Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок иностранного языка / процессуальный аспект / коммуникативно-интерактивный аспект / инструментальный аспект / цифровая трансформация образования / цифровизация образования / метод / прием / организационно-педагогические условия / a foreign language lesson / procedural aspect / communicative and interactive aspect / instrumental aspect / digital transformation of education / digitalization of education / method / technique / organizational and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова Татьяна Владимировна, Стуколова Елена Александровна

Среди целей цифровой трансформации присутствует преобразование модели из традиционной в модель непрерывного образования. В данных условиях школа становится тем этапом, на котором формируется базовое умение современного человека – умение учиться. Научить учиться – одна из важнейших идей актуальных федеральных государственных образовательных стандартов. Мы предлагаем рассмотрение современного урока иностранного языка в единстве аспектов-компонентов: коммуникативного-интерактивного, материально-технического, процессуального, инструментального. Каждый из условных компонентов, представляя собой самостоятельное целое, определяется и определяет нормальное функционирование всего содержательного и деятельностного, внутреннего и внешнего, что касается урока как формы организации образовательного процесса в школе. Предполагаем, что полная замена инструментов и средств обучения цифровыми аналогами нецелесообразна, ввиду необходимости учета определенных закономерностей освоения лингвистических норм, овладения общением на иностранном языке, а также соблюдения правил здоровьесбережения детей и подростков – обучающихся образовательных организаций, осуществляющих реализацию программ общего образования на территории нашей страны. Целью исследования являлось раскрытие перспектив цифровизации в рамках модификации компонентов-аспектов урока иностранного языка, а также анализ основных принципов и условий, необходимых для перехода на один из уровней цифровой трансформации образования, предложенных современными исследователями. Нами сделан вывод о необходимости разноуровневого подхода к изменению, цифровизации каждого из компонентов-аспектов урока, потенциальном выборе нужной глубины и интенсивности цифровых преобразований в каждом конкретном случае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежова Татьяна Владимировна, Стуколова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FOREIGN LANGUAGE LESSON IN THE CONTEXT OF EDUCATION DIGITAL TRANSFORMATION

Among the goals of digital transformation, there is a transformation of the model from a traditional one into a model of continuing education, and under these circumstances, school becomes the stage where, among others, the basic skill of a modern person is formed – the ability to learn. Teaching to learn is one of the most important ideas of current federal state educational standards. The authors propose to consider a modern foreign language lesson in the unity of aspects-components: communicativeinteractive, logistical, procedural, instrumental. Each of the conditional components, representing an independent whole, is determined by and determines itself the normal functioning of content and activity, internal and external entities, as regards the lesson as a form of organization of the educational process at school. It is suggested that the complete replacement of teaching tools and means with digital analogues is impractical, due to the need to take into account certain patterns of mastering linguistic norms, a foreign language communication, as well as compliance with the health care rules for children and adolescents – students of educational organizations implementing general education programs in the country. The purpose of the study is to reveal the prospects of digitalization within the framework of the modification of components-aspects of a foreign language lesson, as well as to analyze the basic principles and conditions required for the transition to one of the levels of digital transformation of education as proposed by modern researchers. The authors come to conclusion about the need of a multi-level approach to change, to digitalization of each of the components-aspects of the lesson, about the potential choice of the desired depth and intensity of digital transformations in each case.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-26 УДК 372.881.111.1

Ежова Т.В., Стуколова Е.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: ortatmin@mail.ru; choosee@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Среди целей цифровой трансформации присутствует преобразование модели из традиционной в модель непрерывного образования. В данных условиях школа становится тем этапом, на котором формируется базовое умение современного человека - умение учиться. Научить учиться - одна из важнейших идей актуальных федеральных государственных образовательных стандартов. Мы предлагаем рассмотрение современного урока иностранного языка в единстве аспектов-компонентов: коммуникативного-интерактивного, материально-технического, процессуального, инструментального. Каждый из условных компонентов, представляя собой самостоятельное целое, определяется и определяет нормальное функционирование всего содержательного и деятельностного, внутреннего и внешнего, что касается урока как формы организации образовательного процесса в школе. Предполагаем, что полная замена инструментов и средств обучения цифровыми аналогами нецелесообразна, ввиду необходимости учета определенных закономерностей освоения лингвистических норм, овладения общением на иностранном языке, а также соблюдения правил здоровьесбережения детей и подростков - обучающихся образовательных организаций, осуществляющих реализацию программ общего образования на территории нашей страны. Целью исследования являлось раскрытие перспектив цифровизации в рамках модификации компонентов-аспектов урока иностранного языка, а также анализ основных принципов и условий, необходимых для перехода на один из уровней цифровой трансформации образования, предложенных современными исследователями. Нами сделан вывод о необходимости разноуровневого подхода к изменению, цифровизации каждого из компонентов-аспектов урока, потенциальном выборе нужной глубины и интенсивности цифровых преобразований в каждом конкретном случае.

