Научная статья на тему 'Современный опыт инновационного развития Германии и возможности его использования в России'

Современный опыт инновационного развития Германии и возможности его использования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6241
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА: ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СТАРТАП / ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИКА ПРОТЕКЦИОНИЗМА / РUBLIC SCIENCE POLICY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / TAX DISCOUNT / SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / VENTURE FI NANCING / STARTUP / PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY / PATENT INFORMATION / PROTECTIONISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Наталья Михайловна

В статье представлен анализ основных механизмов государственного регулирования инновационного развития Германии, как одной из самых успешных представителей европейской модели инновационной системы и рассмотрены возможности использования немецкого опыта в российской практике. Анализ наиболее передового, доказавшего свою эффективность зарубежного опыта, позволит сформулировать актуальные, с точки зрения государственной политики, выводы в отношении формирования благоприятных условий инновационного развития и конкурентоспособности Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаврилова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern experience of innovation development of Germany and the prospects of its use for Russia

Article presents an analysis of the basic mechanisms of State regulation of innovation development of Germany, as one of the most successful representatives of the European model of innovation system and discussed the possibility of using the German experience in Russian practice. Analysis of the most advanced, which proved its effi ciency foreign experience, will formulate relevant, in terms of public policy, the conclusions regarding the creation of favourable conditions for innovation development and competitiveness of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современный опыт инновационного развития Германии и возможности его использования в России»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.23

ГАВРИЛОВА Н. М.

кандидат экономических наук, доцент

(докторант очной докторантуры Российской академии

народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

Государственные программы освоения новых научно-технических рубежей - приоритетное направление стратегий всех лидеров современного мира. Производство и продвижение на мировой рынок наукоемкой продукции и новых технологий являются важнейшими характеристиками конкурентоспособности страны. Сегодня перед Российской Федерацией стоит сложная стратегическая задача - вывести национальную экономику на качественно новый уровень, осуществить переход к инновационному типу развития. Эта та задача, необходимость решения которой на разных исторических этапах стояла перед многими развитыми государствами Европы и мира. Анализ наиболее передового, доказавшего свою эффективность зарубежного опыта позволит сформулировать актуальные, с точки зрения государственной политики, выводы в отношении формирования благоприятных условий инновационного развития и конкурентоспособности Российской Федерации.

На современном этапе экономического развития к наиболее ярким представителям государств с высоким уровнем инновационного развития можно отнести США, страны Европы и Юго-Восточной Азии. Опыт США является весьма интересным, но для нас, как для страны, которая декларирует социальную направленность экономической политики, более близким скорее будет опыт стран Европейского Союза. Чем это обусловлено? Модель инновационного развития США -модель формирования открытого информационного

общества, движимого силами рынка. Главным стимулом американской модели является рост денежных доходов, а перемены в социальной сфере, обусловленные постиндустриализацией и информатизацией, значительно отстают от экономических и технических преобразований.

Главная цель инновационного развития в европейской модели - гармонизация социальных отношений и обеспечение полной взаимосвязи информационной экономики с глобальными финансовыми рынками, сдвиг ориентации в сторону потребителей технологии. Американская модель, по мнению большинства экономистов, является более эффективной, но европейская более «постиндустриальна», она в гораздо большей степени адекватна фундаментальным принципам постиндустриализма, т. к. европейцы на первое место выдвинули стимулы постиндустриализма: -повышать не уровень, а качество жизни1. При этом можно говорить о достаточно высокой эффективности европейской модели. Экспорт высокотехнологичной продукции европейских стран в последнее десятилетие возрос до внушительной цифры - от 30 до 70 млрд долл. На европейские страны приходится 32 % мировых телекоммуникаций, 35 % информационных технологий, ЕС является абсолютным лидером в области производства энергосберегающих технологий - 51 % 2.

Одним из самых успешных представителей европейской модели инновационной системы является Германия, которая занимает третье место на мировом

1 См.: Гукасьян Г М. Экономическая теория: проблемы «новой экономики». М., СПб.: ПИТЕР, 2003. С. 138.

2 См.: Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Инвестиционные аспекты инновационного роста: Мировой опыт и российские перспективы. М.: Книжный дом

«Либроком», 2009. С. 21.

рынке высоких технологий после США и Японии. Ежегодно объем экспорта высокотехнологичной продукции приносит Германии около 530 млрд долл3. Из 46 макротехнологий, которыми обладают сегодня развитые страны, 8-10 приходится на долю Германии. По состоянию на 2008 г. по версии Всемирного экономического форума (ВЭФ) Германия занимала 7 место по рейтингу конкурентоспособности, для сравнения Россия - 51. В Германии самый высокий в мире показатель доли занятости в интенсивных отраслях экономики, а также доли прибавочной валовой стоимости. Так, доля занятых в сфере интенсивных и высоких технологий в Германии составляет 27,7 % от общего числа занятых в производстве, а доля прибавочной стоимости этих отраслей во всем производственном секторе Германии составляет 25,9 %4.

