Научная статья на тему 'Советская военная администрация и книжное дело в Восточной Германии в 1945-1949 гг. : формирование системы цензурного надзора'

Советская военная администрация и книжное дело в Восточной Германии в 1945-1949 гг. : формирование системы цензурного надзора Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
559
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЗУРА / ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ / СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ В ГЕРМАНИИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CENSORSHIP / EAST GERMANY / SOVIET MILITARY ADMINISTRATION IN GERMANY / LICENSING IN PUBLISHING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эльяшевич Дмитрий Аркадьевич, Тургаев Александр Сергеевич

Рассматривается история формирования системы цензурного надзора за книгоизданием и периодической печатью в Восточной Германии в 1945-1949 гг. Приводятся сведения о правовой базе деятельности цензуры, учреждениях, осуществлявших цензурный надзор, порядке лицензирования немецких издательств и органов периодической печати. Особое внимание уделено истории очищения немецких книжных собраний от печатного наследия национал-социализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Эльяшевич Дмитрий Аркадьевич, Тургаев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet military administration and book publishing in East Germany, 1945-1949: establishment of a controlling censorship system

The history of censorship imposed on the press and book publishing in East Germany in 1945-1949 is considered. Information on the censorship legislation, the institutions implementing the censor control, German licensing rules and regulations for publishing houses and the press are provided. It also focuses on the efforts undertaken to purge the German book collections from the impact of the National Socialism.

Текст научной работы на тему «Советская военная администрация и книжное дело в Восточной Германии в 1945-1949 гг. : формирование системы цензурного надзора»

УДК 002.2(430.2)"1945/1949"

Д. А. Эльяшевич, А. С. Тургаев

Советская военная администрация и книжное дело в Восточной Германии в 1945-1949 гг.: формирование системы цензурного надзора

Рассматривается история формирования системы цензурного надзора за книгоизданием и периодической печатью в Восточной Германии в 1945-1949 гг. Приводятся сведения о правовой базе деятельности цензуры, учреждениях, осуществлявших цензурный надзор, порядке лицензирования немецких издательств и органов периодической печати. Особое внимание уделено истории очищения немецких книжных собраний от печатного наследия национал-социализма.

Ключевые слова: цензура, Восточная Германия, Советская военная администрация в Германии, лицензирование издательской деятельности

Dmitry A. Elyashevich, Aleksandr S. Turgaev

Soviet military administration and book publishing in East Germany, 1945-1949: establishment of a controlling censorship system

The history of censorship imposed on the press and book publishing in East Germany in 1945-1949 is considered. Information on the censorship legislation, the institutions implementing the censor control, German licensing rules and regulations for publishing houses and the press are provided. It also focuses on the efforts undertaken to purge the German book collections from the impact of the National Socialism.

Keywords: censorship, East Germany, Soviet Military Administration in Germany, licensing in publishing

История взаимоотношений России и Германии была и остается одной из важнейших и противоречивых страниц мировой истории. Особый интерес исследователей вызывает политика СССР в Восточной Германии после Второй мировой войны. Не наша задача вслед за серьезными работами на эту тему, появившимися в последние годы, искать причины того, почему деятельность Советского Союза в послевоенной Германии оказалась исторически бесплодной. Хочется подчеркнуть, что при всех издержках, вопреки многочисленным объективным и субъективным обстоятельствам, труды и старания советских людей помогли поверженной Германии встать на ноги, обрести волю к жизни и, по мнению свидетелей и участников этого процесса, способствовали лучшему взаимопониманию между нами и немцами.

Советская военная администрация в Германии (СВАГ) была создана постановлением Совнаркома СССР № 1326/30сс от 6 июня 1945 г. Фактически она являлась военно-административным аппаратом, осуществлявшим верховную власть в Советской зоне оккупации. Этот аппарат обладал обширными функциями политического, административного и экономического характера и обеспечивал сотрудничество с немецкими демократическими - в контексте того времени - силами.

