THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE CONCEPTS AND MODELS CONTROLLING
© 2015
V. V. Bochkova, senior teacher of the Department «Management of organization»
Podolsk branch Moscow state engineering University (MAMI)», Podolsk (Russia)
Annotation. Controlling in hard conditions the competitiveness of enterprises should become the main tool of their activities. As the use of in controlling the activities of enterprises will promote the efficiency of its operations and sustainable development.
Keywords: concept, controlling, enterprise, sustainable development, management, monitoring.
УДК 336.025
РИСКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ИХ ОЦЕНКА
© 2015
Н. Н. Быкова, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. С переходом России на рыночные отношения процесс совершенствования ее налоговой системы находится в постоянном движении. При этом возникает необходимость найти разумные решения, позволяющие согласовать интересы как налогоплательщиков, так и государства, для достижения общей цели экономического развития страны, в том числе в условиях финансового кризиса. При реализации поставленной задачи возникают понятия налоговых рисков и определения факторов возникновения налоговых рисков, так как от этого во многом зависят меры по управлению рисками участниками налоговых правоотношений.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, налоговая система, риск, налоговый риск, управление налоговыми рисками, налогоплательщики, государство, налоговая нагрузка.
Рыночная экономика подразумевает развитие свободной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. В свою очередь, любая предпринимательская деятельность обязательно связана с возникновением рисков.
Под риском, в общем смысле, понимается вероятность возникновения любого рода потерь, убытков, недопоступления (неполучения) планируемых доходов, прибыли, что обусловлено спецификой тех или иных явлений природы или неправильных, а часто и незаконных действий человека.
Как у хозяйствующих субъектов, так и у уполномоченных органов государственной власти и муниципальных образований закономерно возникает вопрос о правильном толковании понятия «налоговый риск». Данный вопрос на сегодняшний день является достаточно острым и дискуссионным, и обусловлено это многими факторами, в том числе и различиями в подходе к самому процессу налогообложения. Указанные различия вытекают из противоположных точек зрения тех, кто платит налоги, и тех, кто их собирает (контролирует).
Для выработки теоретических основ реальной оценки налоговых рисков необходимо сопоставить указанные точки зрения, рассмотреть экономиче-
скую и правовую природу налоговых рисков, их место и значение в системе управления налоговыми отношениями, выяснить причины возникновения налоговых рисков и возможные пути их снижения [1, с. 134].
Существует правило: чем ниже налоговая нагрузка, тем выше налоговые риски. Заметим, что термин «налоговый риск» еще не установлен в действующем российском налоговом законно-дательстве, что и определило дискуссионность данного вопроса.
С точки зрения налогоплательщика, налоговый риск - это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для него: доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки. Такие обстоятельства могут быть связаны с возникшими разногласиями между налогоплательщиками и налоговыми органами в трактовке налогового законодательства или же признанием сделки недействительной (притворной или мнимой), которые могут обернуться для хозяйствующего субъекта действительным и, скорее всего, существенным возрастанием налогового бремени.
Налоговый риск с точки зрения государства -это вероятность недополучения налоговых платежей
в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды из-за применения налогоплательщиками методов оптимизации (минимизации) налогообложения.
Следует отметить, что возможность оптимизации налоговых платежей возникает, в том числе и в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве. Исходя из этого, хозяйствующим субъектам нельзя забывать, что любое снижение налоговых платежей всегда вызывает живой интерес у налоговых органов, ставит под сомнение законность сделок и расчетов, что сказывается на увеличении налоговых рисков у налогоплательщиков [2, с. 79].
