Научная статья на тему 'Создание алгоритмов управления деятельностью органов управления ВУЗа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций'

Создание алгоритмов управления деятельностью органов управления ВУЗа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ГРАФИК / РУКОВОДИТЕЛЬ / ЛИКВИДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Нестерова Н.В., Ковалева Е.Г., Кеменов С.А.

В статье проведено обоснование создания алгоритмов действий и временных графиков работы руководителей органов управления высшего учебного заведения при ликвидации последствия чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Нестерова Н.В., Ковалева Е.Г., Кеменов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание алгоритмов управления деятельностью органов управления ВУЗа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

- кинематических параметров продольного удара (V 0).

Длина волны в данной системе координат всегда будет равна 2.

Функцию fn (f ,Ь,$(к)) логично определить как функцию волны n .

Некоторые свойства импульсов динамической деформации генерируемых в полубесконечном стержне продольными ударами коротких стержней - молотков - могут быть сформулированы в виде следующих 7 лемм.

Лемма 1. Функция формы импульса при равенстве площадей ударных торцов полубесконечного стержня и молотка может быть представлена как функция отношения диаметров неударного и ударного торцов молотка К и безразмерного аналога времени f, без относительно геометрических, кинематических и механических параметров деталей ударной системы:

^0 (f)= F (K,f) , fn (f) = Fn [K,f) .

Лемма 2. Значение функции первой волны на переднем фронте при равенстве площадей ударных торцов тождественно равно 1: f ( 0 ) = 1 .

Лемма 3. Значение функции второй волны на переднем фронте при равенстве площадей ударных торцов тождественно равно —1: f2 (f = 0 ) = — 1 .

Лемма 4. Значение функции третьей волны на переднем фронте при равенстве площадей ударных торцов тождественно равно 0: f ( 0 ) = 0 .

Лемма 5. Значение функции первой волны при Q = 1 тождественно равно 1 в случае равенства

площадей ударных торцов:

f1 (f,S = 1 ) =1

Лемма 6. Значение функции второй волны при g = 1 тождественно равно -1 при равенстве площадей ударных торцов: f2 (f,£ = 1 ) = — 1 .

Лемма 7. Значение функции третьей волны при Q = 1 тождественно равно 0 при равенстве площадей ударных торцов: f3 (f ,Q = 1 ) = 0 .

Аргумент f отсчитывается для каждой функции волны от переднего фронта.

© А.А. Мясников, 2015

УДК 796

Н.В. Нестерова

д.т.н, профессор кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях

Е.Г. Ковалева

к.т.н, ст. преподаватель кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях

С.А. Кеменов

доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова

г. Белгород, Российская Федерация

СОЗДАНИЕ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация.

В статье проведено обоснование создания алгоритмов действий и временных графиков работы

31

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

руководителей органов управления высшего учебного заведения при ликвидации последствия чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова.

Алгоритм, чрезвычайная ситуация, график, руководитель, ликвидация.

В современных условиях существенное значение для обеспечения устойчивого социальноэкономического развития Российской Федерации и безопасности жизнедеятельности населения страны имеет хорошо налаженная работа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций различного характера [1, c.162].

Наводнения, землетрясения, оползни, обвалы, пожары в лесах и населенных пунктах, крупные производственные аварии и катастрофы по-прежнему наносят существенный ущерб экономике страны, приводят к многочисленным человеческим жертвам. Их негативные проявления становятся все более масштабными, затрагивают все области существования человека, общества и государства - природную, техногенную и социальную [2, с.6].

Поэтому в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» защита личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий отнесена к числу важнейших составляющих национальных интересов России, а в качестве одного из основных мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны поставлена задача качественного совершенствования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Для защиты персонала в мирное и военное время организации (объекты) должны создавать объектовые звенья РСЧС и вести гражданскую оборону с учетом своих особенностей.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Объектовые звенья создаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их организационно-правовой формы, для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций [3, с.186]..

Работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций проводится по следующим основным направлениям [4, с.43]: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту сотрудников и студентов и материальных средств; предотвращение техногенных аварий и катастроф за счет обеспечения технологической безопасности; подготовка ВУЗа и систем жизнеобеспечения к работе в условиях чрезвычайной ситуации; надзор и контроль по вопросам обеспечения природной и техногенной безопасности; информирование сотрудников и студентов о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории ВУЗа; подготовка сотрудников и студентов в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов [5, с.92]..

Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации [6, с.141].

Эффективность работ по ликвидации чрезвычайной ситуации напрямую зависит от правильной организации управления работами, основным содержанием которого являются: сбор данных об обстановке,

32

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

анализ и оценка обстановки, подготовка выводов и предложений для принятия решения на проведение работ; принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил [7, c.192]..

Опыт свидетельствует, что действенным способом повышения организованности и эффективности управленческой деятельности руководителя любого органа управления в сложных условиях обстановки является использование им заблаговременно разработанного алгоритма действий временных графиков работы. Применительно к решению задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций наиболее характерных для конкретного объекта, представляется целесообразной разработка типовых вариантов алгоритмов управления и временной последовательности действий органов управления ВУЗа при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций [8, c.65]..

Использование алгоритмов управления и временной последовательности действий органов управления обеспечивает организованный перевод органов и сил объектового звена (ВУЗа) РСЧС в повышенные режимы функционирования и гарантию своевременности и полноты выполнения всех необходимых запланированных мероприятий. Это особенно важно в условиях противодействия внезапно возникшей чрезвычайной ситуации, когда осуществляется перевод в режим чрезвычайной ситуации. Но и при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, несмотря на то, что реальная угроза безопасности сотрудникам и студентам может оказаться чисто гипотетической, напряженность в работе руководителей по уменьшению отрицательных последствий возможной чрезвычайной ситуации сохраняется достаточно высокой [9, c.190].

В связи с этим разработка алгоритмов управления и последовательности действий органов управления ВУЗа при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций должна быть обязательной. При этом следует учитывать, что в этом случае значительно возрастает роль и значение мониторинга и прогнозирования развития возможной чрезвычайной ситуации, роль аналитической работы и сохранения высокой готовности органов управления и сил к ликвидации чрезвычайной ситуации.

Список использованной литературы:

1. Добровольский В.С., Радоуцкий В.Ю. Культура безопасности жизнедеятельности - функциональная основа системы обеспечения безопасности и устойчивого развития Российской Федерации // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 161-164.

2. Шаптала В.Г., Шульженко В.Н., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.В. Математическое моделирование пожарной безопасности высших учебных заведений // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2008. №4. С. 63-65.

3. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., , Ветрова Ю.В. Основные положения обеспечения безопасности учреждений высшего профессионального образования // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2010. №3. С. 186-187.

4. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю. Моделирование систем комплексной безопасности ВУЗов. Белгород, 2009.

5. Егоров Д.Е., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Оптимизация распределения средств на предупреждение чрезвычайных ситуаций в высших учебных заведениях // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С. 91-93.

6. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Предупреждение риска террористических акций в области техносферы // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2009. №1. С. 141-142.

7. Ковалёва Е.г., Радоуцкий В.Ю., Северин Н.Н. Концептуальные основы, определяющие эффективное функционирование системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2012. №1. С. 190-194.

8. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Методологические основы моделирования систем обеспечения комплексной безопасности ВУЗов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2008. №3. С. 64-66.

9. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.В. Системы информационной поддержки принятия управленческих решений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций органами управления ВУЗа // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2012. №4. С. 188-191.

© Н.В. Нестерова, Е.Г. Ковалева, С.А. Кеменов, 2015

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.