Научная статья на тему 'Современный комплекс сценических технологий'

Современный комплекс сценических технологий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2954
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЦЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗРЕЛИЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махина Е. В.

Статья посвящена исследованию сценических технологий как выразительного средства режиссуры театрализованных представлений и праздников. Рассмотрены проблемы современной постановочной практики, выявлены причины широкого применения инновационных технологий в качестве зрелищного инструментария режиссера. Введено понятие КСТ, которое детерминировано синтетической природой театра массовых форм, сформулированы основные свойства комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный комплекс сценических технологий»

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС СЦЕНИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Махина Е.В.1

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена исследованию сценических технологий как выразительного средства режиссуры театрализованных представлений и праздников. Рассмотрены проблемы современной постановочной практики, выявлены причины широкого применения инновационных технологий в качестве зрелищного инструментария режиссера. Введено понятие КСТ, которое детерминировано синтетической природой театра массовых форм, сформулированы основные свойства комплекса.

Ключевые слова праздник; режиссура театрализованных представлений; современные технологии; сценические технологии; зрелищность.

Современный этап развития постановочной практики характеризуется применением широкого спектра средств художественной выразительности. Потребность удивлять зрителя побуждает режиссеров театрализованных представлений и праздников обращаться к высоким сценическим технологиям. В инструментарии современного режиссера театрализованных представлений и праздников с каждым годом появляются новые аудиовизуальные выразительные средства. Стремительное развитие сценических технологий обуславливает ряд проблем.

Одной из художественных проблем постановочной практики в современной праздничной культуре является дисбаланс использования традиционных и инновационных средств выразительности. В отсутствие режиссерского замысла и в условиях «коммерциализации искусства» [1] новые технологии пытаются представить как «аттракцион», вне режиссерской идеи и композиции сценографии. Так, зрителей привлекают броскими названиями: «праздник в формате 3Б-шоу», «мультимедийное представление», но стремясь поразить новейшими технологиями, забывают о первостепенном значении смысловой основы мероприятия. Следовательно, вопрос оптимизации применения «комплекса сценических технологий» (далее КСТ) как художественного средства режиссуры и сценографии как никогда актуален.

Понятие «комплекс сценических технологий» впервые вводится в научный оборот. Под формулировкой «комплекс сценических технологий» автор понимает инструментарий режиссера, совокупность современных выразительных средств аудиовизуализации режиссерской идеи и способы приме-

1 Магистрант кафедры Режиссуры театрализованных представлений и праздников.

нения технологий в качестве художественного контекста. Термин сформулирован на основании определения «технологии» в словаре Философии науки и техники. «Технология (от греч. искусство, мастерство, умение) -совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата», в широком смысле - «применение научного знания для решения практических задач» [6, с. 207].

Обращение к сценическим технологиям в зрелищном выражении содержания несомненно возросло. Об этом свидетельствует, что в России, а в особенности Санкт-Петербурге, большинство мероприятий создается с применением КСТ. Данная тенденция требует нового осмысленного анализа, целью которого будет структурировать механизмы создания целостного зрелища.

Для режиссера театрализованных представлений и праздников становится привлекательным использование современных технологий как узнаваемой и ожидаемой системы образов зрителя. И. Увенчиков обращает внимание, что отбирая определенные средства необходимо учитывать восприятие зрителя, стремится к интерактивности, к активной творческой позиции: «Организуя событийные пространства, нужно использовать такие средства достижения художественной выразительности, которые давали бы возможность участнику события проявить свою индивидуальность и темперамент» [7, с. 44].

Многие теоретики режиссуры театрализованных представлений и праздников отмечали комплексный подход в выборе выразительных средств, это детерминировано синтетической природой массовых действ. В 20-е годы XX века зрителями было продиктовано «требование синтетического зрелища, соединяющего в себе танец, песню, музыку, красочность, пластичность и элементы национальных фольклорных театров» [4, с. 24].

На протяжении XX века происходило не только формирование комплекса, но и его циклическое обновление. Одни компоненты комплекса со временем совершенствовались, а другие, полностью исчерпав свои выразительные функции, отпадали за невозможностью дальнейшего использования. Так например, в эпоху авангарда появлялись новые технологии - машины, которые одним поворотом рукоятки издавали урбанистические шумы, скрежеты, звуки поездов, крики толпы для демонстрации современной картины мира. Голдберг Р. приводит описание внешнего вида такого инструмента: «прямоугольные деревянные ящики, высотой около трех футов, с усилителями в форме воронки, содержали в себе различные моторы, создававшие «семейство шумов» - футуристический оркестр» [5, с. 26]. Данная задача со временем потеряла актуальность, и необходимость в таких машинах отпала. Исходя из этого следует, что КСТ обладает гибкостью.

Современная режиссура театрализованных представлений и праздников в создании художественного образа использует все известные средства сце-

нографии: художественный свет, декорационно-пространственные решения, костюмы, грим, проекционные экраны, пиротехнические эффекты и т.д. Другими словами сценография является неотъемлемым инструментом режиссуры. Известно, что сценография всегда следует по пути инновации, производства более технологичных средств. С этим связан рост технологически насыщенных представлений и праздников в последние 5 лет (2011-2016 гг). Обращение режиссеров массовых форм к инновационным сценическим технологиям можно назвать современной тенденцией. Благодаря проникновению технологий в средства режиссуры достигается зрелищность, которая является особенностью данного вида искусства. И. Увенчиков, оправдывая проникновение технологий в праздник, утверждает, что «технологии переносят ваши творческие возможности на другой уровень мастерства» [8, с. 46].

При проектировании театрализованного представления и праздника формируется некий «базовый» комплекс, без которого невозможно создать художественное зрелище: мизансцена, фоновое освещение, музыкальное оформление. Данные компоненты помогают превратить сценическое пространство в художественное пространство, создать нужную атмосферу.

Все остальные сценические средства: световые спецэффекты, мультимедийные технологии, трехмерный звук и прочие формируют расширенный КСТ. Дополнительные компоненты заметно повышают уровень постановки, однако могут быть заменены режиссерским приемом на другие, выполняющие ту же сценографическую функцию (например, проекционный экран -на живописный задник).

Вездесущая тенденция к технологизации праздника не отменяет присутствие в сценическом действии актера, а точнее актеров. Ведь театр массовых форм предполагает активное включение коллективного героя, именно он чаще всего выступает носителем авторской идеи. Поэтому крайне необходимо учитывать присутствие человека на сцене, адаптировать другие средства выразительности под него. Об этом в контексте театрального искусства рассуждает Т.В. Астафьева: «В театре есть непреложный закон - все для актера. Этот принцип уважения хрупкой человеческой природы нам необходимо сохранить в процессе создания новых интерактивных театральных форм» [3, с. 154].

Творческий процесс создания представления и режиссерская идея независимы от обновления комплекса сценических технологий. Любой замысел можно реализовать и базовыми режиссерскими средствами. Искусство представления сегодня всё чаще находится в оппозиции включения в действие современных технологий, режиссерский замысел раскрывается в мини-малистичных решениях.

Если раньше активная интеграция продуктов науки и техники в искусство была сопряжена с экспериментальными поисками новых решений для выражения новых идей (например, эпоха авангарда), то в нынешней ситуа-

ции это борьба за конкурентоспособность на рынке услуг. Данная проблема подробно освещена в статье Т.В. Астафьевой: «Синтез искусств как признак современности, применение передовых технологий в театральной «визуальной эпохе» на сегодняшний день - самый распространенный прием в сценографии» [2, с. 128].

Таким образом, из отмеченных выше характеристик КСТ, следует следующее определение: это совокупность инструментария режиссера, целью которого является создание художественного единства. Это синтетичность выразительных сил режиссуры.

В результате исследования автор статьи сформулировал следующие выводы:

1. Проблема современных технологий возникает в результате отсутствия возможности в полной мере отразить художественный замысел режиссера.

2. КСТ обладает гибкостью, обновляется, учитывая задачи определенного представления.

3. Комплекс полинасыщен, инновации не меняют КСТ, а лишь усовершенствуют уже существующие сценические технологии.

4. Состав КСТ зависит от целей постановки, в связи с этим режиссер выбирает базовый КСТ или расширенный КСТ.

5. Режиссерская идея первостепенна, не зависит от развития технической составляющей.

6. Комплекс возможен к воспроизведению другой личностью, однако опыт личности не перенимаем, следовательно уникальность авторской мысли единственно отличительная черта.

Таким образом, автор статьи делает вывод, что режиссерское искусство свободно от развития технологического инструментария. Режиссер театрализованных представлений и праздников использует те или иные технические инновации, только исходя из целей конкретного события. Задача режиссера создать не просто зрелище, а художественное единство.

Список литературы:

1. Астафьева Т.В. Коммерциализация театрального искусства / Т.В. Астафьева // Информационные технологии в науке нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции 20 июня 2016 г. -НИЦ АЭТЕРНА, 2016. - Ч. 2. - С. 176-179.

2. Астафьева Т.В. Компьютерные и медийные технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса / Т.В. Астафьева // Научный журнал «Общество. Среда. Развитие». - СПб., 2011. - № 3(20). -С. 128-133.

3. Астафьева Т.В. Технология виртуальных миров в театре / Т.В. Астафьева // Информатика для устойчивого развития / ред. М.Б. Игнатьев, М.А. Вуса. - СПб.: СПбОНТЗ, «Полиграф экспресс», 2009. - С. 154-160.

4. Велехова Н.А. Охлопков и театр улиц / Н.А. Велехова // Серия «Жизнь в искусстве». - М.: Искусство, 1970. - 360 с.

5. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Роузли Голдберг. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015. - 320 с.

6. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. Учебное пособие / С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова. - Орёл: ОГУ 2010. - 289 с.

7. Увенчиков И. Мероприятие во времени и пространстве / И. Увенчи-ков // Праздник. - 2015. - № 1. - С. 42-45.

8. Увенчиков И. Творчество в реалиях сегодняшнего дня: плюсы и минусы технического прогресса / И. Увенчиков // Праздник. - 2015. - № 4. -С. 44-48.

СИМВОЛИЗМ И ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИЗАЙНА КНИГИ В.А. ЗАКРУТКИНА «МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»

© Орехов В.В.1, Пазон М.Е.2, Федина Ю.3

Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

В работе представлен процесс разработки дизайна книги с созданием иллюстраций. Раскрывается духовная красота и величие матери, чере-зобраз запечатленный сознанием автора повести.

Ключевые слова дизайн книги, творчество, иллюстрация, культура.

Великая Отечественная война, пожалуй, самое страшное событие в истории. Война открыла мир и человека в очень страшных проявлениях, о которых забыть просто невозможно. Во всех деталях, представить этот подвиг, помогает нам русская литература.

Чем больше проходит времени, тем, правдивее и суровее, видит литература минувшую войну, грязь, боль, кровь, жестокость и голод. Издавна книга ценилась обществом. С развитием различных технологий, книге не помешало быть основным источником информации на планете. Есть книги, которые хранят уникальную информацию, и поэтому считаются бесценными.

Книга может нести в себе не только информацию, но и воспитать в человеке такие качества как: грамотность, воспитанность, расширенный кру-

1 Ассистент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

2 Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

3 Кафедра Инженерной графики и компьютерного дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.