о; х
I
<
m О
го
£ из О
GÇ
О
S
ГЕ
X ш
CL
о
ш H
УДК 373.1.02:372.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Ацдатпа
Бул жумыс агылшын xi л i н физика сабагында терминологиялык созд1ктерд1, лэпбуктердк озш-G3Î дамыту багытын жасау жэне нэтижелер шец-бершц корытындысы репнде пайдалану мумкш-дЫн корсетедг
Аннотация
Данная статья показывает возможность использования английского языка на уроке физики во время создания терминологических словарей, лэпбуков, маршрута саморазвития и, в качестве итога, рамки результатов.
Annotation
The paperwork highlights opportunities of using English at Physics lessons while creating terminological dictionaries, lapbooks, routs of self-development and, as conclusion, «frame of results».
В период развития глобализации в Казахстане, как и по всему миру, внедряются современные разработки и новшества. На данном этапе как никогда актуальна проблема сопряженности языков, поиск эффективных и жизнеспособных программ в области языков по консолидации общества.
В связи с этим значимость и актуальность полиязычного образования, являющегося результатом внедрения идеи о триединстве языков, не вызывают сомнения.
В своих выступлениях и обращениях Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно говорил о важности и значимости развития полиязычия для многонационального казахстанского общества. Идею триединства языков в Казахстане впервые озвучили ещё в 2004 году. И уже в 2007 году в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» глава государства предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков».
Н.И. Волошенко,
Тогузакская средняя школа, Карабалыкскгш район, Костанайская область
Неггзг! сездер: Konmmdi бтм беру, KdcinmiK даму багыты, агылшын тшндегг терминология, лэпбук.
Ключевые слова: полиязычное образование, маршрут профессионального развития, англоязычная терминология, лэпбук.
Keywords: multilingual education, rout of professional development, English terminology, lapbook.
Осуществляя переход на трехъязычную систему образования, уже сегодня в школах Казахстана внедряется процесс изучения английского языка в рамках предметов естественно - математического цикла, одним из которых является физика.
Конечно же, можно долго рассуждать о том, что связь физики и английского языка не совсем очевидна, но если вдуматься, то можно найти много общего между этими предметами:
• В физике надо учить терминологию, также как и в иностранном языке: человек не станет говорить на английском языке, пока не узнает терминологию.
• Кроме того, в физике очень много терминов, заимствованных именно из английского языка.
• В физике надо мыслить чётко и логично, в иностранном языке почти вся грамматика строится согласно лингвистическим формулам.
Общие подходы к изучению этих двух предметов позволили мне успешно внедрять англоязычную терминологию на уроках физики.
Практика работы учителем показывает, что эффективность деятельности в любом направлении зависит не только от грамотного планирования, но и от профессиональной компетентности и умения
МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Срок реализации: 2018-2020 учебный год
ПРОБЛЕМА: Использование англоязычной терминологии,
навыков английского языка на уроках физики в 7 классе для повышения
функциональной грамотности учащихся
РАМКА РЕЗУЛЬТАТА
-1ЕГОЯХОЧУ? КАК Я МОГУ ЭТОГО ДОСТИЧЬ*1
у Включение элементов англоязычное терминологии б проведение урока физики и информатики; Знание обучающимися физических терминов на английском языке Изучив мвтодическую литературу по предмету освещающую данную проблему, Посетив интернет - ресурсы , с тд&пыо поиска информации по проблеме www.nao.kz w.orle v-kost .kz ■s www.cnm.kz www.cni.ka www.biliitilend.kz
КАК Я МОГУ СЕБЕ ПОМОЧЬ? КАК Я УЗНАЮ, ЧТО Я ЭТОГО ДОСТИГЛА1?
■4 Посетить курсы повышения гаапификации: ю внедрению английского ззыкав преподавание естественно -научного цикла; Изучить опыт коллег на уровне шкапы, внедряющих элементы тапиязычного образовали на уроках; Посетить семинары на различных уровнях, онлайн- семинары, раскрывающие проблему. Повышение мотивации обучающихся к предметам, увеличение процента участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах на различных уровнях, участие в международных конференциях, Выступление на МО, ПС на уровне школы по проблеме внедрения полиязычного образования, f Публикация в научно - методическом журнале «Физика в казахстанской школе». Уроке элемвшами CLIL Публикация в СМИ «Использование элементов тшиязычия на уроках физики» £ Разработка словаря физических словарей, лэйбуков с использованием трехязычия
X <
m О
(VI
£ иЭ
О в;
о §
X
У,
LU H
о.
