студентов - «моральные качества» и «успехи в учебе». В период учебы в вузе возрастает соревновательная привлекательность моральных качеств и заметно ослабевает значимость физических качеств.
- для студентов несколько важнее качества «добросовестность», «влияние на других людей», для школьников - «находчивость», «привлекательность»;
- также особое внимание необходимо уделить ответу «затруднились ответить» это может быть связано с недостаточной адаптацией в образовательной среде, или же наоборот стремлением скорее выйти из сложившихся (школьных) отношений, т.е. слабой идентифицирующей функцией учащегося. Знание соревновательных ориентаций учащейся
молодежи может быть востребовано при организации учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений [9]. Важно принять к сведению, во-первых, то, что соревновательные отношения имеют значительный социально-воспитательный потенциал. Во-вторых, целенаправленное использование этого потенциала блокирует возможные негативные формы и проявления состязательности. В-третьих, соревновательные ориентации у отдельных учащихся проявляются с различной интенсивностью и могут иметь различную предметную направленность. В одних случаях их следует стимулировать, в других - сдерживать. В-четвертых, состязательность - это, образно говоря, обоюдоострое оружие, и с ним нужно обращаться очень осторожно, для чего требуются соответствующие компетенции.
В заключении хотелось бы отметить, что уже достаточно давно было отмечено, что нельзя сравнивать учеников, а необходимо сопоставлять нынешние достижения или у спехи с прошлыми, или с теми что намечены на будущее.
Список литературы
1. Зайцева О. Источники формирования интеллектуального капитала, его использование и оценка // Проблемы развития инновационно-креативной экономики - 2009/ Сб. научных статей по итогам Международной научной конференции, С.-Петербург, 19-20 мая 2009 г. [Под общ. ред. проф. Горелова Н.А., проф. Мельникова О.Н.]. М.: Креативная экономика, 2009. 840 с.
2. Теория организации и организационное проектирование / Под ред. Т. П. Фокиной, Ю. А. Карсакова, Н. Н. Слонова, Саратов, 1997. С. 34.
3. Гоббс Т. Человеческая природа. Избранные произведения в 2-х томах. М.: Мысль, 1965. Т. 1. С. 441514.
4. Бодалев, А.А Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.
5. Данакин Н.С., Сухинов М.С. Управленческая оценка как объект социологического исследования. Белгород: Изд. Центр «Логия», 2003. 180 с.
6. Майерс Д. Социальная психология. 6-е междунар. изд-е. - СПб.: Питер, 2002. 752 с.
7. Питка С.Н. Измерение эмоционального уровня проявления компаративных отношений // Социальные структуры и процессы: Сб. научных статей. Вып. V. -Белгород: ИП Остащенко, 2011. С. 140-144.
8. Питка С.Н. Поведенческие ориентации в структуре компаративных отношений // Тенденции развития общества: единство самоорганизации и управления: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. С. 241-243.
9. Хашаева С.В. Состязательный механизм социальной регуляции: Моногр. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. 148 с.
References
1. Zaitseva O. The Sources of Developing Intellectual Capital, its Use and Assessment// The Problems of Developingg Innovative and Creative Economics/ Collection of scientific articles of the International Scientific Conference, S. Petersburg, May 19-20, 2009/ [Ed. by Prof. Gorelov N.A., Prof. Melnikova O.N. M.: Izdatelstvo "Kreativnaya ekonomika"], 2009. 840 p., Pp. 815-832 - http://www.creativeconomy.ru/
2. Organization Theory and Organizational Planning / edited by T.P. Fokina, U.A. Karsakov, N.N. Slonov, Saratov, 1997. Pp. 34.
3. Gobbs T. Human nature. Selected works in 2 volumes. M.: Myisl, 1965. T. 1. Рр. 441-514.
4. Danakin N.S., Suhinov M.S. Management evaluation as an object of sociological researchBelgorod: Izd. Tsentr «Logiya», 2003. 180 s.
5. Mayers D. Social psychology. 6-e mezhdunar. izd-e. -SPb.: Piter, 2002. 752 р.
6. Pitka S.N. Measuring emotional level of existence of comparative relations// Sotsialnyie strukturyi i protsessyi: Sb. nauchnyih statey. Vyip. V. - Belgorod: IP Ostaschenko, 2011. Рр. 140-144.
7. Pitka S.N. Behavioral orientation in the structure of comparative relations // Tendentsii razvitiya obsche-stva: edinstvo samoorganizatsii i upravleniya: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Belgorod: IP Ostaschenko A.A., 2011. Рр. 241-243.