Ключевые слова: урок иностранного языка, процессуальный аспект, коммуникативно-интерактивный аспект, инструментальный аспект, цифровая трансформация образования, цифровизация образования, метод, прием, организационно-педагогические условия.

Yezhova T. V., Stukolova E. A.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: ortatmin@mail.ru; Choosee@mail.ru

MODERN FOREIGN LANGUAGE LESSON IN THE CONTEXT OF EDUCATION DIGITAL TRANSFORMATION

Among the goals of digital transformation, there is a transformation of the model from a traditional one into a model of continuing education, and under these circumstances, school becomes the stage where, among others, the basic skill of a modern person is formed - the ability to learn. Teaching to learn is one of the most important ideas of current federal state educational standards.

The authors propose to consider a modern foreign language lesson in the unity of aspects-components: communicative-interactive, logistical, procedural, instrumental. Each of the conditional components, representing an independent whole, is determined by and determines itself the normal functioning of content and activity, internal and external entities, as regards the lesson as a form of organization of the educational process at school.

It is suggested that the complete replacement of teaching tools and means with digital analogues is impractical, due to the need to take into account certain patterns of mastering linguistic norms, a foreign language communication, as well as compliance with the health care rules for children and adolescents - students of educational organizations implementing general education programs in the country.

The purpose of the study is to reveal the prospects of digitalization within the framework of the modification of components-aspects of a foreign language lesson, as well as to analyze the basic principles and conditions required for the transition to one of the levels of digital transformation of education as proposed by modern researchers.

The authors come to conclusion about the need of a multi-level approach to change, to digitalization of each of the components-aspects of the lesson, about the potential choice of the desired depth and intensity of digital transformations in each case.

Key words: a foreign language lesson, procedural aspect, communicative and interactive aspect, instrumental aspect, digital transformation of education, digitalization of education, method, technique, organizational and pedagogical conditions.

Современный этап развития образования, который некоторые ученые называют эпохой «пост-метода», требует, чтобы преподаватель был осведомлен о критических аспектах образовательной и социальной среды и уверенно владел современными, в том числе, информационными технологиями обучения. Сейчас острее, чем когда бы то ни было, стоит проблема рационального выбора верных стратегий, адекватных требованиям цифрового образования и принципам цифровой трансформации образовательной деятельности.

Цифровая трансформация образования -это масштабное обновление, которым общеобразовательная школа и общество отвечают на изменения, происходящие в социуме [6]-[8, с. 19]. Очевидна необходимость поиска радикальных, но не ведущих к отрицательным изменениям, путей модернизации основных компонентов образовательной системы с помощью или с учетом информационных технологий и средств.

Урок иностранного языка - явление сложное, комплексное, связное, целенаправленное и динамичное, форма организации учебного процесса, направленная на решение определенных задач, являющаяся звеном в системе уроков, шагом к реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Очевидно, что урок - не есть набор приемов и методов, не просто комплекс применяемых дидактических инструментов и средств. Заметим, цифровая трансформация образования коснулась

дополнения и замещения именно дидактических инструментов, применяемых в контексте урока.

Ориентируясь на результаты исследований профессора А.Ю. Уварова, который представляет процесс цифровой трансформации образования как «системное обновление целей и содержания обучения, инструментов, методов и организационных форм учебной работы в развивающейся цифровой среде» [6]-[8, с. 19], а также на определение приема, данное в толковом словаре Ожегова, приемом цифровой трансформации образования будем считать действие в системе деятельности по реализации комплексного обновления целей, инструментов, методов и форм учебной работы с учетом возможностей развивающей цифровой среды.

Представим урок иностранного языка в единстве базовых компонентов-аспектов. Несмотря на мнение некоторых специалистов, заключающееся в том, что все компоненты образовательного процесса должны подвергаться цифровизации в равной степени и в одно и то же время, предположим, что такая цифровизация невозможна ввиду определенных социально-эконмических причин.

