Вестник Томского государственного университета. 2016. № 409. С. 104-109. Б01: 10.17223/15617793/409/16
УДК 332.135(4/7) + 327.51(1-11) + 327.51(1-15) + 341.1/8
К.Г. Муратшина
СОЗДАНИЕ КИТАЕМ АЗИАТСКОГО БАНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ПОЗИЦИЯ ЯПОНИИ И ДРУГИХ ПАРТНЕРОВ США В АТР
Рассматривается реакция основных партнеров США в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Японии, Южной Кореи и Австралии, а также Новой Зеландии и некоторых стран Юго-Восточной Азии - на создание Китаем в 2015 г. Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Деятельность этой структуры направлена на вовлечение как можно большего количества стран региона в орбиту экономического влияния КНР и формирование противовеса контролируемым Западом Международному валютному фонду, Всемирному банку и Азиатскому банку развития. Автор прослеживает, как менялась позиция стран и с какими факторами это было связано. Исследование опирается на привлечение большого количества источников, в том числе учредительных документов АБИИ и актуальных материалов китайских, японских, южнокорейских, австралийских, российских и западных СМИ.
Ключевые слова: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций; Китай; Япония; США; Азиатско-Тихоокеанский регион; экономическое соперничество.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) - новая международная экономическая организация, создание которой было инициировано Китайской Народной Республикой. Формирование организации шло в течение 2013-2015 гг. В нем можно выделить несколько этапов. Впервые идея учреждения нового банка была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в октябре 2013 г. [1]. Далее началась детальная проработка концепции новой структуры. Уже тогда китайская сторона давала понять, что основной задачей банка будет являться, с одной стороны, «оспаривание» доминирования в международных экономических организациях США и их союзников [2] и создание своего собственного инструмента в системе глобального финансового регулирования [3], а с другой - инвестиционная поддержка проектов Пекина в рамках инициативы «Один пояс - один путь». По мнению властей КНР, такая структура необходима Азии для «развития реального сектора экономики» [4]. По сути, была заложена основа для того, чтобы «замкнуть» инвестиционные проекты в области инфраструктуры на новой посреднической структуре, что отвечало долгосрочным интересам Китая. Центральные СМИ КНР писали о «беспредельном очаровании инициативы создания АБИИ» для Азии, «концентрации совместных усилий Азии и сотрудничестве со всем миром» [5], а видные китайские эксперты-экономисты заявляли, что «многим странам Азии не хватает финансирования строительства объектов инфраструктуры, в настоящее время это является реальной проблемой... Вслед за формированием и развитием деятельности банка обязательно ускорится строительство инфраструктурных объектов в слаборазвитых районах, а расширение транспортно-ком-муникационной взаимосвязанности Азии также будет способствовать выходу за границу китайских предприятий» [6].
В течение года по инициативе Пекина с целью обсуждения процесса создания организации были проведены пять многосторонних совещаний и встреча на уровне министров. В итоге в октябре 2014 г. в Пекине представителями 21 страны (КНР, Казахстан, Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Индия, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Филиппины, Катар, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Узбекистан и Вьетнам)
был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию АБИИ [7].
Следующей вехой в создании новой организации стал Боаоский международный экономический форум 2015 г. Этот форум проводится Китаем ежегодно и часто называется «азиатский Давос». В течение нескольких дней работы форума велось активное обсуждение новой структуры, а количество стран, выразивших желание вхождения в АБИИ в качестве соучредителей, достигло 42. Финальным сроком подачи заявки Министерство финансов КНР определило 31 марта 2015 г., а сроком, до которого заявки должны были быть рассмотрены, - 12 апреля 2015 г. [8]. Тогда же китайское руководство озвучило заверения в том, что будет «способствовать расширению взаимодополняемости и координации работы АБИИ и других многосторонних финансовых институтов, таких как Азиатский банк развития и Всемирный банк» [9].
Нужно отметить, что руководство международных финансовых институтов воздержалось от открытой конфронтации с инициативой Пекина, хотя американские эксперты и предрекали возможность развития таковой [10]. Директор-распорядитель МВФ К. Ла-гард выразила готовность сотрудничать с АБИИ [11]; такую же позицию, что с большим удовлетворением отмечалось китайскими СМИ, озвучил и президент ВБ Джим Ен Ким [12]. Президент АБР Такэхико Накао в своих оценках был более сдержанным и отметил, что, «учитывая растущий спрос на кредиты, образование новой финансовой структуры - естественный процесс», но в то же время (с учетом, надо полагать, конкуренции со стороны АБИИ в перспективе) пообещал, что АБР увеличит объемы кредитования своих азиатских партнеров [13].