В научной литературе хорошо изучено участие СВАГ в процессе становления политических

партий новой Германии, деятельность по осуществлению репараций и др. Гораздо меньше известно об участии СВАГ в решении практического вопроса восстановления и развития книжного дела в Восточной Германии в 1945-1949 гг., в котором отразились и деятельная работа специалистов, и политическая конъюнктура времени. Освещение этого вопроса может не только помочь восстановить интересную для профессионалов фактическую сторону дела, но и добавить аргументы для формирования общих

исследовательских выводов.

* * *

Изучение истории участия советских оккупационных властей в восстановлении и развитии книжного дела в Восточной Германии в 1945-1949 гг. хорошо обеспечено источниками. К их числу относится, прежде всего, обширный архивный фонд Советской военной администрации в Германии, хранящийся в Государственном архиве Российской Федерации1. В этом же архиве находятся и некоторые другие фонды, документы которых связаны с темой настоящего исследования2. Эти фонды, в основном, рассекречены и частично оцифрованы. В своей совокупности документы Государственного архива Российской Федерации достаточно полно и всесторонне раскрывают историю становления немецкого книжного дела в послевоенные годы.

Подъем интереса к деятельности СВАГ, характерный для последнего десятилетия, привел к тому, что усилиями интернационального коллектива архивистов и исследователей были подготовлены и выпущены в свет объемные документально-справочные издания3. Истории печати уделяется в них достаточно серьезное внимание. Кроме того, отдельные материалы, посвященные книжному делу, были напечатаны еще в советское время в сборнике документов «За антифашистскую демократическую Германию»4. Определенный интерес представляют также опубликованные воспоминания сотрудников СВАГ А. Л. Дымшица, С. И. Тюльпанова, Г. Л. Вайса, М. И. Семиряги, В. В. Чубинского5.

Несмотря на обширную и вполне доступную источниковую базу, история деятельности СВАГ в области восстановления и развития книжного дела в Восточной Германии до сих пор не привлекала внимания российских и немецких исследователей. Обобщающие работы, специально посвященные этой теме, отсутствуют. Отдельные сведения, связанные с книгоиздательской тематикой, а также с историей организации цензурного надзора за продукцией немецких издательств, имеются лишь в работах общего характера - например, в подготовленном В. В. Захаровым, Д. Н. Филипповых и М. Хайне-манном обзоре «Материалы по истории Советской военной администрации в Германии в 1945-1949 гг.», и в исследованиях зарубежных авторов Яна Фойтцика, П. Штрунка и Д. Пайка6. Эта же проблематика затрагивается в некоторых диссертациях, защищенных в России в последнее десятилетие. В первую очередь, это труды В. Д. Магдебуры, Л. Е. Гудашовой и С. Н. Мудрова7. Развитию немецкого книжного дела в первые послевоенные годы частично посвящены наши статьи, рассматривающие историю книгоиздания для детей и юношества в ГДР8.

* * *

В целом, деятельность СВАГ в области книжного дела и печати осуществлялась по трем основным направлениям. Прежде всего, это была организация цензурного надзора за деятельностью немецких издательств и периодическими изданиями. Выполнению этой задачи уделялось первостепенное внимание. Построение механизмов тотального цензурного контроля было продиктовано не только политикой денацификации, проводившейся советским военным командованием совместно с союзниками, но и стремлением создать в советской зоне оккупации систему надзора за печатью, во всем сходную с аналогичной системой, действовавшей

в СССР. Прямым следствием этих усилий стала предельная идеологизация книжного дела в Восточной Германии.

Вторым направлением деятельности СВАГ в области печати была работа по восстановлению издательских, полиграфических и книготорговых предприятий, а также по созданию новых центров выпуска книг и периодики. На практике осуществление этой задачи часто переплеталось с проведением мероприятий по организации цензуры, так как большинство приказов СВАГ, посвященных вопросам восстановления и развития немецкого книжного дела, содержало в себе предписания о необходимости идеологического контроля за продукцией восстанавливаемых и вновь создаваемых издательств.

