Научная статья на тему 'Современный научный журнал в образовательном поле'

Современный научный журнал в образовательном поле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный научный журнал в образовательном поле»

СовременнЫЙинаУЧнЫЙиЖУРнаЛиВиОбРаиОВаиеЛЬнОМиПОЛ^

15 марта 2007 г. по инициативе редакции журнала «Высшее образование в России» и руководства Московской финансово-промышленной академии в рамках мероприятий, посвященных 15-летию журнала, состоялась встреча за круглым столом на тему: «Современный научный журнал в образовательном поле»1. На обсуждение были вынесены следующие вопросы.

S Роль научного журнала в производстве научного продукта, воспроизводстве научно-педагогического сообщества.

S Научно-педагогический журнал как междисциплинарное издание. Что такое «educational sciences»?

S Научный журнал в терминах науковедения (философия и социология науки, психология науки, наукометрия и т.п.).

S Научный журнал об образовании как гуманитарный проект. Критерии его научности. Требования ВАК.

S Маркетинг научного журнала в современных условиях.

S Автор, редактор, читатель: пространство коммуникации.

S Проблемы подготовки кадров научной журналистики.

В работе круглого стола приняли участие представители многих регионов России - работники системы высшего образования, специалисты в области философии и социологии науки, редакторы ведущих научных изданий, члены редколлегии журнала, авторы - всего 67 человек.

Выступили: ПОРУС Владимир Натанович (журнал «Эпистемология и философия науки»); КУЗНЕЦОВА Наталия Ивановна (член редколлегии); ВЕРБИЦКИЙ Андрей Александрович (чл.-корр. РАО); СИЛЛАСТЕ Галина Георгиевна (член редколлегии); ГРЕБНЕВ Леонид Сергеевич (член редколле-

1 Первая часть материалов круглого стола опубликована в № 6 за 2007 г.

гии); ИЛЬИН Виктор Васильевич (МГУ им. М.В. Ломоносова); МАНУИЛЬ-СКИЙ Максим Анатольевич (журнал «Человек»); МАРИНОСЯН Хачатур Эмильевич (журнал «Философские науки»); РАЗУМОВ Александр Евгеньевич (Институт философии РАН); ДОЛЖЕНКО Олег Владимирович (журнал «Alma Mater»); БЕЛОВ Анатолий Викторович (Южный федеральный университет); РОЗИНА Нелли Михайловна (Министерство образования и науки РФ); САЗОНОВА Зоя Сергеевна (член редколлегии); СЕНАШЕНКО Василий Савельевич (Российский университет дружбы народов); ФИЛАТОВ Владимир Петрович (Российский государственный гуманитарный университет); ГРАНИН Юрий Дмитриевич (Институт философии РАН); ЗАДОРОЖНЮК Иван Евдокимович (Современная гуманитарная академия); СПАССКИЙ Евгений Ново-мирович (журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке»); ПРУЖИНИН Борис Исаевич (журнал «Вопросы философии »); ЗИМИН Александр Иванович (член редколлегии); МАСЯГИН Владимир Павлович (Военный университет); БАБОШИН Алексей Владимирович (Московская финансово-промышленная академия); ШЕСТАК Валерий Петрович (Федеральное агентство по образованию); ФЕСЕНКОВА Лидия Васильевна (Институт философии РАН); МЕЛИК-ГАЙКАЗЯН Ирина Вигеновна (член редколлегии); РУКАВИШНИКОВ Владимир Олегович (Высшая школа экономики - ГУ); ШОЛОХОВ Андрей Борисович (газета «Вузовский вестник»).

Ведущие круглого стола: ИЛЬИНСКИЙ Антон Сергеевич, проректор МФПА, ЛУКАШЕНКО Марианна Анатольевна, проректор МФПА, САПУНОВ Михаил Борисович, главный редактор журнала.

М. Сапунов: Хотелось бы послушать также Олега Владимировича Долженко. О его опыте, грандиознейшем опыте работы в образовательной области.

О. Долженко: Современный научный журнал и образовательное поле... Или по-другому: журнал и образовательное пространство... Как они соотносятся между собою?

Очевидно, все начинается с определения миссии издания, его потенциального читателя и автора. А далее уже выстраивается логика поиска нужных авторов, наиболее интересных публикаций, редактирования и т.п. и т.д. Собственно, при таком подходе никаких особых проблем не возникает: журнал как бы «отслеживает» интересы читателей, создает условия, позволяющие им донести результаты своей работы до сведения коллег.

И тем не менее, думается, проблема есть. Причем проблема ключевая, задаю-

щая степень субъектности редакционной политики, те самые перспективы его деятельности журнала, которые при определенных условиях должны опережать текущее положение дел в образовании.

Короче, журнал должен не только отслеживать состояние практики и степень ее теоретического осмысления, но и в известной мере «просматривать», сканировать перспективу развития образования.

Недавно меня поразила фраза автора, заявившего, что мы до сих пор так и не сумели ответить на вопрос, а что же собой представляет образование. Такая формулировка выглядела весьма непривычной, однако и в самом деле наши представления об образовании и образованности не являются константными. В значительной мере их содержание детерминировано социально-историческими условиями, содержанием господствующего в обществе идеала, представлениями о человеке, его возможностях и целях, зонами его ближнего и даль-

него развития. Но если это так, то и все наши представления об образовании нуждаются в периодическом переопределении с учетом новых реалий жизни. Без такового любые попытки модернизации, любые национальные проекты образования обречены на провал.

Мне думается, что преодоление современного кризиса образования связано не столько с поиском путей оптимизации процесса обучения и использованием современных технических и информационных средств, сколько с процессами, протекающими на уровне самого человека. В своей сущности современный кризис образования неразрывно связан с антропологическим кризисом человека, который ныне он переживает. На наших глазах идет процесс становления человека, наделенного принципиально иными качествами.

Пожалуй, впервые за всю историю институционального образования мы готовим молодых людей к жизни в условиях, о которых сами имеем весьма смутное представление. Знаем же мы только одно: этому поколению придется жить в перманентно экстремальных условиях; превозмочь же эти условия жизни им удастся только благодаря своим человеческим качествам. Таким образом, в центр учебного процесса выдвигается процесс формирования новых человеческих качеств (А. Печчеи, С. Хоружий).

Что следует из сказанного? Любое образовательное поле можно интерпретировать как некое информационное пространство, состоящее из сравнительно неизменной и переменной частей. Естественно, целостность такого пространства весьма условна и противоречива. Последнее и задает направления развития педагогической мысли, определяя содержание присущей ей проблемности. В разные исторические эпохи проблемность была разной, а значит, по-разному выглядели предпочтительные методы, формы и методы обучения.

В современных условиях процесс образования все в большей степени сориентирован на проблемность, в частности на глобальные проблемы современности; сама же

по себе проблемность предполагает переход к социокультурной модели образовательной практики.

По сути, проблемность - жизнь на границе культуры в условиях открытого социокультурного пространства. В связи с этим весьма сомнительным представляется культивируемое в наши дни движение в сторону унифицированной модели образования, в принципе противостоящей возможности индивидуального развития человека, принимающего на себя ответственность за свое будущее.

А теперь несколько слов о тех задачах, с которыми сегодня сталкиваются вузы, о той проблематике, которая, думаю, на долгие годы определит направление развития образовательной науки и в значительной мере - облик тех журналов, которые тематически связаны с проблемами образования.

Исключительно высокие за последние 15 лет темпы развития высшего образования в России не могли не сказаться, причем самым отрицательным образом, на уровне и качестве работы высших учебных заведений. Налицо - резкое падение уровня педагогического процесса, уровня подготовленности студентов к обучению в вузе.

С другой стороны, в силу той ситуации, в которой сегодня пребывает наша профессура, от нее ничего особенного и требовать-то нельзя. Средний возраст нынешнего профессора - 63 года. Мы находимся на пороге мощного кризиса и, может, даже коллапса (особенно после вступления в ВТО) системы образования именно потому, что на сегодняшний день абсолютно не решены проблемы подготовки профессорско-преподавательского состава нового поколения, в частности не разработаны программы такой подготовки.

Практически свернуты работы в области частных методик, чему в немалой степени способствовало исчезновение ряда методических изданий и методических советов. Исключительно актуальна задача подготовки нового поколения преподавателей. Из сказанного само собой напрашивается

вывод о необходимости усиления просветительской компоненты в журналах соответствующего профиля. При этом мы сталкиваемся с весьма любопытной задачей -взглянуть на прошлое как на в некотором роде возможное будущее.

Задача просветительской функции состоит в том, чтобы осмыслить не только исторический опыт той или иной системы образования,но и те тенденции,которые ныне определяют ход развития системы образования в мире. И тут особую ценность обретают воспоминания, опыт тех ученых и профессоров, которые не в диссертационных исследованиях, а на практике продемонстрировали свою образованность. Образование - дело не столько титулованных, сколько образованных, сумевших превозмочь обстоятельства своей жизни и подняться на вершины знания.

Учитывая неоднозначность переживаемого периода, следовало бы предпринять шаги по возрождению традиционных жанров научной периодики (аналитические обзоры, реферирование и т.п.). Само собой, напрашивается и необходимость анализа состояния информационного пространства российской системы образования, и созда-

ние предпосылок для расширенного доступа потребителей к различного рода базам данных.

