УДК 336.719
современный подход
к банковским инновациям
в.с. ПРОСАЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и налогов E-mail: [email protected] А.А. НИКОЛАЕВА, аспирантка кафедры финансов и налогов E-mail: [email protected] Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В статье отмечается, что использование инновационных процессов и технологий является неотъемлемой частью деятельности любой кредитной организации. Выделены особенности использования инноваций в банковской сфере, определены виды инновационного менеджмента, проанализированы основные показатели применения инноваций в работе кредитных организаций. Проведен сравнительный анализ стратегического и инновационного управления коммерческим банком. Доказано, что в инновационной политике коммерческих банков отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности на научно-техническую деятельность.
Ключевые слова: инновации, инновационный менеджмент, стратегическое управление, инновационное управление
Эффективность работы банка на финансовом рынке во многом зависит от внедрения новых банковских продуктов, технологий или процессов.
В последнее время все очевиднее становится практическая необходимость использования инновационных процессов в сфере функционирования кредитных организаций, возникает потребность в эффективном управлении данными процессами. Многие коммерческие банки используют в своей деятельности инновационные механизмы. Однако возникает проблема, связанная с отсутствием системного методического инструментария, позволяю-
щего организовать комплексное управление ими.
Таким образом, актуальным является формирование современного подхода к банковским инновациям. Для достижения этой цели авторами были решены следующие задачи:
— определены этапы инновационного управления;
— сформулированы задачи инновационного менеджмента в кредитной организации;
— выделены функции инновационного менеджмента;
— предложена классификация видов инновационного управления в коммерческом банке;
— доказана важная роль инновационного стратегического управления в кредитной организации.
С точки зрения авторов, инновационный процесс можно рассматривать как объект менеджмента, однако он обладает высокой степенью риска. В основе инновационного стратегического управления нет базового элемента, предполагающего проверенного временем эффекта от инновации.
Большинство экономистов, анализируя инновационные банковские процессы, выделяют их только как фактор конкурентоспособности [1, 4, 5, 7, 10]. Однако в процессе исследования работ по инновациям в банковской сфере была выделена особенность, присущая непосредственно банковским инновациям. Для кредитно-фи-
нансовой сферы характерен высокий динамизм функционирования, действительно приводящий к тому, что инновации выступают как необходимый элемент, позволяющий обеспечить конкурентоспособность кредитной организации. В то же время теоретическая сущность инновации подразумевает отсутствие гарантии получения положительного экономического эффекта от ее внедрения. Таким образом, наличие инноваций в деятельности банка является не его конкурентным преимуществом, а рискованными динамическими возможностями.
Следующей особенностью инноваций в банковской сфере является законодательное ограничение. Согласно Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация может внедрять инновационный продукт или инновационную услугу только при наличии соответствующей лицензии, согласно перечню. Данное положение существенно ограничивает инновационные возможности банков по сравнению с другими коммерческими организациями. Банки по существу вправе лишь совершенствовать уже существующие продукты, услуги или бизнес-процессы.
Анализируя процесс развития использования инноваций в банковских системах различных стран
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
1995
2000
2005
2010
2011
Рис. 1. Активность использования инноваций мировыми банковскими системами в 1995-2011 гг. [11]: 1 — банки стран Европы; 2 — банки стран Юго-Восточной Азии; 3 — банки России; 4 — банки США
(рис. 1), можно отметить, что в последнее десятилетие наблюдается активизация их применения.
Лидерами в использовании инновационных разработок являются банки стран Юго-Восточной Азии (Японии, Сингапура и Южной Кореи), а также США. Если говорить о европейских банках, то наибольшее внимание инновационным разработкам уделяется в таких странах, как Великобритания, Германия и Франция. В России инновационные идеи в банковской сфере используются не так активно, но также наблюдается наращивание темпов инновационных разработок.
Несмотря на то, что доля инновационных продуктов и услуг в целом в деятельности банков невысока и обычно составляет около 20% (рис. 2), в ряде стран они приносят наибольшую часть прибыли кредитным организациям. Банки России в данном рейтинге находятся на последнем месте, что можно объяснить относительной «молодостью» развития инноваций среди отечественных кредитных организаций.
