Научная статья на тему 'Концепция "исламизации" в политике формирования пакистанской нации (1970-1980-е гг. )'

Концепция "исламизации" в политике формирования пакистанской нации (1970-1980-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
382
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ПАКИСТАНСКАЯ НАЦИЯ / ИДЕЯ ПАКИСТАНА / ISLAM / NATIONAL IDENTITY / IDEA OF PAKISTAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филимонова Алина Левоновна

В данной статье прослеживаются особенности усиления роли ислама в Пакистане, наиболее ярко проявившиеся в 70-80-е гг. ХХ в., а также выявляется, какое воздействие этот процесс оказал на формирование национальной целостности. В современных условиях данная тема приобретает особое звучание, поскольку пакистанские власти, признав необходимость борьбы с центробежными тенденциями, вновь стали рассматривать ислам как один из инструментов консолидации общества1. Цель статьи проанализировать идейную базу подобной политики в и выявить, насколько успешной оказалась попытка использовать религию в качестве основной национальной идеи Пакистана. Указанные вопросы до настоящего момента не были в достаточной мере освещены в отечественной историографии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Islamization in the Policy of Formation of the Pakistani Nation (1970-1980)

This article deals with the peculiarities of the growing role of islam in Pakistan which came under view during the 70-80-ties. It also reveals the infl uence of this process on the formation of national unity. This subject gains special importance nowadays, as the Pakistani authorities, having acknowledged the necessity to overcome centrifugal forces, one more time tend to regard Islam as an instrument of national consolidation. The purpose of the article is to analyse the ideological base of such policy and to assess the perspectives of using religion as the basic national idea of Pakistan. This questions have not been studied broadly by Russian specialists.

Текст научной работы на тему «Концепция "исламизации" в политике формирования пакистанской нации (1970-1980-е гг. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2010. № 4

А.Л. Филимонова

КОНЦЕПЦИЯ "ИСЛАМИЗАЦИИ" В ПОЛИТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАКИСТАНСКОЙ НАЦИИ (1970-1980-е гг.)

В данной статье прослеживаются особенности усиления роли ислама в Пакистане, наиболее ярко проявившиеся в 70-80-е гг. ХХ в., а также выявляется, какое воздействие этот процесс оказал на формирование национальной целостности. В современных условиях данная тема приобретает особое звучание, поскольку пакистанские власти, признав необходимость борьбы с центробежными тенденциями, вновь стали рассматривать ислам как один из инструментов консолидации общества1. Цель статьи - проанализировать идейную базу подобной политики в и выявить, насколько успешной оказалась попытка использовать религию в качестве основной национальной идеи Пакистана. Указанные вопросы до настоящего момента не были в достаточной мере освещены в отечественной историографии2.

Ключевые слова: ислам, пакистанская нация, идея Пакистана.

This article deals with the peculiarities of the growing role of islam in Pakistan which came under view during the 70-80-ties. It also reveals the influence of this process on the formation of national unity. This subject gains special importance nowadays, as the Pakistani authorities, having acknowledged the necessity to overcome centrifugal forces, one more time tend to regard Islam as an instrument of national consolidation. The purpose of the article is to analyse the ideological base of such policy and to assess the perspectives of using religion as the basic national idea of Pakistan. This questions have not been studied broadly by Russian specialists.

Key words: islam, national identity, idea of Pakistan.

Идеологическое наполнение политики строительства пакистанской нации в 70-80-е гг. ХХ в. характеризуется повышенным интересом властных структур к исламским ценностям. Процессы, наблюдавшиеся в Пакистане в указанный период, пакистанские политики и исследователи характеризуют понятием "исламизация"3,

1 В частности, действующий премьер-министр Пакистана Юсуф Реза Гилани указал на то, что «Пакистан является не просто территорией, но символом идеологии, основанной на исламских принципах» (http://pakobserver.net/detailnews. asp? id=22575).

2 В зарубежной историографии эта проблема затронута в исследованиях С. Коэна, А. Аусафа, Р. Аббаса, Ш.Дж. Бурки. Смежными вопросами занимался отечественный пакистановед О.В. Плешов, проанализировавший общее влияние исламизации на развитие государства Пакистан.