Итоговый учредительный документ АБИИ - Соглашение о создании банка [14] - был подписан 29 июня 2015 г. в Пекине. Соучредителями новой организации стали 57 государств. Крупнейшим по объему вложений участником и, как следствие, крупнейшим акционером банка, имеющим, согласно учредительному документу, наибольшие полномочия в принятии решений, стала КНР [14]. После этого началась процедура ратификации соглашения в органах законодательной власти стран-соучредителей, и, наконец, 16 января 2016 г. банк официально начал работу. Его штаб-квартира расположилась в Пекине, президентом
был назначен бывший заместитель министра финансов КНР Цзинь Лицзюнь, а председателем совета управляющих - министр финансов КНР Лоу Цзивэй [15]. По сути, новая организация оказалась практически полностью подконтрольной КНР. Более того, заместитель министра финансов КНР Ши Яобинь на инаугурационной сессии банка сделал достаточно странное заявление о том, что «в начальный период работы АБИИ Китай не будет подавать заявки на получение кредитов» [16]. То есть, надо думать, в дополнение к посреднической выгоде от получения процента с кредитов другим странам, продвижения юаня как мировой валюты и лоббирования финансовой поддержки для интересных в первую очередь именно китайской стороне проектов в перспективе Пекин может рассматривать и такой способ получения выгоды с помощью новой структуры, как «прокручивание» через нее собственных займов.
Создание новой многосторонней финансовой структуры, да еще подконтрольной КНР, несомненно, стало определенным вызовом интересам США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Штаты сразу дистанцировались от АБИИ и с самого начала придерживались политики неприсоединения к этой инициативе Пекина. Тем не менее, учитывая интенсивное развитие китайско-американских экономических связей на современном этапе, определенная связь и мониторинг проекта имеют место. А некоторые крупные деятели американского бизнеса и вовсе обвиняют свое государство в «медлительности» в оценке возможностей АБИИ и необходимости считаться с новой структурой [17]. Глава АБИИ Цзинь Лицюнь осенью 2015 г. посетил Вашингтон, где в том числе выступил в Институте Брукингса с программной речью, посвященной новой организации [18].
Определенное осуждение было выражено США в связи со вступлением в АБИИ их европейских союзников, прежде всего Великобритании. В Китае же данный факт был воспринят с особым удовлетворением [19]. Что касается азиатских и тихоокеанских союзников США, то их реакция на создание новой структуры существенно различалась.
Главный союзник США в АТР - Япония - заняла по отношению к АБИИ категоричную позицию и отказалась от членства в новой организации. Японские аналитики назвали АБИИ всего лишь «внутренним банком Китая»; кроме того, высказывалось сомнение в том, что он вообще может при нынешних пропорциях стран в уставном капитале, соотношении голосов, контроле китайской стороны над штаб-квартирой и руководящими постами считаться действительно международной организацией [20]. Акцентировался тот факт, что банк задуман как инструмент Китая в его прагматичной стратегии получения доступа к рынкам сбыта и ресурсам Центральной Азии и Ближнего Востока, которых требует его построенная на перепроизводстве различных товаров экономика [21]. Встречались и такие оценки: «АБИИ - стратегический вызов для японской нации, ее сотрудничества с другими странами Азии и участия в строительстве регионального миропорядка» [22].
Одними наблюдателями отмечалось, что интересы Японии, находящейся за бортом АБИИ, могут пострадать в связи с усилением благодаря новому банку сотрудничества Китая с государствами «Экономического пояса Шелкового пути» [23], другие же, наоборот, выражали сомнение в том, что банку есть что предложить японской стороне в плане перспективных проектов и экономического сотрудничества [24]. В Китае некоторые сомнения японской стороны и разногласия в среде японского бизнеса и СМИ по поводу вероятной выгоды от возможного присоединения страны к АБИИ были восприняты не без одобрения [25]. Однако официальная линия японского правительства пока остается в фарватере США. При этом, как заявил министр финансов Таро Асо, Япония намерена «следить за развитием банка» [26].
Другая страна - союзник США в Азии, Республика Корея, также не входила в число учредителей банка на предварительном этапе [7]. Как отмечалось в китайских СМИ, от сближения с новой организацией РК долгое время удерживали США [27]. Однако за пять дней до истечения срока подачи заявок Пекин был официально уведомлен о желании РК стать одним из учредителей банка. Как следовало из заявления южнокорейского Министерства финансов, от новой структуры ожидается привлечение большего количества инвестиций в регион и взаимодополняемость с функциями других уже имеющихся международных финансовых организаций [28].
