Научная статья на тему 'Современое состояние и факторы, определяющие развитие человеческого капитала в России'

Современое состояние и факторы, определяющие развитие человеческого капитала в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / HUMAN CAPITAL / CURRENT STATE / DEVELOPMENT FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зенкина С. В.

В статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на развитие человеческого капитала. Проведен анализ современного состояния человеческого капитала в России, определены положительные и отрицательные тенденции его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND THE FACTORS DEFINING DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL IN RUSSIA

In article the main factors influencing development of the human capital are considered. The analysis of a current state of the human capital in Russia is done, positive and negative tendencies of its development are defined.

Текст научной работы на тему «Современое состояние и факторы, определяющие развитие человеческого капитала в России»

СОВРЕМЕНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ

С. В. ЗЕНКИНА

В статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на развитие человеческого капитала. Проведен анализ современного состояния человеческого капитала в России, определены положительные и отрицательные тенденции его развития.

Ключевые слова: человеческий капитал, современное состояние, факторы развития.

В настоящее время в развитии экономики все большее значение приобретает человеческий капитал. Исследования показывают, что как и в современном мире в целом, так и в России человеческий капитал является важнейшим компонентом национального богатства, поскольку достижения в области социально-экономического развития страны, уровень жизни населения во многом зависят от того, как он используется.

Согласно статистическим данным наиболее развитые страны, достигшие постиндустриальной стадии развития, располагают наибольшей долей накопленного человеческого капитала. Например, накопленный человеческий капитал в развитых странах уже в начале 90-х гг. XX в. в 1,5 раза превышал объем накопленного основного вещного капитала, а его вклад в прирост ВВП составлял примерно 60 %. В таких странах, как Германия, Япония, Швеция, по оценкам Всемирного банка, на долю человеческого капитала приходится 80 % общего накопленного капитала [3].

По данным, полученным российскими учеными С. Валентеем и Л. Нестеровым, в настоящее время человечество накопило богатство на сумму свыше 550,0 трлн долл. США (или по 90 тыс. долл. на душу населения); в странах семерки ^7) на душу населения накоплено примерно по 300,0400,0 тыс. долл. или в 3,3-4,4 раза выше среднемирового уровня. Если же рассмотреть соотношение элементов богатства к общему объему: в США доля человеческого капитала составляет 77,0 %, а природного - 4,0 %, в России и Китае - соответственно 50,0 и 40,0 %, 77,0 и 7,0 % [1].

К важнейшим факторам, которые определяют современное состояние человеческого капитала, а значит, темпы и качество социально-экономического развития России можно отнести: социаль-

ный гуманизм, нравственное управление государственной власти и нравственное управление в государственных и коммерческих предприятиях, этическую экономику (хозяйственную этику), востребованное на основе своего содержания и качества профессиональное образование, культуру, высокие стандарты качества жизни и здоровья, формирование и применение ключевых способностей человека, создающих человеческий капитал, воспроизводство физического и психического здоровья населения, доступную и эффективную медицинскую помощь, развитую науку и инновационную деятельность, трудовую, предпринимательскую и социальную активность, рациональное, сберегающее использование любых ресурсов, в том числе минерально-сырьевых, рациональные взаимоотношения с природной средой. Но пока эти составляющие далеки от уровня, позволяющего создавать необходимое качество и количество человеческого капитала России и формировать эффективную экономику страны, об этом говорит сложившаяся демографическая ситуация, уровень образования и здоровья нации, занятость населения.

Из комплекса факторов, определяющих развитие человеческого капитала, наиболее важным является здоровье населения. Развитая система здравоохранения продлевает трудоспособный период жизни человека, замедляет физический износ человеческого капитала. Социально-экономические изменения последних лет обострили проблему охраны здоровья населения; наблюдается снижение жизненного уровня, ухудшение баланса и режима питания, неудовлетворительное состояние базовой медицины.

