Научная статья на тему 'Деятельность советской военной администрации в области религии в восточной Германии (1945-1948 гг. )'

Деятельность советской военной администрации в области религии в восточной Германии (1945-1948 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ ПОСЛЕВОЕННАЯ ГЕРМАНИЯ / EASTERN POST-WAR GERMANY / СОВЕТСКАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ЗОНА / SOVIET OCCUPATION ZONE / СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / THE SOVIET MILITARY ADMINISTRATION / НЕМЕЦКАЯ ЦЕРКОВЬ / THE GERMAN CHURCH / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / RELIGIOUS ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рощупкина Ирина Александровна

В статье рассматривается вопрос о деятельности советских оккупационных властей в области религии в послевоенной Восточной Германии. Советская военная администрация в Германии в церковной политике стремилась сделать немецкую церковь малозначимым элементом общественной жизни, полностью зависящей от оккупационных властей. Помимо отделения государства от церкви, советская военная администрация жестко контролировала практически все стороны внутри церковной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рощупкина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE SOVIET MILITARY ADMINISTRATION IN THE FIELD OF RELIGION IN EASTERN GERMANY (1945-1948)

The article examines the issue of the actions of the Soviet occupation authorities in the field of religion in post-war East Germany. SWAG in church politics sought to make the German church an insignificant element of public life and completely dependent on the occupation authorities. In addition, due to the fact that virtually all sides within the church life were tightly controlled in the Soviet military administration.

Текст научной работы на тему «Деятельность советской военной администрации в области религии в восточной Германии (1945-1948 гг. )»

УДК 94

Рощупкина Ирина Александровна

студентка III курса института истории и культуры

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Россия,e-mail: irinaa-ira@mail.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ (1945-1948 гг.)

Irina A. Roshchupkina

3-year student of the Institute of History and Culture

Yelets State University. I.A. Bunin, Yelets, Yelets, Russia, e-mail: irinaa-ira@mail.ru

ACTIVITIES OF THE SOVIET MILITARY ADMINISTRATION IN THE FIELD OF RELIGION IN EASTERN GERMANY (1945-1948)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о деятельности советских оккупационных властей в области религии в послевоенной Восточной Германии. Советская военная администрация в Германии в церковной политике стремилась сделать немецкую церковь малозначимым элементом общественной жизни, полностью зависящей от оккупационных властей. Помимо отделения государства от церкви, советская военная администрация жестко контролировала практически все стороны внутри церковной жизни.

Ключевые слова: Восточная послевоенная Германия, советская оккупационная зона, советская военная администрация, немецкая церковь, религиозные объединения.

Abstract. The article examines the issue of the actions of the Soviet occupation authorities in the field of religion in post-war East Germany. SWAG in church politics sought to make the German church an insignificant element of public life and completely dependent on the occupation authorities. In addition, due to the fact that virtually all sides within the church life were tightly controlled in the Soviet military administration.

Keywords: Eastern post-war Germany, the Soviet occupation zone, the Soviet military administration, the German church, religious associations.

Как мы все знаем, Вторая мировая война для немцев закончилась драматичным поражением и крахом Третьего рейха. Ни одна из предыдущих войн не заканчивалась для Германии подобно этой - безоговорочной капитуляцией, полной оккупацией ее территории. Помощь в преодолении деградации ряда отраслей во всех сферах жизни Германии ложилась на плечи стран-победительниц, а именно СССР, США, Великобритании и Франции. В 1945 г. они получили полную свободу действий в покоренной стране.

© Рощупкина И.А., 2017

После безоговорочной капитуляции нацистской Германии вся ее территория была разделена на четыре оккупационные зоны. Эти зоны контролировались соответствующими военными администрациями союзных держав.

Под контролем СССР оказалась Восточная Германия. Для осуществления задач союзной контрольной власти в Германии и управления Советской зоной оккупации 6 июня 1945 г. была создана Советская военная администрация в Германии (СВАГ). Центральный аппарат СВАГ (штаб и ряд управлений и отделов) дислоцировался в Берлине. На него замыкались 5 управлений СВАГ в провинциях и землях Советской зоны оккупации (Мекленбург, Бранденбург, Саксония-Ангальт, Саксония, Тюрингия) и Управление военного коменданта советского сектора г. Берлина.

Одним из важных вопросов послевоенной Германии являлся религиозный вопрос, а именно дальнейшая судьба немецкой церкви. Католическая церковь Германии являлась составной частью римско-католической церкви, управлявшейся из Ватикана. Она представляла собой строго ортодоксальную конфессию. Всего к католичеству принадлежало более 15 % населения Советской зоны оккупации Германии, что составляло около 2,5 млн человек. Немецкая протестантская или евангелическо-лютеранская церковь опиралась на немецкие духовные традиции. К евангелическо-лютеранской вере принадлежало примерно 80 % населения Советской зоны оккупации, около 17 млн человек. К тому же в Советской зоне действовала православная конфессия, еврейские и мусульманские религиозные общины, а также большое количество так называемых «свободных церквей», сект и других религиозных объединений.