Пожалуй, среди всех партнеров США в АТР Южная Корея начала демонстрировать в ходе торгово-экономического взаимодействия с Китаем в последние годы наибольшую лояльность Пекину даже тогда, когда это наносило открытый и серьезный ущерб ее собственным национальным интересам, как, например, в случае с соглашением о свободной торговле, против ратификации которого проводились масштабные демонстрации корейских граждан, особенно представителей профсоюзов и фермеров [29]. Как одно из последствий подобной лояльности можно рассматривать назначение президента Банка развития Кореи на пост заместителя председателя АБИИ [30]. Кроме того, после официального начала работы банка в январе 2016 г. буквально через месяц корейские СМИ сообщили о планах создания правительственными структурами и ведущими корпорациями РК специального консультативного органа, который будет вести сбор информации и работу по вовлечению корейских предприятий в возможные выгодные проекты АБИИ [31]. Страна заняла пятое место по объему вложений в капитал банка и количеству акций, а министр финансов РК заявил, что АБИИ будет играть «важнейшую роль» в экономическом росте стран Азии и борьбе с вызовами их экономической безопасности и выразил уверенность в возможной выгоде для южнокорейских компаний от членства страны в организации, хоть и оговорился, что «пока подробности не обнародуются» [32].
Третий союзник США в АТР - Австралия - на начальном этапе формирования АБИИ дистанцировалась от организационной работы [7] и заявила о при-
соединении к числу учредителей АБИИ лишь за три дня до истечения срока подачи заявок на вступление [33]. Премьер-министр Т. Абботт отметил, что, по его мнению, «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, работая вместе с другими ключевыми международными финансовыми институтами - Всемирным банком и Азиатским банком развития, способен играть важную роль в решении инфраструктурных проблем и стимулировании экономического роста в регионе, что может принести пользу Австралии. В последние месяцы был достигнут прогресс в определении структуры АБИИ, решении вопросов транспарентности его работы. Тем не менее у Австралии все еще остается ряд вопросов, связанных с деятельностью этого банка, и мы будем ставить их в ходе предстоящих консультаций» [34].
Отчасти свою роль сыграло вхождение в число учредителей АБИИ таких ведущих западных государств, как Великобритания, Германия и Франция. По сути, австралийское правительство поддержало этот тренд [35]. Австралийские эксперты, однако, отмечали, что присоединение их страны к АБИИ наряду с европейскими партнерами США, прежде всего Великобританией, можно считать «победой КНР в стратегическом соперничестве с США», эта организация подконтрольна именно КНР, и решения в ней, в отличие, например, от Банка БРИКС, Китай будет принимать, по сути, единолично [36].
Что касается других, не столь крупных партнеров США в АТР, то Новая Зеландия включилась в процесс формирования новой структуры еще в январе 2015 г. и рассчитывала получить в качестве «первой развитой страны среди учредителей АБИИ» как можно больше бонусов [37], а союзники США в Юго-Восточной Азии - Сингапур, Малайзия, Филиппины и Таиланд - с самого начала занимали лояльную позицию к инициативе Пекина. Все четыре государства вошли в число тех, кто подписал в 2014 г. меморандум о создании АБИИ [6]. Сингапур тогда же и вовсе выразил свою поддержку китайской инициативе создания зоны свободной торговли. Китайское руководство в лице председателя Си Цзиньпина подчеркнуло, что планирует вместе с АСЕАН, в том числе посредством АБИИ, «создавать сообщество с общей судьбой, тем самым стимулируя региональный мир, стабильность и процветание» [38]. Впоследствии все эти государства подписали Соглашение о создании банка в 2015 г. и начали процедуру его ратификации в своих органах законодательной власти.
Таким образом, реакция партнеров США в АТР на создание Китаем такой структуры, как АБИИ, суще-
ственно различалась и напрямую зависела от уровня лояльности в их отношениях с Пекином: от полного отторжения новой структуры, как это произошло в случае с Японией, до безоговорочного принятия ее условий (в случае со странами Юго-Восточной Азии). Можно предположить, что причины заинтересованности той же Южной Кореи кроются не только в надежде и желании получить доступ к распределению финансовых резервов, накопленных КНР и вложенных в большом объеме в АБИИ, но и в планах корейских транснациональных корпораций лоббировать свое участие в крупных инфраструктурных проектах, для финансирования которых официально и создан АБИИ. Однако трудно поверить в то, что Китай станет делиться с кем-либо достаточным объемом выгоды, учитывая, что технология «тройного» зарабатывания бонусов на подобных проектах отработана КНР во многих развивающихся странах, когда типичная схема выглядит так: китайская сторона выделяет своему зарубежному партнеру «связанный» кредит, зарабатывая на процентах, а также на заказе (на сумму этого кредита) китайского же оборудования и работы китайских подрядчиков. Однако ожидания политических и бизнес-элит многих стран от участия в АБИИ остаются завышенными. В то же время, например, японская сторона отнеслась к итоговому вступлению в АБИИ Южной Кореи «спокойно», что, скорее всего, было связано именно с оценкой низкой вероятности получения масштабных выгод в конечном счете [39].