Проводимая реформа налогового законно-дательства направлена на разработку, в том числе методов налогового контроля, которые способны обеспечить действенные и существенные результаты. Ранее, при становлении налоговой системы, выездные налоговые проверки проводились по плановому принципу - отработал налогоплательщик определенное время (обычно два-три года) - жди проверки налоговых органов. Но поскольку указанный метод предполагает сплошной обхват, он способен реально работать только при адекватной численности налоговых инспекторов. Учитывая, что налогоплательщиков в нашей стране все же больше, чем налоговых инспекторов - возможность проверить всех становится нереальной. Кроме того, любая проверка - это трата бюджетных денег, а расходование денежных средств должно сопровождаться налоговыми доначислениями по ее итогам. Именно такое понятие эффективности мер налогового контроля в конце концов привело к появлению Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
Приказом Федеральной налоговой службы России (далее по тексту - ФНС России) от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333 утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (далее по тексту -Концепция). Цель принятия данных нормативных актов заключается в создании единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышении налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствовании организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанная Концепция используется налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Таком образом, исходя из цели, постав-
ленной при принятии Концепции, с одной стороны, повышается налоговая грамотность и дисциплинированность налогоплательщиков, а с другой - выявляются наиболее вероятные «зоны риска», что, в свою очередь, позволяет налоговым органам своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля. В конечном итоге реализация Концепции должна привести к сокращению объемов теневой экономики и повышению доходов государства.
До принятия вышеуказанной Концепции налогоплательщик узнавал о своем включении в план проверки только тогда, когда к нему в офис (на предприятие) приходили должностные лица налоговых органов с решением о проведении проверки. В настоящее время он может без труда самостоятельно определить вероятность такого визита или перспективу включения его в план выездных проверок и последующих мероприятий налогового контроля, основываясь на принятой Концепции.
Для самостоятельной оценки налоговых рисков для налогоплательщиков одним из основных критериев является размер налоговой нагрузки.
Налоговая нагрузка налогоплательщика не должна быть ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Рассчитывается она как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.
Среднеотраслевой уровень налоговой нагрузки (в процентах) по основным видам экономической деятельности, приведен в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333. Для того, чтобы оценить риски проведения налоговой проверки, необходимо использовать специальную таблицу «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах».
Не следует забывать, что в расчет необходимо включать сумму налога к уплате. Так, например, налог на добавленную стоимость следует показывать в расчете уже с учетом вычетов за соответствующий налоговый период, а налоги, в отношении которых организации выполняют функции налоговых агентов, например, НДФЛ, учитывать в расчетах нецелесообразно.
Как правило, низкая налоговая нагрузка включает в себя другие признаки, характеризующие налоговый риск, но являющиеся самостоятельными критериями:
- убыточность финансово-хозяйственной деятельности: риск включения в план проверок повышается, если в бухгалтерской или налоговой отчетности присутствуют убытки на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение 2 и более календарных лет);
- высокая доля налоговых вычетов: в налоговой отчетности не должны отражаться значительные суммы налоговых вычетов за определенный период. Так, доля вычетов по НДС в общей сумме начисленного налога, рассчитанная за период 12 месяцев, не должна превышать 89 %;
- отклонение уровня рентабельности: уровень рентабельности по данным бухучета организации не должен отклоняться (в сторону уменьшения) более чем на 10 % от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг): этот критерий в большей степени касается налога на прибыль. Если при сопоставлении темпов роста расходов и доходов данные налоговой и финансовой отчетности не соответствуют друг другу -вероятна проверка. Разницу между результатами (прибылью или убытком), полученными по данным бухгалтерского учета и отраженными в налоговых декларациях, необходимо обосновать;
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации: размер среднемесячной выплаченной зарплаты на одного работника не должен быть ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Сверяться следует с данными территориальных органов статистики по субъекту РФ, размещенными на их официальных сайтах, а также в статистических сборниках, бюллетенях и др.;
- неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ (далее по тексту - НК РФ) величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы: показатели, с учетом которых организации предоставляется право применять специальный налоговый режим, не должны в течение календарного года неоднократно (дважды и чаще) приближаться к предельным значениям (менее 5 %), установленным НК РФ;
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год: этот критерий касается размера профессиональ-
ных налоговых вычетов по НДФЛ для индивидуальных предпринимателей. Доля таких вычетов, заявленных индивидуальными предпринимателями в декларации о доходах, не должна превышать 83 %;
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин: обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 года № 53;
- непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском: это деятельность, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды;
- неоднократное снятие с налогового учета в связи с изменением места нахождения, так называемая миграция.