Тут я вернусь к теме настоящего круглого стола: журнал и образовательное пространство, которое в полной мере можно проинтерпретировать в категориях пространства информационного. Характерные для него точки неустойчивости как раз и задают текущую проблематику системы образования, ведущую тематику журналов.

Не менее важными представляются и усилия по интеграции единого информационного образовательного поля, определяющего жизнь и направления развития системы образования на разных ее уровнях, с учетом региональных особенностей жизни учебных заведений.

В российских вузах ежегодно проходит масса конференций, но только в редких случаях их материалы размещены на вузовских сайтах. Кстати, крайне скудно на сайтах представлены и материалы вузовских ассоциаций, включая и Российский союз ректоров. На сайтах большинства учебных заведений зачастую отсутствуют электронные версии внутривузовских изданий, по крайней мере тех, которые представляют

интерес для широкой аудитории (я имею в виду, в частности, монографические исследования по проблемам высшего образования). На страницах периодических изданий практически не встречаются переводы и рефераты основных документов международных вузовских организаций (Ассоциации европейских университетов, Международной ассоциации университетов и т.п.), которые задают основные направления развития высшего образования в мире.

Особый интерес представляют процессы, связанные со становлением учебных заведений нового типа, пока еще только формирующихся в России. Приведу только один пример для иллюстрации сказанного. Может, я ошибаюсь, но думается, что в наши дни, в условиях превращения высшего образования в образование массовое, параллельно идет процесс становления нового типа образовательной практики.

Вспомните, как возникла гимназия: факультет свободных искусств был перегружен пропедевтикой, и вот от этого факультета отделилось некое новое образование, принявшее на себя по отношению к нему некие пропедевтические функции. Это образование и было названо гимназией. А теперь припомним, что в настоящее время в некоторых университетах насчитывается до 1000 аспирантов, разбросанных по разным кафедрам и работающих со своими руководителями в классически ремесленном режиме. Не настало ли время задуматься над тем, чтобы создать особый тип учебных заведений, связанный с подготовкой аспирантов, с их общеобразовательной подготовкой, в том числе в области русского и иностранного языков и общеобразовательных дисциплин.

Еще одно направление деятельности журналов нашего профиля - подготовка преподавателей. В частности, чрезвычайно актуальна идея создания библиотеки вузовского преподавателя. В связи с этим большим потенциалом располагают внут-ривузовские издания, в частности периодические, которые чаще всего остаются достоянием узкого круга потребителей. Сегод-

ня свои журналы выпускают многие вузы, но тиражи таких изданий ничтожны, а периодичность выхода их в свет часто случайна. (Кстати, среди них есть немало весьма интересных изданий. Для примера назову журнал Санкт-Петербургского университета или журнал Московского физико-технического университета.) Спрашивается: почему бы не выставлять их электронные версии на едином вузовском сайте и не помещать в центральных изданиях информацию о выходящих и готовящихся к выпуску интересных учебных пособиях и методических разработках?

И наконец, надо всерьез заняться вопросами взаимодействия: нам нужна ассоциация вузов и журналов, нужна библиотека для вузовского преподавателя, нужны книги, написанные корифеями науки, в которых они изложили бы свое понимание сути образования. Сказанным проблема, конечно же, не исчерпывается. Это и многое другое нужно для того, чтобы в России в конце концов возникло образование «в меру человека», а не в меру выдуманных перспективных, хотя, может, и великих идей или «благоденствующего государства». Во все времена российское государство и без того благоденствовало, единственно лишним в нем всегда оставался только человек. В частности - ученый.

Очевидно, что все сказанное (а перечислена лишь небольшая часть вопросов, заслуживающих внимания) не под силу решить какому-либо одному журналу. Нужна отраслевая программа информационного обеспечения и поддержки вузов и преподавателей. Нужны ассоциация вузовских журналов и единый общевузовский сайт, интегрирующий усилия как центральных, так и внутривузовских изданий.

А. Белов: Мне нравится, что журнал «Высшее образование в России» придерживается стратегии и тактики «консервативного либерализма», т.е. стоит за реформы высшей школы, но за такие, которые базируются на лучших традициях, ценностях и образцах, заложенных деятельно-

стью педагогов российского образования в предыдущие десятилетия. Соединение опыта прошлого, а не простое охаивание всего того, что было в высшем образовании за последние 20-30 лет, с конструктивными идеями современной реальности и за-глядывание, пусть и в недалёкое, будущее - вот чем славится журнал, справляющий свой 15-летний юбилей. Здесь много дискуссий, помогающих сблизить концептуальные воззрения авторов с различными подходами к тем или иным проблемам высшей школы. Именно эти идейные баталии, проводящиеся в спокойных, объективных, критических тонах, способствуют выработке консенсуса по поводу модернизации высшего образования в России.

В последнее время в стране обострился интерес к проблеме национального единства. Кому, как не высшей школе, стать центром выработки и развития объединительной национальной идеи? Именно педагоги должны помочь студентам, будущим зрелым гражданам нашей страны, в осознании общенациональной идентификации, в осмыслении предназначения бытия нации, в конструировании своего национального идеала, нахождении места России в современной мировой культуре. Я убеждён, что высшая школа призвана не только учить молодых людей страны, давать им профессиональные знания, но и воспитывать в них настоящих интеллигентов, патриотов Отечества. Посмотрите, средний возраст педагога вуза неуклонно увеличивается. Нам небезразлично, кто из сегодняшних студентов, аспирантов займёт университетские кафедры в недалёком будущем.

Было бы правильно, если бы журнал поддерживал переориентацию российского образования от узкосциентистской парадигмы к преподаванию в его гуманистическом, аксиологическом измерении. Нет, здесь не имеется в виду отказ от научно-технического прогресса и переход на мировоззренческие позиции антисциентизма, что лишь активизировало бы такие идео-

логические формы, как миф, утопия, пара-наука. Речь идет о существенном акценте на гармонизации духовного с практическим.

Хотелось бы, чтобы в журнале время от времени появлялись статьи, обобщающие опыт взаимодействия педагога и студента вуза, в котором педагог не только передает знания, но и выступает организатором саморазвития студента как личности. В общении педагога и студента знания не просто усваиваются, но творятся самим студентом при непосредственном участии педагога -своеобразного проводника, или, если хотите, мостика, ведущего молодого человека в мир культуры.

М. Лукашенко: Спасибо. Здесь прозвучал вопрос по поводу отношения государ-

I ■ 1

ства к научным журналам. Давайте послушаем позицию министерства. Нелли Михайловна, пожалуйста.

Н. Розина: Уважаемые коллеги, мне приятно было получить приглашение на круглый стол. Я люблю этот журнал, и не раз публиковалась в нем. Всегда читаю, всегда слежу. И еще я люблю этот вуз, в котором можно послушать умные речи, подискутировать. В отличие от Леонида Сергеевича, мне очень понравились слова Владимира Натановича, что журнал должен стать авангардом, что его миссия - быть авангардом.

Мне эта мысль очень понятна и созвучна. И в этом плане я совершенно согласна с Леонидом Сергеевичем, что последний опыт, опыт последних лет, когда в журнале публикуются два - а давайте публиковать три или четыре - взгляда на одну и ту же проблему, которая вот и сейчас прозвучала в зале, это, наверно, правильно.

Интересен, конечно, вопрос: «государство и журнал». Вы все видели бланк приглашения, там написано: «Министерство образования и науки, учредитель журнала "Высшее образование в России" », но я вас ставлю официально в известность, что никаких денег от нас журнал не получает. И здесь, конечно, нужно согласиться с Галиной Георгиевной, которая правильно посчитала, что эти 15 лет можно считать и гораздо большим сроком. Но в то же время давайте не будем отказываться от того, что этот бренд федерального органа исполнительной власти не мешает, а, я думаю, помогает получать научные статьи журналу. И не надо от этого отказываться, да?

Мне очень понравилось, коллеги, что на этом круглом столе задета такая проблема, как катастрофа с учебниками. Те, что в последние годы лавиной вышли по ряду дисциплин, особенно гуманитарных, экономических, по программам менеджмента и т. д., - это просто куски диссертаций, даже редакционно не измененных. Однако ведь их пропускает в качестве учебников и учебных пособий сама педагогическая общественность! Вы знаете, это страшная вещь. Я думаю, что если бы в журнале появилась рубрика «Учебник, его качество и роль в учебном процессе» и если бы к экспертизе уже проинспектированных учебников подошли с научной точки зрения коллеги, то это было бы очень полезно для высшей школы.

Я бы не хотела здесь развивать дискуссию по Болонскому процессу. И совершенно согласна с Леонидом Сергеевичем - мы с ним, так сказать, начинали этот процесс в высшей школе, мне досталась ноша его продолжать (это очень тяжелая ноша, я вам должна сказать). Сейчас идет сложнейший

процесс изменения всего в мире, и образования прежде всего. Вышли великолепные работы, например «Революция в образовании» трех американских авторов. Сейчас очень хорошую монографию по инновациям в образовании готовит Современная гуманитарная академия. Ну, не то уже сегодня образование, нельзя о нем рассуждать с позиций лишь исторических, национальных! Оно давно стало наднациональным, стало мировым, межгосударственным феноменом.

