Научная статья на тему 'Современный подход к управлению налоговыми рисками'

Современный подход к управлению налоговыми рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / TAX RISKS / УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ / TAX RISK MANAGEMENT / МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ / METHODOLOGY / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светличкина Ольга Юрьевна

Основные стратегические задачи управления налоговыми рисками являются первостепенными в развитии экономики. Подход систем управления определяет контрольная функция налоговой системы. Анализ стратегии, риска и системы управления позволяют выявить аспекты для успешного развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODERN APPROACH TO MANAGING TAX RISK

The main strategic objectives of the tax risk management are paramount in the development of the economy. Approach control systems determines the control function of the tax system. Analysis of strategy, risk and control systems allow you to identify aspects for successful economic development.

Текст научной работы на тему «Современный подход к управлению налоговыми рисками»

А. В. Родионов

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ...

Украине и в западной Европе: сравнительный анализ // Вектор науки Тольяттинского государственного универ-

ситета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 77-80.

METHODOLOGY OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS DEVELOPMENT OF THE REGION'S EDUCATIONAL POTENTIAL

© 2014

A.V. Rodionov, candidate of economic sciences, associate Professor

Luhansk National Agrarian University, Lugansk (Ukraine)

Annotation: Principles of methodology of development of quality control system of educational potential of region are formulated in the article. Grounded and presented system of contradictions which determine dialectics of problem of quality of educational potential of region management. Conceptual bases of development of quality control system at higher school are defined.

Keywords: methodology, educational potential, quality management, development, economy of knowledges, information.

УДК 336

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ

© 2014

О.Ю. Светличкина, финансовый аналитик

ООО «Самторг», Тольятти (Россия)

Аннотация: Основные стратегические задачи управления налоговыми рисками являются первостепенными в развитии экономики. Подход систем управления определяет контрольная функция налоговой системы. Анализ стратегии, риска и системы управления позволяют выявить аспекты для успешного развития экономики.

Ключевые слова: налоговые риски, управление налоговыми рисками, методология управления налоговыми рисками, налоговое администрирование.

Современный этап развития российской экономики характеризуется неоднозначными процессами, происходящими в системе налоговых отношений.

В современных условиях, среди проблем, решения которых требует сегодня практика экономической деятельности, следует выделить проблематику управления налоговыми рисками, при этом особого внимания заслуживает выявление ее существенных характеристик, характера и степени взаимосвязей, механизма практического использования.

Последствия экономических санкций оказывают существенное влияние на экономику России, и позволяют сформировать объективную необходимость активизации разработки методов и механизмов, направленных на снижение налоговых рисков для экономических субъектов.

Одним из основных индикаторов эффективности реализации налоговой политики является наличие налоговых рисков. Именно наличие налоговых рисков позволяет своевременно выявить проблемные сектора экономики. Государственное экономическое регулирование, осуществляемое на основе налоговой политики, имеет прямое воздействие на развитие экономики. Негативные финансовые последствия, возникающие у налогоплательщика, при появлении налоговых рисков оказывают влияние на его финансовое состояние, и, как результат, на возможность своевременно и в полном объеме исполнять свои налоговые обязательства перед бюджетом.

Особое значение при этом приобретают методические аспекты налоговых рисков, как на уровне государства, так и на уровне экономических субъектов.

Риск того, что налоговый орган при налоговой проверке признает операцию облагаемой налогом. Вопрос о налоговом риске встает, как правило, тогда, когда законодательство не достаточно четко определяет, нужно облагать налогом ту или иную операцию или нет. Налоговый риск может возникать также в том случае, если налоговый орган может признать сделку недействительной (притворной или мнимой) [3].

Выделим два подхода к определению понятия «налоговый риск». Первый подход определяет налоговый риск как риск неисполнения налогоплательщиком своих обязательств, перед государством в части своевременной и полной уплаты налогов и сборов, установленных законодательством, делая упор на источнике риска

- конкретном налогоплательщике. В основе данного подхода находится умышленное неисполнение налоговых обязательств. Во втором подходе налоговый риск определяется как вероятность неисполнения налогоплательщиком своих обязательств, вследствие информационной асимметрии, возникающей при нарушении принципа определенности.

Налоговый риск отражает одновременно экономические отношения характерные сразу для двух экономических категорий, а именно: налог и риск.

Основополагающим элементом экономической категории «налог» является налоговое обязательство, возникающее в процессе налоговых правоотношений. При этом информационная асимметрия позволяет как государственным структурам, так и самому налогоплательщику изменять сущность экономических и налоговых правоотношений.

