УДК 37.014.53
Яковлева Нелля Анваровна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры экономики, управления и права
Лангепасского филиала
Российской академии народного
хозяйства и государственной службы
СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Yakovleva Nellia Anvarovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Economics, Management and Law Department, Langepas branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration
THE MODERN EDUCATIONAL CONTENT OF THE CONTINUING EDUCATION SYSTEM
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о формировании глобальной системы открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, о перспективных направлениях системы непрерывного образования, в частности онлайн-образова-нии. Описаны преимущества онлайн-образования и его показатели: содержание, технологии обучения и результаты. Представлены наиболее успешные MOOC-платформы, в том числе отечественная образовательная площадка Uniweb и площадка бизнес-школы «Синергия».
Ключевые слова:
непрерывное образование, онлайн-образование, интернет-технологии, MOOC-платформы, онлайн- и офлайн-обучение, самообразование.
Summary:
The article discusses formation of the global system of open, flexible, individualized, creative knowledge, as well as promising areas of continuing education, in particular, online education. The author describes advantages of online education and its parameters: content, educational technologies and results. The paper observes the most successful MOOC-sites, including the domestic educational site Uniweb and the site of the business school "Synergy".
Keywords:
continuing education, online education, Internet technology, MOOC-sites, online and offline learning, self-education.
В современном, динамично изменяющемся мире перед любым государством встает необходимость решения ряда проблем социально-экономического, политического и иного характера, что в свою очередь связано с профессиональной компетенцией людей, обладающих знаниями, умениями и способностями находить решение в огромном «облачном» информационном пространстве. Это обусловливает необходимость в получении такого образования, которое позволяет быть конкурентоспособным с точки зрения конъюнктуры рынка, качественным по своему содержанию и удовлетворяющим потребности различных субъектов. Как отмечает в своих работах известный американский ученый М.Ш. Ноулз, подготовка компетентных людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, уметь включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни, является задачей номер один в современном мире жесткой рыночной конкуренции. При этом М.Ш. Ноулз акцентирует внимание на том, что система образования должна помочь каждому обучающемуся взять на себя как можно больше ответственности за собственное учение [1].
Сегодня расширяются как границы образовательного пространства, так и возможности получения необходимой информации для обучения и самообразования. Так называемая цифровая революция, связанная прежде всего с появлением и внедрением новых информационных возможностей Интернета и Интранета, средств мобильной связи, а также развитием наукоемкого производства, затронула все сферы деятельности человека, что неизбежно повышает требования к общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации людей и свидетельствует о ключевой роли образования. С развитием и внедрением современных компьютерных технологий во все сферы деятельности человека количество информации в современном мире стремительно растет. Сегодня очень важно умение понимать, распоряжаться этой информацией, превращать ее в практические профессиональные знания. Именно знание становится главным условием благополучия не только каждого человека, но и каждого государства. Усвоение информационных ценностей человеком как социально-действующий процесс направлено на активирование личности, на формирование и развитие его способностей и умений использовать полученную информацию на протяжении всей жизни. В то же время потребление информации должно быть не только активным, но и избирательным, оценивающим, обеспечивающим его интеллектуальное развитие. Все это предопределяет начиная со ступени общего образования необходи-
мость формирования культуры восприятия информации. Человек должен учиться поиску информации, ее селекции, анализу, трансформации, усвоению; должен уметь преодолевать трудности, связанные с ее восприятием, а также учиться эффективному ее использованию, особенно когда информация приобретает различные виды и доступна по многим информационным каналам.
В настоящее время в процессе освоения и внедрения инноваций в сфере образования формируется глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Непрерывное образование становится жизненной необходимостью, основным ресурсом дальнейшего процветания и благополучия не только самого человека, но и государства в целом. Наиболее обещающими становятся возможности непрерывного обучения с помощью Интернета. Одним из перспективных направлений системы непрерывного образования является онлайн-образование, которое обеспечивает широкий охват, доступность и богатство выбора не только программ, но и типов образовательных организаций. Выбор структуры и содержания материала - свободен, а возможности для насыщения подвижным образом, звуком, графикой и текстом те же, что и у телевидения. Уже несколько десятков миллионов абонентов с пяти континентов пользуются образовательными швЬ-страницами, которые предоставляют элементы самой большой базы знаний со свободным доступом, и их количество нарастает лавинообразно. Комбинация фантазии с эрудицией делают возможным создание настоящих шедевров учебных программ, дисциплин и курсов. И это явление становится необходимой традицией, требующей от информационного продукта высокой динамики изменения, от системы образования - новых технологий обучения, новых компетенций у преподавателей, а от слушателей и студентов - потребности и желания получать знания. Обучение в формате онлайн позволяет удовлетворить и учесть индивидуальные запросы, требования и предпочтения заказчика или потребителя услуг по разнообразным курсам, программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Помимо всего, обучение в формате онлайн предоставляет возможность совершенствоваться в карьерном и личностном плане. Ключевым элементом построения такого обучения с использованием Интернета является обеспечение удаленного доступа к учебному контенту. В частности, обучение в формате онлайн предоставляет уникальную возможность для индивидуального режима обучения, удобное время и место обучения без отрыва от профессиональной деятельности, основного или базового профессионального образования, удобную форму контакта с преподавателем, эффективное распределение личного времени. Важно, насколько применяемые при этом информационные технологии в обучении служат достижению собственно образовательных целей их участников.