Случайно ли, что государства Европы сели за стол и задумались, что делать дальше? Миграция рабочей силы, дипломы у всех разные, сроки обучения разные, программы разные, а допускать к рабочим местам надо. А что, мы в другом положении, коллеги? Или мы не дискутируем с 1992 года во всех изданиях, периодических и непериодических, по этой теме? Давайте дискутировать и дальше.

Мы говорим, что в США есть доводка бакалавра, а у нас социологические исследования показывают: 50% наших выпускников идут сразу на переподготовку и на доводку в корпорациях. Но мы год их держали зачем-то на узкой специализации,

которая экономически и социально никак не оправдана, держали ради интересов выпускающей кафедры. У нас высшая школа сейчас построена на интересах специальных кафедр - не на интересах рынка, не на интересах студента, не на интересах его индивидуальных образовательных потребностей. Давайте не закрывать на это глаза. Это колоссальные деньги, которые можно сэкономить и более концентрированно направить на подготовку магистра, на его «заточку», если хотите, доводку, доучивание под рынок труда, под научную деятельность, аспирантуру.

Еще один момент. У нас за 15 лет уже сформировались стандарты подготовки бакалавров, очень фундаментальные, кстати. У нас разработаны программы подготовки магистров, которые успешно осваиваются вузами. И вузы, которые давно реализуют двухуровневку, спокойно перейдут на «бакалавра - магистра ». Те, кто не делал этого, будут учиться. Мы очень много государственных денег уже потратили на все эти вещи, и нельзя говорить, что этого не было.

Что бы я пожелала журналу «Высшее образование »? Ведь мы сегодня присутствуем не на обычном мероприятии, а на юбилейном! 15 лет - это подростковый возраст, критический для многих молодых людей, возраст переосмысления и нахождения своего «я» в жизни. Будем надеяться, что и журнал с помощью весьма интересной редакционной коллегии, при руководстве таким интеллигентным и интересным человеком, как Михаил Борисович, выйдет в стадию своего взросления уже наполненный, так сказать, опытом предыдущих лет. У него появятся новые взгляды и новые рубрики, и он как молодой журнал покажет перспективы развития высшего образования более опытным журналам Российской Федерации. Спасибо за внимание.

З. Сазонова: Я бы хотела подискутировать с Владимиром Натановичем и (если бы это было возможно!) даже с самим Людви-ком Флеком. Считаю, что разделение науки на журнальную и учебниковую непра-

вомерно и оскорбительно для неё. Наука едина, «учебниковая наука» - это нонсенс. Учебники, как известно, адаптируют многократно апробированные научные достижения к условиям образовательного процесса и включают изложенные на доступном для обучающихся уровне «классические » научные результаты. Временной разрыв между авангардной (журнальной) наукой и ее адаптированными вариантами, естественно, неизбежен. Если под авангардной наукой понимать только совокупность инновационных теорий, отодвигая на задний план практикоориентированные статьи, авторами которых являются активно работающие преподаватели (в том числе и «неостепененные »), то такая наука обрекает себя на изоляцию от свежих мыслей, неожиданных фактов и эмпирических находок. А ведь именно они могут стать источниками новых идей, рождающихся в процессе осмысления не вписывающихся в существующие теории, но практически наблюдаемых феноменов.

Конечно, очень важно при отборе статей, планируемых для публикации, иметь «третий глаз» и уметь смотреть в корень. Я совершенно не исключаю того, что в контексте вышесказанного работы, выполненные некоторыми аспирантами, а также сформулированные ими гипотезы, могут быть вполне авангардными.

Включение научного или научно-педагогического журнала в «список ВАК», с моей точки зрения, означает признание на государственном уровне того факта, что публикуемые соответствующим журналом статьи являются значимыми для развития науки в целом.

Предполагаю, что исключение на первоначальном этапе журнала «Высшее образование в России» из «списка ВАК» было связано с недоразумением. Скорее всего, принимающим скоропалительное решение государственным чиновникам показалось, что он не соответствует стандартам авангарда. Авангард всегда немногочислен! Авангардные работы первоначально, как правило, доступны пониманию только из-

бранных. А тут - совсем другая ситуация. Журнал читаем и востребован в широких кругах научно-педагогической общественности. Даже «основная колонна» считает журнал своим!

Слава богу, везде есть умные и дальновидные люди, они разобрались. Журнал «Высшее образование в России » получил высокую государственную оценку - он включен в «список ВАК ». Осталось сделать следующий шаг - оказать ориентированному на интеграцию Науки и Образования научно-педагогическому журналу необходимую для его развития экономическую поддержку.

Развитие науки и образования в России официально признано одним из приоритетов внутренней политики. Государство приняло решение об увеличении инвестиций в отечественную науку и образование. Я верю в то, что это решение будет подкреплено реальными делами: государство, поддерживая в настоящий момент научные журналы только «морально», внесет достойный вклад и в укрепление их материальной базы.

М. Сапунов: Я хотел бы обратить внимание еще на географию журнала. У нас тут присутствует Владимир Павлович Ма-сягин, контр-адмирал из Калининграда, а буквально сегодня прилетел Владимир Владимирович Ильин с Сахалина. Если

кому-то от авторского актива хочется выступить, пожалуйста.

В. Сенашенко: Мне хотелось бы отметить несколько моментов. Конечно, оставаясь в рамках научно-педагогических проблем, журнал должен культивировать на «образовательном поле » лучшие традиции российской высшей школы, позиционируя себя как междисциплинарное научно-педагогическое издание в области educational sciences, способствуя тем самым становлению и развитию этой области науки. Но в то же время нельзя не согласиться с Михаилом Борисовичем, что одновременно журнал должен выступать в качестве «агента всяческих силовых воздействий - политических, культурных, экономических и т.д.», ибо ключевые вопросы образования, особенно высшего, - это вопросы государственной политики. И сегодня, когда планируются, а фактически уже идут полным ходом коренные преобразования структуры нашей образовательной системы, журнал обязан помочь педагогической общественности осознать глубину и возможные последствия предстоящих изменений.

Вызывает большие сомнения тезис о том, что переход на двухуровневую структуру образовательных программ высшей школы будет способствовать интеграции образования и науки. Анализ основных образовательных программ бакалавриата по-

казал, что научная составляющая этих программ носит символический характер. Что же касается магистратуры, то уже сегодня многие вузы из-за отсутствия необходимой ресурсной и информационной базы не в состоянии обеспечить выполнение магистерских диссертаций на высоком научном уровне. Более того, значительная часть вузов, работающих по дневной форме обучения, в явочном порядке превратились на старших курсах фактически в заочные, ибо собрать студентов на занятия в дневное время они не могут. Фронтальное внедрение двухуровневой структуры высшего образования ставит под сомнение способность высшей школы к массовому производству специалистов высокой квалификации.

Далее мне хотелось бы напомнить, что образование - это «целенаправленный процесс обучения и воспитания». Но все мы озабочены прежде всего тем, как обучать, а проблемы воспитания, как правило, уходят на второй план. Однако сегодня это ведь не только педагогическая проблема, а проблема, имеющая значительную социальную составляющую. Образование как социальный институт является одним из основных источников социальной мобильности, играя важную роль в социальной стратификации общества, разделении его по социальным слоям, а также дифференциации внутри этих слоев. Как трансформируются при этом проблемы воспитания? Да и кто сегодня в высшей школе возьмет на себя роль воспитателя молодежи? Неужели нищий преподаватель? Студенческое сообщество в массе своей не признает ни авторитета личности, ни авторитета знаний, не подкрепленного экономическими достижениями. Разве это не режим «сшибки », о которой так часто говорил Василий Гроссман и которая охватила всю систему образования?

Продолжается девальвация ценностных установок, доминирование сугубо экономических интересов, снижение критериев в оценке собственных поступков начиная от студента и кончая профессором. Роль ву-

зов меняется кардинальным образом. Они превращаются в инструмент воспроизводства экономического неравенства, укрепляя складывающуюся систему социальных привилегий.

Давно настало время исследовать причины быстро прогрессирующих негативных тенденций в образовании, результатом которых является деградация вузовской культуры, катастрофическое падение качества образования, бедственное материальное положение образовательных учреждений, социальное бесправие и нищета участников образовательного процесса. В пространстве складывающихся буржуазных отношений вузы становятся одним из звеньев капиталистического воспроизводства. Они, не желая того, осваивают предпринимательский стиль отношений: всё без исключения должно приносить прибыль. А соответствует ли это нашим представлениям о ву-захкак центрахобразования, науки и культуры, или именно в этом, как принято в последние годы говорить, и состоит их миссия?!

В заключение хочу поздравить редакцию нашего любимого журнала с15-лети-ем, пожелать ему дальнейших творческих успехов, передать самые добрые пожелания Борису Григорьевичу Яковлеву. Именно благодаря ему я стал автором журнала «Высшее образование в России ».

В. Филатов: Мне бы хотелось затронуть проблему перехода к системе «бакалавр -магистр» применительно к студентам-гуманитариям. Сокращение срока обучения у бакалавров поднимает сложный вопрос: сохранять ли присущую российской традиции ориентацию на фундаментальную подготовку или же предлагать студентам в основном практически ориентированные курсы? Ситуация усугубляется тем, что в гуманитарной сфере ныне циркулируют огромные массивы информации. Компьютерные средства, с одной стороны, предоставляют студентам гораздо больше возможностей для получения информации и знаний как в рамках, так и вне рамок учебных

курсов. С другой стороны, в этом массиве все более возрастает доля сомнительной и непроверенной информации. Распространяясь по постоянно совершенствуемым каналам коммуникаций как «уже готовый к употреблению продукт», знание нередко воспринимается студентами только как «открывание» нового пласта информации, усвоение которого не требует специальной подготовки, особой эрудиции, напряженной работы мысли.