8. Hashaeva S.V. Adversarial mechanism of social regulation: Monogr. - Belgorod: Izd-vo BGTU, 2009. 148 р.
СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР В СЛОВАКИИ
Питер Хорват
Декан, Университет св. Кирилла и Мефодия, Факультет социальных наук, Словакия SOCIAL SECTOR IN SLOVAKIA
Peter Horvath, Dean, Ss. Cyril and Methodius University, Faculty of Social science in Trnava, Slovakia
АБСТРАКТ
Данная статья названа; Социальный сектор в Словакии.Тема имеет большой диапазон, поэтому рассмотрим только два аспекта, которые разделяют статью на две части.В первой части дана характеристика социального сектора в Словакии, а другая посвящена избранным субъектам социального сектора.
ABSTRACT
The present contribution Entitled social sectors in the Slovak Republic. This topic is quite broad, so we focus only on two aspects. Correspondingly also dividing the contribution into two parts. The first part defines social sector in the Slovak Republic and the second part describes selected social sector entities.
Ключевые слова: социальный сектор, Словакия, государство, функции, социальная политика, политические партии.
Keywords: social sector, Slovakia, State functions, social policy, political parties
Введение
Социальная проблема является актуальной темой. Речь идёт о более широкой проблематике, которую нельзя однозначно выделить или назвать её отдельные составные части. Данная статья ориентирована на социальный сектор в Словацкой республике.
В первой части ищем ответы на вопросы, как охарактеризовать социальный сектор, при этом берём за основу системный подход Talcotta Parsonsa, который разделяет социальную систему на четыре подсистемы. А при этом рассматриваем функции государства и их взамосвязь с вопросами социального сектора. Кроме того, нас интересует взаимосвязь социального сектора с социальной политикой и её целями.
Во второй части проводим аналитический анализ и рассматриваем отдельные субъекты социальной политики: индивидуум, политические партии, международная среда (обстановка).
Характеристика социального сектора в Словакии "Проблематика социальных связей, которые входят в социальный характер государства, является широко концептованной темой, и её можно рассматривать с нескольких точек зрения"[2, с.8]. Социальный, значит общественный. Общество, согласно Talkotta Parsona, включает четыре сектора.Социальную систему представлял, как самостоятельную и саморегулирующую, которая может приспособливаться к окружающим изменениям. Нормальное состояние системы -это состояние равновесия, при этом она быстро реагирует на появляющиеся новые требования, и, затем, приходит в состояние равнове-сия[7]:
1. Культурная подсистема - исполняет функции сохранности взглядов и регулирует напряжение в системе
2. Юридическая- выполняет интеграционную функцию, координирует взаимосвязи между членами системы
3. Экономическая- функция адаптации
4. Политическая-играет роль в достижении целей, мо-билизирует людей и ресурсы для достижения конкретных целей.
Поскольку проблема социального сектора имеет широкий диапазон и является концептованной темой, выделим четыре основные функции государства:
1. Охрана и безопасность, как внутри, так и вне государства
2. Экономика государства, которая должна обеспечивать экономический рост, продуктивность, сбор налогов и т.д.
3. Социальная проблематика, направленная к взаи-
мосвязи государства со своими гражданами (населением) и, которая должна улучшать их благополучие.
Указанные выше, три функции, можно объединить в две: охрана и безопасность и социально-экономическая, которая существует. как два переливающиеся сосуды. Если есть экономический рост, то и растёт благосостояние населения[3].
В социальный сектор входит несколько субъектов. Главной задачей социальной политики является достижение количественных и качественных показателей.К количественным показателям относятся:
- рост численности населения
- увеличение количества свадеб
- увеличение рождаемости
- увеличение среднего возраста жизни
- снижение смертности
- снижение количества разводов
К качественным показателям относится улучше-ние(повышение) качества жизни. Однако, это понятие или определение достаточно субъективно, так как зависит от ожиданий(требований) человека.Поэтому существуют идеальное и реальное качество жизни, разницу можно разделить на три варианта:
1. Соответствие между идеальным и реальным качеством
2. Реальное качество является усилением идеального
3. Идеальное -является усиленнием реального качества жизни
Можно констатировать, что качество жизни обусловлено потребностями человека, которые могут быть.как завышеными, так и занижеными.
Если говорить о безопасности (как о функции), то её можно частично отнести к социальному сектору, так как существуют группы населения, которым может угрожать опасность.
Субъекты социального сектора в Словакии Социальная политика является определённой частью целого общества, имея в виду государство[4]. Социальной политикой занимаются Парламент Словацкой Республики, Министерство труда, социальных проблем и семьи (и др.министерства). Поэтому можно говорить о законодательной власти, которая обеспечивает выполнение законов.
Кроме того, в процессах социальной политики, определённую роль играют политические партии, которые формулируют свои политические программы. Их идеологические направления:
1. Консерватизм
2. Либерализм
3. Социализм
Идеологии основаны на взаимном антагонизме, а поэтому политические партии находятся в конфронтации После Второй Мировой войны политические партии в Западной Европе стали более компромиссными.Однако политические идеологии теряют свой смысл,"не отвечают" (не соответствуют) современному (актуальному) времени. В Европе совместно управляют, как правые, так и левые политические партии. Консерваторы и либералы находят "общий язык" в вопросах свободного экономического рынка, а либералы и социалисты, наоборот, имеют много общих точек зрения, касаемых человеческих прав.