Онлайн-образование предопределяет внедрение новых образовательных технологий, методов и подходов в преподавании и обучении, новых экономических механизмов, а также иных институциональных и организационных структур, что в совокупности представляет собой единство технологических, экономических, педагогических и организационных инноваций. Освоение экономических инноваций в сфере образования осуществляется в условиях рыночных отношений, что позволяет усилить конкуренцию в сфере предоставляемых образовательных услуг и образовательных продуктов среди образовательных организаций различных форм собственности. Используемые образовательные технологии в системе образования, в частности в форме онлайн- и офлайн-обучения, меняют характер преподавательской деятельности, тем самым оказывая воздействие в целом на развитие и преобразование педагогической подсистемы, в которой создается новая образовательная среда. Все эти инновации, как технологическая, так и экономическая и педагогическая, предполагают и изменение имеющихся организационных структур образовательной организации. В структуре вуза или иных образовательных организаций создаются центры, отделы, виртуальные школы, направленные в том числе и на сопровождение модели дистанционного интерактивного обучения. Подобная модель обучения при помощи Интернета может содержать такие формы, как вебинары, чат- и веб-занятия, веб-конференции, он-лайн-встречи и семинары и т. д.
В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, ряд показателей для образовательной организации по очной форме являются обязательными, в том числе и количественные показатели по площадям зданий и т. д. В случае обучения по онлайн-программам они не являются ключевыми и на первый план выдвигаются требования, обусловленные показателями, характеризующими качество образования. Качество онлайн-образования следует анализировать по таким группам показателей, как содержание образования, технологии обучения и результаты образования. Эти группы показателей характеризуются следующими параметрами и свойствами обеспечения, организации и проведения учебного процесса: учебные планы и программы; база учебно-методических материалов; техническое и производственное обеспечение (характеристика компьютеров и сетевого оборудования; наличие инструментальных средств, необходимых для разработки электронных (сетевых) учебников и учебных пособий;
способы представления информации: текст, графика, видео-, звуковое сопровождение, анимация и т. д.); методики и технологии предоставления и проведения занятий (визуализация материала преподавателем), тестирование обучаемых (степень доступности и удобство формы общения с преподавателем, наличие спектра контрольно-измерительных материалов, предназначенных обучающимся, и их объективная оценка); кадровое обеспечение (сертифицированные тренеры, соотношение преподавателей с учеными степенями доктора и кандидата наук и без степени, наличие научных и/или методических публикаций у преподавателей, авторство в курсах дистанционного обучения, рекомендованных к тиражированию); организационное обеспечение (электронная система управления документами, автоматизированная техподдержка и консультирование обучающихся, а также наличие системы управления качеством обучения).
К достоинствам обучения в формате онлайн следует отнести: полный набор учебных и методических материалов; контрольно-измерительные материалы, сочетающие оценочные действия других участников данной программы, самоконтроль и оценочную деятельность преподавателя; самоорганизация и вовлеченность потребителя услуг в познавательную деятельность; широкие возможности получения дополнительного профессионального образования, в том числе для людей с ограниченными возможностями; возможность обучающихся или слушателей отслеживать результативность своего обучения; степень доступности и удобство формы общения обучающегося с преподавателем, получение консультации.
Современные технические средства обучения открывают отечественным вузам широкие возможности по развитию и внедрению технологий, методик, работающих в поле межпредметных связей с привлечением специалистов-профессионалов различных сфер деятельности, по созданию собственных образовательных онлайн-платформ. Такое образование имеет необходимую практико-ориентированную и деятельностную направленность. К примеру, масштабные инициативы по созданию собственных онлайн-платформ были запущены в Австралии, Великобритании, Германии, Бразилии, опыт онлайн-обучения представлен университетами Гарварда и Стэнфорда. В настоящее время техническое обеспечение онлайн-курсов формата MOOC доведено до такого совершенства, что благодаря их профессионально спроектированному содержанию студент или слушатель может освоить материал без участия преподавателя.
