Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-КОМПАРАТИВНОГО МЕХАНИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)'

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-КОМПАРАТИВНОГО МЕХАНИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕСУРСООБМЕН / МОЛОДЕЖЬ / УЧАЩИЕСЯ / СОРЕВНОВАНИЕ / СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хашаева Светлана Владимировна

В настоящее время образование страны претерпевает существенные изменения, которые могут повлиять на формирование идентичности личности в обществе, как с положительной, так и с отрицательной стороны. В процесс идентификации по нашему мнению включена социальная адаптация, в которую в частности включена состязательность в рамках образовательной среды. В статье выделены и раскрыты тенденции-закономерности, которые проявляются в соревновательных процессах, которые оказывают влияние на становление личности учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODERN APPROACH TO INTEGRATED COMPETITIVE-COMPARATIVE MECHANISM IN EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF BELGOROD)

Currently, formation of country is undergoing significant changes that may affect on formation of personal identity in society from positive as well as negative side. In our opinion, in process of identification is included social adaptation, which includes in particular the competitiveness in the educational environment. article identifies and discloses trend-laws, which manifest themselves in competitive processes that have an impact on the personality of students.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-КОМПАРАТИВНОГО МЕХАНИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)»

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-КОМПАРАТИВНОГО

МЕХАНИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)

Хашаева Светлана Владимировна

кандидат социологических наук, адрес: ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет»

A MODERN APPROACH TO INTEGRATED COMPETITIVE-COMPARATIVE MECHANISM IN EDUCATION (ON the EXAMPLE of BELGOROD)

Hashaeva Svetlana Vladimirovna, candidate of sociological Sciences, associate professor of sociology, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Belgorod National Research University», Victory St., 85,, Belgorod, 308007, Russia

АННОТАЦИЯ

В настоящее время образование страны претерпевает существенные изменения, которые могут повлиять на формирование идентичности личности в обществе, как с положительной, так и с отрицательной стороны. В процесс идентификации по нашему мнению включена социальная адаптация, в которую в частности включена состязательность в рамках образовательной среды. В статье выделены и раскрыты тенденции-закономерности, которые проявляются в соревновательных процессах, которые оказывают влияние на становление личности учащейся молодежи.

Ключевые слова: образование, идентичность, ресурсообмен, молодежь, учащиеся, соревнование, состязательность, компаративность, закономерность, управление, социальные ресурсы.

ABSTRACT

Currently, formation of country is undergoing significant changes that may affect on formation of personal identity in society from positive as well as negative side. In our opinion, in process of identification is included social adaptation, which includes in particular the competitiveness in the educational environment. article identifies and discloses trend-laws, which manifest themselves in competitive processes that have an impact on the personality of students.

Keywords: education, identity, resources exchange, youth, students, competition, competitiveness, law, management, social resources.

Сфера образования является необходимой средой формирования и развития интеллектуального капитала, и исследуемый капитал воспроизводится именно в сфере образования, а стремление граждан к образованности является одним из важнейших факторов его сохранения и приумножения. Однако, несмотря на важную роль интеллектуального капитала в обществе, в современной науке еще не выработано единого подхода к рассмотрению сущности этого вида капитала [4].

Образование - это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, навыков и их совершенствование. В течение всей жизни человек может получать то или иное образование, проходя постепенную адаптацию к изменяющимся условиям жизни и постоянно изменяя и модернизируя идентификацию себя в обществе.

Вложения в человека, в развитие его потенциала, в наращивание человеческого капитала - самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить эффективность этих вложений очень сложно [3]. Образование рассматривается как объект образовательных отношений в двух видах:

- как процесс воспитания и обучения в целом;

- как совокупность получаемых знаний, умений, навыков, опыта деятельности и компетентностного подхода.

Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой проблемы, а, напротив, обостряют ее, наполняя новым качественным содержанием [2]. Насколько будет полноценным личностное развитие обучающихся их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного

творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от преподавателя. В то же время сам процесс идентификации в обществе играет важную роль, как процесс усвоения той информации, которой обладает та социальная общность, в которой человек находится. При этом, нельзя забывать о том, что идентификация в «своем» сообществе может быть положительной, но отрицательной в отношении общества в целом (здесь мы можем говорить о различных сектах, мороженых субкультурах и т.д.)

Особое внимание в данной статье хотелось бы уделить соревновательным отношениям. Данные отношения интересуют научные круги достаточно давно, например, Т. Гоббс писал: «Человеческую жизнь можно сравнить с состязанием в беге, и, хотя это сравнение не может считаться правильным во всех отношениях, оно все же достаточно, для того чтобы дать нам наглядное представление почти обо всех страстях... Надо только представить себе, что единственная цель и единственная награда каждого из участников этого состязания - оказаться впереди своих конкурентов [3].