О ш
рис.1
1(23)/2019 -
<
m О
го
£ из О а;
О §
ГЕ
X ш
0_ О ш Н
оценивать результаты своей работы на промежуточных этапах. Поэтому мною был разработан маршрут профессионального саморазвития (рис. 1).
Обозначив проблему «Использование англоязычной терминологии, навыков английского языка на уроках физики в 7 классе для повышения функциональной грамотности учащихся», я определила сроки и рамку результата, состоящую из 4 вопросов:
• Чего я хочу?
• Как я могу этого достичь?
• Как я могу себе помочь?
• Как я узнаю, что я этого достигла?
Чтобы ответить на данные вопросы,
мною в первую очередь было пересмотрено содержание учебного материала по физике, выбраны методы, средства и формы обучения. Определены основные виды деятельности на уроке:
• приветствие на двух языках и создание коллаборативной среды и позитивного настроя на уроке;
• определение физических терминов из разделов курса на английском языке;
• использование видеоматериалов предметной направленности. Просмотр видеофрагментов, мультфильмов по предмету на английском языке;
• работа с текстом, схемами (заполнение пропусков, надписей);
• использование межпредметных тем: Time - Скорость и расчет средней скорости, Shapes - Измерение объема тел правильной и неправильной формы, Light and Dark - Солнечная система.
Большая роль интеграции английского языка в предмет отводится подготовке к урокам, которая включает следующие действия:
• Наблюдение за учащимися во время предметно-языкового обучения с целью выявления затруднений, возникающих у учеников, и предотвращение их в даль-
нейшем.
• Работа с методической литературой по предмету и английскому языку: использование физико-английского словаря, аудио текстов, обзор методов и приемов.
• Отбор тематического содержания, перевод основных понятий и терминов, необходимых для понимания изучаемого тематического материала по предмету.
• Разработка краткосрочного плана, включающего выбранные методы, методические приемы, формы и средства предметно-языкового обучения.
• Подготовка наглядного материала.
В помощь учащимся мною совместно с учителем английского языка был разработан словарь «нужных слов». Данный словарь - указатель физических терминов включает в себя около 270 слов и охватывает минимум, который необходимо знать для овладения терминами в процессе изучения физики 7-9 классов. С целью правильного чтения физических понятий и формул на английском языке пособие снабжено приложением, включающим таблицы условных обозначений физических измерений и единиц, а также греческим алфавитом с транскрипцией его чтения на английском языке.
Большой интерес у учащихся вызвала новая форма работы с материалом учебника - создание интерактивных муль-тиязыковых лэпбуков (рис. 2), то есть самодельных интерактивных папок с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ученик может дописывать, доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Лэпбук - это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности учителя с обучающимися.
Vxadic4
сочле1
_и
сМ$хмиисш рлсй^й - сД«-(<гшг4 mil
I Unit "j i(pu<nn(pi!
ti|M(ipU fi KiA'iJM
сА'.ритегйгя pacfom?
рис.2
Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у нас получается отлично проработанный исследовательский проект по физике с мини - словарем и кратким содержанием на английском языке, что позволяет быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательной игровой форме.
Конечно, изучение языка - дело совсем непростое, но в нашей школе оно получило хороший старт. Пусть пока мы не достаточно владеем английским языком, однако, применение его на уроках возможно, главное - это вера в свои собственные силы: как говорится в английской пословице «When there is a will, there is a way - Где есть желание, есть и возможности».
ЛИТЕРАТУРА
1.Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства». - Астана, 2012. -14 декабря.
2.Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 г.
3. http://orleuastana.kz/kz/2017/11/01/ metodicheskie-rekomendatsii-po-гагга1^ке-1-уес1еп1уи-гапуаи]-ро-predmetam-fizika-himiya-biologiya-тГогтаЬка-па-а^^зкот-уагу-ке/ Методические рекомендации по разработке и ведению занятий по предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика» на английском языке (дата обращения - 15 января 2019г.)
х <
m О
(Г> £
из О
S и
О §
X
X Щ
н
си О ш н
1(23)/2019