Научная статья на тему 'Современный женский костюм: дизайн, традиция, новация и социокультурный контекст'

Современный женский костюм: дизайн, традиция, новация и социокультурный контекст Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1521
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / ДИЗАЙН / КОММУНИКАЦИЯ / СТИЛЬ / ТРАДИЦИЯ / НОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонова Ирина Федоровна, Биктагиров Арслан Габтуллаевич

Статья посвящена актуальной развивающейся области современной художественной практики. Рассматривается проблема преемственности и новаций в области дизайна женского костюма. Основной аспект новации и традиции в области фольклорного стиля женского костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный женский костюм: дизайн, традиция, новация и социокультурный контекст»

о древнем расселении и миграции этнических племен по территории Краснодарского края, о характере их материальной и духовной жизни в прошлом, а самое главное - поможет установить взаимоотношения этноса и природы.

При изучении семантики географических названий большое значение имеет возраст исследуемой территории. К.Х. Меретуков при составлении топонимического словаря учел эти обстоятельства, тем не менее топонимические исследования по ойконимам Республики Адыгея еще не завершены. Существует большое количество микротопонимов, происхождение которых требует отдельного исследования.

Литература

1. Татищев В.Н. Географическая энциклопедия // История Российская. 1768-1774.

2. Никонов В.А. Введение в топонимику. М., 1965.

3. Лавров Л.И. Топонимические заметки// Кавказский этнографический сборник. Т. 7. М.,1980.

4. Твердый А.В. Кавказ в именах, названиях, легендах (Опыт топонимического словаря). Краснодар, 2008.

5. Туова Т.Г. Топонимика Северного Кавказа. Майкоп, 2007. 38 с.

6. Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. Майкоп, 2003.

7. Коков Дж.Н. Адыгская (черкесская) топонимия. Майкоп, 1974.

8. Трехбратов Б.А. Энциклопедический словарь по истории Кубани. Краснодар, 1997.

References

1. Tatishchev V.N. Geograficheskaya entsiklopediya [Geographical encyclopedia]. In the book: The history of Russia. 1768-1774.

2. Nikonov V.A. Vvedenie v toponimiku [Introduction to the toponymy]. M.,1965.

3. Lavrov L.I. Toponymic notes// Caucasian ethnographic collection. V. 7. M., 1980.

4. Tverdy A.B. Kavkaz v imenakh, nazvaniyakh, legendakh (Opyt toponimicheskogo slovarya) [Caucasus in the names, titles, legends (Experience toponymic dictionary)]. Krasnodar, 2008.

5. Tuova T.G. Toponimika Severnogo Kavkaza [Place names of the North Caucasus]. Maikop,

2007.

6. Meretukov K.H. Adygeiskii toponimicheskii slovar' [Adyghe toponymic dictionary]. Maikop, 2003.

7. Kokov J.N. Adygskaya (cherkesskaya) toponimiya [The Adyghe (Circassian) toponymy]. Maikop, 1974.

8. Trechbratov B.A. Entsiklopedicheskii slovar' po istorii Kubani [Encyclopedic dictionary of the history of Kuban]. Krasnodar, 1997.

УДК 391.2(-19)

И.Ф. ЛЕОНОВА, А.Г. БИКТАГИРОВ

СОВРЕМЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ: ДИЗАЙН, ТРАДИЦИЯ, НОВАЦИЯ

И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

Леонова Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, член Союза художников России, Анапский филиал Московского государственного педагогического университета (Анапа, Астраханская, 88), kafedra.dizain@yandex.ru

Биктагиров Арслан Габтуллаевич, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства Анапского филиала МПГУ, член Союза художников России, Анапский филиал Московского государственного педагогического университета (Анапа, ул. Астраханская, 88), kafedra.dizain@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной развивающейся области современной художественной практики. Рассматривается проблема преемственности и новаций в области дизайна женского костюма. Основной аспект - новации и традиции в области фольклорного стиля женского костюма. Ключевые слова: мода, дизайн, коммуникация, стиль, традиция, новации.

