Научная статья на тему 'Союз Средиземноморья: государственная и региональная политика'

Союз Средиземноморья: государственная и региональная политика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1663
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ / UNION FOR THE MEDITERRANEAN / БАРСЕЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BARCELONA PROCESS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ПОЛИТИКА ЕВРОСОЮЗА / EU POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алльес Поль

Современные государства прилагают определенные усилия, чтобы стабилизировать геополитическую ситуацию в мире. Не является исключением и район Средиземного моря, включающий страны, отличающиеся по экономическим, политическим и культурным показателям. В разные периоды главы государств Средиземноморья предпринимали многие меры для улучшения ситуации в регионе, однако, как часто случается, на пути решения глобальных проблем возникает множество противоречий и неучтенных нюансов. В статье рассматриваются исторические предпосылки создания различных объединений в указанном регионе для решения многообразных вопросов от экономических до экологических, проводится анализ причин неудавшихся союзов. Описываются наиболее значимые события в процессе создания Союза Средиземноморья, а также выясняются уязвимые элементы. Перечисляются проекты, предлагаемые в ходе работы данного объединения, а также исследуются возможные варианты преодоления возникающих трудностей. В рамках функционирования Союза Средиземноморья показаны конкретные результаты сотрудничества государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Union for the Mediterranean: state and regional policy

Modern states of the world undertake certain efforts to stabilize the global geopolitical situation. And there is no exception when it comes to the Mediterranean region which comprises countries that differ in economy, politics, and culture. Over time heads of the Mediterranean states took actions to improve the situation in the region. However, it often happens that addressing global issues stumbles over many contradictions and tension. This paper considers historical background of various associations created in the Mediterranean region to address all kinds of challenges, from economic difficulties to environmental concerns, and analyzes the reasons for the failed attempts. The most important events in the process of developing the Union for the Mediterranean are described and vulnerabilities are revealed. The paper also provides a list of projects carried out within the framework of the Union as well as investigates ways of addressing the challenges and depicts the outcome of the international cooperative efforts.

Текст научной работы на тему «Союз Средиземноморья: государственная и региональная политика»

РЕГИОНАЛЬНАЯ, ОТРАСЛЕВАЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL, INDUSTRIAL AND INTERNATIONAL ECONOMIES

УДК 327

DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(2).266-273

СОЮЗ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

П. Алльес

Университет Монпелье, г. Монпелье, Франция

Информация о статье

Дата поступления 25 декабря 2015 г.

Дата принятия к печати 20 января 2016 г.

Дата онлайн-размещения 29 апреля 2016 г.

Ключевые слова

Союз Средиземноморья; Барселонский процесс; региональная политика; международное сотрудничество; геополитика; политика Евросоюза

Аннотация

Современные государства прилагают определенные усилия, чтобы стабилизировать геополитическую ситуацию в мире. Не является исключением и район Средиземного моря, включающий страны, отличающиеся по экономическим, политическим и культурным показателям. В разные периоды главы государств Средиземноморья предпринимали многие меры для улучшения ситуации в регионе, однако, как часто случается, на пути решения глобальных проблем возникает множество противоречий и неучтенных нюансов. В статье рассматриваются исторические предпосылки создания различных объединений в указанном регионе для решения многообразных вопросов от экономических до экологических, проводится анализ причин неудавшихся союзов. Описываются наиболее значимые события в процессе создания Союза Средиземноморья, а также выясняются уязвимые элементы. Перечисляются проекты, предлагаемые в ходе работы данного объединения, а также исследуются возможные варианты преодоления возникающих трудностей. В рамках функционирования Союза Средиземноморья показаны конкретные результаты сотрудничества государств.

UNION FOR THE MEDITERRANEAN: STATE AND REGIONAL POLICY

Paul Allies

University of Montpellier, Montpellier, France

Article info

Received

December 25, 2015

Accepted January 20, 2016

Available online April 29, 2016

Keywords

Union for the

Mediterranean; Barcelona Process; regional policy; international cooperation; geopolitics; EU policy

Abstract

Modern states of the world undertake certain efforts to stabilize the global geopolitical situation. And there is no exception when it comes to the Mediterranean region which comprises countries that differ in economy, politics, and culture. Over time heads of the Mediterranean states took actions to improve the situation in the region. However, it often happens that addressing global issues stumbles over many contradictions and tension. This paper considers historical background of various associations created in the Mediterranean region to address all kinds of challenges, from economic difficulties to environmental concerns, and analyzes the reasons for the failed attempts. The most important events in the process of developing the Union for the Mediterranean are described and vulnerabilities are revealed. The paper also provides a list of projects carried out within the framework of the Union as well as investigates ways of addressing the challenges and depicts the outcome of the international cooperative efforts.