Наконец, третьим направлением деятельности СВАГ в области книжного дела была организация работы издательства Советской военной администрации «SWA-Verlag», призванного обеспечить репарационные поставки печатной продукции в СССР и наладить выпуск «идеологически правильной» литературы для немецкого читателя. Буквально с первых же дней своего существования оно стало крупнейшим изда-тельско-полиграфическим центром Восточной Германии.

В настоящей статье рассматриваются основные этапы становления и развития системы цензурного надзора за печатью и книжным делом в Советской зоне оккупации в 1945-1949 гг. Истории участия СВАГ в восстановлении изда-тельско-полиграфической отрасли Германии и деятельности издательства «SWA-Verlag» будут

посвящены отдельные статьи.

* * *

Мероприятия по восстановлению немецкого книжного дела и периодической печати, а также организации системы цензурного надзора начались вскоре после окончания военных действий и подписания акта о капитуляции Германии. Уже 15 мая 1945 г. в Берлине вышел первый номер немецкоязычной газеты СВАГ «Tägliche Rundschau». 2 августа 1945 г. был опубликован приказ № 19 главноначальствующего СВАГ маршала Г. К. Жукова об улучшении работы издательств и типографий и упорядочивании контроля за их работой. Именно этот документ определил характер и правовые основы деятельности по выпуску печатной продукции в новых политических реалиях. Приказом предписывалось всем владельцам типографий и множительных аппаратов зарегистрировать их в советских военных комендатурах в срок до 10 августа 1945 г. Издание любой печатной про-

дукции, в том числе изобразительной, отныне допускалось лишь «в издательствах и типографиях, а также на множительных аппаратах, на которые имеется специальное разрешение Советской военной администрации»9. В качестве приложения к приказу были опубликованы «Временные правила о порядке работы существующих и вновь открываемых типографий, находящихся в ведомственном распоряжении магистратур, местных самоуправлений и частных лиц на территории Советской зоны оккупации в Германии». Помимо того, что эти правила вводили разрешительный порядок деятельности принадлежавших немецкому населению типографий, они также устанавливали полностью подцензурный характер выпуска всей печатной продукции: в соответствии с пунктом 6 правил, издатели и типографы обязаны были представлять советским военным цензорам все предназначенные к публикации тексты, причем делать это дважды - сперва в виде рукописи, а затем уже в виде готовых гранок10. Любые нарушения данного порядка влекли за собой закрытие типографий, а их владельцев ждал суд военного трибунала. Содержалось в правилах и указание о проведении полной инвентаризации всего типографского оборудования, включая комплекты типографского шрифта, а также о предоставлении в советские военные комендатуры ежемесячного отчета об издательской деятельности11.

Следует отметить, что формирование системы цензурного надзора в Советской зоне оккупации Германии на практике началось еще до того, как командование СВАГ выработало всю необходимую законодательную и инструктивную базу этой сферы деятельности. В первые месяцы после окончания войны цензурные функции выполняли не только специальные военные цензоры, но и сотрудники советских военных комендатур, и это зачастую приводило к дублированию и параллелизму в их работе. Не имея руководящих материалов, отражавших специфику цензурной практики в немецкоязычной среде, советские военные цензоры должны были работать, руководствуясь нормативной базой, существовавшей в СССР. Для того чтобы упорядочить цензурную деятельность, приказом СВАГ № 29 18 августа 1945 г. был создан Сектор пропаганды и цензуры Политического отдела Советской военной администрации. В задачи сотрудников этого сектора входил надзор не только за выпуском всей печатной продукции, но и за радиопередачами, а также за сообщениями информационных агентств и пресс-бюро, художественными кинофильмами и театральными постановками12. Таким образом, советская военная цензура в Восточной Германии с

самого начала своего существования приобрела тотальный характер. Действия СВАГ в сфере организации цензуры в тот период еще вполне согласовывались с позицией союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Пункт 11 обращения Союзного контрольного совета (СКС) № 2, обнародованного 20 сентября 1945 г., декларировал установление цензурного надзора применительно ко «всем средствам воздействия на общественное мнение, в том числе радиопередачам, прессе и публикациям, рекламе, кинофильмам и разного рода постановкам, всяким развлекательным действам и выставкам»13.

