Научная статья на тему 'Современный кризис этнической идентичности'

Современный кризис этнической идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
836
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / IDENTITY CRISES / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION / ЭТНИЧНОСТЬ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ETHNICITY AND DISTRIBUTION OF LABOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курбанов Нариман Исрафил-Оглы

Статья посвящена анализу социальных причин этнической идентичности. На широком материале философской, социологической и культурологической литературы рассмотрена проблема кризиса. Кризис не рассматривается автором статьи в качестве негативного явления, но в качестве недостаточности адаптации и наличия силы у социальных элементов, его продуцирующих. Причины видятся автору в развитой системе коммуникаций и географическом разделении труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article devoted to the analysis of social causes of the identity crisis. With the help of broad array of philosophical, sociological and culturological literature author discusses causes of contemporary identity crises. Crises does not considered as a negative entity but as a lack of adaptation and power in hands of social elements that causing the crises.

Текст научной работы на тему «Современный кризис этнической идентичности»

.....

I I I ■ M I I I I

78 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь ^ Примечания

1. Встречи с Мейерхольдом: [сб. воспоминаний] / ред.-сост. Л.Д. Ведровская. - М.: Всерос. театр. о-во, 1967. - 622 с.: ил.

2. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьёв, Достоевский./ К.В. Мочульский. - М., 1995. - 215 с.

3. Рапацкая, Л. А. Искусство серебряного века / Л.А. Рапацкая - М., 1996. - 192 с.

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Курбанов Нариман Исрафил-оглы

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена анализу социальных причин этнической идентичности. На широком материале философской, социологической и культурологической литературы рассмотрена проблема кризиса. Кризис не рассматривается автором статьи в качестве негативного явления, но в качестве недостаточности адаптации и наличия силы у социальных элементов, его продуцирующих. Причины видятся автору в развитой системе коммуникаций и географическом разделении труда.

Ключевые слова: кризис идентичности, этническая идентичность, социальная и культурная адаптация, этничность и разделение труда

Article devoted to the analysis of social causes of the identity crisis. With the help of broad array of philosophical, sociological and culturological literature author discusses causes of contemporary identity crises. Crises does not considered as a negative entity but as a lack of adaptation and power in hands of social elements that causing the crises.

Key words: identity crises, ethnic identity, social and cultural adaptation, ethnicity and distribution of labor.

Проблема понимания, функционирования, развития этнической идентичности становится одной из актуальнейших на сегодняшний день, не только в России, но и во всем мире. Это вполне естественно, поскольку современный человек живет в постоянно меняющемся мире, причем для нормального жизнеобеспечения современного развитого общества и культуры необходим постоянный рост как материальных, так и духовных благ. Переходный характер современного российского общества после распада СССР вызвал к жизни очередную волну поисков национальной и этнической иден-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

5 (43) сентябрь-октябрь 2011 78-81

тичности в качестве почвы в условиях нестабильной реальности.

Рыночная экономика диктует жесткие условия выживания в рыночном пространстве, что радикально меняет систему ценностей человека эпохи индустриальной стадии развития. Основываясь на ценностях эпохи рынка, меняется и пространство сознания человека, на первый план выступает такая ценность, как компетентность, так как меняются способы производства, в которых использованы последние достижения техники, развивается также и уровень образования, предъявляемый работникам.

.....

I I I ■ М I I I

Теория и история культуры 79

Человеку современной культуры необходимо быть по возможности максимально универсальным в подобных условиях. А поскольку экономический и технический прогресс требует пересмотра человеческой деятельности, как следствие, социальные и культурные роли становятся незакрепленными и активными, все это способствует появлению проблемы кризиса идентичности.

Современная культура характеризуется тем, что стираются различия между культурами, между индивидами, отсюда логичным оказывается кризис идентичности, и вполне нелогичным оказывается сохранение, более того -обострение этнической идентичности и этнического самосознания.

Современная постнациональная экономика стала вызовом для привычных моделей коллективной идентичности, в том числе и национальной. В век массовых миграций, все возрастающих процессов глобализации, в которых ключевую роль играют средства массовой информации, телевидение, кинематограф и Интернет, существование суверенитета национальных государств ставиться под вопрос, а национальная идентичность проблематизиру-ется.