Зачастую внедрение инновационных продуктов требует значительных финансовых затрат, но при этом основная цель заключается в поддержании высокой конкурентоспособности.
Проанализировав работы, где рассматривается инновационный процесс в кредитной организации, можно провести аналогию с этапами стратегического управления (рис. 3). Существенным отличием инновационного управления от стратегического управления будет являться новый этап — формулировка инновационной идеи, внедряемой в кредитной организации. Последующие этапы аналогичны процессу стратегического управления. На втором этапе происходит постановка целей и задач по инновационному проекту, анализируется ресурсный потенциал организации, рассматриваются возможности осуществления инновационного проекта. Далее разрабатываются мероприятия по внедрению инновации. На последних этапах происходит реализация поставленных задач, а также оценка и контроль за эффективностью инновационного проекта.
Следует отметить, что инновационное управление в кредитной организации неотъемлемо связано со стратегическим управлением. Данное обстоятельство позволяет интерпретировать инновационную деятель-
Банки США
Банки России
Банки стран Юго-Восточной Азии
Банки стран Европы
71%
31%
74%
52%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% ■ Доля прибыли от использования инновационных разработок
рис. 2. Анализ получения прибыли от инновационных разработок мировыми банковскими системами [11]
Формулировка инновации
Постановка целей и задач инновационного проекта
Анализ инновационных возможностей [
Реализация инновационного проекта - | | -
Осуществление контроля за инновационным проектом, оценка его эффективности
рис. 3. Этапы инновационного управления
ность кредитной организации как осуществление управленческих процессов:
— анализ среды;
— определение целей;
— выбор стратегии;
— выполнение стратегии;
— оценка и контроль за выполнением.
Разрабатывая стратегию и осуществляя стратегическое управление в кредитной организации, особое значение необходимо придавать созданию новых банковских продуктов, а также реализации новых бизнес-процессов. Результатом является обеспечение конкурентных преимуществ банка, приводящих к его экономическому развитию.
Таким образом, особую актуальность в процессе функционирования кредитной организации получает инновационное стратегическое управление, которое обеспечивает его инновационную деятельность. Посредством реализации стратегического управления решается вопрос о том, на каком этапе будут инициированы инновационные процессы, каков будет характер инновационной деятельности кредитной организации.
Конкретным примером сравнительного анализа, представленного в таблице, служит разработка стратегии АКБ «Приморье». Кредитная организация занимается ее формированием согласно требованиям Банка России, привлекая также сторонние агентства. Инновационное управление осуществляется посредством разработки и внедрения процессов
сравнительный анализ стратегического и инновационного управления коммерческим банком
характерный признак стратегическое управление инновационное управление
Цель Реализация стратегии Реализация инновации
Срок осуществления Разрабатывается на срок не менее трех лет Осуществляется в течение трех лет
Степень вовлеченности организации В процесс реализации вовлечены все подразделения кредитной организации Вовлечены отделы, реализующие инновационный процесс, продукт или услугу
Этапы осуществления Аналогичные по содержанию этапы управления
Уровень риска В связи с длительным сроком реализации риски минимизируются Высокий уровень риска
Анализируемые ресурсы Анализируются внешние и внутренние ресурсы.
Возможности организационного процесса В связи с длительным сроком реализации максимально структурировано и организовано В связи с необходимостью срочной реализации менее структурировано и организовано
Координирующий орган управления Руководство кредитной организации, а также менеджеры высшего звена
на этапе разработки стратегии банка. В данных процессах участвуют все подразделения банка.
По мнению авторов, особенностью использования инноваций в стратегическом управлении коммерческим банком является то, что инновационные процессы не могут быть реализованы без осуществления стратегического управления в кредитной организации. Однако для обеспечения конкурентоспособности коммерческого банка ему необходимо применять инновации на том или ином этапе стратегического управления.
В целях обоснования предложенного тезиса авторами был проведен сравнительный анализ основных характерных признаков стратегического и инновационного управления коммерческим банком (см. табл. 1).
Результаты анализа свидетельствуют о взаимопроникновении стратегического и инновационного управления. Л.В. Стрелкова в своей работе предлагает интегрировать стратегический и инновационный менеджмент [12]. Она отмечает, что инновационная деятельность должна лежать в основе стратегического развития организации. Авторы поддерживают данную позицию, так как любая стратегия в конечном итоге приводит к качественным изменениям в деятельности банка.
