Научная статья на тему 'Современный способ формирования и совершенствоания профессионально-прикладных навыков сотрудников правоохранительных органов'

Современный способ формирования и совершенствоания профессионально-прикладных навыков сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстихин Александр Николаевич

В статье описан практический метод комплексного воспитания прикладных профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстихин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a practical method of complex education of applied professional qualities of employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современный способ формирования и совершенствоания профессионально-прикладных навыков сотрудников правоохранительных органов»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (53), 2018

39

На внезапное изменение обстановки экстремальной ситуации сотрудники реагируют по-разному. Условно, авторы Гатилов К.В., Кудрявцев М.Д. выделяют типы поведения сотрудников ОВД РФ при изменении обстановки:

1) Сотрудник быстро переключается, четко определяет новую цель и реализует ее.

2) Сотрудник, упорно продолжает выполнять старую цель, несмотря на внешнее изменение обстановки экстремальной ситуации.

3) Сотрудник прекращает осуществление старой цели, но и новую цель не ставит. Практически он бездействует, впадая при этом в состояние психологического ступора[2].

Таким образом, отсутствие у сотрудников ОВД РФ сформированных навыков срочной адаптации к действиям в экстремальных ситуациях приводит к снижению работоспособности, а также возникновению невротических расстройств и более далеко идущих последствий, что в итоге, препятствует эффективному выполнению оперативно -служебных задач. Для подготовленности и адаптации сотрудников ОВД РФ к действиям в экстремальных ситуациях, необходимо моделирование ситуаций, а именно приближение практических занятий к реальным условиям профессиональной деятельности и приближение внутренних условий, к тем, которые будут характерны для экстремальных ситуаций.

Список литературы:

1. Галимова А.Г. Методика профессиональной физической подготовки сотрудников ОВД. // Сборник материалов двадцать второй всероссийской научно-методической конференции: в 2-х томах - 2017. С. 187-189.

2. Гатилов К.В. Стрессоустройчивость как фактор повышения профессиональной деятельности / К.В. Гатилов, М.Д. Кудрявцев // Научный журнал Дискурс. 2016.№ 2 (2). С. 33-37.

3. Гордиенко Д.А. Психологическая адаптация сотрудников органов внутренних дел - участников боевых действий // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2005.

4. Кузнецов, Б.В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на профессионально важные личностные качества курсантов. Журнал // Культура физическая и здоровье - 2013 -№ 5 (47). С. 62-65.

5. Струганов С.М. Методы адаптации сотрудников силовых структур к стрессовым условиям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности на занятиях по физической подготовке // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России - 2017 - № 2 (48). С. 122-126.

СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Толстихин Александр Николаевич,

доцент кафедры физической подготовки ВСИМВД России, г. Иркутск

АННОТАЦИЯ. В статье описан практический метод комплексного воспитания прикладных профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

ABSTRACT. The article describes a practical method of complex education of applied professional qualities of employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation.

Ключевые слова: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка. Keywords: physical education, professional and applied physical training.

Известно, что систематически наблюдается рост требований к уровню подготовленности сотрудников многих сфер. Соответственно, увеличивается промежуток времени для освоения специальностей. Достижение профессионального мастерства в каждом виде деятельности находится в прямой зависимости от показателей функциональных возможностей организма сотрудника, т.е. его природного здоровья, степени развития физических способностей, разнообразия приобретенных человеком навыков и степени их прочности.

Так же сохраняется и проблема негативных влияний внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, которую, безусловно, необходимо решать комплексно. Но одну из важных ролей в этом комплексе играет, конечно же, физическое воспитание. Основными задачами которого являются:

- воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и т.д.;

- обучение основам физического воспитания;

- повышение сопротивляемости, устойчивости организма к воздействиям окружающей среды и укрепление здоровья;

- воспитание волевых качеств,

- воспитание умений оценки возможностей и обстановки.

Эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел зависит от ряда причин и факторов, в число которых, несомненно, входит уровень профессионально - прикладной физической подготовленности, как составляющая общего профессионального уровня. Это качество формируется и воспитывается посредством системного выполнения физических упражнений, ориентированных на адекватность компетенциям, которые

должны принадлежать специалистам данной профессиональной деятельности, соответствовать ее условиям, и объективно обуславливаться совокупностью особенностей конкретного труда. Данная зависимость требует специального подхода к физическому воспитанию специалистов различных отраслей трудовой деятельности - профессионально прикладной физической подготовки (далее по тексту - III 1ФП).| 11 Другими словами, образовательной деятельности, обогащающей индивидуальный фонд профессиональных знаний, профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность и представляющей собой профилированную отрасль физической культуры. Одним из основных принципов ППФП является связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности.