Падение Берлинской стены в 1989 г. привело объединенную Европу к особому восприятию роли Балтийского, Центрального и Восточного регионов, вследствие чего интерес Евросоюза (ЕС) к Южному региону был снижен в течение нескольких десятков

© П. Алльес, 2016

лет. Однако с началом председательства Франции в ЕС был организован Союз Средиземноморья (13 августа 2008 г.). Правители 40 государств, входящих в ЕС, и Южного и Восточного берегов Средиземноморья присутствовали на торжественной встрече в Па-

^вЫ 1993-3541

риже, организованной по этому случаю. Тем не менее ошибки французской дипломатии, а также соперничество между государствами внутри ЕС препятствовали ожидаемому развитию [1]. Международный контекст усилил полномочия отдельных государств в политике соседства и региональной кооперации, так как само функционирование ЕС давало преимущество некоторым странам (Совет Европы) над административными органами интеграции (Еврокомиссия и Европарламент). К тому же направления региональной политики, проводимые Союзом Средиземноморья, получили разные пути развития.

В региональной политике, ориентированной по большей части на разрешение проблем окружающей среды (очистка Средиземного моря, предупреждение природных катастроф, поддержка альтернативных источников энергии), вскрылись и другие аспекты, например, такие как отголосок Арабской весны (в частности, рассмотрение прав женщин в октябре 2013 г.). Наряду с этим в так называемой региональной политике появились вторичные цели, затрагивающие экономику (поддержка среднего и малого бизнеса и высшего образования, наземные и морские автодороги). Проводимая региональная политика оказалась под угрозой в связи с выделяемыми денежными средствами: на 2014 г. бюджет Союза Средиземноморья составлял всего 6,3 млн евро — при том, что у него не было собственных средств для реализации запланированных проектов. В связи с чем Правительство Союза Средиземноморья вынуждено было обратиться к кредиторам, таким как Европейский банк инвестиций и Агентство национального развития.

Перечисленные события оказались весьма важными при анализе геостратегической значимости одной из европейских инициатив и для определения точного места региональной политики в деятельности ЕС.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СОЮЗУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Средиземноморский регион — это политическая и экономическая область, испытавшая многочисленные изменения в послевоенный период. Будучи местом соотношения сил и колониальных влияний, этот регион стал зоной политики взаимодействия юга и севера. Задуманные как некий процесс (например, Барселонский процесс) планируемые мероприятия не смогли утвердиться, также как и собственно европейские инициативы. Французская инициатива — Союз Средиземноморья — тоже не смогла изменить этот расклад.

Так, с 70-х гг. ХХ в. количество инициатив по созданию взаимоотношений кооперации между двумя берегами Средиземного моря приумножилось: евро-арабский диалог между Европейским экономическим союзом (ЕЭС) и Лигой арабских государств с 1973 по 1990 г.; диалог 5+5, объединивший 10 государств Западного Средиземноморья (11-й саммит состоялся в мае 2014 г. в Лиссабоне, а 1-й саммит прошел в 2001 г. по инициативе ЕС и, в частности, Р. Проди) [2]. При этом Франция каждый раз играла роль двигателя, особенно когда требовалось расшевелить ЕЭС.

Данные меры можно было бы рассматривать как желание сдержать растущее американское воздействие на этот регион, долгое время считающимся зоной естественного влияния западноевропейских государств [3]. В то же время США не прекращали усиливать свое влияние в нефтяной экономике стран Магриба и Арабского Востока (до нападений 11 сентября 2001 г . и войны в Ираке) благодаря двусторонним соглашениям о свободной торговле и военным мерам (например, Средиземноморский диалог НАТО). В связи с чем следует также упомянуть проект Великого Ближнего Востока, продвигающий двусторонние коммерческие соглашения с каждым государством-партнером в регионе.

