Борисоглебская Л.Н.
д.э.н., к.т.н., профессор, проректор по научной и проектно -инновационной деятельности Орловского государственного университета boris-gleb@rambler.ru Лебедева Я.О.
к.э.н., начальник отделения проектно -инновационной деятельности БГТУ «ВОЕНМЕХ», докторант Орловского
государственного университета
yana-lebedeva@bk.ru
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Ключевые слова: научно-производственная кооперация, трансфер технологий, результаты интеллектуальной деятельности.
Keywords: scientific and industrial cooperation, technology transfer, results of intellectual activity.
В современных условиях актуальным является создание конкурентоспособной национальной экономики, основанной, прежде всего, на знаниях, высоких технологиях и формировании экосистемы цифровой экономики Российской Федерации.
В современных экономических условиях очевидной является потребность разработки новых взаимовыгодных форм стратегического партнерства предприятий и вузов как с учетом государственной поддержки, так и на основе установления партнерских отношений, направленных на эффективную коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.
Среди целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей, в Указе Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», отмечается обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования1.
Поставленные задачи достижения национальных целей развития в разработанной Минобрнауки России пр о-грамме стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ -2030» предусматривают организацию взаимодействия университета в рамках консорциумов, партнерств и с использованием других институциональных механизмов взаимодействия с образовательными, научными организациями и предприятиями, предполагающую активную ко м-мерциализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД).
Одно из направлений в рамках программы стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ-2030» включает обеспечение территориального лидерства на основе осуществления мероприятий по социально -экономическому развитию территорий, укреплению кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы. При этом проекты программ развития университетов должны пр е-дусматривать реализацию мероприятий с формированием консорциумов с другими университетами и (или) научными организациями и при необходимости с иными организациями.
Проекты программ развития университетов должны включать, в том числе, реализацию мероприятий по:
• подготовке кадров для приоритетных направлений научно -технологического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы;
• цифровой трансформации университетов и научных организаций;
• развитию и реализации прорывных научных исследований и разработок, в том числе получение по итогам прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
• внедрению в экономику и социальную сферу высоких технологий, коммерциализации результатов интелле к-туальной деятельности и трансферу технологий и др.
Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности становится одним из наиболее важных факторов развития вузов и представляет собой переход знаний и разработок в коммерчески и социально значимые инновации, определяющие вклад университета в инновационное развитие на региональном, национальном и мировом уро внях
В связи с тем, что деятельность вузов все в большей степени основывается на интеллектуальных ресурсах и новых знаниях, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности оказывает существенное влияние на
1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - http://www.consultant.ru/
рейтинг университета, демонстрируя его научно -исследовательский потенциал и роль в качестве генераторов инноваций.
Принятие управленческих решений в отрасли образования должно проводиться с учетом баланса разнонаправленных показателей. Трансформация системы взаимоотношений на рынке образовательных услуг, прежде всего, обусловлена цифровизацией и растущей конкуренцией вузов 1.
В целом коммерциализация РИД на основе передачи прав зависит от уровня развития сотрудничества университета с индустриальными партнерами, которое необходимо рассматривать по совокупности направлений, включая научно-технологическое развитие, кадровое обеспечение, формирование научно -образовательной и инновационной инфраструктуры и цифровую трансформацию.
В современных конкурентных условиях университеты должны быть готовы к достижению не только высоких наукометрических показателей, но и к реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе, при реализации крупных научных проектов 2.
Необходимым является формирование научно -производственной кооперации, основанной на проектно -ориентированной интегрированной подготовке кадров, учитывающей интересы индустриальных партнеров как потребителей результатов исследований и разработок (рис. 1).
Предлагаемый формат экосистемы проектно -ориентированной интегрированной подготовки кадров объединяет ключевые структурные подразделения вуза, ведущие научную, образовательную и инновационную деятельность.
В университете наряду с фундаментальным образованием получают новые знания, сформированные в результате проведения междисциплинарных исследований и интеграции науки, образования и промышленности.
При реализации совместных проектов с индустриальными партнерами целесообразно рассматривать вопросы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности на основе построения модели взаимодействия в рамках сформированной научно -производственной кооперации.
Рисунок 1.
Экосистема проектно -ориентированной интегрированной подготовки кадров
В университете наряду с фундаментальным образованием получают новые знания, сформированные в результате проведения междисциплинарных исследований и интеграции науки, образования и промышленности.
1 Федотов А.А., Сергеев С.М., Борисоглебская Л.Н., Лебедева Я.О. Прогнозирование рынка образовательных услуг на базе цифровых технологий // Инновации. - СПб., 2020. - № 3 (257). - С. 66-70.
2 Борисоглебская Л.Н., Лебедева Я.О. Развитие эффективных механизмов взаимодействия науки, образования и промышленности на основе управления результатами интеллектуальной деятельности // Сборник тезисов по итогам профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы». 2019. - С. 87-90.
Участники научно -производственной кооперации динамично анализируют рынок в рамках направлений их деятельности. При этом с учетом результатов проведенного анализа в виде конкретных запросов и потребностей выявляются отдельные предложения как разработчиков, так и производителей, а также имеющиеся ресурсы научных и образовательных организаций для реализации комплексного проекта (рис. 2).
В рамках научно -производственной кооперации определяется круг технологий и научных исследований, которые могут проводиться в интересах максимального числа субъектов рынка при условии объединения ресурсов участников кооперации и распределении рисков между ними1.
При этом инициатива по созданию результатов интеллектуальной деятельности принадлежит вузам и научным организациям. В связи с этим вузы вынуждены приспосабливаться к окружающей среде и производить результаты исследований и разработок, представляющие интерес для конкурентного рынка.
Социальный эффект
Рисунок 2.
Научно-производственная кооперация: модель взаимодействия при реализации совместных проектов
Предлагаемый подход к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности университета на основе развития научно-производственной кооперации при организации научных исследований и разработок встраивается в инструменты поддержки научных исследований и разработок, а также способствует формированию экосистемы цифровой экономики и отвечает целям инновационного развития регионов Российской Федерации.
1 Борисоглебская Л.Н., Лебедева Я.О. Научно-производственная кооперация на основе организационного механизма реализации комплексных интегрированных проектов // Экономические и гуманитарные науки. 2020. - № 5 (340). - С. 85-93.