DOI: 10.25198/1814-6457-223-80 УДК 378.14
Маркелова Ю.В.1, Баранов В.В.2, Воробьев В.К.2, Попова Е.А.3
1Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета, г Кумертау, Россия
E-mail: manenkva.julja@mail.ru 2Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия E-mail: fizv@mail.osu.ru, vorobev_vk@mail.ru 3Восточная экономико-гуманитарная академия, г. Уфа, Россия E-mail: elena973047@mail.ru
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Изменения в сфере экономики, связанные с появлением различных видов и форм экономической деятельности, экономической свободы, стимулируют творческий и инновационный подход к профессиональной деятельности, все более востребован профессионал, обладающий лидерскими качествами. Университетские комплексы как центры образования, науки и культуры региона, аккумулируют и транслируют инновационный педагогический опыт из центральных вузов в филиалы, создается современное образовательное пространство для развития профессионально-личностных качеств студентов.
Целью исследования был обоснованный выбор диагностического инструментария как совокупности тестов и методик для установления уровня развития лидерских качеств студентов, обучающихся в университетских комплексах. Нами установлено, что формирование и развитие лидерских качеств студентов включает многоаспектную диагностику. Инструментарий диагностики отличается значительным разнообразием, обусловленным неоднозначностью представления о наборе личностных качеств, необходимых лидеру. Интегративная оценка лидерских качеств обеспечивается введением представления о профиле лидерских качеств. Для отбора диагностических методик был проведен критический анализ известных инструментальных средств. В результате была создана матрица соответствия востребованного лидерского качества и методики, используемой для оценки его развития. Разработанный комплексный инструментарий стал основой компьютерной программы индивидуальной оценки профиля лидерских качеств студента. Программа функционирует в личном кабинете студента на сайте вуза в автоматизированном режиме. Проведена апробация диагностического инструментария. В исследовании участвовал 181 респондент из числа студентов университетских комплексов. Предлагаемый диагностический инструментарий обеспечил оперативную и многоаспектную оценку лидерских качеств студентов, позволил в динамике установить результативность учебно-воспитательных мероприятий вуза по развитию данных качеств у студентов. Диагностический инструментарий позволил проследить динамику изменений в развитии лидерских качеств выпускник менталитете молодежи в большом и малом городах.
Ключевые слова: лидерство, студент, университетский комплекс, профиль лидерских качеств, методика оценки лидерских качеств.
Для цитирования: Диагностический инструментарий оценки лидерских качеств студентов университетского комплекса / Ю.В. Маркелова, В.В. Баранов, В.К. Воробьев, Е.А. Попова // Вестник Оренбургского университета. - 2020. - №1(224). - С. 80-86.
Markelova Yu.V.1, Baranov V.V.2, Vorobyov V.K.2, Popova E.A.3
1Kumertau branch of Orenburg state University, Kumertau, Russia E-mail: manenkva.julja@mail.ru 2Orenburg state University, Orenburg, Russia E-mail: fizv@mail.osu.ru, vorobev_vk@mail.ru 3Eastern Academy of Economics and Humanities, Ufa, Russia E-mail: elena973047@mail.ru
DIAGNOSTIC TOOLS FOR EVALUATING THE UNIVERSITY STUDENTS LEADERSHIP QUALITIES
Changes in the economy associated with the emergence of various types and forms of economic activity, economic freedom, stimulate a creative and innovative approach to professional activity, a professional with leadership qualities is in demand. University complexes as centers of education, science and culture of the region accumulate and transmit innovative pedagogical experience from Central universities to branches, creating a modern educational space for the multidimensional development of personal qualities of students. Analysis of scientific research in the field of sociology, psychology, and leadership pedagogy allowed us to specify a set of qualities that characterize the future leader in various areas of management-industrial, sports, tourism, and educational. The formation and development of students ' leadership qualities includes a multi-aspect diagnostics of leadership. Diagnostic tools are characterized by a significant variety, due to the ambiguity of the idea of a set of personal qualities needed by the leader. Integrative assessment of leadership qualities requires the use of a representation of the profile of leadership qualities. To select diagnostic methods, a critical analysis of tools for diagnosing students ' leadership qualities was carried out. A matrix of conformity of the diagnosed quality and the methodology used to assess its development was created. The presented tools were used to determine the main directions of work on the development of these qualities in students. A computer program for individual assessment of a student's leadership profile has been developed, which functions through a personal account on the University's website. Diagnostics
of students from different universities allowed us to track the dynamics of changes in the development of leadership qualities of graduates, to assess the effectiveness of the proposed pedagogical measures, and differences in the mentality of young people in large and small cities.