3 Термин «исламизация» получил распространение также в ряде работ представителей отечественной историографии. Следует, однако, оговорить условность

указывая при этом, что в их стране смысловое содержание данного понятия менялось с течением времени. Пакистанский исследователь и общественный деятель Джавед Икбал, лично знакомый со многими политиками и высшими чиновниками обозначенного периода, подчеркивает, что в начале 1970-х гг. под "исламизацией" понималось реформирование социальной системы Пакистана на основании принципов ислама4. Данное представление сохранялось на протяжении первой половины 1970-х гг. Однако со временем термином «исла-мизация» стали обозначать более комплексный процесс, а именно: приведение всех сфер жизни общества в соответствии с законами шариата5. Но во всей риторике, связанной с "исламизацией" Пакистана, немаловажное значение придавалось ее потенциалу в вопросе формирования пакистанской нации. Следует отметить, что сущность понятия «пакистанская нация» до сих пор ставится под сомнение. В Пакистане с момента его образования не ослабевает активность центробежных сил - разного рода этнических и религиозных движений, сфера деятельности которых охватывает все пакистанские провинции6. Однако на протяжении всей истории существования Пакистана центральные власти пытались и пытаются привить населению чувство национального единства, по-разному обыгрывая идею пакистанской национальной идентичности. Ислам как религия, исповедуемая большинством населения, всегда составлял неотъемлемую часть идеи Пакистана, а исламская риторика имела особое значение в пакистанской политике. Религиозный компонент

употребления данного термина в отношении территорий с преимущественно исламским населением. Так, В.В. Наумкин характеризует исламизацию как «введение шариата в качестве закона, определяющего жизнь исламских обществ» (Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток (Oriens). 2006. №1. С. 6). Конкретизируя это определение, В.В. Кравченко говорит об исламизации как о «росте политической роли ислама и внедрении ислама в экономику и государственную структуру» (Кравченко В.В. Некоторые черты и особенности исламизации в Пакистане // Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии / Отв. ред. В.Я. Белокреницкий и А.З. Егорин. М., 2004. С. 166, 171).

4 «Исламизация [есть] процесс сплочения различных расовых и лингвистических групп общества через внедрение в жизнь исламских социальных принципов» (Iqbal Javid. Ideology of Pakistan. Lahore, 1971. P. 40).

5 Об указанной эволюции понятия «исламизация» говорят многие пакистанские исследователи, в частности Р. Аббас и А. Аусаф (см. Список литературы).

6 Наиболее активные этнонациональные движения в Пакистане - движения белуджей в Белуджистане, пуштунов в Северо-западной пограничной провинции (СЗПП), мухаджиров (переселенцев из Индии) в Синде и сираики в Панджабе. Кроме того, отечественный исследователь В.Я. Белокреницкий выделяет в Пакистане пять крупных очагов суннито-шиитских конфликтов: в пуштунской полосе племен, Панджабе, северном Белуджистане, городах Лахор и Карачи (Белокреницкий В.Я. Этнорегиональные и религиозно-сектантские конфликты в Пакистане // Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные / Под ред. А.Д. Воскресенского. М., 2008. С. 342).

являлся основополагающим в «теории двух наций» (индусской и мусульманской), освятившей образование Пакистана в 1947 г.

Начало «теории двух наций», по мнению исследователей, положил в конце XIX в. индийсский просветитель и ученый Сайид Ахмад-хан. Он обосновал необходимость предоставить мусульманам Британской Индии особый статус ввиду того, что они обладают своей уникальной идентичностью. Развитие данной теории в 1920-1930-е гг. связано с именами Мухаммада Икбала и Мухаммада Али Джинны. Они сформировали представление о мусульманском населении Индостана как единой нации, которая, по их мнению, во всем отлична от индусского большинства субконтинента и в силу своей религиозной принадлежности обладает уникальными социокультурными параметрами. Из этого делался вывод, что мусульманская нация наравне с индусской имеет право на собственную государственность. В период, предшествующий созданию Пакистана М.А. Джинна и его сторонники, действовавшие в рамках партии «Мусульманская лига», соблюдали умеренность в религиозном вопросе. Признавая, что ислам является основой государства, они в то же время подчеркивали, что пакистанцев объединяют не конкретные постулаты, а «исламское сознание», т.е. присущий только мусульманам образ мышления7. Такой подход объяснялся не только личными взглядами членов Лиги, но и позицией исламских религиозных партий, которые изначально выступили резко против идеи Пакистана. Одним из главных оппонентов и критиков Мусульманской лиги был Абул Ала Маудуди - идеолог исламского фундаментализма и основатель религиозно-общинной партии «Джа-маат-и ислами» («Исламское общество», ДИ). Абул Ала Маудуди подчеркивал, что мусульмане всего мира составляют единую нацию (умму). Индийские мусульмане являются лишь частью исламского мира, которая ни в коем случае не должна быть обособлена от целого. Наоборот, необходимо стремиться к созданию общей родины для всех мусульман мира. По мнению Абул Ала Маудуди, «Ислам - это движение, не ограниченное национальными рамками, в то время как для большинства представителей Мусульманской лиги мусульмане такая же нация, как и прочие другие <.. .> Ислам враждебен любому виду национализма, будь то национализм индийский или так называемый мусульманский. Как по духу, так и по цели ислам и национализм прямо противоположны друг другу <.> Подлинное государство ислама на ограниченной территории существовать не может - власть ислама должна быть всемирной»8. «Мусульманский

