Научная статья на тему 'СОЮЗНЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: МАГИСТРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ'

СОЮЗНЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: МАГИСТРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЮЗНЫЕ ПРОГРАММЫ / СФЕРА АПК / ПРОГРАММА "КОМБИКОРМ-СГ" / ПРОГРАММА "КОМБИКОРМ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пакуш Л.В., Панасюга Н.П.

Стратегическое партнерство России и Беларуси и развитие их отношений в рамках Союзного государства обусловлены не только географическим положением двух стран, сходством культурно-исторического наследия народов, но и тесными кооперационными связями, комплементарностью экономик. За годы существования Союзного государства были реализованы и продолжают осуществляться десятки программ. Они связаны с наукой, обороной, безопасностью, социальной сферой, энергетикой, экономикой, сельским хозяйством и, конечно, политикой. В 2022 году по итогам заседания Совета Министров Союзного государства одобрены 28 союзных программ, которые направлены на укрепление интеграции России и Беларуси. Эти проекты определяют четкую траекторию работы практически по всем направлениям совместной деятельности: промышленность, энергетика, финансы, агропромышленный комплекс, сближение подходов в вопросах макроэкономики, налогового и таможенного регулирования, денежно-кредитной политики, транспортный рынок, маркировка товаров, платежные системы, ветеринарный и фитосанитарный контроль, защита прав потребителей и унификация законодательства в социально-трудовой сфере. В итоге от интеграции в рамках Союзного государства выигрывают все - предприниматели получат новые возможности ведения бизнеса, появятся условия для запуска перспективных проектов в промышленности, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве и во многих других сферах. Решение об углублении интеграции на основе 28 союзных программ - важный шаг на пути создания к 2024 году основ функционирования единого экономического пространства. Практика реализации программ Союзного государства и их финансирования из союзного бюджета нисколько не потеряла свою актуальность. Наоборот, в условиях жесткого внешнего давления, в которых сейчас оказались Республика Беларусь и Российская Федерация, роль союзных программ и совместный ответ на технологические вызовы заслуживают особого внимания, особенно в сфере импортозамещения, обеспечения конкурентоспособности экономик двух стран.The strategic partnership between Russia and Belarus and the development of their relations within the framework of the Union State are conditioned not only by the geographical location of the two countries, the similarity of the cultural and historical heritage of the peoples, but also by close cooperation ties, complementary economies. Over the years of the existence of the Union State, dozens of programs have been implemented and continue to be implemented. They are connected with science, defense, security, social sphere, energy, economy, agriculture and, of course, politics. In 2022, following the meeting of the Council of Ministers of the Union State, 28 union programs were approved, which are aimed at strengthening the integration of Russia and Belarus. These projects define a clear trajectory of work in almost all areas of joint activity: industry, energy, finance, agro-industrial complex, convergence of approaches in macroeconomics, tax and customs regulation, monetary policy, transport market, labeling of goods, payment systems, veterinary and phytosanitary control, protection of consumer rights and unification of legislation in the social and labor sphere. As a result, everyone benefits from integration within the framework of the Union State - entrepreneurs will receive new business opportunities, conditions will appear for launching promising projects in industry, transport, energy, agriculture and many other areas. The decision to deepen integration on the basis of 28 union programs is an important step towards creating by 2024 the foundations for the functioning of a single economic space. The practice of implementing programs of the Union State and financing them from the Union budget has not lost its relevance at all. On the contrary, in the conditions of severe external pressure, in which the Republic of Belarus and the Russian Federation now find themselves, the role of union programs and a joint response to technological challenges deserve special attention, especially in the field of import substitution, ensuring the competitiveness of the economies of the two countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЮЗНЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: МАГИСТРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»

УДК 339(476 : 470)

СОЮЗНЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: МАГИСТРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Л. В. ПАКУШ, Н. П. ПАНАСЮГА

УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: 85nata_p@mail.ru

(Поступила в редакцию 22.01.2023)

Стратегическое партнерство России и Беларуси и развитие их отношений в рамках Союзного государства обусловлены не только географическим положением двух стран, сходством культурно-исторического наследия народов, но и тесными кооперационными связями, комплементарностью экономик.

