Научная статья на тему 'Современный этап социально-экономической эволюции Пакистана (к вопросу о капиталистическом или протокапиталистическом развитии)'

Современный этап социально-экономической эволюции Пакистана (к вопросу о капиталистическом или протокапиталистическом развитии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
417
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАКИСТАН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / PAKISTAN / SOCIAL AND ECONOMIC EVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белокреницкий Вячеслав Яковлевич

В докладе затронуты две темы. Первая это особенности социально-экономической эволюции Пакистана на современном этапе, который наступил, как представляется, после установления власти военными в конце 1970-х годов. В научной литературе содержится интересный материал по характеру трансформаций, выявивший дискуссию между сторонниками различных взглядов, главным образом левых, неомарксистских, на специфику пакистанских социальных, экономических и политических проблем. Вторая часть доклада посвящена разбору некоторых такого рода точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный этап социально-экономической эволюции Пакистана (к вопросу о капиталистическом или протокапиталистическом развитии)»

Белокреницкий В.Я.*

Современный этап социально-экономической эволюции Пакистана

(к вопросу о капиталистическом или протокапиталистическом развитии)

В докладе затронуты две темы. Первая - это особенности социально-экономической эволюции Пакистана на современном этапе, который наступил, как представляется, после установления власти военными в конце 1970-х годов.

г> и и

В научной литературе содержится интересный материал по характеру трансформаций, выявивший дискуссию между сторонниками различных взглядов, главным образом левых, неомарксистских, на специфику пакистанских социальных, экономических и политических проблем. Вторая часть доклада посвящена разбору некоторых такого рода точек зрения.

Докладчик исходит из наличия двух больших периодов в экономической и социальной истории Пакистана. Первый этап занял 30 лет с 1947 г., второй продолжается уже 40 лет. Что позволяет видеть водораздел в приходе к власти летом 1977 г. военных по главе с генералом М. Зия уль-Хаком? Казалось бы, сам по себе военный переворот произошел не впервые в истории Пакистана и не в первый раз власти использовали исламскую идеологию для усиления контроля над обществом. Однако совершенный тогда госпереворот имел другие последствия, не изжитые до сих пор. Военные, хотя и находились у руля правления страной с 1958 по 1971 гг., но не смогли воспользоваться этим для решительного укрепления своих позиций. Дело в том, что само утверждение военных как корпорации еще не состоялось, а правящими кругами в 1950-60-х годах проводилась политика поощрения крупной по местным меркам буржуазии. В выигрыше от пребывания военных у власти на том этапе оказались торгово-промышленная буржуазия и высшая гражданская бюрократия. Именно по их позициям нанес удар З. А. Бхутто, пришедший к власти в самом конце 1971 г. Его популистская политика не только ослабила позиции буржуазно-бюрократических кругов, но подготовила почву для консолидации военных в качестве корпорации путем укрепления материальной основы их могущества. Этому способствовало вовлечение созданных ранее благотворительных военных фондов в процесс накопления капитала и осуществление ими прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

За приходом к власти армии в 1977 г. последовало широкое вовлечение действующих и отставных военных в административно-управленческий

* Белокреницкий В.Я. - д.и.н., к.э.н., Профессор, Заместитель директора, Заведующий Центром изучения стран БСВ, Институт востоковедения РАН [email protected]

Современный этап социально-экономической эволюции Пакистана (к вопросу о капиталистическом или протокапиталистическом развитии)

аппарат. Армия при Зия уль-Хаке сделала ставку на поддержку консервативных, прежде всего клерикальных, кругов, не подорвав акцент на сохранение в экономике решающей роли госсектора при сохранении зависимого от государства частного корпоративного сегмента.

Конец 1970-х годов служит водоразделом также из-за двух других причин - социальной трансформации деревни и роста трудовой миграции за рубеж. Преобразование традиционной сельской структуры явилось следствием «зеленой революции», начавшейся в Пакистане в первой половине 1960-х годов. Под влиянием технологического прогресса традиционная система отношений в деревне (сельская община) уже к концу 1970-х годов была серьезнейшим образом подорвана. Взаимообмен между общинниками-землевладельцами и ремесленниками («слугами общины») достаточно быстро деградировал. В отличие от индуистского ареала, где традиционные отношения в общине (система джаджмани) освящались религией и связанными с ней обычаями, иным было положение в мусульманских деревнях основной земледельческой провинции страны Панджаба, где подобная система носила название сейпи. Освобожденные новыми условиями рынка ремесленники, не испытывая давление кастовой системы, оказались востребованными в качестве мастеров по ремонту сельскохозяйственной техники (электрических насосов для орошения полей, тракторов, других сельхозмашин и приспособлений) и изготовлению аналогов импортных инструментов и механизмов.

С 1970-х годов наблюдался заметный рост стоимости и цены рабочей силы вследствие открывшегося канала выезда за границу, по-преимуще-ству в разбогатевшие за счет добычи и экспорта нефти страны Аравийского полуострова и Персидского залива. Многократно увеличился поток перечислений от трудовых мигрантов домой. Заработанные средства обычно направлялись на покупку недвижимости (земли и строений) и улучшение материальных и бытовых условий жизни в родной деревне или близлежащих поселениях городского и полугородского типа.

Наиболее мобильными с точки зрения поиска работы обычно оказывались представители неземлевладельческой прослойки жителей деревень, что в целом во многом перевернуло традиционную иерархическую пирамиду - крестьяне-собственники земли оказывались часто менее обеспеченными, социально продвинутыми, проявляли в частности меньше склонности к образованию детей, чем представители ранее зависимого и приниженного населения.

