Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УСТОЗА И ЕГО ЗАСЛУГА В РАЗВИТИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ'

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УСТОЗА И ЕГО ЗАСЛУГА В РАЗВИТИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерство / оценка лидерских качеств / классификация сотрудников / оценка лидерских качеств / leadership / assessment of leadership / classification of employees / leadership qualities

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Огай Д.А.

В статье подняты вопросы развития лидерских качеств, умения устоза (учителеля, наставника) правильно и своевременно направлять своих учеников, использования принципа «устоз – шогирд», проведения административных реформ государственных органов Узбекистана, законодательного регулирования в обеспечении возможностей для развития личности, влияния и роли государства в развитии лидерских качеств, оценки лидерских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Огай Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN IMAGE OF USTOZ AND HIS CONTRIBUTION TO DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES

Article raises issues of leadership development, the ability of ustoz (teacher, mentor) to guide their students correctly and in a timely manner, the use of the principle of "ustoz – shogird", administrative reforms of state bodies of Uzbekistan, legislative regulation in providing opportunities for personal development, the influence and role of the state in the development of leadership qualities, assessment of leadership qualities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УСТОЗА И ЕГО ЗАСЛУГА В РАЗВИТИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ»

УДК 37.032

Огай Д.А.

кандидат юридических наук (PhD) (г. Ташкент, Республика Узбекистан)

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УСТОЗА И ЕГО ЗАСЛУГА В РАЗВИТИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация: в статье подняты вопросы развития лидерских качеств, уменияустоза (учителеля, наставника) правильно и своевременно направлять своих учеников, использования принципа «устоз - шогирд», проведения административных реформ государственных органов Узбекистана, законодательного регулирования в обеспечении возможностей для развития личности, влияния и роли государства в развитии лидерских качеств, оценки лидерских качеств.

Ключевые слова: лидерство, оценка лидерских качеств, классификация сотрудников, оценка лидерских качеств.

Одним из важных праздников на уровне государства и всего народа Узбекистана является «День учителя и наставника», отмечаемый с 1997 года ежегодно 1 октября [1].

Всемирный день учителя (World Teachers Day) отмечается с 1994 года - 5 октября.

В этот день учащиеся школ, профессиональных колледжей, академических лицеев, вузов и других учебных заведений поздравляют преподавателей, учителей и наставников с их профессиональным праздником.

В Узбекистане отношение к учителям и наставникам всегда было особым, и сегодня людей этой профессии уважают, ценя их труд и самоотверженную заботу о подрастающем поколении.

Данный праздник имеет многовековую традицию. В частности, одним из испытанных позитивных методов формирования культуры исполнительской дисциплины, навыков командной работы и личной ответственности у молодых специалистов является использование традиций «наставник-ученик» («устоз-шогирд») [2], поддерживаемых с привлечением опытных сотрудников.

Смысл и понимание всего масштаба такого праздника заключается не только в восхвалении учителя как профессионала и воспитателя, но в глубоком смысле как идейного вдохновителя и наставника на пути к формированию качеств личности и достижению им высших целей для развития государственных основ.

Как известно, с конца 2022 года в Узбекистане началась административная реформа Нового Узбекистана.

Так, 1 января 2023 года в рамках первого этапа административных реформ Нового Узбекистана формируется компактная, единая система республиканских органов исполнительной власти, основанная на принципах профессионального управления и ориентированная на результат, включающий в себя министерства, комитеты, агентства и инспекции.

В результате этого количество независимых республиканских органов исполнительной власти сократилось с 61 до 28, в том числе министерств - с 25 до 21 [3].

В частности, в системе министерств и ведомств сокращены всего 17 447 штатных единиц, установлена общая предельная численность всего управленческого персонала республиканских органов исполнительной власти -министерств, комитетов, агентств и инспекций, а также их территориальных и районных (городских) подразделений в количестве 56 573 штатных единиц [4].

Так, во исполнение статьи 36 Закона «О государственной гражданской службе» для мотивации государственного гражданского служащего и обеспечения его продвижения по службе на основе объективных и справедливых критериев внедряется система оценки эффективности его деятельности на основе ключевых показателей [5], методология оценки эффективности

деятельности государственных гражданских служащих на основе ключевых показателей утверждена Методика оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих на основе важнейших показателей.