Основанием для проводимой западноевропейской политики (а точнее французской) было обеспечение энергетической безопасности и сдерживание миграционных потоков на юге. Осуществляемая политическая деятельность была также косвенным ответом на увеличивающееся влияние Китая, внешняя политика которого основывалась в то время исключительно на торгово-экономических отношениях без какого-либо «культурного» замысла [4]. Отметим, что политический нейтралитет позволил Китаю завоевать значительную часть мирового рынка.

Участие Франции в этой истории еще более примечательно, если вспомнить интеграционные средиземноморские программы, которые задумывались для того, чтобы облегчить вступление Испании и Португалии в ЕЭС 1 января 1986 г., а также защитить сельскохозяйственных товаропроизводителей в Греции (вступление в 1981 г.) и южных регионах Италии и Франции.

БАРСЕЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

В ноябре 1995 г. на Барселонскую конференцию собрались представители 15 государств ЕС и 10 государств южного берега Средиземного моря (от Марокко до Палестинской автономии и Турция, кроме

ф

п ч

п *

о

о

о

а ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

м о

2

Z

ю

ы

м

е> —

ы

■ч ы

Ливии), главной целью которой было заявлено «установление зоны мира, стабильности и безопасности» [5], основанной на партнерских отношениях, именованных как Евро-пейско-средиземноморское партнерство (Евромед) — программа, нацеленная на создание зоны свободной торговли между ЕС и средиземноморскими странами до 2010 г., а также на улучшение политических отношений и безопасности. В рамках указанного соглашения начали разрабатывать программы, затрагивающие различные аспекты (экономические, политические, культурные), конечной целью которых являлся рынок свободного товарообмена.

В 2004 г. в рамках Европейской политики соседства возобновились попытки усилить подобные меры. Однако тогда все сводилось к двусторонним соглашениям о бюджете, иногда довольно скромном (2 млрд евро в год на проект «МЕДА» во главе с Европейским инвестиционным банком). В сущности, торможение Барселонского процесса вскрыло неспособность ЕС принять решение относительно его открытости или закрытости на юге. Все происходило так, будто ЕС рассчитывал на приход евро-средиземноморского рынка и интеграцию экономик стран южного региона, при этом ограничивая миграцию трудоспособного населения. Вместе с тем Средиземное море как таковое оставалось для Европы периферийным регионом и границей, и именно данное противоречие пытались разрешить с помощью создания Средиземноморского Союза.

РАСШИРЕНИЕ

ЕВРОПЕЙСКО-СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО

ПАРТНЕРСТВА

Еще во время предвыборной компании Н. Саркози на пост Президента Франции в Тулоне 7 февраля 2007 г. было предложено расширить зоны свободной торговли между ЕС и средиземноморскими странами. Выдвинутый проект подтвердили в день его избрания Президентом Франции (6 мая 2007 г.) и признали законным 23 октября 2007 г. в г. Танжере Марокко. Отметим, что Франция в данном случае попыталась воспользоваться особыми привилегиями в отношениях со странами Магриба, чтобы вызвать доверие к предлагаемому проекту, который был ориентирован исключительно на средиземноморские страны, наподобие модели ЕЭС с собственной структурой и бюджетом, позволяющим предпринимать специальные меры. Этот проект представлял собой «набор проектов» с различной структурой [6] (дословно

геометрией. — Пер.). Прагматизм и особое территориальное ограничение отделили бы это пространство от ЕС, если бы финансирование осуществлялось из фондов сообщества: только тогда несколько стран из ЕС было бы вовлечено в процесс, а инстанции ЕС присутствовали бы побочно. Главным аргументом реализуемой политики становится восполнение недостатков Барселонского процесса1.

Еще раз французская дипломатия активизировалась в этом вопросе в декабре 2007 г., в связи с визитом М. Каддафи в Париж (Ливия держалась в стороне и занимала нейтральную позицию в Барселонском процессе, если не сказать враждебную). Германия сразу же выразила свое несогласие по этому поводу. На пресс-конференции в Берлине (5 декабря 2007 г.) А. Меркель сообщила: «Возможно, что Германия чувствует себя как бы наиболее связанной с Центральной и Восточной Европой, а Францию больше привлекает Средиземноморский Союз: это может спровоцировать взрыв, а я этого не хочу. Я думаю, что все европейские государства должны высказаться по этому вопросу»2.