Можно отчасти согласиться с западными экспертами в том, что отсутствие в АБИИ США и Японии отнюдь не добавляет банку легитимности и веса в мировых экономических рейтингах [40], однако своих целей Пекин, в принципе, добился: все крупнейшие экономики АТР, кроме Японии, присоединились к АБИИ, что было для китайской стороны крайне важно в имиджевых целях. Кроме того, все эти государства внесли, пусть и в разной мере, свой вклад в капитал банка, хотя и не все, скорее всего, смогут обеспечить хоть сколько-нибудь весомое привлечение своих компаний к работе собственно в инфраструктурных проектах, которые будут финансироваться АБИИ. Наконец, стоит особо отметить присоединение к новой организации Сингапура как крупнейшего азиатского финансового центра. В то же время нельзя не сделать вывод о чрезмерном завышении ожиданий многих стран от участия в новой структуре и о том, что реальная эффективность участия той или иной экономики в работе АБИИ может быть оценена только после достижения полной ясности в вопросах отбора проектов для финансирования и первых результатов работы банка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Китай может получить право вето в АБИИ - СМИ // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 16 июня.
2. Чжунго цзян чжудао чэнли Ячжоу цзичу шэши тоуцзы инхан / на кит. яз. (Китай станет лидером Азиатского банка инфраструктурных
инвестиций) // Sina.com. 23.10.2014. URL: http://finance.sina.com.en/stock/usstock/c/20141023/074220617382.shtml, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
3. Си Цзиньпин встретился с представителями стран, прибывшими для участия в церемонии подписания Меморандума о подготовке к со-
зданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций // Жэньминь жибао онлайн. 24.10.2014. URL: http://russian.people.com.cn/n/ 2014/1024/c31521-8799662.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
4. Финансовое сотрудничество будет способствовать росту реального сектора экономики Азии - Цзэн Пэйянь // Жэньминь жибао онлайн.
25.11.2014. URL: http://russian.people.com.cn//n/2014/1125/c31520-8813501.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
5. АБИИ сыграет своеобразную роль в концентрации совместных усилий Азии и содействии сотрудничеству со всем миром // Жэньминь
жибао онлайн. 2.04.2015. URL: http://russian.people.com.en/n/2015/0402/c31518-8872875.html, свободный (дата обращения: 2.01.2016).
6. Азиатские страны приветствуют формирование Азиатского банка инфраструктурных инвестиций // Жэньминь жибао онлайн. 25.11.2014.
URL:http://russian.people.com.cn//n/2014/1125/c31520-8813489.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
7. Создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций // Центразия.ру. 30.10.2014. URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=
1414655100, свободный (дата обращения: 23.11.2015).
8. Countries rushing to join AIIB // China Daily. 30.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/boao2015/2015-
03/30/content_19947316.htm, free (reference date: 30.11.2015).
9. China-backed investment bank welcomes all countries: Xi // China Daily. 28.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2015-
03/28/content_19936479.htm, free (reference date: 30.11.2015).
10. Schuman M. Whose Money Will the World Follow? // Bloomberg. 15.05.2015. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-05-14/u-s-china-rivalry-whose-money-will-the-world-follow-,free (reference date: 20.03.2016).
11. МВФ приветствует создание АБИИ, подтвердила Кристин Лагард // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 16 апр.
12. Ши син хуаньин Чжунго чоуцзянь ячжоу цзичу шэши тоуцзы инхан чанъи / на кит. яз. (Всемирный банк приветствует создание Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций) // Синьхуа. 28.06.2014. URL: http://news.xinhuanet.com/world/2014-06/28/c_1111361994.htm, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
13. Азиатский банк развития увеличит объемы кредитования до 20 млрд долларов // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 2 мая.
14. Articles of Agreement // The Asian Infrastructure Investment Bank official website. URL: http://www.aiib.org/uploadfile/2015/0814/ 20150814022158430.pdf, free (reference date: 23.11.2015).
15. Цзинь Лицзюнь назначен президентом АБИИ // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2016. 16 янв.
16. На первых порах Китай не будет обращаться в АБИИ за кредитами - Минфин КНР // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2016. 16 янв.
17. Financial futures founder: US too slow in accepting AIIB // China Daily. 27.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/boao2015/ 2015-03/27/content_19930125.htm, free (reference date: 20.03.2016).
18. Цзинь Лицюнь шо Я тоусин цзян цзяньли фухэ 21 шицзи яоцю ды гао бяочжунь чжили тиси / на кит. яз. (Цзинь Лицюнь: АБИИ будет следовать высоким стандартам управления XXI в.) // Синьхуа. 22.10.2015. URL: http://news.xinhuanet.com/world/2015-10/22/c_1116909345.htm, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
19. Инго мэйти: Я тусин бэйхоу ди Мэй Чжун цзяолян / на кит. яз. (Британские СМИ: АБИИ - площадка для соперничества Китая и США) // Sina.com. 17.03.2015. URL: http://finance.sina.com.cn/world/20150317/082121737396.shtml, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
20. Puro kara mireba AIIB wa kokusai kikan dewanai / на яп. яз. (С профессиональной точки зрения, АБИИ - не международная организация) // Toyou Keizai. 1.08.2015. URL: http://toyokeizai.net/articles/-/78842, свободный (дата обращения: 24.11.2015).