Хаос фрагментированной и случайной информации обретает подлинно содержательный смысл, когда мир коммуникаций структурирован культурной традицией, системной организацией знания и образования. И если задачей гуманитарной подготовки является формирование человека, стремящегося к пониманию существа дел, то необходимо прояснить целый ряд вопросов, связанных с тем, как в организации образовательного процесса может быть достигнуто такое понимание. На мой взгляд, в этом состоит одна из существенных задач журнала в ближайшие годы.

Разговор о том, что такое «понимание», во многом осложняется тем, что это слово мы постоянно употребляем в повседневном языке и одновременно оно отсылает к большому кругу проблем гуманитарного знания и гуманитарной культуры. В повседневном смысле можно сказать, что понимание - это более глубокий и личностный способ осознания чего-либо, чем просто знание или информированность. Грубо говоря, можно выстроить такую пропорцию: понимание так относится к знанию, как знание к информации. Но чтобы разобраться в том, как из человека, напичканного блоками информации, сделать «человека понимающего», нужно учитывать более специальные смыслы. Как известно, специальные трактовки понимания первоначально возникли в XIX в. в среде гуманитариев - филологов-классиков, переводчиков, историков, которые стали противопоставлять методику понимания продуктов человеческой культуры методам объяснения природных явлений. В последние десятилетия понимание

стало трактоваться гораздо шире. Оно предстало уже не как метод, а как способ бытия человека в культуре и фундаментальная компонента его коммуникации с другими людьми. Понимание требует того, что Г.-Г. Гадамер удачно назвал «герменевтической культурой» и что в более широком плане можно обозначить как гуманитарную культуру. Приобретение подобной культуры отличается и от накопления информации, и от освоения определенных систем знания. Речь здесь может идти об осознании предпосылок гуманитарной работы и об обретении «опытности » в такого рода деятельности. В этой «опытности» нет простых и ясных алгоритмов, она носит скорее философский характер, поскольку здесь, как и в философии, не бывает окончательных или доказуемых ответов. Только эта философия всегда конкретна, речь в ней идет о практике, о реальных формах работы с материалом культуры и истории и, соответственно, критической рефлексии над ними.

Если учитывать все это, то вопрос о возможности формирования «человека понимающего» в учебном процессе оказывается очень непростым. Дело в том, что гуманитарное понимание не может быть передано посредством методичек, учебников и Интернета, как это возможно с информацией и системами знания. Самый продуктивный путь здесь - передача «из рук в руки», в совместной работе над материалом преподавателя и студента.

Вообще говоря, когда гуманитарные науки были «малыми науками», а гуманитарное образование производило штучный товар, особой проблемы здесь не возникало: естественной формой трансляции опыта гуманитарного понимания был семинар, на котором преподаватель с узким кругом учеников обсуждали и интерпретировали те или иные тексты или культурные феномены. Но в наши дни сфера гуманитарных наук, пользуясь науковедческой терминологией, превратилась в «большую науку». И теоретическое, и практическое значение социальных и гуманитарных наук резко возросло. Число студентов, которые их

изучают, растет как снежный ком. По-видимому, близко время, когда, по крайней мере в Москве, от трети до половины выпускников средних школ будут становиться студентами, обучающимися гуманитарным и социальным профессиям. Но все это практически не расширяет указанных каналов трансляции гуманитарной культуры понимания. Поэтомув ситуации появления «новых гуманитарных масс » было бы утопией требовать или ожидать каких-то массовых и продуктивных способов формирования «человека понимающего». Однако нужно искать способы сохранения и развития в новой среде локальных анклавов университетской гуманитарной культуры.

Далее, на мой взгляд, можно подумать о своего рода переворачивании пирамиды образовательного процесса. Сейчас основные силы профессорско-преподавательского состава затрачиваются на массовое обучение более-менее стандартным курсам студентов младших курсов. Старшекурсники и аспиранты нередко доучиваются сами по себе. Между тем именно здесь, после естественного отбора, предполагаемого системой «бакалавр - магистр», образуется тот контингент, из которого вполне возможно формировать молодую гуманитарную элиту и ккоторому применим отмеченный выше «штучный » подход в обучении.

Ю. Гранин: Хотелось бы вернуться к мысли об интегративной функции научно-педагогического журнала. Будучи элементом системы научной коммуникации, журнал является одним из важнейших средств трансляции новых идей, концепций и технологий и в этом качестве - инструментом, формирующим «парадигмы» (образцы) исследования и преподавания. Но чтобы выполнить эти задачи в полной мере, в нем, выражаясь философски, должна быть представлена «критическая рефлексия» над содержанием, нормами и идеалами современной научной и педагогической деятельности, которая может быть успешно осуществлена лишь в различных формах полемики. «Дискуссии», «круглые столы»,

«полемические заметки», «научная жизнь», «рецензии» - далеко не полный перечень тех рубрик, которые журнал мог бы более активно использовать.

Хочу поддержать прозвучавшую мысль о социальной, коммуникативной миссии журнала, организующей научно-педагогическое общение, на базе которого формируется и функционирует единое научное и образовательное пространство России.

В этой связи хотел бы обратить внимание на ключевую проблему, имеющую важнейшее значение для судеб России: преобразование нашей страны в «национальное государство» и формирование «российской нации» - воображаемого и реально существующего, политически и социокультурно организованного полиэтнического сообщества людей, сплоченного общими чувствами идентичности и солидарности.

Как показала история многих национальных государств Европы, решение этой задачи требует развития (на базе образовательных стандартов, обязательных для всех субъектов федерации) общенациональной системы образования, призванной обеспечить единство образовательного и культурного пространства России. Для этого нужно внести существенные коррективы в закон «Об образовании в Российской Федерации» (1991/1998/2002), который завел нас в тупик этнонационализма.

С одной стороны, закон гарантировал учащимся получение общего образования на родном языке (право выбора языка обучения закреплялось за школой, ее учредителями) и ихинтеграцию в национальную и мировую культуру. Но в нем не нашло отражения то важное обстоятельство, что в условиях России роль основного ретранслятора ценностей культуры и культурного интегратора в целом выполняет русская культура.

С другой стороны, - и это главное, -закон разделил содержание общего образования на три самостоятельных блока («компонента»), выражающих интересы государства, субъектов федерации и местного самоуправления.

Согласно закону эти компоненты являются предметом независимой компетенции соответствующих субъектов, и распределение компетенции между ними носит «исчерпывающий» (т.е. изменяемый только законом же) характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальные республики в составе РФ, разумеется, воспользовались данным обстоятельством: установили собственные «государственные» стандарты для национальной школы и выстроили содержание образования на собственной культурной основе. Что же в итоге?

В итоге оформились и укрепились тенденции регионализации и партикуляризации образования, повлекшие за собой серьезные изменения в образовательных программах и курсах гуманитарных наук (истории, политологии, социологии, философии) в республиках, краях и областях России. Эти изменения касаются прежде всего так называемого регионального компонента образования, под видом которого зачастую проводится псевдонаучное обоснование верховенства того или иного «титульного »(«коренного ») этноса.

В национальных республиках РФ выросло целое поколение ученых и педагогов, сделавших карьеру на обосновании тезиса об исторической, политической, этнической исключительности «своего » народа и противопоставлении местной истории, местных традиций и обычаев Российскому государству, русскому и другим народам. Активизировался и набирает силу процесс переписывания истории народов России, создания новых этнонациональных «исто-риографий», выстраивающих национальные нарративы под определенный национальный проект.

Весь этот массив научной и учебной литературы требует объективного рецензирования и непредвзятой научной оценки. В том числе - на страницах журнала «Высшее образование в России».

И. Задорожнюк: Необходимо отметить присущую журналу сбалансированность, внимание к самым разным формам и ини-

циативам в системе высшего образования. Казалось бы, ведомственная привязанность издания к Министерству образования и науки избавляет его от необходимости реагировать на многие процессы вне «ограды». Но это не так: журнал следит за инициативами в сфере высшего образования и в негосударственном секторе. И это правильно, ибо, по данным Глобальной университетской сети по инновациям, негосударственные вузы по темпам роста опережают государственные не только в развитых, но даже в развивающихся странах. Сегодня это доминирующая тенденция. Чтобы оставаться на плаву, им постоянно приходится вводить инновации, которые затем оказываются нелишними и в государственных вузах. Интересно, не наказывают ли редакцию за эти инициативы по освещению «неформатного» опыта? Но ведь за это журнал и читают!

Еще одно достоинство журнала: проблемы высшего образования ставятся в очень широком социально-философском контексте. Казалось бы, что педагог-технарь Гекубе и что ему Гекуба? (В нашем случае речь идет о философскихвзглядах И. Ильина или Г. Федотова.) Но место высшего образования без широкого видения судеб страны в прошлом и настоящем, без подобных экскурсов никак не «ощущается».

Журнал вследствие этого получается ориентированным и на модернизацию, и на традиции, что и отражено в меню его рубрик. Доказывая, что это вовсе не является сочетанием несочетаемого. Потому что образовательный процесс - это не отрыв от корней, но и не прагматико-технологичес-кая приземленность. Так держать!