Помимо организации цензурного наблюдения за вновь издаваемыми в Восточной Германии книгами, газетами и журналами, Советская военная администрация прилагала усилия по сбору и уничтожению произведений печати, содержавших пропаганду идей национал-социализма. Начало деятельности в этом направлении было положено приказом СВАГ № 39 от 8 сентября 1945 г. об изъятии нацистской и милитаристской литературы. Согласно этому приказу, руководители и владельцы государственных, городских и частных библиотек, книжных магазинов и издательств, а также частные лица должны были не позднее 1 октября 1945 г. сдать в районные комендатуры все имеющиеся в их распоряжении издания 1933-1945 гг. Это требование относилось, в том числе и к литературе военно-технического содержания14. Необходимость очищения немецких книжных собраний от печатного наследия национал-социализма осознавалась не только Советским военным командованием, но и союзниками. Об этом свидетельствует тот факт, что 13 мая 1946 г. был опубликован приказ СКС № 4 об изъятии литературы и произведений национал-социалистического и милитаристского характера15. Впоследствии СВАГ неоднократно возвращалась к задаче изъятия из фондов немецких библиотек различной литературы. В советской зоне оккупации с течением времени в категорию запрещенных попали не только издания национал-социалистического содержания, но и те сочинения, которые по политическим мотивам были запрещены в СССР. К ним относились книги многочисленных «врагов народа», антисоветская, троцкистская, белоэмигрантская и другая «идеологически вредная» литература16. Часто в разряд запрещенных попадали и издания, увидевшие свет в американской, английской и французской зонах оккупации. В 1948 г. для «санации» немецких библиотек Управление пропаганды Советской военной администрации начало использовать так называемые «Алфавитные списки» Главлита. Начальник Отдела народного

образования СВАГ П. В. Золотухин отмечал, что списки эти «необходимо заказать в количестве не менее 200 экземпляров] для обеспечения всех районных инспекторов, которые практически будут руководить работой по очистке книжных фондов на местах»17. Количество изданий, запрещенных к распространению и хранению в библиотеках в Восточной Германии, год от года возрастало. К 1952 г. список таких изданий включал в себя уже 35 тыс. названий18.

В первое время своего существования цензурное ведомство СВАГ испытывало острую нехватку квалифицированных кадров. Основная проблема заключалась в том, что на должность цензоров могли быть назначены лишь сотрудники, свободно владевшие немецким языком, а таковых в распоряжении СВАГ было немного. Важность этого вопроса была осознана в самых высоких сферах советского руководства. 14 сентября 1945 г. заместитель народного комиссара иностранных дел А. Я. Вышинский направил секретарю ЦК ВКП (б) Г. М. Маленкову докладную записку, в которой, в частности, говорилось: «Несмотря на многие попытки укомплектовать цензорский аппарат Советской военной администрации в Германии, мы до сих пор не могли подобрать достаточного количества цензоров. Всего в цензорском аппарате должно быть 10 старших цензоров и 30 цензоров, знающих немецкий язык. Укомплектовать указанный аппарат без помощи Политуправления Красной Армии невозможно»19. Однако даже рассмотрение этой проблемы на столь высоком уровне не решило ее полностью. Результатом обсуждения докладной записки А. Я. Вышинского в ЦК стало направление в СВАГ ровно половины от требуемого числа сотрудников - 5 старших цензоров и 15 цензоров20.

В конце октября 1945 г. Политический отдел СВАГ подготовил для ЦК ВКП (б) секретную справку о работе Сектора пропаганды и цензуры Советской военной администрации с 15 июля по 15 октября 1945 г. В ней отмечалось, что трудности, существовавшие в первые месяцы деятельности цензурного ведомства, были, в основном, успешно преодолены. Перед сотрудниками сектора была поставлена задача «следить за тем, чтобы в свет не появилось ни одно издание (книга, газета, бюллетень, листовка), не разрешенное цензурой»21. Эта задача была полностью выполнена. Под надзором цензоров находились все без исключения издательства, редакции периодических изданий, а также радио, кино и театры. В отношении издательств была введена многоступенчатая система контроля: «Все издательства <...> зарегистрировались в военных комендатурах. Но это не означало, что им дано