Сформировавшиеся за последние десятилетия деградационные изменения здоровья населения, а также рост смертности стали представлять реаль-

ную угрозу экономике России. Официальная статистика и различные исследования свидетельствуют, что здоровье населения ухудшается от поколения к поколению. Среди этих процессов необходимо выделить: беспрецедентный рост

смертности в самом расцвете трудоспособного возраста с 25 до 45 лет; уменьшение средней ожидаемой продолжительности жизни и др. Но одной из самых острых проблем социального развития современной России остается высокий уровень смертности населения, который находится в прямой зависимости от социально-экономиче-

ского развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи и т. д. Численность населения уменьшилась с 148,2 млн чел. на 01.01.91 г. (начало перестройки) до 142 млн чел. на 1 января 2008 г. (рис. 1).

Пополнение населения, носителя человеческого капитала, происходящее за счет миграционного притока из стран ближнего и дальнего зарубежья, не компенсирует в качественном и количественном отношении российские потери человеческого капитала (рис. 2).

Родивш иеся 12008 г. ■ 2009г.

Умершие 12008г. ■ 2009г.

Рис. 1. Численность родившихся и умерших в России в 2008-2009 гг. [4]

Рис. 2. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом [4]

Формирование и развитие человеческого капитала предполагает создание условий для повышения уровня реальных доходов населения, создание социальной сферы, обеспечивающей более

высокое качество жизни всех граждан страны. В последние годы в результате действий приоритетных национальных проектов, принятых правительством мер (в том числе способствующих по-

вышению рождаемости), наметилась положительная тенденция в естественном движении населения. Для создания условий развития человеческого капитала вырабатываются новые подходы к определению стратегических целей, приоритетов и важных задач социально-экономического развития и способов их осуществления, что нашло отражение в программах экономического и социального развития, концепциях повышения качества жизни населения, улучшения демографической ситуации, экономической политики и т. д. Вместе с тем, наметившиеся положительные тенденции в естественном движении населения пока

Численность

незначительны, а сам показатель его убыли остается еще довольно высоким в целом по стране и в частности в отдельных ее территориях.

Негативное воздействие на развитие человеческого капитала в России оказывает рост числа безработных и сокращение количества занятых в экономике. Среднегодовая численность занятых в экономике в 1990 г. составляла 75,3 млн чел., в 2007 г. - 67,7 млн чел. или 89,9 % от уровня 1990 г. Численность безработных возросла соответственно с 3,9 млн чел. до 4,2 млн чел. Уровень безработицы увеличился с 5,2 % до 6,2 %. (табл. 1).

Таблица 1

)аботных [5]

1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007

По данным обследований населения по проблемам занятости

Численность безработных (тыс. чел.) 3888,6 6684,3 7059,1 6154,7 5683,3 5775,2 5208,3 4998,7 4232,5

Из их числа:

студенты, учащиеся, пенсионеры

тыс. чел. 717,5 520,3 686,5 633,1 645,6 777,3 610,5 517,1 450,8

процентов 18,5 7,8 9,7 10,3 11,4 13,5 11,7 10,3 10,7

женщины

тыс. чел. 1852,9 3071,7 3314,2 2866,3 2675,9 2873,2 2406,9 2367,8 1968,1

процентов 47,6 46,0 46,9 46,6 47,1 49,8 46,2 47,4 46,5

лица, проживающие в сельской местности

тыс. чел. 639,2 1396,2 1894,7 1939,8 1870,9 1876,6 1956,6 2097,5 1734,1

процентов 16,4 20,9 26,8 31,5 32,9 32,5 37,6 42,0 41,0

"данные за 1992, 1995 гг. приведены по состоянию на конец октября; 2000-2007 гг. - на конец ноября. С 2006 г. - включая данные по Чеченской Республике