21. Why Japan won't join the AIIB // The Japan Times. 20.04.2015. URL: http://www.japantimes.co.jp/opinion/2015/04/20/commentary/japan-commentary/japan-wont-join-aiib/#.Vv6osS59qpp, free (reference date: 20.03.2016).
22. The case for joining the AIIB // The Japan Times. 25.06.2015. Available at: http://www.japantimes.co.jp/opinion/2015/06/25/commentary/japan-commentary/case-joining-aiib/#.Vv6ouy59qpp, free (reference date: 20.03.2016).
23. Goju ka sanka de AIIB sousetsu keizai sonshitsu ureu keizaikai, NichiBei sanka wa byouyomi ka? / на яп. яз. (50 стран уже в АБИИ. США и Япония много теряют экономически: не пора ли и нам готовиться к вступлению?) // Nikkei Business. 1.07.2015. URL: http://www.nikkeibp.co.jp/atcl/matome/15/346919/063000004/?rt=nocnt, свободный (дата обращения: 24.11.2015).
24. The AIIB has little to offer Japan and the U.S. // The Japan Times. 20.05.2015. URL: http://www.japantimes.co.jp/opinion/ 2015/05/20/commentary/japan-commentary/aiib-little-offer-japan-u-s/#.Vv6ozS59qpp, free (reference date: 20.03.2016).
25. Жибэнь дуй Я тоусин ды фанчжэнь и цзибэнь цюэдин хо сян цзяжу май цзиньибу / на кит. яз. (Япония пока определяет свой курс в отношении Азиатского банка инфраструктурных инвестиций или уже сделала шаг в направлении вступления?) // News 163.com. 10.04.2015. URL: http://news.163.com/15/0410/20/AMS9C38800014JB5.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
26. Япония пока не намерена присоединяться к АБИИ, заявил глава Минфина // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 31 марта.
27. Мэйго цзунао Ханго цзяжу Ячжоу цзичу шэши тоуцзы инхан / на кит. яз. (США тормозят присоединение Южной Кореи к АБИИ) // Жэньминь жибао. 30.06.2014. URL: http://finance.people.com.cn/money/n/2014/0630/c42877-25218774.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
28. South Korea seeks to be AIIB founding member // China Daily. 27.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2015-03/27/content_19925554.htm, free (reference date: 20.03.2016).
29. Около 30 тысяч демонстрантов в центре Сеула требуют отставки президента Южной Кореи // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 5 дек.
30. KDB chief tapped as AIIB vice president // Yonhap News. 3.02.2016. URL: http://english.yonhapnews.co.kr/search1/2603000000.html?cid= AEN20160203003500320, free (reference date: 20.03.2016).
31. S. Korea to launch consultative body for AIIB projects // Yonhap News. 25.02.2016. URL: http://english.yonhapnews.co.kr/search1/ 2603000000.html?cid=AEN20160225007700320, free (reference date: 20.03.2016).
32. S. Korean minister sees AIIB's 'critical role' in Asia's growth // Yonhap News. 16.01.2016. URL: http://english.yonhapnews.co.kr/search1/ 2603000000.html?cid=AEN20160116002300315, free (reference date: 20.03.2016).
33. Australia announces it will join China-proposed bank // China Daily. 28.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/2015-03/28/content_19939018.htm, free (reference date: 20.03.2016).
34. Австралия присоединится к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций - премьер-министр // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 29 марта.
35. Australia ready to negotiate to join AIIB // NSNBC. 27.03.2015. URL: http://nsnbc.me/2015/03/27/australia-ready-to-negotiate-to-join-aiib/, free (reference date: 24.11.2015).
36. Earl G., Murray L. Asian Infrastructure Investment Bank a challenge for China // The Australian Financial Review Magazine. March 2015. URL: http://www.afr.com/news/world/asia/asian-infrastructure-investment-bank-a-challenge-for-china-20150319-1m2yfk, free (reference date: 24.01.2016).
37. China-led bank 'shouldn't be hostage to history': expert // China Daily. 28.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/2015-03/28/content_19939022.htm, free (reference date: 20.03.2016).
38. Си Цзиньпин встретился с премьером Сингапура // Жэньминь жибао онлайн. 10.11.2014. URL: http://russian.people.com.cn//n/2014/1110/c31521-8806919.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
39. Japan reacts calmly to South Korean decision to join China-led AIIB // The Japan Times. 27.03.2015. URL: http://www.japantimes.co.jp/news/2015/03/27/world/japan-takes-south-koreas-decision-join-china-led-aiib-calmly/#.Vv6oxi59qpp, free (reference date: 20.03.2016).
40. China's AIIB and OBOR: Ambitions and Challenges // The Diplomat. 9.10.2015. URL: http://thediplomat.com/2015/10/chinas-aiib-and-obor-ambitions-and-challenges/, free (reference date: 24.10.2015).
Статья представлена научной редакцией «История» 25 июня 2016 г.