Что же позволило Германии достичь столь существенных результатов?

В Германии государство традиционно поддерживало научные исследования и инновационные технологии. Историки науки утверждают, что многие радикальные и принципиальные концепции развития сферы науки и образования, начиная от гумбольтовской идеи организации университетов, пришли из Германии. Но главное, что позволило Германии закрепиться в рядах лидеров инновационного развития на современном этапе, - это продуманная государственная инновационная политика, которая является предметом пристального изучения во многих странах мира.

Государственная экономическая политика базируется на осознании того, что именно государственные инвестиции в научные исследования стимулируют активное привлечение частных вложений в данную сферу. Срабатывает мультипликативный эффект: по словам Гартмута Шорта, «каждый евро, инвестированный государством в развитие науки и инновационных технологий, стимулирует привлечение от 1,5 до 2 евро частных инвестиций»6. Внутренние затраты на исследования и разработки составили в Германии 2006 г. 66,7 млрд долл., (2,5 % ВВП), из которых доля бюджетных ассигнований - 30,4 % (Германия находится на втором месте по доле бюджетных ассигнований в общем объеме затрат на НИР из стран «Большой семерки») .

Следует отметить, что основой экономического механизма государственной научной политики является сочетание конкурсного бюджетного финансирования инновационных проектов, отдельных исследователей и инфраструктуры с различными методами косвенного стимулирования научной деятельности. Среди последних следует выделить налоговые механизмы, амортизационную и кредитную политики, эффективную защиту авторских прав, стимулирование развития

малого и среднего бизнеса по инновационной траектории.

Если рассматривать налоговую составляющую инновационной политики, то основным механизмом стимулирования инновационной активности являются налоговые льготы. В настоящее время в Германии, в рамках перехода на инновационную модель хозяйственного развития, происходит перестройка системы налогового льготирования. Если раньше в качестве основных приоритетов выделялось налоговое стимулирование производственных инвестиций, то сейчас, в условиях насыщения производств индустриальными технологиями, основной акцент делается на стимулирование проведения фундаментальных и прикладных исследований, развитие венчурной индустрии и малого наукоемкого бизнеса.

Германия, как и большинство развитых западных стран, использует два основных способа для создания привлекательных условий для инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР). Первый способ - общее снижение налогового бремени, второй - введение специфических налоговых льгот в инновационной сфере.

Общее снижение налогового бремени достигается в первую очередь за счет уменьшения ставки корпоративного налога. В результате налоговой реформы 1998-2005 гг. ставка этого налога была снижена в Германии с 45 % до 25 % и на распределенную прибыль с 30 % до 25 %, т. е. была введена единая ставка корпоративного налога в размере 25 %, которая действует до настоящего времени7.

К целевым налоговым льготам, направленным на стимулирование инновационной деятельности, можно отнести следующие: снижение налога на прибыль на сумму расходов на НИОКР; отнесение расходов на приобретение оборудования, которое используется для осуществления научных разработок, на текущие затраты; создание за счет полученной прибыли специальных фондов инновационного назначения, освобожденных от уплаты налогов; инвестиционные скидки с налога на прибыль в размере, который соответствует определенной процентной доле от стоимости внедряемого инновационного оборудования; уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму взносов в благотворительные организации, финансирующие инновации; снижение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых университетам, научно-исследовательским институтам и другим инновационным организациям; скидки по налогу на прибыль, полученную как результат использования нематериальных активов, которые входят в состав интеллектуальной собственности; льготное налогообложение дивидендов, получаемых юридиче-

3 См.: Мильнер Б. З. Управление знаниями в современной экономике. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2008. С. 10.

4 См.: Патрих Э., Яшин В. Инновационная деятельность в Германии // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 1. С. 62-63.

5 Патрих Э., Яшин В. Указ. соч. С. 67.

6 OECD - Main Science and Technology Indicators - 2008. Paris: OECD, 2008. № 1.

7 URL: www.bundesfinazsministerium.de (дата обращения: 16.05.2011).

скими и физическими лицами по акциям инновационных организаций; налоговые каникулы на определенный период времени для предприятий, получающих прибыль в результате реализации инновационных проектов; обложение прибыли инновационно-активных организаций по пониженным ставкам; ускоренная амортизация оборудования.

