УДК 94 DOI: 10.53315/1995-0713-2023-60-4-61-66
С.А. Умгаев, П.М. Кольцов
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
СОВРЕМЕННЫЙ РИТУАЛ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И КОНСТРУИРОВАНИЮ
Современный мир отличается от мира традиционного, и это отличие проявляется в ритуалах и обрядах. Меняется их значение в современном мире, возникает необходимость в конструировании новых ритуалов для утверждения новых смыслов и новых сообществ.
Ритуал и идентичность связаны в том смысле, что ритуал утверждает ценность того сообщества, с которым индивид идентифицирует себя, к которому принадлежит. Ценность сообщества проявляется в ритуалах, в ритуальных действиях.
Особенным свойством ритуала является его деятельный, телесный характер. Ритуал -это действие, а значит, он неизбежно вовлекает членов группы в коллективное действие, в котором заложенные в нарративах и культуре ценности и смыслы воплощаются в столь же символической практике.
Статья основана на анализе историографии вопроса, которая дополняется разбором наиболее ярких примеров современного ритуализирования.
Ключевые слова: ритуал, обряд, спорт, игра, конструирование ритуала, современный ритуал.
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №23-28-10065, https://rscf.ru/23-28-10065/ «Современная структура этнической, религиозной и гражданской идентичности калмыков в ритуальных и коммеморативных практиках».
S.A. Umgaev, P.M. Koltsov
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
MODERN RITUAL AND IDENTITY: APPROACHES TO UNDERSTANDING AND DESIGN
The modern world differs from the traditional world, and this difference is manifested in rituals and rites. Their importance in the modern world is changing; there is a need to construct new rituals to affirm new meanings and new communities.
Ritual and identity are related in the sense that ritual asserts the value of the community with which the individual identifies himself or herself. The value of community is manifested in rituals, ritual actions.
A special feature of the ritual is its active, bodily character. Ritual is an act, so it inevitably involves members of a group in a collective action in which the values and meanings of narratives and culture are embodied in equally symbolic practices.
The article is based on the analysis of the historiography of the issue, which is supplemented by the analysis of the most striking examples of modern ritualization.
Key words: ritual, ritual, sport, game, ritual design, modern ritual.
Acknowledgements: The study was carried out with a grant from the Russian Racing Fund 23-28-10065, https:/rscf.ru/23-28-10065/ «Modern structure of ethnic, religious and civil identity of Kalmyks in ritual and commemorative practices».
Современный мир значительно изменился. Традиционные ритуальные практики трансформируются под новые условия. Происходит конструирование новых ритуалов, формируются секулярные ритуальные практики, к примеру, корпоративные праздники и традиции.
Существует взаимосвязь между ритуалом и идентичностью. Последняя означает принадлежность к какой-либо реальной или воображаемой общности, а ритуальные практики выражают в символической форме эту принадлежность.
Свойство ритуала сопутствовать сообществу или группе людей, придавать этому сообществу символическую ценность используется в современной политической и корпоративной практике. Символическая политика, политика памяти, корпоративная идеология - все они обращаются к ритуализации как к форме символического закрепления созданных смыслов.
Цель данной статьи - рассмотреть особенности трансформации феномена ритуала в современном мире. Статья основана на изучении историографии вопроса.
В современной науке сформировалась определённая традиция понимания ритуалов. Особенно внимательно изучали ритуалы этнологи и социальные антропологи, т.к. ритуалы являлись важной частью этники, этнической идентичности. Именно этнологи, социальные антропологи и социологи отметили взаимосвязь между ритуалами и жизнью общества, их ключевую роль, их функции.
Дюркгейм изучил и проанализировал феномен религии и затронул обязательную её часть - ритуалы, совокупность которых и образует культ, т.е. непосредственно религиозную практику. Он отметил, что выраженная в ритуальных практиках религиозная деятельность не просто играет в общественной жизни важную роль, но она скрепляет само общество, выполняет функцию той социальной структуры, вокруг которой образуется коллектив [2, р. 218].
Идеи Дюркгейма исходили из анализа жизни австралийских аборигенов. Он предположил, что существует резкая дихотомия между обыденной жизнью этих племён и сакральным пространством, образованным с помощью ритуальных религиозных практик. В своей повседневной жизни эти племена вынуждены существовать в условиях нехватки природных жизненных ресурсов. Разрозненные семьи и локальные группы австралийских аборигенов расселяются и не живут с другими членами племени на протяжении длительного времени. Однако, собираясь в особых местах для проведения сакральных обрядов корробори, они как бы погружаются в иную реальность. Эти праздники играют важную роль в интеграции разрозненных семей и локальных групп в единое племя. Идентичность этих людей, их чувство принадлежности к чему-то большему, чем узкий круг, в котором они живут в повседневной жизни, и заключалась в проведении этих ритуалов.