Key words: leadership, student, University complex, leadership profile, methodology for evaluating leadership qualities.
For citation: Markelova Yu.V., Baranov V.V., Vorobyov V.K., Popova E.A. Diagnostic tools for evaluating the university students leadership qualities. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 1(224), pp. 80-86.
В современном обществе активность личности, ее стремление к лидерству являются атрибутами ее успешности. Именно в молодежной среде присутствует потенциал направления на успех, стремление достигать высот, в наибольшей степени проявляются решительность, инициативность, организационные способности, что является основополагающим для развития лидерских качеств. В этой связи основные положения государственной молодежной политики в России выдвигают перед образовательными организациями задачи развития потенциала созидательной активности молодежи в интересах своего государства, формирования у выпускников системы высшего образования умений возглавлять ведение продуктивной профессиональной деятельности.
Университетские комплексы, действующие как центры образования, науки и культуры региона, обладает значительными возможностями непрерывного развития личности, в том числе и ее лидерских качеств. Аккумулируя и транслируя инновационный педагогический опыт из центральных вузов в филиалы, университетский комплекс создает современное образовательное пространство, которое может готовить кадры руководителей и ответственных исполнителей, осознано принимающих на себя функции управления и эффективного лидерства в различных направлениях профессиональной деятельности [1]-[5].
Формирование и развитие лидерских качеств студентов включает многоаспектную диагностику лидерства в студенческом коллективе на основе анализа взаимоотношения между сверстниками, где все интересы группы представляет один человек, обладающий неформальным или формальным авторитетом [6] - [10]. Инструментарий такой диагностики отличается значительным разнообразием, обусловленным неоднозначностью представления о наборе личностных качеств, необходимых лидеру.
Лидерство как профессионально-личностный и общественный феномен является предметом глубокого междисциплинарного анализа, но в наибольшем практическом смысле лидерство изучено в деятельности управленцев.
Проведенный теоретический анализ научных исследований в сфере социологии, психологии и педагогики лидерства позволил конкретизировать набор качеств, которые характеризуют будущего лидера в различных направлениях менеджмента - производственном [11], [12], спортивном [2], туристическом [13], образовательном [14]. Концептуальные позиции лидерства в профессии представлены в [15]-[18].
Сопоставительный анализ профессиональных стандартов указанных направлений подготовки выявил необходимость выполнения функций создания и эффективного управления работой малых групп и команд, а также прямое указание на востребованность знаний и умений лидерства.
В качестве рабочего определения в нашем исследовании было принято, что лидерские качества выпускника вуза есть интегратив-ное развивающееся в учебном процессе вуза профессионально-личностное качество, характеризуемое наличие и проявлением в учебной и учебно-профессиональной деятельности совокупности способностей, знаний, умений и опыта, обеспечивающих студенту успешные социально одобряемые действия по мотивации, руководству и реализации позитивных социально-профессиональных целей личности, команды или группы [1].
Выявлены следующие наиболее востребованные качества будущего лидера, развивающиеся в процессе обучения в вузе: надежность, ответственность; коммуникативные качества; организационные качества; самооценка, знание себя; готовность к риску; уверенность в себе, самоуверенность; активная жизненная позиция; инициативность; мотивированность на успех;
умение создать команду; стрессоустоичивость. Для их комплексной оценки было разработано представление о профиле лидерских качеств -совокупности достигнутых индивидуальных уровневых критериальных показателей развития способностей, знаний, умений и опыта личностного и профессионального лидерства студента, выраженных в единой системе (пример профиля лидерских качеств в графическом варианте представлен на рисунке 1).
Критериям отбора диагностического инструментария оценки лидерских качеств студентов служили:
- пригодность диагностических методик для студентов вузов;
- актуальность и ясность постановки вопросов и формулировки заданий;
- возможность алгоритмизации методики для последующего перевода в режим автоматизированного опроса и обработки;
- однозначная диагностика по принципу «одно качество - одна методика» для автоматизации процесса диагностики;
- оперативность проведения диагностики;
- возможность использования дистанционно и самостоятельно;
- позитивность отзывов других исследователей;
- ориентированность на функции менеджера-руководителя.
