Научная статья на тему 'Современная «Образовательная эпоха»: традиции, опыт и вызовы'

Современная «Образовательная эпоха»: традиции, опыт и вызовы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭПОХА» / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / «EDUCATIONAL EPOCH» / INFORMATION SOCIETY / EDUCATIONAL PLATFORM / FOREIGN EXPERIENCE / ONLINE EDUCATION / CONTINUOUS EDUCATION / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Галина Геннадьевна, Яковлева Нелля Анваровна

Современная система образования в России получила новый вектор развития. Целью работы явилось изучение современных информационных источников и определение наиболее важных направлений развития образования. Результаты исследования дали возможность определить тренды, позволяющие создать конкурентное образовательное пространство. Активно внедряется интегрированное медиаобразование, которое представляет собой использование средств массовой коммуникации в учебных курсах.Форма обучения посредством e-mail-проектов, обучение с помощью WorldWide Web служит основой для самостоятельного моделирования образовательных процессов. Для преподавателей вузов данный ресурс является мощным инструментом саморазвития профессиональных компетенций. Изменилась роль преподавателя, его задача сегодня создавать технологию обучения, при которой студент четко осознавал необходимость самостоятельного приобретения знаний на всем протяжении профессиональной деятельности. Происходит изменение парадигмы развития науки: от анализа к синтезу. Новым трендом науки можно считать «наддисциплинарные» знания. Изменения в науке и необходимость в знаниях нового качества повлияют на образование, создавая новые направления и факультеты, где ведущее место занимает проектная деятельность и преподаватель нового формата. Перед вузами стоит очень сложная задача «сужения облачного информационного пространства» до четких, выборочных, целевых, образовательных конвергентных конструкций.Для этого необходимо изучать бесценный опыт лучших педагогов-практиков и менеджеров, как отечественных, так и зарубежных, многие из которых известны в России и мире. Это позволит более объективно понять, переосмыслить передовые практики управления, и более гибко подходить к формированию нового образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN «EDUCATIONAL EPOCH»: TRADITIONS, EXPERIENCE AND CALLS

Modern educational system in Russia got the new vector of development. The purpose of the research was to study the new educational methods and principal trends in education development. The results of the study gave opportunity to define global tendency in development of educational system. The research helps to create competitive educational area. Usage mass communication media in curriculums represents active introducing integrated media education in modern educational system. Such forms as e-mail projects, learning by means of internet communication are the principles of self-reliant process of education. The resources such forms education are powerful tools for college and university academics in their self-development of professional capacity. Function of teacher has changed. Nowadays professor has to create such technology of education that give student understanding of necessity to gain knowledge throughout his professional activity. Nowadays paradigm of learning transforms from analysis to synthesis. «Over academic discipline knowledge» is new trend in modern method of teaching. Changing science and necessity in new quality of knowledge will deeply influence educational methods. Advanced educational methods will create new trends and modern college and university departments with progressive academics and new designing projects. Universities have to perform the difficult task of «narrowing cloud information sphere» to accurate, efficient, selective, targeted educational convergent structures. Priceless experience of the best Russian and foreign pedagogue-practitioners, managers and well-known scholars must be learning to achieve this goal. This approach will permit to understand and all over again from the start to conceive advanced management practices and will make educational sphere more flexible.

Текст научной работы на тему «Современная «Образовательная эпоха»: традиции, опыт и вызовы»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-3-10 УДК 37.014.53

СОВРЕМЕННАЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭПОХА»: ТРАДИЦИИ, ОПЫТ И ВЫЗОВЫ

Климова Г.Г., Яковлева Н.А.

Современная система образования в России получила новый вектор развития.

Целью работы явилось изучение современных информационных источников и определение наиболее важных направлений развития образования. Результаты исследования дали возможность определить тренды, позволяющие создать конкурентное образовательное пространство.

