Проведенные в соответствии с (1) расчетные оценки относительного вклада теплового расширения и изменения показателя преломления в общий температурный сдвиг брэгговской длины волны ВБР показывают, что влияние второго фактора проявляется в большей степени. Так, при общем сдвиге величины Хе, равном
^ = 0,65 105
Яв
на длине волны 1530 нм вклад температурного расширения оказывается на порядок меньше сдвига длины волны, обусловленного изменением показателя преломления. Аналогичные данные были получены ранее авторами статьи с коллегами в работе [4, с. 54].
Представленные в работе результаты могут быть использованы для моделирования и прогнозирования характеристик волоконных брэгговских решеток в различных прикладных задачах и применениях. Список использованной литературы:
1. Г. Агравал. Применение нелинейной волоконной оптики: учебное пособие. - СПб.: Лань, 2011. - 592 с.
2. Волоконные решетки показателя преломления и их применения / С.А. Васильев, О.И. Медведков, И.Г. Королев, А.С. Божков, А.С. Курков, Е.М. Дианов // Квантовая электроника, 2005, т. 35, № 12. - С. 1085-1103.
3. Волоконно-оптические информационно-измерительные системы / В.А. Кузнецов, В.Н. Цуканов, М.Я. Яковлев // Фотон-экспресс, 2009, № 2. - С. 21-28.
4. Беспрозванных В.Г., Гребенщикова Е.Н., Зырянов С.В., Оглезнев А.А. Экспериментальные характеристики волоконных брэгговских решеток с собственной анизотропией // Сборник научных трудов SWorld, 2014, т. 2, вып. 1. - С. 51-55.
© Беспрозванных В.Г., Зырянов С.В., 2015
УДК 614
Ю.В.Ветрова
к.т.н., доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»
В.В.Шаптала
к.т.н., доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»
А.В.Харыбин
студент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
г. Белгород, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ПОТЕРЬ ОТ ОПАСНОСТЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация
В статье проведен аналитический обзор и обобщение по уменьшению и предупреждению потерь от чрезвычайных ситуаций различного характера в высших учебных заведениях.
Ключевые слова Риск, опасность, прогноз, кризисная ситуация, терроризм
Проведенный аналитический обзор и обобщения по проблеме оценки и управления рисками природного, техногенного, экологического и террористического характера в системе высшего профессионального образования показали важность этой проблемы и недостаточную изученность многих ее аспектов.
В последние годы по инициативе МЧС России, Минобрнауки РФ ученых РАН, ученых и специалистов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
других ведомств и организаций было проведено несколько научно-практических конференций, посвященных вопросам управления риском, которые внесли существенный вклад в развитие теории риска, значительно расширили границы и возможности ее применения в решении задач по обеспечению техногенной и природной безопасности [1, с. 81].
Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие основные положения по уменьшению и предупреждению потерь от опасных природных, техноприродных, техногенных, экологических процессов и террористических опасностей в учебных заведениях системы высшего профессионального образования:
1. Государственная политика обеспечения безопасности обучающихся, научно-педагогических работников, административно-технического персонала высших учебных заведений в районах развития ОПТП должна базироваться прежде всего на заблаговременном предупреждении этих опасностей, а не на ликвидации их последствий, на что, как правило, требуются усилия и средства, во много раз превосходящие первоначально необходимые для предотвращения катастрофических последствий [2, 45].
2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций заключается в последовательном осуществлении взаимно увязанных мер и действий по выявлению и изучению первичных и вторичных опасностей, перманентному прогнозированию и оценке риска возможных потерь, проводимые органами управления ВУЗами, осуществлению на этой основе мероприятий по минимизации и ликвидации негативных последствий процессов, контролю за эффективностью выполненных мероприятий и принятию, в случае необходимости, дополнительных мер по безопасности [3, 128].
3. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций следует выполнять на основе установленных закономер -ностей развития процессов с использованием различающихся по исходным положениям, точности и оперативности вероятностно-детерминированных методов, выбор которых зависит (помимо характера и механизма оцениваемого процесса) от решаемых задач, стадии исследований, специфических особенностей и степени изученности объекта прогноза. При этом необходимо рассматривать все возможные сценарии развития негативных событий, последовательно уточняя их, как правило, в сторону уменьшения возможных потерь.
