Современный нотариат - новые компетенции .
УДК 347.961
СОВРЕМЕННЫЙ НОТАРИАТ - НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ИЗМЕНЧИВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Никитенко Алла Васильевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, e-mail: anikitenko3@yandex.ru
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с новеллами правового регулирования и изменения осуществления нотариальной деятельности в Российской Федерации
Ключевые слова: нотариальная деятельность; нотариус; современный нотариат; нотариальные действия; цифровизация; обновление правовой базы
MODERN NOTARY - NEW COMPETENCIES IN A CHANGING REALITY
Nikitenko Alla V.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines, e-mail: anikitenko3 @yandex.ru
The article is devoted to the consideration of issues related to the novelties of legal regulation and changes in the implementation of notarial activities in the Russian Federation and correctly
Keywords: notary activity; notary; modern notary; notary actions; digitalization; updating of the legal framework
Для цитирования: Никитенко А.В. Современный нотариат - новые компетенции в изменчивой реальности // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 97-100.
Сегодня нотариат как правовой институт занимает огромнейшее место в осуществлении гражданского оборота, обеспечивая его стабильность и безопасность, являясь неотъемлемой составляющей правовой системы. В соответствии с утвержденным Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1 законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (ред. от 14.07.2022) (далее - Основы законодательства о нотариате) нотариальная деятельность осуществляется в интересах защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации [1, ст. 1].
Современная реальность, связанная с объективными обстоятельствами, может зависеть от наличия эпидемиологических ограничений, увеличения рамок электронного документооборота, развития и усложнения гражданско-правовых отношений в Российской Федерации, причем требует постоянного совершенствования правовых инструментов, тесно связанных с нотариальной деятельностью, расширяя возможности данного правового института в части применения публично-правовых функций нотариата, в том числе в юрисдикционной, в правоохранительной и досудебной деятельности.
Основным нормативным документом, регулирующим нотариальную деятельность, являются обозначенные Основы законодательства о нотариате, которые в процессе совершенствования нотариальной деятельности претерпели значительные изменения [1]. В связи с цифровизацией - внедрением цифровых технологий в разные сферы жизни,
в том числе как гражданского оборота в целом, так и широкого применения оборота электронных документов в частности, в Основы законодательства о нотариате в очередной раз внесены новые положения. Нововведения открыли цифровые возможности нотариальной практики и возможность доступа к ней, определили перспективы межведомственного взаимодействия. Кроме того, они расширили ресурсы нотариуса и ввели в оборот новые нотариальные действия и форматы совершения нотариальных действий.
Отправной точкой для введения новых возможностей стал Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 480-ФЗ) [2]. Отдельные положения этого закона вступили в действие с 29 декабря 2019 г., а основные изменения -с 29 декабря 2020 г., по истечении одного года со дня публикации.
Прежде всего, надо отметить изменения технического характера, касающиеся формирования баз данных, доступа к ним нотариусов, а в некоторых случаях широкого круга заинтересованных лиц и межведомственного взаимодействия на основе имеющихся баз данных. Изменился формат оформления нотариальных документов. Нотариальные документы, отраженные на бумажном носителе, теперь должны иметь QR-код, который позволяет проверить подлинность и достоверность документа. Для проверки документа Закон № 480-ФЗ указывает на объем информации, который в обязательном порядке должен отражать QR-код к ней
относящийся, куда входят:
- дата совершения нотариального действия;
- регистрационный номер нотариального действия в реестре;
- наименование (вид) нотариального действия;
- фамилия, имя и отчество нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса), совершившего нотариальное действие, указанные на нотариальном документе;
- наименование нотариального округа нотариуса, где совершается нотариальное действие;
- данные о заявителях, их представителях: фамилия, имя, отчество (при наличии) - для физического лица; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) либо основной государственный регистрационный номер (для юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке на территории Российской Федерации) - для юридического лица [2, ст. 5.1].
Информация проверяется через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или сервис проверки машиночитаемой маркировки Единой информационной сети (ЕИС).
