Международное право
Правильная ссылка на статью:
Евдокимов М.А — Союз рынков капитала и реформа правовых актов единого финансового рынка ЕС // Международное право. - 2019. - № 3. DOI: 10.25136/2306-9899.2019.3.29918 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=29918
Союз рынков капитала и реформа правовых актов единого финансового рынка ЕС
Евдокимов Михаил Андреевич
Магистр, Московский государственный институт международных отношений МИД России (МГИМО) 119454, Россия, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, 76, оф Stroginskiy bulvar 17 korpus 1 flat 4
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
Аннотация.
В статье рассматриваются ключевые меры проекта построения Союза рынков капитала ЕС (СРК ЕС), принятые в виде законодательных предложений Европейской комиссии в соответствии с положениями Плана действий по созданию СРК ЕС 2015 г. и Среднесрочного обзора 2017 г. Европейский союз намерен реформировать действующие нормативно-правовые акты в сфере рынка финансовых услуг и принять ряд новых правовых актов для регулирования областей, ранее не являвшихся предметом внимания со стороны европейского законодателя. Рассматриваются актуальные реформы ЕС, затрагивающие директиву о проспекте, деятельность страховых и инвестиционных компаний, рынок финансовых инструментов. Методологическую основу составили такие методы научного исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод. В заключении автор статьи приходит к выводу, что в настоящее время важный проект СРК ЕС, направленный на реализацию одной из ключевых свобод внутреннего рынка - свободу движения капитала, не завершен. В связи с динамичным развитием финансовых рынков ЕС, обусловленным, в частности, развитием современных технологий, реализация проекта СРК ЕС приобретает долгосрочный характер.
Ключевые слова: Европейский Союз, право Европейского Союза, финансовая интеграция, рынки капиталов, капитал, Внутренний рынок, финансовое право, страхование, реформы, Европейская комиссия
DOI:
10.25136/2306-9899.2019.3.29918
Дата направления в редакцию:
15-06-2019
Дата рецензирования:
11-06-2019
Дата публикации:
17-06-2019
1. Союз рынков капитала - новый проект ЕС, направленный на дальнейшую финансовую интеграцию
Интеграционный процесс в Европейском союзе (ЕС) изначально был основан на необходимости реализовать четыре основные свободы внутреннего рынка - движения лиц, услуг, товаров и капиталов. За прошедшие с момента образования первых Европейских сообществ десятилетия уже достигнуты определенные успехи в данном направлении, хотя, например, свобода капитала еще не достигнута в полной мере. В подтверждение этого тезиса говорит новый масштабный проект Евросоюза, который имеет характерное название Союз рынков капитала ЕС (СРК ЕС) и имеет целью обеспечить эффективную реализацию свободы движения капитала в современном ЕС
Речь идет о проекте, реализация которого началась в 2014 г., а основные результаты должны быть достигнуты уже в 2019 г. Именно к этому моменту планировалось создать в ЕС «конститутивные элементы интегрированного рынка капитала»-Ш.
В 2014 г. Европейская комиссия (ЕК) признала, что свобода движения капитала не реализуется в полной мере. Для устранения оставшихся барьеров ЕК представила План
действий по созданию Союза рынков капитала ЕС 2015 г.-^8 (далее - План действий 2015 г.). Данный документ содержит шесть блоков: финансирование компаний, не входящих в листинг на бирже; создание благоприятных условий для выхода компаний на рынки; долгосрочное инвестирование, инвестиции в инфраструктуру; расширение возможностей банков стимулировать экономику в целом; создание благоприятных условий для трансграничных инвестиций.
План действий 2015 г. предусматривает меры в отношении банковского и страхового секторов, а также рынка ценных бумаг. Эти области динамично развиваются: завершена реформа законодательства ЕС в сфере противодействия злоупотреблениям на рынке
ценных бумаг-^, принята новая Директива2014/65/Еи о рынках финансовых
инструментов (директива MiFID П-^, реформируется сфера регулирования производных
финансовых инструментов^, осуществляется строительство банковского союза в ЕС^ и др. Но ЕК относит к задачам СРК не только интенсификацию свободы движения капитала, интеграцию национальных рынков капитала, но и достижение гармоничного взаимовлияния различных областей финансового рынка ЕС.