Цель статьи - рассмотреть особенности соревновательных ориентаций учащейся молодежи в социальной реальности. В качестве эмпирических данных выступают результаты социологического опроса. Социологическое исследование проводилось в НИУ «БелГУ» (опрошено 300 студентов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент организации»), в школах №№ 7, 48 г. Белгорода (опрошено 250 учащихся 10-11 классов).

В настоящей статей будет раскрыто два основополагающих параметра соревновательной ориентации в образовательном процессе, имея в анализе данные параметры можно в дальнейшем судить процессе состязательности и современном направлении изучения данного процесса. К таким параметрам относятся:

- объект соревновательной ориентации: на кого ориентировано соревнование;

- предмет соревновательной ориентации: на что ориентировано соревнование.

- интенсивность соревновательных отношений;

- самооценка индивидуальных и групповых результатов;

%

40

20 К

0

- сравнительная оценка значимости личностных качеств;

- уровень самоэффективности;

- эмоциональные реакции на победу и поражение в соревновании;

- поведенческие реакции на победу в соревновании. Первый параметр - объект соревновательных ори-

ентаций исследовался посредством анализа ответов студентов и школьников на вопрос о том, с кем хотелось бы им соревноваться. Ответы студентов распределились следующим образом (рис. 1).

СМ

ответы респондентов

□ с сокурсниками

□ ни с кем

□ с самим собой

□ с другими

□ □

0

Рис. 1. Распределение ответов по объекту соревновательных ориентации

В ходе анализа данного ответа можно говорить о том, что соревновательная среда существует в достаточно широком разнообразии: с сокурсниками, с самим собой (т.е. собственное соревнование), с другими (возможно с родителями, родственниками и т.д.). Большое число ответивших - «ни с кем» или совсем затруднившихся с ответом, говорит о слабой соревновательной среде.

Также обращают на себя внимание два факта в ответах школьников. Во-первых, возрастает число тех, кто ни с кем не желает соревноваться - 30,3%, это большее количество по сравнению со студентами. Данные результаты наводят на предположение о том, что чем старше возраст респондентов, тем сильнее проявляются у них соревновательная установка, готовность к активному вклю-

чению в соревновательные отношения. Во-вторых, незначительное число школьников (2,3%) выражает желание соревноваться с родителями. Т.к. были опрошены школьники старших классов (10-11 классы), следовательно, можно говорить о тенденции снижения соревновательной привлекательности родителей, поскольку для младших школьников степень их привлекательности значительно выше, о чем свидетельствуют, в частности, данные исследований А.А. Бодалева [4].

Второй параметр соревновательной ориентации -это предмет. В ходе исследования был задан вопрос: «По поводу чего соревноваться?». Наиболее привлекательный набор предметов в соревновательности у студентов и школьников выглядит следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная оценка значимости предметов соревновательного отношения у студентов и школьников, в%_

Предмет соревновательного отношения Категории опрошенных

Студенты Школьники

Успехи в учебе 12,7 9,5

Эрудиция, интеллект 23,8 17,0

Добросовестность 8,2 6,8

Физические качества 4,9 15,0

Моральные качества 13,1 11,6

Находчивость 4,5 7,5

Привлекательность 4,1 7,1

Влияние на других людей 8,2 7,1

Другое 6,6 3,4

Затруднились ответить 13,9 15,0

В ходе исследования были получены следующие данные:

- на первом месте (как у школьников, так и у студентов) - эрудиция и интеллект, значимость данного аспекта возрастает в связи с поступлением в вузы;

- слабая соревновательная привлекательность учебы и успехов в учебе, тогда как учебная деятель-

ность является ведущей и для студентов и школьников, и правомерно было бы рассчитывать на более высокую степень их привлекательности; при этом у школьников, уровень привлекательности учебной деятельности несколько ниже, нежели у студентов.

- на более высоких позициях также оказываются «физические качества» и «моральные качества», у

студентов - «моральные качества» и «успехи в учебе». В период учебы в вузе возрастает соревновательная привлекательность моральных качеств и заметно ослабевает значимость физических качеств.