Кроме того, появились идеологические гибриды, которые комбинируют антагонистические идеологии, например, социальный консерватизм, социальный либерализм и под.
Политические партии в современных либерально-демократических системах занимают лидирующее поло-жение.Политические партии на основе своей идеологической базе, создают свои политические программы, тем самым агитируют людей и готовятся к будущим выборам. Люди, в принципе, должны были бы голосовать за качественные программы, касающиеся улучшения (или решения) социальных проблем.
Тепрь поговорим об индивидууме, социальный статус которого зависит от многих факторов:
- наследственный, то есть, его положение зачастую зависит от семьи, в которой родился и рос
- его способности
- черты характера
- динамичность
- умение преодолевать трудности
- амбиции
- судьба
- счастье
В связи с этим, необходимо выделить принцип субсолидарности, согласно которому, идивидуум должен в первую очередь, помочь сам себе, а потом его семья, промежуточные организации и государство. Между семьёй и государством должна бы была образоваться коммуна, но это очень неопределённый фактор(название) и под этим можно поразумевать:
- группа людей, проживающие в одном месте, имеется в виду совместное проживание
- между людьми в коммуне имеются определённые взаимосвязи -взаимная идентификация, интимность, солидарность
- открытость между членами группы и определённая закрытость перед "чужими"(не членами группы) Солидарность в коммуне не связана с государственными учреждениями, в отличие от государства, где платильщики налогов улучшают благосостояния населения, и не потому, что хотят, но потому, что должны. Солидарность в коммуне заложена на добровольных началах. Лучше всего, если коммуна, находится в сельской местности, где каждый знает один другого, спокойнее. В городах жизнь течёт быстрее, интенсивнее, большое количество населения.
В коммуне можно себя чувствовать свободно, все
друг друга понимают, чувствуют себя в безопасности[1]. Друг друга понимают и говорят на одном языке, который является главным интегрирующим факторам между людьми, так как от него зависит их Коммуникация[6].
На самой высокой ступени должна бы быть международная среда, так как государство не находится в безвоздушном пространсте. Словакия -член Европейского Союза и руководствуется принципами европейской социальной политики и Европейской социальной моделью. Основа Европейской модели исходит из системы декларированных ценностей, а её конкретная рамка удерживается тремя основными составляющими[5]:
1. Социальная охрана, включая здравоохранение, пенсионную систему, проблемы безработицы, пособия (помощь) семьям, детям
2. Социальное партнёрство
3. Службы (Услуги) в общих интересах Заключение
Можно констатировать, что социальный сектор в условиях Словацкой Республики, достаточно широкая и тяжело диференцированная сфера.Имеет связь с социальной и экономической функциями государства. В области социального сектора помогает социальная политика государства.Цель социального сектора в достижении количественных и качественных целей, при этом, имеем в виду качество жизни.
С точки зрения субъектов социальной политики, мы, в нашей статье говорили о политических партиях, предвыборные программы которых, могут создавать базы для программ парламента. В связи с принципом солидарности, индивидуум должен вначале помочь сам себе, а потом на помощь пришла бы коммуна.
Литература
1. BAUMAN, Z. 2006. Komunita: hladanie bezpecia vo svete neistôt. Bratislava: Vydavatelstvo Spolku slovenskych spisovatelov, 2006. ISBN 8080612250.
2. BOCÁKOVÁ, O. 2014. Integracné tendencie v EÚ a sociálna politika Slovenskej republiky. In: BOCÁKOVÁ, O. (ed.) Slováci ako euroobcania v Európskom dome: analyza mozností dalsieho rozvoja zivotnej úrovne obcanov SR. Brno: Tribun EU, 2014. ISBN 978-80-2630582-8.
3. CEMEZ, A. 2014. Európsky sociálny systém. In BOCÁKOVÁ, O. Európska kohézia v kontexte európskej sociálnej politiky. Brno: Tribun EU, 2014. ISBN 978-80263-0709-9.
4. DRAGANOVÁ, H. a kol. 2006. Sociálna starostlivost'. Martin: Osveta, 2006. ISBN 978.80-8063-240-3.
5. HOREHÁJOVÁ, M. 2010. Spravodlivost' v kontexte princípov sociálnej politiky. Bratislava: Ekonómia, 2010. ISBN978-80-8078-375-4.
6. KUBÍCKOVÁ, D. 2013. Dejinny vyvoj právno-bezpecnostnych aspektov státu. In: BOCÁKOVÁ, O. (ed.) Nové trendy, smerovania a vízie v tret'om tisícrocí (právno-bezpecnostné atribúty). Trencín: TnUAD, 2013. ISBN 978-80-8075-589-8.
7. SOPÓCI, J. 2004. Politika a spolocnost'. Bratislava: Veda, 2004. ISBN80-224-0802-6.