Таким образом, началась эпоха франко-германской сделки, из которой Германия вышла победителем, а сторонниками французского проекта выступало всего семь стран-учредителей. Все государства ЕС принимали участие в организованном альянсе, и вопрос об интеграции больше не поднимался, речь шла только о сотрудничестве и расширении Евро-средиземноморского партнерства, т. е. все вернулось к Барселонскому процессу. Об этом было торжественно объявлено на саммите 43 глав государств и председателей правительств в Париже 13 июля 2008 г. в первые дни председательства Франции в ЕС (как всегда без М. Каддафи, зато в присутствии Президента Сирии Башара аль-Ассада). Место для штаб-квартиры Генерального секретариата Союза Средиземноморья с этого времени выбрали в Барселоне, а не Тунисе, как это было прежде — результат компромисса между арабскими и европейскими государствами-членами.

Озвученные на первом заседании шесть проектов нашли отражение в ряде документов и затронули актуальные проблемы, начиная с очищения от загрязнений Средиземного моря до наземных и морских автомагистралей. Однако, как и раньше, финансовые средства очень ограничены, поэ-

1 Etudes Géopolitiques № 9. Quelle Union pour la Méditerranée? Paris, Karthala, Juillet 2008. 144 p.

2 URL : euronews.com.

тому используются скорее на исследования, чем на реальные действия. Одновременно в Союзе Средиземноморья складывается нестабильная международная ситуация: сначала финансовый кризис, первые эффекты которого почувствовались осенью 2008 г. и спровоцировали уменьшение инвестиций в Средиземноморском регионе; затем война Израиля в Газе под названием «Литой свинец» с 27 декабря 2008 г. по 17 января 2009 г. Вспыхнувшая война напомнила, что израильско-палестинский конфликт — это ключевой замок в реализации любой отраслевой политики ЕС, как это предусмотрено в рамках Союза Средиземноморья.

Обзор европейской политики в районе Средиземного моря показывает ее институциональную слабость, в которую Союз Средиземноморья не внес ничего нового. Вероятно, Франция переоценила свою роль в политической деятельности, что сильно повлияло на неспособность ЕС утвердиться в регионе, в котором сталкиваются интересы сверхдержав [7].

Далее мы рассмотрим, как именно государственные структуры и противоречия ограничивали этот «союз проектов».

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЮЗА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

В районе Средиземного моря обостряются имеющиеся экономические и социальные противоречия в ЕС, поскольку этот регион представляет собой огромную систему, сложную для управления и контролирования ситуации, происходящей на северном и южном берегах. Из чего вытекает широкая свобода государств-членов, которая питает конфликты руководства в рассматриваемом регионе, последней конфигурацией которого является Союз Средиземноморья. Однако вместе с тем он же является частью неких государственных мер, обусловленных международными политическими событиями.

Уровни экономического развития на севере и юге сильно отличаются. Например, рассматривая индекс человеческого развития, разработанный в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций, где учитываются продолжительность жизни, уровень образования и валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в сравнении с покупательной способностью, 28 государств ЕС и Израиль полностью противоположны странам Магриба и Арабского Востока. Уровень жизни варьируется от 1 до 8; ВВП на душу населения на юге в среднем ниже, чем в

мире. Нищета здесь хроническая. Примерно 20 % населения не имеют доступа к питьевой воде. Уровень безработицы (особенно среди женщин) очень высокий.

Эти показатели усугубляются демографической ситуацией, сложившейся в странах Средиземноморского региона3. Так, в районе Средиземноморья 40 % государств-членов ЕС, в которых численность населения остается на том же уровне или уменьшается в связи со старением (470 млн чел.). В то время как на юге количество жителей увеличивается постоянно, при этом молодежь представляет основную часть. К 2050 г. средиземноморские страны будут насчитывать примерно 615 млн жителей, из них на долю стран-членов ЕС будет приходиться всего 30 %. Этот демографический дисбаланс, связанный с неравным развитием в странах, питает миграционные движения с юга на север: страны Магриба стали транзитом для миграции из Тропической Африки; Испания, Италия и Греция фиксируют рекордное количество въезжающих в ЕС, не справляясь с регулированием потоков населения. На сегодняшний день арабо-мусульманское сообщество Западной Европы насчитывает 12 млн чел. (из них 5 млн чел. во Франции) и составляет стратегический потенциал, несмотря на имеющиеся политические и культурные проблемы в каждой конкретной стране. Однако это не является препятствием на пути к глобальному и региональному экономическому прогрессу, чему можно найти подтверждение в истории развития капитализма.

