7.2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖАНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКИХ
ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ: НОВАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ
Царёв Илья Николаевич, Соискатель ФПНПиНК Место учебы: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
elias. tsarev@gmail.com
Аннотация: В рамках статьи анализируются основные положения двух новых правовых актов Европейского Союза, принятых в начале 2014 г. - Регламента № 596/2014 и Директивы № 2014/57, направленных на предотвращение злоупотреблений на финансовых рынках ЕС со стороны их участников -физических и юридических лиц. Автором проводится анализ нововведений данных документов, а также сравнительное исследование в отношении ранее действовавших актов ЕС в данной сфере. Указывается, что принятие и реализация новых правовых актов дополняет чисто экономические меры, которые широко применялись до 2014 г. в целях предупреждения финансовой нестабильности административно-правовым и уголовно-правовым регулированием
Ключевые слова: Европейский Союз; урегулирование финансово-экономических кризисов; Директива Европейского Союза; Регламент Европейского Союза; злоупотребления на финансовых рынках; юридическая ответственность
LEGAL FRAMEWORK FOR MAINTAINING THE STABILITY OF THE EUROPEAN FINANCIAL MARKETS: INNOVATIONS OF EUROPEAN UNION LEGISLATION IN THE FIELD OF COMBATING ABUSES IN THE FINANCIAL MARKETS
Tsarev Ilya N., Applicant of Faculty of preparation of scientific and pedagogical and scientific personnel of Moscow University, Russian Ministry of Internal Affairs Study place: Moscow University, Russian Ministry of Internal Affairs
elias.tsarev@gmail.com
Annotation: This article analyzes the main provisions of the two new European Union legal acts, adopted at the beginning of 2014 - Regulation № 596/2014 and Directive № 2014/57, aimed to prevent abuses in the financial markets of the EU by the participants - individuals and legal entities. The author analyzes the innovations of these documents and conducts a comparative research on the previously existing EU legislation in this area of law. The article says that the adoption and implementation of new legal acts complements the purely economic measures, which were widely used until 2014 in order to prevent financial instability by administrative law and criminal law regulation
Keywords: European Union; resolution of financial and economic crises; directive of the European Union; regulation of the European Union; market abuse; legal liability
В период с 2008 г., когда европейские страны испытали на себе неблагоприятные последствия мирового финансово-экономического кризиса, Европейским Союзом была проведена большая работа в области реформы законодательного регулирования в сфере поддержания финансовой стабильности зоны евро, и всего Союза в целом. К числу предпринятых мер следует, во-первых, отнести правовое оформление и подробную регламентацию в актах ЕС новых механизмов оказания финансовой помощи. В частности, договорную правовую основу получил Европейский Стабилизационный Механизм1. Также были внесены изменения в регламенты и директивы, регулировавшие деятельность рейтинговых агентств на территории ЕС, сделавшие эту деятельность более прозрачной для регуляторов. Были проведены реформы законодательного регулирования и в других сферах, влияющих на стабильность финансово-экономической системы Европейского Союза. Последним значительным изменением явилось принятие в начале 2014 г. двух новых документов - Регламента № 596/2014 и Директивы № 2014/57, направленных на предотвращение злоупотреблений на финансовых рынках со стороны их участников - физических и юридических лиц. В рамках настоящей статьи мы проанализируем основные положения данных документов и сравним их с ранее действовавшими нормами ЕС в данной сфере.
Долгое время законодательным актом ЕС, регулирующим вопросы рыночных нарушений, являлась Директива «Об инсайдерских сделках и рыночном манипулировании (рыночных злоупотреблениях)», принятая в 2003 г., согласно которой, некоторая деятельность может относиться к финансовым махинациям2. С момента начала кризиса, звучали призывы пересмотреть данную Директиву и ограничить отдельные формы деятельности на рынке, особенно в отношении продаж без покрытия (коротких продаж) и кредитно-дефолтных свопов. Однако, в отличие от других нормативных предложений в области финансового регулирования, в данной сфере достижение консенсуса гораздо более затруднительно.
Директива «Об инсайдерских сделках и рыночном манипулировании (рыночных злоупотреблениях)», охватывала нормы по инсайдерским сделкам и манипулированию рынком.
Несмотря на довольно подробную регламентацию, Директива имела целый ряд недостатков:
- пробелы в регулировании новых рынков,
- пробелы в регулировании товарных деривативов;
- отсутствие специальных предупредительных полномочий у регулирующих органов.
