Научная статья на тему 'Обеспечение научно-технологического развития РФ на основе создания эффективных механизмов взаимодействия науки, образования и промышленности регионов'

Обеспечение научно-технологического развития РФ на основе создания эффективных механизмов взаимодействия науки, образования и промышленности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-технологическое развитие / НИОКР / высокотехнологичное производство / инновационная продукция. / scientific and technological development / R & D / high-tech production / innovative products
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисоглебская Л. Н., Лебедева Я. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение научно-технологического развития РФ на основе создания эффективных механизмов взаимодействия науки, образования и промышленности регионов»

Борисоглебская Л.Н.

д.э.н., профессор, проректор по научной и проектно-инновационной деятельности Орловского государственного университета boris-gleb@rambler.ru Лебедева Я. О.

к.э.н., начальник проектно-инновационного отдела БГТУ «ВОЕНМЕХ», докторант Орловского

государственного университета

yana-lebedeva@bk.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНОВ

Ключевые слова: научно-технологическое развитие, НИОКР, высокотехнологичное производство, инновационная продукция.

Keywords: scientific and technological development, R & D, high-tech production, innovative products.

В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1 Правительству Российской Федерации поставлена задача при разработке и реализации национального проекта в сфере науки обеспечить к 2024 году опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников финансирования по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны, которое возможно достичь, прежде всего, за счет привлечения внебюджетного финансирования, обеспечиваемого бизнесом.

Основополагающим документом, в котором сформулированы основные приоритеты и направления, на которые государство делает ставку, преследуя цель стратегического прорыва к мировому лидерству в ключевых отраслях экономики, следует считать Стратегию научно-технологического развития РФ (далее - Стратегия)2.

В ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке.

В Стратегии сформулированы приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, отражающие общественный заказ на исследования и разработки и ориентирующие на результаты, которые ожидают от науки в будущем. При этом наука является поставщиком перспективных идей, предлагающих решения актуальных задач, поставленных бизнесом по улучшению качества продукции, расширения рынков и созданию новой инновационной продукции.

Основной проблемой развития научно-инновационного потенциала региона является нарушение системы связей между предприятиями промышленности, образовательными и научными организациями. В результате чего, практически отсутствуют партнеры реального сектора экономики, заинтересованные в совместных проектах, направленных на решение задач научно-технологического развития страны.

Принимая во внимание тот факт, что потенциал реализации исследований и разработок российскими компаниями недостаточен для решения научно-технических задач, обозначенных в Стратегии, следует признать, что привлечение ведущих университетов и профильных научных организаций является естественным и конструктивным решением.

В рамках реализации задач Национального проекта «Наука»3, который является фактически основным инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития РФ, в конце 2018 года сформированы 3 федеральных проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации»; «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации»; «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок».

1 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - http://www.consultant.ru/

2

Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». -http://www.consultant.ru/

Паспорт национального проекта «Наука» (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 3 сентября 2018 г. №10). - http://http://www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-ргоек1у-рп^гатту/

Решение научно-технологических задач, обозначенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, становится возможным при создании новых эффективных механизмов взаимодействия науки, образования и промышленности на протяжении всего жизненного цикла создания знаний, технологий и наукоемкой продукции за счет интеграции ведущих университетов, профильных научных организаций и выстраивания их кооперации с организациями промышленности (рис. 1).

£

I £

I

Рисунок 1.

Схема механизма взаимодействия между участниками процесса на протяжении жизненного цикла

создания знаний, технологий и наукоемкой продукции

При реализации предлагаемого в статье механизма на протяжение всего инновационного цикла университеты и научные организации привлекаются к работам, а также осуществляют научное сопровождение, включая опытно-конструкторские, технологические работы и промышленное производство.

В связи с этим важным моментом является проработка вопросов коммерциализации РИД, созданных усилиями ведущих университетов и профильных научных организаций, на стадиях фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, а также в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологических работ, на основе их внедрения в высокотехнологическое производство, что обеспечивает создание добавленной стоимости в среднем до 10-15% от цены продукции.