Рассмотрим налоговый риск, как риск, неисполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств, возникающий в налоговых отношениях, основанных на процессе исчисления уплаты налогов.

В основе налоговых рисков предприятия находится налоговое обязательство, которое возникает в процессе налоговых правоотношений, и должно быть исполнено каждым налогоплательщиком самостоятельно. Современная налоговая система содержит большое количество информационной асимметрии. Она, являясь реальным фактом общественной экономической жизни, оказывает деформирующее действие на основополагающие принципы системы налогообложения. Основным проявлением информационной асимметрии, как фактора налогового риска, в отношении налогоплательщика, является нарушение принципа определенности налогообложения, имеющего негативные финансово-экономические последствия, как для налогоплательщика, в виде пени и штрафных санкций, так и для государства в виде несвоевременных или не в полном объеме полученных бюджетных доходов.

Таким образом, нарушение принципа определенности несет негативные последствия в виде налоговых рисков для всей экономической системы государства. Основной причиной возникновения у налогоплательщика налоговых рисков является неисполнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств в полном, определенном законом, объеме, при существующей не-

О.Ю. Светличкина

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ .

определенности.

В соответствии с п.1 ст 2 ГК РФ гражданским законодательством регулируются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательская деятельность является самостоятельной, и осуществляется на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.[1]

Таким образом, гражданское законодательство позволяет констатировать факт наличия риска предпринимательской деятельности. Раскрыть содержание категории «налоговый риск» можно только в рамках налогового права.

Основы принципа определенности заложены в ст. 3 НК РФ, тем не менее, информационная асимметрия оказывает большое влияние на категорию «налоговый риск». Несомненно, признание рискового характера налоговых правоотношений является необходимым условием их существования. Следует учитывать, что отсутствие разъяснений относительно назначения и экономического содержания категории «налоговый риск», а так же условий ее реализации может повлечь ненадлежащее экономическое регулирование.

Таким образом, реализация категории «налоговый риск» в экономических отношениях оказывает влияние на формование общественной экономической жизни, что выражается в существовании зависимости между характером риска в отношении государственного налогового регулирования экономической активности всех сфер бизнеса. Сфера применения категории «налоговый риск» ограничивается налоговым регулированием экономических отношений.

Важнейшая область сферы управления экономическими процессами - управление налоговыми рисками. На данном этапе экономического развития в России, проблематика управления налоговыми рисками стоит достаточно остро. В результате этого для налогоплательщиков острой необходимостью является знание соответствующей методологии управления налоговым риском, а так же умение применять их на практике. [6]

Механизм управления налоговым риском представляет собой совокупность форм экономических отношений, специфических методов (способов) направленных на предупреждение и снижение степени налогового риска, экономических операций подверженных рискам.

Одним из способов управления налоговыми рисками на предприятии является налоговое планирование. [5]

Налоговое планирование, на государственном уровне позволяет определить ожидаемые налоговые поступления, а так же способствует оптимизации государственных расходов.

В свою очередь, корпоративное налоговое планирование направлено на исполнение обязательств налогоплательщика перед бюджетом. Планирование налоговых платежей должно стать одной из важнейших функций управления финансами организаций, позволяющее смягчить негативное воздействие системы налогообложения на текущие и стратегические условия их функционирования. При этом налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов не должно противоречить общей стратегии экономического развития государства.

Налоговое планирование и прогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения компании-налогоплательщика, так как позволяет избежать финансовых потерь в процессе экономической деятельности.

Налогоплательщик не всегда может уклониться от налогового риска, т.е. ему необходимо принять риск на себя, но при этом налоговое планирование может позволить налогоплательщику минимизировать степень риска, принимая определенное управленческое решение.

Планирование налогообложения должно осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а в лучшем варианте, еще до создания самой компании, так как правильное управленческое решение о выборе будущей системы налогообложения определяется уже при регистрации компании. Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. [7]

Налоговое планирование, как способ снижения налоговых рисков, компании предполагает в конечном итоге уплату налоговых выплат в соответствии с действующим законодательством (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение налоговых, административных санкций и доначислений со стороны контролирующих органов, что достигается правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.

Характеризуя роль стратегического анализа, следует отметить, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом методы, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование можно определить как планирование финансовой деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга экономических субъектов всех отраслей экономики.