Поскольку в Плане действий 2015 г. большинство мер носили консультативный и исследовательский характер, ЕК в 2017 г. приняла Среднесрочный обзор касательно Плана действий по построению Союза рынков капитала (далее - Среднесрочный обзор 2017 г.), в котором обозначен ряд новых мер. В Среднесрочном обзоре 2017 г. все меры разделены на приоритетные, новые и последующие, а также указаны механизмы реализации таких мер: законодательные и незаконодательные предложения, меры второго уровня. Наличие новых мер и их классификация по ряду признаков позволяет признать Среднесрочный обзор 2017 г. не просто корректировкой Плана действий 2015 г., а самостоятельным документом программного характера, новым Планом действий по
созданию СРК ЕС.
2. Реформа правовых актов единого финансового рынка ЕС
В рамках построения СРК была проведена реформа некоторых правовых актов единого финансового рынка ЕС.
2.1. Реформа Директивы о проспекте
На смену директиве 2003 г. пришел Регламент 2017/1129 Европейского парламента и Совета от 14 июня 2017 г. о подлежащем опубликованию проспекте ценных бумаг при открытой эмиссии или допуске к торговле (далее - Регламент о проспекте). 21 июля 2019 г. нормы Регламента о проспекте полностью заменят положения директивы 2003 г. Изменение формы правового акта свидетельствует об унификации регулирования в отношении подготовки и публикации проспекта эмиссии в рамках европейского права.
Основная задача Регламента о проспекте: обеспечить эффективный доступ компаний на финансовые рынки за счет рационализации и упрощения процедур. Согласно Регламенту о проспекте, проспект необходим, если капитал превышает 8 млн евро (в предыдущих актах порог составлял 5 млн евро). Проспект не нужен, если финансовые средства собираются посредством проектов по привлечению капитала или краудфандинга при условии, что требуется собрать менее 1 млн евро (ранее такой лимит составлял 100 тыс. евро.).
Особый акцент в Регламенте о проспекте сделан на обеспечение потребностей малых и средних предприятий (МСП). В Регламенте о проспекте под МСП понимаются следующие компании.
- Компании, которые, согласно годовому или консолидированному отчету, отвечают, как минимум двум из трех критериев: средняя численность работников в течение финансового года составляет менее 250 человек, общий баланс компании не превышает 43 млн евро и годовой чистый оборот не более 50 млн евро.
- Компании, как это определено в директиве MiFID II, средняя рыночная капитализация которых не превышает 200 млн евро по котировкам на конец года за последние три календарных года.
В рамках построения СРК готовится предложение делегированного регламента Комиссии, благодаря которому будут закреплены новые, более пропорциональные правила поддержки МСП при листинге компаний в рамках рынков развития МСП и
многосторонних торговых систем (МТС)^15!. Данный делегированный регламент станет основой для правового акта, направленного на упрощение регулирования деятельности МСП: делегированного Регламента Комиссии (проект Регламента от 13.12.18) о
некоторых условиях регистрации в отношении рынков развития МСП^. Согласно проекту Регламента от 13.12.18, дополнительный критерий позволит компании-эмитенту быть признанной МСП, если номинальная стоимость долговых обязательств компании за предыдущий календарный год на всех торговых площадках в ЕС не превышает 50 млн евро. Принятие такого правого акта позволит большему числу компаний быть признанными МСП, что будет способствовать получению этими компаниями финансирования на рынках капитала и снизит их зависимость от банковского финансирования, что является одной из целей реализации СРК ЕС.
2.2. Реформа в страховом секторе
Деятельность страховых компаний регулируется Директивой об учреждении и осуществлении бизнеса в области страхования и перестрахования (директива Solvency
II) 2009 г.-10!. В рамках построения СРК в дополнение к директиве Solvency II был принят ряд актов ЕК. В частности, делегированный Регламент Комиссии 2015/35 от 10 октября 2014 г., делегированный Регламент 2016/467 от 30 сентября 2015 г. о расчете нормативных требований к капиталу для отдельных категорий активов, находящихся в распоряжении страховых организаций, который вносит изменения в делегированный Регламент Комиссии 2015/35. Таким образом, изменения затронули не столько саму Директиву Solvency II, сколько дополняющие ее акты. Благодаря делегированным актам ЕК, был введен ряд новых понятий («инфраструктурные активы» - объекты инфраструктуры, «субъект инфраструктурного проекта» - компания, осуществляющая инвестирование в инфраструктурные проекты), уточнены некоторые критерии осуществления инвестирования в инфраструктурные проекты. Указанные изменения должны способствовать увеличению привлекательности такого вида инвестирования для страховых компаний, обладающих существенными объемами финансовых средств.