- для студентов несколько важнее качества «добросовестность», «влияние на других людей», для школьников - «находчивость», «привлекательность»;

- также особое внимание необходимо уделить ответу «затруднились ответить» это может быть связано с недостаточной адаптацией в образовательной среде, или же наоборот стремлением скорее выйти из сложившихся (школьных) отношений, т.е. слабой идентифицирующей функцией учащегося. Знание соревновательных ориентаций учащейся

молодежи может быть востребовано при организации учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений [9]. Важно принять к сведению, во-первых, то, что соревновательные отношения имеют значительный социально-воспитательный потенциал. Во-вторых, целенаправленное использование этого потенциала блокирует возможные негативные формы и проявления состязательности. В-третьих, соревновательные ориентации у отдельных учащихся проявляются с различной интенсивностью и могут иметь различную предметную направленность. В одних случаях их следует стимулировать, в других - сдерживать. В-четвертых, состязательность - это, образно говоря, обоюдоострое оружие, и с ним нужно обращаться очень осторожно, для чего требуются соответствующие компетенции.

В заключении хотелось бы отметить, что уже достаточно давно было отмечено, что нельзя сравнивать учеников, а необходимо сопоставлять нынешние достижения или у спехи с прошлыми, или с теми что намечены на будущее.

Список литературы

1. Зайцева О. Источники формирования интеллектуального капитала, его использование и оценка // Проблемы развития инновационно-креативной экономики - 2009/ Сб. научных статей по итогам Международной научной конференции, С.-Петербург, 19-20 мая 2009 г. [Под общ. ред. проф. Горелова Н.А., проф. Мельникова О.Н.]. М.: Креативная экономика, 2009. 840 с.

2. Теория организации и организационное проектирование / Под ред. Т. П. Фокиной, Ю. А. Карсакова, Н. Н. Слонова, Саратов, 1997. С. 34.

3. Гоббс Т. Человеческая природа. Избранные произведения в 2-х томах. М.: Мысль, 1965. Т. 1. С. 441514.

4. Бодалев, А.А Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.

5. Данакин Н.С., Сухинов М.С. Управленческая оценка как объект социологического исследования. Белгород: Изд. Центр «Логия», 2003. 180 с.

6. Майерс Д. Социальная психология. 6-е междунар. изд-е. - СПб.: Питер, 2002. 752 с.

7. Питка С.Н. Измерение эмоционального уровня проявления компаративных отношений // Социальные структуры и процессы: Сб. научных статей. Вып. V. -Белгород: ИП Остащенко, 2011. С. 140-144.

8. Питка С.Н. Поведенческие ориентации в структуре компаративных отношений // Тенденции развития общества: единство самоорганизации и управления: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. С. 241-243.

9. Хашаева С.В. Состязательный механизм социальной регуляции: Моногр. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. 148 с.

References

1. Zaitseva O. The Sources of Developing Intellectual Capital, its Use and Assessment// The Problems of Developingg Innovative and Creative Economics/ Collection of scientific articles of the International Scientific Conference, S. Petersburg, May 19-20, 2009/ [Ed. by Prof. Gorelov N.A., Prof. Melnikova O.N. M.: Izdatelstvo "Kreativnaya ekonomika"], 2009. 840 p., Pp. 815-832 - http://www.creativeconomy.ru/

2. Organization Theory and Organizational Planning / edited by T.P. Fokina, U.A. Karsakov, N.N. Slonov, Saratov, 1997. Pp. 34.

3. Gobbs T. Human nature. Selected works in 2 volumes. M.: Myisl, 1965. T. 1. Рр. 441-514.

4. Danakin N.S., Suhinov M.S. Management evaluation as an object of sociological researchBelgorod: Izd. Tsentr «Logiya», 2003. 180 s.

5. Mayers D. Social psychology. 6-e mezhdunar. izd-e. -SPb.: Piter, 2002. 752 р.

6. Pitka S.N. Measuring emotional level of existence of comparative relations// Sotsialnyie strukturyi i protsessyi: Sb. nauchnyih statey. Vyip. V. - Belgorod: IP Ostaschenko, 2011. Рр. 140-144.

7. Pitka S.N. Behavioral orientation in the structure of comparative relations // Tendentsii razvitiya obsche-stva: edinstvo samoorganizatsii i upravleniya: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Belgorod: IP Ostaschenko A.A., 2011. Рр. 241-243.

8. Hashaeva S.V. Adversarial mechanism of social regulation: Monogr. - Belgorod: Izd-vo BGTU, 2009. 148 р.

СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР В СЛОВАКИИ

Питер Хорват

Декан, Университет св. Кирилла и Мефодия, Факультет социальных наук, Словакия SOCIAL SECTOR IN SLOVAKIA

Peter Horvath, Dean, Ss. Cyril and Methodius University, Faculty of Social science in Trnava, Slovakia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.