Активно внедряется интегрированное медиаобразование, которое представляет собой использование средств массовой коммуникации в учебных курсах.Форма обучения посредством e-mail-проектов, обучение с помощью WorldWide Web служит основой для самостоятельного моделирования образовательных процессов. Для преподавателей вузов данный ресурс является мощным инструментом саморазвития профессиональных компетенций. Изменилась роль преподавателя, его задача сегодня - создавать технологию обучения, при которой студент четко осознавал необходимость самостоятельного приобретения знаний на всем протяжении профессиональной деятельности.

Происходит изменение парадигмы развития науки: от анализа к синтезу. Новым трендом науки можно считать «наддисциплинарные» знания. Изменения в науке и необходимость в знаниях нового качества повлияют на образование, создавая новые направления и факультеты, где ведущее место занимает проектная деятельность и преподаватель нового формата.

Перед вузами стоит очень сложная задача «сужения облачного информационного пространства» до четких, выборочных, целевых, образовательных конвергентных кон-струкций.Для этого необходимо изучать бесценный опыт лучших педагогов-практиков и менеджеров, как отечественных, так и зарубежных, многие из которых известны в России и мире. Это позволит более объективно понять, переосмыслить передовые практики управления, и более гибко подходить к формированию нового образовательного пространства.

Ключевые слова: «образовательная эпоха»; информационное общество; образовательная платформа; зарубежный опыт; дистанционное образование; непрерывное образование; самообразование.

MODERN «EDUCATIONAL EPOCH»: TRADITIONS, EXPERIENCE AND CALLS

Klimova G.G., Yakovleva N.A.

Modern educational system in Russia got the new vector of development.

The purpose of the research was to study the new educational methods and principal trends in education development. The results of the study gave opportunity to define global tendency in development of educational system. The research helps to create competitive educational area.

Usage mass communication media in curriculums represents active introducing integrated media education in modern educational system. Such forms as e-mail projects, learning by means of internet communication are the principles of self-reliant process of education. The resources such forms education are powerful tools for college and university academics in their self-development of professional capacity. Function of teacher has changed. Nowadays professor has to create such technology of education that give student understanding of necessity to gain knowledge throughout his professional activity.

Nowadays paradigm of learning transforms from analysis to synthesis. «Over academic discipline knowledge» is new trend in modern method of teaching. Changing science and necessity in new quality of knowledge will deeply influence educational methods. Advanced educational methods will create new trends and modern college and university departments with progressive academics and new designing projects.

Universities have to perform the difficult task of «narrowing cloud information sphere» to accurate, efficient, selective, targeted educational convergent structures. Priceless experience of the best Russian and foreign pedagogue-practitioners, managers and well-known scholars must be learning to achieve this goal. This approach will permit to understand and all over again from the start to conceive advanced management practices and will make educational sphere more flexible.

Keywords: «educational epoch»; information society; educational platform; foreign experience; online education; continuous education; self-education.

Современный переходный этап из так называемого мира «информационного общества» в новую «образовательную эпоху» ставит перед человечеством множество вызов, обусловленных социальными, экономическими, политическими и прочими причинами. И процесс этот неизбежно сопровождается изменениями во всех сферах деятельности человека, что отражается на общественных и межличностных отношениях, образе жизни, формах образования, науке и т.д. Эти изменения обусловили признание главным богатством любого государства образовательный потенциал человека, его интеллект, человекаспособного к творческому использованию новых технологий, понимающего и умеющего формулировать смысл человеческой деятельности. Соответственно, система образования, как важнейший фактор формирования нового качества и уровня развития общества, в современном изменяющемся мире имеет большое значение.

Ценностями в образовании, в эпоху «информационного общества», выступают самореализация человека в жизни и в личной карьере, образование в интересах общества и производства [4, с. 43]. Возможность самореализации для любого человека, безусловно, должна остаться ценностной основойобразованияи в так называемой «образовательной эпохе». Сохраняя ценности отечественного образования, новая эпоха характеризуется изменениемобразовательной среды в глобальном масштабе, предоставляя любому человеку практически безграничные информационные ресурсы и возможности обучения начиная с раннего детства и до глубокой старости, используя возможности и услуги всех видов образовательных учреждений различной направленности.

