Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ, ВЬЕТНАМА, СЕВЕРНОЙ КОРЕИ)'

СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ, ВЬЕТНАМА, СЕВЕРНОЙ КОРЕИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вьетнам / личная собственность / Китай / плановая экономика / рыночный социализм / Северная Корея / собственность / частная собственность / Vietnam / personal property / China / planned economy / property / market socialism / North Korea / private property

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Ольга Геннадьевна

Цель. Анализ влияния рыночных механизмов на правовое регулирование собственности в современных социалистических государствах Юго-Восточной Азии (на примере Китая, Вьетнама и Северной Кореи). Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали метод сравнительного правоведения и формально-юридический. Путём сопоставления проведён анализ содержания действующих конституций Китая, Вьетнама и Северной Кореи, гражданского законодательства о формах собственности, собственности на землю, частной собственности (Китай, Вьетнам), личной собственности (Северная Корея), законодательства о предпринимательской деятельности граждан и организаций. Результаты. Доказано, что экономики современных социалистических стран Юго-Восточной Азии активно развиваются, успешно сочетая плановые и рыночные механизмы (в значительной степени в Китае и Вьетнаме, в меньшей степени в Северной Корее), действующее законодательство закрепляет различные формы собственности, характерные для классического социализма, в Китае и Вьетнаме – частную собственность, право собственности отечественных и иностранных граждан и организаций, право наследования, свершение разнообразных сделок с имуществом. Отсутствие частной собственности на землю следует приветствовать, поскольку такой подход максимально обеспечивает суверенитет современных социалистических государств, защиту (минимизацию) от внешнего влияния, хотя в определённой степени может сдерживать иностранные инвестиции в экономику. Теоретическая и/или практическая значимость. Сделан сравнительно-правовой анализ правового регулирования собственности в отдельных современных социалистических странах, экономика которых успешно сочетает плановые и рыночные начала. Данный подход позволяет определить устойчивое развитие экономики, существенное снижение уровня бедности населения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе разнопланового сотрудничества России с Китаем, Вьетнамом и Северной Кореей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SOCIALISM: LEGAL REGULATION OF PROPERTY (ON THE EXAMPLE OF CHINA, VIETNAM, NORTH KOREA)

Aim. Analysis of the influence of market mechanisms on the legal regulation of property in modern socialist states of Southeast Asia (on the example of China, Vietnam and North Korea). Methodology. The key research methods were the method of comparative jurisprudence and formal-legal method. The analysis of the content of the current constitutions of China, Vietnam and North Korea, civil legislation on forms of ownership, land ownership, private property (China, Vietnam), personal property (North Korea), legislation on entrepreneurial activity of citizens and organizations was carried out by means of comparison. Results. It is proved that the economies of modern socialist countries of Southeast Asia are actively developing, successfully combining planned and market mechanisms (to a large extent in China and Vietnam, to a lesser extent in North Korea), the current legislation enshrines various forms of ownership, characteristic of classical socialism, in China and Vietnam – also private property, guarantees the right of ownership of domestic and foreign citizens and organizations, the right of inheritance, the accomplishment of various transactions with property. The absence of private ownership of land, in our opinion, should be welcomed, because this approach maximally ensures the sovereignty of modern socialist states, protection (minimization) from external influence, although to some extent it may deter foreign investment in the economy. Research implications. Theoretical and/or practical significance lies in the objective comparative-legal analysis of legal regulation of property in some modern socialist countries, the economy of which successfully combines planned and market principles. The given approach to the sustainable development of the economy, a significant reduction in the level of poverty of the population. The obtained results can be used in the process of multifaceted cooperation between Russia and China, Vietnam and North Korea.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ, ВЬЕТНАМА, СЕВЕРНОЙ КОРЕИ)»

УДК 34(075.8)

DOI: 10.18384/2949-513X-2023-3-62-72

СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ, ВЬЕТНАМА, СЕВЕРНОЙ КОРЕИ)

Григорьева О. Г.

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

Министерства иностранных дел Российской Федерации

119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Анализ влияния рыночных механизмов на правовое регулирование собственности в современных социалистических государствах Юго-Восточной Азии (на примере Китая, Вьетнама и Северной Кореи).

Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали метод сравнительного правоведения и формально-юридический. Путём сопоставления проведён анализ содержания действующих конституций Китая, Вьетнама и Северной Кореи, гражданского законодательства о формах собственности, собственности на землю, частной собственности (Китай, Вьетнам), личной собственности (Северная Корея), законодательства о предпринимательской деятельности граждан и организаций.