Е. Спасский: Систематическое и публичное представление результатов работы -одно из требований научного сообщества к своим членам. Оно является главным мерилом деятельности учёного, формируя его социальный статус. В условиях советской централизованной системы управления (здесь мы оставляем в стороне аксиологические аспекты её рассмотрения) регио-

нальная гуманитарная вузовская наука имела в своём распоряжении строго регламентированные формы представления итогов исследований. Главным образом они сводились к участию в научных форумах различного уровня (вузовских, городских, региональных, межрегиональных, общегосударственных, международных конференциях) с последующей публикацией материалов. Формат указанных изданий не позволял представителям учёной среды в полной мере реализовывать свой исследовательский потенциал, формируя специфическую «тезисную субкультуру» научной деятельности вузов. Конечно, существовали отраслевые журналы, а также издания ведущих вузов, до сих пор именуемые в нормативных внутривузовских документах «изданиями центральной печати», попасть в которые было и остаётся предметом гордости. Однако печатное пространство в них было ограниченным, а потому высокомонополи-зированным. Особенно в невыгодном положении находились преподаватели гуманитарных кафедр непрофильных (технических) вузов, которые вынуждены были печатать свои материалы в далёких от их специализации изданиях, что снижало престиж и статус публикаций.

Одним из следствий радикальных социально-экономических изменений в нашей стране стала децентрализация издательской деятельности, позволившая вузам организовать производство собственной печатной продукции. Не давая общихоценок указанному процессу, следует сказать, что это открыло новые возможности для региональных вузовских сообществ. Высшие учебные заведения, получившие лицензию на издательскую деятельность, стали выпускать собственные сборники научных трудов, статус публикаций в которых был гораздо выше, нежели у материалов местных и региональных конференций. Вместе с тем, формируясь, как правило, под эгидой конкретной вузовской кафедры, и они страдали «ме-стечковостью », отражая уровень данного (около)кафедрального социума.

Рост кадрового потенциала дальневос-

точных вузов, выраженный в увеличении остепенённости и появлении кандидатских и докторских диссертационных советов, подвёл к мысли о необходимости создания регулярного периодического журнала гуманитарного профиля, который позволил бы в полной мере эксплицировать исследовательские возможности вузовского сообщества. Проект будущего издания предполагал превращение его в инструмент формирования единого коммуникативного пространства учёных-гуманитариев вузов Дальнего Востока. Не случайно одним из учредителей журнала «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке » стал Совет ректоров вузов Дальневосточного федерального округа.

В настоящий момент издание отмечает своё трёхлетие. За этот период вышло 12 номеров журнала. Его содержательная структура включает пять отделов: философии и культурологии; психологии и педагогики; социологии, политологии и права; истории; филологии. В целом политика редакции ориентирована на соблюдение количественных пропорций между общим объёмом его отделов, однако многое в конечном счёте зависит от величины портфеля потенциальных статей, имеющегося на момент комплектования очередного номера.

Хотелось бы обратить внимание на то, что вузовская принадлежность того или иного автора сама по себе не является критерием принятия или отклонения материала, выступая его вторичной характеристикой, своего рода признаком «вдогонку». Поэтому политику редакции и редколлегии по формированию портфеля статей не следует воспринимать как создание режима наибольшего благоприятствования определённым авторам или вузам, и уж тем более как деление на «своих» и «чужих».

В какой мере журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке» являет собой картину состояния гуманитарных исследований дальневосточного региона? Было бы слишком претенциозным и опрометчивым полагать, что результаты научной деятельности учёных-гуманитари-

ев, попавшие на страницы журнала, адекватно отражают современные процессы, происходящие в дальневосточной гуманитарной науке. Однако смею утверждать, что опубликованные в нём материалы в определённой степени позволяют сформировать представление о характере направлений и интересов, сложившихся в различных отраслях гуманитарного знания, одним из носителей которого выступает вузовское сообщество. Во всяком случае, до появления нашего журнала комплексный мониторинг гуманитарных исследований в регионе был весьма затруднён. Ныне дальневосточное вузовское сообщество получило в свои руки инструмент, позволяющий регулярно знакомиться с результатами интеллектуальных усилий своих коллег по цеху.

Б. Пружинин: Я думаю, что метафора «авангард» (по Людвику Флеку), предложенная в начале нашего круглого стола для обозначения роли научного журнала в образовательном сообществе, нуждается, по крайней мере, в уточнении. И, между прочим, развернувшаяся здесь острая дискуссия очень определенно на это указывает. В самом деле, ни у кого из нас не возникает сомнения в реальной остроте и актуальности для системы отечественного образования поднятых здесь проблем. И научный журнал, имеющий отношение к данной проблематике, должен, очевидно, принять участие в этой дискуссии, причем, надо по-

лагать, именно в качестве научного авангарда. Но каким образом? Встать на чью-либо сторону и повести научное сообщество в этом направлении? Объявить противоположные взгляды ненаучными, непрофессиональными и жестко фильтровать материалы, публикуя лишь те, которые соответствуют взглядам редакции?

Междутем очевидно, что соображения редакции и редколлегии по поводу «генеральной линии » движения науки выражают мнение не более чем одной из подгрупп того же сообщества ученых. И членство в редколлегии само по себе никаких новых интеллектуальных горизонтов автоматически не открывает. Я уж не говорю об исторической ограниченности и релятивности всяческих соображений вообще. Так что метафора авангарда применительно к журналу, пожалуй, может быть уместной лишь тогда, когда разногласия в научном сообществе носят не качественный (как теперь говорят, не «парадигмальный »), но лишь, так сказать, количественный характер. Конечно, в жизни научных (главным образом, естественнонаучных) сообществ такие периоды случаются. Но тогда метафора авангарда указывает лишь на квалификационные функции периодического научного издания (то, чего, кстати, добивается от журналов ВАК) и, соответственно, на общепризнанный в сообществе научный авторитет членов редколлегии и редакции. Впрочем, происходит это редко. В социально-гуманитарных же на-

уках такое случается более чем редко. Так что научный журнал, претендующий на роль неизменного авангарда, ведущего сообщество ученых известной емудорогой, по большей части оказывается органом лишь одной из подгрупп этого сообщества и начинает работать на его раскол.

Мой редакторский опыт подсказывает мне иную метафору. Вникая (именно как работник журнала) в суть аргументов, приводимых в ходе развернувшейся здесь дискуссии, я вспомнил старинную (говорят, испанскую) молитву:

«Господи, дай мне силы исправить к лучшему то, что я могу исправить.

Дай мне терпение пережить то, что я исправить не в силах.

И дай мне разум, чтобы я мог отличить одно от другого».

Так вот, последняя просьба, на мой взгляд, имеет самое прямое отношение к роли научного журнала вообще и гуманитарного - в особенности. Научный журнал, а тем более гуманитарный - это прежде всего «площадка» для рационального обсуждения острых и насущных проблем, это «место », где мы пытаемся понять, как и что мы можем сделать. На страницах научного журнала мнения и аргументы сталкиваются, но именно для того, чтобы совместно оценить, что нам по силам, а что лучше не трогать, по крайней мере пока. И роль научного журнала, его главная задача с этой точки зрения состоит в том, чтобы мнения сталкивались по возможности лишь для этой цели, а не для утверждения различного рода амбиций - личных или групповых. И главным критерием отбора материалов для научного журнала (помимо, естественно, какой-никакой компетентности авторов) оказывается тогда конструктивность их участия в дискуссиях, т.е. рациональная обоснованность, допускающая сопоставление, сравнение и оценку представляемых идей.

Я думаю, в честном и профессиональном выполнении этой скромной, но незаменимой функции как раз и реализуется та самая «авангардная» роль научного журнала. Задача редактора - способствовать

формированию единого проблемного поля, на котором только и могут разворачиваться содержательные дискуссии и исследовательская деятельность научного сообщества вообще. Цель редакторской работы -добиться, чтобы понятийные структуры различных позиций допускали их соотнесение, сопоставление и взаимную рациональную критику. Тем самым редактор способствует выявлению актуальной тематики, ибо актуальность предполагает, что каждый исследователь может соотнести публикуемые материалы со своей собственной позицией и работой. Редактор поддерживает тематическое единство своей науки в условиях перманентной дискуссии. Он, конечно, может иметь и собственный взгляд на перспективы науки, но это - вне журнала, ибо не унификации позиций, не единообразия он должен добиваться. Профессиональный долг редактора - обеспечивать условия для взаимопонимания спорящих сторон и тем самым - обеспечивать единство и преемственность в деятельности непрерывно дискутирующего и именно благодаря этому развивающегося научного сообщества. Вот почему развитая наука невозможна без научных журналов.

Так, во всяком случае, на это смотрят сегодня в редакции журнала, который я здесь имею честь представлять. И, пользуясь случаем, с удовольствием передаю поздравление от коллектива «Вопросов философии».

А. Зимин: Пятнадцатилетний юбилей журнала, призванного освещать научно-педагогические проблемы высшей школы, -веский повод поговорить о роли и задачах печатного издания в деле организации современного высшего образования. Проблема эта для России не новая. Фактически она возникла вместе с созданием самой высшей школы еще в XVIII в., различным образом решалась на всем протяжении существования этой школы в России и в Советском Союзе, не утратив своей актуальности на рубеже ХХ-ХХ1 вв., когда наша страна вступила в очередную (или внеочередную) для

нее стадию политических, экономических, социальных и культурных реформ.

