Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 39 (177).
Филология. Искусствоведение. Вып. 38. С. 170-171.
С. В. Черевань
СОВСЕМ НЕ СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ -КОНЦЕРТ «В СТИЛЕ РЕТРО» ИСААКА ДУНАЕВСКОГО НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ САРАТОВА - 2008
Статья посвящена театрализованной премьере - монографическому концерту Исаака Дунаевского, который состоялся в рамках Собиновского музыкального фестиваля в г. Саратове (2008).
Ключевые слова: И. Дунаевский, концерт, режиссер, дирижер.
Нашему времени определенно не хватает оптимизма. Солнечного зайчика, который, проникая в наши души, скажет, что все будет хорошо! Уверенности в завтрашнем дне, а иногда и в том, что жизнь - это все-таки неплохая штука. Юношеской мечтательности и доверительной открытости, искренних, не масочных улыбок. В общем, даже прожженные с виду циники любят «праздники души».
Именно именинами сердца можно назвать театрализованный монографический концерт «В стиле ретро» Исаака Дунаевского. Его премьера с финальным фейерверком состоялась под Новый 2008 год и была с успехом представлена в г. Саратове на XXI Музыкальном фестивале им. Л. Собинова (май 2008).
Царила теплая, радостная атмосфера подлинного праздника. Надо было видеть растроганные лица пожилых зрителей, подпевающих солистам - «Дорожная» (Павел Корчагин), «Не забывай» (из к/ф «Испытание верности», лауреат Международного конкурса О. Марьенко, лауреат Всероссийского Конкурса Е. Куликова), «Ой, цветет калина» (ТатьянаСоболева,дипломантВсероссийского конкурса М. Демидова), «Марш энтузиастов» (заслуженый артист России А. Багмат, хор театра), «Песня Кости» (из к/ф «Веселые ребята», нар. артист СССР Леонид Сметанников) и другим. Любимые песни, марши, вальсы из суперпопулярных фильмов 30-50-х годов - «Волга - Волга», «Кубанские казаки», «Веселые ребята», «Весна» - предстали перед зрителями в виде ярких театральных сценок и хореографических миниатюр. За что хочется искренне поблагодарить режиссера-постановщика Андрея Сергеева, руководителя балетной труппы - заслуженного работника культуры Валерия Нестерова. Солисты
оперы пели, танцевали, проживали свои роли, и, похоже, им самим очень нравилось то, что они делали на сцене. Публика всех возрастов в долгу не оставалась, и крики «браво!» в сочетании с продолжительными аплодисментами часто и горячо звучали в награду выступающим.
Концерт стал настоящим праздником и для оркестра театра, который, наконец, переместился из оркестровой ямы на сцену и расположился у всех на виду. Его звучание было просто замечательным - слаженным, собранным (главный дирижер, художественный руководитель, лауреат Государственной премии РФ, нар. артист России Юрий Кочнев). Шесть сольных номеров симфонического оркестра. среди которых искрометная «Полька», динамичная музыкальная картинка «Бега» (из к/ф «Кубанские казаки»), «Марш» (их к/ф «Цирк»), «Вальс» (из к/ф «Светлый путь»), «Увертюра» (из к/ф «Дети капитана Гранта»), показали высокий профессиональный уровень, владение фразировкой, четкостью тем-поритма, поистине певческое дыхание в лирических эпизодах, культуру звука в целом. Поэтому всегда удивляет, почему же в других проектах тот же самый оркестр иногда звучит совершенно иначе - жестковато, немузыкально, местами и фальшиво.
По замыслу режиссера, в первом отделении прослеживалась военно-крестьянская тематика с соответствующей стилистикой костюмов (художник по костюмам Эра Покровская). Второе отделение было представлено как светский раут с белоснежными одеждами и фраками, а Дунаевский, словно русский Штраус, пленял своими известными вальсами, чудесными мелодиями - «Колыбельная» (из к/ф «Цирк», нар. арт. России В. Баранова), «Песенка капитана» (засл. артист России Виктор Григорьев). Отмечу молодых соли-
стов театра - Е. Куликову, О. Де, лауреата Международного и Всероссийского конкурсов С. Сидорова и М. Кожушко. Их исполнение «Школьного вальса» было проникновенным и трогательным.