Результаты. Доказано, что экономики современных социалистических стран Юго-Восточной Азии активно развиваются, успешно сочетая плановые и рыночные механизмы (в значительной степени в Китае и Вьетнаме, в меньшей степени в Северной Корее), действующее законодательство закрепляет различные формы собственности, характерные для классического социализма, в Китае и Вьетнаме -частную собственность, право собственности отечественных и иностранных граждан и организаций, право наследования, свершение разнообразных сделок с имуществом. Отсутствие частной собственности на землю следует приветствовать, поскольку такой подход максимально обеспечивает суверенитет современных социалистических государств, защиту (минимизацию) от внешнего влияния, хотя в определённой степени может сдерживать иностранные инвестиции в экономику. Теоретическая и/или практическая значимость. Сделан сравнительно-правовой анализ правового регулирования собственности в отдельных современных социалистических странах, экономика которых успешно сочетает плановые и рыночные начала. Данный подход позволяет определить устойчивое развитие экономики, существенное снижение уровня бедности населения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе разнопланового сотрудничества России с Китаем, Вьетнамом и Северной Кореей.

Ключевые слова: Вьетнам, личная собственность, Китай, плановая экономика, рыночный социализм, Северная Корея, собственность, частная собственность

MODERN SOCIALISM: LEGAL REGULATION OF PROPERTY (ON THE EXAMPLE OF CHINA, VIETNAM, NORTH KOREA)

O. Grigorieva

MGIMO University

pr. Vernadskogo 76, Moscow 119454, Russian Federation Abstract

Aim. Analysis of the influence of market mechanisms on the legal regulation of property in modern socialist states of Southeast Asia (on the example of China, Vietnam and North Korea).

© CC BY Григорьева О . Г. , 2023 .

Methodology. The key research methods were the method of comparative jurisprudence and formal-legal method. The analysis of the content of the current constitutions of China, Vietnam and North Korea, civil legislation on forms of ownership, land ownership, private property (China, Vietnam), personal property (North Korea), legislation on entrepreneurial activity of citizens and organizations was carried out by means of comparison.

Results. It is proved that the economies of modern socialist countries of Southeast Asia are actively developing, successfully combining planned and market mechanisms (to a large extent in China and Vietnam, to a lesser extent in North Korea), the current legislation enshrines various forms of ownership, characteristic of classical socialism, in China and Vietnam - also private property, guarantees the right of ownership of domestic and foreign citizens and organizations, the right of inheritance, the accomplishment of various transactions with property. The absence of private ownership of land, in our opinion, should be welcomed, because this approach maximally ensures the sovereignty of modern socialist states, protection (minimization) from external influence, although to some extent it may deter foreign investment in the economy.

Research implications. Theoretical and/or practical significance lies in the objective comparative-legal analysis of legal regulation of property in some modern socialist countries, the economy of which successfully combines planned and market principles. The given approach to the sustainable development of the economy, a significant reduction in the level of poverty of the population. The obtained results can be used in the process of multifaceted cooperation between Russia and China, Vietnam and North Korea.

Keywords: Vietnam, personal property, China, planned economy, property, market socialism, North Korea, private property

Введение

В настоящее время Восточная Азия является наиболее динамично развивающимся регионом планеты в экономическом, финансовом, политическом плане. Развитие Восточно-Азиатской экономики зачастую определяет вектор развития экономики многих государств мира .

Собственность, как известно, является основой экономики государства любого социально-политического строя . Правовое регулирование отношений по поводу собственности закладываются в основном законе государства - его Конституции, своё дальнейшее развитие находят в отраслевом (гражданском, земельном, налоговом) законодательстве

Правовое регулирование собственности в каждом конкретном государстве имеет свою специфику, обусловленную историческими предпосылками, социокультурной спецификой развития общества, преобладающим влиянием романо-гер-манской или англо-саксонской системы права на его правовую систему и целым рядом иных факторов Как отмечается в литературе, особенно большое влияние на

становление права в странах азиатско-тихоокеанского региона оказала китайская цивилизация [8].

Наличие определённых форм собственности (государственной, общественной (коллективной), закреплённых в конституциях, отсутствие частной собственности на землю (например, реализованная В. И. Лениным первая в мировой истории советская модель социализма) характерны и для социалистического государственного строительства

В современном мире осталось менее 10 социалистических государств . На наш взгляд, наиболее яркими представителями их них являются Северная Корея, Китай и Вьетнам С течением времени они реформировали законодательство, модернизировали формы собственности Состояние правового регулирования данного института права и будет рассмотрено ниже

Российские исследователи довольно активно изучают различные аспекты правового регулирования имущественных отношений в Китае и Вьетнаме В этой связи следует отметить работы А . А. Аношина, В. М . Большаковой,

Э . Н . Валеева, С . К. Емельяновой, Л . В . За-бровской, А. В . Ильиных, Н . А. Хридиной и др .

