Научная статья на тему 'Система ритуалов перехода в обществе и их научное осмысление'

Система ритуалов перехода в обществе и их научное осмысление Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
963
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА / ОБРЯД / ПЕРЕХОДНОСТЬ / ЛИМИНАЛЬНОСТЬ / ИНИЦИАЦИЯ / ПОХОРОНЫ / СМЕРТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ РИТУАЛОВ / ГРАНИЦА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фусу Лариса Ивановна

Статья посвящена особенностям функционирования ритуалов перехода в современной социальной реальности. Ритуал играет важную роль в сохранении общественной стабильности и целостности социума. Ритуалы перехода: роды, инициация, свадьба, похороны, являются наиболее универсальным и эффективным механизмом для переживания в обществе различных перемен. Сегодня ритуалы, в отличие от традиционных обществ, существуют в заметной динамике. Изменения в ритуале происходят двояким способом: либо в элементах ритуала (при сохранении его идентичности), либо в полном преобразовании ритуала (во что-то иное). Для современного общества характерны т.н. ритуалы социального признания, которые «вписывают» индивида в новое для него общество. По своей структуре это ритуалы перехода, они сохраняют характерную структуру отделение испытания (лиминальная стадия) включение в новое общество, обретение нового статуса. В качестве примера таких новых ритуалов можно указать пример ритуала принятия лиц в определенное гражданство; ритуал получения визы на посещение той или иной страны. Важнейшей недостаточной зоной ритуализации в современном мире является инициация. Ритуалы перехода признаны в мировой психиатрии как функциональный способ канализации враждебной агрессии и актуализации творческого потенциала при работе с подростками и группами риска. Важным и изменяющимся ритуалом перехода остается и ритуал умирания / похорон, представляющий собой сегодня, как правило, эклектичное сочетание ритуалов разного происхождения. Очевидно, что неполнота данного ритуала, невозможность дать полный ответ, что находится за гранью, ведет не только к популяризации смертной тайны и смертной угрозы в массовой культуре, но и является одной из причин незавершенности смыслового статуса обрядов инициации: ведь если инициация есть прохождение через символическую смерть, то образ этой смерти для выполнения ритуала должен быть мифологически или религиозно кодифицирован, закреплен в предании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система ритуалов перехода в обществе и их научное осмысление»

Система ритуалов перехода в обществе и их научное осмысление

Фусу Лариса Ивановна

кандидат медицинских наук, психоаналитик, ректор, Институт психологии и психоанализа на Чистых прудах, [email protected]

Статья посвящена особенностям функционирования ритуалов перехода в современной социальной реальности. Ритуал играет важную роль в сохранении общественной стабильности и целостности социума. Ритуалы перехода: роды, инициация, свадьба, похороны, - являются наиболее универсальным и эффективным механизмом для переживания в обществе различных перемен. Сегодня ритуалы, в отличие от традиционных обществ, существуют в заметной динамике. Изменения в ритуале происходят двояким способом: либо в элементах ритуала (при сохранении его идентичности), либо в полном преобразовании ритуала (во что-то иное). Для современного общества характерны т.н. ритуалы социального признания, которые «вписывают» индивида в новое для него общество. По своей структуре это ритуалы перехода, они сохраняют характерную структуру отделение - испытания (лиминальная стадия) - включение в новое общество, обретение нового статуса. В качестве примера таких новых ритуалов можно указать пример ритуала принятия лиц в определенное гражданство; ритуал получения визы на посещение той или иной страны. Важнейшей недостаточной зоной ри-туализации в современном мире является инициация. Ритуалы перехода признаны в мировой психиатрии как функциональный способ канализации враждебной агрессии и актуализации творческого потенциала при работе с подростками и группами риска. Важным и изменяющимся ритуалом перехода остается и ритуал умирания / похорон, представляющий собой сегодня, как правило, эклектичное сочетание ритуалов разного происхождения. Очевидно, что неполнота данного ритуала, невозможность дать полный ответ, что находится за гранью, ведет не только к популяризации смертной тайны и смертной угрозы в массовой культуре, но и является одной из причин незавершенности смыслового статуса обрядов инициации: ведь если инициация есть прохождение через символическую смерть, то образ этой смерти для выполнения ритуала должен быть мифологически или религиозно кодифицирован, закреплен в предании. Ключевые слова: Ритуалы перехода, обряд, переходность, ли-минальность, инициация, похороны, смерть, эволюция ритуалов, граница.