Современная система образования в России получила иной вектор развития. Предъявляются новые и достаточно жесткие требования к вузам, а именно к образовательной деятельности и ответственности за неё.Традиционным в системе профессионального образования является получение молодыми людьми базового образования, позволяющего им относительно легко осваивать новые профессии в будущем, свободно переходить от одной профессиональной деятельности к другой, из одной отрасли в другую исходя из личных потребностей и побуждений или под влиянием конъюнктурных изменений в экономике и науке.Современное образование, следуя академику Новикову А.М., должно стать конвертируемым [4, с. 24].

Уровень образования каждого человека зависит от множества социальных и культурных факторов, индивидуальных особенностей личности, ее ценностной ориентации. Сегодня расширяются как границы образовательного пространства, так и возможности получения необходимой информации для обучения и самообразования.Усвоение информационных ценностей человеком как социально-действующий процесс, направлен на активирование личности, на

формирование и развитие его способностей и умений использовать полученную информацию на протяжении всей жизни. В то же время потребление информациидолжно быть не только активным, но и избирательным, оценивающим, обеспечивающим его интеллектуальное развитие. Все этопредопределяет необходимостьформирования культуры восприятия информа-цииначиная с общеобразовательной школы.Информация играет колоссальную роль в жизни современного человека: питает его, наполняет мотивами, побуждает к действию. Вместе с тем, человек должен учиться поиску информации, ее селекции, анализу, трансформации, усвоению; должен уметь преодолевать трудности, связанные с ее восприятием, а также учиться эффективномуеё использованию, особенно когда информация приобретает различные виды и доступна по многим информационным каналам.

С развитием и внедрением компьютерных технологий во все сферы деятельности, количество информации в современном мире, по оценкам корпорации IBM, ежедневно генерируется человечеством свыше 2,5(2,5*1018) квинтиллиона байт, а к 2020 году её объём будет свыше 35 зеттабайт [8]. И, как следствие, очень актуальным и важным становиться умение понимать, распоряжаться этой информацией, превращать её в практические профессиональныезнания. Сегодня именно знание становится главным условием благополучия не только каждого человека, но и каждого государства. Вместе с тем, переход из «информационного общества» в «образовательную эпоху» неизбежно связан с тем, что человечество столкнется с огромным количеством проблем политического, экономического, культурного, социального характера.

В современном мире перед любым государством встаёт необходимость решения этих проблем, а это, в свою очередь, связано с профессиональной компетенцией людей, обладающих знаниями, умениями и способностями находить решениев огромном «облачном» информационном пространстве. Перед образованием стоит очень сложная задача «сужения» этого пространства до четких, реальных, выборочных, эффективных и целевых, информационных, и образовательных конструкций. Примером тому может служить новое направление предоставления информации - инфографика, которая призвана визуализировать данные или идеи, доносить сложную информацию до аудитории быстрым и понятным образом.

В настоящее время в системе высшего образования учебные программы перерабатываются каждые 2-3 года и, несмотря на это, всё же всегда отстают. Учебные пособия, еще перед выходом в печать, уже обречены быть отстающими по сравнению со скоростью развития знания в том или ином направлении. Классические методы обучения стали уже недостаточно эффективны, так как они не позволяют полноценно использовать достижения в области информационных технологий. Классическая форма обучения в аудиторияхне всегда является привлекательной для студентов.