За годы существования Союзного государства были реализованы и продолжают осуществляться десятки программ. Они связаны с наукой, обороной, безопасностью, социальной сферой, энергетикой, экономикой, сельским хозяйством и, конечно, политикой. В 2022 году по итогам заседания Совета Министров Союзного государства одобрены 28 союзных программ, которые направлены на укрепление интеграции России и Беларуси. Эти проекты определяют четкую траекторию работы практически по всем направлениям совместной деятельности: промышленность, энергетика, финансы, агропромышленный комплекс, сближение подходов в вопросах макроэкономики, налогового и таможенного регулирования, денежно-кредитной политики, транспортный рынок, маркировка товаров, платежные системы, ветеринарный и фитоса-нитарный контроль, защита прав потребителей и унификация законодательства в социально-трудовой сфере. В итоге от интеграции в рамках Союзного государства выигрывают все - предприниматели получат новые возможности ведения бизнеса, появятся условия для запуска перспективных проектов в промышленности, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве и во многих других сферах.

Решение об углублении интеграции на основе 28 союзных программ - важный шаг на пути создания к 2024 году основ функционирования единого экономического пространства. Практика реализации программ Союзного государства и их финансирования из союзного бюджета нисколько не потеряла свою актуальность. Наоборот, в условиях жесткого внешнего давления, в которых сейчас оказались Республика Беларусь и Российская Федерация, роль союзных программ и совместный ответ на технологические вызовы заслуживают особого внимания, особенно в сфере импортозамещения, обеспечения конкурентоспособности экономик двух стран.

Ключевые слова: интеграция, Союзное государство, союзные программы, сфера АПК, программа «Комбикорм-СГ», программа «Комбикорм».

The strategic partnership between Russia and Belarus and the development of their relations within the framework of the Union State are conditioned not only by the geographical location of the two countries, the similarity of the cultural and historical heritage of the peoples, but also by close cooperation ties, complementary economies.

Over the years of the existence of the Union State, dozens ofprograms have been implemented and continue to be implemented. They are connected with science, defense, security, social sphere, energy, economy, agriculture and, of course, politics. In 2022, following the meeting of the Council of Ministers of the Union State, 28 union programs were approved, which are aimed at strengthening the integration of Russia and Belarus. These projects define a clear trajectory of work in almost all areas ofjoint activity: industry, energy, finance, agro-industrial complex, convergence of approaches in macroeconomics, tax and customs regulation, monetary policy, transport market, labeling of goods, payment systems, veterinary and phytosanitary control, protection of consumer rights and unification of legislation in the social and labor sphere. As a result, everyone benefits from integration within the framework of the Union State - entrepreneurs will receive new business opportunities, conditions will appear for launching promising projects in industry, transport, energy, agriculture and many other areas.

The decision to deepen integration on the basis of 28 union programs is an important step towards creating by 2024 the foundations for the functioning of a single economic space. The practice of implementing programs of the Union State and financing them from the Union budget has not lost its relevance at all. On the contrary, in the conditions of severe external pressure, in which the Republic of Belarus and the Russian Federation now find themselves, the role of union programs and a joint response to technological challenges deserve special attention, especially in the field of import substitution, ensuring the competitiveness of the economies of the two countries.

Key words: integration, Union State, union programs, agro-industrial complex, program "Mixed Feed-SG", program "Compound Feed".

Введение

Программы Союзного государства - эффективный инструмент создания высокотехнологичной наукоемкой продукции, которая отвечает требованиям нового технологичного уклада. Грамотное владение и распоряжение этим инструментом в совокупности с рациональной промышленной политикой - основа для формирования и развития единого научно-технологичного и экономического пространства Союзного государства.

Благодаря санкционному давлению Республика Беларусь и Российская Федерация мобилизовались и сплотились сильнее. Это привело к еще большей интеграции Беларуси и России [1]. Так, по итогам 10 месяцев 2022 года товарооборот составил более 36 млрд USD, доля России в общем товарообороте нашей страны - 60 %. Белорусский экспорт в общем объеме импорта России увеличился с

5 % до 8 %. Показатели по экспорту в торговле с Российской Федерацией достигли рекордного значения - 18 млрд USD, при этом получено максимальное сокращение отрицательного сальдо в торговле Беларуси с Россией (минус 417 млн USD). Взаимодействие Беларуси и России позволило за 2022 год заместить потери выпадающего экспорта из недружественных стран более чем на 80 %, перенаправляв его преимущественно в Российскую Федерацию, а сокращение поставок импорта - было компенсировано на 50 % импортом из России (рыбная продукция, масло подсолнечное, генераторы, электродвигатели, полимеры, черные и цветные металлы, железнодорожные вагоны и другое) [2].

Такие результаты стали возможными в том числе благодаря совместной работе по реализации 28 союзных программ, которые суммарно содержат около тысячи мероприятий. Выполнены они почти на 68 % (671 из 989 мероприятий). Все это подчеркивает не только стратегическую целесообразность, но и своевременность их принятия.

