Научная статья на тему 'Право собственности на землю во Вьетнаме в настоящее время'

Право собственности на землю во Вьетнаме в настоящее время Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
628
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
право собственности / земля / землепользование / землепользователи / ownership / land / land use / land users

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фам Суан Тханг

В статье рассматривается право собственности на землю, закрепленное в законодательстве Вьетнама; анализируются проблемы, связанные с определением права собственности на землю, принадлежащую всему народу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Land ownership in Vietnam is currently

this article examines the ownership of land in the laws of Vietnam, and examines the problems of ownership of all people of land

Текст научной работы на тему «Право собственности на землю во Вьетнаме в настоящее время»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

УДК 349.4 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10447

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ ВО ВЬЕТНАМЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ФАМ Суан Тханг, доцент юридического факультета Академии народной безопасности Вьетнама E-mail: txt.c500@gmail.com

Научная специальность: 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право;

экологическое право; аграрное право

Аннотация. В статье рассматривается право собственности на землю, закрепленное в законодательстве Вьетнама; анализируются проблемы, связанные с определением права собственности на землю, принадлежащую всему народу.

Ключевые слова: право собственности, земля, землепользование, землепользователи.

Annotation: this article examines the ownership of land in the laws of Vietnam, and examines the problems of ownership of all people of land.

Keywords: ownership, land, land use, land users.

В Конституции Социалистической Республики Вьетнам 2013 г. (далее — Вьетнам) было четко определено: «Земля является особым ресурсом страны, важным ресурсом национального развития и управляется в соответствии с законом» (п. 1 ст. 54).

Исходя из исторических условий страны земля во Вьетнаме имеет не только экономическую ценность, но и большое значение во многих аспектах, таких, как: историко-культурный, политико-социальный, в сфере безопасности и государственной обороны. Таким образом, право собственности на землю определяется как одно из центральных правовых аспектов вьетнамской правовой системы.

Начиная с момента освобождения страны от военной экспансии и курса, взятого на построение в стране социализма, Вьетнам всегда был последовательным и поддерживал право собственности всего народа на землю. Данная политика привела к высокой эффективности в эксплуатации, управлении и использовании национальных земельных ресурсов. При изучении

данной проблемы во Вьетнаме существуют следующие вопросы:

Во-первых, правовое содержание права собственности на землю во Вьетнаме

Во Вьетнаме, право собственности на землю принадлежит всему народу, и данное положение начало официально устанавливаться в Конституции 1980 г., продолжало поддерживаться в Конституции 1992 г. и также закреплено в Конституции 2013 г.

Конституция Вьетнама 2013 г. устанавливает, что: «Земля, водные, минеральные и морские ресурсы, воздушное пространство, другие природные ресурсы и все имущество... принадлежат всему народу и государство как представитель народной власти является владельцем всего этого имущества, обладает правом единого управления от имени народа».

Данное содержание также было подтверждено и указано в статьях 197, 198 Гражданского кодекса Вьетнама 2015 г. (далее — ГК Вьетнама).

Закономерно закрепляя основные положения Конституции Вьетнама и ГК Вьетнама, За-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

кон «О земле» от 2013 г. специально предусматривает, что «Земля принадлежит всему народу, который представлен государством и объединен. Государство предоставляет землепользователям право землепользования в соответствии с настоящим Законом» (ст. 4).

Таким образом, ссылаясь на положения Конституции Вьетнама и положения ГК Вьетнама, в частности положения Закона «О земле» от 2013 г., можно утверждать, что во Вьетнаме сегодня существует только одна форма собственности на землю — государственная, представляющая право собственности всего народа.

На основании общих положений Конституции Вьетнама 2013 г. и ГК Вьетнама роль представителя всего народа в реализации прав на землю принадлежит государству Вьетнам, и данное положение определено в Законе «О земле» от 2013 г.

Соответственно, государству Вьетнам принадлежат следующие права (ст. 13):

1) решение проблемы планирования землепользования, реализация планов по землепользованию;

2) принятие решений, связанных с землепользованием;

3) установление положений о лимитах и продолжительности использования земель;

4) принятие решений о приобретении земельного участка, реквизиции земельного участка;

5) у установление цены на землю;

6) принятие решений о предоставлении земель различных категорий землепользователям;

7) определение земельной финансовой политики;

8) установление и регулирование прав и обязанностей землепользователей.

Данные права, принадлежащие государству Вьетнам, реализуются через систему государственных органов: от центрального до местного уровней (Национальное собрание, Правительство, Народные советы всех уровней и народные комитеты всех уровней) с четкими разграничениями пределов ответственности и полномочий, указанных в Законе «О земле», в соответствии с компетенциями каждого из этих органов.

Несмотря на то что государство Вьетнам является представителем всего народа при реализации права собственности на землю, оно не осуществляет непосредственную эксплуатацию и использование земли, а только реализует земельную политику в стране. Государство в установленном законом порядке предоставляет право землепользования организациям и физическим

лицам (землепользователям), чтобы эти субъекты могли непосредственно эксплуатировать, использовать и инвестировать землю.

Соответственно, правом землепользования является совокупность прав, предоставленных организациям и физическим лицам, которым выделены земельные участки для постоянного и временного пользования (аренда).

Землепользователи имеют право передавать свои права землепользования и осуществлять свои права и обязанности в соответствии с законом» (п. 2 ст. 54 Конституции Вьетнама).