Отметим, что среднегодовые темпы роста ВВП на душу населения в большинстве стран на юге в последние годы были выше на 3-5 % среднего мирового показателя. Несмотря на активный рост среднегодовых темпов, такие страны составляют лишь небольшую часть мирового ВВП (около 3 %), так как производительность, особенно в сельскохозяйственном секторе, остается очень низкой, система образования (начиная от школьного обучения до использования Интернет) несовершенна, уровень неграмотности высокий, а торговый баланс является отрицательным (за исключением стран-экспортеров нефти). Однако главным препятствием на пути инвестиций является возросшая политическая нестабильность (помимо Туниса) в связи с прокатившейся волной протестов и демонстраций по всему Ближнему Востоку и Северной Африке, получившей название «Арабская весна».

3 Fondation Robert Schuman. Les défis politiques et économiques de l'Union pour la Méditerranée. Questions d'Europe, Paris. 2008. № 93 (25 mars).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф 0 H

n *

о

о

о

а

S)

о

H

H ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3 s

£

ф

о *

о

5<

а

а

g

ф 3

M

о

M

Z

10

M

M

е> —

M

■ч ы

п t* су

to (О N

ä &

сч

<0 N

§

О

N

£

Е

ф

^

п

и <

и

Ё о с о

и

ш

ф

*

п *

(0 л

®

з

со

СОЮЗНЫЕ СХЕМЫ

ЕВРОПЕЙСКО-СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Основные положения Барселонского процесса, заимствованные проектом Союза Средиземноморья, имеют общинную природу: они базируются на опыте ЕЭС и предположении о том, что обмен экономическими программами будет способствовать социальной и политической интеграции. С этой точки зрения Союз Средиземноморья вносил проекты региональной интеграции между граничащими государствами в области инфраструктуры, коммуникаций, коммерции. Предлагаемые проекты должны были содействовать коммерческой интеграции средиземноморских государств как вертикально (север-юг), так и горизонтально (юг-юг). Они получили бы поддержку крупных игроков (таких как Всемирный банк), чтобы координировать различные меры содействия развитию. Договоры, представленные на рассмотрение, касаются охраны природных ресурсов (вода, сырье, сельское хозяйство), экономики знаний и управления миграционными потоками [8], но их реализация требует упрощения административных процедур, а также доступ к кредитам наряду с применением анти-кор-рупционных мер.

Планируемые результаты и перспективы развития были озвучены президентом Франции Н. Саркози 29 апреля 2008 г. в Тунисе перед аудиторией, состоявшей из 500 французских и тунисских боссов: «У вас есть рабочая сила, которую нужно обучить, у нас есть возможность для обучения и образования... Вместе, ваша рабочая сила и наши учебные заведения, мы будем обмениваться и создавать модель, которая покорит весь мир»4. Данный подход вскрывает нео-колониальное видение разделения труда, хотя никто и не претендовал на волюнтаризм в интеграции, обещанной Союзом Средиземноморья. В первую очередь речь шла об обеспечении Магриба (Н. Саркози использовал понятие «Северная Африка») на европейском рынке в надежде создания пространства для перемещения европейских предприятий и контроля над миграционными потоками, когда Китай стал вторым инвестором в Африке, обогнав Францию. Данная версия организации Союза Средиземноморья имела большое государственное значение, о чем упоминалось ранее. Однако в этот раз на первое место выдвигалось усиление верти-

кальных связей, а также распространение двусторонних и ассиметричных партнерств, словно израильско-палестинская проблема могла быть в стороне (дословно: заключена в скобки. — Пер.).