Такой первый опыт был представлен «Академией Хана», которой было выпущено свыше трех тысяч обучающих видеоматериалов по различным предметам и темам школьной программы [2]. Содержание учебного материала в них представлено в различных его форматах с комбинацией различных компьютерных программ, которые позволяют вывести на экран или электронную доску основные тезисы, таблицы, видеосюжеты, а также обеспечить их непосредственное аудио- или видеосопровождение педагогом. Одной из наиболее успешных MOOC-плат-форм, которая предлагает более 1026 образовательных курсов, представленных 119 партнерами, и объединяет более 12 млн студентов со всего мира, является Coursera [3]. Авторами курсов стали профессора ведущих мировых университетов. Содержание курсов наполнено видеолекциями с субтитрами, текстовыми конспектами лекций, домашними заданиями, тестами и итоговым экзаменом. Онлайн-образование позволяет объединяться в сообщества, в группы в он-лайн-среде для профессионального развития и общения, консультирования, оказания помощи в обучении и т. д. Широкое распространение получили проекты, формирующие экосистему поддержки нового образования. Так, к примеру, ведущий мировой провайдер адаптивного обучения Knewton предоставил уже более 320 млн персональных рекомендаций студентам со всего мира. Студенты, колледжи и университеты из 190 стран используют технологические разработки этой компании [4]. Компания создала такую инфраструктурную платформу, которая адаптирует стандартный образовательный контент под уникальные потребности студентов со всего мира, анализирует множество учебных материалов с различными данными, уровнем сложности и медиа-форматами, а также, используя сложные алгоритмы, превращает их в идеальную подборку контента для каждого студента.
Примером уникальной отечественной образовательной платформы для преподавателей и студентов может служить площадка Uniweb, а также образовательная площадка бизнес-школы «Синергия». Площадка Uniweb представляет собой платформу дополнительного, практически ориентированного онлайн-обучения, которая совместно с ведущими вузами разрабатывает информационные онлайн-продукты с целью распространения качественного образования [5]. Онлайн-обу-чение в системе Uniweb построено на последовательном выполнении обучающимся модулей и их компонентов. Содержание онлайн-обучения представлено следующими элементами: обзор (краткое описание изучаемой темы); видеолекции и анализ (разбор более подробно ключевых моментов видеолекций); статьи и презентации (предназначены для углубленного ознакомления темы); резюме (видео с подведением итогов данной темы); проверочные задания (с участием преподавателя и путем автоматической проверки самой системой). Задания включают онлайн-тестирование,
интерактивные задания, письменные работы, разбор кейса, ролевые игры, рецензирование работ по принципу «слушатель - слушателю». Обучение по программам в формате онлайн обусловлено эффективным и простым контролем со стороны системы, обучающийся ограждается от так называемого фактора личностного «предвзятого» влияния преподавателя на оценку.
Основу программ школы «Синергия» составляет синтез теории и практики, синергия российских и зарубежных образовательных программ. Подтверждением тому являются выработанные школой «Синергия» уникальные и эффективные методики обучения, разработанная система сотрудничества, позволяющая обмениваться опытом с иностранными университетами, среди которых Newcastle Business School, Polimoda и другие. В настоящее время в России лишь в нескольких вузах и образовательных центрах функционируют определенные платформы онлайн-обучения. Инициативу вузов поддержал министр образования и науки Дмитрий Ливанов: «Мы, безусловно, поддерживаем этот шаг со стороны университетов. Уверены, что он будет способствовать повышению качества образовательных программ в России для всей нашей большой сети высших учебных заведений, обеспечению гибкости образовательных траекторий и возможностей для самоопределения студентов» [6]. Безусловно, создание таких онлайн-курсов и программ требует участия специалистов, владеющих программами компьютерной анимации 3DMax, Macromedia Flash и т. д., системами автоматизированного проектирования и черчения ProtoCad, AutoCad и т. п. Обучение в формате онлайн изменяет архитектонику деятельности самого педагога, соответственно его процесс взаимодействия и общения с обучающимся.
Таким образом, современная «образовательная эпоха» с имеющимися информационными ресурсами и технологиями открывает не только перед государствами, но и перед самой системой образования, образовательными организациями, педагогами и обучающимися уникальные возможности различного уровня. Наряду с традиционной системой образования, онлайн-образова-ние на основе цифровых и медиа-технологий, сетевого взаимодействия с возможным выходом на «coleaming-центры» (центры совместного обучения) представляет собой инновационный подход в системе непрерывного образования. Реализация онлайн-образования требует от образовательных организаций условий организационного, нормативно-правового, кадрового, материально-технического, финансового, информационно-методического характера. Образование в течение всей жизни, осваиваемое в формате онлайн, позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию человека на различных этапах его жизни и карьеры и учитывать разнообразие получаемого опыта.
Ссылки:
1. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980. 390 р.
2. Академия Кхан [Электронный ресурс]. URL: https://ru.khanacademy.org (дата обращения: 15.02.2015).
3. Образовательная платформа Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://ru.coursera.org (дата обращения: 10.04.2015).
4. Адаптивное обучение, или Несколько слов о Knewton [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/com-pany/npl/blog/244539/ (дата обращения: 03.03.2015).
5. Онлайн-образование от ведущих вузов России [Электронный ресурс]. URL: http://uniweb.ru (дата обращения: 15.02.2015).
6. Ведущие вузы откроют национальную образовательную платформу [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu-tainme.ru/post/the-future-of-russian-education-is-here (дата обращения: 15.02.2015).