UDC 391.2 (-19)

I.F. LEONOVA, A.G. BIKTAGIROV

MODERN WOMEN'S SUIT: DESIGN, TRADITION, INNOVATION AND SOCIOCULTURAL CONTEXT

Leonova Irina Fedorovna, PhD (pedagog.), associate professor, member of the Union of artists of Russia, Anapa's branch of Moscow state pedagogical University (Anapa, Astrakhanskaya str., 88), kafedra.dizain@yandex.ru

Biktagirov Arslan Gabdullaevich, associate professor in the department of design and fine arts, Anapa's branch of Moscow state pedagogical university, member of the Union of artists of Russia, Anapa branch of Moscow state pedagogical university (Anapa, Astrakhanskaya str., 88), kafedra.dizain@yandex.ru

Abstract. Article is devoted to the actual and developing area of modern art practice. The problem of succession and innovations in the field of design of a women's suit is considered. The main aspect -innovations and traditions in the field of folklore style of a women's suit. Keywords, fashion, design, communication, style, tradition, innovations.

XXI в. - принципиально новый этап развития художественной культуры человечества, социальной активности искусства в различных формах ее проявления, усложнения и резкого ускорения художественного процесса, пестроты и быстрой сменяемости модных направлений.

Понятие «модная коммуникация» несколько двойственно в своем содержании. Нас интересует контекст именно моды как социокультурного явления, связанного с перманентной сменой своих элементов, включающих смысловое, логическое, образно-чувственное наполнение и их широкое распространение. Коммуникация по поводу ценностей моды и ее новаций осуществляется аналогично и в структуре таких же каналов социокультурной коммуникации. Ценности и образы моды транслируются как в межличностном пространстве, так и через массовые средства медиа, массовую культуру.

Мода - особый феномен человеческий культуры, которая стала предметом изучения в конце XVIII века. Предметом пристального внимания вначале были эстетический идеал и вкусы в искусстве и костюме. Затем понятие моды было экстраполировано на всю динамику материальных и духовных ценностей в повседневности и образе жизни. В начале 2-го тысячелетия сложился ряд обновленных модных направлений, к которым относится и «этническое». В современной одежде, т.е. в одежде конца XX - начала ХХI вв., сформировались и прочно утвердились определенные стилевые ориентиры классического, романтического, спортивного и фольклорного образца. В отличие от историко-культурной типологии прошлого, где господствовали большие стили, на смену им пришла прагматика, функциональность, многообразие стилевых особенностей. Уже в XX в. костюм зависит от культуры и эстетического вкуса владельца, особый характер приобретает нравственная сторона костюма.

Традиционные костюмы народов Кавказа и Закавказья в течение XX века неоднократно модернизировали, приспосабливая их к современной жизни. В моду вошла «этника», когда классические традиционные формы костюма осовременивали, поскольку народные образцы одежды не могли существовать в условиях современной динамичной жизни. Подобное отношение к традиции связано с особенностями культурной ситуации постмодерна [1]. Одежда предстает как текст культуры, говорящий о нравах, обычаях, ценностях представителей разных эпох и поколений.

Каждый модный сезон модельеры мирового уровня предлагают новые тенденции, элементы, отличающие коллекции одного сезона от другого. Проявление этнографических элементов в современной молодежной моде актуально уже на протяжении двух последних десятилетий. В исследовании молодежной моды мы делаем акцент на традиционный женский костюм и орнамент Армении. Предметом рассмотрения являются два ансамбля женской молодежной одежды. Мы стремимся разработать принцип стилизации и модернизации традиционного визуального образа и выполнить современный вариант формообразования и

декора ансамбля молодежной женской одежды с использованием технологий кроя народного армянского костюма и орнаментальных мотивов народного армянского прикладного искусства.