Китайские исследователи пишут о культивировании идей социализма в современном Китае, успешном совмещении их с мощной рыночной экономикой, закреплении в законодательстве В частности, отмечается, что в третьем тысячелетии Китай намерен чётко придерживаться курса «социалистической модернизации с китайской спецификой», подчёркивается его позитивное влияние на мир [10]. Это позволило Китаю решить проблему голода в стране и существенно повысить уровень жизни населения Экономика Китая плановая и рыночно-ориентированная, имеет значительную долю отечественного и иностранного частного сектора Это позволило Китаю выйти на лидирующую позицию среди наиболее экономически развитых стран мира

В числе учёных из Вьетнама, которые исследуют взаимосвязь социалистического законодательства о собственности с рыночно-ориентированной экономикой страны, можно назвать Н Нгуена, Х. Нгуена, П. Трама, Х. Нгоса, Х. Хо, Б . Биена, Х. Кима и др . Во вьетнамской литературе отмечается, что аналогично Китаю, Вьетнам успешно адаптирует идеи социализма к условиям рыночной экономики и развитию института частной собственности, «исторические ценности идеологии Хо Ши Мина в строительстве страны» лежат в основе «создания устойчивой экономики и общества для будущего поколения» [13; 14]. Вьетнам, начиная с 1986 г . , под влиянием идей проводимой в СССР перестройки и рыночных реформ в Китае также взял курс на обновление страны Все процессы либерализации проходили под строгим контролем государства И на сегодняшний день плановая экономика успешно сочетается с частным предпринимательством Рыночный социализм позволил Вьетнаму добиться высокого уровня экономического развития и снижения бедности населения

В отношении Северной Кореи исследовать правовое регулирование собственности объективно сложнее в силу закрытости северокорейского общества. Основываясь на законодательных актах и отдельных российских исследованиях К В Асмолова, И. В . Дьячкова, Л . В . Захарова и др . , можно констатировать, что социализм в Северной Корее наиболее каноничен и приближен к модели социалистического строя СССР Соответственно, и концепция правового регулирования имущественных отношений аналогична советской

Нельзя не отметить, что существуют и другие мнения, которые, как правило, представлены западными авторами, в числе которых Л . Баулуз, Б . Керквлиет, У. Говинд, Д . Лондон, Ф . Новокмит. Так, мнение, например, о том, что Китай и Вьетнам «зафиксировали нечёткие права собственности. В обеих станах верховенство закона отсутствует, а экономика повсеместно коррумпирована» [12]. Отмечается также разрыв в производительности между предприятиями различных форм собственности во Вьетнаме: государственные предприятия находятся в более привилегированном положении по сравнению с частным бизнесом, поскольку имеют льготный доступ к финансовому капиталу и земельным ресурсам [9; 11].

Правовое регулирование собственности в Китае

В Китае основы отношений собственности заложены в Конституции Китайской Народной Республики, которая, как отмечается в преамбуле, «является основным законом государства и имеет высшую юридическую силу» Конституция КНР была принята в 1982 г 1 В качестве основы «социалистической экономической системы Китайской Народной Республики» провозглашается социалистическая общественная собственность на средства произ-

1 Конституции Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. // Бизнес в Китае: [сайт]. URL: http:// asia-business . ru/law/law1/pravo/constitution/ (дата обращения: 06.05.2023) .

j 2023/№3

водства - общенародная собственность и коллективная собственность .

В литературе отмечается, что за последние несколько десятилетий экономические реформы, проводимые в Китае, способствовали превращению его экономики из централизованно планируемой в ориентированную на рынок . Децентрализация производства способствовала изменению законодательства в отношении участия частного сектора в экономике [1].

В отношении права собственности на землю в Конституции содержится довольно жёсткое предписание - «ни одна организация или частное лицо не может каким бы то ни было путём присваивать, покупать или незаконно передавать землю» . В отсутствие законодательного разрешения частной собственности на землю, организации и граждане имеют лишь право пользования - «рационального использования земли»

Анализ конституционных положений позволяет утверждать, что основанный на частной собственности частный сектор экономики существует и развивается в строго очерченных законом рамках, под наблюдением и контролем государства

Вместе с тем основа экономики - это социалистическая общественная собственность (государственная и коллективная), любое присвоение или уничтожение которой частными лицами запрещается

Частная собственность граждан может быть представлена законно полученными доходами, сбережениями, домом и другим имуществом, которое помимо прочих сделок может быть передано по наследству

Другим важным источником правового регулирования собственности является Закон КНР о праве собственности1 2007 г. , который в развитие конституционных положений закрепляет государственную, коллективную и частную формы собственности . В соответствии со ст. 3 Закона «в течение первичной стадии социализма государство придерживается основной

1 Закон Китайской Народной Республики от 16.03.2007 «О праве собственности» // Бизнес в Китае: [сайт]. URL: http://asia-business . ru/law/law3/ property/ (дата обращения: 06.05.2023).

экономической системы, при которой государственная собственность играет доминантную роль, при этом развиваются и другие различные формы собственности» .

В Законе содержится довольно чёткая регламентация отношений в сфере управления государственной собственностью. Так, основное руководство данным процессом от имени государства осуществляет Государственный совет Китая .