Таким образом, стратегическое управление априори включает в себя инновационное управление.
Авторы определили взаимосвязь этапов стратегического и инновационного управления. Для этого были интегрированы этапы двух видов менеджмента. В качестве результата можно отметить, что на
всех этапах стратегическое управление кредитной организацией тесно взаимодействует с инновационным процессом.
В ходе реализации стратегического управления происходит взаимодействие двух управленческих процессов, позволяющих коренным образом преобразовать деятельность кредитной организации в целом или модернизировать отдельные бизнес-процессы, приводящие к повышению ее конкурентоспособности.
Для реализации поставленной задачи была разработана модель формирования стратегического инновационного управления (рис. 4). В рамках проведенного исследования авторы определили, на каком этапе стратегического управления наиболее эффективно привлекать инновационные программы, эвентуальность внедрения которых позволит кредитной организации модифицировать стратегическое управление в стратегическое инновационное управление.
В процессе анализа внешней среды и определения внутреннего ресурсного потенциала формируются цели дальнейшего стратегического развития кредитной организации. На данном этапе могут быть предложены инновационные программы, которые аналогично разработанным стратегиям, не включающим инновационные элементы, будут проходить отбор в рамках второго этапа стратегического управления.
Инструментарий инновационных программ может быть пока не полностью разработан и уточнен: он формируется на втором этапе стратегического управления (решение). Для каждой инновационной
Инновационное управление
Инновационная программа
_ к
Д Решение
--- Анализ 0
А
Рис. 4. Модель формирования инновационного стратегического управления [8]
программы вместе с инструментарием необходимо разработать специфическую методику оценки ее эффективности, учитывающую используемые ресурсы и технологии.
В основе выбора той или иной стратегии будет заложен уровень неопределенности среды [3]. Кроме того, немаловажно учитывать эволюционный процесс приспособления кредитной организации путем внедрения инновационных стратегий на основе эволюционной матрицы [2], позволяющей сопоставить инновационные изменения в коммерческом банке и ее основные экономические и финансовые показатели.
Инновационное управление в коммерческом банке представляет собой систему подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала как кредитной организации в целом, так и отдельного подразделения в частности. Кроме того, инновационное управление в коммерческом банке — это взаимосвязанный комплекс действий, направленный на достижение или поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и жизнеспособности организации с помощью механизмов управления инновационными процессами [13].
На взгляд авторов, инновационное управление является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Иными словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному менеджменту о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности.
Следует отметить, что для принципов российского типа управления характерен только переход на использование в своей деятельности системы постоянного внедрения инноваций. Это говорит о том, что инновационный менеджмент и непосредственно инновационная деятельность кредитных организаций находятся на стадии развития.
По мнению авторов, к совокупности элементов, посредством которых осуществляется инновационный менеджмент в кредитной организации, можно отнести:
1) группу менеджеров, занимающихся управленческим трудом в кредитной организации;
2) научно-технический отдел, занимающийся изучением социально-экономических и технико-
организационных аспектов управления процессами, протекающими в коммерческом банке;
3) социально-экономический институт, который непосредственно влияет на развитие инновационной, инвестиционной, предпринимательской деятельности, образ жизни, социально-экономическую и политическую сферы общества.
Объектами инновационного управления в коммерческом банке являются инновация и инновационный процесс.
На взгляд авторов, к задачам инновационного менеджмента в коммерческом банке относятся:
1) планирование инновационной деятельности кредитной организации;
2) формулирование миссии путем ориентации деятельности организации на инновации;
3) определение основных направлений инновационной деятельности;
4) организация инновационной деятельности;
5) мотивация участников инновационной деятельности;
6) периодическая оценка результатов инновационной деятельности.
Для инновационного менеджмента в кредитной организации, по мнению авторов, характерно 7 основных функций (рис. 5).
Следует отметить, что инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает определенную задачу. Функции инновационного менеджмента взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного управления в коммерческом банке.