THE LAUNCH OF THE CHINA-INITIATED ASIAN INFRASTRUCTURE INVESTMENT BANK AND THE REACTION OF JAPAN AND OTHER US ALLIES IN THE ASIA-PACIFIC REGION
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, 409, 104-109. DOI: 10.17223/15617793/409/16
Ksenia G. Muratshina, Ural Federal University named after B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: ksenia-kgm@mail.ru
Keywords: Asian Infrastructure Investment Bank; China; Japan; USA; Asia-Pacific; economic rivalry.
The article reviews the formation and development of the Asian Infrastructural Investment Bank (AIIB), as well as the approach towards the new organization chosen by the two geopolitical rivals in the Asia-Pacific region, the People's Republic of China, on the one hand, and Japan, together with other US allies, on the other. Structurally, AIIB, formed in 2015, is an intergovernmental organization. The idea of the new bank was put forward by China back in 2013. The main objectives for China in the AIIB formation included 1) rebalancing the international economic order, which had earlier been dominated by Western states and financial organizations they controlled, such as the International Monetary Fund, the World Bank, the Asian Development Bank, etc., and 2) a comprehensive support for the Chinese "One Belt - One Road" initiative and infrastructural projects carried out under this initiative in Central and Southeast Asia. The idea of the investment flows fixation and control over the majority of projects looks particularly beneficial for China, which is the key share holder in AIIB. Moreover, Beijing has also reserved the majority of governing positions in the organization. The multiple benefits from AIIB activities for China are provided by the use of the operation plan that is typical for the PRC's foreign direct investment activities in developing countries. As a rule, Beijing provides only tied loans to foreign partners, and, having extended such a credit, receives benefits not only from interest rates, but also from construction and engineering contracts for Chinese companies, as well as equipment supplies. However, the political elites and business circles of the majority of AIIB member states demonstrate great expectations from the new organization. In 2014, the number of states joining AIIB reached 21, in 2015 57, including the countries of Central Asia, Southeast Asia, Western Europe and the rest of the world. However, it was not supported by the USA - the main partner and the main rival for China. At the same time, the US allies in the Asia-Pacific region responded to the AIIB formation in different ways. While Japan rejected the possibility to enter the organization, South Korea and Australia changed their view from rejection to eventually joining AIIB. It implied the overall boost of Sino-Korean and Sino-Australian trade and economic relations. Meanwhile, New Zealand and Southeast Asian countries had already accepted the rules of the new organization at the preparatory stage. Thus, although the absence of Japan and the US substantially reduces the AIIB legitimacy, generally Beijing has realized its objectives, with the rest of Asia-Pacific joining the new organization, which is essential in terms of image-building. Furthermore, all member-states have paid their fees, although the amounts differed dramatically and, definitely, not all states might rely on the possibility of contracts in AIIB infrastructural projects.
REFERENCES
1. ITAR-TASS. (2015) Kitay mozhet poluchit' pravo veto v ABII - SMI [China can get a veto in the AIIB: Media]. Pul'splanety-Aziya ITAR-TASS.
16 June.
2. Sina.com. (2014) China will become the leader of the Asian Infrastructure Investment Bank. Sina.com. 23 October. [Online] Available from:
http://finance.sina.com.cn/stock/usstock/c/20141023/074220617382.shtml. (Accessed: 20th March 2016). (In Chinese).
3. People's Daily Online. (2014) Si Tszin'pin vstretilsya s predstavitelyami stran, pribyvshimi dlya uchastiya v tseremonii podpisaniya Memorandu-
ma o podgotovke k sozdaniyu Aziatskogo banka infrastrukturnykh investitsiy [Xi Jinping met with representatives of the countries who have come to participate in the signing ceremony of the Memorandum of preparation for the establishment of Asian Infrastructure Investment Bank]. People's Daily Online. 24 October. [Online] Available from: http://russian.people.com.cn/n/ 2014/1024/c31521-8799662.html. (Accessed: 20th March 2016).
4. People's Daily Online. (2014) Finansovoe sotrudnichestvo budet sposobstvovat' rostu real'nogo sektora ekonomiki Azii - Tszen Peyyan' [Finan-
cial cooperation will contribute to the growth of the real sector of the economy of Asia - Zeng Peiyan]. People's Daily Online. 25 November. [Online] Available from: http://russian.people.com.cn//n/2014/1125/c31520-8813501.html. (Accessed: 20th March 2016).
5. People's Daily Online. (2015) ABII sygraet svoeobraznuyu rol' v kontsentratsii sovmestnykh usiliy Azii i sodeystvii sotrudnichestvu so vsem
mirom [ABII will play a peculiar role in the concentration of Asian joint efforts and promotion of cooperation with the world]. People's Daily Online. 2 April. [Online] Available from: http://russian.people.com.cn/n720 1 5/04 02/c31518-8872875.html. (Accessed: 2.01.2016).