На современном этапе молодежная одежда несет в себе некоторую специфичность, обусловленную определенными модными стилевыми направлениями. Такими направлениями являются фольклорное и этническое. Применение в творческой разработке одежды элементов армянского искусства выявляет глубинную взаимосвязь разных культур, преемственность поколений, новое прочтение национальных традиций. Для современного конструктора одежды исторический костюм является источником образов и деталей. Речь не идет о копировании форм исторического костюма. Исторические формы и артефакты выступают как источник творчества для современного ассоциативного контекста. Поэтому фольклорный стиль не является аутентичным подражанием традиции в буквальном смысле. Однако наличие фольклорной традиции, подражание ей и заимствование «натуральных» элементов делает одежду более удобной и экологичной. Особой задачей художника-конструктора является достижение гармонии фольклорной традиции и современного тренда.

Одежда в фольклорном стиле выполняется из натуральных тканей. Это словно возвращение к природе, жизнь в гармонии с окружающим миром, тяга к естественности. Но простота не означает скука. При отделке изделий широко применяются возможности различных видов декора. Самый распространенный рисунок этно-нарядов - геометрический, который сочетается со структурой ткани. Декоративная отделка значительно усложняет изделие [2].

Народный костюм армян впитал в себя культуру, быт и практики повседневности многих эпох на протяжении почти трехтысячелетней истории. На одежду армянского этноса наложил глубокий отпечаток природный ландшафт и культурные взаимодействия в рамках Ближнего Востока. Своеобразие костюма ярко отражено в его крое и элементах отделки.

Буквальная копия исторического костюма может быть пригодна как экспонат, артефакт, но для современного использования традиции необходимо ее творческое переосмысление. Для этого существуют методы и методики изучения и ассимиляции пластики, пропорций, цветового решения, фактуры, орнамента и других параметров костюма и их использования в модернизированной форме [3].

Понятия «костюм» и «одежда» во многом схожи, но также имеют и существенные различия. Понятие одежды относится к элементам основных составляющих материального и духовного образа жизни того или иного этноса. Одежда - такой существенный элемент быта и производства, как и жилище, орудия труда. В отличие от одежды понятие костюма имеет более не утилитарный, а культурно-содержательный смысл. Костюм, так же как и произведение архитектуры, несет в себе весомый элемент художественного содержания, результатов творческих усилий художника.

Следовательно, можно говорить о значимой культурологической наполненности модной коммуникации традиционного костюма, о необходимости укрепить в новом поколении народные традиции и для этого преобразовать наследие этнической культуры в доступный язык популярных визуально-эстетических образов. Костюм представляет собой текст современной культуры, сочетающий в себе эстетический образ, культурную традицию, функциональную направленность и совокупность социально-культурных маркеров гендерной, статусной и прочей принадлежности.

Большое интегрирующее значение в системе костюма принадлежит композиции, выражающей основную идею и образ конструктора. Элементами композиционного решения являются самые различные составляющие его формы - материал, декор, цветовая гамма, конструктивные решения [2].

Воплощение национальных традиций следует рассматривать как базирование проектных решений ансамбля на традиционных принципах и методах народного костюма и прикладного искусства: а) формообразования, членения формы, пропорционирования, методов гармонизации формы; б) пластической разработки поверхности модели костюма; в) цветового решения; декора и орнаментации; технологии производства и обработки.

О современности можно говорить в аспектах: а) актуальной образности; б) актуальной функциональности; в) соответствия принципа формообразования и эстетической разработки поверхности модели основным тенденциям в моде, культуре и социальной жизни в целом;

г) высокой степени переосмысления и стилизации мотивов народного армянского прикладного искусства и костюма в духе современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства; д) технологичности, т.е. явного подчинения приемов формообразования, разработки поверхности и декора модели требованиям доступной современной технологии изготовления: машинного и ручного труда, материалов.

Художественная специфика дизайна одежды определяется главным образом тем, что объектом творчества является человек. Образуя с ним зрительное целое, костюм не может быть представлен вне своей функции. Свойство одежды как предмета сугубо личного обусловило в процессе ее создания учет пропорциональных особенностей женской фигуры, возраста, а также частных деталей внешности человека. В ситуации художественного проектирования костюма дизайнер учитывает прагматическую задачу, усиливает или вуалирует эти черты [3].