После краха германского национал-социализма в мае 1945 г. немецкая церковь вновь оказалась под пристальным надзором. Так, на заседании Директората внутренних дел и связи Союзного контрольного совета 24 августа 1945 г. был учрежден Комитет по религиозным делам. В сентябре был принят устав Комитета по религиозным делам, согласно которому в состав Комитета входили 4 представителя от всех союзных оккупационных держав [4, с. 76].

26 сентября 1947 г. появился проект директивы Союзного контрольного совета о принципах, применяемых в религиозных вопросах. Данный проект гласил: «Свобода вероисповедания и отправления религиозного культа признается и охраняется... Религиозным организациям, по мере возможности, предоставляются условия для издания религиозной периодической или иной литературы религиозного характера при условии, если это не противоречит распоряжениям Союзной контрольной власти» [3, с. 241-243].

Советские оккупационные власти были склонны рассматривать немецкую церковь лишь как некую организацию, не имеющую влияния на основные социально-политические процессы в жизни зоны, не обладающую собственностью и полностью зависящую от оккупационных властей.

Политика СВАГ в вопросах государственного регулирования деятельности религиозных организаций опиралась на опыт СССР, а именно базировалась на принципах, заложенных в статье 124 Конституции СССР 1936 г. Один из этих принципов гласил «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Однако эта политика отражала лишь формальную сторону отношений государства и церкви. На практике же деятельность СВАГ в религиозном вопросе была гораздо грубее и жестче. Помимо отделения государства от церкви, советская военная администрация жестко контролировала практически все стороны внутрицерковной жизни.

Официальная позиция советских оккупационных властей в области религиозных отношений в Германии базировалась на известных решениях, принятых державами-победительницами летом 1945 г. в Потсдаме. В пункте 10 раздела «Политические принципы» Потсдамских соглашений указывалось, что «с учетом необходимости поддержания военной безопасности будет разрешаться свобода слова, печати и религии и религиозные учреждения будут уважаться, а все вероисповедания, церкви и секты принципиально пользуются свободой богослужения и проповеди своего религиозного учения» [1, с. 202-203].

Нужно также понимать и мотивы, а именно почему СВАГ выбрала именно такую религиозную политику. Такой контроль со стороны советской военной администрации был не случаен. Разумеется, что в центре внимания оккупационных властей были не особенности проведения церковных обрядов и не содержание проповедей, а оценка советской оккупационной политики в Германии представителями церкви. Ситуацию также ухудшали и провокационные слухи, а также проповеди и нелояльные высказывания некоторых религиозных объединений против советского оккупационного режима и т.п.

Например, в донесении начальника Отдела пропаганды УСВА провинции Саксония В.М. Демидова начальнику Управления пропаганды СВАГ С.И. Тюльпанову говорилось о распространении в провинции листовок враждебного содержания. Другим последствием усиления контроля СВАГ за деятельностью немецкой церкви служат сведения, о том, что представители евангелической церкви, особенно в западных зонах, усилили в последнее время свою деятельность, направленную к срыву Потсдамских решений и к ослаблению оккупационного режима. Например, епископы Кельнского и Падерборнского церковных округов в одном из своих пасторских писем выступили против задержки немецких военнопленных, против проведения в восточной зоне земельной реформы, против того, что денацификация проводится не немцами, а победителями и т.д. Данную информация подтверждает документ под названием «Указание начальника Отдела пропаганды УСВА провинции Саксония Н.С. Родионова начальникам отделений пропаганды округов Мерзебург, Магдебург, Ангальт и г. Магдебург об усилении контроля за деятельностью евангелической церкви», в котором говорилось: «...усильте контроль за деятельностью церкви и пресекайте всякого рода попытки проведения аналогичных проповедей в вашем округе» [4, с. 86].

Усилился контроль за деятельностью немецкой церкви со стороны СВАГ в 1946 г. из-за донесения начальника отделения пропаганды УКС Готского

округа С.Б. Арустамова начальнику Отдела пропаганды УСВА земли Тюрингия М.М. Варакину о деятельности евангелической, католической церквей и религиозных сект в округе. В этом донесении отмечалось: «Влияние церкви на массы очень большое, особенно в сельской местности на крестьян и в городской - на женщин. Отдельные церковные форштанды являются реакционной организацией, ведущей пропаганду против сект. Церковь начинает проявлять явную активность к политической жизни и особенно к школе. Церковь работает совершенно бесконтрольно, находится под большим влиянием Запада и ориентируется на него» [4, с. 103].