Хотя финансовый кризис не привел к значительному увеличению этих типов рыночных нарушений, в Докладе де Ларозьера отражалась дисгармония пределов санкций за инсайдерскую торговлю - от нескольких тысяч евро в одном государстве-члене ЕС, до миллионов евро
1 См. более подробно: Иванцов С.В., Коннов В.А. Правовые основы функционирования Европейского Стабилизационного Механизма (ЕСМ) в системе обеспечения финансово-экономической стабильности Европейского Союза // Образование, наука, научные кадры, 2013. №8.
2 См.: Директива N0 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета от 28 января 2003 г. «Об инсайдерских сделках и рыночном манипулировании (рыночных злоупотреблениях)» -ИПр://виг-!вх.еигора.еи/!еда!-сотвпЬ'ЕМА1_1/?иг1=СЕ1_ЕХ:320031_0006 (Дата обращения 23.07.2014).
Царёв И. Н.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖАНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКИХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
или назначения реального срока тюремного заключения в другом. В Докладе предполагалось, что такой диапазон в санкциях может привести к использованию регулятор-ного арбитража (Regulatory arbitrage - использование разницы в законодательстве различных юрисдикций в свою пользу) на едином европейском рынке. В связи с этим, в Докладе рекомендовалось неотложное укрепление и гармонизация действующих санкций ЕС3.
Комиссия начала общественные консультации по этому вопросу в июне 2010 г.4 Пересмотр нынешней директивы велся в ключе:
1) расширения сферы влияния Директивы на новые рынки и инструменты,
2) усиления надзорных и принудительных механизмов,
3) гармонизации норм путем ограничения свободы действий государств-членов.
В октябре 2011 г. Комиссия приняла законопроект по Регламенту об инсайдерских сделках и манипулировании рынком (злоупотреблениях на рынке), и Директиве об уголовных наказаниях за ведение инсайдерской деятельности и манипулирование рынком. Однако только 4 февраля 2014 г. данные документы были окончательно одобрены и вступили в силу . Отдельные их положения будут реализовываться только со второй половины 2016 г. Также следует отметить, что указанные правовые акты отменили ранее действовавшую Директиву 2003/6/EC. Фактически с 2014 года в сфере противодействия неправомерным действиям на финансовом рынке запущен новый механизм, предусматривающий как вопросы ответственности, т.е. чисто юридическую составляющую, так и формы экономико-финансового воздействия на нарушителей (предупредительные меры).
Новые законодательные акты ЕС основаны на пункте 2 статьи 83 Договора о функционировании Европейского Союза, который предусматривает принятие единых минимальных правил по уголовному праву, когда это имеет важное значение для обеспечения эффективного осуществления согласованной политики ЕС. В частности, Директива № 2014/57/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об уголовных санкциях за злоупотребления на рынке (Директива о злоупотреблениях на рынке)» дает унифицированное определение следующих преступлений: инсайдерские сделки, рекомендация или принуждение другого лица к участию в инсайдерских сделок, неправомерное разглашение информации и манипулирование рынком. Данные деяния, в соответствии с Директивой, должны рассматриваться государствами-членами ЕС в качестве уголовных преступлений, по крайней мере, когда они серьезны и со-
3 См.: Доклад Группы Де Ларозьера от 25 февраля 2009 года -http://ec.europa.eu/internal_market/finances/docs/de_larosiere_report_en. pdf - (Дата обращения 23.07.2014).
4 См.: http//ec.europa.eu/internal_market/consultations/docs/ 2010/mad/consultation_paper.pdf -(Дата обращения 23.07.2014).
5 См.: Регламент № 596/2014 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О злоупотреблениях на рынке (Регламент о злоупотреблениях на рынке) и об отмене Директивы 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и Директив 2003/124/ЕС, 2003/125/ЕС и 2004/72/ЕС Европейской комиссии» - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32014R0596 - (Дата обращения 23.07.2014).; Директива № 2014/57/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об уголовных санкциях за злоупотребления на рынке (Директива о злоупотреблениях на рынке)» - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32014L0057 - (Дата обращения 23.07.2014).