Формообразование, форматирование материала выступает ведущей чертой конструктивной активности дизайнера как художника. Начальным этапом проектирования является определение характерных черт будущей формы костюма. Определенность характера формы предопределяет в дальнейшем образное содержание вещи и эмоциональную выразительность. Характерные изменения, проявляющиеся в социальной и эстетической выразительности костюма, и презентируются в сознании реципиентов как мода.

Следует различать эстетическую форму и физическую. Физическая форма относится к субстратной части и связана с такими качествами, как величина, масса, цвет, плотность, пространственные отношения (масштаб, протяженность), средства и методы изображения (плоскостное или объемное).

Важной характеристикой художественной формы является композиция. Основными принципами ее построения обычно считают учет пропорциональности, функциональности, учет ведущей функции, определение лимитирующих форму свойств материала [4].

Трансформация костюма как пространственной системы зависит от ряда характеристик, в частности, от материала, объема. Значительное влияние на это оказывает то, является ли эта форма сложной или простой в своем наборе элементов и связей между элементами. Искусство конструкторского решения заключается в способности найти гармонию элементов, пусть даже при их большом наборе и разнообразии.

Задача усложняется тем, что человеческая фигура является динамичной, объемно-пространственной структурой, т.е. она всегда находится в движении. При создании новой художественной формы костюма художник учитывает возможность ее трансформации с учетом физического перемещения человека. Учет физического перемещения может быть ведущей целью в ходе визуального конструирования костюма.

К числу основных эстетических форм украшения вещей, выработанных в истории, относится орнамент. Орнамент непосредственно связан с вещью, его эстетическое содержание неотделимо от украшаемого предмета. Использование потенциала армянской этнокуль-туры позволяет дизайнерам использовать орнаментальные композиции в современной одежде фольклорного стиля [5, с. 173].

Существенными признаками при классификации орнамента являются его генезис, содержание и функциональное назначение. При рассмотрении эволюции орнамента можно вычленить два основных направления - это развитие символико-сакрального орнамента и декоративный орнамент. Зарождение и формирование основных мотивов армянского орнаментального искусства своими корнями уходит в глубокую древность.

Основным видом отделки разрабатываемых изделий выбрана техника ручной набойки как метод нанесения цветового пятна на поверхность ткани. Набойки позволяют получить украшение с помощью ручной технологии создания простых, лаконичных и емких изображений, сочетая линии и цветовые пятна.

Формами для данного вида орнаментации могут служить резные деревянные доски. В данном проекте использованы формы, фрезерованные из древесины бука на станке с компьютерным управлением. Формы сделаны по авторскому чертежу.

Орнаментальный мотив, основывающийся на образцах народного прикладного искусства, был творчески преобразован, основой стилизации стало переосмысление характеристик

основных художественных средств. Разнообразные по форме пятна унифицированы, заменены линией ширины, достаточно заметной в примененном масштабе рапорта. Соотношение масс элементов рапорта и свободного пространства выбрано в пользу свободного пространства, что позволило придать орнаменту большую динамичность, легкость, прозрачность, утонченность. Можно говорить об интерпретации спроектированных орнаментальных композиций в духе минимализма, что, по мнению авторов, очень актуально для современной этнической одежды.

Разработанные модели имеют в основе динамичную форму, свободные мягкие линии характеризуются структурой ткани, выбранной для производства ансамблей (см. рисунок).

Пластика народной одежды отражена в проектируемых ансамблях довольно отчетливо: легко угадываются элементы, составляющие армянский народный костюм, характерна орнаментация нарядов, даже аксессуары, дополняющие образ, традиционны.