Многие ученые отмечают сложность и глобальность современного кризиса, переживаемого человечеством. Кризисные явления происходят в различных областях жизнедеятельности общества: экономике, морали, искусстве, политике и т.д. Практически ни одна сфера деятельности человека не лишена проблем и затруднений. Причем данные негативные стороны оказывают влияние на развитие и функционирование всех общественных систем. В качестве примера данного кризисного процесса можно привести последствия технизации современного общества: загрязнение и уничтожение окружающей среды, снижение продолжительности жизни и уровня здоровья населения, техногенные катастрофы; снижение экономического роста и усиление социального неравенства, как в рамках конкретного общества, так и между различными странами и т.п.

Э. Тоффлер называл события, происходящие с человечеством в ХХ веке, «футурошо-ком», шоком будущего, где «шок будущего» -психологическая реакция человека на столь стремительные и радикальные события, происходящие вокруг него, вызванные ускорением технологического и социального прогресса: «Привыкшие к небольшому разнообразию и малой скорости изменений люди и институты должны быстро приспособиться к большому разнообразию и высокой скорости изменений. Напряжение настолько сильно, что возможность принимать компетентные решения утрачивается. Это ведет к шоку от будущего» (3, с. 48).

Естественно, все эти процессы оказывают влияние на кризис идентичности человека, который затрагивает и такую форму, как этническая идентичность. Сегодня уже нельзя обосновать проблематичность соединенности того или иного человека со своей этнической группой для достижения культурного единения с имеющимся у него жизненным идеалом. Для него этнос в состоянии выступить идеальной, а не реальной субстанцией, с которой он будет связывать свое индивидуальное существование.

Другой причиной кризиса идентичности, но уже разворачивающейся в плоскости идеальное - виртуальное будет проблематизиро-вание реальности и существование человека в виртуальном пространстве. Не секрет, что целый ряд людей, владеющих компьютерной техникой, предпочитают реальным виртуальные сети и ведут свое существование в виде виртуальной этничности.

Современных ученых, занимающихся вопросами кризиса, больше всего интересует вопрос выхода из него и прогнозирования дальнейших путей развития. При приближении или наступлении кризиса у людей, как правило, появляются упаднические, пессимистические настроения. В работах Х. Ортега-и-Гассет акцентируется внимание на том, что кризис - это не крушение, и пути выхода из кризиса во многом зависят от людей. Выработать правильное поведение в период кризиса очень важно, так как кризис периодически повторяется. «Мне

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би-р65 79 01-12.2011, 14:51

.....

I I I ■ М I I I

80 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

не известно, почему, слово "кризис" обычно наводит на невеселые мысли; кризис есть не что иное, как глубокое и интенсивное изменение; оно может быть изменением к худшему, но также и к лучшему, как в случае с нынешним кризисом физики. Нет более верного признака зрелости науки, чем кризис принципов. Он означает, что наука настолько уверена в себе, что может позволить себе роскошь пересмотреть свои принципы, то есть потребовать от них большей убедительности и твердости. Интеллектуальная сила как человека, так и науки измеряется той долей скептицизма, сомнения, которую он способен переварить, усвоить (2, с. 56.).

В свое время Х. Ортега-и-Гассет вывел истину о «радикальной драматичности нашей судьбы». Осознание человеком опасностей вызывает беспокойство на протяжении всей жизни людей, что помогает их избежать: в сущности, жизнь и есть беспокойство. Ортега говорил, что именно беспокойство является движущим стимулом в жизни человека и заставляет людей делать выбор, принимать решения и активно действовать.

Интересно, что именно эти действия в кризисные моменты отечественной и западной культуры побуждают находить решения, преодолевать упаднические настроения и с верой смотреть в будущее. Социально-политические проекты выхода из кризиса Х. Ортега-и-Гассет важны для ученых, занимающихся кризисом культуры, если даже они не имеют собственных проектов. Например, П. Тиллих занимался «теологией культуры», представляя «диалектику теологии», основой учения которого «мужество быть», французский ученый А. Камю считал, что единственное возможное поведение человека в кризисных ситуациях - позиция бунтаря, даже если это не приведет ни к каким положительным результатам.