7 AzadMaulanaAbulKalam. Islam and Nationalism. New Delhi, [197-]. P. 58, 89.

8 Adams J. Charles. The Ideology of Mawlana Maududi // South Asian Politics and Religion / Ed. by D.E. Smith. Princeton, 1966. P. 371-397.

национализм», с точки зрения Абул Алы Маудуди, не менее порочен, чем любой другой, поскольку его приверженцы не способны создать подлинное исламское государство. По словам Маудуди, «они не станут возражать, если деятельность их правительства не будет опираться на мусульманские принципы <...> Нет доказательств того, что, однажды возникнув, Пакистан постепенно превратится в исламское государство»9. Если Мусульманская лига стремилась к формированию Пакистана на основе «секулярной демократической модели»10, то Абул Ала Маудуди выступал за государство, «основанное на верховной власти Бога», и считал Пакистан, созданный Лигой, "нечистым"»11. Таких же взглядов придерживался и лидер «Джамаат-уль-улама-и ислам» («Общество мусульманских богословов», ДУИ) Муфтий Махмуд, который до самой смерти считал создание Пакистана грешным деянием»12. В независимом Пакистане роль ислама стала возрастать параллельно с ужесточением экономического кризиса и эскалацией этнорегиональных движений.

Завоевание государственности, ставшее практическим доказательством «теории двух наций», не привело автоматически к формированию пакистанской нации. Более того, существовало препятствие для отождествления национального единства с религиозным: в пакистанской Бенгалии (провинция Восточный Пакистан) значительную часть населения составляли индусы13. Это позволило центральным властям объяснить движение бенгальцев за независимость - этнонациональное по своей сути - опять-таки «теорией двух наций»14. После образования в 1971 г. государства Бангладеш термин «теория двух наций» окончательно перешел из области политики в область истории. Однако положения этой теории, характеризующие пакистанскую нацию как культурно целостную религиозную

9 Ibid.

10 Islam in the Political Process / Ed. by James P. Piscatori. Cambridge, 1983. P. 189.

11 Adams J. Charles. Ibid. P. 371-397.

12 Между тем в 1947 г. и Муфтий Махмуд, и Абул Ала Маудуди, несмотря на свои взгляды, переехали в Пакистан и начали бороться за превращение его в «истинно исламское государство» (Подробнее см.: Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М., 2003. С. 103-104).

13 Численность индусского населения Восточного Пакистана постоянно сокращалась: согласно переписи населения 1951 г. оно составляло 22%, а согласно переписи 1961 г. - уже 18,4% (Banu U.A.B. Razia Akter. Islam in Bangladesh. Leiden, 1992. P. 96).

14 В этой связи интересна позиция пакистанского президента (в дальнейшем премьер-министра) Зульфикара Али Бхутто, который утверждал, что возникновение Бангладеш только подтвердило истинность «теории двух наций», поскольку в своей первоначальной версии она допускала создание двух мусульманских государств, и решение бороться только за одно было принято М.А. Джинной уже позднее (Bhutto Z.A. Speeches and Statements (April 1 - June 30 1972). http://www. bhutto. org/).

общность, были взяты на вооружение политиками самого широкого спектра. В дальнейшем отдельные аспекты идеи мусульманского государства эксплуатировали в той или иной степени все политические режимы.

Однако именно в середине 1970-х гг. так называемая исламиза-ция приобрела комплексный характер, т.е. затронула одновременно политическую, экономическую, судебную и общественную сферы. Указанный процесс был вызван целым рядом причин. Наиболее важной из них была необходимость выйти из идеологического тупика, в который была ввергнута страна после возникновения Бангладеш. Отделение от Пакистана Восточной провинции, усугубившееся военным поражением от Индии, поставило под сомнение принцип, на основании которого Пакистан создавался: единство мусульман Южной Азии.