Другим важным фактором развития человеческого капитала является образование, которое в современном мире выходит за рамки традиционной образовательной системы, превращаясь в «обучение в течение всей жизни». Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Россия в настоящее время располагает развитой системой образования. Лишь 24 страны мира имеют более высокий индекс образования. По этому параметру Россия полностью соответствует странам с высоким уровнем развития человеческого капитала. Однако в последнее десятилетие наметилась тенденция к его ухудшению по многим позициям. Значительно сократились масштабы среднего специального и в особенности начального профессионального образования, что ведет к обострению дефицита квалифицированных кадров рабочих профессий. Бюджетное финансирование

образования в реальном выражении резко снизилось и составляет менее половины дореформенного уровня. Расширение платности затрудняет доступ к качественному образованию для широких слоев населения. Национальная стратегия развития и финансирования образования идет вразрез с общемировыми тенденциями и не способствует укреплению конкурентоспособности страны.

В российских условиях образование оказывает сильное влияние на все ключевые индикаторы рынка труда - экономическую активность, занятость, безработицу и заработки. Так, с повышением уровня образования резко возрастает уровень участия в рабочей силе. Максимального значения - 85 % - он достигает у обладателей вузовских дипломов. Сходная зависимость прослеживается между образованием и уровнем занятости: у лиц с высшим образованием уровень занятости составляет 83 %, тогда как у лиц со средним полным образованием лишь 53 %.

Что касается безработицы, то среди лиц с высшим образованием ее уровень оказывается примерно вдвое ниже, чем в среднем по стране. Доля долгосрочных безработных среди них также ниже, чем в большинстве других групп. Так, если среди безработных с вузовскими дипломами год и более ищут работу менее 35 %, то сре-

ди безработных со средним образованием или ниже - 40-50 %. Кроме того, по мере повышения образования резко снижается уровень отчаявшихся работников. Для лиц с законченным высшим образованием он не достигает 0,4 %, тогда как для лиц с начальным образованием превышает 10 % (табл. 2).

Таблица 2

Уровни экономической активности, занятости и безработицы населения по полу и уровню образования, 2007 г. [2]

Высшее профессиональное Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего Итого

Уровень экономической активности, %

Все население 85,2 41,7 79,7 81,4 58,0 33,0 15,3 67,1

Мужчины 88,7 43,8 86,2 85,6 65,3 48,2 21,1 72,4

Женщины 82,5 39,8 75,7 75,3 50,8 25,7 11,1 62,4

Уровень занятости, %

Все население 82,9 37,1 76,2 76,4 52,5 28,7 13,0 63,0

Мужчины 86,4 39,2 82,5 80,3 59,2 34,9 17,4 67,7

Женщины 80,2 35,3 72,5 70,9 45,9 22,5 9,9 58,8

Уровень безработицы, %*

Все население 2,7 (0,4) 10,9 (2,0) 4,3 (0,8) 6,2 (1,4) 9,5 (2,6) 13,0 (5,9) 14,7 (10,2) 6,1 (1,6)

Мужчины 2,6 10,5 4,4 6,1 9,4 13,3 17,3 6,4

Женщины 2,8 11,3 4,2 6,3 9,7 12,5 11,0 5,8

*В скобках - уровень отчаявшихся работников

Отсюда можно сделать вывод, что самым тяжелым, застойным формам незанятости чаще всего оказываются подвержены лица с минимальным человеческим капиталом, тогда как обладание высоким образованием обеспечивает по отношению к ним практически полный иммунитет.

Образовательный уровень является также важнейшей детерминантой заработков. По данным Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС) в России окончание полной средней школы дает видимые преимущества по сравнению с неполной, так как заработная плата сотрудников увеличивается почти на 30 %. Получение большего дохода обеспечивается при получении начального профессионального образования - свыше 40 %. По сравнению с выпускниками средних школ выпускники ссузов зарабатывают на 20 %, а выпускники вузов на 60-70 % больше, что соответствует опыту большинства развитых стран, где доходы людей с высшим образованием варьируются в пределах от 50 до 100 %.

