Научная статья на тему 'Современный урок экономики: условия и возможности'

Современный урок экономики: условия и возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / EFFECTIVE LESSON / INTERACTIVE METHODS / CREATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сержантова Галина Андреевна

В статье обсуждаются различные приемы и методы преподавания, которые могут сделать процесс обучения наиболее эффективным. Поднимается проблема творческого подхода учителя к подготовке и планированию урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный урок экономики: условия и возможности»

обоснования своего учения нередко прибегал к мифу об Аргонавтах, а также Фиванскому циклу мифов. Судьбу и характер их персонажей - Эдипа, Антигоны, Медеи, Иокаста, Ореста, Федра и Электры - Фрейд тщательно анализировал и переносил на своих пациентов. Например, Эдипов комплекс - сексуальное влечение к родителю противоположного пола. В фиванском цикле мифов Эдип, сам не зная того, женился на своей матери, и у них родились дети. Когда правда о происхождении Эдипа открылась, его мать окончила жизнь самоубийством, а сам герой ослепил себя и отправился странствовать по миру.

Известны такие клинические термины, как комплекс Поликрата, комплекс Каина (согласно Библии Каин убил своего брата Авеля из зависти), синдром Ио, синдром Персефоны, синдром Мидаса и др.

Почему же так важно знать историю развития терминологии, историю создания медицинских терминов? В первую очередь, это позволит расширить кругозор студента, ему будет легче усвоить и осмыслить эти термины, а вместе с ними и явления, которые им соответствуют. Что впоследствии приведет к глубокому пониманию диагностического смысла клинических терминов, к развитию клинического мышления, что, несомненно, поможет будущим врачам в их профессиональной деятельности.

Литература

1. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. АСТ/Астрель, 2010, 320 с.

2. Фридрих де ла Мотт Фуке Ундина. Издательский дом Мещерякова, 2011, 160 с.

Modern lesson of economy: conditions and opportunities Serzhantova G. (Republic of Kazakhstan)

Современный урок экономики: условия и возможности Сержантова Г. А. (Республика Казахстан)

Сержантова Галина Андреевна / Serzhantova Galina - учитель экономики,

Назарбаев интеллектуальная школа физико-математического направления, г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: в статье обсуждаются различные приемы и методы преподавания, которые могут сделать процесс обучения наиболее эффективным. Поднимается проблема творческого подхода учителя к подготовке и планированию урока.

Abstract: the article discusses different methods and teaching methods, which can make the learning process more effective. The article raises issues of creative approaches to teacher training and lesson planning.

Ключевые слова: эффективный урок, интерактивные методы, творческий подход. Keywords: effective lesson, interactive methods, creative approach.

Основная задача учителя - творчески подходя к процессу выбора более доступных средств педагогической деятельности и, правильно используя их, получить необходимый эффект. На современном этапе развития школьного образования необходимо активизировать познавательную деятельность ученика, зажечь в нем искру любопытства. В наше время нет проблем с поиском материалов и средств, которые можно использовать на уроке - ресурсов вполне достаточно. Для проведения эффективного урока, где главной действующей фигурой является ученик, а не учитель, разработано и предлагается множество форм, методов и различных

97

технологий преподавания, учебные кабинеты оснащены компьютерами, проекторами и интерактивными досками. Главная задача учителя сегодня - правильно подобрать необходимый материал и приемы преподавания, чтобы нацелить учащихся на продуктивную учебную деятельность. Соответственно, это требует от учителя переосмысления своей образовательной деятельности и побуждает искать новые идеи и средства, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной деятельности, умеющим самостоятельно получать знания. Ученик станет активным участником учебного процесса: слушать и воспринимать информацию, запоминать ее и осмысливать, если материал урока будет подаваться в интересной для него форме. И чем шире спектр используемых методов и технологий, чем чаще они будут меняться, тем больший интерес будут проявлять обучающиеся к предмету. Популярными на сегодняшний день являются проблемно-ориентированное обучение, дифференцированный подход, игровые технологии, проектно-исследовательская деятельность, использование компьютерных программ которые составляют основу интерактивного урока.

Как подать лекционный материал интерактивно? Интерактивные лекции позволяют передать определенный объем информации, вовлекая участников в процесс обучения с использованием раздаточных материалов (примеров из произведений художественной литературы, фотографий, выступлений политиков, статистических данных), слайдов, видео, флипчарта. Можно подать лекционный материал при поддержке обучающихся (в роли консультантов или экспертов), что активизирует их деятельность и даст им возможность приобрести некоторые навыки публичного выступления. Широко практикуется лекция-дискуссия, когда обсуждается какая-либо экономическая проблема, актуальная на данный момент, метод «Займите позицию» - обсуждение спорного вопроса, имеющего противоположные мнения в решении, «Мозговой штурм» [1].