Введение

Учеными признано, что ритуал играет важную роль в сохранении общественной стабильности и целостности социума. Ритуал - неотъемлемая часть общества на любом уровне его развития. Основными его чертами являются символичность, самоценность и знаковая прагматичность; второстепенными - незаинтересованное участие, стереотипичность, повторяемость и регламентированность. Важнейшие функции ритуала, названные исследователями, -социализация, социальной интеграции и дифференциации, психотерапевтическая, позволяющая по крайней мере запустить работу горя [Смаджа, 2016], сохранения социальной памяти [Хамрина, 2011].

Отрицательное отношение к ритуалу в позитивистской науке и отрицание его значимости в современности [Калинина, 2010, 4] было связано с недооценкой глубинных психологических механизмов индивида и общества.

В современной науке ритуал - объект внимания представителей как гуманитарных наук (Ю.М. Лот-ман, А.К. Байбурин), так и естественных наук (С.Н. Давиденко, К.Лоренц, Н.Тинберген). Он рассматривается как явление социальной, политической и биологической жизни, в связи с религиозным сознанием и физиологическими функциями человека. Ритуал имеет множество определений, в частности, это «символическая форма поведения живых организмов, связанная с их адаптацией к условиям окружающей среды, направляющая и упорядочивающая их жизненную активность, способствующая возникновению коммуникативных и ценностных систем и служащая основным материалом для образования новых форм поведения, согласованных со своими образцами» [Клопыжникова, 2011, 67].

Ритуалы перехода как социальный механизм

Установленным фактом является то, что ритуалы перехода: роды, инициация, свадьба, похороны, - являются наиболее универсальным и эффективным механизмом для переживания в обществе различных перемен: «Только строгое соблюдение сакральных традиций гарантировало законность и порядок в изменении статуса и состояний человеческого бытия» [Мамычева, 2008, 57]. Схема ритуалов перехода предполагает три основных этапа (по ван Геннепу): сегрегацию индивида из былого социального статуса, лиминальность и инкорпорацию (в новый статус).

Единая сюжетно-мифологическая основа ритуалов перехода позволяет говорить об их генетическом и типологическом единстве: ««путешествие» в иной мир в процессе инициации есть воспроизведение мифов общины о загробном мире; оттуда же приходят дети (родильные обряды); именно путешествие в иной мир дает члену общины право создать семью (брачные обряды; ср. сказочные пу-

П т

Т

тешествия за невестой в иной мир)» [Лисина, 2011, 116]. Традиционные ритуалы перехода сохраняются в культурах, которые придерживаются определенного набора архаических моделей поведения: так, у народа коми существуют ритуалы, обставляющие рождение человека; подготовку к браку и сватовство; свадебный обряд; (очень редкие) разводы; беременность и роды; выход из репродуктивного возраста [Лискевич, Машарипова, 2010].

Сегодня ритуалы, в отличие от традиционных обществ, существуют в заметной динамике. Изменения в ритуале происходят двояким способом: либо в элементах ритуала (при сохранении его идентичности), либо в полном преобразовании ритуала (во что-то иное) [Хамрина, 2011, 54]. При этом ряд ритуалов, институциализированных церковью, сохраняет традиционный вид, однако, как замечают исследователи, «церковный праксис свидетельствует о недостаточной катехитической подготовке многих верующих, не способных корректно интерпретировать сущность соответствующих обрядов» [Лебедев, 2017, 212].

