Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИЗМ КАК АНТИХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ'

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИЗМ КАК АНТИХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ГУМАНИЗМ / ТРАНСГУМАНИЗМ / АТЕИЗМ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бычков Павел, Пархоменко Владимир Владимирович

Эта статья рассматривает происхождение и мировоззренческие основы современного гуманизма. Авторы проводят анализ основных идей светского гуманизма и прослеживают их эволюцию от секулярного философского течения к трансгуманизму с точки зрения православного христианского вероучения. Статья показывает разрушительный и опасный характер этого мировоззрения для традиционных ценностей и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИЗМ КАК АНТИХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

БЫЧКОВ Павел, студент II курса СПДС, протоиерей Владимир ПАРХОМЕНКО, старший преподаватель СПДС

Современный гуманизм

как антихристианское мировоззрение

Аннотация: Эта статья рассматривает происхождение и мировоззренческие основы современного гуманизма. Авторы проводят анализ основных идей светского гуманизма и прослеживают их эволюцию от секулярного философского течения к трансгуманизму с точки зрения православного христианского вероучения. Статья показывает разрушительный и опасный характер этого мировоззрения для традиционных ценностей и общества.

Ключевые слова: мировоззрение, гуманизм, трансгуманизм, атеизм, христианство.

BYcHKov Pavel, 2nd year student, archpriest vladimir PARKHoMENKo,

senior lecturer

Humanism as anti-Christian worldview

Abstract: This article examines the origin and ideological foundations of modern humanism. The authors analyze the main ideas of secular humanism and trace their evolution from the secular philosophical trend to transhumanism from the point of view of the Orthodox Christian doctrine. The article shows the destructive and dangerous nature of this worldview for traditional values and society.

Keywords: worldview, humanism, transhumanism, atheism, Christianity.

Богословская полемика христианства с идеями гуманизма ведется еще со времен его возникновения, но в последнее время она приобретает особенную актуальность. Связано это с тем, что, привлекая философские и научные аргументы, гуманизм трансформируется и развивается в своих направлениях, претендуя на единственно верное мировоззрение, по которому должна развиваться человеческая цивилизация.

Гуманизм как идеология, несущая в себе философскую концепцию мировосприятия и имеющая богатую историю развития, оказывает огромное влияние на все сферы жизни современного общества. Своими идеями он пронизывает как частную, так и общественную жизнь человека на всех этапах ее развития, занимая особенное место в вопросах мировоззрения. Происходит это в силу привлекательности гуманистических идей и при их активном применении в политической жизни, а также в современном искусстве и культуре. Главным содержанием гуманизма, вызывающим естественные симпатии, являются его представления о человеке как о высоконравственном существе, наделенном всевозможными достоинствами в виде прав и свобод. В связи с этим гуманизм провозглашает человека центральной фигурой бытия, а его земную жизнь — высшей ценностью, главной целью которой является познание и преобразование мира при помощи собственных усилий воли и разума

Особенно привлекательно выглядит гуманистическая этика, подменяющая собой христианские ценности и отрицающая свою сопричастность к ним. Выдавая себя за достояние общечеловеческой морали, она хоть и теряет свою жизнеутверждающую силу, осуществимую лишь в Боге, но не теряет при этом своей естественной нравственной привлекательности. Она требует любви и уважения к человеку,

1 См.: Гайслер Н.Л. Гуманизм секулярный // Энциклопедия христианской апологетики. СПб.: Библия для всех, 2004. С. 283-284.

во всем многообразии их проявления. Политика, экономика, медицина, наука должны быть ориентированы исключительно на блага и пользу, как всего общества, так и каждого отдельно взятого человека.

Вместо веры в сверхъестественное предлагается вера во всемогущество человеческих способностей. Плодами этого всемогущества уже принято считать научно-технический прогресс, на который возложены огромные надежды гуманистов по решению жизненно важных проблем и задач, среди которых достижение устойчивых психологических состояний счастья и радости, победа над болезнями, старением и даже смертью. И все это в условиях братского равенства и свободы выбора. Таким образом, движущей силой гуманизма является вера в окончательное торжество гуманности в мире, в виде создания совершенного общества людей, руководствующихся гуманистической идеологией миропонимания 2.