По вопросам внедрения целевых налоговых льгот в последнее время проходит много дискуссий. С одной стороны, преимущество налоговых льгот заключается в том, что они обладают более широким спектром действия и охватывают те отрасли хозяйства, которые не относятся к приоритетным. В условиях современной экономики, когда исследования могут вестись на стыке нескольких отраслей, это приобретает особую значимость. С другой стороны, предоставление налоговых льгот влечет за собой необходимость выделения огромных бюджетных средств, что является весьма сложным в условиях напряженной ситуации с финансовыми ресурсами в Германии. Налоговое стимулирование расходов на НИОКР, согласно расчетам Министерства экономики и технологий, в несколько раз превышает расходы на прямую поддержку, в то время как эффективность прямой поддержки существенно выше эффективности косвенного стимулирования НИОКР8. Таким образом, налоговое стимулирование в любом случае не должно вытеснять прямую поддержку НИОКР.

Если вопрос о формировании системы льготного налогообложения в сфере НИОКР остается дискуссионным, то необходимость благоприятного налогового климата для развития малых и средних научных предприятий и рынка венчурного капитала, по оценке большинства экономистов, не подлежит сомнению.

В Германии малый бизнес является одним из самых активно и стабильно развивающихся секторов экономики. Большая часть инновационных разработок в Германии ведется именно на малых предприятиях. Доля предприятий малого и среднего бизнеса в общем числе зарегистрированных налогоплательщиков в Гер -мании составляет 99,6 %, на них приходится 75 % выдаваемых в стране патентов. Около 32 тыс. немецких малых и средних предприятий специализируются на инвестировании в проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ. Коммерциализацией результатов указанных исследований занимается около 110 тыс. малых и средних компаний.

Поддержка малых предпринимателей традиционно стоит в числе приоритетов экономической политики страны. Основными направлениями поддержки являются развитие наукоемких отраслей производства и экспортных возможностей, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие самозанятости путем создания новых предприятий. То, как в Германии поддерживают малое и

среднее предпринимательство, можно сказать, является примером для всей остальной Европы. Еще в середине позапрошлого столетия в Германии создавались сберегательные и кооперативные банки, чтобы помочь малым предпринимателям выстоять перед лицом надвигающейся индустриализации. Государство реально заинтересовано в развитии малых и средних форм бизнеса. На федеральном и региональном уровнях реализуется более 500 программ, содействующих инвестиционной и инновационной активности. Наиболее известной программой в сфере стимулирования инновационного развития является созданная еще в 1978 г. специальная правительственная программа «Общая концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних фирм», предусматривающая финансирование рисковой деятельности, улучшение условий передачи технологий, обеспечение научными кадрами.

Вторая крупная программа, на которую стоит обратить внимание, - это программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела». В рамках реализации данной программы предоставляются кредиты на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8 %) и длительные сроки кредитования (5-15 лет). Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, - который непосредственно подчиняется федеральным властям, призван осуществлять контроль за реализацией вышеуказанных программ, а также обеспечивать механизм их выполнения.

При ведомстве Федерального канцлера Германии учрежден совет по инновациям и росту, в состав которого входят эксперты из сфер науки, экономики и политики. Основная задача совета - улучшение рамочных условий для продвижения научных исследований в области высоких технологий и инноваций среди малых и средних предприятий. В 2005-2009 гг. в рамках федеральной программы «Новые импульсы для инноваций и роста» на указанные цели было выделено 6 млрд евро. В 2006-2008 гг. в рамках инициативы немецкого правительства по привлечению малых и средних предприятий к инновационной деятельности предприятий, ранее не занимавшихся ею, было подано 375 заявок, из которых отобрано 230 проектов общей стоимостью около 23 млн евро.

1 июля 2008 г. федеральное министерство экономики и технологий Германии объявило о начале реализации своей центральной инновационной программы для малых и средних предприятий - 2ейга^ 1ппоуайошр1^гатт Mitte1stand (21Ы), рассчитанной до конца 2013 г. В рамках данной программы малым и средним предприятиям оказывается поддержка при реализации инновационных проектов, путем создания отраслевых сетей предприятий и научных организаций с целью их успешной кооперации, а также

8 Fotschungforderung in Deutschland: Stimmen Angebots and Nachfragebedingungen fur den Mittelstand?: Gutachten der IW Consult GmbH Koln fur die Stiftung Industrieforschung / Kenter M., Lichtblau K. - Koln: Institut der deutschen Wirtschaft Consult GmbH, 2006. R 202-204.