право печатать книги, брошюры, листовки. Для такой деятельности издательство должно получить специальное разрешение Маршала Жукова или военного Совета»22. Цензурный аппарат СВАГ, как указывалось в справке, вел также активную пропагандистскую работу. «Редакторам газет подсказывались темы для передовых статей, некоторым газетам просто предлагалось использование отдельных материалов»23. По мнению авторов справки, немецкие издатели строго придерживались цензурных правил, и случаи их нарушения были единичными. «Так, в районе Панков (Берлин) одной типографией было отпечатано две брошюры для районного театра об искусстве без разрешения цензуры. По указанию цензуры за нарушение соответствующих правил типография была закрыта на 2 недели, а ее владелец был оштрафован на 300 марок»24. Следует отметить, что это утверждение о законопослушности немецких издателей расходится с имеющимися документальными данными о широком размахе репрессий в отношении деятелей печати и средств массовой информации. Известно, что за два года, с мая 1945 г. по июнь 1947 г. в Советской зоне оккупации были арестованы 68 владельцев нелегальных радиостанций, 2 владельца нелегальных типографий, 312 редакторов газет и журналов25.

Ситуация в сфере цензуры в Восточной Германии не была статичной. С течением времени в ней происходили изменения. Осенью 1946 г. по инициативе союзников СССР по антигитлеровской коалиции был взят курс на некоторое ослабление цензурного надзора за печатью и средствами массовой информации. Начало этому процессу положила директива СКС № 40 от 12 октября 1946 г. В ней, наряду с подтверждением введенного ранее запрета на пропаганду идей национал-социализма и милитаризма, а также критику действий союзного командования, указывалось, что в прессе могут свободно обсуждаться германские политические проблемы и мероприятия оккупационных властей по демократизации и демилитаризации немецкого общества26. Вслед за этим, 25 ноября 1946 г. в Советской зоне оккупации была официально отменена предварительная цензура книг и периодических изданий27. Однако смягчение цензурного гнета в Восточной Германии носило чисто декларативный характер. Упразднение предварительной цензуры сопровождалось существенным ужесточением цензуры карательной. Заботясь о преемственности цензурной политики, 24 ноября 1946 г. СВАГ издала приказ № 356 об обязательном представлении издательствами образцов печатной продукции. По сравнению с соответствующими правилами, действовавшими

ранее28, список организаций, в которые должны были предоставляться все выпущенные немецкими типографиями печатные материалы, был теперь существенно расширен, а количество предоставляемых экземпляров увеличено; так, только в Управление пропаганды СВАГ следовало направлять 20 экземпляров каждого издания29. Ужесточение порядка предоставления обязательного экземпляра печатной продукции должно было обеспечить надежность и бесперебойность работы карательной цензуры.

Спустя 3 месяца, 27 февраля 1947 г. начальником Управления пропаганды СВАГ С. И. Тюльпановым было разослано по военным округам Советской зоны оккупации специальное указание о введении новых цензурных правил. В этом важном документе подчеркивалось, что «отмена предварительной цензуры ни в коей мере не означает отказа от контроля над немецкой прессой и систематического руководства ею. Речь идет только об изменении форм контроля над прессой. Предоставляя немецкой прессе большую самостоятельность и инициативу в постановке и освещении вопросов местного значения, внутригерманской и партийной жизни, межпартийных взаимоотношений <...> и т. п., цензура должна будет и впредь осуществлять без мелочной опеки тщательный контроль немецкой прессы по всем политическим вопросам, как международным, так и внутригерман-ским. Особое внимание необходимо обратить на контроль за пропагандой Советского Союза и на правильное освещение в печати вопросов внешней политики Советского Союза, в частности, в отношении Германии, а также на то, чтобы не пропускать на страницы газет англо-американской пропаганды»30. К указанию С. И. Тюль-панова были приложены Инструкция для держателей лицензий немецкой периодической печати и бланк «Обязательства ответственного редактора газеты», который в непременном порядке должны были подписать все издатели. В этих документах подробнейшим образом расписывалось, какие темы являются запретными для прессы. В первую очередь, эти запреты распространялись на любую критику внешней и внутренней политики Советского Союза и действий Советской военной администрации и ее сотрудников. Редакторы газет должны были взять на себя обязательство использовать в качестве источников информации лишь сообщения Всеобщего германского информационного агентства (ADN), контролировавшегося союзными военными властями, Бюро информации СВАГ и ТАСС. За любые нарушения этих цензурных правил в зависимости от их тяжести предусматривались различные виды взысканий - от