Активно внедряется интегрированное медиаобразование, которое представляет собой изучение с использованием средств массовой коммуникации учебных предметов и курсов. Интегрированное медиаобразование сегодня распространено в таких странах мира, как Австрия, Австралия, Дания, Норвегия, Канада, Финляндия. Появление и внедрение новыхинформаци-онных возможностей интернета и интранета, а так же наукоемкого производства неизбежно повышает требования к общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации людей, что свидетельствует о ключевой роли образования. Непрерывное образование становиться жизненной необходимостью, основным ресурсом дальнейшего процветания и благополучия не только самого человека, но и государства в целом.Наиболее обещающими становятся возможности непрерывного обучения с помощью ИНТЕРНЕТА. Информационные ресурсы глобальной сети Интернет предоставляют уникальные возможности совершить виртуальные путешествия в такие всемирно известные сокровищницы изобразительного искусства как Эрмитаж, Лувр, Прадо и увидеть гениальные творения великих художников. Интернет-образование обеспечивают широкий охват, доступность и богатство выбора не только программ, но и типов образовательных организаций. Выбор структуры и содержания материала - свободен, а возможности для насыщения подвижным образом, звуком, графикой и текстом те же, что и у телевидения. Уже несколько десятков миллионов абонентов с пяти континентов пользуются образовательными Web-страницами (WorldWide Web или WWW), которые предоставляют элементы самой большой базы знаний со свободным доступом, и их количество нарастает лавинообразно. Комбинация творчества и фантазии с эрудицией делают возможным создание настоящих шедевров учебных программ, дисциплин и курсов.Это явление становиться необходимой традицией, требующей от информационного продукта высокой динамики изменения, от системы образования - новых технологий обучения, новых компетенций у преподавателей, а от слушателей и студентов - потребности и желания получать знания [2]. Коммуникационная форма обучения посредством e-mail-проектов, обучение с помощью и в WorldWide Web и программного обеспечения служит основой для самостоятельного моделирования многих образовательных процессов.

Все большие возможности в освоении информационного пространства предлагает наука. Серьезные изменения произошли в научной области знаний. Так, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук Владимир Буданов выделил новые направления изучения информации, так, например, в области квантовой криптографиипо защите информации, квантового компьютинга, квантовых корреляций между живыми объектами. Ученые изучают коллективное сознание в сетевых структурах, где происходит опережающее отображение

реальности. Эти знания со временем перейдут в практическую область в виде еще более совершенных методов и методик познания реальности в сетевых обществах, займут достойное место в обучающей среде образования, создавая огромные информационные блоки.

Сегодня новым трендом науки можно считать междисциплинарные и так называемые «наддисциплинарные» знания. Происходит изменение парадигмы развития науки: приоритет от анализа перешел к синтезу. Фактически происходит корреляция данных тенденций и в практической деятельности человека. Одним из примеров этого процесса является появление первых научных направлений в области конвергенции знаний - КБГ^-технология. Где К- это нанотехнологии, способ атомно-молекулярного конструирования в основном неорганических материалов, Б - это биотехнологии, нано- и био- технологии дают возможность получить новый гибридный материал, I - это информационные технологии, которые позволяют этот гибридный материал превратить в интегральную схему и создать интеллектуальный материал, К - когнитивные технологии, которые должны одушевлять созданную систему, на основе технологий создаваемых мозгом и последняя S - это социо-гуманитарные науки и философское обобщение так необходимое для адаптации научных знаний в рабочую среду жизнедеятельности человека [6].

Изменения в науке и необходимость в знаниях нового качества неизбежно будут влиять на образование, создавая новые направления и факультеты, где ведущее место занимает проектная деятельность в режиме коллективного разума. Преподавание на таких факультетах и кафедрах обусловлено необходимостью в преподавателях нового формата.

Параллельно информатизации образовательного пространства осуществляется переосмысление понимания цели образования как получения сложного синтезированного знания. Меняются представления о педагоге как носителе готового знания, к пониманию образования как достояния личности, как средства её самореализации не только в жизни, но и как средство построения личной карьеры.