Очень важно учитывать, что в случае, если налоговый орган в ходе камеральной проверки выявил несоответствия в показателях (ошибки в налоговой декларации, противоречия между сведениями в представленных документах и т. п.), налогоплательщику следует представить необходимые пояснения. При отсутствии объективных причин, препятствующих представлению пояснений, его могут вызвать в налоговый орган и потребовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести в документы соответствующие исправления в срок, установленный НК РФ, в случае неисполнения требований (непредставление необходимых пояснений при несоответствии показателей), повышается вероятность проведения выездной проверки.
Как видим, сущность новых правил взаимоотношений с налогоплательщиками с принятием Концепции основана на открытом процессе отбора возможных кандидатов на проверку по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. И это вносит в систему налогового контроля ряд преимуществ.
Во-первых, налоговые органы владеют структурированной системой критериев, которые позволяют объективно оценить всех налогоплательщиков и выявить нарушителей [3, с. 113].
Во-вторых, каждый налогоплательщик может с использованием этих критериев оценить результа-
ты своей деятельности и предусмотреть возможность избежания правонарушений [4, 5, 6].
Таким образом, алгоритм отбора налогоплательщиков для налоговых проверок становится взаимосвязан с действиями самих налогоплательщиков. Как только показатели деятельности хозяйствующего субъекта подпадают под определенные критерии, так сразу этот налогоплательщик автоматически переходит в «зону риска» совершения налоговых правонарушений и, следовательно, становится наиболее вероятным кандидатом на налоговую проверку.
Преимущества такого подхода в плане его эффективности очевидны. С одной стороны, структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок основана на анализе информации, получаемой налоговой инспекцией из различных источников.
С другой - свод критериев, в том числе и с примерами числовых показателей, подготовлен и доступен каждому.
Таким образом, регулярное проведение самостоятельной оценки налоговых рисков, как в ходе осуществления хозяйственных операций, так и по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, позволит налогоплательщику своевременно их устранить и в случае необходимости уточнить свои налоговые обязательства [7, 8, 9, 10].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курилова А. А., Курилов К. Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.
2. Курилова А. А., Курилов К. Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.
3. Курилов К. Ю., Курилова А. А. Формирование системы внутреннего аудита с учетом факторов влияния цикличности // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. Серия : Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 111-114.
4. Светличкина О. Ю. Современный подход к управлению налоговыми рисками // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С.93-95.
5. Якупов З. С. Влияние развития институтов государственности на организацию налогового контроля // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 106-112.
6. Власова Е. В., Викторова О. А. Порядок управления налоговыми рисками в кредитной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Экономика и управление. 2013. № 2 (13). С. 20-22.
7. Смагина А. Ю. Проблемы экономической сущности налоговых расчетов в системе управленческого учета // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2014. № 3. С. 96-98.
8. Шнайдер В. В. Управленческий учёт: проблемы и решения налоговых расчётов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Экономика и управление. 2014. № 1 (16). С. 104-106.
9. Курилова А. А. Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 21-23.
10. Полякова А. Г., Пономарев Д. Л. Экономическая рационализация экологических затрат в контексте устойчивого развития // Вестник тихоокеанского государственного университета. 2009. № 4. С. 167-172.
RISKS OF TAXPAYERS AND THEIR EVALUATION
© 2015
N. N. Bykova, assistant professor of the chair «Finance and Credit»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation. With the transition to market relations is the process of improving its tax system is in constant motion. This raises the need to find reasonable solutions to reconcile the interests of both taxpayers and the state to achieve the common goal of economic development of the country, including in the context of the financial crisis. When implementing the tasks arise concept of tax risks and determining factors of tax risks, as largely depend on the risk management measures participants of tax relations.
Keywords: business, tax system, risk, tax risk, tax risk management, taxpayers, the State tax burden.