Государственные органы Китая имеют право владения, использования и распоряжения недвижимой и движимой собственностью (в т ч предприятиями), находящейся под прямым контролем Госсовета Государственная собственность не может быть занята, поделена между частными лицами, удержана или повреждена любым учреждением или частным лицом В случае, если государственная собственность терпит ущерб в результате передачи по заниженным ценам, разделения между частными лицами, самовольного распоряжения ею в нарушение правил управления государственной собственностью в ходе реформирования, слияния и разделения, совместных действий предприятий, то виновная сторона несёт предусмотренную законом ответственность

В состав коллективной собственности входит движимое и недвижимое имущество, которое чётко определено в Законе (земли, строения, сооружения, относящиеся к сфере образования, науки, культуры медицины и спорта; имущество фермеров является коллективным владением членов такого коллектива; имущество коллектива деревни и др ) Коллективно решаются такие вопросы управления собственностью: передача земли в субподряд; методы использования и распределения платы за землю; изменение собственности предприятий, созданных на средства коллектива и др Решения коллективной экономической организации могут быть обжалованы в народном суде

Правовой режим частной собственности имеет ряд существенных особенностей При этом Закон дублирует отдельные положения Конституции Так, частное лицо (физическое или юридическое) имеет

ISSN 2949-5091

право на владение легальным источником дохода, домами, предметами домашнего обихода, орудиями производства, сырьём, а также другой движимой и недвижимой собственностью Закрепляется также неприкосновенность частной собственности В отношении владения и пользования имуществом предусмотрены, в частности, следующие способы: государство, коллектив и частное лицо могут вносить вклады на создание компаний с ограниченной ответственностью, акционерных обществ с ограниченной ответственностью или других предприятий, а также получать прибыли соразмерно внесённой собственности

Недвижимое имущество подлежит регистрации в Регистре недвижимости, который выдаёт собственнику специальный сертификат Так, регистрации подлежат установление, изменение, передача и прекращение права собственности

Интерес представляет так называемый институт «предварительной регистрации»1, аналогов которому нет в российском праве Так, если продавец-собственник и покупатель договорились о сделке, для гарантии её реализации они могут обратиться за предварительной регистрацией в Регистр Предварительная регистрация имеет силу 3 месяца, в течение которых «распоряжение таковой недвижимостью без согласия правообладателя предварительной регистрации не будет иметь юридической силы» Если в течение 3 месяцев заявление на регистрацию недвижимости не подаётся, то предварительная регистрация теряет свою силу

Ни Конституция Китая, ни Закон о праве собственности не регулируют права иностранцев в отношении приобретения, отчуждения и наследования недвижимости При этом не установлено и специальных запретов на владение иностранцами объектами недвижимости

Исходя из того, что земля находится в собственности государства, иностранцы

могут иметь в собственности помещения, которые предназначены для проживания, иностранные компании - помещения коммерческого назначения Однако это связано с существенными ограничениями Так, постановление Правительства Китая «Об управлении иностранными инвестициями в недвижимость» № [2006]1712 гласит: «иностранец, который прожил в Китае более одного года, здесь работает, учится, или иностранная организация, которая открыла своё отделение или представительство (за исключением тех компаний, которые имеют право работать с недвижимостью), могут купить только одну квартиру для собственного проживания и использования» Далее отмечается, что зарубежные предприятия и организации, не имеющие филиалов или представительств в Китае, и иностранцы, проживающие или учащиеся в Китае менее 1 года, не имеют права покупать недвижимость в Китае

Таким образом, действующее законодательство Китая обеспечивает полноценное регулирование отношений собственности исходя из рыночно-ориен-тированной социалистической экономики с приоритетной ролью государственной собственности

Правовое регулирование отношений собственности во Вьетнаме

В 1986 г. VI съезд Коммунистической Партии Вьетнама сделал переломный шаг к революционному переходу от плановой экономики с командно-административным механизмом управления к рыночной экономике с многообразием форм собственности Отказ от многих прежних идеологических догм потребовал существенной перестройки всей правовой системы страны, в т ч в сфере правового регулирования отношений собственности

Основным источником, в котором заложены основы правового регулирования

1 Закон Китайской Народной Республики от 16.03.2007 «О праве собственности» // Бизнес в

Китае: [сайт]. URL http://asia-business .ru/law/law3/ property/ (дата обращения: 06.05.2023).

Постановление Правительства КНР от 11.07.2006 № [2006]171 «Об управлении иностранными инвестициями в недвижимость» // РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria. ru/economy/20171226/1511752759 . html (дата обращения: 06.05.2023).

2

j 2023/№3

собственности, является Конституция1. Многообразие форм собственности в связи в принятым курсом на создание рыночной экономики отражено в гл . II «Экономическая система» . Так, ст. 15 закрепляет общенародную, коллективную, частную собственность, а ст. 16 провозглашает свободное развитие производительных сил, развитие потенциалов всех экономических укладов: государственного, коллективного, частного секторов экономики, частного капитала и капиталистического сектора экономики

В государственной собственности находятся земли, леса и горы, реки и озёра, водоёмы, недра, территориальное воздушное пространство, капитал и имущество, вложенные государством в предприятия, отрасли дипломатии, обороны и государственной безопасности и др Важное значение для экономики страны имеет конституционное закрепление приоритета государственной собственности «особенно в ключевых отраслях и областях, играю -щих ведущую роль»

