Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-252-256
Современный подход к вопросам мотивации к физической активности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством занятий физической культурой с элементами игры
Лыскова Кристина Александровна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Научный руководитель: Ковязина Галина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: в статье представлен анализ средств и методов формирования мотивации к физической активности у детей с нарушением интеллекта посредством занятий физической культурой с элементами игры.
Ключевые слова: нарушение интеллекта, мотивация, физическая культура, игра, формирование, дети младшего школьного возраста.
Дети с нарушением интеллекта развиваются медленнее своих сверстников из-за задержки психомоторного развития. Их внимание непроизвольно, малообъемно, неустойчиво и в некоторых случаях трудно переключается. Они гораздо позднее своих сверстников начинают сидеть, стоять, ползать, ходить. Задержка в развитии двигательной сферы значительно снижает знания ребенка об окружающем мире и его способность ориентироваться в пространстве.
Движения детей с нарушением интеллекта характеризуются неловкостью, отсутствием координации, чрезмерной медлительностью и, наоборот, импульсивностью и «выпадением» структуры двигательного действия. Это одна из причин, почему им так трудно усвоить самые простые и важные навыки и привычки.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Поэтому для детей с нарушением интеллекта характерно достаточно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Особенно страдает произвольная деятельность. Это связано с тем, что ее выполнение требует определенного уровня развития мышления и речи, устойчивого внимания, а также способности к сознательному волевому усилию. Выполнение различных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено из-за нарушения моторного развития.
На занятиях физической культурой это особенно проявляется в отсутствии тонких дифференцированных движений, недостаточной координации сложных двигательных актов, неумении разучивать движения, косности сформированных навыков, недостатках целенаправленного построения движений, трудностях в выполнения или изменения движений по словесной инструкции.
Однако наиболее важным вопросом остается проблема, связанная с мотивацией детей с нарушением интеллекта к физической активности. Как отмечают специалисты, у детей с нарушением интеллекта отсутствует борьба мотивов, отмечается значительное нарушение сознательного контроля произвольной активности, что связано с недостаточным развитием функций коры головного мозга (Исаев Д. Н., 2017., Литош Н. Л., 2022., Шипицина Л. М., 2010).
Мотивация - это побуждение человека к действию, комплекс мер для достижения какой-либо цели. По мнению Матковской, И. Г. (2007), мотив - это активная движущая сила, определяющая поведение живого существа. Интерес к физической активности является одним из проявлений сложных мотивационных процессов. По отношению к детям с нарушениями интеллекта следует различать мотивацию внутреннюю и внешнюю. По мнению П. К. Дуркина (2015), какой бы сильной ни была внешняя мотивация, интерес может формироваться только в результате внутренней мотивации. Мотивация возникает только в том случае, если внешняя мотивация и цели соответствуют возможностям учащегося с нарушением интеллекта, оптимальны для него и когда ученик понимает свою субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей приведет к тому, что ученик с нарушениями интеллекта будет вдохновлен
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
успехом и захочет продолжить занятие по собственной инициативе. Другими словами, это внутренняя мотивация и интерес (Бахарева Е. В., 2015).
Внешняя мотивация школьников с нарушением интеллекта, к большому сожалению, формируется в основном стихийно, до конца не осознанными в среде педагогов путями, средствами, методами, обстоятельствами. В то же время педагогический опыт свидетельствует, что при работе с классом в условиях занятия необходимо в первую очередь использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия на учащихся с нарушением интеллекта для целенаправленного воспитания у них внутренних положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Начинать можно с применения игровых комплексов, которые каждый учитель может составить самостоятельно (Дуркин П. К., 2015).
Игровая деятельность занимает важное место в жизни ребенка и оказывает благотворное влияние на формирование его души и развитие физических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно выходить из неожиданных ситуаций, взаимодействует с другими детьми и взрослыми, расширяет свой кругозор и уточняет представления об окружающем мире. Не случайно Д. Б. Эльконин (2009), В. В. Зеньковский (2019), Л. С. Выготский (2023) и другие детские психологи рассматривают игру как главное средство социализации личности.
Сила игры заключается в ее увлекательности и эмоциональности. В игре дети охотно и с энтузиазмом выполняют то, что вне игры считалось бы неинтересным и трудным. Поэтому игры способствуют преодолению психических и эмоциональных проблем, неуверенности, комплексов, формированию таких важных качеств личности, как ответственность, инициативность, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, умение контролировать себя и владеть правилам игры.
Особая ценность подвижных игр заключается в их способности одновременно воздействовать на двигательную и психическую сферу учащихся. Быстро меняющийся характер игровой ситуации требует подвижности цепей, скорости
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
реакции и нестандартного поведения, что может сделать привычные заученные движения неэффективными (Вайзман Н. П., 2017). Игра развивает так называемую внутреннюю диалектику и логику. Ребенок в игре должен выбрать и выполнить из множества возможных действий то, которое, по его мнению, является правильным и принесет успех.
Поэтому при выборе коррекционных и развивающих игр для детей с нарушениями интеллекта необходимо проявлять особую осторожность. И здоровые дети, и дети с нарушениями развития играют в одни и те же игры, но с детьми с нарушением интеллекта никогда нельзя заниматься так же, как с нормально развивающимися детьми, даже в более раннем возрасте. Их проявления различны.
По данным Н. П. Вайзмана (2017), дети этой категории имеют сложную психологическую организацию двигательных актов. Требования, предъявляемые в игре, не должны превышать реальные возможности ребенка. Непонимание ситуации, представленной в игре, и систематическое переживание неудачи может иметь негативные последствия в виде отказа от какой-либо деятельности, пассивности, замкнутости, а иногда и к агрессивности (Катаева А. А., Стребелева Е. А., 1993).
Таким образом, к наиболее эффективным средствам поддерживающей мотивации, у детей младшего школьного возраста, являются игры.
Проведенный анализ позволяет выявить противоречие между необходимостью формирования и поддержания мотивации к физической активности у детей младшего школьного возраста и недостаточным вниманием к данному вопросу в разработанных методиках адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта, что определяет научную проблему - необходимость разработки методики, направленной на формирование мотивации к физической активности у детей с нарушением интеллекта посредством занятий адаптивной физической культурой с элементами игр.
Особенностью такой методику должно стать комплексное применение средств и методов для формирования мотивации у детей младшего возраста.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Библиографический список
1. Бахарева, Е.В., Иванова, Л.В., Коваленко, Е.А. «Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников» // «Евразийский Научный Журнал». - 2015. - №7. - С.30 - 34.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. -Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 160 с.
3. Дуркин, П.К. К проблеме изучения мотивационно -потребностной сферы школьников и студентов как системообразующей основы воспитания у них физической культуры [Текст] / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Физическая культура. - 2015. - № 6. - С. 48 - 52.
4. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Литош. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 156 с.
5. Матковская, И. Г. Роль мотива в достижении цели. // Учитель. - 2007. -№ 5. - С. 70-72.
6. Эльконин, Д.Б. «Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 360 с.