Научная статья на тему 'Программы Союзного государства. Новый взгляд'

Программы Союзного государства. Новый взгляд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономическая интеграция / Россия / Республика Беларусь / промышленная кооперация / Союзные программы / Economic integration / Russia / the Republic of Belarus / industrial cooperation / Union programs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сотников Андрей Викторович

Россия и Беларусь на протяжении многих лет согласует, разрабатывает и реализует совместные программы, которые носят самые различные направления. В статье приводятся примеры реализуемых программ Союзного государства. Автор задается рядом вопросов. Первый вопрос ставится о соответствии программ цели межгосударственного строительства. Следующий вопрос связан с по сути случайным выбором программ, обусловленным совпадением интересов различных министерств и ведомств России и Беларуси. Третий вопрос связан с неиспользованием возможностей коммерческой составляющей программ. Делается попытка дать возможные варианты изменения ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programs of the Union State: New View

Russia and Belarus have been coordinating, developing and implementing joint programs in a variety of areas for many years. The article provides examples of the implemented Union State programs. The author poses a number of questions. The first question is about the compliance of the programs with the purpose of interstate integration. The next question is related to the essentially random choice of programs due to the coincidence of interests of various ministries and departments of Russia and Belarus. The third issue is connected with the failure to use the possibilities of the commercial component of the programs. An attempt is made to suggest ways to improve the situation.

Текст научной работы на тему «Программы Союзного государства. Новый взгляд»

Программы Союзного государства. Новый взгляд

УДК:339.324(470+476);ББК:65.5; С674 Андрей Викторович СОТНИКОВ,

DOI: 10.24412/2072-8042-2022-4-103-106 доктор экономических наук, профессор,

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Email: sotnikov_av1954@mail.ru

Аннотация

Россия и Беларусь на протяжении многих лет согласует, разрабатывает и реализует совместные программы, которые носят самые различные направления. В статье приводятся примеры реализуемых программ Союзного государства.

Автор задается рядом вопросов. Первый вопрос ставится о соответствии программ цели межгосударственного строительства. Следующий вопрос связан с по сути случайным выбором программ, обусловленным совпадением интересов различных министерств и ведомств России и Беларуси. Третий вопрос связан с неиспользованием возможностей коммерческой составляющей программ. Делается попытка дать возможные варианты изменения ситуации.

Ключевые слова: Экономическая интеграция, Россия, Республика Беларусь, промышленная кооперация, Союзные программы.

Programs of the Union State: New View

Andrey Viktorovich SOTNIKOV,

Doctor of Economic Science, Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorobevskoe shosse, 6A), Department of international trade and foreign trade of RF, Professor, Email: sotnikov_av1954@mail.ru

Abstracts

Russia and Belarus have been coordinating, developing and implementing joint programs in a variety of areas for many years. The article provides examples of the implemented Union State programs.

The author poses a number of questions. The first question is about the compliance of the programs with the purpose of interstate integration. The next question is related to the essentially random choice of programs due to the coincidence of interests of various ministries and departments of Russia and Belarus. The third issue is connected with the failure to use the possibilities of the commercial component of the programs. An attempt is made to suggest ways to improve the situation.

Keywords: Economic integration, Russia, the Republic of Belarus, industrial cooperation, Union programs.

4 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

103 Q

В числе первых программ Союзного государства была программа развития таможенной инфраструктуры. В деле строительства Союзного государства одним из важнейших элементов обустройства государственности становится создание надежного, эффективно функционирующего внешнего пояса таможенной границы.

Итогом реализации мероприятий программы стало введение в эксплуатацию в полном объеме в 2002 - 2003 гг. международных пунктов пропуска: Каменный Лог на белорусско-литовской границе, Новая Гута на белорусско-украинской границе, Козловичи на белорусско-польской границе, Варшавский Мост на белорусско-польской границе.

Создана Единая автоматизированная информационная система таможенной службы.

К настоящему времени разрабатываются и реализуются новые современные программы:

• Программа «Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси», («Интеграция-СГ» 2020-2023 гг.);

• Программа совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (2019-2022);

• Программа «Разработка новых спинальных систем с использованием технологий прототипирования в хирургическом лечении детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника (Спиналь-ные системы)»;

• Разработка инновационных энергосберегающих технологий и оборудования для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных» («Комбикорм-СГ»);

• Программа «Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства» (« ДНК-идентификация»);

• «Совершенствование системы защиты информационных ресурсов Союзного государства и государств-участников Договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере» («Паритет») - 2018-2022 гг.;

• «Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси» («Интеграция - СГ») - 2020-2023 гг.;

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2022

• «Разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства» («Комплекс-СГ»);

• «Разработка интеллектуальных, высокотехнологичных цифровых и электронных компонентов и систем для автотранспортных средств специального и двойного назначения» («Интелавто»);

• «Разработка перспективных базовых технологических процессов получения функциональных материалов, структур, компонентов и модулей для высокоэффективных изделий фотоники в Союзном государстве («Компонент Ф»)».