В своих притязаниях на человека с указанием того, что ему вредно, а что полезно, гуманизм постепенно вытесняет из сознания современного общества христианские истины, подменяя их принципами гуманистической идеологии. Эти принципы абсолютизируют ценность прав и свобод человека, отрывая их от христианской нормы понимания нравственности. Однако нравственность, лишенная религиозной ответственности перед Богом и голосом собственной совести, становится относительной и приобретает форму вседозволенности. Поэтому господство гуманистических принципов обусловлено их соответствием основным потребностям человеческой личности в ее земных поисках утешения и благополучия.

Корни европейского гуманизма связаны с философией и религией предшествующих ему времен. Но история само-

2 См.: Гайслер Н.Л. Указ. соч. С. 282-289.

го гуманизма начинается при формировании культуры, пробуждающей интерес к внутреннему миру человека и к человеческим отношениям. Возникновение такой культуры в истории Европы происходит в период Ренессанса. Следует отметить, что гуманизм эпохи Ренессанса все же имеет определенные отличия от современного. Главное из них то, что ренессансный гуманизм не провозглашал человека высшей ценностью, а признавал его таким, каков он есть.

Ренессансному гуманизму свойственны несколько особенностей. Во-первых, гуманисты той эпохи не были профессионалами и считали это своим достоинством. Второй их особенностью является привязанность к античности. Античная философия представлялась им эталоном мировоззрения, который необходимо возрождать, в чем они и видели свою задачу. Для решения этой задачи ими осуществляется перевод на современные языки почти всех древнегреческих произведений. На эти переводы пишутся свободные от догматических представлений комментарии богословского и философского характера. Свободомыслие гуманистов и распространяемые ими идеи были несовместимы с религиозными канонами и потому ставили под удар всеобъемлющее господство Католической Церкви в Западной Европе. Но при этом гуманисты не противопоставляли себя Церкви, а своим мнениям придавали христианскую аргументацию. Отвергая схоластическую философию католиков, гуманисты того времени считали себя теми, кто, наоборот, возрождает Церковь и истинную веру в Бога. Совмещение этой веры с античной философией не представлялось им предосудительным. Не намереваясь уходить от религии, гуманисты полагали, что дела веры должны теперь подлежать суду человеческого разума3.

3 См.: Ренессансный гуманизм [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://renesans.ru/articles/10.shtml (дата обращения: 12.11.2018). Загл. с экрана.

Итак, возникновение гуманизма происходит в эпоху Возрождения, в Италии XIV века. Первым философом той эпохи был Франческо Петрарка. «Именно Петрарка является основоположником гуманистического направления в ренессанс-ной философии и — в более широком плане — основоположником гуманизма вообще»4. Сам Петрарка считал себя христианином, но был убежден в необходимости гуманизации христианства, то есть его большей сосредоточенности на человеке. Зародившись в Италии, гуманизм распространился и в другие европейские страны.

В XVI веке в Европе началась Реформация, и идеи гуманизма подтвердили свою актуальность, отобразившись в произведениях философов и писателей того времени, а также в новом образовании, взявшем ориентир на античную классику взамен средневековой схоластики. Гуманизм не был однообразным, в нем развивались различные течения и формировались соответствующие этим течениям школы. Сам термин «гуманизм» постепенно приобретает самостоятельное значение целой системы взглядов и представлений, возникшей в эпоху Возрождения и превратившейся со временем в одну из основ европейской культуры Нового времени. В период с XVII по XIX век проблемы совершенствования общества, конструирования его идеальных моделей и создания условий для его развития оказываются в сильной зависимости от гуманизма и предлагаемых им идеалов5.

«Многообразие форм гуманизма, его связь с педагогикой, мировоззрением, философией, с нормами нравственности и законодательства, с искусством, наукой, политикой и экономикой, равно как и существование его исторических типов (гуманизм "античный", "византийский", "возрожден-

4 Лега В. П. История западной философии. Ч. I: Античность. Средневековье. Возрождение. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 411.

5 См.: Келле В.Ж. Гуманизм // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 136.