В конце прошлого века отдача от человеческого капитала, которая определяется по многим

параметрам, составляла 1-2 %; сейчас этот показатель в России соответствует мировому - 7-8 %. Но существуют и значительные отклонения от мировой линии в поведении отечественного человеческого капитала. Например, в развитых странах пик заработков работников приходится на возраст 50-55 лет; в России - 35-40 лет, т. е. значительная часть человеческого капитала просто пропадает.

О состоянии и динамике человеческого капитала можно судить, исходя не только из образовательных, но также профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. На фоне других стран профессиональная структура занятости в России выглядит достаточно нестандартно. Россия располагает более многочисленным контингентом специалистов высшего уровня квалификации (professionals), чем большинство не только переходных, но и развитых стран мира. Особенно велик этот межстрановой разрыв для женщин. Так, женщин-специалистов высшей квалификации в России насчитывается почти вдвое больше, чем во Франции или Великобритании: соответственно 21,2 % против 8,4 и 12,5 %. Но

в группе служащих, занятых подготовкой информации, обнаруживается глубокий провал. В России к ней принадлежат лишь 6 % женщин и менее

1 % мужчин. Даже в переходных экономиках доля клерков оказывается как минимум вдвое больше, не говоря уже о развитых странах, где ими являются от 12 до 20 % всех занятых. Наконец, Россия имеет самое высокое представительство низшей профессиональной группы - неквалифицированных рабочих. Их доля превышает 11 %, что значительно больше, чем в большинстве развитых и переходных стран (за исключением Франции).

Поэтому по сравнению с другими странами в России несоразмерно много работников, с одной стороны, с самой высокой и, с другой стороны, с самой низкой квалификацией. И то же самое время недостаточно работников средней квалификации, прежде всего - служащих, занятых обработкой информации. Это позволяет предположить, что у значительной части российских работников полученное образование может быть избыточным по отношению к тем видам труда, которыми они заняты.

Таким образом, Россия по уровню человеческого развития отстает от развитых стран, что обусловлено, главным образом, современной демографической ситуацией, которая характеризуется сохранением длительных негативных тенденций в естественном движении населения: низкой рождаемостью и очень высокой (по сравнению с другими европейскими странами) смертностью, в том числе населения в трудоспособном возрасте и, прежде всего, мужчин.

В силу этих причин развитие человеческого капитала РФ и ее субъектов в течение последнего десятилетия ХХ и в начале XXI в. является неустойчивым. В настоящее время периоды значительного падения индекса развития человеческого потенциала постепенно сменяются некоторым ростом. Значительную роль в структуре человеческого капитала приобретает профессиональное образо-

вание населения РФ, показатели которого в некоторых случаях превышают показатели высокоразвитых стран. Для современного этапа развития также характерны нарастания профессиональноквалификационных диспропорций, наметившихся еще в советское время. Особенно обострилось противоречие между масштабами подготовки работников в высших учебных заведениях и невостре-бованностью многих из них на рынке труда. Высокий уровень безработицы, который отмечается особенно среди молодежи, ведет не только к обесцениванию, утрате их человеческого капитала, но и влияет на количество браков, уровень рождаемости, разводов, длительная безработица способствует развитию депрессивного состояния.

Литература

1. Валентей С., Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики. 2002. № 3. С. 55.

2. Капелюшников Р. И. Записка об отечественном человеческом капитале. М., 2008.

3. Экономика знаний и факторы ее реализации // Аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 15(267).

4. иКЬ: http://www.gks.ru

5. иКЬ: www.owl.ru

* * *

CURRENT STATE AND THE FACTORS DEFINING DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL IN RUSSIA

S. V. Zenkina

In article the main factors influencing development of the human capital are considered. The analysis of a current state of the human capital in Russia is done, positive and negative tendencies of its development are defined.

Key words: human capital, current state, development factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.