государственной поддержки отдельных инновационных проектов. Программа состоит из трех основных модулей: кооперационные проекты предприятий совместно с научными и исследовательскими организациями, частные проекты, сетевые проекты, в рамках которых предоставляются организационная поддержка и финансирование внешних управляющих структур. В рамках сетевой программы организованы сети кооперации малых и средних предприятий в следующих отраслях: производственные технологии, технологии материалов, здравоохранение и медицинская техника, информационные технологии, микросистемы, энергетические технологии, технологии защиты окружающей среды, транспортные технологии, оптические технологии, биотехнологии, технологии безопасности, технологии развлечений, технологии сферы услуг, нанотехнологии. В феврале 2009 г. федеральный министр экономики и технологий Германии объявил о расширении государственной поддержки программы 21М9.

В федеральную инфраструктуру поддержки малых и средних предприятий входит 374 центра по распространению новых технологий, 15 информационных центров и 115 центров поддержки экспорта. Примерно 25 % малых предприятий активно участвуют в производстве экспортной продукции. В Германии существует более 180 инкубаторов и технопарков, взаимодействующих с университетами, исследовательскими центрами и крупными промышленными компаниями. Обширную общественную поддержку малому и среднему предпринимательству по взаимодействию на различных уровнях с органами законодательной и исполнительной власти осуществляют более 200 промышленных ассоциаций, 55 ремесленных палат, 46 торговых конфедераций и 82 торгово-промышленных палаты10.

Опыт поддержки малого бизнеса со стороны торгово-промышленных палат представляет особый интерес. Промышленно-торговые палаты являются организациями государственного права, членами которых по закону обязаны быть все промысловые средние и мелкие предприятия. Промышленно-торговые палаты участвуют в формировании экономико-правового и политического общественно-государственного мнения на всех уровнях государственной власти. Чаще всего эта деятельность проводится в форме различных слушаний и дискуссий по всем вопросам жизни общества. Палаты принимают непосредственное участие при подготовке законов и постановлений федерального правительства, касающихся сферы экономики. Политика поддержки и помощи предпринимателям служит «внутренним» потребностям членов палаты. Главная цель этой политики — организация совместной взаимопомощи предпринимателей-членов палат.

К этой деятельности в первую очередь относится информационный обмен между предпринимателя-ми-членами палат. Для этого они издают огромное количество печатных изданий. Для оперативного информирования существует круговая информационная служба, брошюры по актуальным темам, новым законам и т. д.

На следующем месте после информационной службы в распоряжении мелких и средних предпринимателей — целый ряд различных консультационных служб, с помощью которых палаты поддерживают и помогают фирмам оставаться всегда конкурентоспособными независимо от того, крупные они или мелкие. На палаты также возложено решение спорных вопросов, возникающих вследствие конкурентной борьбы.

Что же касается развития венчурного бизнеса, то опыт Германии продемонстрировал значение взаимосвязи роли предпринимателей, наличия финансовых ресурсов и возможностей осуществить выход и показал, что утрата таких связей может сделать неэффективными политические меры, направленные на поддержку индустрии венчурного капитала. Недостаточное количество предпринимателей высокого уровня и средств их поощрения сыграло решающую роль в провале первых фондов венчурного капитала в Германии во второй половине 1970-х и начале 1980-х годов. Только лишь через 10 лет картина принципиально изменилась. Наряду с созданием программ по улучшению финансового окружения для предприятий ранних стадий, Германия активно поддерживала создание компаний-стартапов, рождавшихся в стенах научноисследовательских институтов. Например, программа EXIST11, начавшая действовать в 1997 г., была призвана улучшить отношение к предпринимательству в вузах Германии и увеличить число организуемых в них стартапов. К 2006 году 20 регионов вступили в число партнеров EXIST, осуществляя обширную деятельность по созданию кооперации между учебными, исследовательскими, экономическими и политическими организациями, которая должна была послужить делу мотивации, развития и поддержки предпринимательства, а также оказать финансовую и профессиональную поддержку в развитии бизнес-идей студентам, выпускникам или исследователям вузов этих регионов.

Возможно, самой выдающейся программой Германии явилась программа развития венчурного инвестирования в технологии (BTU), которой было доверено осуществить быстрое развитие рынка венчурного капитала. Эта программа активно работает с 1990 г. и была несколько раз пересмотрена в связи с необходимостью соответствовать изменениям, происходящим на рынке финансирования ранних стадий. В начале своей деятельности BTU занималась решением

9 иЯЬ: http://www.finanal.ru (дата обращения: 19.10.2011).

10 См.: Патрих Э., Яшин В. Указ. соч. С. 63-65.

11 иЯЬ: www.exist.de (дата обращения 16.05.2011).