вершены умышленно. В соответствии с масштабами злоупотреблений на рынке, регулирование сделок, совершаемых для определенных целей, исключены из области Регламента и Директивы, принятых в феврале 2014 г. Так, не подпадают под действие новых законодательных актов такие деяния как: стабилизационные программы выкупа активов, если условия и процедуры соблюдены; сделки, проводимые в целях осуществления денежно-кредитной, валютной и долговой политики, а также действия, осуществляемые в рамках единой сельскохозяйственной и общей рыболовной политики Союза. Данные сферы с точки зрения злоупотреблений на рынке подпадают под отдельное законодательство.
Интересным представляется определение того, в каких случаях злоупотребление считается серьезным. Данный критерий является ключевым, поскольку, как отмечалось выше, государства имеют обязанность признавать в национальном законодательстве соответствующие деяния преступления, если они являются «серьезными». В Директиве указывается, что злоупотребления считается серьезным в тех случаях, когда они оказали или были способны оказать существенное воздействие на стабильность рынка, а также при высоком риске причинения ущерба участникам рынка. Среди иных обстоятельств, которые могут быть учтены при квалификации деяний, как серьезных, может рассматриваться, например, в случае совершения правонарушения в рамках деятельности преступной организации. Также на квалификацию должно повлиять неоднократное совершение одним и тем же лицом аналогичного деяния. Отдельно на квалификацию должна влиять ситуация, когда манипуляция осуществляется лицом, занятым или работающим в финансовом секторе или в надзорных или контролирующих органах.
Директива также требует от государств-членов устанавливать в национальном законодательстве уголовную ответственность за подстрекательство, пособничество к совершению неправомерных инсайдерских сделок, незаконное разглашение инсайдерской информации и манипулирование рынком, а также попытки совершить инсайдерские сделки в целях манипулирования рынком. Ответственность также должна распространяться на юридических лиц, которые должны наказываться эффективными и соразмерными совершенным деяниям уголовными или неуголовными санкциями.
Отдельного внимания заслуживает закрепление в Директиве № 2014/57/ЕС требований к минимальному размеру наказания за злоупотребления на финансовом рынке. Директива требует от государств-членов обеспечить, чтобы за уголовные преступлений, определенные в документе, национальным правом предусматривалась максимальная санкция на уровне не менее четырех лет лишения свободы за манипулирование рынком, инсайдерские сделки, а также за подстрекательство или побуждение другого человека к совершению преступления. Также Директива требует, чтобы национальным правом предусматривалась максимальная санкция в виде двух лет лишения свободы за незаконное разглашение инсайдерской информации. Что касается административных санкций, то наднациональным правом ЕС в настоящее время установлен весьма высокий размер штрафов для физических лиц. Наиболее строгое административное наказание - до 5 млн. евро определено за нарушения, связанные с инсайдерскими сделками и манипулированием рынком. Для остальных преступлений закрепляется максимальный размер штрафов в размере от 500 000 евро
до 1 млн. евро. Как видно, в Директиве учтены размеры возможных прибылей, получаемых нарушителями при манипулировании рынком, которые могут исчисляться миллионами евро от одной сделки. Вместе с тем, как следует из Директивы, государства в гражданско-правовом порядке имеют право расширять претензии к нарушителям путем подачи соответствующих исков. Таким образом, указанные выше цифры могут не быть окончательными в смысле претензий.
В отношении юридических лиц также предусматриваются эффективные соразмерные и сдерживающие уголовные или неуголовные наказания, которые могут включать в себя такие санкции, как исключение из права на государственные пособия или помощь, временное или постоянное отстранение от выполнения коммерческой деятельности (запрет на отдельные виды деятельности), помещение под судебный надзор, судебная ликвидация, а также временное или постоянное закрытие учреждений, которые были использованы для совершения преступления.
Принятие в 2014 году новых правовых актов по противодействию злоупотреблениям на финансовых рынках показывает, что финансовое антикризисное регулирование в Европейском Союзе дополнилось новыми инструментами поддержания стабильности. Среди них уголовная и административная ответственность участников рынка за преднамеренные действия, нацеленные на создание условий необоснованного изменения цен финансовых инструментов. Таким образом, деятельность ЕС в сфере предупреждения финансово-экономических кризисов из плоскости чисто экономических мер, которые широко применялись до 2014 г., перешла в плоскость регулирования вопросов ответственности.