Ученые выделяют четыре стадии реализации информационных (цифровых) технологий в обучении: замещение, добавление, изменение и преобразование (Р. Пуэнтедура). Тогда представляется выполнимым применение различных этапов цифровой трансформации модели непосредственно к аспектам, представленным в блок схеме на рисунке 1.

Рисунок 1 - Урок - единство базовых аспектов

Первый аспект отвечает за то, каким образом организован и координируется процесс обучения в каждом конкретном уроке. Планирование урока английского языка может иметь последовательный (пошаговый), конвергентный или дивергентный характер. Пошаговый путь предполагает несколько логически организованных действий по достижению одной цели, вытекающих одно из другого. Второй путь представляет собой конвергентный способ организации действий-приемов, в целом, независимых друг от друга, но сходящихся в точке достижения цели. Третий возможный вариант -дивергентный путь, при котором на одном уроке достигаются несколько практических целей сразу. Цель урока может быть комплексной, предполагать два, реже - три, равноценных образовательных продукта или один планируемый результат.

Отталкиваясь от такого рассмотрения пути организации урока, следует выбирать стратегию цифровых преобразований. Удобными представляются интерактивная технология перевёрнутого урока (flipped classroom), а также технология смешанного обучения. В рамках первой учитель может представить некоторую часть содержания урока (часть, которая предполагает низкую активность обучающихся) в виде цифрового контента, предполагающего самостоятельное знакомство и переработку информации. Тренировка, применение полученных знаний на практике при координации, в совместной деятельности с учителем, в различных режимах работы происходит на уроке и не исключает включения информационных технологий. Вторая технология - Смешанное обучение - интегрирует очное оффлайн и онлайн обучение, дает возможность чередования онлайн работы в сети Интернет, на образовательных и необразовательных порталах, отобранных учителем, с офлайн традиционной работой с печатными источниками, во взаимодействии с коллективом.

Процессуальный аспект урока затрагивает не только логику его построения, но и личность учителя, его «режиссирующего». Исследователи А.В. Овчаров, А.Ю. Уваров и Дж.Д. Кёниг в своих работах обратились к вопросу о квалифицированных кадрах в процессе реализации цифровой трансформации образования.

Дж.Д. Кёниг предлагает формировать цифровые компетенции педагогов по подходу TPACK, разработанному П. Мишрой и М.Д. Келером, которые определили технологические знания учителей (TK - Technological Knowledge) в дополнение к предметным знаниям (CK - Content Knowledge), педагогическим предметным знаниям (PCK - Pedagogical Content Knowledge) и общим педагогическим знаниям (GPK - General Pedagogical Knowledge). TPACK-модель определяет различные пересечения TK с CK и GPK. Независимо от конкретной специализации, учителя должны быть способны применять технологии к педагогическим концепциям и педагогической практике (рисунок 2) [14, с. 610].

С точки зрения организационных условий для реализации цифровизации процессуального аспекта урока, касаемо личности и подготовки учителя:

- обеспечить учителя и обучающихся необходимым набором информационных технологий и цифровых средств для реализации профессиональной деятельности;

- организовывать практико-ориентирован-ные курсы повышения цифровой грамотности для учителей, с акцентом на решение кейсов, практических задач, мастер-классы по применению информационных технологий в различных предметных областях;

- осуществлять диагностику уровня цифровой грамотности.

тк

(технологические знания)

ТРК тек

РК рек ск

(Педагогические (предметные

знания} знания)

Рисунок 2 - Модель подхода TPACK

Примем за основное определение термина «метод» в понимании сторонников постметодической теории, для которых метод -гибкая стратегия, которую выстраивает и индивидуализирует преподаватель, адаптируя эффективные техники согласно культурным, временным и контекстуальным факторам, в то же время, руководствуясь рядом принципов и макро стратегий [15, с. 97]. Из такой трактовки понятия «метод» следует, что прием обучения не привязан к конкретному методу, но может быть компонентом, частью алгоритма реализации различных методов и технологий.

По мнению авторов исследования, основная задача учителя состоит в сохранении традиционных эффективных приемов, в модификации последних с помощью цифровых ресурсов, иноформационных технологий, упрощения доступа к информации, повышении уровня мотивации посредством дополнения и изменения известных инструментов.