ческий", "новоевропейский", "китайский" и др.), а также совместимость гуманизма с религиозной верой и безбожием (гуманизм "религиозный" и "секулярный") с разделением их на гуманизм "языческий", "христианский" и т. д. делают проблему определения природы европейского гуманизма и классификации его форм трудноразрешимой» 6. Средоточием внимания гуманизма являются человеческие ценности и интересы, которые, в свою очередь, могут иметь как христианскую, так и нехристианскую основу. Область нехристианских взглядов и убеждений касательно того, что для человека важно и жизненно необходимо, отражает секулярный гуманизм, который вслед за древнегреческим философом-софистом Протагором провозглашает человека мерой всех вещей7. Но его философия сосредоточена не на самом человеке, а лишь на его предпочтениях.

Идеи секулярного гуманизма разделяют марксисты, экзистенциалисты, прагматики, эгоцентристы и некоторые другие. Но, несмотря на все многообразие этого гуманистического направления, всех его представителей объединяют общие нехристианские убеждения, которые нашли выражение в двух гуманистических манифестах 8. Авторы первого манифеста (1933), общим числом 34 человека, считали главной задачей человечества поиск возможностей для улучшения жизни и полагали, что эти возможности находятся внутри самого человека. Они крайне оптимистичны в своей вере в человеческие способности. Считая себя религиозными людьми и даже выражая желание сохранить некий духовный опыт, в вопросе о существовании Бога они тем не менее проявляли явный атеизм. Ими отвергались чудеса, а происхождение человека, по их мнению, является

6 Гуманизм // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. Т. 13. С. 433.

7 См.: Келле В.Ж. Указ. соч. С. 136.

8 См.: Гайслер Н.Л. Указ. соч. С. 282.

следствием эволюции. Таким образом, их религиозное чувство было лишено религиозного субъекта, а религиозный опыт остался беспредметным.

Спустя 40 лет после выхода первого манифеста, а именно в 1973 году, сторонниками секулярного гуманизма был обнародован второй гуманистический манифест. Его авторы признают свою преемственность в отношении первого манифеста и, так же как и их предшественники, считают веру в Бога и во все, что она в себя включает, религиозными пережитками прошлого. Однако, по их мнению, пришло время внести некоторые изменения, результатом которых стал второй гуманистический манифест, который оказался менее оптимистичным, чем его предшественник. Он более точен в деталях. Его нравственные призывы носят религиозный характер. И в целом он более сильный и настоятельный в своих утверждениях. Но второму манифесту, так же как и первому, свойственен атеизм, вера в эволюцию, а еще натурализм и социалистические идеи. Он так же верит, что человечество должно и способно само себя спасти9.

Но развитие секулярного гуманизма на этом не остановилось. Всего через восемь лет после выхода второго манифеста в одном из журналов была опубликована «Декларация секулярных гуманистов». Среди ее составителей есть и авторы второго манифеста. В этой декларации главным своим врагом гуманисты провозглашают религию. В отношении религии составители декларации проявляют крайний скептицизм. По их мнению, из-за отсутствия доказательств божественного предназначения жизни люди могут быть свободны от каких-либо обязательств перед неким сверхъестественным существом и не ждать от него спасения. Они сами творцы своей судьбы. В развитии науки и технологий гуманисты видят источник окончательных истин. В заключение

9 См.: Гайслер Н.Л. Указ. соч. С. 286.

декларации ее составители утверждают необходимость демократического секулярного гуманизма для будущего человечества и невозможность отказа от него. Все их надежды возложены на человеческий разум в противовес Божественному руководству. Сама же религия клеймится как антинаучная идея, направленная против свободы человека. Вся декларация построена на демократических ценностях и носит ярко выраженный антирелигиозный характер 10. Это своего рода реакция на ортодоксальную религию, несовместимую с идеями секулярного гуманизма.

Сегодня под влиянием стремительно развивающихся технических новшеств в биотехнологиях и медицине наука начинает приобретать еще больший авторитет и значение в сознании современного человечества, больший даже, чем тот, что был вызван техническим прогрессом XX века. В ее потенциальных перспективах развития современное общество начинает усматривать возможность вступления в некий новый мир, в котором социальные и экологические проблемы будут разрешены всемогуществом новейших технологий, а сам организм человека будет кардинальным образом преобразован. Направление подобного рода умонастроений называется трансгуманизмом.

