главный редактор «Нахт экспресс» совместно с работниками Управления информации часто шел на хитрость с целью увеличения популярности своего издания. Например, распространялись слухи, что весь тираж газеты изъят органами СВАГ и ее деятельность приостановлена на один-два дня. Причина - недопущение цензурой

основного ряда статей. На следующий день спрос на газету возрастал в два-три раза [1].

Кроме того, стали выпускать надпартийную периодику, например, молодежную газету «Старт» или журнал для инженеров «Техник», которую при грамотном подходе надеялись использовать как инструмент пропаганды [5, л. 8].

В одном из документов содержится просьба разрешить выпуск «Бранденбургской местной газеты». Цель ее создания - охват тех слоев населения, которые не относятся к партиям или не читают партийной прессы.

«Широкие круги должны быть охвачены ежедневной газетой, которая будет иметь ясное антифашистское направление, но не будет преследовать партийные интересы. Она должна получить, наконец, возможность доводить срочные материалы до каждого гражданина провинции и разъяснять ему эти мероприятия» [3, л. 11-12, 18-19].

Существовали серьезные сложности с доставкой и распространением прессы в отдаленные от Берлина земли.

В земле Бранденбург, например, на 1 декабря 1945 г. положение с доставкой было катастрофическим. «В основном газеты везут на поезде до округов, а оттуда на машинах в районы и села, но иногда машины с прессой останавливаются красноармейцами и используются для перевозки совершенно иных грузов.

Через комендатуры распространение газет идет с опозданием в 3-4 дня, они уже никому не интересны. Основной причиной задержки является нехватка транспорта для переброски.

В отдельных местах наблюдается такое явление, когда жители покупают газеты у своих односельчан, уже прочитавших эти газеты... [3, л. 11].

В связи с серьезными трудностями в деле распространения прессы в землях Отдел внешней политики ЦК ВКП (б) настоятельно рекомендовал Управлению пропаганды заняться в первую очередь распространением прессы на периферии [9].

Доводить срочные материалы до населения было сложно, поскольку информация, поступавшая в редакции газет, имела множество недостатков. В том числе проблема заключалась в низкой оперативности информационных агентств, таких как Совинформбюро и ТАСС.

Зачастую восточногерманские газеты использовали новости Ассошиэйтед пресс и Юнайтед пресс, что, с точки зрения Управления пропаганды, оказывало негативное влияние на качество

помещаемых материалов. Однако именно эти статьи вызывали наибольший интерес у немцев.

Управление пропаганды попыталось исправить эту ситуацию. «В качестве профилактической меры мы (Управление информации) запретили немецким газетам пользоваться информацией иностранных агентств - Ассошиэйтед пресс, Юнайтед пресс и другими, ограничив их только информацией ТАСС и СНБ (Бюро информации СВА)» [7, л. 232]. Однако подобное решение могло привести к информационному вакууму.

В этой ситуации Управление принимает решение о создании немецкого информационного агентства. Всеобщее немецкое информационное бюро АДН было создано в октябре 1946 г. [4, л. 188-190]. АДН становится монопольным поставщиком информации для немецкой печати. Все материалы подбирались в соответствии с теми требованиями, которые выдвигало для них Управление пропаганды.

В июне 1947 г., когда была издана директива № 55 Контрольного совета о межзональном обмене печатью, в Восточную Германию хлынул поток иностранной прессы [8, л. 94]. В зонах началась настоящая борьба за распространение печатной продукции. В провинции Саксония-Анхальт на 1 декабря 1947 г. распространялось 1459 розничных газет и журналов западных издательств [6, л. 50].

Директива № 55 изменила ситуацию, поставив восточногерманскую печать в условия жесткой конкуренции, к которой последняя была не готова. Управление пропаганды со своей стороны постаралось сделать все, чтобы создать благоприятные условия для своих СМИ и свести к минимуму влияние западной прессы.

Управление пропаганды возлагало особые надежды на проведение своей работы через прессу. Была предпринята попытка перенести метод работы с печатью из СССР на территорию Восточной Германии. Анализ различных источников позволяет обособить некоторые факторы, детерминировавшие неудачу данной работы.

Во-первых, в связи с подписанием маршалом Г. К. Жуковым приказа № 2, СВАГ вынуждена была разрешить партийную прессу. Бывший сотрудник Бюро информации А. А. Галкин считает, что введение развлекательной, неполитической прессы в самом начале деятельности СВАГ качественно изменило бы ситуацию [1].

Во-вторых, партийная пресса плохо воспринималась населением СОЗ. С одной стороны, причиной было отсутствие в структуре СВАГ

подготовленных кадров, способных грамотно излагать и разъяснять немецкому населению информацию о Советском Союзе, о политике СССР по отношению к Германии, об общественно-политическом строе СССР и преимуществах советской социалистической системы хозяйства, о военно-экономическом могуществе СССР и его мирной внешней политике и т. д.; с другой -стремление немцев избежать участия в политической жизни.

В-третьих, была плохо поставлена организация доставки и распространения печатной продукции в СОЗ. В провинцию пресса зачастую не доходила, а если и доставлялась, то с большой задержкой и содержала устаревшую информацию.

В-четвертых, союзники своим присутствием и деятельностью оказывали значительное влияние на развитие событий и заставляли серьезно корректировать работу органов СВАГ.

Приведенные выше причины позволяют сделать вывод о том, что Управление пропаганды СВАГ столкнулось с целым рядом проблем, которые не позволили достигнуть поставленной цели.

Библиографический список

1. Беседы с А. А. Галкиным. Личный архив автора. Июнь 2007.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 175.

3. ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 176.

4. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 7. Д. 26.

5. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 7. Д. 35.

6. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 7. Д. 131.

7. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 19. Д. 1.

8. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 41. Д. 12.

9. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 128. Д. 155-159; 360-370; 575-584.

10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 955.

11. Советская военная администрация в Германии 1945-1949 гг. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты [Текст] // Сб. док. / под ред.: Х. Меллера и А. О. Чу-барьяна. - М.: РОССПЭН, 2006. - 976 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Besedy s A. A. Galkinym. Lichnyj arhiv avtora. Ijun' 2007.

2. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GA RF). F. R-7077. Op. 1. D. 175.

3. GA RF. F. R-7077. Op. 1. D. 176.

4. GA RF. F. R-7317. Op. 7. D. 26.

5. GA RF. F. R-7317. Op. 7. D. 35.

6. GA RF. F. R-7317. Op. 7. D. 131.

7. GA RF. F. R-7317. Op. 19. D. 1.

8. GA RF. F. R-7317. Op. 41. D. 12.

9. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F. 17. Op. 128. D. 155159; 360-370; 575-584.

10. RGASPI. F. 17. Op. 128. D. 955.

11. Sovetskaja voennaja administracija v Germanii 1945-1949 gg. Politika SVAG v oblasti kul'tury, nauki i obrazovanija: celi, metody, rezul'taty [Tekst] // Sb. dok. / pod red.: H. Mellera i A. O. Chubar'jana. - M.: ROSSPJeN, 2006. - 976 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.