В результате отбора диагностический инструментарий оценки лидерских качеств сту-
Рисунок 1 - Пример профиля лидерских качеств участника №7 диагностики
дентов включал следующие методики: тест функционального лидерства в малых группах [19]; тест «Диагностика лидерских способностей» [20]; методика «Лидер» [21]; методика выявления коммуникативных, организаторских способностей «Коммуникативные и организаторские склонности» [22]; четырехмодальный эмоциональный вопросник Л.А. Рабинович [23]; методика Р. Бейлза - Ц. Шнейкера [24]; методика определения психического выгорания (А. А. Рукавишников) [25]; методика самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс) [23]; дифференциальные шкалы эмоций по К. Изарду [26]; диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) [27]; анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» [28]; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [29].
Кратко представим возможности выбранных методик в оценке лидерских качеств студентов.
В методике выявления коммуникативных, организаторских способностей [20] «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (далее КОС) учитывается, что в профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе.
Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) позволяет выявить способности у студента быть лидером, которая зависит от уровня развитости организаторских и коммуникативных качеств. Лидер должен отличаться настойчивостью, терпеливостью, психической устойчивостью, самокритичностью.
Диагностика В .В .Бойко определяет уровень общей коммуникативной толерантности, выявляя основ-
ные тенденции, свойственные взаимодействию с партнерами.
Методика Р. Бейлза и Ц. Шнейкера позволяет выявить лидера в студенческой группе, определить факторы проявления лидерских качеств, педагогические условия формирования лидерского потенциала. По методике каждый студент индивидуально должен проранжиро-вать предложенные 15 предметов из списка по степени их важности для выживания в условиях катастрофы, а затем вся группа в результате дискуссии обсуждает и принимает групповой ранжированный ряд.
Четырехмодальный эмоциональный вопросник Л.А. Рабинович позволяет выявить эмоциональные переживание студентов в течение долгого времени, склонность к эмоциональному срыву, пессимистическому или позитивному эмоциональному фону. Ответы исходя из конкретного момента жизни респондента могут быть как положительные, например, предстоящие выходные, семейный праздник, состояние влюбленности, так и отрицательных - экзаменационная сессия, ссоры в семье, с одногруп-пниками и т. д.
Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз», позволяет определить «болезненные области» психологического климата личности, оценить вероятность их развития в результате действия человека, не только узнать психологическое состояние студента, но также познакомиться поближе с его биографией, самочувствием и с характером.
Методика определения стрессоустойчи-вости и социальной адаптации Холмса и Раге основана на использовании шкалы, где каждому событию в жизни человека отвечает свой балл стрессогоненности. Сумма баллов позволяет установить степень сопротивляемости стрессу.
Методика определения психического выгорания (А.А. Рукавишников) фиксирует психоэмоциональное истощение студента, личностное отдаление, психическое выгорание и уровень мотивации к выполнению профессиональной деятельности, т. е. учебной деятельности.
Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс) реализует оценку эмоционального состояния студента используя следующие шкалы: «спокойствие - тревож-
ность», «энергичность усталость», «приподнятость - подавленность», «уверенность в себе -беспомощность».
Диагностика функционального лидерства в малых группах выявляет психологические статусы каждого члена студенческой группы, место каждого студента в принятии решении, а также иерархию психологических статусов.
Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изарду оценивают самочувствие студентов в конкретный промежуток времени Подводя итоги диагностики, можно по значениям коэффициентов, определить положительное самочувствие с повышенным настроением или отрицательное самочувствие с пониженным настроением.
Методика «Я - ЛИДЕР» подготовлена Е.С. Фёдоровым, О. В. Ерёминым, модифицирована Т. А. Мироновой. Цель - изучить операциональных коммуникативных умений (лидерских, организаторских качеств) обучающихся, включает оценку умения повести за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе, управлять собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и т.п..
Также помимо констатации фактов о наличии способностей человека быть лидером, мы хотели определить причины, которые их обуславливают. Поэтому в исследовательской части мы рассматриваем не только способности испытуемых к лидерству, но и уровень проявления этих способностей в совместной деятельности. Совместная деятельность в свою очередь предполагает наличие коммуникативной составляющей личности, которая проявляется непосредственно в самой коммуникации, умении организовать необходимую коммуникацию, коммуникативную компетентность.
Однозначное соответствие диагностируемого качества и методики, используемой для оценки его развития представлено в таблице 1.