Государство осуществляет единое управление землями в соответствии с законами и общим планом, чтобы гарантировать их рациональное и эффективное использование В связи с отсутствием права частной собственности на землю, организации и граждане обладают правом долгосрочного пользованиям землями, которые им предоставляет государство

Частная собственность является основной предпринимательской деятельности во Вьетнаме, которая может осуществляться в различных организационных формах без ограничения масштаба и в отраслях, необходимых для осуществления государственного плана и жизни народа, в т ч в кооперации с иностранными частными лицами и экономическими организациями

Важным для развития «рыночного социализма» является подход, при котором все субъекты предпринимательства равны перед законом и государством, кото-

1 Конституция Социалистической Республики Вьетнам (принята 15.04.1992) [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions .ru/?p=26&yscli d=lkz5c99pif804333489 (дата обращения: 06.05.2023) .

рые, в свою очередь, защищают частный капитал и частное имущество, в т ч и от национализации. Однако в случае «неотвратимой необходимости в интересах государства» возможен принудительный выкуп имущества с компенсацией по рыночным ценам Заметим, что аналогичный институт изъятия недвижимости для государственных и муниципальных нужд предусмотрен и российским гражданским законодательством

Законодательство Вьетнама стимулирует отечественные и иностранные инвестиции путём закрепления на конституционном (т е высшем законодательном) уровне целого ряда соответствующих норм (например, о вложении капитала, имущества и технологий в экономику страны, их правовой защите в соответствие с нормами национального и международного права, запрете национализации и т п )

Граждане Вьетнама имеют право частной собственности на законные доходы и накопленное богатство, жилище, жизненные средства и средства производства, капитал и другое имущество, вложенное в предпринимательство и иные экономические организации Государство защищает законное право собственности и наследства вьетнамских граждан

В 1995 г. во Вьетнаме был принят Гражданский кодекс2, закрепивший регулирование отношений собственности в соответствии с новыми экономическими устоями страны

Кодекс предусматривает широкий спектр сделок с частным имуществом (при отсутствии права частной собственности на землю): мена, передача в пользование, аренда, ипотека и наследование, - которые являются основанием становления и развития рынка недвижимости

Впервые в истории права Вьетнама Кодекс закрепил понятие недвижимости, а также деление вещей на движимые и недвижимые. Так, недвижимостью в гражданском праве признаётся не любое

2 Civil Code № 91/2015/QH13 of November 24, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo. int/ wipolex/ru/text/585381 (дата обращения: 06.05.2023) .

| 2023 / № 3

имущество, которое является объективно неперемещаемым, а лишь то, которое, обладая таким признаком, может быть объектом гражданских прав Согласно ст 181 к недвижимым вещам относятся всё, что прочно связано с землёй и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, к ним относятся: земля; жилые дома, строения, которые прочно связаны с землей и все вещи, которые прочно связаны с этими домами и строениями; другие вещи, которые прочно связаны с землей; другие вещи, которые отнесены к недвижимым вещам законом

Вещи, не относящееся к недвижимым вещам, признаются движимыми вещами

Таким образом, в основу разграничения имущества на движимое и недвижимое во вьетнамском законодательстве были положены 2 критерия, как и в российском законодательстве и в законодательстве других стран:

1) традиционный критерий - невозможность оторвать от земли и переместить определённое имущество без несоразмерного ущерба его назначению;

2) «недвижимость в силу назначения» -предметы, помещённые на участке для его обслуживания и эксплуатации (движимость, присоединённая навсегда к недвижимости) Этот критерий «перекочевал» в гражданские кодексы отдельных иностранных государств из Гражданского кодекса Франции (Кодекса Наполеона)

Правам субъектов гражданско-правовых отношений на недвижимое имущество придаётся особая устойчивость, обеспечиваемая специальным порядком их возникновения и прекращения, а также существованием специальных мер, дающих возможность для всех третьих лиц получать информацию о юридическом положении любого объекта недвижимости

Итак, исходя из результатов проведённого исследования, заслуживает поддержки мнение вьетнамских коллег, которые отмечают, что, «согласно новому подходу, социализм не противопоставляется рыночной экономике, социализм может быть успешно построен в условиях развития частной

капиталистической экономики Это важное обновление взглядов на социализм» [7]

Правовое регулирование отношений собственности в Северной Корее

В современном мире КНДР является самым закрытым государством, как в силу изолированности в условиях внешних санкций, так и в силу существующей в стране идеологии . В частности, более 15 лет назад по решению Совета Безопасности ООН в отношении КНДР введены масштабные санкции в связи с её ракетно-ядерной деятельностью [3]

Тем не менее КНДР довольно тесно сотрудничает с Китаем, с которым у неё сходная социально-политическая система, одинаковые амбиции по воссоединению территорий, исторически дружеские и тесные отношения [4]