Законодатель не ограничивает круг лиц, имеющих возможность такой проверки; таким образом, все заинтересованные лица, в чьей доступности будет находиться нотариальный документ, вправе ее осуществлять. Такую возможность в целом можно расценить как положительное явление, поскольку участие граждан в гражданском обороте без юридической поддержки становится безопаснее.
Непосредственно физических лиц касается и разрешение открытого доступа к сведениям об открытии нотариусом наследственного дела [1, 34.4]. Наряду со сведениями о залоге и выданной доверенности, внесение которых обязательно еще с 04 июля 2016 г. в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 332-ф3 «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», в настоящее время обязательными для внесения в открытый доступ соответствующего реестра являются и сведения о наличии у нотариуса наследственного дела [3]. Для внесения в реестр наследственных дел сведений наследственное дело должно быть открыто нотариусом после обращения к нему хотя бы одного из наследников и предоставления соответствующих документов.
Для получения сведений заинтересованным лицам достаточно внести данные о наследодателе: фамилию, имя и отчество, дату рождения и дату его смерти. В публичном реестре наследственных дел можно узнать фамилию, имя и отчество нотариуса, который ведет наследственное дело, наименование наследственного округа и номер открытого наследственного дела. Такое положение дел в значительной степени упрощает действия, предписанные Гражданским кодексом Российской Федерации
по своевременному обращению лиц за принятием наследства по общему правилу в шестимесячный срок [4. ст. 1154]. Кроме того, такая возможность облегчает поиск наследственного дела умершего участника непубличной корпорации для установления доверительного управления долями или акциями непубличного акционерного общества.
Далее можно отметить, что у нотариуса появилась возможность, при идентификации обратившегося к нему за совершением нотариального действия лица, использовать единую систему идентификации и аутентификации и единой биометрической системы [2, ч. 5 ст. 42] в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации [5].
В отношении электронного межведомственного взаимодействия следует отметить следующее: требуемые Налоговым кодексом Российской Федерации справки о выдаче нотариусом наследникам свидетельств на наследственное имущество и об удостоверении договоров дарения с 29 декабря 2020 г. предаются в ФНС России по-прежнему в пятидневный срок, но уже в электронном виде [6, ст. 85]. В связи с этим ФНС России также обновила формы подачи сведений, которые начали действовать с 04 июля 2020 г. [7].
Кроме того, нотариус в связи с ведением наследственного дела получил возможность, при взаимодействии ФНС России, получать сведения, составляющие банковскую тайну, а именно - о номерах банковских счетов, вкладах (депозитах) и других сведениях в отношении наследодателя, что в значительной степени упростило розыск наследственного имущества.
Взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) также упростилось. Сведения о недополученных наследодателем суммах пенсий теперь нотариус получает по запросу в электронном виде непосредственно из соответствующего подразделения ПФР.
Взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов (далее - ФССП России), в части передачи в этот орган документов, тоже упростился. В тех случаях, когда исполнительная надпись совершена нотариусом в электронном виде, нотариус по заявлению заинтересованного лица вправе самостоятельно направить документ для исполнения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в ФССП России [1, ч. 3 ст. 94].
Обновленное законодательство дает возможность совершения, в конечном счете, новых нотариальных действий. К таким действиям относится осуществление нотариусом нотариального хранения документа в электронном виде [1, ст. 97]. Такой объект в виде файла ранее не подлежал нотариальному хранению.
Суть состоит в том, что заявитель должен отослать заявление о принятии электронного доку-
Современный нотариат - новые компетенции .,
мента или документов, далее подлежащие хранению документы должны быть переданы заявителем в Федеральную нотариальную палату (ФНП) через ЕИС нотариата с использованием сети Интернет. Заявление и документ, подготовленный к передаче на хранение, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. ФНП передает документ соответствующему нотариусу. При таком оформлении обратившееся лицо получает свидетельство о принятии на хранение электронного документа, в котором содержится идентификатор хранилища, подписанный принявшим документ нотариусом усиленной квалифицированной электронной подписью, причем доступа к содержимому хранимого документа у нотариуса, выдавшего свидетельство о принятии документа, нет.