Традиционные ритуалы перехода частично сохранены сегодня (роды и похороны, свадьба), частично утрачены (инициация, посвящение); однако существует ряд новых ритуалов перехода, обусловленных современной социальной практикой.

Для современного общества характерны т.н. ритуалы социального признания, которые «вписывают» индивида в новое для него общество. По своей структуре это ритуалы перехода, они сохраняют характерную структуру отделение - испытания (лиминальная стадия) - включение в новое общество, обретение нового статуса. В качестве примера таких новых ритуалов можно указать пример ритуала принятия лиц в определенное гражданство; ритуал получения визы на посещение той или иной страны. Упрочились ритуалы перехода в различных профессиональных сферах, в частности, в мире науки: так, вхождение молодого ученого в науку обставлено рядом специфических традиций, включающих личное «отеческое» общение профессора с молодым ученым, ритуалы, сопровождающие защиту диссертации (банкет), своего рода научные кружки и т.д. [Сидорякина, 2009].

Важнейшей недостаточной зоной ритуализации в современном мире является инициация. Сегодня дети растут под девизом безопасности, в то время как традиционный ритуал инициации предполагал намеренное помещение подростков в ситуацию опасности и испытания. Несмотря на определенный социальный риск, инициация в традиционном обществе помогала подросткам успешно бороться с экзистенциальными страхами, контролировать их; в лиминальном состоянии подростки более полно воспринимали опыт старших товарищей; угроза смерти, истинная или символическая, способствовала переоценке ценностей и обретению „ духовной и физической цельности человека. В от-с сутствие регулярного механизма инициации поде ростки, ведомые подсознательным стремлением I*« обрести иной статус, подвергают себя многочис-© ленным опасностям, что не всегда бывает без-и опасно и позитивно. В 11-12 лет начинается зона ^ социального «отчуждения», связанная с проблемно ным поведением, уходом из дома, грубостью, за-

мыканием в себе или развязностью и пр. [Зимина, 2010, 76].

Ритуалы перехода признаны в мировой психиатрии как функциональный способ канализации враждебной агрессии и актуализации творческого потенциала при работе с подростками и группами риска. Такие практики, как «vision quest», «vision fast», «walkabout», adventure education, основанные на традиционных схемах инициации (групповое обучение в кемпингах, трудоемкие походы, определенные лишения, общение с наставниками), помогают подросткам ощутить переход в иное состояние. Самостоятельная жизнь на природе, во временных детских коллективах, вдали от родительской опеки помогает формированию самостоятельной личности: способствуют переживанию и выдерживанию сепарации [Смаджа, 2016], формирует ответственность, помогает преодолевать препятствия и ощутить ценность жизни.

И.Ю. Лебедева приходит к выводу, что «опыт современной зарубежной педагогики может быть использован для разработки коррекционно-педагогических программ по актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска с помощью ритуально-инициальных практик в условиях временных детских объединений в России, благодаря которым происходит преображение личности, развитие креативного мышления и коррекция агрессивных побуждений» [Лебедева, 2015, 391-392].

Важным и изменяющимся ритуалом перехода остается и ритуал умирания / похорон, представляющий собой сегодня, как правило, эклектичное сочетание ритуалов разного происхождения. В.Ю. Лебедев точно отмечает «принципиальную неполноту» значения и обрядового наполнения ритуала погребения, поскольку в пределах рационального дискурса невозможен ответ на вопрос, куда переходит умерший, и даже в теологическом дискурсе полноценный и четкий ответ на данный вопрос невозможен, поскольку здесь мы вступаем в область веры и на территорию тайны [Лебедев, 2017, 212]. Очевидно, что неполнота данного ритуала, невозможность дать полный ответ, что находится за гранью, ведет не только к популяризации смертной тайны и смертной угрозы в массовой культуре, но и является одной из причин незавершенности смыслового статуса обрядов инициации: ведь если инициация есть прохождение через символическую смерть, то образ этой смерти для выполнения ритуала должен быть мифологически или религиозно кодифицирован, закреплен в предании.