Процесс инновационного управления в кредитной организации начинается с формирования целей и задач как отдельной инновации, так и инновационного процесса в целом. Цели инноваций — это требуемое или желаемое их состояние в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик каждой инновации. По отношению к ним цели инновационного управления:
— устанавливают определенные ориентиры создания новых продуктов, процессов, технологий на заданный период времени на основе оценок внешней и внутренней ситуации, а также социально-экономических прогнозов;
— выступают в качестве определенных ограничений, планируемых инновационных мероприятий [6].
Исследователь Х.М. Рустамов целью инновационного менеджмента в коммерческом банке считает
менеджмента
Планирование инновационной деятельности кредитной организации
Прогнозирование инновационной деятельности кредитной организации
Организация инновационной деятельности кредитной организации
Мотивация инновационной деятельности кредитной организации
Контроль за инновационной деятельностью кредитной организации
Координация инновационной деятельности кредитной организации
Стимулирование использования инноваций в деятельности кредитной организации
рис. 5. Функции инновационного менеджмента
не просто эффективное, а именно согласованное исполнение и развитие всех внешних и внутренних функций банка, т.е. их гармонизацию, объединяющую отдельные инновации в единый инновационный процесс. Имеется в виду, что в системе коммерческого банка совместно и одновременно работают три основные подсистемы.
Первая (внешняя) — это финансово-кредитная, обеспечивающая разработку и внедрение технологий выполнения банковских продуктов, услуг, технологий, процессов.
Вторая (внутренняя) — производственная или операционно-технологическая, обеспечивающая выполнение операций в заданном режиме эффективности деятельности, т.е. достижение необходимой себестоимости выполнения операций при соблюдении определенного качества банковских услуг.
Третья (также внутренняя)—это социально-организационная, обеспечивающая совместную работу сотрудников банка с учетом их интересов, целей, личных качеств, квалификации, опыта и др. [9].
Понятно, что Х.М. Рустамов в первую очередь представляет инновационное управление кредитной организацией путем влияния непосредственно на инновационный процесс, опираясь на эффективность каждой инновации в используемых процессах. Инновационный менеджмент — это согласованное
управление элементами инновационного процесса. Авторы согласны с этой точкой зрения. Однако следует отметить, что на каждой стадии осуществления инновационного процесса важную роль играет функция контроля. Причем она важна не как результат использования инновационного процесса, а как ориентир для осуществления и корректировки поставленной задачи. Другими словами, контроль за инновационным процессом должен проводиться не по окончании проекта, а на момент осуществления, чтобы была возможность корректировки как отдельной инновации, так и инновационного проекта в целом.
В своих работах Э.А. Уткин [13] предполагает, что в связи со стремительным развитием банковских инноваций и инновационных процессов механизм управления ими также должен постоянно меняться, развиваться и совершенствоваться, отвечая последним конкурентным условиям. Следует отметить, что инновационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности кредитной организации. Авторский подход к роли инновационного банковского менеджмента в деятельности кредитной организации представлен на рис. 6.
Анализ данных рис. 6 наглядно показывает, что инновационный банковский менеджмент затрагивает все сферы деятельности коммерческого банка. Примером использования инновационного банковского менеджмента в сфере обслуживания физических и юридических лиц является использование интернет-банкинга в ОАО «Альфа-Банк». Инновационным механизмом в сфере обслуживания платежей и расчетов является пополнение счетов через банкоматную сеть как при помощи карты, так и по номеру счета также в ОАО «Альфа-Банк». ОАО «Дальневосточный банк» при управлении своими активами использует портфельную концепцию, которая позволяет рассматривать портфель активов как единый объект управления, структурированный по различным критериям. Это дает возможность планировать, анализировать, регулировать портфель
Инновационный банковский менеджмент
Рис. 6. Роль инновационного банковского менеджмента в деятельности кредитной организации (авторский подход)
во всем многообразии взаимных сведений входящих в него элементов. ОАО «Сбербанк России» регулирует свои взаимоотношения с корпоративными клиентами, предоставляя им более высокие процентные ставки по депозитным операциям и более низкие проценты по кредитованию. ОАО «Альфа-Банк» выступает также и посредником в брокерской деятельности. Кредитная организация организует бесплатные семинары по торгам на товарно-сырьевой бирже, создает «игровые биржи», повышая тем самым финансовую грамотность населения и привлекая новых клиентов. ОАО «СКБ» предлагает населению такие агентские услуги, как оформление различных страховок, оформление договоров негосударственного пенсионного страхования.