Несмотря на всю свою новизну и современность, трансгуманизм ведет свою историю еще с прошедшего столетия. «Термин был предложен основателем ЮНЕСКО Джулианом Хаксли в 1957 году. А само это мировоззрение получило свое начало, когда в 1998 году философы Ник Бостром и Дэвид Пирс основали Всемирную организацию трансгуманистов. В России трансгуманистическое движение было основано в 2003 году»11.

10 См.: Там же. С. 288.

11 Лунев А. Трансгуманизм как следствие неверия в XXI веке // Труды Коломенской духовной семинарии. Вып. 7. М.: Русский раритет, 2012. С. 132.

Трансгуманизм представляет собой философское движение. Вся философия этого движения основывается на убеждении, что человек является звеном эволюции, причем не последним звеном. А из этого следует предположение, что он может развиваться и совершенствоваться до бесконечности. Все стремления трансгуманистов направлены на борьбу со старением и смертью. Оружием в этой борьбе для них являются достижения науки и развитие технологий, с помощью которых они надеются преодолеть фундаментальные пределы человеческих возможностей. «Важную роль в придании трансгуманизму его современной формы сыграл Р. Эттингер. Он положил начало движению крио-ники публикацией своей книги "Перспектива бессмертия" (1964). Он доказывал, что, поскольку медицинская технология постоянно развивается и поскольку химическая активность прекращается при достаточно низких температурах, должно быть возможным заморозить пациента сегодня и сохранить его до того момента, когда технология достаточно разовьется, чтобы исправить повреждения заморозки и заболевания, которые у него могли быть» 12.

Таким образом, преобразование человеческой природы с помощью биотехнологий является основным принципом трансгуманизма. Результатом этого преобразования станет новый вид человека, так называемый постчеловек, который будет иметь возможность бесконечного самосовершенствования, выраженного в избавлении от болезней и смерти. Все эти чаяния и устремления хорошо освещены в манифесте Российского трансгуманистического движения. «Трансгуманизм — это новое гуманистическое мировоззрение, которое утверждает не только ценность отдельной человеческой

12 Березовская Н. В., Орехова А. Ю. Трансгуманизм и научно-технический прогресс: путь к новым человеческим возможностям? // Человек как вечная проблема философии и медицины. Саратов: Изд-во СГМУ, 2009. С. 23.

жизни, но и возможность и желательность — с помощью науки и современных технологий — безграничного развития личности, выхода за считающиеся сейчас "естественными" пределы человеческих возможностей.

Мы, члены Российского Трансгуманистического Движения, осознавая, что в ближайшие десятилетия новейшие технологии кардинально изменят человека и человеческое общество, заявляем, что нашей целью являются:

1. Развитие и распространение идей трансгуманизма и иммортализма с целью наиболее разумного и демократичного использования новейших достижений технического прогресса.

2. Содействие развитию новых и традиционных наук и технологий в той их части, которая непосредственно касается трансгуманистических и имморталистических аспектов бытия человечества, а также безопасности использования этих технологий.

3. Консолидация усилий всех прогрессивно мыслящих людей для создания предпосылок наиболее благоприятного и неконфликтного развития человечества в новых условиях.

Мы, члены Российского Трансгуманистического Движения, считаем, что скорость изменений в мире и потенциальная опасность неуправляемого развития сверхтехнологий таковы, что каждый должен дать себе отчет: или мы будем бездействовать — и человечество погибнет, или мы вместе построим прекрасное будущее. В том числе и для се-бя»13.

Из содержания манифеста и из самого названия этого движения видно, что главным объектом внимания для трансгуманизма является человек. Касательно природы человека

13 Манифест Российского Трансгуманистического Движения [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.transhumanism-russia. ru/content/view/10/8/ (дата обращения: 20.11.2018). Загл. с экрана.

трансгуманизм придерживается классических взглядов атеизма. Человек — это своего рода биомасса, управляемая совокупностью генов ДНК. Душа как живое содержание личности отвергается. А жизни вне материи не существует.

