Борисоглебская Л.Н.
д.э.н., к.т.н., профессор, проректор по научной и проектно-инновационной деятельности Орловского государственного университета boris-gleb@rambler.ru Лебедева Я. О.
к.э.н., начальник отделения проектно-инновационной деятельности БГТУ «ВОЕНМЕХ» докторант Орловского
государственного университета
yana-lebedeva@bk.ru
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО
ПРОЕКТА «НАУКА»
Ключевые слова: научно-производственная кооперация, коммерциализация, научно-технологическое развитие. Keywords: scientific and industrial cooperation, commercialization, scientific and technological development.
В основе Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее - Стратегия)1 лежит концепция «больших вызовов» - крупных проблем, включая продовольственную, демографическую, энергетическую и другие области, а также угрозы национальной безопасности. Стратегия призвана увязать «большие вызовы» с научно-технологическими приоритетами, список которых достаточно обширный. В то же время финансовые ресурсы для ответа на «большие вызовы» ограничены: в Стратегии зафиксировано, что к 2035 г. ожидается финансирование исследований и разработок на уровне 2% ВВП, причем доля частных инвестиций должна быть не ниже государственной.
Среди целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей в Указе Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», отмечается обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования2.
Актуальной задачей становится соединение бизнеса с наукой, интеграция усилий вузов и научных институтов, а также вовлечение промышленности в разработку наукоемких технологий.
Развитие всех форм научно-производственной кооперации, в результате которой научные исследования должны находить практическое применение, является основной задачей национального проекта «Наука»3 - части новой государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ». Структура НП «Наука» состоит из трех федеральных проектов:
• «Развитие научной и научно-производственной кооперации»;
• «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследования и разработок»;
• «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок».
Развивать научную и научно-производственную кооперацию предполагается известными методами: за счет создания научно-образовательных центров (НОЦ) разного типа. В области создания инфраструктуры помимо задач по строительству установок «мегасайенс» планируется обновить как минимум 50% приборной базы ведущих организаций. В третьем проекте упор сделан на поддержку молодежи, что корреспондирует с целью НП «Наука» по формированию кадрового потенциала. Как видно из структуры проектов, минимальное внимание уделено связи науки с реальным сектором.
Вместе с тем, потенциал реализации исследований и разработок российскими компаниями недостаточен для решения научно-технических задач развития Российской Федерации. При этом привлечение предприятиями промышленности ведущих университетов и профильных научных организаций является естественным и конструктивным решением.
Исходя из анализа национального проекта «Наука» можно сделать вывод о том, что недостаточно уделено внимание связи науки с реальным сектором, существует отрыв целей развития науки от экономических потребностей страны и преобладание ориентации на показатели разнообразных международных рейтингов.
1 Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». -http://www.consultant.ru/
2
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - http://www.consultant.ru/
Паспорт национального проекта «Наука» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) - http://www.consultant.ru/
Очевидным является потребность разработки новых взаимовыгодных форм открытого стратегического партнерства предприятий и вузов как с учетом государственной поддержки, так и на основе установления партнерских отношений, основанных на цифровой трансформации, принципах открытых инноваций и, в целом, направленных на эффективную коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.
Поставленные задачи достижения национальных целей развития в разработанной Минобрнауки России «Программе стратегического академического лидерства» предполагают организацию взаимодействия университета в рамках консорциумов, партнерств и с использованием других институциональных механизмов с образовательными, научными организациями и предприятиями, предполагающую активную коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД).
Важным моментом является проработка вопросов коммерциализации РИД, созданных усилиями ведущих университетов и профильных научных организаций, на стадиях фундаментальных, поисковых и прикладных исследованиях, а также в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологических работ, на основе их внедрения в высокотехнологическое производство, что обеспечивает создание добавленной стоимости в среднем до 10-15% от цены продукции1.
В целом коммерциализация РИД на основе передачи прав зависит от уровня развития сотрудничества университета с индустриальными партнерами, которое необходимо рассматривать по совокупности направлений, включая научно-технологическое развитие, кадровое обеспечение, формирование научно-образовательной и инновационной инфраструктуры и цифровую трансформацию (табл. 1).
Таблица 1
Направления сотрудничества университета с индустриальными партнерами
Направление Основные мероприятия
научно-технологическое развитие - выполнение исследований и разработок; - организация трансфера технологий; - развитие высокотехнологичного производства; - деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования
кадровое обеспечение - внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; - организация производственные практики; - привлечение обучающихся в научно-исследовательские и технологические проекты
формирование научно-образовательной и инновационной инфраструктуры - создание базовых кафедр, научно-образовательных центров; - формирование объектов инновационной инфраструктуры (инжиниринговые центры, центры компетенций и др.); - создание совместных предприятий с целью развития технологического предпринимательства и коммерциализации результатов исследований и разработок
цифровая трансформация - цифровизация основных процессов производственной деятельности
В современных конкурентных условиях университеты должны быть готовы к достижению не только высоких наукометрических показателей, но и к реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе, при реализации крупных научных проектов.
Необходимым является формирование научно-производственной кооперации, основанной на проектно-ориентированной интегрированной подготовке кадров, учитывающей интересы индустриальных партнеров как потребителей результатов исследований и разработок. Предлагаемый формат экосистемы проектно-ориентированной интегрированной подготовки кадров объединяет ключевые структурные подразделения вуза, охватывающие научную, образовательную и инновационную деятельность.