Кроме того, изменение географических границ совпало со сменой политической власти: 20 декабря 1971 г. ушел в отставку президент и военный администратор А.М. Яхья Хан. Свои полномочия он передал главе Пакистанской народной партии (ПНП15) Зульфикару Али Бхутто16. Данная партия представляла собой светскую организацию социально-демократической направленности. Однако на парламентских выборах 1970 г. значительного успеха добились исламистские партии: ДИ, ДУИ и «Джамаат-уль-улама-и Пакистан» («Общество улемов Пакистана», ДУП) в сумме получили 13% мест в Национальной Ассамблее. ПНП имела в парламенте абсолютное большинство17, однако З.А. Бхутто стремился не вступать в конфликт с оппозицией. З.А. Бхутто сразу же постарался четко обозначить свою позицию. Он заявил, что теория двух наций в своей основе была верна, и образование «третьей нации» (Бангладеш) никоим образом ее не дискредитирует: «Пакистан не утратил своей идеологической основы, поскольку в Лахорской резолюции18 говорилось о двух мусульманских государствах. Теория двух наций была бы опровергнута, если бы возникло только одно государство»19. По

15 Партия была создана З.А. Бхутто в 1967 г.

16 21 апреля 1972 г. З.А. Бхутто объявил об отмене военного положения и введении временной конституции, в соответствии с которой он принес присягу в качестве президента. После утверждения новой конституции, вступившей в силу 14 августа 1973 г., З.А. Бхутто занял пост премьер-министра, являвшегося отныне фактическим главой государства.

17 Депутаты ПНП заняли 85 мест из 144 (Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана ХХ век. М., 2008. С. 264).

18 Данная резолюция, принятая партией Мусульманская лига в 1940 г., содержала в себе первое официальное требование создать независимые государства в тех районах Британской Индии, где мусульмане составляли большинство населения (Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. Указ. соч. С. 56).

19 Bhutto Z.A. Speeches and Statements...

словам З.А. Бхутто, Лахорская резолюция предвосхищала создание Бангладеш, так как с самого начала подразумевала, что мусульманская нация будет существовать в рамках двух государств. Однако в ходе «политического торга» с англичанами и индусами основателям Пакистана было целесообразнее согласиться на одно государство20. Интересно, что на самом деле в Лахорской резолюции не указывалось точное количество предполагаемых мусульманских государств. Однако в условиях растущего этнорегионализма З.А. Бхутто важно было подчеркнуть, что с образованием Бангладеш реализовался изначально задуманный порядок и новых мусульманских государств в Южной Азии появиться не может.

Идея о том, что после образования Бангладеш теория двух наций оказалась реализована в своем первоначальном виде, позволила З.А. Бхутто утверждать, что именно он возвратит пакистанской нации ее истинный облик, замысленный М.А. Джинной и искаженный предшествующими военными режимами. Президент подчеркивал, что при нем Пакистан вернется к своим идеологическим истокам, которые были сведены в лозунг: «Ислам, демократия, социализм». Эти три явления, в представлении З.А. Бхутто, были не просто тесно связаны, но взаимообусловлены и развиваться могли только одновременно. Примечательно, что З.А. Бхутто регулярно использовал выражение «истинно исламский порядок», однако применял он его исключительно к своей программе реформ - прежде всего социально-экономических. Ссылкой на ислам он стремился обосновать правомерность предложенных им мер, доказать, что на самом деле он не предлагает ничего кардинально нового - наоборот, его преобразования помогут восстановить истинный, задуманный основателями Пакистана порядок. Как неоднократно подчеркивал З.А. Бхутто, его «социализм» верен именно потому, что он «исламский» и позволяет выстроить новый социально-экономический строй в соответствии с исламской идеологией». Сама идея Пакистана, по его словам, предполагала, что демократическое правительство будет претворять в жизнь социалистические принципы, заложенные в исламе: «Для множества мусульман Пакистан означал не только свободу от индусской эксплуатации, но и прекращение притеснения бедных людей богатыми, новый социальный и экономический порядок, предписанный исламом»21. Таким образом, подчеркивая, что новый Пакистан будет строиться по исламским законам, З.А. Бхутто имел в виду не политическую, а экономическую сферу и обосновывал таким образом свою концепцию «исламского социализма». Следует иметь в виду, что концепция З.А. Бхутто имела

20 Ibidem.

21 Ibidem.

целый ряд особенностей22. