Научная статья на тему 'Тенденции развития и отличительные черты искусства Серебряного века'

Тенденции развития и отличительные черты искусства Серебряного века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
747
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / SILVER AGE THE HISTORY OF RUSSIAN CULTURE / ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ / НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ / INNOVATION AND TRADITION IN ART / М. ЧЮРЛЁНИС / С.П. ДЯГИЛЕВ / В.С. СОЛОВЬЁВ / А.Н. СКРЯБИН / M. CHJURLYONIS / S. P. DJAGILEV / V. S. SOLOVYOV / A. N.SKRIABIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Штанько Елена Сергеевна

В данной статье анализируется сложная проблема новаторства и традиции в искусстве, рассматривается художественно-творческое наследие, тенденции развития, доминировавшие в эпоху Серебряного века; даются характеристики отличительных черт в творчестве наиболее ярких представителей искусства того периода, таких как литовский композитор и живописец М. Чюрленис; театральный и художественный деятель С.П. Дягилев, философ и поэт В.С. Соловьёв, композитор и пианист А.Н. Скрябин, творчество которых оставило заметный след в культуре Серебряного века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the analysis of a complicated problem of innovation and tradition in art, the consideration of art heritage, tendencies of its development dominating during an epoch of the Silver age; the characteristics of distinctive features in creative works of the brightest representatives of art of that period, such as the Lithuanian composer and painter M. Chjurlyonis; the theatrical and art figure S. P. Djagilev, the philosopher and poet V. S. Solovyov, the composer and pianist A. N. Skriabin, which inspiration has left an appreciable trace in the culture of the Silver age.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития и отличительные черты искусства Серебряного века»

.....

I I I ■ M I I I I

Теория и история культуры 75

- формирование так называемого «ре-нессансного типа личности», для которого характерен широкий творческий диапазон;

- расцвет меценатства в сфере культуры - «золотой век русского меценатства»;

- огромное, беспрецедентное в истории России число прорывов в науке и культуре, значимых для мировой культуры;

- исключительная роль книги и периодики.

Примечания

1. Дмитриев, С. С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века / С.С. Дмитриев. - М., 1985.

2. Лейкина-Свирская, В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. / В.Р. Лейкина-Свирская. - М., 1981.

3. Лихачев, Д. С. Русское искусство от древности до авангарда / Д.С. Лихачев. - М.: Искусство, 1992. - 408 с. [ил.]

4. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ века / Д.В. Сарабьянов. - М., 2001.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Е. С. Штанько

Белгородский государственный институт культуры и искусств

В данной статье анализируется сложная проблема новаторства и традиции в искусстве, рассматривается художественно-творческое наследие, тенденции развития, доминировавшие в эпоху Серебряного века; даются характеристики отличительных черт в творчестве наиболее ярких представителей искусства того периода, таких как литовский композитор и живописец М. Чюрлё-нис; театральный и художественный деятель С.П. Дягилев, философ и поэт В.С. Соловьёв, композитор и пианист А.Н. Скрябин, творчество которых оставило заметный след в культуре Серебряного века.

Ключевые слова: Серебряный век, история российской культуры, новаторство и традиции в искусстве, М. Чюрлёнис, С.П. Дягилев, В.С. Соловьёв, А.Н. Скрябин.

This article deals with the analysis of a complicated problem of innovation and tradition in art, the consideration of art heritage, tendencies of its development dominating during an epoch of the Silver age; the characteristics of distinctive features in creative works of the brightest representatives of art of that period, such as the Lithuanian composer and painter M. Chjurlyonis; the theatrical and art figure S. P. Djagilev, the philosopher and poet V. S. Solovyov, the composer and pianist A. N. Skriabin, which inspiration has left an appreciable trace in the culture of the Silver age.

Key words: Silver Age the history of Russian culture, innovation and tradition in art, M. Chjurlyonis, S. P. Djagilev, V. S. Solovyov, A. N .Skriabin.

В искусстве всегда существовали и выступали в качестве альтернатив две тенденции. Одна из них выражалась в стремлении сохранить автономность и самостоятельность отдельных видов и жанров искусства (литературы, живопи-

си, музыки и др.). Другая тенденция, напротив, вела в сторону слияния, синтеза искусств, их взаимопроникновению в рамках тех или иных художественных явлений, феноменов и т.п.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 75-78

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 75 1 01.12.2011, 14:51

.....

ш

76 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

В разные исторические эпохи, в разных национальных культурах доминировала то одна из названных тенденций, то другая. Историки считают, и, видимо, не без оснований, что на начальном, генетически первичном этапе зарождения искусства доминировали синкретические формы, для которых были характерны слитность, жанровая нерасчленённость отдельных видов художественного творчества (естественно, в простейших его вариантах).

По мере ускорения технического прогресса, возникновения новых каналов массовой коммуникации этот процесс дифференциации, «отпочкования» и выделения новых разновидностей искусства продолжает идти по «нарастающей». Но что принципиально важно, идёт одновременно и параллельно обратный процесс, суть которого в слиянии, диффундировании разных видов и жанров искусства.

Одним из периодов, когда обе тенденции заявили о себе одновременно и со всей определённостью, был Серебряный век. С одной стороны, подчёркнуто обособились, замкнулись в себе некоторые виды и разновидности художественного творчества, поставили себя в особое, изолированное положение целые школы и направления в искусстве. С другой стороны, продемонстрировали ярко выраженное стремление к объединению, синтезу искусств многие видные мастера, представители разных творческих «цехов».

В культуре Серебряного века заметный след оставили музыкальные композиции, и живописные полотна М. Чюрлёниса, которые пользовались и продолжают пользоваться большими симпатиями как на его родине, в Литве, так и в России.

В числе приверженцев и, что особенно важно, популяризаторов-практиков синтеза искусств был С.П. Дягилев. В оперных и балетных спектаклях, организатором и вдохновителем которых он был, органично сочетались музыка, живопись, хореография, а также другие виды и разновидности искусства. Их взаимодействие рождало удивительные по силе воздействия синергические эффекты,

помогало созданию ярких, впечатляющих сценических образов, считавшиеся апогеем идеи синтеза искусств.

Современный ученый Л.А. Рапацкая очень точно подметила черты, объединяющие художников Серебряного века, составляющие синтез, особенность времени: «Объединяющим началом новых художественных течений "серебряного века" мы будем считать сверхпроблемы, которые были выдвинуты в разных видах искусства. Сложность этих проблем поражает и сегодня. Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотив человеческого Духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошёл образ Вселенной - необъятной, зовущей, пугающей» (3, с. 14).

Основой «синтеза искусств», нового взгляда на эстетику стала философия, которая направляла потоки исканий русских мастеров на рубеже веков. В философии того времени получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия, с её поиском путей соединения «материального и духовного», утверждением «нового» религиозного сознания, явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

Основы религиозно-философского ренессанса были заложены философом и поэтом В.С. Соловьёвым. Его учение питалось из нескольких корней: искание социальной правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычно острое ощущение истории - не космо-центризм и не антропоцентризм, а историо-ценризм; идея Софии и, наконец, идея Богоче-ловечества - узловой пункт его построений. Его система - опыт синтеза религии, философии, науки. Соловьёв сделал философские проблемы доступными широким кругам общества. «Обращение» к «новому религиозному сознанию» в начале ХХ века различных групп и кругов тем более примечательно, что до сих пор русская интеллигенция в своей массе проявляла мало интереса к религиозным вопросам.

.....

I I I ■ М I I I

Теория и история культуры 77

Отметим, что В.С. Соловьёв стоит у истоков «нового религиозного сознания» начала XX века, целой плеяды тех, кто занимался богоискательством и религиозной философией, кто оказал влияние на развитие целого поколения литературы конца XIX - начала XX века.

В связи с этим следует напомнить, что эпоха Серебряного века характеризовалась пёстрым, многоцветным спектром идей и философских концепций, преломлявшихся в различных образцах художественного творчества. Многие произведения, появившиеся в это время, являли собой не только и не столько «продукты» самовыражения их создателей, не столько отражали их сокровенные эмоционально-психологические состояния, сколько служили средством воплощения мировоззренческих позиций и идей, которые волновали людей искусства - писателей, поэтов, живописцев, деятелей театра. Такой подход к художественно-творческой деятельности был своего рода синтезом философии и искусства.

Заметим, что из музыкантов именно А.И. Скрябин, с его художественно-творческой ментальностью и композиционными принципами, был в высшей степени показательной, «знаковой» фигурой для эпохи Серебряного века.