Заключение

С точки зрения архаического сознания (мощно укорененного в нашем коллективном бессознательном), ритуальная реальность является не условностью, но подлинно реальным миром. Ритуал конструирует символическую область бытия, которая имеет отношение к главным ценностями коллектива, к выживанию и благополучию социума. Ритуалы перехода конструируют жизненный цикл человека; очевидно, что для полноценного функционирования они должны наделяться осознанным пониманием и образом сакрального, поскольку именно эта область ответственна за то состояние

лиминальности и символической смерти, которое является ядром любого ритуала перехода.

Литература

1. Зимина И.С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков // Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 75-82.

2. Калинина Е.Ю. Попытка реконструкции значения ритуала «перехода границы» в средневековой политической и правовой практике // Юридическая наука. 2012. № 1. С. 4-8.

3. Клопыжникова А.А. Ритуал как кодификация обряда // Аналитика культурологии. 2008. № 11. С. 63-68.

4. Лебедев В.Ю. Семиотика ритуалов перехода и ее эстетические модальности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. № 18 (1). С. 211-219.

5. Лебедева И.Ю. Использование ритуалов перехода в работе с подростками группы риска в опыте зарубежных педагогов-исследователей // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 10 (5). С. 391-401.

6. Лисина Е.А. К вопросу о механизмах перехода: социально-философский аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 7 (126). С. 115-120.

7. Лискевич Н.А., Машарипова А.Х. Женщина в ритуалах перехода, связанных с традиционной се-мейно-брачной обрядностью, у коми Нижнего При-тоболья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. № 2 (13). С. 142-151.

8. Мамычева Д.И. Детство как «переход» в архаическом хронотопе // Аналитика культурологии. 2008. № 12. С. 54-58.

9. Сидорякина Т.А. Процесс «вхождения в науку» молодого ученого: «ритуалы перехода» в рамках «профессорской культуры» // Вестник Омского университета. 2009. № 3. С. 88-94.

10. Смаджа К. Горе, меланхолия и соматиза-ция // Уроки психоанализа на Чистых прудах. М. : Наука, 2016. С 225-243.

11. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психика: структура и функционирование. М.: Академический проект, 2007. С. 208-223.

12. Хамрина Ю.А. Способы и пути трансформации ритуалов в современном обществе // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 347. С. 53-56.

13. Куксин И.Н. Ответственность: социальное и юридическое содержание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015.№ 3 (19). С. 52-62.

Rites of passage: social system and its theoretical comprehension Fusu L.I.

Institute of psychology and psychoanalysis

The article is devoted to the peculiarities of the functioning of rituals of transition in modern social reality. Ritual plays an important role in preserving the social stability and integrity of the society. Rituals of transition: birth, initiation, wedding, funeral - are the most universal and effective mechanism for experiencing changes. Today, rituals, unlike traditional societies, exist in marked dynamics. Changes in the ritual take place in two ways: either in the elements of the ritual (with the preservation of its identity), or in the complete transformation of the ritual (in something else). Modern society are characterized by the so-called rituals of social recognition, which "inscribe" the individual into a new society. As an example of such new rituals,

one can give an example of the ritual of taking persons to a certain nationality; the ritual of obtaining a visa to visit one or another country. The most important lack of ritualization in the modern world is initiation. Rituals of transition are recognized in the world psychiatry as a functional way of channeling hostile aggression and actualization of creativity when working with adolescents and risk groups. An important and changing ritual of transition remains today and the ritual of dying / burial, which today is, as a rule, an eclectic combination of rituals of different origins. Obviously, the incompleteness of this ritual, the inability to give a complete answer that is beyond the bounds, leads not only to the popularization of mortal mystery in mass culture, but also is one of the reasons for the incompleteness of the semantic status of initiation ceremonies. If initiation is passage through a symbolic death, then the image of this death for the performance of the ritual must be mythologically or religiously codified, fixed in the tradition.