Весь период председательства Франции в ЕС (июль-декабрь 2008 г.), также как и 5-летний срок Н. Саркози (2007-2012) могут рассматриваться сквозь призму вмешательства Франции с целью обновить свою геополитическую зону влияния в рамках Союза Средиземноморья [9]: о чем говорил Н. Саркози совместно с королем Марокко в Танжере 23 октября 2007 г. (Марокко получило обещание о «расширенном статусе» в отношениях с ЕС, когда подавало свою заявку на вступление в 1987 и 1994 г.). В декабре того же года французский президент продвигает специальный альянс: «Нам нужно построить Средиземноморский Союз, основанный на франко-алжирской дружбе. Такой же, как недавно Франция предложила построить Германии — объединение в Европе, основанное на франко-немецкой дружбе»5. Политическое предложение, от которого не смог отказаться Президент Бутефлика, при условии, что Франция изменит ситуацию в вопросе о Западной Сахаре (яблоко раздора в отношениях с Марокко). Если вспомнить дипломатическое наступление в отношении Ливии (визит Н. Саркози в Триполи 25 июля 2007 г.) и визит полковника Каддафи в Париж (с 10 по 14 декабря 2007 г.), а также припомнить предпринятые усилия в отношении Туниса и Египта, то мы получим представление о государственной политике, использующей в своих целях общественный проект, каким был Союз Средиземноморья.

Сдерживая проект в межгосударственном плане, Германия оказала влияние на страны ЕС. Франции пришлось отказаться от сопредседательства в Союзе Средиземноморья в пользу ЕС, что обеспечило институциональное развитие по Лиссабонскому договору.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЮЗА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Проект о создании Союза Средиземноморья был запущен в 2008 г. с целью реализации шести основных программ:

- строительство автомагистрали в Северной Африке от Мавритании до Ливии (2012);

- очищение от загрязнений Средиземного моря (2020);

- развитие солнечной энергии;

4 URL : www.newsru.com/world/29apr2008/

tunis.html.

' URL : www.kp.by/online/news.

- сотрудничество в сфере защиты гражданского населения от стихийных бедствий;

- создание Евро-Средиземноморского университета;

- формирование зоны свободной тор-говли(2010).

Ни одна из перечисленных программ не касалась вопросов порядка в области безопасности (за исключением вопроса гражданской безопасности в незначительной мере). Ставка делалась на создание климата доверия вокруг конкретных и прагматичных действий.

Реализация проекта была затруднена в связи с разразившимся в 2008 г. экономическим и финансовым кризисом, а также с прокатившейся волной протестов и демонстраций в конце 2010 г. (начало Арабской весны) [10]. Н. Саркози решительно опирался на глав египетского (Мубарака) и тунисского (Бен Али) государств, которые были обеспокоены восстаниями своих народов. Израильская операция «Литой свинец» в секторе Газа в январе 2009 г. и увеличение строительства в палестинских колониях имели серьезное влияние на реализацию нового институционального образования. Таким образом, 2-й саммит Союза Средиземноморья, который должен был состояться в Барселоне 21 ноября 2010 г., отодвинулся на неопределенный срок (однако вместо него прошла неформальная встреча в июне 2012 г. в Марселе). В сущности, развитие международной ситуации после войны в Ливии и до ситуации в Сирии чрезвычайно осложнило реализацию евро-средиземноморской государственной политики[11].

Таким образом, для подведения итогов на сегодняшний день можно говорить лишь о ряде разрозненных действиях Союза Средиземноморья, из которых можно выделить несколько особенно значимых:

1. Открытие Евро-Средиземноморского университета в Фесе в Марокко, которое запланировали на 2015 г. В нем ожидалось разместить 6 000 студентов, обучающихся по различным тематическим направлениям (право, история, политология, возобновляемые источники энергии и т. д.). Цель состоит в том, чтобы способствовать мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, а также увеличению занятости и созданию стартапов и спин-офф. На реализацию поставленной цели из бюджета выделили около 14,6 млн евро.

2. Реализация проекта по продвижению моделей устойчивого производства, потребления и рационального использования

ресурсов, ориентированного на малые и средние предприятия, инвестирующие в экологическую промышленность. Проект финансируется Европейским банком реконструкции и развития и ориентирован в первую очередь на Египет, Иорданию, Марокко и Тунис, а также Западные Балканы и Турцию. Данный проект является продолжением положительного опыта Средиземноморского плана действий для поддержки «зеленых предпринимателей».