2.3. Реформа в отношении ряда европейских инвестиционных фондов
Необходимость внести изменения в Регламент 345/2013 о Европейских фондах
венчурного капитала (EuVECA-13! и Регламент 346/2013 о Европейских фондах
социального предпринимательства (EuSEF-14 объясняется широким потенциалом финансирования компаний наряду с банковским финансированием.
В 2017 г. в эти акты были внесены симметричные изменения посредством принятия Регламента 2017/1991[12]. В частности, в статью 2 EuVECA и статью 2 EuSEF внесено положение о том, что нормы Регламента 2017/1991 будут применяться к инвесторам, определяемым в Директиве 2011/61/EU, т.е. расширяется круг инвесторов, которые могли бы создать такой фонд. Также в Регламент EuVECA добавлены статьи 14а и 14b, уточняющие вопросы осуществления надзора. Например, чтобы использовать ярлык EuVECA, предприятия коллективного инвестирования должны подать следующую информацию в компетентные органы: учредительные документы венчурного фонда, информацию о депозитарии, государства-члены, в которых будут созданы данные фонды.
2.4. Проекты Директивы и Регламента о бондах с покрытием
В 2018 г. ЕК представила проекты Директивы и Регламента о бондах (облигациях) с покрытием. Бонды с покрытием являются надежным финансовым инструментом. Ввиду высокой фрагментации рынков по облигациям с покрытием, ЕК и Совет ЕС считают, что для повышения эффективности использования таких инструментов необходимо установить минимальные требования к регулированию бондов с покрытием, в
частности-^: определить понятие бондов с покрытием и структуру финансового инструмента, установить ярлык «Европейские облигации с покрытием», а также улучшить пруденциальный контроль в рамках Регламента о требовании к капиталу.
Структурные требования в отношении бондов с покрытием следующие: защита от добровольного и принудительного банкротства означает, что срок погашения облигаций с покрытием не может быть сокращен автоматически при несостоятельности эмитента; положения Директивы о бондах с покрытием требуют, чтобы в качестве обеспечения использовались только высококачественные активы.
3. Итоги реализации СРК ЕС
ЕК постоянно анализирует меры, принимаемые в рамках построения СРК ЕС. Результаты анализа представляются, как правило, в сообщениях Комиссии. Одним из таких стало Сообщение ЕК «Завершение построения Союза рынков капитала в 2019 году - время для
ускорения действий»-9!. В этом Сообщении предложены новые меры, направленные на увеличение эффективности инвестиционных фондов в условиях трансграничного предоставления услуг, продвижение рынка бондов с покрытием в ЕС. В этом Сообщении указано, что для реализации СРК необходимо широко использовать общеевропейские финансовые продукты, европейские ярлыки и предоставлять европейский паспорт большему количеству компаний и фондов (ЕиУЕСА, EuSEF и др.).
Деятельность Европейской Комиссии будет направлена на внедрение простых и прозрачных правил в различных областях финансового права ЕС, стандартизацию и гармонизацию соответствующих национальных норм. Изменения затронут такие ключевые сферы, как несостоятельность и банкротство, налогообложение и процедуры возмещения налогов, определение прав кредиторов и владельцев финансовых инструментов и др.
Важна реформа надзорного механизма в области страхования, сфере предоставления финансовых услуг и банковского сектора. Предполагается, что европейским надзорным органам будет предоставлен больший объем полномочий в отношении проведения расследований, организации взаимодействия национальных компетентных органов.
В Плане действий 2015 г., а также иных документах институтов ЕС указано, что СРК ЕС должен быть реализован в 2019 г. В настоящее время ряд правовых актов обсуждаются институтами ЕС в рамках законодательной процедуры. В марте 2019 г. Европейский парламент и государства - члены ЕС пришли к политическому соглашению по основным вопросам реформирования надзорного механизма в ЕС. Примечательно, что на данном этапе в блок реформирования надзорного механизма были включены вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОДФТ).
4. Заключение
Учитывая, что СРК ЕС затрагивает различные сферы финансового права ЕС, многие важные меры, принимаемые для успешного функционирования СРК, должны быть утверждены законодательно в Европейском парламенте и Совете ЕС. Очевидно, что со временем к первоначальным мерам добавятся новые (например, ПОДФТ). В связи с этим представляется, что СРК не будет полностью реализован к середине 2019 г. Более того, поскольку финансовые рынки ЕС динамично развиваются в условиях современных мировых тенденций (развитие новых технологий, изменение структуры рынков и ситуации на них), реализация СРК станет долгосрочным проектом Европейского союза на пути интеграции рынков капитала. Но следует признать СРК ЕС важным проектом интеграционного образования, который направлен на полную реализацию одной из ключевых свобод внутреннего рынка - свободу движения капитала.