Но победа над страданиями, болезнями, старением и смертью — еще не все задачи, что ставит перед собой это движение. Трансгуманизм покушается также на управление эмоциональной жизнью человека с помощью методов ней-роинженерии. Состояния счастья и радости станут доступными и искусственно контролируемыми. То есть сознание человека будет подвергаться воздействию химических препаратов, позволяющих создать любые настроения и чувства. В человеческий мозг и тело будут внедряться искусственные имплантаты.

Но это далеко не всё. Само достижение бессмертия, так называемый научный иммортализм, предполагает два метода. Первый метод основан на биотехнологиях с применением стволовых клеток, добываемых из человеческих эмбрионов. Трансгуманисты активно обсуждают этот вопрос и считают этот способ вполне гуманным для излечения тяжелобольных людей. По их мнению, законность абортов дает право и на эксперименты со стволовыми клетками14. Помимо всего прочего, рассматриваются идеи клонирования, крионики, генной терапии, в том числе генной терапии половых клеток, с целью изменения генома нежелательных наследственных особенностей.

Второй метод основан на использовании информационных нанотехнологий. Поскольку человек — это лишь носитель генной информации, содержащейся в ДНК, а его мозг представляет собой что-то вроде нейрокомпьютера, то бессмертия предполагается достигнуть благодаря переносу сознания с одного носителя на другой. Для этого сканируется

14 См.: Лунев А. Указ. соч. С. 135-136.

мозг и с помощью специальной электроники производятся вычисления, происходящие в нейронной сети мозга. Человеческий мозг копируется на компьютере для создания запасных его копий. Созданный на основе загрузки сознания постчеловек называется трансгуманистами «загруженным»15.

Но и это еще не всё. Трансгуманисты ставят перед собой особую задачу в создании искусственного интеллекта, в разы превосходящего человеческий. В связи с этим человечество уже не будет являться высшей разумной формой жизни на Земле, а сами трансгуманисты благодаря своим технологиям станут сверхразумными постлюдьми 16. Обычный же вид людей станет, таким образом, восприниматься как низший и, как следствие, ненужный.

Конечно, существенным идеологическим противником для воплощения в жизнь идей трансгуманизма является христианство. В Священном Писании ясно сказано, что каждый человек — это образ Божий, и тем самым он отделен от всего остального творения. Воплощение и Воскресение Богочеловека Иисуса Христа является подтверждением актуальности человеческого естества в том естественном виде, в котором оно создано. Вместе с тем христианство признает, что грехопадение действительно нанесло человечеству огромный ущерб, но при этом считает невозможным его восстановление искусственными методами без участия Творца. И конечно же, христианство не испытывает того отвращения к немощному человеческому состоянию, какое, судя по всему, испытывают трансгуманисты.

По сути, трансгуманизм — это идеология новой Вавилонской башни, которая строится не из кирпичей, а из научных

15 См.: FAQ по трансгуманизму [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://transhuman.ru/faq (дата обращения: 02.10.2018). Загл. с экрана.

16 См.: Четверикова О. Хочешь победить врага — воспитай его детей / / Православная беседа. 2015. № 5. С. 63-64.

знаний. Это еще одна попытка построения рая на земле, в котором человек не будет испытывать боли, страданий, старения, смерти и будет пребывать в состоянии постоянного счастья и радости. К тому же он будет сверхразумным и имеющим перспективы бесконечного развития. Христианство несет в себе примерно те же чаяния, но с той лишь существенной разницей, что они основаны на обетованиях Бога и будут получены от Него даром и в изобилии за порогом смерти. Спасительным условием этих дарований служит религиозная преданность воле Творца, выражаемая в исполнении духовно-нравственных законов бытия.

Но трансгуманисты предпочитают спасать себя своими собственными усилиями, в построении земного рая без Бога, отвергая Его обетования и волю, тем самым выражая отказ от блаженного существования с Ним в вечности. Об этом апологеты этой натуралистической философии заявляют открыто. «В отличие от большинства верующих, трансгуманисты стремятся осуществить свои мечты в этом мире, полагаясь не на сверхъестественные силы, а на рациональное мышление и эмпиризм, посредством непрекращающегося научного, технологического, экономического и личного развития. Даже то, о чем когда-то могли громогласно заявлять только церкви, как, например, бессмертие, вечное блаженство и божественный разум, обсуждается трансгуманистами как возможные технические достижения!»17

Все внимание трансгуманизма сосредоточено на человеке, но понимание человека как существа и отношение к нему в трансгуманизме является сугубо антихристианским. А такой подход таит в себе потенциальную угрозу кощунственного извращения человеческого естества, своего рода научного надругательства над ним. «Сегодняшняя

17 Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www/transhumanism-russia. ru/content/view/6/93/ (дата обращения: 20.11.2018). Загл. с экрана.