Основные принципы советской оккупационной политики в церковной сфере были достаточно конкретно изложены в отчетном документе «О трехлетнем опыте работы Управления информации СВАГ с октября 1945 г. по октябрь 1948 г.». Советская военная администрация обеспечила в общем и целом свободу вероисповедания в зоне, разрешив деятельность практически всем церквям и религиозным объединениям. Исключения составляли те церкви и религиозные объединения, чья догматика и идеология носили расистский характер. Была разрешена передача богослужений по радио, возобновлена деятельность теологических факультетов в университетах, выдавались разрешения на печатание религиозных книг (молитвенники, Библия и т.п.), выдан ряд лицензий на издание религиозных журналов и церковных газет, разрешено создание евангелического издательства. В отчетном документе о деятельности Управления информации СВАГ отмечалось, что «предоставив церкви полную свободу в ее делах, советские оккупационные власти на деле доказали свою терпимость к религии и тем привели в негодность значительную часть антисоветского пропагандистского арсенала» [4, с. 113]. Однако полную свободу основным церковным конфессиям и религиозным объединениям советская военная администрация не предоставила.

СВАГ в церковной политике стремилась сделать немецкие церковные конфессии малозначимым элементом общественной жизни. Такая задача требовала, во-первых, усиления контроля над всеми проявлениями церковной

деятельности и религиозных объединений, во-вторых, ужесточение условий их деятельности и в-третьих, конечно же, организацию массовой антирелигиозной пропаганды.

Выбранную жестко контролированную политику СВАГ над всеми проявлениями церковной деятельности и религиозных объединений подтверждает следующих факт в отчетном документе: «Чрезвычайно важно было, предоставляя церкви широкие возможности для ее деятельности, в то же время сохранить контроль над ней и возможность нашего влияния» [2, с. 243].

В церковной политики СВАГ существовали и более локальные задачи. К ним относились: денацификация священнослужителей и сотрудников различных церковных структур; минимизация влияния церкви на политические, общественные и культурные процессы в зоне, в первую очередь в области образования, здравоохранения, социальной защиты; создание в зоне новых церковных центров, полностью зависимых от СВАГ и др. Примером денацификации священнослужителей служит докладная записка начальника отделения пропаганды УКС Готского округа С.Б. Арустамова начальнику Отдела пропаганды УСВА земли Тюрингия М.М. Варакину, в которой говорилось о необходимости проведения денацификации священнослужителей округа. «Во исполнение Ваших указаний докладываю, что по Готскому округу из числа 248 евангелических и 35 католических священнослужителей ранее принадлежали к НСДАП 54 священнослужителя, все евангелического вероисповедания. В связи с предвыборной кампанией считаю необходимым принять соответствующие меры по очищению кадров священников от бывших нацистов» [4, с. 102].

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели основные направления деятельности СВАГ в области религии. Официальная позиция советских оккупационных властей гарантировала религиозную свободу при условии, что деятельность религиозных учреждений не будет направлена против оккупационного режима и демократического переустройства немецкого

общества. Реальная политика СВАГ в церковно-конфессиональной области состояла из тотального контроля над деятельностью церкви и религиозных объединений, организации массовой антирелигиозной пропаганды и, наконец, создания такой ситуации, при которой немецкая церковь являлась организацией, не имеющей влияния на социально-политические процессы в жизни зоны и полностью зависящей от оккупационных властей.

Список литературы

1. ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 220. Л. 202-203.

2. ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 243.

3. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 18. Д. 25. Л. 241-243.

4. СВАГ и религиозные конфессии Советской зоны оккупации Германии. 1945-1949: сборник документов / отв. ред. В.В. Захаров. М.: РОССПЭН, 2006. 592 с.

УДК 94

Кристов Илья Юрьевич

студент III курса исторического факультета

Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец, Россия, e-mail: i.j.kristov@gmail.com

ГЕНЕРАЛ ЛЮЦИУС Д. КЛЕЙ И ЕГО НАЧИНАНИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ ОККУПАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Ilya Y. Kristov

third-year student of the Faculty of History

Yelets State University named after I. A. Bunin, Yelets, Russia, e-mail: i.j.kristov@gmail.com

GENERAL LUCIUS D. CLAY AND HIS BIGINNING IN THE AMERICAN OCCUPATION POLICY IN POST-WAR GERMANY

Аннотация. Статья посвящена деятельности американского генерала Люциуса Д. Клея, считающегося одним из «отцов-основателей» ФРГ, в послевоенной Германии. Главным образом, отражено место, которое Л. Клей занимал в американской оккупационной политике вначале своей административной деятельности.

Ключевые слова: Люциус Клей, оккупация Германии, американская военная администрация, денацификация, директива JSC 1067.

© Кристов И.Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.