Соответственно, важнейшей ролью, которую играет ритуал в жизни общества, является объединение людей в единое сообщество. Без ритуальной мистерии, придающей важность и ценность самому обществу, это объединение невозможно.
Существуют различные варианты объяснения ритуала через призму функционализма, как западного, так и отечественного. К примеру, можно выделить следующий набор:
- Интегрирующая функция, объединение людей в сообщества с помощью ритуальных практик;
- Функция социализации, т.е. приобщение индивида к общественным устоям с помощью ритуала;
- Воспроизводящая функция, заключающаяся в воспроизводстве традиции и общественных устоев;
- Психотерапевтическая функция, т.е. обретение индивидом личного комфорта с помощью групповой практики [10, с. 99-103].
Существуют и другие варианты анализа функционала ритуала. К примеру, выделяются две группы функций: дистанцирующие и апроксимирующие (приближающие). Дистанцирующая функция ритуалов относится к установлению социальных барьеров и дистанций, социальной иерархии, границ времени, регламентации поведения, установление моральных и поведенческих рамок и т.д. Наоборот, апроксимирующая функция заключается в снятии барьеров и социального напряжения, снятии негативных эмоций, психологическом расслаблении, утверждении групповой солидарности, предоставлении чувства принадлежности, гордости и т.д.[14].
Действительно, функциональное разнообразие ритуальных практик позволяет, к примеру, создать модель корпоративной ритуальной культуры. Современный подход к выстраиванию корпоративных сообществ и рабочих пространств подразумевает активный тимбилдинг, действия, направленные на сплочение коллектива. На самом деле, необходимость и желание ритуального подкрепления уже присутствует в трудовых коллективах, которые неизбежно обрастают своими повседневными традициями и обрядами, закрывающими различные потребности сообщества. Это свойство коллективов использует в своих целях современный менеджмент, который стремится подчинить корпоративную культуру нуждам компании [12; 13, с. 64-67; 15].
К примеру, свойственные НЯ-менеджменту задачи по налаживанию корпоративной коммуникации можно связать с ритуальными функциями. В таком понимании, посвящение в студенты Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, этот традиционный многоступенчатый творческий праздник, будет являться ритуалом, имеющим адаптационную и социализирующую функции, и, вместе с тем, отвечать за коннативный элемент корпоративной студенческой идентичности - за чувство принадлежности. За аффективный элемент будут отвечать студенческие праздники вроде Дня студента, а также традиционные праздники, такие как Новый год, 8 Марта, 23 Февраля и т.д. Когнитивным ритуальным элементом студенческой корпорации будут служить такие осознаваемые действия, как сдача сессии, регулярные конференции и т.д.
Такой разброс в функционале ритуала объясняется, вероятно, той ключевой ролью, которую он играет в жизни этнических и социальных общностей. Вся жизнь и деятельность индивидов и сообществ наполнена ритуальным церемониалом, т.к. только с помощью ритуальных действий человек может выразить своё отношение к другим людям [3]. К примеру, повседневными ритуалами являются рукопожатия, проявление внимания, уважения и т. д. Мы используем эти ритуальные формы, эти маленькие повторяющиеся действия, чтобы закрепить в нашем сознании и передать нашим контрагентам отношение к ним, к их действиям. Это касается в том числе и вопроса идентичности в современном мире. Действительно, повседневные и интеракционные ритуалы меняются от сообщества к сообществу.
Однако функционалистское объяснение ритуалов не является единственным. Ритуалы нельзя рассматривать просто как нечто обязательное для жизни традиционного общества, как нечто, имеющее только роль и функцию. В традиционном обществе ритуалы не конструируются, не создаются как продукт сознательной воли и фантазии индивидов или групп. Правда, они могут включать в себя различные проявления общественной жизни, такие как творчество, соревнование, противостояние, испытание, зрелище и т.д.
Ритуальное повторение исходит, предположительно, от природных циклов, смены дня и ночи, времён года, лет, самого циклического характера жизни человеческих коллективов, в которых новое поколение сменяет старое. Этот «ритм природы» заложен одновременно и в человеческую жизнь, которая, как часть природы, вынуждена следовать за ним, и в ритуальные практики, которые являются выражением этой цикличности
и повторяемости. Ритуал упорядочивает кажущийся хаос окружающей человека природы, создаёт устойчивое понимание связи прошлого, настоящего и будущего. В самой сути ритуальной практики выражена стабильная и надежная повторяемость, что даёт сообществу уверенность в завтрашнем дне[11, с. 10-17].