В ряде случаев исследование было дополнено факторным анализом по методикам [28]. Полученные результаты были сопоставимы и не противоречивы.
Представленный инструментарий диагностики лидерских качеств студентов был использован для определения основных направлений работы по развитию данных качеств у студентов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, университетского комплекса ОГУ (базовый вуз, Кумертауский филиал
Теория и методика профессионального образования_
Таблица 1 - Методики оценки лидерских качеств студентов
Лидерское качество Методика оценки, тест
Самооценка, знание себя Шкала дифференциальных эмоций К. Изард
Уверенность в себе Методика самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс). Шкалы «уверенность в себе - беспомощность»
Надежность, ответвенность Определение уровня лидерского потенциала (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Активная жизненная позиция Методика самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс). Шкалы: «энергичность - усталость», «приподнятость - подавленность»]
Инициативность Диагностика функционального лидерства в малых группах
Мотивированность Методика определения психического выгорания (А. А. Рукавишников). Шкалы: «профессиональная мотивация», «психическое выгорание»
Умение создать команду Методика «Я - лидер» (Е. С. Федоров; О. В. Еремин, Т. А. Миронова)
Организационные качества Методика выявления организаторских способностей (КОС)
Коммуникативные качества Методика выявления коммуникативных способностей (КОС)
Готовность к риску Готовность к риску Шуберт (Р8К)
Стрессоустойчивость Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
Интегральная характеристика лидерства Экспресс-тест актуального уровня проявления лидерства в совместной деятельности
«Оренбургского государственного университета»), Восточной экономики-гуманитарной академии (Уфа). Всего в исследованиях участвовало 181 человек.
Для успешной реализации процесса диагностики выпускников вуза нами была разработана компьютерная программа, которую можно использовать с любого компьютера через интернет в предусмотренных целях. С помощью системы тестирования СТ «Кибер», для Кумер-тауского филиала ОГУ была сделана система интернет - тестирования, для определения уровня развития лидерских качеств. Данный программный продукт можно использовать: с любого нормально функционирующего компьютер, с любой системой, с наличием доступа в интернет; права на программу принадлежат автору, а именно Кумертаускому филиалу ОГУ, и распространять ее можно только с согласия автора;
В результате анализа результатов диагностики сформированности лидерских качеств у студентов было выявлено следующее:
- студенты-выпускники показали недостаточный уровень развития лидерских качеств и способностей. Так, по методике экспресс - теста низкий уровень лидерства был выявлен у 58% опрошенных;
- у опрошенных имеется связь и следственно-причинные связи между развитием коммуникационных и организаторских способностей;
- в группе опрошенных выявляется в среднем не более 5% студентов с достоверно выраженными лидерскими качествами;
- студентам присуще эмоциональное истощение (у 58% опрошенных);
- у опрошенных имеется связь и следственно-причинные связи между развитием коммуникационных и организаторских способностей (68%);
Проведение диагностики студентов различных вузов позволило провести качественный сравнительный анализ динамики изменений в развитии лидерских качеств выпускников, оценить эффективность предлагаемых педагогических мероприятий и различия в менталитете у молодежи в больших и малых городах.
27.11.2019
Список литературы:
1. Маркелова, Ю.В. Образовательная траектория как средство развития лидерских качеств будущего менеджера: автореф. дис. ... канд. педю. наук / Ю.В. Маркелова. - Оренбург, ОГУ 2019. - 24 с.
2. Адаир, Д. Эффективное лидерство: Как развивать и применять лидерские навыки / Д. Адаир. - Москва: Эксмо, 2003. -318 с.
3. Белоновская, И.Д. Профессиональное саморазвитие личности в современном образовательном пространстве: монография / И.Д. Белоновская, В.В. Неволина, В.В. Баранов. - Москва : Перо, 2017. - 200 с.
4. Попова, Е.А. СМАРТ-технологии в подготовке будущих учителей физической культуры / Е.А. Попова, В.В. Баранов // Primo aspectu. - 2018. - №4(36). - С. 145-150.
5. Baranov, V.V. Students adaptation to training in university in educational environment optimization terms [Электронный ресурс] / V.V. Baranov, L.P. Ovchinnikova, O.F. Piralova, N.L. Maksimova, A.A. Shumeyko, N.V. Semenova, V.P. Kargapolov, O.V. Popova // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2018. - Vol. 8. - №7. - Pp. 72-81.