Цель исследования - изучение союзных программ России и Беларуси.

Основная часть

В рамках Союзного государства до 2020 года реализовано 68 программ на общую сумму более 55 млрд российских рублей по следующим направлениям: 1) космос; 2) здравоохранение; 3) электроника; 4) микроэлектроника; 5) промышленность; 6) сельское хозяйство [3].

По итогам заседания Совета Министров Союзного государства в 2022 году одобрены «Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы» и 28 Союзных программ. Согласно программам предусмотрены следующие направления (рисунок) [4].

о К

m

2 о О

к 1)

1. Сближение макроэкономической политики

2. Гармонизация денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования

3. Гармонизация валютного регулирования и валютного контроля

4. Гармонизация требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере

5. Гармонизация норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов

6. Гармонизация требований в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма (ПОД/ФТ) для финансового сектора

7. Интеграция платежных систем в области национальных систем платежных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчетов, внедрения международного стандарта финансовых сообщений ISO 20022, системы быстрых платежей, развития финансовых технологий, гармонизированных подходов в области надзора и наблюдения за платежными системами

8. Гармонизация требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом рынке

9. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров

10. Интеграция информационных систем по маркировке товаров

11. Гармонизация налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере

12. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов в части ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля

13. Интеграция информационных систем транспортного контроля государственных контролирующих органов

14. Унификация регулирования транспортного рынка

15. Формирование объединенного рынка газа

16. Формирование объединенных рынков нефти и нефтепродуктов

17. Формирование объединенного рынка электрической энергии

18. Развитие атомной энергетики

19. Формирование единой аграрной политики

20. Формирование единой промышленной политики

21. Введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам

22. Единые правила в области защиты прав потребителей

23. Единые правила конкуренции

24. Унификация требований к организации и осуществлению торговой деятельности

25. Формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации

26. Унификация регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

27. Унификация законодательства в сфере туристской деятельности

28. Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере

Рис. Магистральные направления Союзного строительства Примечание: выполнен авторами на основании источника [4].

Реализация союзных программ России и Беларуси активно продвигается. Так, на начало 2023 года полностью реализованы семь программ (из 28) [5], относящихся к вопросам развития атомной энергетики, финансового сектора, бухгалтерского учета, прослеживаемости товаров, транспортного, валютного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля. Продолжается работа по выполнению остальных союзных программ: в сферах энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства.

В частности, в сфере АПК была успешно реализована программа Союзного государства «Комбикорм» (2011-2013 годы). Её продолжением является научно-техническая программа «Разработка инновационных энергосберегающих технологий и оборудования для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных» на 2018-2021 годы («Комбикорм-СГ») [6]. В рамках данной программы разрабатывались технологии и оборудование для производства комбикормов для крупного рогатого скота, свиней и птиц. Цель программы - снижение зависимости от импорта кормов рыбоводческих и звероводческих хозяйств, снижение доли материальных затрат в структуре себестоимости животноводческой продукции, повышение эффективности производства комбикормов на основе разработки инновационных энергосберегающих технологий и конкурентоспособного оборудования. В рамках данной программы было предусмотрено четыре мероприятия: разработка инновационных технологий и комплектов оборудования для производства высокоэффективных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей, применение биогазовых технологий, а также разработка технологии и комплекта оборудования для производства легкоусвояемого концентрата на основе местного зернового сырья для молодняка животных. Научно-техническая программа «Комбикорм-СГ» позволит снизить стоимость кормов почти в 1,5-2 раза, что в результате приведет к снижению себестоимости конечного продукта животноводческих хозяйств. Еще одно важное социальное преимущество данной программы - насыщение продовольственных рынков Беларуси и России качественными молочными, мясными и рыбопродуктами собственного производства. Программа «Комбикорм-СГ» финансируется из бюджета Союзного государства (262,4 млн RUB), из внебюджетных источников (314,9 млн RUB) [6].

В настоящее время НАН Беларуси совместно с Минсельхозом России формирует ряд концепций союзных программ: по разработке и внедрению в производство технологий создания специализированной и обогащенной пищевой продукции для обеспечения различных групп населения адаптированным питанием - «Здоровое питание», по разработке и апробации новых видов биотехнологической продукции для кормопроизводства и растениеводства с целью укрепления биотехнологического сектора экономики Союзного государства - «Микробные биотехнологии в АПК» [7].

На современном этапе можно обозначить следующие основные направления союзной работы:

1) создание единых рынков в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте;

2) устранение всех барьеров во внутренней торговле; 3) сближение социальных гарантий; 4) новая логистика (переориентирование транспортных потоков) [8].