Библиография
1. Финансовое право Европейского союза и Евразийского экономического союза // Европейское право. Отрасли права Европейского союза и Евразийского экономического союза: учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин, М.Л. Энтин. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. С. 129.
2. Касьянов Р.А. Основные инициативы Евросоюза в борьбе с рыночными
злоупотреблениями // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - № 4 (37). - С. 244252.
3. Касьянов Р.А. Рынки финансовых инструментов в Европейском союзе: правовые основы регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 9. -С. 65-69. См. также: Касьянов Р.А. К.Ю. Бегичева MiFIDII и Россия: сопоставимо ли регулирование? // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 5. - С. 8691.
4. Кригер А.М. Обзор изменений в регулировании производных финансовых инструментов в соответствии с директивой № 2014/65/ЕС ''О рынках финансовых инструментов'' // Актуальные проблемы экономики и права. -2017. - Т. 11. - № 2 (42). - С. 145-153.
5. Осокина Е.Б. Правовые аспекты создания Европейского Банковского Союза // Московский журнал международного права. 2017. - № 4 (108). - С. 131-140.
6. Capital markets union: Council agrees stance on EU framework for covered bonds. [Electronic resource] / Official website of the European Union.-Mode of access:
https ://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2018/11/28/capital-markets-union-council-agrees-stance-on-rules-on-covered-bonds/(дата обращения - 10.02.19).
7. Commission delegated regulation amending Commission Delegated Regulation (EU) 2017/565 as regards certain registration conditions to promote the use of SME growth markets for the purposes of Directive 2014/65/EU. [Electronic resource] / Official website of the European Union.-Mode of access:
http://ec.europa.eu/finance/docs/level-2-measures/mifid-delegated-act-2018-8442_en.pdf(дата обращения - 10.02.19).
8. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic And Social Committee and the Committee of the Regions Action Plan on Building a Capital Markets Union. [Electronic resource] / EUR-Lex. - 2018.-Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?
uri = CELEX%3A52015DC0468(дата обращения - 10.02.19).
9. Communication from the Commission: Completing the Capital Markets Union by 2019-time to accelerate delivery. [Electronic resource] / Official website of the European Union.-Mode of access: https://ec.europa.eu/info/publications/180308-communication-cmu_en(дата обращения - 10.02.19).
10. Directive 2009/138/EC of the European Parliament and of the Council of 25 November 2009 on the taking-up and pursuit of the business of Insurance and Reinsurance (Solvency II) (Text with EEA relevance). [Electronic resource] / EUR-Lex. - 2014.-Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?
uri = celex%3A32009L0138(дата обращения - 10.02.19).
11. Lucia Quaglia, David Howart. The policy narratives of European capital markets union. [Electronic resource] / Journal of European Public Policy, 2018, №7.-Mode of access: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13501763.2018.1433707 (дата обращения - 10.02.19).
12. Regulation (EU) 2017/1991 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2017 amending Regulation (EU) No 345/2013 on European venture capital funds and Regulation (EU) No 346/2013 on European social entrepreneurship funds. [Electronic resource] / EUR-Lex. - 2014.-Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri = celex:32017R1991(дата обращения -10.02.19).
13. Regulation (EU) No 345/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 April
2013 on European venture capital funds. [Electronic resource] / EUR-Lex. - 2014.-Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?
qid = 1551072959378&uri = CELEX:32013R0345UaTa обращения - 10.02.19).
14. Regulation (EU) No 346/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 April
2013 on European social entrepreneurship funds. [Electronic resource] / EUR-Lex. -2014.-Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/? qid = 1551073112258&uri = CELEX:32013R0346UaTa обращения - 10.02.19).
15. Commission delegated regulation (EU) .../... amending Commission Delegated Regulation (EU) 2017/565 as regards certain registration conditions to promote the use of SME growth markets for the purposes of Directive 2014/65/EU of the European Parliament and of the Council. [Electronic resource] / EUR-Lex. - 2014.-Mode of access: https ://eur-lex.europa.eu/legal-content/HU/TXT/?uri = PI_C0M:Ares(2018)2681237CqaTa обращения - 10.02.19).