Так, модифицируемые приемы должны:

- формировать гибкие навыки и умения внутри иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющие обучающимся адаптироваться к новым ситуациям общения, к новой среде речевого взаимодействия;

- формировать цифровые компетенции параллельно с коммуникативной;

- формировать межкультурную компетенцию, основываясь на различных реальных и виртуальных способах коммуникации [2, с. 218];

- обеспечить естественность процесса учебного взаимодействия;

- прививать самостоятельность в процессе работы с различными источниками информации;

- формировать поисковые и исследовательские умения школьников;

- сохранять адекватность познания окружающей информационной действительности.

С точки зрения ориентации на потребности обучающегося в контексте цифровой трансформации выделим следующие организационно-педагогические условия:

- тьюторское сопровождение школьников;

- обеспечение непрерывности процесса самообразования обучающегося;

- выработка официальных критериев отбора информационных средств, цифровых образовательных ресурсов и обучающих платформ;

- разработка специальных ресурсов и «привязка», адаптация информационных образовательных платформ и цифровых средств к учебно-методическим комплексам, рекомендованным Министерством просвещения РФ.

Приведем требования к ресурсам, которые привлекаются в процессе обучения иностранному языку:

- мобильность и гибкость электронной системы в сравнении с физическими носителями;

- высокая функциональность технологий работы с электронными ресурсами;

- доступность;

- многообразие контента, легкость хранения и управления в электронной форме;

- возможности создание интерактивного обучения общению;

- имитация языковой среды.

В качестве диагностического исследования в области отношения обучающихся, акторов образовательного процесса, авторами было проведено электронное анкетирование обучающихся уровня основного общего образования на базе ресурса Яндекс.Формы. Результаты анкетирования представлены на рисунке 3. Цифровая трансформация образования требует глубокого переосмысления формы и содержания традиционной методики, в частности, трансформации традиционных технологий в современной школе. Отчасти необходимость данных изменений обусловлена технологической составляющей, отчасти - социальным запросом современного общества.

Так, например, завершенная цифровая трансформация и даже этап зрелой информатизации предполагают использование исключительно цифровых источников информации в обучении и администрировании процесса. Однако это, по мнению большинства практиков и теоретиков от образования, ученых, занимающихся лингводидактикой, а также исследователей морфологии головного мозга человека, не обеспечивает развития личности, интеллектуальных способностей в той же степени, как работа с печатными источниками информации, и, возможно несет риск некоторой деградации в восприятии информационного поля обучающи-

Рисунок 3 - Результаты анкетирования: оценка потенциальной эффективности применения цифровых

технологий в обучении

мися. Однако, частично, работа с электронными ресурсами уже заменяет то, что в доцифравиза-ционную эпоху предполагала работа с книгой.

Таким образом, цифровая трансформация сложного и многоуровневого процесса образования находит свое отражение в уникальной единице обучения - уроке. Основными факторами, влияющими на успешность цифровизации

в данном контексте, являются учет возможностей изменения всех компонентов урока и оптимального соотношения внедряемых инноваций с сохраняемых традиционных форм и приемов обучения иностранному языку, а также необходимость дозированного использования информационных ресурсов и технических средств в здоровьесберегающей обучающей среде.

07.09.2023

Список литературы:

1. Английский язык. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. / [К. М. Баранова и др.]. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. - 176 с.

2. Логина, М. В. Особенности преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики / М. В. Логина // Образование и Право. - 2020. - №2. - С. 217-219.

3. Плеханова, Ю. В. Использование социальных медиа для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся [Электронный ресурс] / Ю. В. Плеханова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т2. - №2. - URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_43171392_50342843.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

4. Садковская, Т. С. Инновационный подход в обучении иноязычному говорению с целью развития коммуникативной компетенции школьников / Т. С. Садковская // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2021 -. №1. - С. 53-59.

5. Сардарова, С. Н., Абдусаламов М.М. Дискуссия как эффективный инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции и познавательного развития учащихся / С. Н. Сардарова, М. М. Абдусаламов // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №3. - С. 196-199.

6. Уваров, А. Ю. Три сценария развития образования и его цифровая трансформация / А. Ю. Уваров // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2020. - №3. - С. 61-74.

7. Уваров, А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: коллективная монография / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл и др.; под редакцией А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 342 с.