6. People's Daily Online. (2014) Aziatskie strany privetstvuyut formirovanie Aziatskogo banka infrastrukturnykh investitsiy [Asian countries wel-
come the formation of the Asian Infrastructure Investment Bank]. People's Daily Online. 25 November. [Online] Available from:http://russian.people.com.cn//n/2014/1125/c31520-8813489.html. (Accessed: 20th March 2016).
7. Tsentraziya.ru. (2014) Sozdan Aziatskiy bank infrastrukturnykh investitsiy [The Asian Infrastructure Investment Bank has been formed]. [Online]
Available from: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1414655100. (Accessed: 23rd November 2015).
8. China Daily. (2015) Countries rushing to join the AIIB. China Daily. 30 March. [Online] Available from: http://www.chinadaily.com.cn/business/boao2015/2015-03/30/content_19947316.htm. (Accessed: 30.11.2015).
9. China Daily. (2015) China-backed investment bank welcomes all countries: Xi. China Daily. 28 March. [Online] Available from: http://www.chinadaily.com.cn/business/2015-03/28/content_19936479.htm. (Accessed: 30th November 2015).
10. Schuman, M. (2015) Whose Money Will the World Follow? Bloomberg. 15 May. [Online] Available from: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-05-14/u-s-china-rivalry-whose-money-will-the-world-follow-. (Accessed: 20th March 2016).
11. ITAR-TASS. (2015) MVF privetstvuet sozdanie ABII, podtverdila Kristin Lagard [IMF welcomes the establishment of the ABII, Christine Lagarde confirmed] Pul's planety-Aziya ITAR-TASS. 16 April.
12. Xinhua. (2014) The World Bank welcomes China's establishment of the Asian Infrastructure Investment Bank. Xinhua. 28 June. [Online] Available from: http://news.xinhuanet.com/world/2014-06/28/c_1111361994.htm. (Accessed: 20th March 2016). (In Chinese).
13. ITAR-TASS. (2015) Aziatskiy bank razvitiya uvelichit ob"emy kreditovaniya do 20 mlrd dollarov [The Asian Development Bank will increase lending to $ 20 billion]. Pul's planety-Aziya ITAR-TASS. 2 May.
14. The Asian Infrastructure Investment Bank official website. (2015) Articles of Agreement. [Online] Available from: http://www.aiib.org/uploadfile/2015/0814/ 20150814022158430.pdf. (Accessed: 23rd November 2015).
15. ITAR-TASS. (2016) Tszin' Litszyun' naznachen prezidentom ABII [Jin Lijun was appointed president of the AIIB]. Pul's planety-Aziya ITAR-TASS. 16 January.
16. ITAR-TASS. (2016) Na pervykh porakh Kitay ne budet obrashchat'sya v ABII za kreditami - Minfin KNR [At first, China will not apply to the AIIB for loans: the Ministry of Finance of the PRC]. Pul's planety-Aziya ITAR-TASS. 16 January.
17. China Daily. (2015) Financial futures founder: US too slow in accepting the AIIB. China Daily. 27 March. [Online] Available from: http://www.chinadaily.com.cn/business/boao2015/ 2015-03/27/content_19930125.htm. (Accessed: 20th March 2016).
18. Xinhua. (2015) Jin Liqun: the AIIB will follow the high standards of management in the 21st c. Xinhua. 22 October. [Online] Available from: http://news.xinhuanet.com/world/2015-10/22/c_1116909345.htm. (Accessed: 20th March 2016). (In Chinese).
19. Sina.com. (2015) British media: the AIIB is a platform for China-US rivalry. [Online] Available from: http://finance.sina.com.cn/world/20150317/082121737396.shtml. (Accessed: 20th March 2016). (In Chinese).
20. Toyou Keizai. (2015) From a professional point of view the AIIB is not an international organization. Toyou Keizai. 1 August. [Online] Available from: http://toyokeizai.net/articles/-/78842. (Accessed: 24th November 2015). (In Japanese).
21. The Japan Times. (2015) Why Japan won't join the AIIB. The Japan Times. 20 April. [Online] Available from: http://www.japantimes.co.jp/opinion/2015/04/20/commentary/japan-commentary/japan-wont-join-aiib/#.Vv6osS59qpp. (Accessed: 20th March 2016).
22. The Japan Times. (2015) The case for joining the AIIB. The Japan Times. 25 June. Available at: http://www.japantimes.co.jp/opinion/2015/06/25/commentary/japan-commentary/case-joining-aiib/#.Vv6ouy59qpp. (Accessed: 20th March 2016).
23. Nikkei Business. (2015) 50 countries are already in the AIIB. The United States and Japan lose a lot economically: is it time for us to prepare for accession? Nikkei Business. 1 July. [Online] Available from: http://www.nikkeibp.co.jp/atcl/matome/15/346919/063000004/?rt=nocnt. (Accessed: 24th November 2015). (In Japanese).
