УДК 616-006.699
Мадумарова З.Ш. ассистент
кафедра медицинской радиологии
Бойкузиева М.Б. ассистент
кафедра повышения квалификации ВОП
Назарова Г.У.
заведующий кафедры повышения квалификации ВОП Андижанский Государственный медицинский институт СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ РАКА МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЕЗ
Аннотатция: В данной статье отображается новый метод ультразвуковой диагностики молочной железы - соноэластографии, которая основана на определении эластических свойств ткани (жесткости). Изучение диагностических возможностей ультразвуковой эластографии у больных с доброкачественными и злокачественными заболеваниями молочной железы позволит разработать показания к включению данной методики в комплекс лучевого обследования с целью раннего выявления рака, что создает условия для своевременного и правильного выбора лечебной тактики.
Ключевые слова: соноэластография, опухоли молочных желез, новообразования, ранняя диагностика.
Madumarova Z.Sh.
Assistant of the Department of Medical Radiology Andijan State Medical Institute Boykoceeva M.B.
Assistant of the Department for Advanced Training of the GP.
Andijan State Medical Institute Nazarova G.U.
Head of the Advanced Training Department of the GP The Andijan State Medical Institute SUMMARY NEW METHODS FOR DIAGNOSTICS BREAST
CANCER
In this article the new method of ultrasonic diagnostics of the breast-sonoelastography, which is based on determination of elasticity of the tissues, is presented (rigidity). Studying of diagnostic opportunities of ultrasonic elastography at patients with benign and malignant diseases of the breast will allow developing indications to including of this technique in a complex of radial inspection for the purpose of early identification of cancer and create conditions for a well-timed and correct choice of medical tactics.
Key words: sonoelastography, tumor of breast, new growth, early diagnostics.
Актуальность. Рак молочной железы (РМЖ) у женщин занимает первое место среди других онкологических заболеваний. Проблема имеет важное значение, так как растёт частота рака и доброкачественных заболеваний молочной железы, снижающих качество жизни женщины и её репродуктивной, детородной функции. Рак молочной железы (РМЖ) занимает первое место среди новообразований у женщин и является одной из ведущих причин смертности женщин молодого возраста. Ежегодно в мире выявляют около 1 млн. случаев РМЖ [1,2].
На протяжении последних десятилетий отмечен ежегодный прирост онкологических заболеваний молочных желёз более чем на 3% [1,2]. Поэтому для повышения информативности диагностики продолжается поиск методов, способных поставить диагностику заболеваний МЖ на качественно новую ступень. К их числу относится разработка различных методов визуализации сдвиговых упругих характеристик биологических тканей - так называемые методы ультразвуковой эластографии («elasticity imaging») или соноэластография. Они основаны на изменении жесткости и различной способности тканей деформироваться под внешним воздействием в зависимости от патологического состояния. Эта особенность известна еще с древних времен и используется при клиническом обследовании - пальпации. Для визуализации эластических свойств ткани используются ультразвуковые, оптические и МРТ-методы. Ведущим среди них является ультразвуковая эластография[3,4,6].
Ультразвуковая эластография отражает изменения в цветовом спектре в зависимости от эластичности различных тканей, присутствующих в сонографическом образце. Так, красный соответствует самым мягким компонентам, таким как жир, желтый и зелёный - компонентам средней жесткости (твёрдости), а синий или фиолетовый - самым жестким (твёрдым) компонентам, таким как гиперклеточные поражения или поражения с интенсивным фиброзом.
Цель исследования: Применение ультразвуковой эластографии для улучшение ранней диагностики рака молочных желез.
Материалы и методы исследования. Обследовано 50 пациентов (женщин от 20 до 62 лет) с узловыми образованиями молочных желез (доброкачественного и злокачественного характера). Для подтверждения диагноза пациентов с новообразованиями молочных желез использовали клинические и инструментальные исследования, в том числе морфологические, цитологические и гистологические исследования.
В качестве методов лучевой диагностики использовалась цифровая эхография высокого разрешения с применением допплеровских методик на аппарате «Accuvix V10» (Medison, Корея) с применением мультичастотных линейных трансдюсеров 5-13 МГц. Эластографическое изображение реализуется при минимальной компрессии датчиком исследуемой области в виде цветового картирования эластичности в выбранной зоне и
накладывается на изображение В-режима. Две секции экрана представляют стандартный В-режим и соноэластографическую интерпретацию. Эластичность тканей определяется и отображается определенными цветами на обычном экране В-режима. Эта техника включает в себя специально разработанные математические алгоритмы, которые точно перенастраиваются под любые возможные боковые смещения очага поражения вне двухмерного поля сканирования. Для оценки эффективности соноэластографии были выделены качественные и количественные диагностические критерии.
Результаты и обсуждения. Ультразвуковое исследование пациенток проводилось как в обычном В-режиме с использованием допплерографии, так и в режиме Эластоскан. Анализ полученных данных свидетельствовало о высокой чувствительности и достоверности эластографии для подтверждения диагноза о характере новообразования.
При клиническом обследовании 50 пациентов у 20 было выявлено образования злокачественной природы. В группе пациентов со злокачественными опухолями МЖ рентгеновская МГ была выполнена во всех случаях. По данным традиционного ультразвукового исследования (В -режим) в 90% случаев образования имели характерные признаки злокачественного процесса: размытость контуров за счет инфильтрации окружающих тканей, сниженная эхогенность образования, неоднородная внутренняя эхоструктура, наличие акустической тени.