6. Student views on downshifter lifestyle in urban environments [Электронный ресурс] / S.M. Nizamutdinova, T.B. Lisitzina, V.K. Vorobyev, A.L. Makarov, A.I. Prokopyev, L.I. Tararina, G.B. Sayfutdinova // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2019. -Vol. 7. - Iss. 4, July. - P. 1196-1201.
7. Edgeman, R.L. Principle - centered leadership and core value development / R. L. Edgeman // The TQM Magazine. - 1998. - Vol. 10. - №3. - Р. 190-193.
8. Fairholm, G.W. Values Leadership. Toward a New Philosophy of Leadership / G.W. Fairholm. - New York, 1991. - P. 74-80.
9. Fiedler, F.E. Dynamics of leadership effectiveness in Small group and social integration I / F.E. Fiedler, E.H. Potter. - London, 1983. - 457 p.
10. Gibb, C. An Interactional View of The Emergence of Leadership / C. Gibb // Australian Journal of Psychology. - 1958.
11. Horner, M. Leadership theory : past, present and future / М. Horner // Team Professional Management. - 1997. - Vol. 3. - №4. -P. 270-287.
12. Iftikhar, A. Leadership Role&Employee's Motivation / А. Iftikhar, М. Umar, К. Shahid. - Москва : Lambert Academic Publishing, 2015. - 64 p.
13. Bass, B.M. Leadership, psychology and organizational behavior / B.M. Bass. - New York : Harper&Row, 1960. - 548 р.
14. Izuka. Quality management in Japanese industry / Izuka // General view. - Private communication of Prof. H. Tsubaki from Tokyo, Japan. - 1999.
15. Juran, J.M. Juran on leadership for quality. An executive handbook / J.M. Juran. - New York : Free Press, 1989. - 376 p.
16. Li, C. The essential characteristic of the leadership skills of future managers / C. Li // Науковий огляд. - 2016. - Т. 10. - №31. -С. 103-108.
17. Мarkelova, Y.V. Formation of student social and professional activity in university educational space / Y. V. Мarkelova // Revista Espacios. - 2018. - Vol. 39(20). - Р. 7.
18. Мarkelova, Y.V. Studi culturali di leadership - Croce / Y. V. Мarkelova // Italian Science Review. - 2014. - №2(11). - P. 255-257.
19. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика : методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - Москва : Бахрах-М, 2006. -С. 246-248.
20. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 392 с.
21. Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 296 с.
22. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 310 с.
23. Диагностика лидерских способностей / Е. Жариков, Е. Крушельницкий; под редакцией Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 339 с.
24. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - С. 159-164.
25. Методы социально-психологического исследования / Составитель В.А. Штроо. - Воронеж, 2003. - 66 с.
26. Психодиагностика толерантности личности / Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - Москва : Смысл, 2008. -172 с.
27. Психодиагностика персонала: методики и тесты. - Москва : Бахрах-М, 2007. - С. 88-93.
28. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - Москва : Бахрах-М, 2006. -С. 246-248.
29. Баранов, В.В. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания развития студента университетского комплекса [Электронный ресурс] / Баранов В.В., Белоновская И.Д., Чепасов В.И. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - №2. - С. 21-27.
References:
1. Markelova,YU.V. Educational trajectory as a means of developing the leadership qualities of a future Manager. Extended abstract of Candirate's thesis. Orenburg, OGU, 2019, 24 p.
2. Adair D. Effektivnoe liderstvo: Kak razvivat' i primenyat' liderskie navyki [Effective leadership: How to develop and apply leadership skills]. Moskva: Eksmo, 2003, 318 p.
3. Belonovskaya I.D., Nevolina V.V., Baranov V.V. Professional'noe samorazvitie lichnosti v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: monografiya [Professional self-development of the individual in the modern educational space: monograph]. Moskva: Pero, 2017, 200 p.
4. Popova E.A., Baranov V.V. Primo aspectu, 2018, no. 4(36), pp. 145-150.
5. Baranov V.V., Ovchinnikova L.P., Piralova O.F., Maksimova N.L., Shumeyko A.A., Semenova N.V, Kargapolov V.P., Popova O.V Students adaptation to training in university in educational environment optimization terms. Modern Journal of Language Teaching Methods, 2018, vol. 8, no. 7, pp. 72-81.