вынесения предупреждения до предания суду военного трибунала31. Таким образом, формальная отмена предварительной цензуры осенью

1946 г. практически никак не изменила условия существования немецкой печати в Восточной Германии. Более того, в новых реалиях цензурный гнет даже увеличился, поскольку издатели и редакторы должны были отныне гораздо больше внимания уделять самоцензуре и задумываться о возможных последствиях своих публикаций. К тому же цензурные требования и правила были сформулированы СВАГ в очень общем виде, и это оставляло широкий простор для их толкования; данное обстоятельство усиливало субъективный момент в деятельности цензоров и зависимость газет и журналов от их мнений и оценок.

К началу 1947 г. в Советской зоне оккупации Германии, в основном, завершился процесс формирования партийно-политической системы, а также немецких органов местного самоуправления и учреждений,отвечавших за развитие науки, культуры и образования. В связи с этим в деятельности СВАГ в области печати и издательского дела наметилась новая тенденция. Она выражалась в привлечении к работе по контролю и надзору за выпуском печатной продукции «прогрессивной немецкой общественности» и различных политических и общественных организаций. Делалось это с целью «укрепления авторитета немецких органов самоуправления, а также с целью разгрузки органов информации СВАГ»32. Начало новой политики положил появившийся в конце января

1947 г. приказ СВАГ № 25 об учреждении Совета по идеологическим вопросам издательского дела. Председателем этого совета был назначен Эрих Вайнерт - видный общественный деятель, антифашист, вице-президент Немецкого центрального управления народного образования. Основной задачей новообразованного совета, в состав которого входили представители самых разных немецких общественных организаций, должен был стать «контроль над идеологическим содержанием издающейся в Советской зоне оккупации Германии литературы, изучение и утверждение издательских планов всех лицензированных издательств зоны, изучение и проверка редакционных и издательских кадров, разработка планов и предложений по издательской деятельности, работа по воспитанию новых писательских сил новой демократической Германии»33. Совет по идеологическим вопросам издательского дела с самого начала рассматривался СВАГ в качестве большого и мощного учреждения. Утвержденный штат совета насчитывал 40 сотрудников, зарплату им

должна была выплачивать Советская военная администрация34.

Свое дальнейшее развитие процесс разделения функций по надзору за печатью между Управлением информации СВАГ и различными немецкими организациями получил весной и летом 1947 г. 17 апреля этого года был опубликован приказ СВАГ № 90 о порядке работы издательств и типографий. В нем подтверждалось правило, в соответствии с которым выпуск любой печатной продукции на территории Восточной Германии был возможен лишь при условии наличия у издательства или типографии лицензии СВАГ или разрешения советского военного коменданта, и приводились четкие инструкции о том, кто и в какой последовательности санкционирует выход в свет различных видов печатных изданий. В соответствии с приказом в компетенцию немецких органов самоуправления (в Восточном Берлине - полиции) входила выдача разрешений на публикацию лишь различного вида деловых бумаг, бланков, объявлений, рекламы и т. д.35 Кроме того, этим приказом от предварительной цензуры освобождалась научная и художественная литература, одобренная Культурным советом при Центральном немецком управлении народного образования, а также газеты, научно-технические издания и книги по искусству. Вся общественно-политическая литература по-прежнему подлежала предварительной цензуре советских оккупационных властей36. В приказе особо подчеркивалось, что издательства могли выпускать печатную продукцию только в соответствии со своим издательским планом, который подлежал обязательному согласованию и утверждению в СВАГ.