проблемы нехватки в Германии венчурного капитала для фирм, ориентированных на стартапы и малые технологические компании). Преследуя цель снижения уровня рисков для инвесторов и управляющих венчурными инвестициями, программа предлагала два типа поддержки: соинвестирование - инвестиционное агентство TBG предоставляло 50 % финансирования -и рефинансирование - банк KfW Bank предоставлял ссуды под низкий процент для рефинансирования венчурных инвестиций. Объем венчурного капитала, мобилизованного в рамках выполнения программы BTU, вырос с 90 млн евро в 1990 году до 1,1 млрд евро в 2000 г.

В 2001 году начала работать программа «BTU - ранние стадии», специфически нацеленная на стартапы «от науки». В рамках этой программы предоставлялся предпосевной и посевной венчурный капитал в форме акционерного капитала в размере до 150 тыс. евро. Отобранные компании работали вместе с «инвесто-ром-наставником», при этом поощрялось привлечение и других инвесторов. По некоторым оценкам, около 75 % венчурных инвестиций ранних стадий в конце 1990-х годов были профинансированы по программе BTU. По единодушной в то время оценке, программа BTU сделала свой прямой вклад в превращение Германии в регион с самым быстрорастущим сектором технологий ранних стадий в Европе и динамично развивающимся рынком частного венчурного капитала.

В 2004 году для обеспечения начальным капиталом молодых технологически ориентированных компаний был создан государственный фонд венчурного капитала, который занял место бывшей программы BTU и стал заниматься исключительно соинвестированием с частными фирмами венчурного капитала. Далее, в

2005 г. немецкое правительство и KfW создали, в рамках инициативы «Партнеры для инноваций», Фонд высокотехнологических стартапов, представлявший собой частно-государственное партнерство между BASF, German Telekom и Siemens. Программа занимается исключительно посевной и стартап стадиями, которыми венчурные инвесторы редко интересуются, и предлагает венчурные инвестиции (до 500 тыс. евро) основателям технологических компаний-стартапов. Главными целевыми компаниями являются компании-спиноффы из государственных научно-исследовательских институтов. За пятилетний период для этой программы были переданы 262 млн евро, причем 240 млн евро поступило из федерального бюджета. Затем в

2006 г. к программе присоединились еще три партнера из частного сектора (Daimler, Carl Zeiss, Bosch), увеличив при этом капитал до 272 млн евро. Частные партнеры предоставляют компаниям-стартапам не только свои средства, но и сети своих рабочих контактов.

Также в 2005 г. был создан фонд фондов ERP-EIF Dachfond с общим объемом капитализации 500 млн евро. Объектами его деятельности являются венчур-

ные фонды, предназначенные для технологических компаний ранних стадий развития, располагающихся в основном в Германии. Поддерживаемые фонды имеют инвестиционный период до 5 лет и период изъятия капиталовложений до 10 лет. Главной целью программы является поддержка создания и финансирование фондов венчурного капитала, специализирующихся на инвестициях в находящиеся на ранних стадиях и развивающиеся технологические компании Германии. Другой целью является обеспечение капиталом фондов, которые предоставляют последующее финансирование этим технологическим компаниям. В конце 2006 г. БКР-ЕШ Dachfond вложил 213 млн евро в восемь фондов, что помогло мобилизовать дополнительно 912 млн евро от частных инвесторов12.

Особенностью законодательного обеспечения инновационной политики Германии является то, что законодательство стимулирует не только производителя инновационной продукции, но также инвесторов и пользователей этой продукции, тем самым обеспечивая привлечение инвестиций в инновационные отрасли. Это крайне важно и для нашей страны, где практически отсутствует спрос на инновационную продукцию. Очевидно, что на первых порах почти все инновационные технологии оказываются дороже традиционных. Применение механизмов стимулирования покупателей приобретать инновационную продукцию в конечном счете приводит к притоку средств в инновационные отрасли, делая со временем данную продукцию более доступной, расширяя сферы и увеличивая объемы ее использования.

В Германии существует высокоэффективная система защиты прав на интеллектуальную собственность. Она основывается на наличии устоявшейся системы законодательства, действенной судебной системы и надежных надзорных механизмов, обеспечивающих защиту прав обладателей результатов интеллектуальной деятельности. Здесь зародился ряд институтов патентного права, которые были позднее восприняты многими странами, такие, например, как Закон о полезных моделях. В Германии также впервые разработан институт косвенной охраны, создана, применена и усовершенствована система отсроченной экспертизы заявок, разработано законодательство о служебных изобретениях, получила научное обоснование и широкое практическое применение теория эквивалентов при толковании формулы патента и т. д. Патентное законодательство Германии послужило основой для организации основных институтов патентного права в странах, воспринявших немецкую патентную систему (Австрия, Япония, Скандинавские страны, Швейцария, Нидерланды, ряд стран Южной Америки и др.).