цивилизация ставит перед человеком серьезнейшие вопросы, касающиеся понимания самой природы человека. Проблема антропологии становится актуальнейшей из проблем. В зависимости от того, как мы мыслим человека, какое содержание мы вкладываем в это слово, мы будем воспитывать, развивать человека, лечить его и все общество. А благодаря современным технологиям это развитие человека может идти очень далеко... Нужно отчетливо понимать, что для чисто гуманистического, безрелигиозного понимания нет и не может быть никаких границ на пути технологического экспериментирования и утопического проектирования человека и социума. И в этом случае экспериментирование неизбежно будет порождать множество уродств и трагедий» 18.

Полную противоположность трансгуманистическим представлениям о человеческой природе являют собой христианские. Для христианства тело человека — это не биологическая машина, а в первую очередь храм Духа Святаго. Подтверждение этому находим в словах апостола Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Свя-таго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6, 19). То есть тело человека создано Богом и Им же одухотворено. Об этом довольно точно говорится в первой книге Священного Писания: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Отсюда становится понятно, что основой человеческой личности является душа, а не совокупность генов ДНК, как считают трансгуманисты. Также существует кардинальное расхождение во взглядах на неизбежные жизненные скорби, с которыми сталкивается человек на жизненном пути. Если трансгуманизм любыми способами стремится избавиться от них, то христианство,

18 Катасонов В.Н. О границах науки. М.: Познание, 2017. С. 272.

наоборот, убеждено в их полезной необходимости: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). И призывает словами Спасителя: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). А в другом месте Писания: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22).

Понимание вечного блаженства у трансгуманизма и христианства абсолютно разное. Для трансгуманизма это безграничное обладание природой человека через познание ее законов, а также искусственное вмешательство в человеческое сознание с целью контроля эмоциональной сферы жизни. В дальнейшем, с развитием интеллекта, трансгуманисты предполагают и полный отказ человечества от эмоций. Христианство же не представляет себе рая без Бога и вечного блаженства без единения с Ним. Для христиан идея вечной блаженной жизни неразрывно связана с обетованием Царства Божиего. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17) и не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

Ну и наконец, в главном вопросе, в вопросе бессмертия, трансгуманизм предлагает вести борьбу со смертью, подвергая тело человека кардинальным изменениям благодаря новейшим технологиям будущего. Чтобы стать бессмертным, человек должен стать роботом. Христианство же живет надеждой воскресения и смотрит на смерть как на необходимый этап перерождения. Эта вера в воскресение основывается на словах Первого Воскресшего из мертвых, Сына Божиего Иисуса Христа: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 40).

В этом выражается право и желание Бога воскресить человека в новом, преображенном мире для вечной и бла-

женной жизни с Ним. Таким образом, на основании вышесказанного можно заключить, что трансгуманизм является ярко выраженным следствием неверия современного человечества и новыми его попытками достичь Божиих обетова-ний вне Самого Бога.

Именно поэтому гуманизм — очень соблазнительное на сегодняшний день мировоззрение, претендующее заменить собой любые религиозные ценности человечества, в том числе и христианские. Его привлекательные плоды в виде научно-технического прогресса с его передовыми технологиями, политики с ее идеологией прав и свобод, искусством и культурой имеют огромное влияние на жизнь современного общества. Дело в том, что человечество сильно расшатало духовные основы своей жизни и потому вынуждено искать пути решения своих проблем вне религиозных обетований.