Практический опыт использования результатов интеллектуальной деятельности свидетельствует о низких показателях коммерциализации и трансфера технологий. Тогда как развитие прорывных технологий предполагает активное внедрение создаваемых результатов интеллектуальной деятельности в производство, что становится возможным при реализации эффективных механизмов взаимодействия научных и образовательных организаций региона с представителями бизнеса.

Для обеспечения эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, получаемых в ходе выполнения проекта, необходимо на каждой стадии фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, а также опытно-конструкторских и технологических работ, проводить базовые мероприятия управления результатами интеллектуальной деятельности1:

• обеспечение правовой охраны РИД;

• проведение оценки стоимости РИД;

• проведение маркетингового исследования рынка потребителей созданной научно-технической продукции;

• создание коммерческих предложений для выявленных сегментов потребителей РИД.

Учитывая, что создание и использование интеллектуальной собственности является сложным и многоэтапным процессом, следует учитывать возникающие риски управления интеллектуальной собственностью при реализации проектов:

• соблюдение служебного характера создаваемых РИД;

1 Лебедева Я.О., Михайлов В.Н., Шутин Д.В. Механизмы взаимодействия науки, образования и промышленности на основе управления результатами интеллектуальной деятельности // Экономические и гуманитарные науки. 2019. - № 4. - С. 63-72.

• комплексная защита всех результатов НИОКТР с учетом плана их дальнейшего использования;

• наличие у заявителей прав на получение патентов и исключительных прав на РИД;

• мониторинг делопроизводства в ходе установления правовой охраны РИД и поддержания в силе охранных документов;

• оперативность согласования, доработки и подачи заявок на правовую охрану РИД;

• соответствие заявок требованиям административных регламентов Роспатента;

• учет сроков оформления правовой охраны при планировании коммерциализации;

• сохранение конфиденциальности информации о РИД до момента получения правовой охраны.

Создаваемая в кооперации с индустриальными партнерами интеллектуальная собственность изначально ориентирована на рынок и обладает перспективами коммерческого использования.

С целью реализации схемы механизма взаимодействия участников процесса на протяжении жизненного цикла создания знаний, технологий и наукоемкой продукции, а также скоординированной работы системы управления правами на РИД, авторами статьи предлагается использовать инструмент формирования в регионе совместного научно-образовательного центра1, обеспечивающего проектные консорциумы необходимыми ресурсами для проведения научных исследований и разработок, а также создания высокотехнологичного производства.

Предлагаемая структура совместного научно-образовательного центра направлена на осуществление процессов интеграции кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, которые в своей совокупности способны обеспечить разработку и производство инновационных технологий и продуктов для различных сфер применения, технические характеристики которых превосходят аналогичные технологии и продукты, представленные на рынке (рис. 2).

Структура совместного научно-исследовательского центра

Университет создает инновационную продукцию совместно с организациями промышленности и науки в формате НОЦ, который объединяет их ресурсы в регионе. При реализации комплексного научно-технического проекта ресурсы научных организаций и университетов используются, прежде всего, на стадиях фундаментальных, поисковых и прикладных исследований.

Развитие совместного научно-исследовательского центра предполагается за счет совокупной прибыли интегрированного объединения, которую будет получать конечный производитель инновационной продукции и распределять её между всеми участниками инновационного цикла в зависимости от их вклада в её создание.

Необходимо отметить, что в России, вследствие низких кооперационных связей между участниками инновационного цикла производства новой продукции, а также недостатка частного финансирования исследований и разработок на принципах частно-государственного партнерства, существуют государственные инструменты поддержки проектов, находящихся на высоком уровне готовности технологий, такие как предусмотренные в рамках Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» .

1 Борисоглебская Л.Н., Лебедева Я.О. Механизмы взаимодействия науки, образования и промышленности для обеспечения научно-технологического развития РФ // Инновации. - СПб., 2019. - № 4. - С. 95-101.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 218 (ред. от 21.07.2016) «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы». - http://www.consultant.ru/

Эффективность вовлечения вузов в инновационной процесс, в том числе в рамках форм государственной поддержки кооперации науки и производства, зависит от обеспечения оптимального распределения функций, ресурсов и компетенций между предприятием и вузом, направленного на формирование открытого стратегического партнерства1.