Говоря о защите прав интеллектуальной собственности, следует особо учитывать экономические факторы. Первое - судебная система должна обеспечивать правосудие за справедливую цену. Какова должна

12 European Investment Fund, EIF (2006).

быть структура такой системы для наиболее успешного урегулирования исков в связи с интеллектуальной собственностью? В Германии нарушение права интеллектуальной собственности является уголовным преступлением. Однако уголовные суды играют важную роль только в случаях защиты прав в связи с пиратством. В иных случаях применяются механизмы гражданского процесса.

Для рассмотрения гражданских исков существует четырехъярусная иерархия. Более важные в экономическом отношении иски направляются в окружные суды (это второй ярус). Апелляции направляются в Апелляционные суды, а последующая апелляция может быть направлена в Федеральный Верховный суд. Как известно, в Мюнхене существует Федеральный патентный суд (единственный в судебной системе Гер -мании, имеющий в своем составе профессиональных судей, которые являются техническими экспертами и имеют образование в области естественных или технических наук). У этого суда две функции. Первая и основная - заслушивать апелляции на решения немецкого ведомства по патентам и товарным знакам, принятые в отношении заявок на выдачу патентов или регистрацию товарных знаков. Вторая функция Патентного суда - заслушивать иски о действительности патентов. В Германии после выдачи патента его можно оспорить только в Федеральном патентном суде и (по представлению апелляции) в Федеральном Верховном суде.

Что касается гражданского судопроизводства, то иски в области интеллектуальной собственности в Германии рассматриваются только специализированными судами. Решения по делам, связанным с интеллектуальной собственностью, не принимаются одним судьей. Как правило, в судах первой инстанции, а также в апелляционном суде в судейскую коллегию входят три судьи. Опять же как правило, эти судьи имеют специализацию в области судебного разбирательства по вопросам интеллектуальной собственности. При необходимости судья может привлечь эксперта. Решение о необходимости заслушать показания свидетеля или эксперта принимает исключительно судья. В рамках каждого судебного постановления выносится решение об издержках. Уплата судебных издержек присуждается проигравшей стороне, которая также должна возместить судебные издержки выигравшей стороне.

В Германии эффективно функционирует механизм внесудебной защиты прав. До передачи дела в суд владелец права направляет предупреждение предполагаемому нарушителю. Если истец не направил такое предупреждение до обращения в суд с просьбой наложить судебный запрет, это не помешает успеху его действий. Однако истец рискует понести издержки, включая гонорар адвоката ответчика. Что может сделать признающий слабость своей позиции нарушитель

для предотвращения начала судебной процедуры? Он дает официальное обязательство с обещанием воздержаться от продолжения противоправных действий и берет на себя обязательство о выплате значительной суммы штрафа правообладателю в случае повторного нарушения. До тех пор пока сумма обещанного штрафа достаточно высока, чтобы в будущем удержать нарушителя от дальнейших нарушений, можно считать, что опасность дальнейших нарушений не существует.

Наиболее важным средством защиты прав в немецкой судебной процедуре является судебный запрет. Обычно основная цель правообладателя состоит в пресечении использования нарушителем патента. товарного знака или произведения, охраняемого авторским правом. Часто нарушитель становится конкурентом на рынке, предлагающим свою продукцию по более низкой цене. Постановление суда не только пресечет дальнейшее нарушение, оно также парализует деятельность конкурента и бросит тень на его репутацию.

Судебный запрет является самым простым средством защиты прав. Необходимость судебного запрета может быть доказана только через уже совершенное нарушение. Если иные обстоятельства дают основание считать, что нарушение неизбежно, также будет применяться судебный запрет.

Недавно в немецкое законодательство в качестве дополнительного средства защиты прав на интеллектуальную собственность было введено постановление о передаче или уничтожении нарушающих изделий. Правообладатель может испрашивать уничтожение товаров, снабженных нарушающим товарным знаком. Это положение применяется независимо от того, являются ли соответствующие товары собственностью нарушителя или нет, достаточно того, что они у него найдены.

В Германии хорошо развита система предоставления патентной информации. В ряде крупных городов, таких как Мюнхен и Берлин, существуют большие патентные библиотеки, плюс к этому по стране раскинута сеть из 25 региональных и местных центров патентной информации, которые плотно сотрудничают с заинтересованными организациями. Министерство образования, науки, исследований и технологий Германии оказывает поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, которые в первый раз приступают к защите прав на результаты своих исследований и разработок. Они получают от министерства разовую безвозвратную ссуду в размере 50 % средств, необходимых для прохождения всех этапов процесса патентования. Поэтому неудивительно, что Германия входит в первую пятерку стран по количеству патентов на душу населения13.