Прогнозы развития отдельных опасностей должны дополняться прогнозами развития всех возможных вторичных синергетических процессов природного и техногенного генезиса, обусловленных первичным процессом и часто приводящих к более тяжелым последствиям. Результаты прогнозирования должны отражать как минимум два возможных сценария развития опасностей - по худшему ущербообразующему и наиболее вероятному вариантам [4, с. 91].
4. Принципиальные решения о необходимости и очередности осуществления мероприятий по защите от опасностей, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций нештатными спасательными формированиями ВУЗов, должны проводиться на основе комплексного анализа и прогнозных оценок всех возможных вариантов развития и негативных последствия чрезвычайных ситуаций исходя из концепции допустимого риска [5, с. 102].
5. Допустимые уровни риска следует устанавливать законодательными и (или) нормативными актами на федеральном и региональном уровнях для социальной, экономической и экологической сфер, фиксации возможного ущерба, дифференцируя их по территориям и объектам хозяйства с учетом степени опасности этих объектов для населения и окружающей среды, а также экономических возможностей государства. В частности, для осваиваемых территорий и всех видов нового массового промышленно -гражданского строительства в настоящее время целесообразно принять допустимый уровень природного индивидуального риска в интервале не превышающем 1-10"6 чел./чел. год [6, с. 67].
6.Анализ терроризма позволяет выявить этапы развития кризисной ситуации террористического характера для системы образования и разработать методики по действиям в кризисных ситуациях в системе высшего профессионального образования [7, с. 141].
Система образования Российской Федерации носит многоуровневый характер - дошкольное, общее школьное, начальное и среднее профессиональное, которые имеют свои специфические особенности. Эти учреждения образования могут также подвергаться факторам риска природного, техногенного, экологического, террористического характера, поэтому возникает необходимость разработки комплексных
методик оценки риска для этих учреждений используя научные и практические результаты для системы высшего профессионального образования.
Список использованной литературы:
1. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В. Мониторинг, прогнозирование, моделирование и оценка рисков чрезвычайных ситуаций в системе высшего профессионального образования: монография. Белгород: ООО «ЕвроПолиграф», 2012. 120 с.
2. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г., Шульженко В.Н., Добровольский В.С., Овечкин А.Н. Комплексная безопасность высших учебных заведений: монография. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова , 2008. 120 с.
3. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н. Концепция обеспечения безопасности высших учебных заведений // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2009.№ 3м. С. 127-129.
4. Егоров Д.Е., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Оптимизация распределения средств на предупреждение чрезвычайных ситуаций в высших учебных заведениях // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2011.№ 3. С. 91-93.
5. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В. Системы управления рисками чрезвычайных ситуаций: монография. Белгород: ООО "Планета-Полиграф", 2010. 164 с.
6. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г., Шульженко В.Н., Глызин В.Л. Нормирование рисков техногенных чрезвычайных ситуаций // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2008. №4. С. 65-68.
7. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Предупреждение риска террористических акций в области техносферы // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2009.№ 1. С. 141-142.
© Ветрова Ю.В., Шаптала В.В., Харыбин А.В., 2015
УДК 691.327
Н.М.Морозов
канд. техн. наук, доцент КГ АСУ e-mail: nikola_535@mail.ru А.Ф.Галеев
магистрант кафедры ТСМИК, КГАСУ, ayzat-galeev@rambler.ru М.М.Гайнутдинов студент кафедры ТСМИК, КГАСУ, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г.Казань, РФ
mansurgainutdinov@mail. ru
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА БЕТОНА НА ЕГО ПОРИСТОСТЬ
Аннотация
В данной статье исследовано влияние состава бетона на его пористость через водопоглащение. Изучена однородность пор представленных составов и природа их образования.
Ключевые слова Пористость, водопоглащение, геливая и пористая структура,
Движение влаги в бетоне в большей степени зависит от правильного подбора состава бетонной смеси и ее технологических свойств (консистенция и подвижность). Соблюдение технологии укладки бетонной смеси (способы подачи, распределения и уплотнения, толщина и последовательность укладки слоев, допустимая продолжительность перекрытия слоев, необходимая интенсивность подачи бетонной смеси, заметное выступание цементного молока на горизонтальной плоскости забетонированной конструкции) является показателем хорошего качества в плане влагоустойчивости [1].