Keywords: Rites of passage, ritual, transitivity, liminality, initiation, funeral, death, evolution of rituals, boundary.

References

1. Freid Z. (2007) Pechal' i melankholiya [Sadness and melancholy]. Psikhika: struktura i funktsionirovanie [Mind: structure and functioning]. Moscow. Akademicheskii proekt [Academic project], p. 208 - 223.

2. Kalinina E.Yu. (2012) Popytka rekonstruktsii znacheniya rituala "perekhoda granitsy" v srednevekovoi politicheskoi i pravovoi praktike [An attempt to reconstruct the significance of the "border crossing" ritual in medieval political and legal practice]. Yuridicheskaya nauka [Juridical science], 1, pp. 4-8.

3. Khamrina Yu.A. (2011) Sposoby i puti transformatsii ritualov v sovremennom obshchestve [Ways and paths of rituals transformation in modern society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state university], 347, pp. 53-56.

4. Klopyzhnikova A.A. (2008) Ritual kak kodifikatsiya obryada [Ritual as a codification of the rite]. Analitika kulturologii [The analytics of culture], 11, pp. 63-68.

5. Lebedev V.Yu. (2017) Semiotika ritualov perekhoda i ee estet-icheskie modal'nosti [Semiotics of rituals of transition and its aesthetic modalities]. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii [Herald of the Russian Christian humanitarian academy], 18 (1), pp. 211-219.

6. Lebedeva I.Yu. (2015) Ispol'zovanie ritualov perekhoda v rabote s podrostkami gruppy riska v opyte zarubezhnykh pedagogov-issledovatelei [The use of rituals of transition in work with adolescents at risk in the experience of world pedagogics]. Sov-remennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern research of social problems], 10 (5), pp. 391-401.

7. Lisina E.A. (2011) K voprosu o mekhanizmakh perekhoda: sot-sial'no-filosofskii aspekt [On the issue of the mechanisms of transition: the socio-philosophical aspect]. Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg state university], 7 (126), pp. 115-120.

8. Liskevich N.A., Masharipova A.Kh. (2010) Zhenshchina v ritu-alakh perekhoda, svyazannykh s traditsionnoi semeino-brachnoi obryadnost'yu, u komi Nizhnego Pritobol'ya [A woman in the rituals of the transition, associated with traditional family-matrimonial rites, in the Komi of the Lower Pritobolye]. Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii [Bulletin of archeology, anthropology and ethnography], 2 (13), pp. 142-151.

9. Mamycheva D.I. (2008) Detstvo kak "perekhod" v arkhaicheskom khronotope [Childhood as a "transition" in the archaic chronotope]. Analitika kulturologii [The analytics of culture], 12, pp. 54-58.

10. Sidoryakina T.A. (2009) Protsess "vkhozhdeniya v nauku" mo-lodogo uchenogo: "ritualy perekhoda" v ramkakh "professorskoi kul'tury" [The process of "entering the science" of a young scientist: "rituals of transition" within the framework of "professorial culture"]. Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk university], 3, pp. 88-94.

11. Smadzha K. (2016) Gore, melankholiya i somatizatsiya [Grief, melancholia and somatization], Uroki psikhoanaliza na Chistykh prudakh [Lessons of psychoanalysis on Chistye prudy]. Moscow: Nauka, p. 225 - 243.

12. Zimina I.S. (2010) Sovremennyi variant initsiatsii v protsesse vzrosleniya podrostkov [The modern version of initiation in the process of adolescent growing]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2, pp. 75-82.

13. Kuksin I.N. Responsibility: social and legal content // Bulletin of Moscow City Pedagogical University. Series: Jurisprudence. 2015.No 3 (19). S. 52-62.

n m

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.