6. Nizamutdinova S.M., Lisitzina T.B., Vorobyev V.K., Makarov A.L., Prokopyev A.I., Tararina L.I., Sayfutdinova G.B. Student views on downshifter lifestyle in urban environments. Humanities and Social Sciences Reviews, 2019, vol. 7, iss. 4, July, pp. 1196-1201.
7. Edgeman R.L. Principle - centered leadership and core value development. The TQM Magazine, 1998, vol. 10, no. 3, pp. 190-193.
8. Fairholm G.W. Values Leadership. Toward a New Philosophy of Leadership. New York, 1991, pp. 74-80.
9. Fiedler F.E., Potter E.H. Dynamics of leadership effectiveness in Small group and social integration I. London, 1983, 457 p.
10. Gibb C. An Interactional View of The Emergence of Leadership. Australian Journal of Psychology, 1958.
11. Horner M. Leadership theory : past, present and future. Team Professional Management, 1997, vol. 3, no. 4, pp. 270-287.
12. Iftikhar A., Umar M., Shahid K. Leadership Role&Employee's Motivation. Moskva: Lambert Academic Publishing, 2015, 64 p.
13. Bass B.M. Leadership, psychology and organizational behavior. New York: Harper&Row, 1960, 548 p.
14. Izuka. Quality management in Japanese industry. General view. Private communication of Prof. H. Tsubaki from Tokyo, Japan, 1999.
15. Juran J.M. Juran on leadership for quality. An executive handbook. New York: Free Press, 1989, 376 p.
16. Li C. The essential characteristic of the leadership skills of future managers. Naukovij oglyad [Scientific review], 2016, vol. 10, no. 31, pp. 103-108.
17. Markelova Y.V. Formation of student social and professional activity in university educational space. Revista Espacios, 2018, vol. 39(20), p. 7.
18. Markelova Y.V. Studi culturali di leadership - Croce. Italian Science Review, 2014, no. 2(11), pp. 255-257.
19. Rajgorodskij D.YA. Prakticheskayapsihodiagnostika: metodiki i testy [Practical psychodiagnostics: methods and tests]. Moskva : Bahrah-M, 2006, pp. 246-248.
20. Fetiskin N.P., Kozlov V. V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups]. Moskva : Izd-vo In-ta psihoterapii, 2002, 392 p.
21. Sonin V.A. Psihodiagnosticheskoe poznanie professional'noj deyatel'nosti [Psychodiagnostic knowledge of professional activity]. Sankt-Peterburg: Rech', 2004, 296 p.
22. Eliseev O.P. Praktikumpopsihologii lichnosti [Workshop on personality psychology]. Sankt-Peterburg: Piter, 2003, 310 p.
23. ZHarikov E., Krushel'nickij E.; ed. by N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manujlov Diagnostics of leadership abilities. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups]. Moskva: Izd-vo In-ta psihoterapii, 2002, 339 p.
24. Burlachuk L.F. Psihodiagnostika: uchebnik dlya vuzov [Psychodiagnostics: a textbook for high schools]. Sankt-Peterburg: Piter, 2008, pp. 159-164.
25. SHtroo V.A. Metody social'no-psihologicheskogo issledovaniya [Methods of socio-psychological research]. Voronezh, 2003, 66 p.
26. Ed. by Soldatova G.U., SHajgerova L.A. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of personality tolerance]. Moskva: Smysl, 2008, 172 p.
27. Psihodiagnostikapersonala: metodiki i testy [Psychodiagnostics of personnel: methods and tests]. Moskva: Bahrah-M, 2007, pp. 88-93.
28. Rajgorodskij D.YA. Prakticheskaya psihodiagnostika: metodiki i testy [Practical psychodiagnostics: methods and tests]. Moskva: Bahrah-M, 2006, pp. 246-248.
29. Baranov V.V., Belonovskaya I.D., CHepasov V.I. Factor analysis as a toolkit of pedagogical knowledge of student development at a university complex. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 2, pp. 21-27.
Сведения об авторах:
Маркелова Юлия Владимировна, заведующий отделением среднего профессионального образования Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета E-mail: manenkva.julja@mail.ru
Баранов Владимир Владимирович, заведующий кафедрой физического воспитания Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор E-mail: fizv@mail.osu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9614-0272
Воробьев Вячеслав Константинович, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: vorobev_vk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8689-7183
Попова Елена Александровна, доцент кафедры педагогики и психологии Восточной экономико-гуманитарной академии, кандидат педагогических наук E-mail: elena973047@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0084-2764