Изолированность государства проявляется не только в политическом и экономическом планах, но и в правовом В открытом доступе немного законодательных актов, которые могут дать представление о правовом регулировании в КНДР тех или иных правовых явлений Судить о правовом регулировании отношений собственности мы можем в основном по текстам Конституции КНДР и Гражданского кодекса, а также немногочисленным публикациям российский и зарубежных авторов, заявлениям лидера государства Публикаций учёных из Северной Кореи (в т ч в англоязычных изданиях) на открытых международных платформах встретить практически невозможно

Тем не менее в настоящей статье проанализирован ряд открытых источников, чтобы дать представление об основах правового регулирования собственности в Северной Корее как ярком и, пожалуй, на сегодняшний день единственном государстве-последователе классического социализма, построенного по аналогу СССР

Итак, согласно Конституция 1972 г. КНДР1 - «суверенное социалистическое

1 Конституция Корейской народно-демократической республики (принята 27.12.1972) [Электронный ре-

государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями чучхе», которое обозначает «мировоззрение, в центр которого ставится человек и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс» (ст 3)

Правовая система КНДР создавалась по образцу советского законодательства, что можно наглядно проследить, анализируя содержание законодательных актов, и прежде всего положения Конституции Так, в ст 8 сказано, что «общественный строй в КНДР есть такой строй, который служит интересам человека, где хозяевами всего являются трудящиеся массы, и всё в обществе поставлено на службу их интересам»

Об этом свидетельствуют и конституционные положения о собственности, которые отражены в гл II «Экономика»: «КНДР опирается на социалистические производственные отношения и на базу самостоятельной национальной экономики» (ст. 19); «в КНДР средства производства принадлежат только государству и кооперативным организациям» (ст 20)

Основы правового режима государственной собственности, которая занимает ведущее место среди иных форм собственности КНДР, заложены в ст 21: «Государственная собственность является собственностью всего народа Право государства на собственность не ограничивается. Все природные богатства страны, ведущие заводы и фабрики, порты и гавани, банки, транспорт и средства связи принадлежат только государству. Государство охраняет и увеличивает преимущественно государственную собственность, играющую ведущую роль в развитии экономики страны»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основы режима кооперативной собственности закреплены в ст 22: «Кооперативная собственность является коллективной собственностью трудящихся, состоящих в кооперативных хозяйствах Кооперативные организации могут иметь в своей собственности землю, рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь, рыболовные суда, постройки, а

сурс]. URL . : https://worldconstitutions .ru/?p=30&yscl id=lkz3bqzlxl77996727 (дата обращения: 06.05.2023).

также средние и мелкие заводы и фабрики Государство охраняет кооперативную собственность»

Конституция КНДР не просто закрепляет государственную (общенародную) и кооперативную формы собственности как основу экономики, но их «органическое сочетание» в «направлении усиления ведущей роли общенародной собственности по отношению к кооперативной», улучшения руководства и управления социалистической системой кооперативного хозяйства

Вместе с тем в духе диктатуры государство стремится к «постепенному превращению» кооперативной собственности в общенародную «согласно свободному волеизъявлению всех членов, состоящих в кооперативных организациях»

Следует отметить заимствование имевших место в Советском Союзе подходов в отношении личной собственности граждан . Чётко прослеживается целевой характер такой собственности - личные и потребительские цели трудящихся «Личная собственность трудящихся образуется из доли социалистического распределения по труду, а также из дополнительных льгот за счёт государства и общества Продукция личного подсобного хозяйства граждан, в т. ч. полученная в результате хозяйствования на приусадебных участках членов сельхозкооперативов, также является их личной собственностью»

Законодательно гарантированы охрана и наследование личной собственности трудящихся

Анализ законодательства КНДР позволяет сделать вывод о том, что руководство страны чётко осознаёт необходимость внешнеэкономических связей с вовлечением собственности в тех формах, которые предусмотрены Конституцией, допускает вовлечение собственности во внешнеторговый оборот В литературе отмечается, что «на фоне официальных лозунгов о независимости и самостоятельности экономики страны, северокорейское руководство признаёт необходимость экономического сотрудничества с иностранными государствами» [6].

ISSN 2949-5091

Московский юридический журнал

J 2023 / № 3

Так, в ст 36 Конституции сказано, что внешняя торговля ведётся или самим государством, или же под его контролем

Детальное правовое регулирование внешнеторговой деятельности КНДР осуществляется Законом о частных международных отношениях от 6 сентября 1995 г 1, который направлен на содействие «развитию внешнеэкономического сотрудничества и обмена» (ст 1) По информации в корейской периодической печати, в стране функционируют компании, основными видами внешнеторговой деятельности которых являются судоходство, торговый сервис, техническое сотрудничество КНДР проводит политику на многогранное развитие внешней торговли2

В сельском хозяйстве кооперативы, которые раньше весь полученный урожай сдавали государству, теперь получили возможность самостоятельно распоряжаться существенной частью выращенной продукции (по разным данным, от 40 до 50%) -как в производственных целях, так и для распределения среди кооператоров в зависимости от объёма произведённой ими продукции [5]