Данная Методика определяет порядок оценки эффективности государственного служащего по важнейшим показателям в целях продвижения государственного служащего в организациях, включенных в перечень государственных органов и организаций, в которых осуществляется государственная гражданская служба, и обеспечения его продвижение по должности на службе на основе объективных и справедливых критериев [6].

При всей всесторонности данной методики, за ее границами остались важнейшие критерии оценки лидерских качеств.

Лидерские качества не могут быть оценены никакой методикой, они могут проявиться лишь при возложении каких-либо обязанностей и возложения конкретных задач в том или ином месте, времени и ресурсами.

Первые шаги на пути к лидерству определяют родители, но не всегда. Все же развитие лидерских качеств налагается на плечи учителей (наставников), которые показывают всю картину жизненного пути и его «подводные камни».

Задача учителя правильно распределить все имеющиеся ресурсы, определить задачи на каждом пути развития личностных характеристик, привить умение взаимодействия с другими коллегами, суметь координировать свой участок должностных обязанностей и самое главное проявить инициативность (даже если она наказуема!).

Как общеизвестно, гениями не рождаются, а становятся. Но, здесь конечно же есть исключение, когда рождаются гениями. При этом, в большинстве случаев именно тяжелый труд, старания и другие факторы, которые присущи только одной личности, можно будет достичь поставленной цели.

Вместе с этим, даже «рожденный быть лидером» может не стать им, в силу не наступления обстоятельств, побудивших к этому формированию, например, участие в военных действиях, чрезвычайных ситуациях, жизненно важных событиях и т.п.

При этом, несмотря на присутствие такого рода событий имеет место ситуации или обстоятельства, состоящие из множества факторов и способствующие возникновению таких способностей или проявлению такого рода качеств.

На данном отрезке жизни много зависит от наставничества учителя, который поможет осознать всю природу таких обстоятельств и порой просто подскажет как действовать в сугубо личной ситуации.

«Лидер» многообразен, просто как организатор, так и в интеллектуальном смысле. В любом обществе, т.е. группе людей, возможен симбиоз лидеров, отвечающих за свой участок и взаимодополняющих друг друга, но являющиеся лидерами среди других - за которыми первое и последнее слово.

Еще одним из условий развития такого качества кроме самостоятельного желания и стремления является наличие необходимых ресурсов и капитала, а порой и все вместе взятое.

Формирование лидера как полноценного вектора связано с жизненными возможностями каждой отдельной личности.

В Новом Узбекистане, прошедшим в недавнем прошлом эпоху советского административного управления и его отголоски в первых десятилетиях независимости страны, формируются современные основы государственного управления.

Одним из главных наказаний сотрудника является искоренение метода «инициатива наказуема», при которой излишняя самостоятельность, проявление инициативы приводили к негативным последствиям инициатора. Результатом чего все меньше и меньше становилось сотрудников, желающих проявить свою активность, что сегодня привело к рамочной работе.

А в это время и даже намного раньше в других странах, считающиеся развитыми, прошли путь инициативности сотрудников и уже перешли на узкопрофильные инициативы развития государственного управления.

Вертикальная форма власти в части инициативности привела к отрицательным последствиям, бюрократизации оргструктур, снижению показателей их деятельности и в итоге застою экономических отношений.

Говоря о роли лидерства в эпоху социализма его недооценка наряду с другими отрицательными последствиями приводила к инертности, бюрократизации организационных структур, снижению показателей хозяйственной деятельности организаций и застою в экономическом развитии страны.

По мнению некоторых ученых, «рыночная экономика диктует необходимость переосмысления роли лидерства, требует инновационного подхода к ведению бизнеса, проявления большей самостоятельности и инициативы не только со стороны отдельных руководителей, но и от всего персонала организации. К сожалению, достаточно большое количество руководителей предприятий в настоящее время не в полной мере осознают преимущества и важность лидерского стиля поведения, широко используя при этом административные методы управления» [7].

В частности, в организации, где собраны работники с высокими показателями, обладающими множеством различных качеств, порой даже противоречащих друг другу, возможно при четкой координации руководителя определение конкретных целей и достижение правильно поставленных результатов.

Именно в настоящее время остро требуется работник, обладающий таким качеством как «чрезмерно активный», что проявляется в его действиях и планах на будущее, считающиеся лидерскими начинаниями.