Следует также обратить внимание на серьезную протекционистскую политику Германии по отношению к отечественным разработкам. Если в Германии

13 См.: Патрих Э., Яшин В. Указ. соч. С. 70.

есть собственные разработки и оборудование, то, как правило, при проведении разработок, ведущихся на государственные средства, подрядчики должны использовать отечественное оборудование.

Общей целью немецкой экономической политики в условиях глобализации рынков является обеспечение высокой конкурентоспособности страны на внешних рынках, сочетающейся с устойчивым социально-экономическим развитием страны при высокой степени занятости (в Германии традиционна социальная направленность экономической политики государства, что в определенной степени влияет и на своеобразие модели инновационного развития). Эти цели могут быть достигнуты только при высокой инновационной и инвестиционной активности. Немецкое правительство понимает, что при высокой стоимости рабочей силы Германия не может конкурировать на международных рынках за счет низкой стоимости (а соответственно и себестоимости) произведенной продукции, она должна предложить рынку такой продукт, который тот будет готов приобрести по более высокой цене, соответственно, это должны быть новейшие, высокотехнологичные наукоемкие товары.

В результате реформ, проведенных Германией в последние годы, удалось значительно повысить эффективность сектора научных разработок. Основные направления данных реформ заключались в следующем:

1. Научно-исследовательским структурам (институтам, университетам) было предоставлено больше свободы в распоряжении бюджетными средствами, в том числе и для рыночного продвижения созданного продукта, что явилось эффективным дополнением к Закону 1998 г. Согласно этому закону институты обязаны инвестировать доход от использования результатов научно-технической деятельности для продолжения исследований и коммерциализации разработок, что позволяет сформировать необходимые финансовые ресурсы для поддержания всех видов рыночной деятельности, начиная с маркетинговых исследований, юридической консультации для защиты прав на интеллектуальную собственность и заканчивая разработкой специфических мер, таких как поддержка в обучении и управлении молодых ученых, которые организуют новые малые предприятия.

2. Была упразднена «профессорская привилегия», согласно которой права на интеллектуальную собственность в университетах принадлежали профессорам, и они могли их использовать в своих интересах и по своему усмотрению. Однако мировая практика показала, что эффективность валоризации знаний несравнимо выше в том случае, если права на результаты научно-технической деятельности концентрируются в одних руках, которые могут профессионально заниматься валоризацией. Права на обладание интеллектуальной собственностью были переданы институтам и университетам, что превратило последние в эффективные центры НИОКР, заинтересованные в коммер-

циализации результатов исследований. Они стали активнее сотрудничать с частными структурами в целях коммерциализации своих разработок.

3. До 1980 года государство уменьшало последующее финансирование научно-исследовательских организаций на сумму дохода от коммерциализации инноваций. В 1980 году был принят закон о том, что государственные исследовательские организации могут получать две трети дохода от коммерциализации и при этом их финансирование не будет сокращено. Вторая реформа была проведена в конце 1990-х годов как реакция на успех принятия Закона «Bayh-Dole Act» в США. Институты стали иметь возможность получать доход от коммерциализации без сокращения финансирования. Третий этап реформ прошел в начале 2000-х годов. В патентный закон для университетов Германии была интегрирована новая схема разделения доходов от лицензирования, получившая название «модель Макса Планка». Изначально она была разработана и успешно внедрена в Обществе Макса Планка и в последствии получила общегосударственное распространение. Данная схема заключается в том, что треть доходов направляется исследователям, треть - институту и треть - центральной организации для покрытия расходов на лицензирование и получение патентов. Особый эффект от внедрения этой схемы можно наблюдать в сфере фундаментальных наук, где ученых обеспечили мотивацией создавать свой продукт.

Дополнительные меры стимулирования были внедрены и для отдельных граждан. Им выплачивалось вознаграждение в размере 1000-2000 евро за изобретение или патент, даже если это изобретение не было использовано.

4. Федеральным министерством образования и исследований был создан специальный фонд поддержки молодых ученых для развития их бизнес-идей. Из данного фонда выдаются гранты сроком на 1 год. Данная программа оказалась весьма рентабельной при относительно невысокой стоимости.

5. Исследователям предоставили право владения акциями фирм, создаваемых для коммерциализации их продукции, что позволило смягчить антагонизм в отношениях между теми, кто создает продукт, и теми, кто его использует.