Список литературы:
1. Иванцов С.В., Коннов В.А. Правовые основы функционирования Европейского Стабилизационного Механизма (ЕСМ) в системе обеспечения финансово-экономической стабильности Европейского Союза // Образование, наука, научные кадры, 2013. № 8.
2. Директива N0 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета от 28 января 2003 г. «Об инсайдерских сделках и рыночном манипулировании (рыночных злоупотреблениях)» - Ь|йр://еиг-1ех.еигора.еи/1еда1-соп1еп1/ЕМА1_1_/?ип=СЕ1_ЕХ:320031_0006 (Дата обращения 23.07.2014).
3. Доклад Группы Де Ларозьера от 25 февраля 2009 года -Ийр://ес.еигора.еи/1Пета1_тагкеМ1папсе8^ос8^е_1аго81еге_гер 011_еп^ (Дата обращения 23.07.2014).
4. Общественные консультации Европейской Комиссии по вопросам установления единых санкций в сфере и злоупотреблений на рынках - Ийр://ес.еигора.еи/тегпа1_ тагке1/сопзи11а1юп8^ос8/2010/та<^сопзи11а1юп_рарег^ (Дата обращения 23.07.2014).
5. Регламент № 596/2014 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О злоупотреблениях на рынке (Регламент о злоупотреблениях на рынке) и об отмене Директивы 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и Директив 2003/124/ЕС, 2003/125/ЕС и 2004/72/ЕС Европейской комиссии» - Ийр://еиг-1ех.еигора.еи/1еда1-соп1еп^/ТХТ/?иг1=СЕ1ЕХ:32014Я0596 - (Дата обращения 23.07.2014).; Директива № 2014/57/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об уголовных санкциях за злоупотребления на рынке (Директива о злоупотреблениях на рынке)» - Ийр://еиг-1ех.еигора.еи/1еда1-со^еп^/ТХТ/?иг1=СЕ1ЕХ:3201410057 - (Дата обращения 23.07.2014).
Reference list:
1. Ivantsov S.V., Konnov V.A. Legal basis for the functioning of European Stability Mechanism in the system to ensure financial and economic stability of the European Union // Education, Science, brainpower, 2013. № 8.
2. Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse) - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:32003L0006 (Date of reference 23/07/2014).
3. The de Larosiere Group. Report on 25.02.2009 -http://ec.europa.eu/internal_market/finances/docs/de_larosiere_rep ort_en.pdf - (Date of reference 23/07/2014).
4. Public consultation on a revision of the market abuse directive (MAD) -http://ec.europa.eu/internal_market/consultations/docs/2010/mad/c onsultation_paper.pdf (Dat of reference 23/07/2014).
5. Regulation № 596/2014 of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on market abuse (market abuse regulation) and repealing Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directives 2003/124/EC, 2003/125/EU and 2004/72/EU - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32014R0596 - (Date of reference 23/07/2014).; Directive № 2014/57/EU of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on criminal sanctions for market abuse (market abuse directive) - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32014L0057 (Date of reference 23/07/2014)
РЕЦЕНЗИЯ
на статью соискателя кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Царёва И.Н. на тему: «Правовые основы поддержания стабильности европейских финансовых рынков: новации законодательства Европейского Союза в области противодействия злоупотреблениям на финансовых рынках» Актуальность предлагаемой статьи не вызывает сомнения. В современном международном праве вопросы поддержания стабильности европейских финансовых рынков являются одними из наиболее важных.
Автор заостряет внимание на анализе основных положений двух новых правовых актов Европейского Союза, принятых в начале 2014 г. - Регламента № 596/2014 и Директивы № 2014/57, направленных на предотвращение злоупотреблений на финансовых рынках ЕС со стороны их участников - физических и юридических лиц. Автор проводит анализ нововведений данных документов, а также сравнительное исследование в отношении ранее действовавших актов ЕС в данной сфере. В результате автор формулирует и обосновывает собственную позицию формулирующую, что принятие и реализация новых нормативных правовых актов дополняет чисто экономические меры, административно-правовым и уголовно-правовым регулированием.
Статья структурно выстроена верно; выполнена научным языком и с методологической точки зрения представляет собой целостный и сформированных научный взгляд на актуальную проблему современного международного права. Оформление соответствует предъявляемым требованиям.
Определенные недостатки были устранены в ходе выполнения работы.
доцент кафедры регулирования финансово-кредитной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы кандидат юридических наук, доцент
В.А. Коннов