Так, в рамках развития научно-производственной кооперации с целью эффективной реализации совместных проектов с индустриальными партнерами:
• научно-исследовательские лаборатории (НИЛ), центры компетенций и центры перспективных исследований выполняют научные исследования и разработки;
• факультеты, кафедры, научно-образовательные центры (НОЦ) обеспечивают организацию образовательного процесса на основе практико-ориентированного подхода и с учетом направлений НИОКР, проводимых в вузе;
• инновационные структуры ведут деятельность по организации трансфера технологий и знаний;
• управленческие структуры обеспечивают в целом процессы оперативного управления мероприятиями, в которых участвует вуз в рамках научно-производственной кооперации.
Потребность в формировании научно-производственной кооперации связана с необходимостью обеспечения концентрации интеллектуальных, финансовых и административных ресурсов. В первую очередь, необходимым является создание коммуникационной инфраструктуры для консолидации интересов широкого круга заинтересованных сторон2.
1 Борисоглебская Л.Н., Лебедева Я.О. Развитие эффективных механизмов взаимодействия науки, образования и промышленности на основе управления результатами интеллектуальной деятельности // Сборник тезисов по итогам профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы». 2019. - С. 87-90.
2
Борисоглебская Л.Н., Лебедева Я.О., Михайлов В.Н. Открытое стратегическое партнерство предприятий и вузов: механизмы управления интеллектуальной собственностью при реализации совместных инновационных проектов // Инновации. - СПб., 2017. - № 1 (219). - С. 53-58.
Взаимодействие органов государственной власти, регуляторов, бизнес-структур, научно-исследовательских, образовательных, проектных, инжиниринговых организаций, институтов развития в рамках единого коммуникационного пространства позволяет провести обсуждение перспективных форм партнерства бизнеса, науки, государства (рис. 1).
РЫНОК
НАПРАВЛЕНИЕ
Рисунок 1.
Основные критерии анализа рынка и направлений работы научно-производственной кооперации
С учетом особенностей функционирования и специфики целей участников научно-производственной кооперации необходима их существенная специализация и встраивание в имеющиеся инструменты финансовой поддержки в рамках проведения исследований и разработок, объединяющих как исследовательские проекты научных и образовательных организаций, так и инновационные проекты бизнес-структур.
В статье предложен организационный механизм реализации научных исследований и разработок, учитывающий взаимодействие научно-производственной кооперации с элементами внешней среды, а также анализ рынка с целью выявления целевых сегментов для выхода на них с новыми технологиями и продуктами (рис. 2).
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
ФОИВ
ФОНДЫ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТОРЫ УСЛУГ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ
РАЗРАБОТЧИКИ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИИ И РАЗРАБОТОК
НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
¡^ЗАПРОСЫ, ПОТРЕБНОСТИ |
ЭЛЕМЕТЫ ИННОВАЦИОННОЙ инфраструктуры
ЗАКАЗЧИКИ ПРОДАВЦЫ ИНВЕСТОРЫ
РЫНОК
СЕГМЕНТ 1 СЕГМЕНТ 2 СЕГМЕНТ 3
СЕГМЕНТ п
Рисунок 2.
Организационный механизм реализации научных исследований и разработок
В рамках разработанного организационного механизма реализации научных исследований и разработок проводится их отбор с целью наиболее точного прогноза рыночных потребностей на основе выявления технологического заказа на краткосрочную и среднесрочную перспективы.
Участники экосистемы научно-производственной кооперации динамично анализируют рынок в рамках направлений их деятельности. Далее с учетом результатов проведенного анализа в виде конкретных запросов и потребностей выявляются отдельные предложения как разработчиков, так и производителей, а также имеющиеся ресурсы научных и образовательных организаций для реализации научных исследований и разработок (рис. 3).
_Социальный эффект_
Коммерческий эффект
Коммерциализация РИД
Государство
Регион
Предприятия
4
и О
н
<
го
О
н
Рисунок 3.
Научно-производственная кооперация: модель взаимодействия при реализации совместных научных
исследований и разработок
В рамках научно-производственной кооперации определяется круг технологий и научных исследований, которые могут проводиться в интересах максимального числа субъектов рынка при условии объединения ресурсов участников кооперации и распределении рисков между ними1.
При этом инициатива по созданию результатов интеллектуальной деятельности принадлежит вузам и научным организациям, а не исходит со стороны руководящих органов и соответствующих программных документов. В результате этого вузы вынуждены приспосабливаться к окружающей среде и создавать результаты исследований и разработок, представляющие интерес для конкурентного рынка.
Предлагаемый подход развития научно-производственной кооперации при организации научных исследований и разработок встраивается в инструменты поддержки научных исследований и разработок, а также развития образования, реализуемые на государственном уровне.
В целом, систематическая организация эффективного взаимодействия науки, образования, промышленности и государства направлена на решение следующих целей т задач, соответствующих реализации Национального проекта «Наука»:
• проведение научных исследований мирового уровня, в том числе по приоритетным направлениям научно-технологического развития РФ;
• внедрение результатов исследований и разработок в реальный сектор экономики;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов на основе научных исследований и разработок;
• привлечение элементов инновационной системы (технопарков, бизнес-инкубаторов, индустриальных парков, инновационных центров, центров трансфера технологий и др.).
Рассмотренные механизмы взаимодействия науки, образования и производства позволяют предприятиям промышленности, привлекая научные и образовательные организации, реализовывать научные исследования и разработки по созданию инновационной продукции и организации высокотехнологичного производства, направленные на формирование инновационной экосистемы, способной решать актуальные задачи научно-технологического развития страны.
1 Борисоглебская Л.Н., Лебедева Я.О. Научно-производственная кооперация на основе организационного механизма реализации комплексных интегрированных проектов // Экономические и гуманитарные науки. 2020. - № 5 (340). - С. 85-93.