Каждая часть урока должна быть тщательно продумана, для которой выбранная методика будет отвечать ожидаемым результатам. Хорошо спланированный урок будет включать в себя в начале урока, на этапе «вызова», какую-либо «изюминку», чтобы он вызывал у учащихся удивление, изумление, а главное запоминался бы его материал. Это может быть небольшая дискуссия на тему дня, игровое упражнение, использование приемов критического мышления: «Верные и неверные утверждения», «ЗХУ», «Одноминутное эссе» [2] или вовлечь учащихся в обсуждение вопросов. Хорошо продуманный вопрос может заинтересовать любого ученика, если он будет провокационным или связан с жизненным опытом учащихся, либо с мечтой о будущем. Главное здесь, дать учащимся возможность проявить себя и испытать чувство успеха.

На уроках экономики учащиеся получают довольно много информации не только по изучаемому предмету, но и из реальной действительности происходящих событий. Изучаемые темы и рассматриваемые экономические проблемы тесно связаны с повседневной жизнью, когда те или иные процессы, происходящие в городе, в стране, в мире (инфляция, безработица, изменение рыночных цен, курса валют, уровень доходов семей, проблемы экологии и др.) так или иначе, затрагивают интересы каждого человека. Поэтому, в изучении предмета экономики важен прикладной аспект, умение применить знания на практике, умение поразмышлять на заданную тему, «проговорить» ее, попытаться найти правильное решение, понять, что происходит вокруг и почему. Для этого можно использовать заметки из газет и журналов, Интернет-ресурсы, видео- и аудиозаписи выступлений политиков, ученых, прохожих на улицах. Здесь помогают такие приемы как «Совет экономиста», «Кейсметод», сценарии, моделирование ситуации и имитационные игры. Учащимся нравится заниматься проектно-исследовательской работой на уроках и во внеурочное время, причем темы и идеи у них рождаются достаточно креативные: от разработки бизнес-плана до организации работ по обустройству территории зоны отдыха из

98

бросового материала. На мой взгляд, эффективно проводить уроки, которые позволяют интегрировать в изучаемую тему программного материала творческоисследовательскую деятельность учащихся, что позволяет стимулировать их к более углубленному изучению предмета. Так, например, при разработке мини-проектов по маркетингу и менеджменту ребята исследуют рынок, проводят SWOT-анализ, формируют организационную структуру управления, разрабатывают рекламный проект «своего» бизнеса максимально приближая творческую фантазию к реальным возможностям.

Также для поддержания познавательного интереса в изучении предмета используются работа в малых группах, ролевые и деловые игры, применение возможностей ИКТ (создание презентаций, инфографики) и сервиса разработанных обучающих программ (Socrative, Kahoot и др.). Нынешняя прагматичная молодежь понимает, что время, проведенное в школе, не должно быть упущено, а полученные знания должны соответствовать как можно более высокому стандарту качества школьного образования. Экономические знания составляют основу экономического воспитания и одно из важнейших условий комфортного жизнеобеспечения в будущем.

Литература

1. Асанбекова Г.С., Мухтарова А.К., Интерактивные методы обучения: Методическое пособие. Алматы: ТОО «Спид Мастер Принт», 2005.104 с.

2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 2011. 223 с.

STEM in the twelve-year education in the United States of America Buhinskaya L. (Republic of Kazakhstan)

STEM в программе двенадцатилетнего обучения в Соединенных Штатах Америки Бухинская Л. В. (Республика Казахстан)

Бухинская Лариса Витальевна /Buhinskaya Larisa — учитель физики,

Назарбаев интеллектуальная школа физико-математического направления, г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются новые подходы в образовательной системе США, анализируются трудности и преимущества новой системы, приводятся примеры реализации новой стратегии на уроках через междисциплинарные проекты. Abstract: the article considers new approaches to the educational system of the USA, analyzes the challenges and benefits of the new system, provide examples through the lessons by implementation of the new strategy using interdisciplinary projects.

Ключевые слова: STEM-образование, междисциплинарные проекты, естественные науки, интеграция.

Keywords: STEM-education, interdisciplinary projects, science, integration.

За последнее десятилетие в США большое внимание получило STEM образование студентов, которое затрагивает не только двенадцатилетнее школьное образование, но и образование в колледжах и университетах. Термин «STEM education» означает образование в субъектах науки (физики, химии и биологии), технологии, инженерии и математики, включая другие академические субъекты, которые построены на

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.