Цикличность является не только свойством природы, она является частью повседневной жизни, человеческой культуры, частью человеческого мышления. Особенно ярко это проявляется в спортивной деятельности, где сама суть спортивной жизни представляет собой сезонное повторение. Каждый год проводятся национальные чемпионаты и чемпионаты мира по различным видам спорта, в рамках отбора к этим чемпионатам функционируют различные городские и районные первенства, другие регулярные состязания. Каждые четыре года проводятся Зимние и Летние Олимпийские игры. Эти большие спортивные события являются праздниками, особыми действиями, в которых происходит постоянное создание и воссоздание мифов и смыслов особого рода. Праздник, зрители, само спортивное состязание - всё это элементы повторяющегося ритуала, имеющего важное значение для общества. В нём фигура спортсмена олицетворяет необходимые современному обществу качества: смелость, добродетель, готовность к состязанию и т.д. [1].
По отношению к символическим системам ритуал выступает как основа, фундамент, вокруг которых они строятся. Повторяемость означает уверенность в том, что отражённый в знаке смысл не будет произвольно изменяться. Соответственно, любые устойчивые формы общественных связей создаются в процессе ритуализации, а затем уже воспроизводятся вновь и вновь. Сама устойчивость человеческой культуры, возможность передавать смыслы и ценности существует благодаря её ритуализации. Ритуал - это «смирительная рубашка», в которую культура как бы облекает общество. Ритуализация позволяет создавать в обществе стабильные системы ценностей, отношений, регулировать поведение людей, пресекать антисоциальное и опасное для общества поведение. Кроме того, ритуал подчёркивает идентичность данного общества в том смысле, что каждое сообщество отличается от другого системой ритуальных практик [9, с. 99-103].
Ритуал образуется в символических системах и сам выступает как сложная система символов. Семиотический и структуралистский подход к ритуалу заключается в рассмотрении его как текста, выразителя смыслов и ценностей. При этом текст этот может существовать для себя, не выражая ничего за своими пределами. Действительно, как текст, ритуал обладает своей собственной текстовой структурой и логикой, грамматикой и синтаксисом. Выражая определённые смыслы, он наполняет символическое пространство цитатами из себя, эти цитаты образуют символическую лексику.
Согласно этой логике, ритуальное пространство сообщества выступает как единый и целый текст. Именно к цельности текста отсылает нас эта попытка проанализировать ритуал. При этом в любом сообществе как бы функционирует целая система обрядовых и ритуальных практик, которые образуют целостную структуру. Все ритуалы сообщества - это на самом деле один ритуал, просто переписанный или сокращённый. Любая ритуальная практика всегда отсылает нас к изначальному, основному ритуалу, в рамках которого изначально и образовалось сообщество.
Подобное трактование основано на том представлении, что каждый ритуальный текст «повествует» об одном и том же - о моменте изначального творения мира. В символическом плане, весь мир заключён в рамках символической системы. Как сказал Витгенштейн, «границы моего языка суть границы моего мира» [7, с. 39]. И, действительно, в основном ритуале отражён момент символического создания мира, отражена космогония, а значит, и устройство общественной символической системы.
Ровно так же, как текст художественного произведения отражает, но не вполне, существующую реальность, ритуал создаёт символического двойника реально существующего общественного устройства. С другой стороны, не может существовать никакого общественного устройства за пределами представлений о нём, а они, в свою очередь, не могут быть сформированы, утверждены и переданы без выражающих эти смыслы ритуалов.
Основной ритуал уже заключает в себя все необходимые для общества смыслы, представления об устройстве мироздания (общественное устройство всегда отражает устройство мироздания), о морали, о правилах поведения, о жизни и смерти и т.д. Все остальные ритуалы как бы происходят из него, они воспроизводят те же смыслы в несколько видоизменённых, но узнаваемых формах ритуальной выразительности и грамматики.
В повседневной и бытовой жизни обрядовые действия являются всегда «цитатами» из этого большого ритуала, отдельными действиями, всегда отсылающими к установленной ритуалом символической реальности и знаковой системе. Таким образом, ритуал не просто является отдельным проявлением символической реальности, но он устанавливает язык, на котором в дальнейшем в данном сообществе происходит символическая коммуникация. Такими повседневными и бытовыми ритуалами могут быть, к примеру, выражения почтения и знаки уважения, вновь и вновь поддерживающие и обновляющие социальную иерархию.
Символическая реальность «как бы высвечивает те стороны вещей, действий, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их суть и назначение» [5, с. 17].
В традиционной культуре ритуал тесно связан с нарративами, он позволяет погрузиться в символическую реальность мифа полностью, стать её частью. Многие ритуалы - это не просто действия, но комплексные зрелища, представления, состязания с включённым участием. Они позволяют погрузиться в сотканную мифологическую реальность не просто своим воображением или сознанием, но телесно в процессе практического взаимодействия ощутить весь заложенный в нарратив смысл [16; 17].