Изменение парадигмы образования сопровождается и изменением цели, форм, методов и средств обучения, а также ролью и статусом педагога. К примеру, профессия учителя будет присутствовать во все времена, но в «образовательной эпохе» изменяется её восприятие в обществе, выдвигаются иные требования к его подготовке, оценке компетенций.В начале XXI века содержаниепрофессиональных компетенций преподавателя приобрело абсолютно новые и не свойственные традиционной высшей российской школе черты.Это связано, прежде всего, с изменением отношения к процессу обучения, и как следствие - изменилась социально-профессиональная роль педагога, задача которого теперь уже не ограничивается передачей

предметных знаний. В свою очередь это связано с возросшими требованиями к подготовке современного специалиста. Задача преподавателя сегодня - создать такую технологию обучения, при которой студент четко осознавал необходимость самостоятельного приобретения и модернизации знаний на всем протяжении профессиональной деятельности. А это влечет, в свою очередь, изменение ключевых компетенций, которые должны обеспечить как выживание специалиста в новых условиях вуза, так и успех его профессиональной деятельности, соответствие мировым стандартам, обеспечивая конкурентоспособность преподавателя.

Современные технические средства обучения открывают отечественным вузам широкие возможности по развитию и внедрению технологий, методик работающих в поле межпредметных связей с привлечением специалистов-профессионаловразличных сфер деятельности. Такое образование имеет необходимую практико-ориентированную и деятельностную направленность. Примером такой уникальной образовательной платформы для преподавателей и студентов может служить площадка UNIWEB [5]. UNIWEB является платформой дополнительного, практически ориентированного онлайн-обучения, которая совместно с ведущими вузами, такими как Московский государственный институт международных отношений МИД России, Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт бизнеса и делового администрирования, факультет финансов и банковского дела РАНХиГС разрабатывает информационные онлайн-продукты с целью распространения качественного образования.

Целью таких образовательных площадок является предоставление возможности по обучению на курсах и программах, тщательно проработанных ведущими преподавателями, яркими бизнес-тренерами и уникальными практиками, которые готовы поделиться своими знаниями и личным опытом, но не всегда имеют возможность преподавать в университетах на постоянной основе ввиду большой занятости. Основная задача таких площадок - повысить конкурентоспособность российского образования в динамично развивающемся и меняющемся мире, а также объективно ответить на рыночные запросы работодателей. Для преподавателей вузов данный ресурс является мощным инструментом саморазвития и самосовершенствования профессиональных компетенций, не требующих особых дополнительных затрат.Все больше западных исследований подтверждают тот факт, что онлайн-обучение значительно эффективнее стандартных методов образования. Использование аудио и визуальных компонентов вместе с интерактивными заданиями и ролевыми играми позволяют быстрее и качественнее воспринимать, анализировать и запоминать необходимую информацию. А в сочетании с классическими заданиями на оценку и методом case-study, которые проверяет непосредственно преподаватель той или иной программы или сама онлайн-система, каждый имеет возможность получить полноценное образование в самом современном на сегодняшний день формате.

Как отмечают сами авторы образовательной платформы, чтобы сыграть оперу Верди, требуется слаженная игра 32 музыкантов и один талантливый дирижер. Чтобы сделать онлайн-программу, требуется 34 различных специалиста всего на одного преподавателя - ценного носителя исключительной информации, которую нужно не просто рассказать, но и объяснить. В результате, благодаря работе команды специалистов, получается детально проработанный курс, который содержательно представлен видео-лекциями (съемка в профессиональной видео-студии), наглядными презентациями (ручная отрисовка группы дизайнеров и инфографи-стов) и различными интерактивными заданиями и ролевыми играми (разработка и программирование IT-специалистов). Безусловно, такое обучение, требует иного подхода к образовательному процессу, иной его организации и подготовки самого преподавателя.

Следует также отметить и такую образовательную площадку России как бизнес-школа «Синергия» с богатой историей и конкретными результатами [7]. «Синергия» реализует широкий спектр авторских программ: от фундаментальных курсов до мастер-классов. По всем представленным направлениям образовательной площадки есть возможность выбора форм обучения (вечерняя, модульная, дистанционная, выходного дня). Образовательная площадка «Синергия» предлагает также и бесплатные формы подготовки по менеджменту и экономике посредством корпоративного обучения, консалтинга, вебинаров. Основа программ школы - это синергия теории и практики, синергия российских и зарубежных образовательных программ. Подтверждением тому являются выработанные школой «Синергия» уникальные и эффективные методики обучения, разработанная система сотрудничества, позволяющая обмениваться опытом с иностранными университетами, среди которых Newcastle Business School, Durham Business School, Judge Business School, Polimoda и другие.