Таким образом, можно считать доказанной высокую роль инновационного банковского менеджмента. Представленные примеры наглядно иллюстрируют использование инноваций во всех сферах деятельности кредитной организации, а также то, что ими необходимо эффективно управлять.
Одним из основных инструментов инновационного менеджмента в кредитной организации является инновационное проектирование, т.е. разработка
и реализация инновационных проектов. Проектирование предполагает определение функциональной направленности проекта, путей ее достижения, а также прогнозную оценку эффективности проекта. Следовательно, главным направлением формирования информационной базы инновационного менеджмента является разработка методов прогнозирования и принятия управленческих решений.
Инновационное управление в коммерческом банке затрагивает все сферы функционирования кредитной организации. На рис. 7 авторами были представлены виды инновационного менеджмента в банке.
По мнению авторов, инновационное управление в коммерческом банке можно разделить на два вида.
Первый вид охватывает финансовую сферу деятельности банка и включает в себя совокупность определенных инструментов
Второй вид представлен набором функций в сфере работы с персоналом.
Разработав виды инновационного менеджмента, можно сделать вывод, что результатом инновационного управления в финансовой сфере является
Инновационный менеджмент в коммерческом банке
Инновационный финансовый менеджмент
Планирование в сфере инноваций
_ Стратегический менеджмент
— Тактическое планирование
— Оперативное планирование
Инновационное управление в сфере маркетинга
Инновационное управление активами и пассивами
Инновационное управление ликвидностью
Инновационное управление собственным капиталом
Инновационное управление банковскими рисками
I Результат ^
IX
Создание информационной системы
Инновации в сфере руководства кредитной организацией
Инновационные изменения в организационной структуре
Инновации в системе подготовки и переподготовки кадров
Инновации в системе мотивации труда
Принципы работы коллектива
Инновационный менеджмент в сфере управления персоналом
—'А
' Результат [
Рис. 7. Виды инновационного управления в коммерческом банке
создание информационной системы данных о кредитной организации, а в результате инновационного управления персоналом создаются принципы работы коллектива.
Таким образом, были определены требования к итоговым результатам инновационного управления в коммерческом банке. Также можно отметить, что все виды инновационного менеджмента взаимосвязаны. Каждый менеджер руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств их достижения, выполняет административные функции. В крупной кредитной организации появляется возможность закрепить управленческие функции за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать все виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки или приемы.
Итак, инновационный менеджмент и инновационная деятельность в современных условиях — это
образование в крупнейших кредитных организациях единых научно-технических комплексов. Это механизм, который определяет тесные связи на всех уровнях цикла «наука — производство — конечный потребитель». Сейчас в инновационной политике коммерческих банков отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности на научно-техническую деятельность. Она выражается прежде всего в стремлении к повышению ассортимента и наукоемкости предлагаемых продуктов, услуг, технологий, процессов, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: консультационных, инжиниринговых, обслуживающих.
Итак, авторами были выделены особенности использования инноваций в банковской сфере, виды инновационного менеджмента, проанализированы основные показатели использования инноваций в деятельности кредитных организаций, приведен сравнительный анализ стратегического и инновационного управления коммерческим банком.
Список литературы
1. Викулов В.С. Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1. С. 79-89.
2. Долятовский В.А. Эволюционный менеджмент и принципы самоорганизации. Ростов-на-Дону: РГЭУ. 2002. 166 с.
3. Долятовский Л.В. Стратегия развития фирмы на основе внедрения инноваций // Менеджмент инноваций. 2011. № 4. С. 328-336.
4. Замышляева К.В. Влияние технологических инноваций на развитие банковской сферы России // Финансы и кредит. 2007. № 2. С. 22-30.
5. Зверев О.А. Инновационная политика коммерческих банков. М.: Российская экономическая академия им Г.В. Плеханова. 2008.
6. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. М.: Центр исследований и статистики. 1998.
7. Иода Ю.В., Подколзин В.В. Инновационные процессы в банковской деятельности // Вестник ТГУ. 2007. № 3. С. 37-45.
8. Просалова В. С. Стратегическое инновационное управление кредитной организацией // Управление экономическими системами. 2012. № 5.