Отдельной особенностью современных ритуалов является их конструирование. Конструирование ритуалов всегда было актуально в политической сфере, где важно направить общественные усилия на освоение и принятие новых политических смыслов и координат. Ритуалы (как правило, в виде праздников) выступают в качестве элемента в системе символической политики наряду с визуальными символами и знаками [8, с. 91-98]. К примеру, простейшими политическими символами являются цвета, флаги, ленточки, другие более сложные знаки. Что касается коллективных действий, то именно ритуализация позволяет закрепить определённую практику в обществе. К примеру, замечательным ритуалом, появившимся недавно, является акция «Бессмертный полк», представляющая собой шествие с портретами предков-ветеранов.
В сфере культуры в последние десятилетия наблюдается рост интереса к неоэтнике, к эзотерике, появляются новые духовные практики, отражающие развитие и интерес общественных групп. Всё это сопровождается созданием новых символических пространств, т.е. фактически конструированию представлений о времени, пространстве, языке [6, с. 255-258].
В конечном итоге, любая группа или любое сообщество обладает символической ценностью, которая проявляется, создаётся и воспроизводится в ритуальных действиях. Ритуалы наполняют даже обычные дни, обычные действия «особым» смыслом. Этим свойством обладают, помимо ритуала, игры и творчество, но в широком смысле и игра, и творчество являются цитатами из ритуала, продолжением ритуального действия. В современном меняющемся мире наблюдается дефицит символического смысла, незаполненное пространство, оставленное ушедшей традицией. Это создаёт основу для
конструирования групповых и повседневных ритуалов. Важно понимать, что при всей необходимости ритуала только тогда его конструирование будет действительно успешным, когда оно будет соответствовать следующим критериям: аутентичности, т.е. для действующих лиц ритуальное действие должно являться подлинным; аффективность, т.е. ритуал должен выражать и производить эмоции; согласованным в своей структуре, т.е. являть собой систему взаимосвязанных действий [4, р. 70-86].
При существующей вариативности в понимании и интерпретации ритуала этот феномен всё же понимается как жизненно необходимый для полноценного функционирования человеческого сообщества. Традиционное дюркгеймианское понимание ритуального функционала и сейчас определяет современные подходы к пониманию корпоративных ритуалов. В настоящее время ритуалы активно конструируются и реконструируются, это происходит особенно активно в тех сферах, где конструируются новые идентичности и новые сообщества: политика, религия, разнообразные группы интересов. С другой стороны, существует сфера, которая ритуализирована в силу циклического характера деятельности, - это современный спорт, состоящий из повторяемых циклов тренировок и соревнований.
Список литературы
1. Birrel S. Sport as Ritual: Interpretations from Durkheim to Goffman// Sofical Forces. Vol. 60; Iss. 2. 1981.
2. Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. New York: Free Press, 1995. P. 218.
3. Goffman E. Interaction ritual. Essays on face-to-face behavior. New York: Pantheon Books, 1982. 282 p.
4. Gordon-Lennox J. Ehe rhyme and reason of ritualmaking // Emerging Rituals in Secular Societies. London:JKP, 2017. pp. 70-86.
5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. - 253.
6. Бекарюков M. В. Конструирование эзотерической реальности: базовые элементы и их специфика // ЫНКО. 2011. №4-2. - С. 255-258.
7. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - M.: АСТ, 2018. - С. 39.
8. Гигаури Д.И. Политический миф и ритуал как социокультурные основания символической политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Mеждуна-родные отношения. 2015. №3. - С. 91-98.
9. Дагаева Е. А. Ритуал как способ развития и поддержания корпоративной идентичности вузовского сообщества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. - С. 99-103.
10. Дагаева Е. А. Ритуал как способ развития и поддержания корпоративной идентичности вузовского сообщества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. - С. 99-100.
11. Карнацкая Л. А., Петренко В.Ф. Ритуал как укорененность бытия // M^ психологии. 2003. № 1. - С. 10-17.
12. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов: M.: Изд-во ИКАР, 2004. - 226 с.
13. Роуден M. Корпоративная идентичность. - M.: Добрая книга, 2007. - 296 с.
14. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. - Ереван, 1986. - 258 с.
15. Скворцова Т., Стернин И. О корпоративной идентичности // Управление компа -нией. 2007. № 2. - С. 64-67.
16. Элиаде, M. Аспекты мифа. - M: ACADEMIA, 1995. - 106 с.
17. Элиаде, M. Mиф о вечном возвращении. - СПб.: «Алетейя», 1998. - 258 с.