Таким образом, государство предоставляет право землепользования частным лицам и организациям в трех формах, а именно: выделение земли, аренда земли и признание прав землепользования. Полномочия, а также порядок проведения мероприятий по предоставлению прав землепользования подробно описаны в Законе «О земле» 2013 г.

Вместе с предоставленным государством права землепользования землепользователи могут пользоваться большинством прав на землю.

Согласно ст. 166 Закона «О земле» 2013 г. землепользователи имеют общие права, а именно:

1) право на получение свидетельства о праве землепользования, право собственности на дома и другое недвижимое имущество, прочно связанное с землей;

2) получать какие-либо блага в результате труда, инвестиционных вложений, связанных с землепользованием;

3) пользоваться преимуществами государственных работ по охране и обновлению сельскохозяйственных земель;

4) в соответствии с положениями Закона получать государственную компенсацию, связанную с восстановлением причиненного вреда;

5) подавать жалобы и претензии, возбуждать судебные иски против действий, нарушающих законные права землепользователя, и других действий, нарушающих земельное законодательство, и т.д.

Вместе с тем, согласно ст. 167 данного Закона, землепользователи имеют особые права на отчуждение прав землепользования, такие, как: передача, аренда, субаренда, наследование, пожертвование, ипотека, вклад прав землепользования.

В то же время, в целях максимизации прав и законных интересов землепользователей и создания условий, позволяющих землепользователям безопасно эксплуатировать землю, а также активного инвестирования в нее, законодательство Вьетнама закрепило правовую защиту прав землепользователя.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

В соответствии с положениями Закона в целях социально-экономического развития национальных и общественных интересов, а также обороны и безопасности в случае чрезвычайной ситуации государство восстанавливает или реквизирует землю, используемую организациями и частными физическими лицами, в соответствии с положениями Закона в целях обороны и безопасности; социально-экономического развития в аспекте национальных и общественных интересов (пункты 3 и 4 ст. 54 Конституции Вьетнама).

Во-вторых, вопросы, связанные с предоставлением права собственности на землю.

В целях эффективной и в полном объеме реализации права собственности на землю в ближайшее время государству Вьетнам целесообразно сделать следующее:

1) проводить пропаганду и просвещение по земельному законодательству Вьетнама. В то же время государству следует продолжать организовывать научные исследования в целях улучшения и развития теории права собственности всего народа на землю. В теории следует акцентировать внимание на разъяснение народу сути проводимой политики в сфере собственности всего народа на землю;

2) продолжать совершенствовать систему правовых норм земельного права, а также отстаивать и поддерживать режим права собственности всего народа на землю. Необходимо продолжать совершенствовать все правовые нормы в законодательстве Вьетнама, связанные с землей, в направлении более четкого определения права государственной собственности на землю, при этом особенно конкретно разъясняя полномочия органов государственного власти на государственное управление земельными ресурсами, а также права и обязанности землепользователей;

3) повышать эффективность государственного управления земельными ресурсами. Правоприменительная практика показывает, что во Вьетнаме необходимо улучшать качество планирования землепользования; продолжать продвигать административные процедуры в этом вопросе, ускоряя процесс выдачи сертификатов землепользователям; требуется собрать достаточную информацию и данные о земле. Наряду с этим необходимо завершить построение организационной структуры и повысить качество государственного аппарата управления земельными ресурсами; усилить инспекцию, экспертизу и надзор за организациями и частными лицами, использующими землю; повышать квалификацию землеустроителей;

4) обеспечить прозрачный механизм реализации земельного законодательства и политики, чтобы люди могли легко получить доступ к информации о земле и деятельности государственного управления землепользованием;

5) обеспечить справедливость и стремиться защищать законные права и интересы людей в процессе реализации политики и законов о земле. В процессе предоставления прав землепользования государство должен обеспечить справедливый доступ всех людей к землепользованию. Земля должна быть распределена разумно, отвечая требованиям увеличения накопления и концентрации земли. Все граждане равны в своих правах и обязанностях в земельно-правовых отношениях;

6) необходимо на более высоком уровне осуществлять инспекцию и экспертизу в области земельных участков, своевременно выявлять и строго устранять все нарушения земельного законодательства. Наряду с этим нужно продолжать совершенствовать механизмы разрешения споров, возникающих в сфере земельных отношений, способствуя стабилизации правовых земельных отношений, а также общего порядка всего общества.

Таким образом, режим собственности всего народа на землю, представленный как государственная собственность и имеющий во Вьетнаме единое управление, на сегодняшний день является абсолютно правильным как с точки зрения научных, так и практических соображений. Однако, помимо положительных достижений, процесс внедрения земельного законодательства во Вьетнаме все еще имеет определенные огра-нич ения и недостатки, поэтому в будущем государству Вьетнам необходимо принять конкретные меры для эффективного применения правовых норм в этой области.

Библиографический список

1. Hien phap ейа nuac Cong hoa xa hoi chi nghia Viet Nam - ngay 28 thang 11 nam 2013.

2. Bo luat Dan su сйа nuac Cong hoa xa hoi chi nghia Viet Nam so: 91/2015/QH13, ngay 24 thang 11 nam 2015.

3. Luat Bat dai nuac Cong hoa xa hoi chi nghia Viet Nam № 45/2013/QH13, ngay 29 thang 11 nam 2013.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.