Разнообразные подходы к экономической сущности налогового планирования выявляют лишь его различные аспекты. Вследствие этого представляется возможным выделить два подхода к определению понятия налогового планирования, как методу управления налоговым риском в юридическом и экономическом аспекте.

Юридический аспект позволяет налогоплательщику использовать все законно-установленные нормы налогового права, с целью снижения налогового риска и минимизации налоговых платежей.

Экономический аспект налогового планирования основан на достижение оптимального уровня налогообложения с применением методики, позволяющей снизить объем налоговых обязательств, а сам процесс - как определение объемов и структур конечного продукта путем распределения факторов.

При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать:

1) законность, предполагает соблюдение всех требований действующего налогового законодательства при осуществлении налогового планирования;

2) комплексное использование законодательства при налоговом планировании;

3) разумность (реальность, эффективность) предусматривает возможность осуществления любых действий налогоплательщику, при этом они должны иметь не только юридическое, но и экономическое обоснование;

4) презумпция невиновности налогоплательщика,

5) снижение влияния информационной асимметрии (основано на п. 7 ст. 3 НК РФ «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)»).

В связи с чем, на современном этапе, возникновение налоговых рисков выходит на первый план среди остальных финансовых рисков. Тем не менее, государство постоянно стремится гармонизировать взаимоотношения с налогоплательщиками. [4]

Данный процесс имеет возможность развития, в случае выполнения следующих задач: со стороны налогоплательщика - своевременное исполнение налоговых обязательств; со стороны государства — устранение информационной асимметрии. На основании этого налогоплательщики, которые вводят систему управления

О.Ю. Светличкина

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ ...

налоговыми рисками, должны активно использовать систему индикаторов, которые позволяют предотвратить налоговые проверки [8, с.19; 9-13].

Подверженность налоговому риску существует в течение всего периода экономической деятельности налогоплательщика. Поскольку налоговая деятельность осуществляется в условиях налоговой неопределенности, под влиянием информационной асимметрии, как следствия дисгармонии фискальной, контрольной и регулирующей функций налоговой системы, то возникновению противоречивости налоговых правовых норм, отставания модернизации налогового механизма от темпов развития экономики, налоговым рискам подвержен любой налогоплательщик [14, с.285].

Таким образом, на микроуровне возрастают риски организаций, связанные с налоговыми отношениями. Они находят отражение в наметившийся тенденции к снижению экономической активности организаций определенных сфер экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации 31.11.1994 № 51-ФЗ Часть первая (ред. от 02.11.2013) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" / Компания "КонсультантПлюс".

2. Налоговый кодекс Российской Федерации 31.07.1998 № 146-ФЗ Часть первая (ред. от 01.09.2014) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс».

3. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

4. Власова Е.В., Камалетдинова Л.Ш. Экономические риски и их роль в трансформационном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 17-18.

5. Власова Е.В., Викторова О.А. Порядок управления налоговыми рисками в кредитной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2 (13). С. 20-22.

6. Власова Е.В. Моделирование структурных пропорций налогового потенциала на региональном уровне // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 32-35.

7. Власова Е.В. Концепция развития налогового потенциала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 1436-1440.

8. Курилов К.Ю. Методологические подходы к формированию финансовой стратегии предприятия // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 17-20.

9. Соколова И.А., Прохорова Н.А. К вопросу об определении сущности налогового риска // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 5 (31). С. 118-121.

10. Старчикова Н.Г. Особенности финансирования рисков хозяйствующих субъектов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 19. С. 97-102.

11. Юшкин С.Н. Специфика бюджетных рисков территории и пути их минимизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 189-194.

12. Кулькова Н.С. Проблемы учетной политики в целях налогообложения в организациях АПК // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 4 (5). С. 101-109.

13. Полторыхина С.В. Особенности финансовой политики на современном этапе в контексте модернизации российской экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 81-86.

14. Иванов Д.Ю. Прикладная модель согласованной системы материального стимулирования работников машиностроительного предприятия // Экономические науки. 2010. № 63. С. 284-288.

A MODERN APPROACH TO MANAGING TAX RISK

© 2014

O.Y. Svetlichnyy, financial analyst

LLC «Samtorg», Togliatti (Russia)

Annotation: The main strategic objectives of the tax risk management are paramount in the development of the economy. Approach control systems determines the control function of the tax system. Analysis of strategy, risk and control systems allow you to identify aspects for successful economic development.

Keywords: tax risks, tax risk management, methodology, tax risk management, tax administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.