Уместно напомнить, что система образования, включая и высшую школу, создавалась выдающимися российскими реформаторами прежде всего для обеспечения российского государства столь необходимыми ему образованными людьми, с опорой на знания и труд которых Россия могла бы на равных войти в семью «культур-ныхи цивилизованных» европейских народов. Все это вылилось в конечном счете в создание светской системы образования, независимой от системы образования религиозного. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие в российских университетах богословских факультетов, на которых европейские учебные заведения готовили кадры и для различного рода институтов духовного просвещения. Светский характер системы высшего образования Рос-

сии изначально стал его отличительной чертой. Тем самым она была ориентирована на получение студентами положительных знаний и не ставила перед собой проблем их воспитания в нужном государству и народу духе.

Последнее негласно и традиционно оставалось делом церкви вплоть до революционных преобразований начала ХХ в., в ходе которых был поставлен вопрос об отделении церкви от государства и одновременно вопрос о необходимости воспитания в рамках системы образования в целом нового человека, преданного по своим убеждениям «делупартии, государства и советского народа ». Тем самым в деле приобщения школьников и учащихся к положительным знаниям была соблюдена преемственность, а в деле воспитания совершен переворот, обеспечивавший идеологические запросы советской власти. И, надо при-

знать, обеспечивавший их достаточно эффективно, ибо на это работали все звенья образовательной системы, включая высшую школу.

Демонтаж политической системы в очередной раз актуализировал проблему реформирования российской системы образования. И отличительной особенностью становится здесь фактический отказ (под видом деидеологизации образования) от осуществления средней и высшей школой воспитательных функций, стремление (осознанное или неосознанное?) ограничить их функции преимущественно приобретением учащимися положительных знаний. Тем самым радикально нарушается исторически сложившаяся в условиях России и направленная на обеспечение ее государственно-национальных интересов практика образования как единства воспитания и обучения. В результате средняя школа пытается переложить ответственность за воспитание учащихся на семью, а семья, дезориентированная пересмотром базовых ценностей в современном российском обществе, не способна самостоятельно и умно справиться с этой задачей, следствием чего становится кое-как обученный и плохо воспитанный выпускник средней школы - потенциальный студент.

Высшая школа тем более не задумывается над решением этой проблемы. Ведь от нее требуют знаний, а не воспитания. А значит, и в ней практикуется все тот же, столь не свойственный российской образовательной традиции, перекос в сторону обучения при минимизации воспитания. Поведение, формы общения, привносимые студенчеством в стены высших учебных заведений, разгул ненормативной лексики восторга у подавляющего большинства преподавателей вузов не вызывают. При соприкосновении в учебном процессе со значительным числом студентов начальных курсов создается впечатление, что они пришли не столько учиться, сколько «тусоваться». Стоит ли удивляться, что страна получает массу цинично настроенных молодых людей, алчущих преимущественно потреблять

общественные блага, но не очень-то склонных их создавать, а тем более делиться ими с обществом и себе подобными.

На мой взгляд, проблема дефицита воспитательной составляющей в современной отечественной системе среднего и высшего образования крайне обострилась. Поэтому она должна стать одним из приоритетных предметов обсуждения не только со стороны работников образования, но и со стороны тех, кто в наши дни формирует образовательную политику. А в качестве инициатора и организатора такого обсуждения вполне уместно было бы выступить журналу «Высшее образование в России ».

В. Масягин: На мой взгляд, очень важно, что на страницах журнала уделяется внимание проблемным вопросам реформирования

высшей военной школы, особенно научно-педагогическим проблемам непрерывной военно-профессиональной подготовки офицеров Военно-морского флота России. Надеюсь на то, что впредь рубрика «Военная кафедра » будет работать постоянно.

А. Ильинский: Уважаемые коллеги, есть предложение все-таки перейти к бо-

лее практическим, земным вопросам, связанным с жизнью журналов. Это вопросы, которые, конечно, в большей степени беспокоят тех, кто занимается изданием журналов, для кого журнал - это своеобразный бизнес. Это вопросы целевых групп, то есть тех, кто непосредственно читает журнал, вопросы маркетинга, продвижения журнала. И я бы хотел попросить выступить заместителя директора издательства «Маркет-ДС » Бабошина Алексея Владимировича.

А. Бабошин: Уважаемые коллеги, прежде чем говорить об инструментах маркетинга, продвижения научных журналов к аудитории, я хотел бы обратиться к целям существования научных журналов и тем целям, которые преследуют издатели, выпуская такие журналы. Как очень хорошо заметил Владимир Натанович, научный журнал должен быть полем для дискуссий и находиться в авангарде науки. В общем-то, я как молодой ученый всей душой его поддерживаю:. Но в то же время нужно сказать, что в настоящее время некоторая часть научных журналов является или инструментом политической борьбы, или средством удовлетворения личных амбиций различных ученых.

Когда мы говорим о маркетинге научных изданий, очень важно отметить, для чего они нужны аудитории. И первый вопрос, который задают многочисленные читатели

журнала, такой: а включен ли этот журнал в список ВАК? Этот вопрос задают не только молодые, еще не сформировавшиеся ученые, но и заведующие кафедрами, ведущие преподаватели, профессора. Хотелось бы также отметить, что огромное значение имеет личность главного редактора журнала, который задает тон и создает авторитет тех научных школ, которые представляет журнал.

Нужно сказать, что научный журнал -это вы, а что касается инструментов продвижения научного журнала, то вам необходимо с ними ознакомиться. А что касается нас, молодых ученых, пока что еще не принятых в вашу среду, то нам необходимо прививать культуру работы с научными журналами.

М. Лукашенко: Спасибо. Уважаемые коллеги, хотелось бы поговорить по вопросу, касающемуся кадров научной журналистики. И вообще о наших кадрах. Попросим на эту тему высказаться Валерия Петровича.

В. Шестак: Я представляю здесь Рособ-разование. Снова взгляд обращен на кадры... Но ведь это мы с вами не даем возможности нашим ребятам защищать докторские диссертации! Только одна сотая процента профессуры моложе 29 лет. Не мы ли закрываем для молодого человека американский вариант, когда он в молодости доказывает свою научную компетентность и может дальше работать? 76% наших докторов наук старше 50 лет. Это вы тоже должны помнить. Человек в 50 лет вряд ли может чему-либо обучиться, он просто будет отстаивать свою позицию: на марше ли, на привале ли, в авангарде ли или в арьергарде, -но он будет биться насмерть, потому что это его жизнь, он 50 лет положил на то, чтобы дойти до этого звания.

Наше управление занимается повышением квалификации кад-

ров. Ситуация серьезная. Только теперь мы заговорили о компетентности преподавателя, которая должна быть много выше компетентности магистра. И оказывается, наш преподаватель культурно не подкован, у него нет достаточных компетенций - ни коммуникативных, ни социальных, ни иных. Если преподаватель говорит, что у него свободное знание языка, не стоит посылать его на зарубежную стажировку, потому что он не владеет языком профессионально - так, чтобы жить там месяцы. И это беда для бизнес-школы, к примеру. Представляете, какой уровень преподавания языка должен быть у людей в бизнес-школе?

Мы столкнулись с тяжелой ситуацией: народ вроде бы должен повысить квалификацию, а он «голосует ногами », так как никакой мотивации нет. Преподаватели не хотят нас слышать. Тем не менее выходить из этого положения надо, потому что мы должны быть выше студентов по уровню.

Я давно знаю Михаила Борисовича лично, люблю публиковаться в журнале и думаю, что судьба таких научных журналов, как «Высшее образование в России», вообще завидная. Мы вместе писали обоснование для того, чтобы Болотов оставил журнал в перечне ВАКа. Это, действительно, уникальный журнал и с точки зрения кадровой поддержки. Давайте поддерживать друг друга. Нас - преподавателей - на са-

мом деле не так много: 230 тысяч на 6 миллионов студентов. Многие, конечно, устали, кто-то озлоблен, кто-то не понимает, что с нами происходит. Между тем все должны согласиться , что наша образовательная отрасль не соответствует процессам, происходящим в стране, - ни зарплатой, ни компетенциями, ни квалификациями, ни направлениями.

Есть и еще одна «больная» тема для академической среды - тема лженауки. Хотелось бы, чтобы журналистская среда и академическое сообщество объединились, и мы вместе, по крайней мере, могли бы помешать людям на первом канале телевидения рассказывать населению про чудеса и артефакты. Я не знаю, как это сделать. Нужны взаимная поддержка и система действий, чтобы повлиять на настроение в обществе.

Реплика: Валерий Петрович, можно вопрос? Чтобы народ шел в педагогику, в профессуру, чувствовал необходимость повышать квалификацию, сколько ему надо платить? Не жалкие же 5-7 тысяч...

В. Шестак: 30 тысяч ему нужно платить.

Л. Фесенкова: Всецело поддерживаю мысль Валерия Петровича о необходимости борьбы с лженаукой. В современном общественном сознании два типа представлений о мире - научные и лженаучные - сосуществуют. Лженаука многолика, она выступает в виде оккультизма, экстрасенсорики, представлений о тор-сионныхполях, астрологии, ноокосмологии, целительных практик, в виде учений Коновалова, Анастасии, кармической медицины Лазарева и т. д. Она пытается навязать нам свое видение мира.

