17.2. СОЗДАНИЕ АЗИАТСКОГО БАНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН АТР
Клишин Владимир Валериевич, к.э.н. Место работы: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской академии наук (ИАфр РАН)
vlad.kli84@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена комплексному анализу предпосылок создания и перспектив декларируемой кредитной и инвестиционной политики Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). На основании сопоставления АБИИ с другими многосторонними банками развития показано, что инициатива КНР по созданию АБИИ является серьезным шагом по практической перестройке международной валютно-финансовой системы в целях повышения роли развивающихся стран в многосторонних институтах развития. Делается вывод о том, что АБИИ может в перспективе использоваться как инструмент расширения экономического и политического влияния Китая на развивающиеся страны АТР.
Ключевые слова: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
ESTABLISHMENT OF THE ASIAN INFRASTRUCTURE INVESTNMENT
BANK AS A TOOL FOR IMPROVEMENT OF INVESTMENT STRATEGY IN DEVELOPING AP REGION CONTRIES
Klishin Vladimir V., Cand. Econ. Sci.
Work place: Federal state budgetary establishment of a science Institute of Africa of the Russian Academy of Sciences
vlad.kli84@gmail.com
Annotation: The article deals with complex analysis of prerequisites of the establishment and future trends of declared credit and investment policy of the Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB). Based on comparison of AIIB with other multilateral development banks the author shows that China's initiative of AIIB foundation is a serious step in the practical transformation of international monetary and financial system in order to enhance the role of developing countries in multilateral development institutions. It is concluded that AIIB may in the future be used as a tool of expansion of economic and political influence of China on developing countries of Asia-Pacific Region Keywords: Asian Infrastructure Investment Bank
Начало XXI века характеризуется дальнейшим усилением глобализации мировой экономики, одной из доминирующих тенденций которой является все большее вовлечение в процессы финансовой глобализации многих развивающихся стран с переходной экономикой, в том числе стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Годы уверенного опережающего роста экономик развивающихся стран АТР не прошли даром, и роль этих стран в мировой экономике существенно возросла, что, однако, до недавнего времени не находило существенного отражения в роли этих стран в международных
коллективных банках развития Группы Всемирного банка (ВБ).
Очевидно, что в современном мире возрастает роль региональных и субрегиональных банков развития, которые выступают уже не только и не столько как важные институциональные финансовые посредники в отношениях между отдельными странами и их группами, но, по сути, и как полноправные субъекты мирового хозяйства, напрямую взаимодействующие с национальными государствами, транснациональными корпорациями, международными финансовыми организациями и фондами. Региональные банки развития, будучи по своему статусу особым типом международных кредитных институтов, выполняют базовую функцию эффективного канала для привлечения ресурсов внешнего финансирования, иностранных инвестиций и консультирования и технической помощи в экономику стран-участниц. Региональные банки развития непосредственно осуществляют финансирование крупных долгосрочных инвестиций в масштабные проекты развития реального сектора и инфраструктуры экономики, когда в силу различных причин подобные проекты не могут быть профинансированы местными коммерческими банками страны-участницы.
Проводя политику официальной помощи развивающимся государствам Азии, Африки и Латинской Америки индустриальные страны с рыночной экономикой стремятся одновременно поощрять и страховать экспорт своего капитала в эти регионы, в том числе государственного капитала, в частности в форме создания и долевого участия в региональных банках развития.
Участие конкретной страны в региональном банке развития, равно как масштабы и формы ее долевого участия могут преследовать различные цели. Региональные страны-члены стремятся обеспечить себе привлечение из этих банков регулярного финансирования, том числе преференциального, для реализации различных национальных инвестиционных проектов. Страны - нерегиональные участницы, не входящие в конкретный регион деятельности Банка, обычно являются внешними инвесторами и донорами финансовой помощи региональным участникам. За счет своего долевого участия в подписном акционерном капитале Банка они могут влиять на инвестиционные решения Банка, свободно получать контракты и заказы на прямые поставки различных товаров и оборудования по схеме связанных кредитов для инвестиционных проектов, финансируемых Банком, что в текущей практике обычно полностью запрещается для любых других стран, не являющихся нерегиональными членами определенного Банка.