Таким образом, при оценке лидерских качеств следует учесть важную составляющую - качества лидера, число которых может быть отлично в зависимости от профессии, сферы деятельности и должностных обязанностей.

В частности, говоря о качествах лидера нельзя понимать это буквально, т.е. это качество есть или его нет.

Преобладание его в большей степени может смело называться наличием лидерского качества.

Как известно, мозг современного человека задействован на 10-15%.

При этом, данная теория процентной мощи использования мозга является абсолютно абсурдной, т.к. мозг человека задействован настолько насколько этот человек позволяет себе его работу.

Возможность саморазвития и создание условия для развития совершенно разные миры.

Сегодня мы только вступили в эру возможности саморазвития, которая еще не одно тысячелетие будет продолжаться и скорее всего не достигнет следующего уровня.

Адаптация - это главнейшая составляющая человека. В почти любой ситуации, обстоятельствах, системе выживания, человек сможет адаптироваться, т.к. это человеческая сущность, функция его организма.

В прошлый период человеческого развития прошли многотысячные воины, конфликты и т.п. несогласия, результатом чего стала нынешняя жизнь человека - разделение на нации, народы, территории, континенты и т.д.

Когда настанет мир между человечеством? Когда придет другой враг. Но в этом случае человечество будет уничтожено. Данный сценарий вообще не может быть и не должен рассматриваться.

Единственный сценарий - объединение человечества под один флаг, одну идеологию, одну объединенную нацию, один язык, одни традиции и обычаи. Однако, лишь есть один способ этого достичь - уничтожение большей части мира и его населения, остальные станут поднацией, руководимой высшей нацией.

Здесь прослеживается идея нацизма, но он один из не первых и не последних понимал сущность этого мира и перспективы его развития.

Такого рода личностей было много, но никто из них не достиг своей цели [8]. Таких примеров очень много [9].

По мнению некоторых ученых, для создания действенной модели оценки лидерских качеств всю совокупность таких качеств (признаков) целесообразно трансформировать в следующие специфические группы:

0 физиологические качества: внешность, телосложение, голосовые данные и особенности речи, уровень работоспособности, состояние здоровья, активность, энергичность и др.,

0 психологические качества: тип личности (экстраверт или интроверт), темперамент, амбициозность, мужество и смелость, упорство, степень уравновешенности, проявление властности, независимость и пр. ,

0 интеллектуальные качества (уровень интеллекта): ум, память, кругозор, быстрота мышления, проницательность, образованность, рассудительность, логика, чувство юмора и т.п.,

0 деловые качества: самостоятельность, организованность, инициативность, ответственность, надежность, дисциплинированность, обязательность, коммуникабельность, убежденность, гибкость и др.,

0 этические качества: честность, порядочность, справедливость, тактичность, уважительность, доброжелательность, эмпатия и пр. [10].

Все вышеперечисленные качества, несомненно должны быть и в силу каких-либо обстоятельств могут переформироваться и внешне и внутри изменяться, исходя из фактических или иных образов, групп лиц, поставленных целей, назначенных задач и т.п. действий.

Главный стержень лидера в любом его образе и трансформации является учение его наставника, показавшего ему путь к великому будущему и неизменно следовавшему до достижения им поставленной цели.

Необходимо всегда исходить из основ, источника возможных формирований и «лепки» личностных качеств в итоговом формате как лидера, независимо от любой сферы деятельности, жизненных позиций и времени действий.

В частности, в Узбекистане приняты меры по оказанию услуг содействия лицам с инвалидностью, особенно молодежи с инвалидностью, по обучению в

школах музыки и искусства, библиотеках, творческих мастерских и школах народных мастеров, в том числе по принципу «устоз - шогирд», участию в организуемых культурных мероприятиях [11].

Так, например, 10 сентября 2018 года приняты Правила определения учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, а также учебно-методической, научно-исследовательской и «устоз-шогирд» работы высшего образовательного учреждения [12].

Сегодня необходимо восстанавливать традиции «Учитель-ученик» и постоянно совершенствовать эту деятельность в контексте ее широкого внедрения на всех уровнях и во всех организациях.