3. Принятие программы приграничного сотрудничества «Бассейн Средиземного моря» в июне 2014 г. на 6-летний период (2014-2020), направленной на поддержку новых предприятий, передачу технологий, а также коммерциализацию результатов в организованном кластере и затрагивающей вопросы управления водными и энергетическими ресурсами, утилизацию отходов для лучшей защиты прибрежных районов региона. Ее финансируют ЕС, Организация Объединенных Наций, Европейский банк реконструкции и развития.

4. Проведение официальных встреч должностных лиц Союза Средиземноморья для принятия решений по определенным (если не сказать ограниченным) проектам. Например, форум «Средиземноморская платформа знаний о воде» проводился в шести странах (от Испании до Ливана). Речь шла об улучшении планирования и управления водными ресурсами и создании дополнительных услуг в этой сфере. В сентябре 2013 г. в Париже была организована министерская конференция, на которой встретились представители 25 стран [12]. Президент Франции Ф. Олланд для обсуждения выбрал тему усиления роли женщин в обществе благодаря активному участию в политической, экономической и социальной жизни. Главная цель — признание «репродуктивных прав», т. е. прав женского здоровья, в том числе в вопросах сексуального характера (т. е. права на аборт и контрацепцию, которые не приняты в мусульманских странах). Было принято «торжественное заявление» о равенстве полов: его распределили на шесть проектов, которые реализуются неправительственными организациями (в основном тунисскими, египетскими и марокканскими), а финансируются и оцениваются Союзом Средиземноморья. Другой пример — проверка и сертификация собственных внутренних проектов, таких как ветропарк Тафила в Иордании, целью которого является уменьшение энергетической зависимости страны путем развития возобновляемых источников энергии.

ф

п ч

п *

о

о

о

а ^

о

4

я ф

X X

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

м о

2

Z

ю

ы

м

е> —

ы

■ч ы

Таким образом, изменения в управлении государственной политики характеризуются деполитизацией и фрагментацией [13]. Инициативы, глобальные по своей природе, на правительственном уровне сталкиваются с «цивилизационными» амбициями. В результате очевидно, что в этом нет экономической и коммерческой подоплеки, и речь не идет об инклюзивности как в первоначальном проекте. Геополитика вновь заявила о себе. Политика в районе Средиземного моря продолжается «войной» с использованием средств, отличных от кооперации и развития. На микрорегиональном уровне Союз Средиземноморья сохраняет прозрачность и сознательность в противовес макрорегионально-му волюнтаризму французской дипломатии на начальном этапе. Однако он продолжает зависеть от Европейской политики соседства, с помощью которой Брюссель обеспечивает финансовую и техническую поддержку госу-

дарств на юге и востоке Европы независимо от региональных органов. Привлечение государств на юге на этом уровне оказалось недостаточно эффективным шагом, в том числе из-за сопутствующих социально-политических реалий в каждом из государств. В связи с этим Европейский парламент, клеймя функциональную недостаточность, попытался внедрить проект Союз Средиземноморья. Председатель Европарламента М. Шульц по этому поводу верно заметил: «политический диалог (имеется в виду диалог евросредиземноморский. — Пер.) должен строиться по трем направлениям: народы, парламенты и участие»6.

Следовательно, Средиземное море остается для ЕС нестабильным регионом, а Союз Средиземноморья не решил основной проблемы об определении какой-нибудь подходящей политики на уровне его ресурсов.

6 URL : www.unian.net.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Allemand Frédéric. L'Union pour la Méditerranée: pourquoi? comment? / Frédéric Allemand. — Paris : Fondation pour l'innovation politique, 2008.

2. Drevet Jean-François. Histoire de la politique régionale de l'Union Européenne / Jean-François Drevet. — Paris : Belin, 2008.

3. Lundestad Geir. Europamérique. Etats-Unis et Europe de l'Ouest de 1945 à nos jours / Geir Lundestad. — Paris : Eyrolles, 2013.

4. Guichard Jean-Paul. L'Etat-parti chinois et les multinationals / Jean-Paul Guichard. — Paris : L'Harmattan, 2014.

5. Dumont Gérard-François. Géopolitique de l'Europe / Gérard-François Dumont, Pierre Verluise. — Paris : Armand Colin, 2014.

6. Naba René. Union pour la Méditerranée: un « ORNI », objet remuant non identifié? [Electronic resource] / René Naba. — Mode of access : http://www.renenaba.com/union-pour-la-mediterranee-un-orni-objet-remuant-non-identifie/.