В ходе реализации 218 постановления Правительства РФ, а также при каких-либо других форматах сотрудничества, основанных на партнерских отношениях, для осуществления трансфера технологий из науки в производство, авторами статьи предлагается следующая модель открытого партнерского взаимодействия предприятий и вузов, обеспечивающая коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности и экономические интересы обеих сторон (рис. 3).

м со

ИНТЕГРАЦИЯ

Интеллектуальная собственность

Денежные средства

Проведение НИОКТР на основе имеющихся разработок

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ

ФИНАНСИРВАНИЕ НИОКТР

технологии и разработки

научно-технические отчеты

т

конструкторская документация

-"-1

макеты, стенды опытные образцы

Промышленный образец

Организация высокотехнологичного производства

СЕРИЙНЫЙ ВЫПУСК ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

н В н к в № в ч

ы ^

В

Рисунок 3.

Модель открытого партнерского взаимодействия предприятий и вузов при реализации комплексных проектов

Реализация комплексного проекта в рамках Постановления Правительства РФ № 218 на основе субсидирования затрат на НИОКТР направлена на налаживание связей между университетами, предприятиями промышленности и научными организациями, что также способствует формированию совместных научно-образовательных центров (рис. 4).

Целевым приоритетом стратегического развития вузов является разработка эффективной формы и механизмов взаимодействия с бизнес-сообществом и органами законодательной и исполнительной власти для стимулирования исследовательской и инновационной деятельности и повышения её капитализации за счет коммерциализации результатов и продвижения продукции на внутренний и внешний рынок.

1 Борисоглебская Л.Н., Лебедева Я.О., Михайлов В.Н. Открытое стратегическое партнерство предприятий и вузов: механизмы управления интеллектуальной собственностью при реализации совместных инновационных проектов // Инновации. - СПб., 2017. - № 1 (219). - С. 53-58.

Минобрнауки России

Перечисление 100% субсидии на возмещение затрат по НИОКТР

Перечисление 100% субсидии на проведение НИОКТР

ВУЗ

ПРЕДПРИЯТИЕ

Предприятие показывает софинансирование комплексного проекта собственными внебюджетными средствами в размере не менее 100% субсидии (показывается затратами периода выполнения проекта)

100% субсидии для возмещения затрат на НИОКТР вуза + не менее 20% софи-нансирования

Затраты на организацию высокотехнологичного производства (80% от суммы софинансирования)

Организация высокотехнологичного производства

(80% софинансирования)

КОМПЛЕКСНЫЙ проект

(100% субсидия + 100% софинансирование)

Рисунок 4.

Схема финансирования комплексного проекта в рамках Постановления Правительства РФ № 218

Обеспечивая эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности научно-образовательные центры способны выполнять роль площадок, где будут реализовываться комплексные научные проекты за счет средств организаций промышленности, заинтересованных в результатах проводимых исследований и имеющих планы по их коммерциализации.

Участие в совместных проектах научно-производственной кооперации вузов и промышленных предприятий способствует повышению инновационной активности региона, а также развитию связей между наукой и производством на основе:

• создания базовых кафедр на производстве;

• проведения совместных инициативных научных исследований по разработке новых коммерчески перспективных продуктов и расширения номенклатуры продукции, создаваемой в ходе реализации проекта;

• трудоустройства выпускников на предприятие и др.

Формат сотрудничества предприятий и вузов на основе модели открытого партнерского взаимодействия по осуществлению трансфера технологий из науки в производство обеспечивает коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности и экономические интересы предприятий и вузов.

Представленные механизмы взаимодействия науки, образования и производства позволяют предприятиям промышленности совместно с научными и образовательными организациями реализовывать современный подход к созданию инновационной продукции и организации высокотехнологичного производства, направленный на формирование инновационной экосистемы в регионах, способной решать актуальные задачи научно-технологического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.