В Пакистане на современном этапе эволюции наблюдается усиление малого, сверхмалого и среднего предпринимательства в промышленности, торговле, на транспорте и в сфере услуг. Это явление можно охарактеризовать как укрепление «нижнего яруса» капитализма [1, с. 501-513]. В результате возрос общий и экспортный потенциал неформального сектора промышленности, на который приходится подавляющая часть занятых процессом обработки сырья и полуфабрикатов. Мелкие и средние предприятия

18 Белокреницкий В.Я.

давали, по данным на конец 2000-х годов, до 30% вклада обрабатывающей промышленности в ВВП и до 25% промышленного экспорта [2].

Смягчение социальных проблем (полной безработицы) за счет относительно более быстрого роста не верхнего, а нижнего яруса экономики сопровождалось крупными издержками - сохранением низкого качества продукции, поступающей на внутренний и внешний рынки, медленным накоплением капитала и незначительным ростом производительности труда. Весьма негативно сказывалось на экономическом прогрессе страны отставание в развитии базовых отраслей промышленности и объектов производственной инфраструктуры.

Своеобразие пакистанского пути социально-экономического развития привело к различиям в его оценке, которое вылилось в заочную дискуссию о характере капитализма в стране и ключевых свойствах его государственной системы. Преподаватель Торонтского университета (Канада) Т. Амин-Хан опубликовал в 2012 г. книгу с обоснованием теории принципиальных различий между постколониальным развитием Пакистана и Индии [3]. Отталкиваясь от факта самостоятельной и значительной социально-политической роли класса крупной буржуазии в Индии, он полагает, что эта освободившаяся от колониальных оков страна с самого начала встала на путь капиталистической эволюции, а государство приобрело соответствующий капитализму характер. Между тем, в Пакистане не буржуазия, а класс феодалов, латифундистов, определил особенности государства, общества и социально-экономической эволюции. Он не без основания утверждает, что на момент раздела колониальной Индии в 1947 г. на территории Пакистана промышленной буржуазии по существу не было, а впоследствии она целиком зависела от государства, которое на определенных этапах поощряла превращение богатых торговцев и посредников в промышленных капиталистов, а на других - подавляла и уничтожала слой крупных предпринимателей. На этом основании Амин-Хан относит постколониальную эволюцию Пакистана к разряду протокапиталистических. Понимает он это развитие, исходя из текста книги, двояким образом - и как предкапита-листическое, и как квази-капиталистическое.

Анализ канадского автора выполнен в рамках леворадикального неомарксистского подхода. Критике с его стороны подвергаются оба пути современной модернизации в рамках «глобальной сети капитализма-империализма».

С тезисом о предкапиталистической эволюции Пакистана не согласен влиятельный пакистанский экономист С. А. Заиди, тоже принадлежащий к левому направлению общественной мысли. В статье, опубликован-

«-» «-» 1-х

ной ведущим индийским журналом этого направления «Экономик энд политикал уикли», он подчеркивает специфику как экономической, так и политической системы Пакистана, но не ставит под сомнение ее капиталистическую сущность. При этом Заиди отмечает большие социальные перемены, которые произошли в последние десятилетия (на современном этапе) в пакистанской деревне и городе, которые превратились, по его

Современный этап социально-экономической эволюции Пакистана (к вопросу о капиталистическом или протокапиталистическом развитии)

мнению, до известной степени в единое социально-экономическое пространство. Тезис о сохраняющейся отдельной и влиятельной силе в лице феодальных (квази-феодальных) землевладельцев он не разделяет, подчеркивая размытость класса помещиков-абсентеистов, возникновение новых групп латифундистов из числа отставных военных и гражданских бюрократов и появление широкого слоя некрупных предпринимателей в аграрной и аграрно-промышленной сферах [4]. Сходные выводы делает и еще один пакистанский автор того же направления Т. Рахман. Сравнивая пакистанскую модель капиталистического развития с образцами эволюции в рамках других постколониальных государств, он отмечает возникновение небольшого современного промышленного сектора и «гигантской сферы мелкотоварного производства и малоформатного капитализма (small-scale capitalism)» [5, с. 228]

Представляется, что точка зрения двух последних авторов более соответствует реальности. Пакистанский вариант социально-экономической эволюции принципиально не отличается от индийского, хотя имеет некоторые специфические черты, существенные для понимания его особенностей.

Литература

1. О понятии нижнего и верхнего яруса на пакистанском примере см: В. Я. Бело-креницкий. Пакистан: динамика «двухъярусного» капитализма, глава 13 коллективной монографии Капитализм на Востоке во второй половине ХХ в. Отв. ред. В. Г. Растянников, Г. К. Широков. М.: Восточная литература, 1995.

2. Zaidi S. A. Issues in Pakistan's Economy. Karachi: Oxford University Press, 2011.

3. Amin-Khan, T. The Post-Colonial State in the Era of Capitalist Globalization. Historical, Political and Theoretical Approach to State Formation. London: Routledge, 2012.

4. Zaidi, S.A.: Class, State, Power, and Transition. Rethinking Pakistan's Political Economy//Economic and Political Weekly. Vol. 49, No.5, February 2014. Republished by Viewpoint//http : / / viewpoint onlinenet/2014/01/vp186/rethinking-pakistan-s-p... Aœessed 16.06.2015.

5. Rahman T. The Class Structure of Pakistan. Karachi: Oxford University Press, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.