Одним из представителей научного сообщества, исследовавшим вопросы кризиса является социофилософ Ф. Фукуяма. Он писал о том, что перестройка, произошедшая в России не является концом «идеологии» или замены социализма на капитализм, а это единственно

возможная победа «либерализма» в политике и экономике. Гибель фашизма и коммунизма означает победу западной идеи, так как других путей, кроме как либерализм нет. Так же он считал, что созданный идеальный мир и его идеи будет диктовать в конечном счете и устройство материального мира. В трактовке Ф. Фукуямы это означает «конец истории и культуры», то есть как «завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы» общественного устройства (1, с. 290, 298, 291).

Необходимо также обратить внимание на высказывание социофилософа Э. Гидденса, который не согласен с высказываниями Ф. Фу-куямы и считает, что капиталистические накопления должны иметь конечную точку в виде перераспределения накоплений. Э. Гидденс не предлагает известные формы социализма, но считает, что «пост-современное» устройство мира содержит в себе «систему-после-бедности» и что это - социализированная экономическая организация в мировом масштабе.

Индивид, выбирая себе то или иное место в социальном пространстве, тем самым выбирает для себя вполне определенную ту или иную идентичность. Однако в подобном непостоянном мире, где меняются положения в социуме, где сегодня наиболее «популярным, престижным, актуальным» является одно положение на социальной лестнице, а завтра совсем другое, индивид не может поручиться в том, что положение, которое он занимает сегодня, завтра будет таким же по престижности и прибыльности. В подобных условиях существования индивид выбирает для себя наиболее устойчивую принадлежность, а именно -этническую.

Однако отметим, что уже сегодня большинство народов планеты, согласно данным ЮНЕСКО, билингвально или полилингвально. При этом, стремясь сохранить свою этническую самобытность, этносы в своем большинстве открыты к той или иной интеграции культуры на общегосударственном, национальном и мировом уровне. Эта позитивная тенденция

.....

I I I ■ M I I I

^ Теория и история культуры 81

отчасти может стать фактором обеспечения безопасности народов, вне зависимости от их национальной принадлежности. Но в самосознание людей современными СМИ время от времени внедряются антиутопические идеи глобальных катастроф.

Современные, не столь оптимистические суждения в психотерапевтических национальных целях стоит завершить в духе традиций оптимистических утопий и выразить согласие с Норбертом Элиасом, который писал следующее: «И все-таки есть однозначные призна-

Примечания

1. Анатомия кризисов / [авт.-сост.] А.Д. Арманд, Д.И. Люри, В. В. Жерихин и др. - М.: Наука, 1999.

2. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. - М., 1998.

3. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М., 2001. - 536 с.

4. Mc Crone, D. The Sociology of Nationalism / D. Mc Crone. - London: Routledge, 1998.

ки того, что идентификация людей выходит за рамки государственных границ и наступает время групповой Мы - идентичности на общечеловеческом уровне» (4, с. 134).

Однако, кроме национальной идентичности, а также идентичности людей на общечеловеческом уровне, надо бы еще создать условия для культурного развития каждого отдельного человека и содействовать его Я-идентично-сти. Ведь человечество столь долго шло к идее свободной личности, прав человека в демократическом мире гарантированной безопасности.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПУБЛИКАЦИЙ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Е. В. Гайманова

Московский государственный университет культуры и искусств

Автор статьи анализирует проблему приобщения детей и молодежи к национальной культуре средствами современной периодической печати для детей и юношества. В качестве примера успешного обращения к национальным культурным традициям рассмотрены периодические издания для детей и юношества первой половины девятнадцатого века.

Ключевые слова: этнокультурный компонент, этнохудожественные представления, культурные идеалы, журналы для детей и юношества, девятнадцатый век.

The author analyzes the problem of initiation of children and youth in national culture by means of modern periodicals for children and youth. Magazines for children and youth of the first half of the nineteenth century were taken as an example of successful treatment with national cultural traditions.

Key words: ethnic and culture components, ethno art representations, cultural ideals, magazines for children and youth, the nineteenth century.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 81-86

04_6aT6ey_e_e6eu666u.p65 81 1 01.12.2011, 14:51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.