Конечно, понятно, что каждая программа, каждое отдельное мероприятие само по себе важно: и космос, и медицина, и многое другое, однако некоторые сомнения, все же, остаются. Например, первое такое: какое отношение эти совместные программы имеют к межгосударственному строительству, строительству Союзного государства? Мы знаем примеры создания единых государств, например, объединение двух германий, двух вьетнамов, однако в порядке подготовки к объединению были ли приняты и реализованы некие совместные программы?

Указанное наталкивает на мысль о втором замечании, связанном с разнонаправ-ленностью программ Союзного государства с, по сути, случайным характером выбора совпадения интересов различных министерств и ведомств России и Беларуси. Это означает отсутствие согласованного вектора направления тематики Союзных программ. Только начиная с 2000 года уже реализовано 57 программ Союзного государства по разработке новых технологий и созданию инновационной продукции, в том числе обороны и правоохранительной деятельности, радиоэлектроники, таможенной инфраструктуры, сельского хозяйства, космоса, сверхвысокопроизводительной вычислительной техники и программного обеспечения, дизельного автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения, медицины и многое другое.1

Наконец, третье замечание связано с нерешенностью, или отсутствием требования о получении конечного результата от вложенных средств. Ведь экономика Союзного государства не получает от ранее полученных результатов ничего. Мало этого, контролирующие Союзные программы органы, сосредотачивают внимание на своевременном и полном освоении финансовых средств. Вопрос эффективности остается за скобками.

Нет ничего, что можно было бы потрогать и запустить в коммерческий оборот. С наслаждением автор бы узнал о коммерческом использовании чего-то, что имело бы маркировку «Сделано в Союзном государстве» и приносящее благо для народов наших стран.

4 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

105 ^

Представляется, что совместные программы должны образовываться путем некоего плана, рассчитанного на возможность пролонгации. Имеется в виду общий подход, по которому программа не имеет продолжения. Это, как представляется, не должно и не может не иметь продолжения как космические исследования и медицина.

Насчет второго замечания, можно признать необходимость подбора программ по определенному согласованному плану, вектору направленности.

Третье замечание, связано с коммерциализацией Союзных программ. Получения коммерческого эффекта от финансовых вложений. Этот показатель должен оказаться важнейшим при планировании и согласовании бюджета Союзного государства.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Сайт Постоянного комитета Союзного государства

БИБЛИОГРАФИЯ:

Анализ правовой базы Союзного государства: эволюция и перспективы / Н.Г. Семилю-тина, Н.И. Гайдаенко Шер, В.К. Ладутько, О.Р. Кочерга, Д.С. Маркевич. М., 2019. 68 с. @@ Analiz pravovoj bazy' Soyuznogo gosudarstva: e'volyuciya i perspektivy' / N.G. Semilyutina, N.I. Gajdaenko Sher, VK. Ladut'ko, O.R. Kocherga, D.S. Markevich. M., 2019. 68 s.

Анализ правовой базы союзного государства: эволюция и перспективы. Центр изучения перспектив интеграции. Москва 2019. - 75 с. @@ Analiz pravovoj bazy' soyuznogo gosudarstva: e'volyuciya i perspektivy'. Centr izucheniya perspektiv integracii. Moskva 2019. - 75 s.

Бибиков В. Москве участники экспертно-медийного форума обсудили вопросы союзной экономики @@ Bibikov V. Moskve uchastniki e'kspertno-medijnogo foruma obsudili voprosy' soyuznoj e'konomiki //https://rg.ru/2022/04/06/v-moskve-uchastniki-ekspertno-medijnogo-foruma-obsudili-voprosy-soiuznoj-ekonomiki.html

Власти впервые раскрыли 28 пунктов соглашения об интеграции с Белоруссией @@ Vlasti vpervy'e raskry'li 28 punktov soglasheniya ob integracii s Belorussiej // https://www.rbc. ru/politics/10/09/2021/613b36b99a794750b47b04a3

Лукашенко счел Москву и Минск одним целым в экономике и военной сфере @@ Lukashenko schel Moskvu i Minsk odnim cely'm v e'konomike i voennoj sfere - https://www. rbc.ru/politics/19/03/2022/62359ebe9a79472d071c9cc7

Семашко: Экономики Беларуси и России выстоят против любых санкций @@ Semashko: E'konomiki Belarusi i Rossii vy'stoyat protiv lyuby'x sankcij // http://rg.ru/2022/05/06/ semashko-ekonomiki-belarusi-i-rossii-vystoiat-protiv-liubyh-sankcij.html

Союзное государство России и Белоруссии. История создания и цели @@ Soyuznoe gosudarstvo Rossii i Belorussii. Istoriya sozdaniya i celi//https://ria.ru/20101003/281848650. html

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.