В случае необходимости документ может выдать любой нотариус Российской Федерации по заявлению и предоставленным соответствующим сведениям об идентификаторе хранилища с усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Хранится такой документ до указанной даты, а после ее истечения еще в течение шестимесячного срока, затем, после двукратного уведомления заявителя, документ уничтожается. Истечение срока хранения не влияет на применение принципа его конфиденциальности. Очевидно, что это положение о хранении электронных документов имеет яркое отражение современной реальности и на сегодняшний день крайне необходимо.
Следующее изменение касается удостоверения равнозначности изготовленного нотариусом электронного документа представленному нотариусу документу в другом формате электронного документа [1, ст. 103.9-1]. Новизна этого нотариального действия касается не только вида документа, но и того, что это осуществляется только в удаленном формате. Конвертация документа нотариусом подтверждает юридическую силу документа в новом формате.
Далее среди нововведений хотелось отметить установление возможности удаленного обращения за совершением нотариального действия и удостоверение сделок двумя или несколькими нотариусами. Без непосредственного посещения нотариальной конторы, кроме тех случаев, о которых уже было сказано, можно совершить следующие нотариальные действия:
- свидетельствование верности перевода;
- передачу документов другому лицу;
- принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг;
- принятие на депонирование безналичных денежных средств;
- совершение исполнительной надписи;
- обеспечение доказательств в виде ознакомления с информацией в Интернете;
- получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.
Заявление на совершение нотариального действия, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, направляется в Федеральную нотариальную палату через ЕИС или Единый портал государственных услуг. Затем ФНП направляет данное заявление тому нотариусу, который заявил о готовности принять его, а если указано место совершения нотариального действия - соответствующему нотариусу. Далее нотариус самостоятельно с помощью единой системы идентификации и единой биометрической системы идентифицирует сведения о заявителе и взаимодействует с ним.
В отношении удостоверения сделок двумя или несколькими нотариусами можно сказать, что это насущное нововведение. Последние события, связанные с пандемией СОУГО-19, показали, что возможность дистанционного взаимодействия в разных областях применения, в том числе и в нотариальной деятельности, крайне необходима. Возможность выбрать нотариуса каждой из сторон сделки и взаимодействие этих нотариусов в ходе осуществления нотариального действия с помощью электронных документов в системе ЕИС способствует расширению доступности нотариата. Участники сделки подписывают экземпляры проектов документов с помощью простой электронной подписи в присутствии выбранного каждым из них нотариуса, далее нотариусы создают единый электронный документ и подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Затем сделка регистрируется в специальном реестре совершенных удаленно и совершенных несколькими нотариусами нотариальных действий через ЕИС. С точки зрения гражданского законодательства такая сделка является заключенной в письменной нотариальной форме.
Кроме неоспоримого достоинства, можно отметить и негативный фактор совершения сделок таким способом, к нему относится увеличение стоимости платы за нотариальное действие, так как тариф взимается каждым участвующим в сделке нотариусом.
Таким образом, следует констатировать, что изменения правового регулирования нотариальной деятельности отвечают насущной необходимости современного общества и идут в ногу с изменчивой реальностью и возникающими обстоятельствами, влияющими на многие сферы взаимодействия в области права, в том числе и на сферу деятельности нотариата как правового института, призванного защищать и оберегать права и законные интересы граждан и юридических лиц, а значит - общества в целом.
Библиографический список:
1. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв.
ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 14.07.2022) //
Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 1993. 5, № 10. Ст. 357.
2. Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание 6 законодательства Российской Федерации. 2019. № 52 (часть I). Ст. 7798.
3. Федеральный закон от 03.07.2016 № З32-Ф3 «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой ^ Гражданского кодекса Российской Федерации и в . Основы законодательства Российской Федерации
о нотариате» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4265.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст. 4552.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 1998. Ст. 3824.
Приказ от 13.02.2020 № ЕД-7-14/98@ «Об утверждении форм и форматов представления сведений о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения, а также порядка заполнения форм и о внесении изменений в приказы ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ и от 22.10.2012 № ММВ-7-6/777@» // Официальный интернет-портал правовой информации ЬИр://^^^'. pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2022).