Как видим, реализация данного комплекса мер позволила Германии создать адекватные рыночные условия для воспроизводства инноваций. Главным преимуществом Германии на сегодня является выпуск высокотехнологичных товаров и продукции с высокой степенью переработки, пользующейся большим спросом во всем мире. С целью дальнейшего сохранения конкурентных позиций на международном рынке государство всеми силами старается способствовать созданию эффективной национальной инновационной системы, и этот опыт может быть для нас крайне полезен.

Какие выводы из анализа немецкого опыта могут быть сделаны для России?

1. Для развития инновационной активности крайне важно, чтобы государство всемерно стимулировало создание среды потребления инноваций. Как показывает нам опыт Германии и ряда других стран, законодательство должно стимулировать не только производителя инновационной продукции, но также инвесторов и пользователей этой продукции, тем самым обеспечивая привлечение инвестиций в инновационные отрасли. Это крайне важно для нашей страны, где практически отсутствует спрос на инновационную продукцию.

2. Необходимо активизировать и оптимизировать государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Именно на предприятиях малого бизнеса появляются многие важнейшие изобретения. Благодаря деятельности малых предприятий, мы имеем возможность пользоваться такими благами цивилизации, как персональный компьютер, ксерокс или вертолет. Важной задачей государства становится создание таких условий, при которых подобные изобретения выводятся на рынок и находят своего потребителя. Чтобы не возникало таких ситуаций, когда российские изобретатели, не найдя поддержки на родине, уезжали на запад и там с успехом реализовывали свои проекты.

3. Следующий механизм, который активно используется всеми развитыми странами при стимулировании инновационной активности, - налоговые льготы. Активизация использования косвенных механизмов стимулирования инновационной активности постепенно происходит и в российской практике. Однако эти процессы носят пока весьма ограниченный характер и не оказывают должного позитивного влияния на инновационные процессы в нашей стране. Поэтому, на наш взгляд, необходимо более тщательно изучить зарубежный опыт и более активно использовать механизмы налогового льготирования для стимулирования развития инновационных процессов в Российской Федерации.

4. Важное значение для развития рынков высокоинновационной продукции имеет индустрия венчурного капитала. Несколько важных выводов можно сделать из опыта Германии. Во-первых, государство может играть значимую роль в развитии индустрии венчурного финансирования; во-вторых, политиче-

ские инициативы, ориентированные на сектор венчурного капитала, могут быть эффективными лишь в той степени, в какой существует или создается благоприятная окружающая среда.

5. К другим полезным инструментам, которые были отмечены нами ранее, можно отнести протекционистскую политику по отношению к разработкам отечественных ученых. Также большое значение имеет стимулирование процессов патентования. Как мы уже отмечали, Министерство образования, науки, исследований и технологий Германии оказывает поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, которые впервые приступили к процедуре защиты прав на результаты своих исследований и разработок. Использование данного опыта имело бы позитивный положительный эффект и в нашей стране.

6. Крайне важно, чтобы у населения существовала идеологическая установка на достижение лидирующего положения на мировых рынках. В нашей стране сегодня этот настрой отсутствует. Большинство населения с усмешкой относится к отечественному автопрому, боится летать на российских самолетах. Следует переломить эту тенденцию. Требуется грамотная агитационная компания, которая вселила бы в головы людей убеждение и уверенность, что мы можем и должны создавать все самое лучшее. Кроме того, необходимо активизировать диалог между государственными структурами, научным сообществом, представителями бизнеса и общественностью. По примеру Германии и Великобритании следует проводить широкие информационные компании, которые бы объясняли важность и нужность мер проводимой государством инновационной политики.

7. Серьезные пробелы существуют в российской системе защиты прав интеллектуальной собственности. Многое из немецкого опыта может быть с успехом применено в отечественной правоприменительной практике. Однако следует помнить, что даже сложная система предоставления и поддержания прав будет бесполезной в случае, если не будут предоставляться средства защиты против нарушений, которые доказывают, что, в конечном счете, нарушение экономически не выгодно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: проблемы «новой экономики». - М., СПб. : ПИТЕР, 2003. - 191 с.

2. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Инвестиционные аспекты инновационного роста: Мировой опыт и российские перспективы. - М. : Книжный дом «Либроком», 2009. - 288 с.

3. Мильнер Б. З. Управление знаниями в современной экономике. - М. : Изд-во ИЭ РАН, 2008. - 247 с.

4. Патрих Э., Яшин В. Инновационная деятельность в Германии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 1. - С. 62-70.

5. Fotschungforderung in Deutschland: Stimmen Angebots and Nachfragebedingungen fur den Mittelstand?: Gutachten der IW Consult GmbH Koln fur die Stiftung Industrieforschung / Kenter M., Lichtblau K. - Koln: Institut der deutschen Wirtschaft Consult GmbH, 2006. - 204 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.