Отраслевое регулирование отношений собственности в КНДР осуществляется ч 2 Гражданского кодекса, принятого в 1991 г . 3 Основные положения о собственности аналогичны положениям, имевшим место в ГК советских республик Право собственности определяется через правомочия собственника, система иных вещных прав устанавливает права в отношении имущества, которые ограничены по сравнению с абсолютным правом соб-

Закон КНДР «О частных международных отношениях» (принят решением № 62 Постоянного комитета Верховного народного собрания от 06.09.1995) [Электронный ресурс]. URL: https://pravo. hse .ru/ data/2016/02/22/1139768557/КнДp%201995. pdf (дата обращения: 06 05 2023)

2 Для улучшения жизни населения [Электронный ресурс] // Корея 2014 № 694 URL: https://www sovetika. ru/bibl/kndr/koreja_2014_01. pdf (дата обращения: 06 06 2023)

3 КНДР. Гражданское и смежные с ним отрасли права // PravoBooks: [сайт]. URL: http://www. pravobooks .ru/ prava/235061. html?ysclid=lkz4vs424w182401731 (дата обращения: 06 05 2023)

ственности Присутствует деление вещей на движимые и недвижимые При этом такое недвижимое имущество, как земля, может быть в государственной и кооперативной собственности

Систематически озвучиваются прогнозы о нежизнеспособности КНДР в силу проводимой им политики, внешнего давления на страну, обнищания населения, недовольного системой распределения и невысоким уровнем жизни Следует согласиться с авторами, которые скептически оценивают такие прогнозы, ссылаясь на отсутствие объективной и достаточной информации по стране, недооценку её возможностей и неверную интерпретацию имеющихся данных [2].

Заключение

В современном мире насчитывается менее 10 социалистических государств Наиболее яркими представителями их них являются Северная Корея, Китай и Вьетнам, экономики которых стремительно развиваются

Исследование показало, что правовое закрепление социалистической модели государственного строительства с рыноч-но ориентированной экономикой предполагает наличие определённых форм собственности (государственная, общественная, коллективная, частная (Китай и Вьетнам), личная (Северная Корея)), сделок с имуществом (за исключением сделок по отчуждению земли в отсутствие права частной собственности на неё)

Правовое регулирование отношений собственности является традиционным и осуществляется на конституционном и отраслевом законодательном уровнях

Благодаря рыночной ориентации социалистической экономики Китая и Вьетнама (который действовал в основном по китайской модели модернизации) в них появился институт частной собственности граждан и организаций, который сделал возможным законное индивидуальное предпринимательство для «взаимной выгоды» и повышения уровня жизни

населения. Именно наличие частной собственности и вовлечение её в экономику этих стран позволило победить бедность в Китае, а во Вьетнаме существенно снизить её уровень

Северная Корея в рамках внешней изоляции была вынуждена под давлением санкций развивать предпринимательские отношения внутри страны

Таким образом, правовое регулирование отношений собственности в современных социалистических государствах с рыноч-

ной ориентацией их экономик является адекватным и наиболее оптимальным для повышения благосостояния их населения, достижения высокого уровня экономического развития и обеспечения государственного суверенитета. Отсутствие права частной собственности на землю не является препятствием для достижения высоких экономических результатов, гарантирует защиту национальных интересов

Статья поступила в редакцию 11.08.2023.

ЛИТЕРАТУРА

I. Аношин А. А. , Большакова В. М. , Емельянова С. К. Экономико-правовой статус частного сектора в современной экономике Китая // Современные тенденции общественно-экономического развития России. Основные итоги научной работы в Нижегородском институте управления в 2020 г. / под ред. К. А . Демичева, А . Н . Штефан . Нижний Новгород, 2021. С. 278-284.

2 . Асмолов К. В . , Захарова Л . В . Проблемы и перспективы развития КНДР: прогноз 2021 //

Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 4. С 134-147.

3 . Дьячков И . В . Санкции ООН в отношении КНДР: оценка эффективности // Вестник Тамбовского

университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018 . Т. 23 . № 7. С. 173-179.

4 Забровская Л В Китай и КНДР: курс на сохранение регионального статус-кво // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 6 . С. 26-33.

5 . Захарова Л . В . Особенности современной экономической системы КНДР // Восточная Азии в

меняющемся мире: сб. трудов конф. / отв. ред. Л. В. Захарова. М. , 2019 . С. 187-195.

6 . Захарова Л . В . Внешнеэкономические связи КНДР в XXI веке и перспективы их развития при

Ким Чен Ыне // Проблемы Дальнего Востока. 2013 . № 4. С. 81-97.

7 . Ха Нгуен Нгок. Новые взгляды Коммунистической партии Вьетнама на общество // Вьетнамские

исследования 2019 № 2 С 19-28

8 . Хридина Н . А . , Валеев Э . Н . , Ильиных А . В . Законодательство стран Азиатско-Тихоокеанского

региона: учеб . пос. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан . гос. ун-та, 2017. 140 с.

9 . Bauluz L. , Govind Y. , Novokmet F. Global land inequality. 2020. 24 p .