7. Baghzouz Aomar. Union Méditerranéenne. Cadre de coopération multilatérale ou instrument de leadership de la France? / Aomar Baghzouz // El Watan (Alger). — 2008. — 7 avril.

8. Verluise Pierre. L'Union pour la Méditerranée: quel bilan d'étape? / Pierre Verluise // Actualités Européennes (Paris). — 2010. — № 35 (juin).

9. Nabli Béligh. L'Union pour la Méditerranée: le «boulet diplomatique» de Nicolas Sarkozy / Béligh Nabli // Tribune. — 2012. — 23 avril.

10. Coustilliere Jean-François. L'Union Européenne et la Méditerranée. Une analyse géopolitique à l'aune des révoltes arabes / Jean-François Coustilliere // Etudes Européennes (ENA Strasbourg). — 2011. — 9 décembre.

11. Berthomieu Claude. La Russie, l'Europe et la Méditerranée dans la crise / Claude Berthomieu, Jean-Paul Guichard, Elena Ponomarenko. — Paris : L'Harmattan, 2013.

12. Beretta Emmanuel. Hollande tente une relance de l'Union pour la Méditerranée / Emmanuel Beretta // Le Point. — 2013. — 15 septembre.

13. Sameur Sarah. Que reste-t-il de l'Union pour la Méditerranée? / Sarah Sameur // Le Petit Juriste. — 2012. — 7 février.

REFERENCES

1. Allemand Frédéric. L'Union pour la Méditerranée: pourquoi? comment? Paris, Fondation pour l'innovation politique, 2008.

2. Drevet Jean-François. Histoire de la politique régionale de l'Union Européenne. Paris, Belin, 2008.

3. Lundestad Geir. Europamérique. Etats-Unis et Europe de l'Ouest de 1945 à nos jours. Paris, Eyrolles, 2013.

4. Guichard Jean-Paul. L'Etat-parti chinois et les multinationales. Paris, L'Harmattan, 2014.

5. Dumont Gérard-Franéois, Verluise Pierre. Géopolitique de l'Europe. Paris, Armand Colin, 2014.

6. Naba René. Union pour la Méditerranée: un «ORNI», objet remuant non identifié? Paris, 2008, 7 juillet. Available at: http://www.renenaba.com/union-pour-la-mediterranee-un-orni-objet-remuant-non-identifie/. (In French).

7. Baghzouz Aomar. Union Méditerranéenne. Cadre de coopération multilatérale ou instrument de leadership de la France? El Watan (Alger), 2008, 7 avril. (In French).

8. Verluise Pierre. L'Union pour la Méditerranée: quel bilan d'étape? Actualités Européennes (Paris), 2010, no.°35, juin. (In French).

9. Nabli Béligh. L'Union pour la Méditerranée: le «boulet diplomatique» de Nicolas Sarkozy. Tribune, 2012, 23 avril. (In French).

10. Coustilliere Jean-François. L'Union Européenne et la Méditerranée. Une analyse géopolitique à l'aune des révoltes arabes. Etudes Européennes (ENA Strasbourg), 2011, 9 décembre. (In French).

11. Berthomieu Claude, Guichard Jean-Paul, Ponomarenko Elena. La Russie, l'Europe et la Méditerranée dans la crise. Paris, L'Harmattan, 2013.

12. Beretta Emmanuel. Hollande tente une relance de l'Union pour la Méditerranée. Le Point, 2013, 15 septembre. (In French).

13. Sameur Sarah. Que reste-t-il de l'Union pour la Méditerranée? Le Petit Juriste, 2012, 7 février. (In French).

Информация об авторе

Поль Алльес — почетный профессор, Университет Монпелье, 34095, Франция, г. Монпелье, Се-декс 5, редактор журнала «Южный Полюс», e-mail: [email protected].

Author

Paul Allies — Honorary Professor, University of Montpellier, 34095, Montpellier, Montpellier Cedex 5, Editor of the journal «South Pole», e-mail: paul.allies@ univ-montp1.fr.

Библиографическое описание статьи

Альес П. Союз Средиземноморья: государственная и региональная политика / П. Альес // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 2. — С. 266-273. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(2).266-273.

Reference to article

Allies P. Union for the Mediterranean: state and regional policy. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy eko-nomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 2, pp. 266-273. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(2).266-273. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.