При злокачественных образованиях в 78,6% определялся четвертый и пятый тип эластограммы. В то время как, при доброкачественных заболеваниях в 94,5% определялся первый, второй, третий, шестой и седьмой тип эластограммы.
В 2 (13,3%) ложноотрицательных наблюдениях при гистологическом исследовании был выявлен внутрипротоковый рак, который обладал меньшей плотностью в сравнении с инфильтрирующим раком, что было выявлено в исследованиях эластичности образцов различных тканей МЖ in vitro[7].
При анализе результатов количественной оценки эластографических данных с помощью коэффициента деформации установлено, что достоверным признаком злокачественного образования в МЖ являются высокие значения коэффициента (среднее значение КД 22,9±2,14), в отличие от доброкачественных образований (среднее значение КД 2,0±0,1) (р<0,001).
Сопоставление результатов ЭГ с данными традиционного УЗИ показало, что чувствительность ЭГ для непальпируемых опухолей составила 87,5%, чувствительность УЗИ - 66,7%.
Больная М., 50 лет случайно обнаружила образование в правой молочной железе. В маммографической картине определялось уплотнение в наружном квадранте. При ультразвуковом исследовании верхне-наружного квадранта определялся опухолевый узел размером 5,0 х 3,3 см капсулированная состоящая из нескольких долей, гипоэхогенного характера
с четкими контурами (рис 1). Лимфатические узлы не были увеличены. В режиме ультразвуковой ангиографии в образовании наблюдалась сосудистая
ножка со сниженным кровотоком. В режиме эластографии было выявлено смешанное
картирование с преобладанием участков сине-фиолетового цвета, свидетельствующее о высокой степени жесткости образования (рис 2). Количественные и качественные критерии
соответствовали доброкачественной природе выявленных изменений. Пациентке провели хирургического лечения с удалением узла, гистологический исследование которого подтвердил диагноз: периканаликулярная фиброаденома.
Рис 1. Общий вид новообразования в В-режиме (справа), Е1аБ1:о8сап железисто-кистозная структура неоднородной плотности, в центральной части жесткость ткани усилена (слева).
Количественные и качественные критерии соответствовали злокачественной природе выявленных изменений. При гистологическом исследовании образования после операции определилась малигнизированная внутрипротоковая папиллома, что подтверждает диагноз и говорит о высокой чувствительности эластографии..
Выводы. Уточняющая диагностика в сложных ситуациях строится на использовании дополнительных технологий, таких как ультразвуковая эластография.
1. Методика ультразвуковой эластографии (ЭГ) с комплексным использованием разработанных критериев качественной и количественной оценки эластичности ткани обеспечивает получение ценной дополнительной диагностической информации при узловых заболеваниях молочной железы.
2. Злокачественные узловые образования в 78,6% случаев характеризуются четвертым и пятым типом эластограммы (р<0,001). КД в 83,2% случаев имеет значения выше 4,3 (в среднем 22,9±2,14) и колеблется от 4,3 до 102,1 в зависимости от особенностей гистологической структуры образования.
3. Разработанные качественные и количественные критерии соноэластографии помогают не только в диагностике пальпируемых образований, но и в сложных случаях непальпируемых образований, когда даже минимальные отклонения различных критериев играют ключевую роль в постановке правильного диагноза.
4. Включение ЭГ в диагностический комплекс достоверно повышает специфичность традиционного ультразвукового исследования в диагностике рака молочной железы с 76% до 94,5% (р<0,001), а также чувствительность для непальпируемых опухолей с 66,7% до 87,5% (р<0,001).
Внедрение метода ЭГ в широкую клиническую практику позволило существенно улучшить распознавание природы патологических изменений в молочной железе, позволяет получить качественно новую информацию о состоянии молочной железы, отображая эластические свойства тканей, сокращает сроки обследования больных, что создает условия для своевременного и правильного выбора лечебной тактики.
Использованные источники:
1. Корженкова Г.П., Скрининг рака молочной железы // Вестник рентгенологии и радиологии № 1 -Москва 2013 г., с 46
2. Рожкова Н.И., Шерстнева Т.В., Зубовская А.Г., Диагностика редких форм десмоидной опухоли молочной железы.// Вестник рентгенологии и радиологии № 3 - Москва 2013 г. с 9
3. Ветшев П.С. Ультразвуковая диагностика узловых образований молочных желез / П.С. Ветшев, O.C. Шкроб, Н.С. Кузнецов, А.Н. Лотов, Ю. В. Кулезнева // Хирургия.- 2004.- №1,- С. 8-11.
4. Ганцев Ш.Х. Рак молочной железы (учебное пособие) / Ш.Х.Ганцев, А.М.Ханов, С.М. Демидов // Москва, «Медицинское информационное агенство», 2004. 114 с.
5. Stavros AT, Thickman D, Rapp CL, et al. Solid breast nodules: use of sonography to distinguish between benign and malignant lesions (Солидные узлы молочной железы: использование сонографии для дифференциации доброкачественных и злокачественных патологий). Radiology. 2006;196:123-34.
6. Труфанов Г.Е., Рязанов В.В., Иванова Л.И., УЗИ с эластографией в маммологии. // Санкт-Петербург 2013 г.
7. Krouskop T. A., Wheeler T.M. et. al. Elastic moduli of breast and prostate tissues under compression // Ultrasonic imaging. - 2007. - 20. - P. 260-274.