10. 2050 China: becoming a great modern socialist country / Angang Hu, Yilong Yan, Xiao Tang, Shenglong Liu. Springer Nature, 2021. 105 p.

II. Kerkvliet B. J. T. Public Political Criticism in Vietnam, 1990s-2018 // Routledge handbook of contemporary Vietnam . 2022. P. 62-72.

12 . London J. D. China and Vietnam as instances of consolidated market-Leninism // The socialist mar-

ket economy in Asia: Development in China, Vietnam and Laos / eds. A. Hansen, J. I . Bekkevold, K. Nordhaug. 2020. P 69-114.

13 . Nguyen N. A. Understanding the Socialist-Market Economy in Vietnam // Emerging Science Journal.

2022 Т 6 № 5 P 952-966

14. Tram P N . , Ngoc Huy D. T. Educational, Political and Socio-Economic Development of Vietnam Based on Ho Chi Minh's Ideology // Ilkogretim Online. 2021. Т. 20 . № 1. P 1238-1246.

REFERENSES

1. Anoshin A . A. , Bolshakova V. M . , Emelyanova S . K . [Economic and legal status of the private sector in the modern economy of China]. In: Sovremennyye tendentsii obshchestvenno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii. Osnovnyye itogi nauchnoy raboty v Nizhegorodskom institute upravleniya v2020g. [Modern trends in socio-economic development of Russia. The main results of scientific work at the Nizhny Novgorod Institute of Management in 2020]. Nizhny Novgorod, 2021, pp. 278-284. 2 . Asmolov K. V. , Zakharova L. V. [Problems and prospects for the development of the DPRK: forecast 2021]. In: Problemy Dalnego Vostoka [Problems of the Far East], 2021, no . 4, pp. 134-147.

2023 / № 3

3 . Dyachkov I . V. [UN sanctions against the DPRK: assessment of effectiveness]. In: Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnyye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: humanities], 2018, vol. 23, no . 7, pp . 173-179.

4. Zabrovskaya L. V. [China and the DPRK: a course to maintain the regional status quo]. In: Problemy

Dalnego Vostoka [Problems of the Far East], 2009, no . 6, pp . 26-33. 5 . Zakharova L . V. [Features of the modern economic system of the DPRK]. In: Zakharova L . V. , ed. Vostochnaya Aziya v menyayushchemsya mire: sb. trudov konf. [East Asia in a changing world: collection proceedings conf. ]. Moscow, 2019, pp. 187-195. 6. Zakharova L. V [Foreign economic relations ofthe DPRK in the 21st century and prospects for their development under Kim Jong-un]. In: Problemy Dalnego Vostoka [Problems of the Far East], 2013, no. 4, pp. 81-97.

7 . Ha Nguyen Ngoc . [New views of the Communist Party of Vietnam on society]. In: Vyetnamskiye

issledovaniya [Vietnamese Studies], 2019, no. 2, pp. 19-28 .

8 . Khridina N . A . , Valeev E. N . , Ilyinykh A . V. Zakonodatelstvo strany Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona

[Legislation of the countries of the Asia-Pacific region]. Khabarovsk, Izd-vo Tikhookean . gos . un-ta Publ. , 2017. 140 p.

9 . Bauluz L. , Govind Y. , Novokmet F. Global land inequality. 2020. 24 p.

10 . Angang Hu, Yilong Yan, Xiao Tang, Shenglong Liu. 2050 China: becoming a great modern socialist

country. Springer Nature, 2021. 105 p. 11. Kerkvliet B. J. T. Public Political Criticism in Vietnam, 1990s-2018 . In: Routledge handbook of contemporary Vietnam, 2022, pp 62-72

12 London J D China and Vietnam as instances of consolidated market-Leninism In: Hansen A , Bekkevold J. I . , Nordhaug K. , eds . The socialist market economy in Asia: Development in China, Vietnam and Laos. 2020, pp . 69-114.

13 Nguyen N A Understanding the Socialist-Market Economy in Vietnam In: Emerging Science Journal, 2022, vol 6, no 5, pp 952-966

14. Tram P. N . , Ngoc Huy D. T. Educational, Political and Socio-Economic Development of Vietnam Based on Ho Chi Minh's Ideology. In: Ilkogretim Online, 2021, vol. 20, no. 1, pp. 1238-1246.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Григорьева Ольга Геннадьевна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственного регулирования Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации; e-mail: 5618861@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga G. Grigorieva - Dr. Sci. (Law), Prof. , Department of Governmental Regulation, MGIMO University; e-mail: 5618861@mail. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Григорьева О . Г. Современный социализм: правовое регулирование собственности (на примере Китая, Вьетнама, Северной Кореи) // Московский юридический журнал. 2023. № 3 . С. 62-72. DOI: 10.18384/2949-513X-2023-3-62-72

FOR CITATION

Grigorieva O. G . Modern Socialism: Legal Regulation of Property (On the Example of China, Vietnam, North Korea). In: Moscow Juridical Journal, 2023, no . 3, рр. 62-72. DOI: 10.18384/2949-513X-2023-3-62-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.