24. The Japan Times. (2015) The AIIB has little to offer Japan and the U.S. The Japan Times. 20 May. [Online] Available from: http://www.japantimes.co.jp/opinion/ 2015/05/20/commentary/japan-commentary/aiib-little-offer-japan-u-s/#.Vv6ozS59qpp. (Accessed: 20th March 2016).
25. News 163.com. (2015) Does Japan still determine its course with regard to the Asian Infrastructure Investment Bank, or has it already taken a step in the direction of entry? News 163.com. 10 April. [Online] Available from: http://news.163.com/15/0410/20/AMS9C38800014JB5.html. (Accessed: 20th March 2016). (In Chinese).
26. ITAR-TASS. (2015) Yaponiya poka ne namerena prisoedinyat'sya k ABII, zayavil glava Minfina [Japan does not intend to join the AIIB, said the head of the Ministry of Finance]. Pul's planety-Aziya ITAR-TASS. 31 March.
27. People's Daily. (2014) US hampers the accession of South Korea to the AIIB. People's Daily. 30 June. [Online] Available from: http://finance.people.com. cn/money/n/2014/0630/c42877-25218774.html. (Accessed: 20th March 2016). (In Chinese).
28. China Daily. (2015) South Korea seeks to be the AIIB founding member. China Daily. 27 March. [Online] Available from: http://www.chinadaily.com.cn/business/2015-03/27/content_19925554.htm. (Accessed: 20th March 2016).
29. ITAR-TASS. (2015) Okolo 30 tysyach demonstrantov v tsentre Seula trebuyut otstavki prezidenta Yuzhnoy Korei [About 30 thousand protesters in downtown Seoul demanding the resignation of the President of South Korea]. Pul's planety-Aziya ITAR-TASS. 5 December.
30. Yonhap News. (2016) KDB chief tapped as the AIIB vice president. Yonhap News. 3 February. [Online] Available from: http://english.yonhapnews.co.kr/search1/2603000000.html?cid= AEN20160203003500320. (Accessed: 20th March 2016).
31. Yonhap News. (2016) S. Korea to launch consultative body for the AIIB projects. Yonhap News. 25 February. [Online] Available from: http://english.yonhapnews.co.kr/search1/ 2603000000.html?cid=AEN20160225007700320. (Accessed: 20th March 2016).
32. Yonhap News. (2016) S. Korean minister sees AIIB's 'critical role' in Asia's growth. Yonhap News. 16 January. [Online] Available from: http://english.yonhapnews.co.kr/search1/ 2603000000.html?cid=AEN20160116002300315. (Accessed: 20th March 2016).
33. China Daily. (2015) Australia announces it will join China-proposed bank. China Daily. 28 March. [Online] Available from: http://www.chinadaily.com.cn/world/2015-03/28/content_19939018.htm. (Accessed: 20th March 2016).
34. ITAR-TASS. (2015) Avstraliya prisoedinitsya k Aziatskomu banku infrastrukturnykh investitsiy - prem'er-ministr [Australia joins the Asian Infrastructure Investment Bank, said the Prime Minister]. Pul's planety-Aziya ITAR-TASS. 29 March.
35. NSNBC. (2015) Australia ready to negotiate to join the AIIB. NSNBC. 27 March. [Online] Available from: http://nsnbc.me/2015/03/27/australia-ready-to-negotiate-to-join-aiib/. (Accessed: 24th November 2015).
36. Earl, G. & Murray, L. (2015) Asian Infrastructure Investment Bank a challenge for China. The Australian Financial Review Magazine. March. [Online] Available from: http://www.afr.com/news/world/asia/asian-infrastructure-investment-bank-a-challenge-for-china-20150319-1m2yfk. (Accessed: 24th January 2016).
37. China Daily. (2015) China-led bank 'shouldn't be hostage to history': expert. China Daily. 28.03.2015. [Online] Available from: http://www.chinadaily.com.cn/world/2015-03/28/content_19939022.htm. (Accessed: 20th March 2016).
38. People's Daily Online. (2014) Xi Jinping met with the Prime Minister of Singapore People's Daily Online. 10 Movember. [Online] Available from: http://russian.people.com.cn//n/2014/1110/c31521-8806919.html. (Accessed: 20th March 2016). (In Chinese).
39. The Japan Times. (2015) Japan reacts calmly to South Korean decision to join China-led AIIB. The Japan Times. 27 March. [Online] Available from: http://www.japantimes.co.jp/news/2015/03/27/world/japan-takes-south-koreas-decision-join-china-led-aiib-calmly/#.Vv6oxi59qpp. (Accessed: 20th March 2016).
40. The Diplomat. (2015) China's AIIB and OBOR: Ambitions and Challenges. The Diplomat. 9 October. [Online] Available from: http://thediplomat.com/2015/10/chinas-aiib-and-obor-ambitions-and-challenges/. (Accessed: 24th October 2015).
Received: 25 June 2016