В искусстве, как и в других отраслях общественной жизни, могут существовать различные, подчас альтернативные взгляды, позиции, убеждения, точки зрения, из чего не следует, что одни из них нужно трактовать как «правильные», «истинные», а другие - как «неправильные», «ошибочные». Рахманинов и Скрябин, Врубель и Левитан, Есенин и Блок, Ахматова и Маяковский, Станиславский и Мейерхольд (перечень можно продолжать) придерживались различных идейно-художественных позиций, шли различными творческими путями, что не мешало им с равной убедительностью утверждать свои художественные принципы и приоритеты.

Серебряный век, возможно, больше чем какая-либо другая эпоха в истории россий-

ской культуры, даёт богатый материал, способствующий формированию у молодёжи таких качеств, как толерантность, терпимость к идейно-художественному «инакомыслию», развивает тем самым столь важное для современного человека качество как широта и универсализм мышления.

Осведомлённость о культуре и искусстве Серебряного века, аналитическое рассмотрение того и другого способствуют более глубокому осмыслению учащимися диалектически сложной проблемы новаторства и традиции. Это немаловажно как в плане общего интеллектуального развития молодых людей, так и для лучшей их ориентации в разного рода метаморфозах и сдвигах, постоянно происходящих в области искусства (включая и современное искусство).

Серебряный век показывает закономерность инновационных процессов в истории искусства («прорывов в незнаемое»), процессов, обусловленных эволюционной природой культуры и искусства. С другой стороны, тот же Серебряный век выявляет и подтверждает преемственность художественно-ценностных ориентиров, соединяющих людей искусства, связывающих вчерашний день с сегодняшним, а сегодняшний с завтрашним. Этот аспект традиции и новаторства в их реальном сосуществовании и взаимодействии -должен постоянно находиться в поле зрения педагогов, работающих в области культурологии или других дисциплин художественно-эстетического цикла (музыка, живопись, театральное искусство и т.д.).

Проблема синтеза искусств весьма важна при подготовке учителей соответствующего профиля. Во-первых, учителю надо иметь конкретное представление о синтезе искусств: в чём его суть, каковы его отличительные особенности, атрибутивные качества и свойства, в каких видах и формах он находит свое реальное выражение. Во-вторых, учитель не только должен уметь рассказать об этом феномене, но и обязан владеть необходимой в данном случае методологией анализа и синтеза художественных явлений.

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би-р65 77 01-12.2011, 14:51

.....

I I I ■ M I I I I

78 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь ^ Примечания

1. Встречи с Мейерхольдом: [сб. воспоминаний] / ред.-сост. Л.Д. Ведровская. - М.: Всерос. театр. о-во, 1967. - 622 с.: ил.

2. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьёв, Достоевский./ К.В. Мочульский. - М., 1995. - 215 с.

3. Рапацкая, Л. А. Искусство серебряного века / Л.А. Рапацкая - М., 1996. - 192 с.

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Курбанов Нариман Исрафил-оглы

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена анализу социальных причин этнической идентичности. На широком материале философской, социологической и культурологической литературы рассмотрена проблема кризиса. Кризис не рассматривается автором статьи в качестве негативного явления, но в качестве недостаточности адаптации и наличия силы у социальных элементов, его продуцирующих. Причины видятся автору в развитой системе коммуникаций и географическом разделении труда.

Ключевые слова: кризис идентичности, этническая идентичность, социальная и культурная адаптация, этничность и разделение труда

Article devoted to the analysis of social causes of the identity crisis. With the help of broad array of philosophical, sociological and culturological literature author discusses causes of contemporary identity crises. Crises does not considered as a negative entity but as a lack of adaptation and power in hands of social elements that causing the crises.

Key words: identity crises, ethnic identity, social and cultural adaptation, ethnicity and distribution of labor.

Проблема понимания, функционирования, развития этнической идентичности становится одной из актуальнейших на сегодняшний день, не только в России, но и во всем мире. Это вполне естественно, поскольку современный человек живет в постоянно меняющемся мире, причем для нормального жизнеобеспечения современного развитого общества и культуры необходим постоянный рост как материальных, так и духовных благ. Переходный характер современного российского общества после распада СССР вызвал к жизни очередную волну поисков национальной и этнической иден-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

5 (43) сентябрь-октябрь 2011 78-81

тичности в качестве почвы в условиях нестабильной реальности.

Рыночная экономика диктует жесткие условия выживания в рыночном пространстве, что радикально меняет систему ценностей человека эпохи индустриальной стадии развития. Основываясь на ценностях эпохи рынка, меняется и пространство сознания человека, на первый план выступает такая ценность, как компетентность, так как меняются способы производства, в которых использованы последние достижения техники, развивается также и уровень образования, предъявляемый работникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.