Такая форма самообразования, на представленных образовательных платформах, несомненно, важна и для преподавателей. Это бесценный опыт лучших педагогов-практиков и менеджеров, как отечественных, так и зарубежных, многие из которых известны в России и мире, не только позволит более объективно понять, переосмыслить передовые практики управления, но более гибко подходить к формированию преподаваемых курсов. Каждый педагог берет на себя ответственность за молодое поколение, вместе с тем и за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом. Приращение образования к высокотехнологической сфере требует нового взгляда на подготовку преподавателя. Традиции российского образования, сопровождающиеся инновациями, есть проявление творческих сил представителей общества, их критичности, здравого смысла.

Существующие сетевые онлайн - ресурсы, такие как МООС, EDUTAINME, COURSERA также являются источником самообразования и дополнительного образования для различных возрастных категорий и представителей различных сфер деятельности.

К примеру, образовательная платформа Coursera, партнёрами которой являются ведущие университеты и организации мира, предлагает бесплатные онлайн-курсы для каждого. EDUTAINME ежедневно рассказывает о новых разработках, исследованиях, сервисах, концепциях и идеях, которые уже сейчас влияют на то, как мы учим и учимся. В настоящее время, при глобальном сообществе педагогов TES Connect действует онлайн-лаборатория, в которой стар-таперы и заинтересованные педагоги создают совместно проекты и обучающие программы.

Под эгидой Открытого правительства при участии Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) начинается разработка дистанционного образовательного курса по открытым данным. Курс нацелен на обучение государственных и муниципальных служащих, разработчиков программного обеспечения и аналитиков, желающих развить компетенцию в области работы с открытыми данными в рамках своей профессиональной сферы деятельности. Реализация курса будет осуществляться в форме массового открытого онлайн-курса (MOOC - massive open online course). Эта форма является одной из самых прогрессивных форм дистанционного обучения, которая активно развивается в мировом образовании.

Среди идей традиционных отечественному образованию многие идеи (компетентностный подход, активизация научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы, непрерывное образование и т.п.), которые рассматриваются в России как инновационные, давно стали общепризнанными в западных странах еще в прошлом веке.

Не уместно, на наш взгляд, сбрасывать со счетов лучшие образовательные системы мира, опыт которых поможет достичь новых высот российскому образованию. К примеру, Соединенные Штаты Америки обладают опытом создания эффективной системы подготовки преподавателя вуза, в которой ведущую роль играют университеты - ведущие учебные заведения страны, имеющие мощный научно-методический потенциал. Обучение вузовских преподавателей осуществляется в рамках аспирантских школ, которые входят в состав исследовательских университетов. Помимо этого, в большинстве крупных учебных заведений функционируют центры или отделения по переподготовке профессорско-преподавательского состава. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя вуза в США складывается из постградуального, ассистентского и последиссертационного этапов [1].

Все эти достижения, как отечественные, так и зарубежные вкупе должны стать основополагающим фундаментом модели развития российской системы образования, с учётом тенденций и перспектив развития науки, технологий, экономики и производства, уровней взаимодействия различных систем. Эта модель должна отвечать ряду требований, обеспечивающих её функционирование. И первое требование её ингерентность - это достаточная степень согласованности с культурной средой и традициями отечественной высшей школы. Далее адекватность, возможность достижения обозначенных целей и задач. И третье требование - простота модели, возможность вариаций и гибкости в её реализации [3, с. 233-235].

Вместе с тем, ключевым в грядущей, так называемой «образовательной эпохе» является постоянное самообразование как определяющий актив жизни современного человека. Характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением наукоемкого производства, информационных ресурсов и технологий. Осознание того, что профессиональные умения и навыки в современном мире быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Необходимость постоянно учитьсяобусловлена для человека его потребностями, реалиями и вызовами современного мира.