В связи с этим господство гуманистических идей и их колоссальное влияние на мировосприятие современного человека выглядит вполне оправданным, тем более что гуманизм добивался этого на протяжении столетий самыми разными способами, под предлогом самых благих намерений. Главным из них является абстрактная любовь гуманизма к человеку, его навязчивая забота о нем. В первую очередь она выражается в провозглашении человека венцом творения природы, а человеческой жизни — высшей ценностью. Человек объявляется властелином мира, способным изменять его по своим предпочтениям, оставаясь свободным от какой-либо ответственности, приходящей свыше, от Бога. Его дела и история мыслятся на автономной основе, отдельной от Божиего замысла о человеке, декларируемого христианством.

В противоположность христианскому учению о сверхъестественном происхождении мира и человека и Божественном промышлении о нем, о неотмирности самого человека и его

поврежденности грехом, о временности этого мира и его лежании во зле, гуманизм выдвигает свое натурфилософское понимание мира и человека. В нем, прежде всего, отрицается греховная поврежденность человека и утверждается его природное происхождение от мира, а сам мир представляется бесконечным, но нуждающимся в преобразовании. Эта слепая очарованность человеком без понимания его греховной испорченности превратила любовь к нему в потакание его страстям. И действительно, современные формы гуманности, исходящие из атеистического миропонимания, узаконивают такие виды отношений между людьми, которые христианством всегда осуждались как греховные. Мнимая любовь гуманизма к человеку в виде потакания его греховным прихотям снимает все запреты и ограничения в представлениях о нормах морали, образе жизни, природе человека и его предназначении. А ведь все это является следствием попрания духовно-нравственных заповедей христианства.

Современный гуманизм вообще утратил какое-либо религиозное содержание. Он состоит главным образом из атеистов и агностиков, отрицающих наличие чего-либо сверхъестественного и строго придерживающихся натуралистических идей происхождения мира и человека. Все они бесконечно убеждены в самодостаточности человеческих усилий в борьбе с болезнями, старением и даже смертью. Человеческий разум, светское воспитание личности и научно-технический прогресс являются, по их мнению, главными надеждами на продолжение существования человеческого рода. Христианство же считается религиозным пережитком прошлого, неспособным отвечать вызовам современности и препятствующим свободному развитию гуманистических идей.

Вместе с тем атеистический гуманизм Новейшего времени при своем отрицании Бога сохраняет христианские

принципы нравственности, основанные на Божественных заповедях, выдавая их за светские представления об общечеловеческой морали, независимой от религии. Это так называемая гуманистическая этика, являющаяся нравственным ориентиром для безрелигиозного человека, в чем проявляется еще одна несамодостаточность гуманистической идеологии и ее вынужденная зависимость от христианства. Но если христианство — это религия, установленная на земле Богочеловеком, то гуманизм — это настоящая идеология обожествления человека и его призвания к построению земного рая без Бога. Христианские обетования о преображении мира и человека для вечной и блаженной жизни объявляются гуманистами осуществимыми при помощи человеческих усилий и без какого-либо участия в этом Бога. Гуманистическому человеку, не осознающему своей греховной поврежденно-сти, Бог просто не нужен: он считает себя самодостаточным в вопросах своего спасения и вечной участи. А в этом и заключается, с точки зрения христианства, главная трагедия гуманистической пропаганды. Это мировоззрение людей, не познавших себя и, как следствие, не почувствовавших своей действительной зависимости от своего Творца, Промыслителя и Спасителя. Гуманизм опирается на способности падшего человеческого разума и верит в весьма ограниченные силы человеческих возможностей. Он безнадежно духовно слеп и потому является слепым вождем слепых, а, как известно, если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Он предлагает человеку идти широким путем абстрактных идей и иллюзий, уводя его от тесного пути, ведущего в жизнь вечную, по которому его умоляет идти христианство.

По мысли современного философа С. Перевезенце-ва, в самом широком смысле «гуманизм как религиозная философия — это прежде всего орудие разрушения

традиционных обществ и традиционных религий»19. Поэтому на основании всего вышесказанного можно заключить, что гуманизм является не только антихристианским мировоззрением, но и опасной, разрушительной идеологией, способной привести человечество не к процветанию, а к самоуничтожению.

19 Перевезенцев С. Крах гуманизма: Человечество вступило в новую эпоху [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravoslavieto. com/docs/ru/krah_gumanizma.htm (дата обращения: 12.11.2018). Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.