8. Уваров, А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / А. Ю. Уваров. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 108 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов Мипросвещения России от 31.05.2021 №286) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 26.11.2021)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказов Минпросвещения России от 31.05.2021 №287) [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 26.11.2021)

11. Aisner, L. Yu. Professional development of a teacher in the context of digitalization of education / L. Yu. Aisner, O. D. Naumov // Formation of professional competencies of students: Материалы региональной (межвузовской) научно-практической конференции, Красноярск, 10 февраля 2022 года. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. - P. 101-105.

12. Alexander, B. Digital Literacy in Higher Education, Part II: An NMC Horizon Project Strategic Brief / B. Alexander, S. Adams Becker, M. Cummins, C. Hall Giesinger // Horizon Report. - Том 3.4. - Austin, Texas: The New Media Consortium, 2017. - 39 с.

13. Galante, A. English language teaching in the post-method era / A. Galante // TESL Ontario. CONTACT Magazine. - 2014. -№40(3). - C. 57-62.

14. König, J. D. Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany / J. König, D. J. Jäger-Biela, N. Glutsch // European Journal of Teacher Education. - 2020. - №4. -С. 608-622.

15. Scholl, J. Reconceptualizing post-method pedagogy / J. Scholl // International Journal of Language Learning and Applied Linguistics World. - 2017. - №15(3). - С. 96-101.

References

1. Baranova, K.M. et al. (2021) English. Grade 7: studies. a manual for general education. organizations and shk. with in—depth study of English. 4th ed. Moscow: Express Publishing: Enlightenment, 176 p.

2. Logina, M.V. (2020) Features of teaching a foreign language taking into account the challenges of the education system in the era of the digital economy. Education and Law, No. 2, pp. 217-219.

3. Plekhanova, Yu.V. (2020) The use of social media for the development of foreign language communicative competence of students. The world of science. Pedagogy and psychology, vol.2, No.2. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43171392_50342843.pdf

4. Sadkovskaya, T.S. (2021) Innovative approach in teaching foreign language speaking in order to develop the communicative competence of schoolchildren. Bulletin of the Scientific Society of Students, postgraduates and young scientists, No. 1, pp. 53-59.

5. Sardarova, S.N. and Abdusalamov, M.M. (2021) Discussion as an effective tool for the formation of foreign language communicative competence and cognitive development of students. World of science, culture, education, No. 3, pp. 196-199.

6. Uvarov, A.Yu. (2020) Three scenarios for the development of education and its digital transformation. Continuum. Mathematics. Computer science. Education, No. 3, pp. 61-74.

7. Uvarov, A.Yu., Uvarov, A.Yu., Gable E. et al.; edited by Uvarov, A.Yu. and Frumin, I.D. (2019) Difficulties and prospects of digital transformation of education: a collective monograph. M.: HSE, 342 p.

8. Uvarov, A.Yu. (2020) Digital transformation and scenarios for the development of general education. M.: HSE, 108 p.

9. Federal State Educational Standard of Primary general Education (as amended. Orders ofthe Ministry of Education of Russia dated 05/31/2021 No. 286). Official Internet portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

10. Federal State Educational Standard of Basic General Education (as amended. Orders of the Ministry of Education of Russia dated 05/31/2021 No. 287). The official Internet portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

11. Eisner, L.Yu. and Naumov, O.D. (2022) Professional formation of a teacher in the context of digitalization of education. Formation of professional competencies of students: materials of the regional (interuniversity) scientific and practical conference, Krasnoyarsk, February 10, 2022. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State University, pp. 101-105.

12. Alexander, B., Adams Becker, S., Cummins, M. and Hall Giesinger, K. (2017) Digital Literacy in Higher education, Part II: Strategic Summary of the NMC Horizon Project. Horizon report, Volume 3.4. Austin, Texas: Consortium of New Media, 39 p.

13. Galante, A. (2014) Teaching English in the post-method era. TESL Ontario. CONTACT log, №40(3), pp. 57-62.

14. Koenig, J.D., Jaeger-Bijela, D. J. and Glutsch, N. (2020) Adaptation to online learning during school closures due to COVID-19: the impact of teacher education and teacher competence at the early stages of a career in Germany. European Journal of Teacher Education, No. 4, pp. 608-622.

15. Scholl, J. (2017) Rethinking postmodern pedagogy. International Journal of Language Learning and Applied Linguistics World, №15(3), pp. 96-101.

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ежова Татьяна Владимировна, декан факультета иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент

E-mail: ortatmin@mail.ru Стуколова Елена Александровна, доцент кафедры английского языка и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук E-mail:Choosee@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.