В 1960-х годах становление сети региональных коллективных банков развития в Азии, Африке и Латинской Америке было в определенной мере обусловлено стремлением большинства стран этих регионов к развитию внутрирегионального сотрудничества, расширению экономической и финансовой интеграции в целях достижения коллективного решения проблем развития их национальных экономик и борьбы с бедностью и нищетой. С другой стороны, свою роль, безусловно, сыграли приоритеты политики регионализма индустриальных государств, нацеленной во многом на селективное экономическое и политическое объединение отдельных развивающихся стран, находящихся в сфере приоритетного влияния конкретных западных стран, в первую очередь бывших метрополий. Определенные различия в деятельности региональных банков развития обусловлены уровнем экономического развития стран-участниц. Одна-
Клишин В. В.
СОЗДАНИЕ АЗИАТСКОГО БАНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
ко объединяют эти банки единые цели кредитной деятельности, а также состав и структура их капитала: приблизительно одна треть акционеров в существующих региональных банках развития - это промышленно развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть подписного капитала таких банков, они оказывают постоянное существенное влияние на их кредитно-ссудную и инвестиционную деятельность. Например, США могут свободно заблокировать любое решение Межамериканского банка развития (МаБР). Азиатский банк развития (АзБР) существенно подвержен влиянию двух главных стран-доноров - США и Японии.
В этой связи, подписание Меморандума о взаимопонимании по созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в октябре 2014 г. на церемонии в Пекине ознаменовало серьезные изменения в действующей структуре многосторонних институтов развития в азиатско-тихоокеанском регионе. Определяющую роль в учреждаемом банке развития будет играть Китай. В число стран-участниц АБИИ, наряду с кНр, вошли Индия, Сингапур, Вьетнам, Филиппины, Монголия, Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Казахстан, Кувейт, Лаос, Малайзия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Катар, Шри-Ланка, Таиланд и Узбекистан. Уставный капитал банка составит 100 млрд. долл. США, половину которого внесет Китай, а другую половину - остальные 20 стран-участниц пропорционально своему ВВП. Штаб-квартира банка будет находиться в Пекине, а согласование уставных документов банка планируется завершить в 2015 г.
Впервые идея создания нового азиатского банка развития AIIB (Asia Infrastructure Investment Bank), как международной финансовой организации, предназначенной для финансирования инфраструктурных проектов и развития региона, соответствующего потребностям региональных стран, была выдвинута именно Китаем в октябре 2013 г., в первую очередь для укрепления региональной интеграции КНР и стран АСЕАН путем инвестиций в транспортные, телекоммуникационные и энергетические проекты в регионе. В дальнейшем идея получила более широкое развитие, а к участию в АБИИ удалось привлечь Индию, богатые природными ископаемыми ресурсами Бруней, Кувейт и Оман. Предполагается, что АБИИ оставит прямую конкуренцию Азиатскому банку развития (АБР), при этом основная часть поступающих АБИИ средств будет выделяться китайской стороной и использоваться для предоставления займов на региональные инфраструктурные проекты, главным образом коммерческих. Одним из перспективных проектов АБИИ на первом этапе может стать строительство прямого железнодорожного сообщения между Китаем и Багдадом, другой важнейшей задачей банка станет строительство нового «шелкового пути» в рамках проекта ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия), который свяжет Западный Китай со странами Центральной Азии: Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном, а через них и с Европой.
Актуальность создания нового банка развития для Китая объясняется определяющим влиянием Японии и США на политику АБР и Всемирного Банка в регионе, и игнорирование данными многосторонним институтами развития растущей мощи КНР, как второй по величине экономики мира. Одной из целей, преследуемых Китаем, при создании АБИИ, является попытка укрепления статуса юаня как валюты международных расчетов. Весьма вероятно, что АБИИ будет предлагать своим клиентам номинированные в юанях займы, которые затем они смо-
гут беспрепятственно использовать для приобретения основных средств в Китае. При этом не следует забывать, что возврат займов также будет производиться в юанях, что в долгосрочной перспективе увеличит международный спрос на юань. Некоторые западные экономисты усматривают в этом серьезные риски для заемщиков в случае, если предназначенные для выплаты займов в юанях доходы от проектов будут номинированы в других, в особенности национальных валютах стран-заемщиков, а курс юаня на международном валютном рынке укрепится. К примеру, аналогичная ситуация наблюдалась в период с 1985 г. по 1995 г. со странами-заемщиками АБР, в котором определяющую роль играет Япония. Тогда укрепление курса иены к доллару США с 260 до 84 крайне негативно сказалось на экономике стран-заемщиц, которым пришлось выплачивать АБР долгосрочные займы, номинированные в иенах [Kamp, van der J. 2014]. Учитывая то, что курс юаня к евро и доллару США во многом определяется внутренней политикой Китая, представляется, что в дальнейшем его динамика может использоваться как дополнительный инструмент экономического и политического влияния Китая на страны региона.