Основными средствами объединения моделей в ансамбль являются пропорциональные и ритмические отношения форм костюмов и их составных элементов. Связь моделей в ансамбль осуществляется на основе используемых материалов, видов отделки и орнаментальных решений. Оба ансамбля оригинальны и являются авторскими. Одежда разработана на сезон весна - лето 2015, предназначена для женщин от 20 до 30 лет. В этих платьях можно посетить кафе, открытие художественной выставки, театр или просто прогуляться. Данная группа потребителей имеет наиболее устойчивые взгляды в выборе проектируемого ассортимента одежды.

Таким образом, исследование со всей очевидностью доказывает, что изучение исторического, в том числе традиционного народного армянского костюма помогает художнику-модельеру в создании современных форм одежды, обладающих новой образностью, эмоциональной выразительностью, при этом степень похожести на источник вдохновения может быть самой различной. Самыми основными принципами проявления формы выступает организация ее компонентов и создание целостности восприятия. Такой подход создает особые требования к конструированию костюма и удерживает художника от излишеств и крайностей в компоновке основных элементов. Проектируемая коллекция имеет непреложную художественную ценность, так как позволяет соединить в одном ансамбле современность и национальные традиции, выверенные веками. При этом достигается гармония восприятия созданного образа. Главное, чтобы костюмы, созданные фантазией дизайнера, были отмечены и отвечали духу времени, подчеркивая инновации в традициях.

Литература

1. Соколова-Сербская Л.А. Костюм: история и современность: практикум/ рец.: К.А. Гуревич, Т.И. Болотникова. М.: Академия, 2008. 144 с.: цв. ил.

2. Бердник, Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 448 с.

3. Статьи об Армении. М., 2011. URL: http://restinworld.ru/stories/armenia/1055/1.html

4. Куренова С.В., Савельева Н.Ю. Конструирование одежды. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 479 с.: ил.

5. Фокина Л.В. Орнамент. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

References

1. Sokolova-Serbskaya L.A. Kostyum: istoriya i sovremennost': praktikum [Costume: history and modernity: workshop]/ REC.: K.A. Gurevich, T.I. Bolotnikov. Moscow: Akademiya, 2008. 144 p.: Col. il.

2. Berdnik T.O., Neklyudova T.P. Dizain kostyuma postume Design]. Rostov n/D: publishing house "Phoenix", 2000. 448 p.

3. Stat'i ob Armenii [Article about Armenia] URL:http://restinworld.ru/stories/armenia/1055/ 1 .html (date accessed: 28.12.2015).

4. Kuranova S.V., Savelieva N.Yu. Konstruirovanie odezhdy [Designing clothes]. Rostov n/D: Feniks, 2005. 479 p.: il.

5. Fokina L.V. Ornament. [Ornament], Rostov n/Don.: Phoenix, 2005.

№ 2 (61), 2016

Г.

Л'

Рисунок. Коллекция молодежных ансамблей, фрагмент набойки орнамента (Фото предоставлено кафедрой дизайна Анапского филиала Московского государственного педагогического университета.)

УДК 304.2 А.В. БУРЧИК

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

И ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Бурчик Андрей Владимирович, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), burchikandrey@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются критерии эффективности вещания регионального телевидения. Ключевым фактором этой проблемы является осознание социокультурных детерминант вещания, обратной связи и культура управляющего воздействия. Рассматривается диалектика общего и особенного в современном вещании в социокультурном аспекте.

Ключевые слова: СМИ, телевидение, региональное телевидение, медиапространство России.

UDC 304.2 A.V. BURCHIK

REGIONALNOE TELEVISION: SOCIOCULTURAL DETERMINANTS AND PROBLEM OF EFFICIENCY

Burchik Andrey Vladimirovich, postgraduate student of Krasnodar state Institute of culture (Krasnodar, St. 40 let Pobedy, 33), burchikandrey@mail.ru

Abstract. The article discusses performance criteria broadcast on regional television. A key factor to this problem is awareness of socio-cultural determinants of broadcasting, feedback, and the culture of control action. Examines dialectic of General and particular in contemporary broadcasting in social and cultural aspects. Keywords. Mass media, television, regional television, media space of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.