В августе 1947 г. Управление информации Советской военной администрации разослало в районные комендатуры особое указание, в котором уточнялся и разъяснялся порядок лицензирования издательств и периодических изданий. Это указание расширяло компетенцию земельных министерств народного образования и Центрального немецкого управления народного образования в области контроля за книжным делом и периодикой. Отныне они могли выдавать лицензии любым издательствам и журналам, за исключением партийных. Разрешение деятельности последних оставалось в ведении СВАГ. Помимо этого, исключительной прерогативой советских оккупационных властей по-прежнему была выдача лицензий немецким газетам любого характера и содержания37.

Несмотря на постепенное предоставление немецким органам самоуправления и руководства народным образованием довольно

широких властных полномочий по надзору за издательским делом и повременными изданиями, СВАГ целиком и полностью сохранила за собой общий (прежде всего, идеологический) контроль в сфере печати и все функции управления издательско-полиграфической отраслью в Восточной Германии. Этот факт подтверждался не только конкретными, практически ежедневными действиями СВАГ по регулированию издательской деятельности, но и официальными документами. Так, например, в уже рассмотренном выше указании о порядке лицензирования издательств и периодических изданий указывалось, что «решение Центрального немецкого управления народного образования о лицензировании того или иного издательства или журнала не является окончательным. Отдел информации УСВА (Управления Советской военной администрации. - Д. Э., А. Т.) по своему усмотрению может задержать выдачу лицензии или не выдавать лицензию вообще»38.

Система цензурного надзора, лицензирования и руководства издательским делом и периодикой в Советской зоне оккупации, сложившаяся к середине 1947 г., была вполне эффективной, она в полной мере отвечала поставленной перед ней задаче тотального контроля за всей печатной продукцией Восточной Германии. Впоследствии эта система уже не подвергалась каким-либо кардинальным изменениям и просуществовала в таком виде до момента образования Германской Демократической Республики.

Примечания

1 ГАРФ. Ф. Р-7317. Советская военная администрация в Германии.

2 ГАРФ. Ф. Р-7408. Редакция газеты «Теглихе Рундшау»; Ф. Р-9433. Редакция и издательство газеты «Советское слово» Советской военной администрации в Германии; и др.

3 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты, 1945-1949. М.: Росспэн, 2006; Советская военная администрация в Германии (СВАГ): Управление пропаганды (информации) и С. И. Тюльпанов, 1945-1949 гг.: сб. док. 2-е изд. М.; СПб.: Аиро-XXI: Дмитрий Буланин, 2006; Советская военная администрация в Германии, 1945-1949: справочник. М.: Росспэн, 2009.

4 За антифашистскую демократическую Германию: сб. док., 1945-1949. М.: Политиздат, 1969.

5 Дымшиц А. Звенья памяти: портреты и зарисовки. 2-е изд. М.: Совет. писатель, 1975; Dymschitz A. Ein unvergeßlicher Frühling. Literarische Porträts und Erinnerungen. Berlin (Ost): Dietz Verl., 1970; Тюльпанов С. И. Воспоминания // Новая и новейшая история. 1984. № 2, 4; Tjulpanov S. Deutschland nach dem Kriege, 1945-1949: Erinnerungen eines Offiziers der Sowjetarmee. Berlin (Ost):

Dietz Verl., 1986; Tjulpanov S. I. Die Hilfe der Sowjetunion bei der demokratischen Neugestaltung von Wissenschaft und Kultur nach 1945 // Deutschland - Sowjetunion: Aus fünf Jahrzehnten kultureller Zusammenarbeit. Berlin (Ost): Humboldt-Universität, 1966; Вайс Г. Утром, после войны: очерки. М.: Совет. писатель, 1977; Семиряга М. И. Как мы управляли Германией: политика и жизнь. М.: Росспэн, 1995; Чубинский В. В. Моя «оккупация» Германии: русский офицер в Берлине и окрест, 1946-1950. СПб.: Образование-Культура, 2005.