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью констатировать тот факт, что в Узбекистане созданы все необходимые законодательные основы для формирования личности как лидера, а также принимая во внимание широкое распространение метода «устоз-шогирд» на всех уровнях учебного процесса и в том числе в государственных органах и в частном бизнесе, будущая молодежь страны имеет все возможности для своего развития и внесения своей лепты в дело становления «Узбекистана - великого государства».

Примеры:

Для информации: ярким примером может служить история существования империи (народа) Атлантиды, по некоторым источникам она отрицается, но все же рассвет Атлантиды ознаменовался достижением уровня прогресса человеческого мозга на максимальном уровне. В частности, в Атлантиде путем развития лидерских качеств, эта цивилизация достигла высоких результатов, считающиеся и сегодня недостижимыми. Одной из успешной операции такого рода, но не масштаба стало объединение Китая в эпоху правления Цинь Ши Хуанди. Как известно, этого он достиг только путем кровопролития и страдания народов, проживавших на территории Китая. При этом, его цель смогли понять очень много людей, среди которых правители, чиновники, воины и даже простые люди. Именно во благо достижения цели об объединении народа и установления единых законов, границ, языка, обычаев и

т.д. многие безвестные истории люди пожертвовали свои жизни. И спустя совсем немного уже этот народ, эта территория стала отдельной частью мира и до сегодняшнего времени остается ею.

Для информации: другой пример, из мира аниме. Один из самых просмотренных аниме-сериалов считается Наруто Узумаки. Так из многочисленных серий и 10 полнометражных мультфильмов можно сделать вывод, что другие более сильные или слабые по отношению к главному герою стремились завоевать мир, подчинить всех и все. Но, этому всегда мешал Наруто и что в итоге счастливый конец, нет конечно, этот сериал можно продолжать как это сделали в сериале Боруто. Это нескончаемый жизненный цикл, который приведет к самому началу и опять по кругу. Но, если бы один из так называемых злодеев победил, тогда бы сериал закончился и соответственно, как показано в их размышлениях и стремлениях наступил бы иной этап, когда все были бы единым целым и наступил мир без воин и конфликтов, нацеленный на более высокие цели.

Для информации: в традиционных культурах народов Центральной Азии существуют и вполне оформившиеся школы исполнительского и ремесленнического мастерства, передающие на протяжении многих поколений устные музыкальные, зрелищные и художественные традиции с помощью педагогических приемов, один из которых - «устоз-шогирд» (мастер-ученик). Так, мастер (устоз) передает свой фонд накопленного знания ученику, как говорят в народе, «на кончиках пальцев» путем демонстрации своих навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года № 3674 «Об установлении дня учителя и наставника». https://lex.uz/uz/docs/60081;

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2022 года № УП-269 «О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана» (пункты 9, 11). https://lex.uz/uz/docs/6324798;

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года № УП-14 «О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти». https://lex.uz/uz/docs/6369999;

4. Закон Республики Узбекистан от 8 августа 2022 года № ЗРУ-788 «О государственной гражданской службе». https://lex.uz/uz/docs/6146009;

5. Приказ директора Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан от 21 ноября 2022г. № 2-2022 (рег. № 3407 от 28.12.2022г.). https://lex.uz/uz/docs/6329835;

6. Попов А.А., Попов Д.А. Общий менеджмент. / Учебное пособие. - Саратов: ООО «Ай Пи Эр Медиа», 2016;

7. Литвинюк А.А. Организационное поведение. / Учебник и практикум для академического бакалавриата — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. -527 с;

8. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2021 года № ПП-57 «О дополнительных мерах по всесторонней поддержке лиц с инвалидностью, оказанию содействия их занятости и дальнейшему повышению социальной активности». https://lex.uz/uz/docs/5789986;

9. Рег. № 3076 от 8 октября 2018 г. https://lex.uz/ru/docs/3969039

Oguy D.A.

Doctor of Philosophy (PhD) (Tashkent, Republic of Uzbekistan)

MODERN IMAGE OF USTOZ AND HIS CONTRIBUTION TO DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES

Abstract: article raises issues of leadership development, the ability of ustoz (teacher, mentor) to guide their students correctly and in a timely manner, the use of the principle of "ustoz -shogird", administrative reforms of state bodies of Uzbekistan, legislative regulation in providing opportunities for personal development, the influence and role of the state in the development of leadership qualities, assessment of leadership qualities.

Keywords: leadership, assessment of leadership, classification of employees, leadership qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.