Учитывая этот фактор, а также ряд других доводов, против идеи создания АБИИ выступили США, лоббируя отказ от участия в банке своих региональных союзников, включая не подписавших меморандум о создании АБИИ Японию, Австралию, Южную Корею и Индонезию. Последняя, однако, уже позднее объявила, что присоединяется к идее стать еще одним из учредителей АБИИ и подписала 26 ноября 2014 г. Меморандум о подготовке к созданию этого банка, став тем самым 22-й страной, желающей принять участие в данном проекте. Этот факт говорит, с одной стороны, что создание нового паназиатского банка развития находит поддержку страны, экономика которой по ВВП приближается к десятке крупнейших экономик мира. С другой стороны, он свидетельствует о совпадении стратегии развития Индонезии, нацеленной на усиление строительства объектов инфраструктуры в стране и углубление экономического сотрудничества в первую очередь со странами своего региона.
В качестве недостатков и негативных моментов инициативы КНР по созданию нового банка развития противники идеи выделяют недостаточность ресурсов создаваемого банка для покрытия текущих потребностей региона в инфраструктурных инвестициях, усиление геополитического влияния Китая на другие страны регионы, и отсутствие у банка достаточной экспертизы в области защиты окружающей среды по сравнению с действующими коллективными банками развития.
Тем не менее, инициатива создания нового независимого от стран запада многостороннего регионального банка развития нашла горячую поддержку у подавляющего числа стран региона. АзБР, по словам своего президента Т.Накао, также с пониманием относится к учреждению АБИИ, учитывая колоссальную потребность региона в привлечении финансирования в инфраструктурные проекты. Во многом это обусловлено тем, что на текущий момент стала очевидна неспособность существующих институтов развития Группы Всемирного банка и АзБР в должной степени подстегнуть индустриализацию в развивающихся странах Азии. АзБР, капитализация которого составляет около 78 млрд. долл. США, подконтролен США и Японии. Значимые решения о финансировании проектов этим банком во многом принимаются в интересах этих двух стран. Размер выдаваемых АБР
ежегодно кредитов составляет около 20-25 млрд. долл. США. Объявленный капитал Всемирного банка составляет 223 млрд. долл. США, на практике же банк предоставляет в виде займов около 50 млрд. долл. США в год. По оценкам АБР, для обеспечения устойчивого развития странам АТР необходимы инвестиции в сектор твердой инфраструктуры в размере 8 трлн. долл. США в период с 2010 г. по 2020 г. [Asian Development Bank, 2012, P.5]. Таким образом, доля средств, выделяемых существующими многосторонними институтами развития в регионе, составляет ныне лишь малую часть потребностей азиатских стран в инфраструктурных инвестициях[ТИе Economist, 2014].
Распределение займов этих институтов развития, в свою очередь, зависит от распределения их голосующих акций, которые большей частью принадлежат развитым странам Запада. Главой Всемирного банка всегда избирался кандидат из США, а главой АБР - кандидат из Японии. Таким образом, данные институты возглавляются и управляются представителями развитых стран Запада, имеющих высокий уровень жизни, но невысокие темпы роста экономики. В условиях роста долговой нагрузки и стагнации эти страны не склонны к радикальному увеличению инвестиций в развивающиеся страны Азии, не говоря уже об Африке и Латинской Америке [Steinbock, 2014]. Именно это является основной предпосылкой к созданию независимых многосторонних банков развития, таких как АБИИ, а также Новый банк развития БРИКС, соглашение об учреждении которого было принято на июльском саммите БРИКС в 2014 г. Создание этих институтов явилось ответом развивающихся стран на неспособность реформирования существующей международной валютно-финансовой системы с учетом растущей роли этих стран в мировой экономике.