В настоящее время наибольшей мобилизации физических способностей организма требуют многие профессионалы, и, в первую очередь, в их число входят оперативные работники органов внутренних дел, пожарные, профессиональные военнослужащие и другие специалисты, проходящие подготовку в специальных ведомственных учебных заведениях. В связи с этим возникла целесообразность совершенствования системы осуществления профессионально-прикладной физической подготовки и увеличения ее значимости и роли в учебном процессе и, дальше, в профессиональной деятельности.

В Министерстве внутренних дел России постоянно, прилагаются усилия по совершенствованию системы спортивной работы. В частности в развитии массовых видов спорта, которые доступны широкому кругу сотрудников, благодаря простоте используемого инвентаря или имеющим прикладную профессиональную направленность.[1] Массовым спортом, безусловно, в течение различных промежутков времени занимаются почти все. С его помощью активное человечество обретает возможность совершенствования физических качеств, двигательных возможностей, возможностей укрепления здоровья,

противостояния нежелательным воздействиям на организм современной экологии, нервных переживаний, других вредных факторов, а, также возможностей продления профессионального долголетия. Массовый спорт во многом в целях и задачах схож с физической подготовкой, В первичных спортивных коллективах образовательных организаций МВД России проводятся, соревнования на первенство учебных групп, курсов, факультетов, чемпионаты Вуза и т.д. На этом уровне проводятся спортивные соревнования с массовыми стартами: кроссы, эстафеты, лыжные гонки.

Условия современной служебной деятельности предъявляют все возрастающие требования к уровню профессиональной подготовленности сотрудника органов внутренних дел, это заставляет отходить от классической методики физического воспитания, расширять спектр используемых

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (53), 2018 средств в поисках новых эффективных способов формирования профессиональных компетенций.

К заданиям ситуативного характера, моделирующим конкретные обстоятельства профессиональной деятельности, а также способствующим комплексному развитию физических качеств относятся преодоление препятствий и полос препятствий. Эффективные методы и средства формирования у обучающихся навыков преодоления естественных и искусственных препятствий, развития профессионально значимых и востребованных для этого вида упражнений физических качеств[2] применяются на занятиях с соответствующей тематикой. Осуществляется комплексное совершенствование основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и ловкости. При этом необходимо учитывать, что физические качества определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека, и это необходимо учитывать в процессе обучения. [2]

В 2009 году в календарный план Спартакиады образовательных организаций МВД России был включен вид состязаний, названный: «Преодоление полосы препятствий со стрельбой». Соревнования включают в себя прохождение девяти препятствий, расположенных на 80-ти метровом участке местности, в служебной форме одежды и прицельную стрельбу по мишенным установкам из табельного оружия. Показанный результат складывается из затраченного на прохождение дистанции времени и качества стрельбы, а именно - количества попаданий. Практика подготовки и выступления в данном виде показала, что на современном этапе развития он имеет большие перспективы. На настоящий момент не существует единого подхода и традиционной (классической) методики подготовки спортсменов в этом сложном виде, нельзя даже однозначно сказать, что здесь преобладает в значимости: скорость преодоления дистанции или точность и скорость ведения огня. В этой связи при построении учебно-тренировочного процесса необходимы:

- изучение материальной части и правил обращения с оружием, порядка действий в штатных ситуациях и мер безопасности;

- обучение и системное совершенствование техники стрельбы из пистолета;

- тренировка в стрельбе в различных условиях на сформированном темпе;

- совершенствование общей физической подготовки;

- формирование, развитие, индивидуализация техничного, правильного и безопасного преодоления препятствий различными способами и в различных сочетаниях;

- воспитание прочности навыка при прохождении привычной (стандартной) полосы препятствий;

- психологическая подготовка;

- тактическая подготовка в нестандартных ситуациях, с изменяющимися условиями и сопутствующими дополнительными вводными, также в условиях соревнований.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (53), 2018 Для того чтобы показывать конкурентные результаты, тренерам необходимо подобрать и подготовить спортсменов с развитым оперативным мышлением, способностями оценивать обстановку, быстро и сноровисто действовать; наиболее выгодным путем, преодолевать препятствия в сочетании с различными способами перемещений, вести надежную стрельбу на результат, уметь корректировать огонь, устранять задержки при стрельбе. Кандидаты должны обладать такими физическими качествами, как: ловкость, скорость и скоростная выносливость, сила, решительность, координиро-ванность и инициативность в процессе выполнения разнообразных и непрерывно чередующихся

напряженных действий, уверенность в своих силах, психологическая устойчивость.

Список литературы:

1. Балашов А.В., Толстихин А.Н. Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы 15-ой Всероссийской конференции, 25 февраля 2010 г. - Иркутск :ФГОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2010. - С 18-20.

2. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд.,испр.и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 460 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.