Каково отношение средств массовой информации к этой ситуации? Оно неоднозначно. К сожалению, СМИ нередко оказываются пропагандистами лженаучных учений. И это не удивительно: ведь спрос порождает предложение. А спрос на лженауку сегодня большой: она гораздо более привлекательна для массового сознания, чем наука. Интересно, например, смотреть по телевизору на трупики зеленых человечков - космических пришельцев, разгадывать тайны Бермудского треугольника или поражаться обещаниям трансгуманистов соединить мозг человека с компьютером.

Особенно популярна сейчас проблема конструирования человека. Нам говорят, что в недалеком будущем мы будем выращивать гениев(по заранее спланированному проекту) и создавать полезные свойства организма, например делать человека морозоустойчивым. К тому же это и экономически выгодно: отпадет необходимость в отоплении жилых помещений. Сколько средств тогда можно будет сэкономить! Словом, на нас со всех сторон наступают оккультные учения различного толка, замаскированные под науку. Все они ищут опоры в науке, все они выдают свои теории за научно доказанные, полагая, что высокий общественный статус науки обеспечит им «достоверность». Даже учения восточной мистики часто выступают в физическом обличии. Утверждают, например, что переселение душ якобы доказывается синергетикой.

Картина мира сегодня - это конгломерат из научных и самых нелепых фантастических представлений. Граница между наукой и лженаукой все более размывается. Сегодня наш любознательный современник оказывается в сложной ситуации. Он не знает, за что ему хвататься, на что опираться, во что верить. И в самом деле, как же ему отличить ложь от истины, когда СМИ не помогают, а лишь запутывают бедного интеллигента.

И лишь немногие журналы в этой трагической для Разума ситуации остаются опорой трезвого подхода к миру. Одним из

них является журнал «Высшее образование в России», который твердо держится идеалов подлинной науки, рассматривая проблемы, стоящие на переднем крае развития научного знания.

Так, на страницах журнала была освещена дискуссия по актуальному вопросу, поставленному новыми открытиями в эволюционной биологии. Это вопрос о том, существует ли естественный отбор как ведущий фактор развития живых систем или это только мировоззренческая (и даже религиозная) установка.

Указанная проблема получает сегодня большой резонанс в научном мире в связи с нарастающим кризисом в эволюционной биологии, который принимает все более острый характер. Приближение знаменательной даты - 150-летия выхода в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение видов» - только усиливает споры о поиске новых путей в теории эволюции.

В разделе «В помощь аспиранту» журнал освещает взгляды ведущих ученых нашего времени: академиков Л. Татаринова, Г.А. Заварзина, Л.И. Корочкина и многих других, заставляя молодежь задумываться над самыми животрепещущими проблемами и идеями науки. Он воспитывает критическое отношение к легковесным утверждениям, лишенным серьезной аргументации, приучает вдумываться в многозначную и нередко противоречивую ситуацию на переднем крае научных исследований, помогает разбираться в научных спорах, которые ведутся учеными в разных областях знания, и постигать таким образом особенности подлинной науки. Тем самым он защищает личность человека, опираясь на его разум.

И. Мелик-Гайказян: Развитие науки определяется достижением ее цели - умножением достоверного знания. Цель обусловливает ценности, которых придерживаются в научном сообществе: «умножение » -запрет на плагиат; «достоверное » - доказательство и обоснование получаемых результатов; «знание » - отсечение ненаучных сведений и заключений. Наука вырабатывает

собственные способы и технологии достижения цели в пределах своих ценностей: проведение конференций, защиты диссертаций, регламентация публикаций etc.

К этим способам презентаций научных результатов относится и деятельность журналов. Как оценить их роль в настоящее время? В динамической теории информации есть понятие «оператор», обозначающее способы достижения целенаправленных действий. Итак, научные журналы играют роль операторов достижения наукой своей цели. Действие любой технологии, помимо достижения цели, приводит к образованию побочных продуктов. Оператор можно признать эффективным, если побочные продукты становятся своеобразным материалом для создания иных «экологических ниш». Это положение иллюстрирует деятельность журнала «Высшее образование в России », поскольку материалы, в нем публикуемые, востребованы не только учеными, но и теми, кого называют организаторами науки, в частности - ректорским корпусом. Мне довелось убедиться, что в кабинетахректоров и проректоров различных вузов находятся полные подборки номеров нашего журнала. Специалисты в области гуманитарных наук в числе выполняемых ими функций имеют одну весьма важную - предупреждающую. Если «предупреждения » могут быть услышаны теми, от кого зависят тенденции развития структуры и инфраструктуры науки, то журнал, обеспечивающий действие обратной связи, является эффективным оператором научной системы.

Печальной может стать ситуация при «засорении» информационного пространства побочными продуктами действия оператора. В данном случае роль побочных продуктов играют статьи, не отвечающие требованиям научных публикаций. Границу проводят рецензенты. Они выносят авторитетные суждения относительно излагаемых фактов, гипотез, способов обоснования теоретических построений. Можно сказать, что они выступают в качестве «научных судей» в интерпретации Станислава Тулмина.

Их суждения (или приговоры) выносятся на основании стандартов и традиций. При этом важно, чтобы, с одной стороны, через сито отбора «не проходили » публикации, являющиеся результатом предрассудков или моды. С другой стороны, сито отбора должно «пропустить » публикацию, содержащую действительно новое, теснящее традиционные взгляды. Таким образом, отбор является важным этапом информационного процесса, а сама организация отбора, которая и формирует стиль журнала, становится принципиальной частью устройства оператора. Всем известны случаи, когда журнал публикует статьи узкого круга авторов, тиражируют одни и те же научные позиции. Складывается впечатление, что, ведя обсуждение в замкнутом круге, подобные журналы, при всей их претензии на элитарность, не нуждаются в читателях, ищущих свежие идеи. В закрытых системах невозможны открытия.

Альтернативой строгому отбору в современных условиях становится ресурс глобальной информационной сети. Отсутствие рецензирования и, напротив, присутствие неконтролируемой требованиями научного сообщества «свободы» выражается в редупликации оплошностей и недоразумений, что опять же не способствует достижению целей науки. Очень хочется уйти от моралистических проповедей, но, как известно, наука - дама строгая и измен не прощает. Поэтому научному журналу, чтобы быть эффективным из номера в номер, необходимо проходить между Сциллой закостенелости и Харибдой легкомыслия.

В. Рукавишников: Наш круглый стол начался с пространных рассуждений философа о том, что такое научный журнал. К сказанному можно добавить, что об уровне «научности» журнала принято судить по индексу цитирования его публикаций. Материалы научного характера, присылаемые в серьезные журналы, обычно проходят независимую экспертизу, а мнения рецензентов сообщаются автору. Это ещё один из критериев «научности ». Такая практи-

ка, характерная для солидных научных изданий мирового класса, принята на Западе и поныне. В нашей стране она за последние 15-20 лет была утеряна - где-то полностью, где-то частично. Мне кажется, что у нас в целом ряде научных дисциплин, прежде всего обществоведческого профиля, сегодня попросту нет достаточного числа ученых мирового или европейского уровня, способных и согласных беспристрастно и честно выполнять такую неблагодарную работу. Однако, на мой взгляд, без возрождения независимого и высококвалифицированного рецензирования повысить уровень публикаций в наших научных журналах нельзя; если же у редакции на это нет денег, то все разговоры о повышении требовательности к качеству научной продукции, производимой в высшей школе, отраслевых и академическихинститутах, таки останутся пустым сотрясанием воздуха.

В контексте поставленных на обсуждение тем и в связи с юбилеем журнала «Высшее образование в России » уместно, на мой взгляд, задаться вопросом: а целесообразна ли трансформация журнала в некое ну уж очень научное издание типа «Вопросы высшей школы»? Я уверен, что нецелесообразна! Можно потерять сложившуюся аудиторию и не приобрести новых читателей.

На мой взгляд, «Высшее образование в России » в его нынешнем виде - это имеющий свое лицо журнал с большим потенциалом развития. Как отраслевое издание, затрагивающее темы, представляющие интерес не только для работников высшей школы, его можно сравнить со всемирно известным бюллетенем американских ученых-атомщиков - The Bulletin of the Atomic Scientists.

Известно, что «Бюллетень » прославился тем, что на его обложке начиная с 1947 г. периодически появляются т.н. «часы Судного дня » (Doomsday Clock), показывающие напряженность международной обстановки. Чем ближе стрелки «часов судного дня» к полуночи, тем ближе ядерная катастрофа, и наоборот. На протяжении более полувека, в зависимости от «потепления»

или «похолодания» международной обстановки, стрелки либо почти вплотную приближались к полуночной отметке, символизирующей всемирную катастрофу, либо отодвигались от нее.

Если «Бюллетень ученых-атомщиков » рискнул выйти за границы своей отраслевой аудитории - физиков с весьма узкой научной специализацией - и завоевал устойчивую популярность среди широких кругов читающей публики, то почему того же не может сделать наш юбиляр? Короче говоря, я желаю журналу найти пути к ещё более широкой читательской аудитории, смело поднимая самые острые и общественно значимые вопросы, такие, как, например, адаптация нашей вузовской системы к требованиями ЕС, баланс качества и доступности высшего образования, повышение уровня вузовской науки и размеров её финансирования. Поскольку по поводу Болонского процесса на нашем круглом столе, как мне кажется, не говорил только ленивый, я не буду высказывать свое мнение по существу данного вопроса и лишь пожелаю М.Б. Сапунову поместить на обложку свои «часы Судного дня», указывающие на напряженность дискурса по этой проблеме!