9. РустамовХ.М. Управление нововведениями в коммерческих банках России. М.: Диалог-МГУ. 1999. 118 с.
10. СемиковаП.В. Банковские инновации и новый банковский продукт // Банковские технологии. 2002. № 11. С. 42-47.
11. Смирнов Е.А. Стратегическое развитие банков в 2013 году. URL: http://www.Cnews.ru.
12. Стрелкова Л.В. О взаимосвязи инноваций и стратегического управления. Нижний Новгород: Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского. 2004. С. 66-69.
13. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент. М.: Акалис. 1996. 208 с.
Banking
MODERN APPROACH TO BANKING INNOVATIONS
Veronika S. PROSALOVA, Anastasiia A. NIKOLAEVA
Abstract
The article points out that innovation process application and technology play an integral part of credit organization activity. The article features specifics of innovation application in the banking; it defines innovation management types and analyses the main indicators of innovations application in work of credit organizations. The authors provide comparative analysis of strategic and innovation management of commercial bank. They prove that innovation policy of commercial banks distinctly tend to aim at scientific and technical activity.
Keywords: innovations, innovative management, strategic management, innovative management
References
1. Vikulov V.S. Innovatsionnaia deiatel'nost' kreditnykh organizatsii [Innovation activity of the
credit organizations]. Menedzhment v Rossii i za ru-bezhom — Management in Russia and abroad, 2001, no. 1, pp. 79-89.
2. Doliatovskii V.A. Evoliutsionnyi menedzhment i printsipy samoorganizatsii [Evolutionary management and principles of self-organization]. Rostov-on-Don, RGEU Publ., 2002, 166 p.
3. Doliatovskii L.V. Strategiia razvitiia firmy na osnove vnedreniia innovatsii [Strategy of development of firm based on innovation introduction]. Menedzhment innovatsii — Management of innovations, 2011, no. 4, pp. 328-336.
4. Zamyshliaeva K.V. Vliianie tekhnologicheskikh innovatsii na razvitie bankovskoi sfery Rossii [Influence of technological innovations on development of the Russian banking]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2007, no. 2, pp. 22-30.
5. Zverev O.A. Innovatsionnaia politika kom-mercheskikh bankov [Innovation policy of commercial
banks]. Moscow, Plekhanov Russian Economic Academy Publ., 2008.
6. Innovatsionnyi menedzhment. Spravochnoe posobie [Innovation management. A Handbook]. Moscow, Center of Researches and Statistics Publ., 1998.
7. Ioda Iu.V., Podkolzin V.V. Innovatsionnye prot-sessy v bankovskoi deiatel'nosti [Innovation processes in bank activity]. Vestnik TGU — TSU bulletin, 2007, no. 3, pp.37-45.
8. Prosalova V.S. Strategicheskoe innovatsionnoe upravlenie kreditnoi organizatsiei [Strategic innovation management of credit organization]. Upravlenie eko-nomicheskimi sistemami — Management of economic systems, 2012, no. 5.
9. Rustamov Kh.M. Upravlenie novovvedeniiami v kommercheskikh bankakh Rossii [Management of innovations in the Russian commercial banks]. Moscow, Dialog-MGU Publ., 1999, 118 p.
10. Semikova P.V. Bankovskie innovatsii i novyi bankovskii product [Bank innovations and new banking product]. Bankovskie tekhnologii — Bank technologies, 2002, no. 11, pp. 42-47.
11. Smirnov E.A. Strategicheskoe razvitie bankov v 2013 godu [Strategic development of banks in 2013]. Available at: http://www.Cnews.ru.
12. Strelkova L.V. O vzaimosviazi innovatsii i strategicheskogo upravleniia [About innovations and strategic management interrelation]. Nizhny Novgorod, N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod publ., 2004, pp. 66-69.
13. Utkin E.A. Innovatsionnyi menedzhment [Innovation management]. Moscow, Akalis Publ., 1996, 208 p.
Veronika S. PROSALOVA
Vladivostok State University of Economy and Service, Vladivostok, Russian Federation [email protected] Anastasiia A. NIKOLAEVA Vladivostok State University of Economy and Service, Vladivostok, Russian Federation [email protected]