Но всех затмила прима театра Ольга Кочнева (лауреат Международного фестиваля, дипломант Международного конкурса, заслуженная артистка России), эффектно выступившая в трех номерах второго отделения, среди которых знаменитая «Заздравная» (из к/ф «Весна») была исполнена вместе с Л. Сметанниковым, с бокалами шампанского в руках. Из-за ее неожиданного появления в зале в черном фраке и цилиндре запомнился «Лунный вальс» (из к/ф «Цирк»), в завершении которого артистку уносят на руках. Роскошное белоснежное вечернее платье солистки в «Песне Анюты» (из к/ф «Веселые ребята»), с перьями и шлейфом, вызывало ассоциации с некой райской птицей, спустившейся с небес. Эффект царственности особы усиливался окружающими ее мужчинами, в порыве обожания хватающимися за сердце, падающими на колени и вновь носящими О. Кочневу на руках.
Очень красиво и празднично была оформлена сцена (сценограф - заслуженный художник России Сергей Болдырев). На фоне черного суперзанавеса сияли крупные пятиконечные звезды - символы советской эпохи в сочетании с россыпью маленьких золотых звездочек ночного неба. Все изысканное второе отделение проходило на фоне звездного занавеса, оттеняя белый фрак маэстро и черно-белоснежную цветовую гамму певцов и артистов балета.
Сцены с участием хора были органично выдержаны в стилистике всего концерта, и его звучание было слаженным, выразительным, особенно в песне «Летите, голуби» из к/ф «Мы за мир» (хормейстер - заслуженная артистка России Людмила Тадтаева).
Удачных номеров в целом за весь вечер было много. Порадовали своей пластикой артисты балета - М. Одинокова, А. Борисов, О. Иванов, дипломант Международного конкурса Н. Колосова, заслуженныйартист России Д. Курынов, нар. артист России И. Стецюр-Мова, И. Малащенко и другие. Разыгралась комичная и смешная сценка с подвыпившим мужем (нар. артист России Владимир Верин) и сварливой женой в «Песенке водовоза», в которую даже пытались вовлечь самого ди-
рижера! Но особенно запомнился и был на ура воспринят зрителями «Марш ветеранов» первого отделения (из к/ф «Запасной игрок»). Словно старые боевые товарищи, они вышли на встречу поочередно, пожали друг другу руки, бодро промаршировали на месте и по сцене (нар. артист России Владимир Верин, Н. Антонов, З. Мельник, В. Могилин). А главное - исполнение от души, в котором столько жизни, светлой улыбки, потрясающей энергетики доброты, что до сих пор звучит их оптимистичное: «Не болеть, не стареть! Никогда, никогда, никогда!»
Концерт И. Дунаевского подхватил волну ретро. Днем раньше слушатели в театре с энтузиазмом подпевали шоу-группе «Доктор Ватсон». «Золотые шлягеры» советской песенной эстрады 40-80-х годов вызвали у зала бурю положительных эмоций, пробудили «ностальжи» и очень логично настроили на атмосферу следующего вечера.
Удивительно, как близок и актуален И. Дунаевский сегодня. Концерт «В стиле ретро» перенес в далекие 80-е годы юношеских стройотрядов, а многих - гораздо раньше - во времена 30-50-х годов, далекой послевоенной молодости. Губернаторский грант, выделенный на ретро-проект, оправдал себя на все 100 процентов. Он подарил людям разных поколений радость, праздник, хорошее настроение. А это ценное качество в любые времена.
Вместо послесловия. В финале появляется бегущая строка с текстом, выходят все участники и вместе с Виктором Демидовым (заслуженный артист России) и запевают «Широка страна моя родная!» Маэстро уступает свое место мальчику с дирижерской палочкой, а сам начинает дирижировать слушателями зала. И оживают немодно позабытые, глубоко запрятанные, но не утраченные патриотические чувства. Чувство единения, соборности без пафосности. Ощущение привязанности к своей малой Родине без фальши. Осознание того, что песни И. Дунаевского - это абсолютно не старые песни, и действительно, - о самом главном.