Несколько слов в связи с дебатами по поводу финансирования вузовской науки. Больная и сложная тема. При её обсуждении на нашем круглом столе почему-то было забыто то, что многие вузы и вузовские профессора на протяжении 1990-х гг. получали гранты, как отечественные, так и зарубежные, и что грантодатели разочарованы отдачей от потраченных средств. Например, совсем недавно в США в отраслевом издании, предназначенном для преподавателей вузов, - журнале Inside Higher Education (Jan. 31, 2007) был опубликован прелюбопытный материал под названием «Утраченная возможность в России ». В нем обсуждаются выводы полузакрытого и весьма откровенного доклада фонда Форда, циркулировавшего в правительственных кругахВашингтона и среди руководителей фондов, финансировавших проекты по ре-

формированию деятельности университетов России в 1990-е гг. и в наши дни. Основной вывод: около миллиарда долларов потрачено зря! Во-первых, - считают авторы доклада, - фонды потерпели неудачу потому, что вместо продолжения практики поддержки ярких и талантливых индивидуальностей, отдельных профессоров американские «новые филантропы» в конце прошлого - начале нынешнего века перешли, так сказать, к «мега-проектам» - поддержке целых кафедр и вузов (то есть институциональной поддержке), но грандиозные многомиллионные программы не принесли ожидаемых результатов. Во-вторых, - и это, на наш взгляд, главное, - используя гранты, через реформу высшей школы фонды фактически пытались направить осуществление политических реформ в стране в целом в «правильном направлении», но опять-таки ничего из желаемого не получилось. Видим, что, сами того не желая, американские «филантропы» указывают на то, что реформирование нашей высшей школы - это важнейшая социе-тальная задача, ибо её последствия напрямую связаны с будущим обликом российского общества в целом. А коли так, то у журнала «Высшее образование в России » есть шансы стать русским аналогом «Бюллетеня ученых-атомщиков» (говорю об этом серьезно, но и не без доли юмора).

А. Ильинский: Уважаемые коллеги, есть предложение придерживаться заданной тематики и регламента. Я думаю, коли есть такая острая, для всех интересная тема, как государственная политика в сфере образования, то, наверное, имеет смысл посвятить этому отдельное совещание, собрать отдельный круглый стол, а сейчас не будем этим заниматься. Кто хочет высказаться именно по тематике круглого стола?

А. Шолохов: 15-летие журнала «Высшее образование в России » - большое событие для тех, кто занимается высшей школой. В трудных условиях недофинансирования журналу удалось не только вы-

жить, но и стать ведущим аналитическим печатным органом по проблемам вузовского образования и науки.

Надо отметить, что редакция журнала всегда эффективно сотрудничала со своими коллегами из профессиональных СМИ, работающих на том же поле. В частности, хотел бы отметить конструктивные отношения с газетой «Вузовский вестник» (до 2005 г. - «Вузовские вести »). У нас постоянно шел обмен опытом, авторами и консультантами. В результате как журнал, так и газета получали дополнительные возможности по квалифицированному освещению событий вузовской жизни.

В юбилейный год хотелось бы пожелать коллегам из редакции всеми уважаемого журнала: так держать! Будьте здоровы, поддерживайте творческий настрой и добивайтесь новых успехов на благо нашей высшей школы. Будем помнить: мы не соперничаем, а сотрудничаем и дополняем друг друга.

З. Сазонова: Первая реакция на предложенную для обсуждения тему, связанную с ролью научных журналов в образовании, была непосредственной и быстрой. Какую роль играют научные журналы в жизни преподавателей вузов? Что за вопрос? Да ведь без них просто немыслимо!

Я работаю в МАДИ и могу утверждать, что научные журналы - это не только неотъемлемый, но и очень важный компонент духовной и профессиональной жизни наших преподавателей, аспирантов и студентов-старшекурсников. Московский автомобильно-дорожный институт осуществляет подготовку инженеров по широкому спектру направлений, и по каждому из них в университете проводятся серьезные научные исследования. В специализированных журналах «мадийцы» регулярно публикуют результаты собственной научной деятельности, внимательно знакомятся с достижениями коллег, работающихво втузах и научно-исследовательских институтах. МАДИ выписывает несколько десятков научных журналов, и ни один из них не

пылится на полках библиотеки. Любимые журналы - это регулярное общение с коллегами, это рождение новых идей и направлений исследований, ориентация в поле новейших достижений и утверждение непреходящих ценностей.

Уже в течение несколько лет МАДИ издает свой ежеквартальный журнал «Вестник МАДИ», быстро получивший заслуженное «внутреннее» и «внешнее» признание. Наш журнал востребован, он рекомендован ВАК для научных публикаций по целому ряду направлений, связанных с развитием автомобильно-дорожного комплекса страны. Редакция «Вестника МАДИ » не может пожаловаться на недостаток статей, присылаемых из различных отечественных втузов. В среднем «время ожидания» публикации отрецензированной статьи составляет около девяти месяцев, но авторов не пугает этот срок, они терпеливо ждут.

Преподаватели университета ценят свой журнал и «от корки до корки» читают каждый очередной номер, но наряду с этим постоянно штудируют общероссийские научные журналы, серьезно изучая профессионально значимые статьи.

Для преподавателей втузов научные исследования и работа со студентами тесно взаимосвязаны, оба вида деятельности требуют хорошей профессиональной формы, высокого уровня готовности к обновлению учебных курсов в соответствии с актуальными научными достижениями, а также к мобильной подготовке факультативных курсов лекций, отвечающих запросам наиболее активной части студентов.

Научные журналы - это получение новой информации, развитие эрудиции и интеллекта, основа для преодоления инерции мышления и деятельности, реализуемой в замкнутом пространстве ежедневной практической работы. Сегодня одной из самых важных задач, стоящих перед преподавателями втузов, является формирование базовых и профессионально значимых компетенций будущих инженеров. Ее решение требует от нас осуществления психолого-

педагогического анализа формируемых в учебном процессе знаний, умений студентов и их личностных качеств. Для этого необходимо четкое понимание структуры формируемых компетенций, выделение их предметных, логических и психологических составляющих. Даже формирование традиционной предметной («знаниевой») компоненты в современных условиях должно осуществляться по-новому. Количество фактических сведений в любой научной области непрерывно возрастает, а время аудиторных занятий студентов сокращается. В связи с этим содержательный анализ научного материала, адаптируемого для учебных целей, должен быть ориентирован на выделение «ядра», т.е. тех инвариант, использование которых позволяет существенно уменьшить объем подлежащей усвоению учебной информации. Развитие логической составляющей базовых компетенций выпускников втузов инвариантно относительно изучаемых учебных дисциплин. Преподаватели технических дисциплин заинтересованы в освоении тех подходов к развитию логического мышления, которые используют преподаватели-гуманитарии, и наоборот. И наконец, существует общая потребность в овладении используемыми «гуманитариями» и «технарями» технологиями формирования психологических составляющих компетенций студентов разных вузов. Объективно сформировалась обобщенная потребность в создании межвузовской междисциплинарной команды творческих преподавателей, имеющих возможность вместе думать и принципиально спорить, искать и находить, с радостью убеждаясь, что один ум - это хорошо, а много - лучше.

Сегодня межвузовская междисциплинарная команда «идущих вперед» преподавателей активно работает. Центром интеграции деятельности всех ее участников является наш замечательный журнал «Высшее образование в России». Он создает условия не только для публикации уже полученных результатов, но и, главное, - для решения в процессе «мозгово-

го штурма» новых, жизненно важных общих проблем.

А. Ильинский: Исполняя роль модератора и стараясь не вмешиваться в разговор, тем не менее я хотел бы сказать тоже несколько слов по теме, возможно, в противовес пессимистическим настроениям. Расскажу о том проекте, который сейчас мы делаем совместно с журналом. Это рубрика, посвященная первой в России крупной международной конференции по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в образовании.

В мире существует несколько таких конференций, одна из крупнейших называется «Online Educa», которой в декабре исполнится уже 13 лет. Конференция проводилась в Германии, Мадриде, Барселоне, а также в Африке. И вот впервые «Online Educa» будет проходить в России. Мы с Михаилом Борисовичем приглашаем вас

принять участие непосредственно в журнальной рубрике, посвященной конференции. Я являюсь заместителем руководителя организационного комитета. Обращаю внимание: темы, которые будут обсуждаться, охватывают вопросы не только технологии образования, но также и образовательной политики. Конференция состоится в преддверии входа России в ВТО, что откроет наши рынки, в том числе образовательный, для зарубежных компаний, и наша совместная задача - создать здесь достойную конкуренцию тем, кто захочет к нам прийти. Конференция, по общей задумке оргкомитета, должна стать тем инструментом, который позволит это сделать. Присылайте ваши материалы в организационный комитет, все координаты мы вам сообщим. Сама конференция состоится в конце сентября - начале октября в «Президент-отеле». Мой телефон: 968-07-38.

А теперь еще раз поздравляю журнал с днем рождения, с юбилеем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.