Список литературы

1. Дурнева, Е.Е. Современные требования к подготовке преподавателей высшей школы: Россия, США, Великобритания, Австралия, Сингапур // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1. С. 16-18.

2. Информация и образование в 21 веке [Электронный ресурс]. Бизнес-университет. - Болгария, София. Режим доступа: URL: http://www.e-joe.ru/sod/01/1_01/bo.html (проверено 15.02.2015 г.).

3. Новиков, А.М. Методология образования [Текст]. - Издание второе - М.: «Эгвес», 2006. С. 388-390.

4. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование [Текст]. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. 136 с.

5. Онлайн образование от ведущих вузов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://uniweb.ru/ (дата обращения 15.02.2015 г.).

6. Официальный сайт Московского физико-технического института [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://mipt.ru/education/chairs/nbiktechnology/ (дата обращения 15.02.2015 г.).

7. Школа бизнеса «Синергия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sbs.edu.ru/ (проверено 15.02.2015 г.).

8. IBM big data and analytics portfolio. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www-01.ibm.com/software/data/bigdata/ (дата обращения 15.02.2015 г.)

References

1. Durneva, E.E. Sovremennye trebovanija k podgotovke prepodavatelej vysshej shkoly: Rossija, SShA, Velikobritanija, Avstralija, Singapur [Modern training requirements for teachers in higher education: Russia, USA, UK, Australia, Singapore] // International Journal of Experimental Education. 2014. № 1. Рр. 16-18.

2. Informacija I obrazovanie v 21 veke [Information and education in the 21st century ] [electronic resource]. Business University. - Bulgaria, Sofia. Mode of access: URL: http://www.e-joe.ru/ sod/01/1_01/bo.html (provereno15.02.2015 g.).

3. Novikov, A.M. Metodologija obrazovanija [Methodology of education] [Text]. - Publication of the second. - M.: «Egves», 2006. Pp. 388-390.

4. Novikov, A.M. Postindustrialnoe obrazovanie [Post-industrial education] [Text]. - M.: Publisher «Egves» 2008. 136 c.

5. Onlajn-obrazovanie ot vedushhih vuzov Rossii [On-line education from leading universities in Russia] [electronic resource]. Mode of access: URL: http://uniweb.ru/

6. Oficialnyj sajt Moskovskogo fiziko-tehnicheskogo instituta [The official website of the Moscow Physical-Technical Institute] [electronic resource]. Mode of access: URL: http://mipt.ru/educa-tion/chairs/nbiktechnology/(проверено 15.02.2015 g.).

7. Shkola biznesa «Sinergija» [Business School «Synergy»] [electronic resource]. Mode of access: URL: http://sbs.edu.ru/(проверено 15.02.2015 g.).

8. IBM big data and analytics portfolio. [Electronic resource]. Mode of access: URL: http://www-01.ibm.com/software/data/bigdata/ (verified 15.02.2015 g.).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Климова Галина Геннадьевна, кандидат педагогический наук, доцент, доцент, кафедра

теории и социологии управления

Уральский институт управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы»

ул. 8 Марта, 66, г. Екатеринбург, Россия gklimova@hotmail.com

Яковлева Нелля Анваровна, кандидат педагогический наук, доцент, кафедра экономики, управления и права

Лангепасский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»

ул. Солнечная, д. 21/1, г. Лангепас, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628672, Россия Jha68@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Klimova Galina Gennadyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Associate Professor, Theory and Sociology of Management Department

Ural Institute of Management FGBOUVPO «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration»

8, Marta Street, 66, Ekaterinburg, Russia gklimova@hotmail.com

Yakovleva Nellja Anvarovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Department of Economics, Management and Law

Langepas Branch of Ural Institute of Management FGBOUVPO «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration»

21/1, Solnechnaya st., Langepas, Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra, Tyumen region, 628672, Russia Jha68@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.