Сегодня необходимо сфокусировать внимание на единой аграрной политике, замещении критического импорта, обеспечении технологического и информационного суверенитета, финансовой устойчивости. Необходимо ускорить создание правовой базы для осуществления каботажных перевозок между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (вопрос не новый, пока не решен). Относительно области воздушного транспорта необходимо обратить внимание на решение вопросов применения тарифов и сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание. Все ещё имеет место быть проблема с поставками лесоматериалов из России в Беларусь и проходящих транзитом через Российскую Федерацию в третьи страны. Из чего можно заключить, необходимо снимать все барьеры и ограничения, которые на сегодняшний день существуют, чтобы задействовать весь ресурс интеграции [9, 10].

Подводя итог, можно резюмировать, что Российская и Белорусская стороны и далее будут наращивать совместные усилия по углублению интеграционных процессов в рамках Союзного строительства. Будет продолжена работа по осуществлению всех основополагающих положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, которые направлены на укрепление интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь, по гармонизации интеграционных процессов в рамках многосторонних объединений, преимущественно СНГ и ЕАЭС.

Заключение

Таким образом, Республика Беларусь и Российская Федерация продолжают развитие сотрудничества невзирая на серьезные вызовы, санкции, рестрикции. Углубление интеграции Беларуси и России позволит эффективно функционировать их экономикам, создавая при этом конкурентноспособные

преимущества с целью обеспечения социальной стабильности и повышения благосостояния народов двух стран. Уже много сделано для нивелирования внешнего давления. Можно утверждать, что важным инструментом интеграции являются 28 отраслевых союзных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Углубление интеграции Беларуси и России стало адекватным ответом на давление Запада [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://belrus.ru/info/uglublenie-integracii-belarusi-i-rossii-stalo-adekvatnym-otvetom-na-davlenie-zapada/ - Дата доступа: 27.01.2023.

2. Червяков: Беларусь и Россия ответ на санкции усилили интеграцию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://soyuz.by/novosti-soyuznogo-gosudarstva/chervyakov-belarus-i-rossiya-v-otvet-na-sankcii-usilili-integraciyu - Дата доступа: 27.01.2023.

3. Путин и Мезенцев обсудили проблемы Союзного государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://soyuz.by/novosti-soyuznogo-gosudarstva/putin-i-mezencev-obsudili-problemy-soyuznogo-gosudarstva - Дата доступа: 27.01.2023.

4. Опубликовано совместное заявление Мишустина и Головченко об углублении интеграции в рамках СГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://soyuz.by/realizaciya-soyuznyh-programm-i-proektov/opublikovano-sovmestaoe-zayavlenie-mishustina-i-golovchenko-ob-uglublenii-integracii-v-ramkah-sg - Дата доступа: 27.01.2023.

5. Головченко: курс на интеграцию с Россией приносит Беларуси экономические дивиденды [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://soyuz.by/ekonomika/golovchenko-kurs-na-integraciyu-s-rossiey-prinosit-belarusi-ekonomicheskie-dividendy - Дата доступа: 27.01.2023.

6. В Беларуси изготавливают оборудование по производству комбикормов в рамках союзной программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://soyuz.by/realizaciya-soyuznyh-programm-i-proektov/v-belarusi-izgotavlivayut-oborudovanie-po-proizvodstvu-kombikormov-v-ramkah-soyuznoy-programmy - Дата доступа: 27.01.2023.

7. Союзные программы - основа развития интеграции Союзного государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elib.belstu.by/bitstream/123456789/33138/1/Vityaz%27_Soyuznye_programmy.pdf - Дата доступа: 27.01.2023.

8. Крутой о ближайших задачах СГ: необходимо создание единых рынков, устранение барьеров, сближение соцгарантий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://soyuz.by/novosti-soyuznogo-gosudarstva/krutoy-o-blizhayshih-zadachah-sg-neobhodimo-sozdanie-edinyh-rynkov-ustranenie-barerov-sblizhenie-socgarantiy - Дата доступа: 27.01.2023.

9. Андрейченко: необходимо снимать все барьеры в интеграции Беларуси и России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://soyuz.by/novosti-soyuznogo-gosudarstva/andreychenko-neobhodimo-snimat-vse-barery-v-integracii-belarusi-i-rossii -Дата доступа: 27.01.2023.

10. Панасюга, Н. П. Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы менеджмента: сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции / редкол.: И. В. Шафранская (гл. ред.). - Горки: БГСХА, 2022. - С. 238-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.