6 Захаров В. В., Филипповых Д. Н., Хайнеманн М. Материалы по истории Советской военной администрации в Германии в 1945-1949 гг. М.: Джангар, 1998. Вып. 1: Политические структуры; Foitzik J. Sowjetische Militäradministration in Deutschland (SMAD), 1945-1949: Struktur und Funktion. Berlin: Akademie Verl., 1999; Strunk P. Zensur und Zensoren: Medienkontrolle und Propagandapolitik unter sowjetischer Besatzungsherrschaft in Deutschland. Berlin: Akademie Verl., 1996; Pike D. The politics of culture in Soviet-occupied Germany, 1945-1949. Stanford: Stanford Univ. Press, 1993.

7 Магдебура В. В. Деятельность Советской военной администрации в Германии в области культуры, 19451949 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2005; Гудашова Л. Е. Деятельность Советской военной администрации (СВАГ) в Германии по осуществлению политики в области культуры и искусства, 1945-1949 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владимир, 2012; Мудров С. Н. Деятельность Управления пропаганды Советской военной администрации в Германии в 1945-1947 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2010.

8 Тургаев А. С., Эльяшевич Д. А. Книгоиздание для детей и юношества в Германской Демократической Республике // Вестн. СПбГУКИ. 2016. № 2 (27). С. 49-54; Эльяшевич Д. А. Влияние советского искусства книги на развитие книгоиздания для детей и юношества в Восточной Германии во второй половине 40-х - начале 50-х гг. ХХ в. // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна. Сер. 2. Искусствоведение, филологические науки. 2016. № 1. С. 115-118.

9 ГАРФ. Ф. Р-7317. Оп. 8. Ед. хр. 1. Л. 38.

10 Там же. Л. 41.

11 Там же. Л. 42.

12 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования. С. 90-91; 1 ноября 1945 г. приказом СВАГ № 129 Сектор пропаганды и цензуры был переименован в Управление пропаганды и цензуры. С апреля 1947 г. оно стало

называться Управлением информации. См.: ГАРФ. Ф. Р-7317. Оп. 8. Ед. хр. 2. Л. 130-131.

13 Ведомости Контрольного совета в Германии. 1945. № 1. 29 окт. 1945 г. С. 11.

14 За антифашистскую демократическую Германию: сб. док., 1945-1949. С. 147.

15 Ведомости Контрольного совета в Германии. 1946. № 7. 31 мая 1946 г. С. 151-152. См. также: Ведомости Контрольного совета в Германии. 1946. № 10. 31 авг. 1946 г. С. 172.

16 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования. С. 232.

17 Там же. С. 231.

18 См.: Liste der auszusondernden Literatur / Hrsg. vom Ministerium für Volksbildung der Deutschen Demokratischen Republik; Dritter Nachtrag. Nach dem Stand vom 1. April 1952. Berlin (Ost): VEB Deutscher Zentral-Verl., 1952.

19 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования. С. 93.

20 Там же. С. 94.

21 Там же. С. 98.

22 Там же. С. 99.

23 Там же. С. 101.

24 Там же. С. 99.

25 Sowjetische Speziallager in Deutschland 1945 bis 1950 / Hrsg. S. Mironenko u. a.; Eingel. und bearb. von R. Possekel. Berlin: Akademie Verl., 1998. Bd. 2: Sowjetische Dokumente zur Lagerpolitik. S. 294.

26 Ведомости Контрольного совета в Германии. 1946. № 11. 31 окт. 1946 г. С. 212.

27 Tägliche Rundschau. 1946. 27. Nov. См. также: Политика СВАГ в области культуры, науки и образования. С. 157.

28 Приказ Главноначальствующего СВАГ № 262 от 23 авг. 1946 г. См.: ГАРФ. Ф. Р-7317. Оп. 8. Ед. хр. 7. Л. 27-29.

29 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования. С. 149.

30 Там же. С. 158.

31 Там же. С. 160-161.

32 Там же. С. 196.

33 ГАРФ. Ф. Р-7317. Оп. 8. Ед. хр. 9. Л. 121.

34 Там же. Л. 123-124.

35 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования. С. 169.

36 Там же. С. 166-167.

37 Там же. С. 196-197.

38 Там же. С. 197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.