Для достижения своих целей, связанных с развитием внутрирегиональной интеграции и инфраструктуры, отвечающей требованиям региона в настоящее время и в будущем, АБИИ придется в кратчайшие сроки развиваться, расширять зоны и масштабы своих операций и экспертизы высокими темпами. Можно предположить, что со временем, влияние банка на развитие региона может оказаться даже более значительным, чем влияние АБР и ВБ, если последние не пересмотрят свою политику в отношении финансирования региона АТР и выдачи коммерческих займов. Однако, декларируемая цель банка, заключающаяся в финансировании инфраструктурных проектов, главным образом на коммерческих условиях, может оказаться сдерживающим фактором для роста банка, поскольку проекты в области твердой инфраструктуры, как правило, требуют привлечения льготного долгосрочного финансирования по низким ставкам. Кроме того, АБИИ необходимо будет работать в сотрудничестве с существующими институтами развития для получения необходимого опыта и экспертизы в области реализации крупных проектов развития.
Активная деятельность китайского государственного руководства по созданию АБИИ, проводящаяся с участием первых лиц государства, опыт успешного участия КНР в региональных банках развития, в первую очередь, в АзБР и АфБР, а также в деятельности других международных финансовых институтов, позволяет сделать вывод, что инициатива Китая является очередным серьезным шагом по практической перестройке международной валютно-финансовой системы и совершенствования кредитно-банковской структуры. Страны, которые в недавнем прошлом с легкой руки развитых стран запада назывались то странами третьего мира, то развивающи-
мися странами или странами с переходной экономикой, теперь встают в один ряд с ведущими экономиками мира, например, в первой десятке экономик мира по размерам ВВП по ППС в 2013 г. по данным МВФ[^, 2014], - Китай (2-е место), Бразилия (6-е место), Россия (9-е место) и Индия (10-е место). Можно с уверенностью утверждать, что эти страны не остановятся на пути дальнейшего развития своих экономик, расширения мирового и внутрирегионального экономического сотрудничества, а также создания новых высокоэффективных инструментов для инвестирования и финансирования, включая банки развития, объединяющие страны как по региональным признакам, так и по другим критериям взаимного сотрудничества.
Список литературы:
1. IMF. World Economic Outlook Database. -2014. Режим доступа: http://www.imf.org/
2. Infrastructure for Asian Connectivity/ Asian Development Bank Institute and Asian Development Bank. Northampton, Massachusetts, USA, 2012. ISBN 978 1 78100 312 1
3. Kamp, van der J. New Asia bank part of China's agenda// South China Morning Post. -Hong Kong, 25.10.2014. P.1.
4. Steinbock D. An Asian Infrastructure Investment Bank's Time May Have Come. / Economy Watch, 2014. Режим доступа: http://retailbankwww.economywatch.com/features/An-Asian-Infrastructure-Investment-Banks-Time-May-Have-Come.10-22-14.html
5. Why China is creating a new "World Bank" for Asia// The Economist. 11.11.2014. Режим доступа: http://www.economist.com/blogs/economist-explains/2014/11/economist-explains-
6?zid=301 &ah=e8eb01 e57f7c9b43a3c864613973b57f
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Клишина В.В. «Создание азиатского банка инфраструктурных инвестиций как инструмент совершенствования инвестиционной стратегии развивающихся стран АТР» Статья посвящена актуальной теме, затрагивающей мероприятия по практической перестройке международной валютно-финансовой системы в части повышения роли и значимости развивающихся стран в сфере их участия в многосторонних банках развития. На примере учреждения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), инициатором создания которого выступила Китайская Народная Республика, автор проанализировал предпосылки создания и основные направления и перспективы кредитной и инвестиционной политики этого банка. В результате проведенного исследования по сравнению АБИИ с другими многосторонними банками развития, включая банк АзБР, который осуществляет свою деятельность в том же Азиатско-тихоокеанском регион (АТР), автор делает вывод о том, что инициатива КНР по созданию АБИИ является серьезным шагом по практической перестройке международной валют-но-финансовой системы в целях повышения роли развивающихся стран в многосторонних институтах развития.
Статья Клишина В.В. является аналитическим исследованием современного состояния международной инвестиционно-финансовой структуры мировой экономики в сфере политики и деятельности многосторонних банков развития и на примере учреждения регионального банка АБИИ показывает, как в этой сфере могут происходить практические изменения, связанные с возрастающей ролью развивающихся стран в мировой экономике и международной валютно-финансовой системе. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.
К.э.н., профессор,
Гужавина Л.М.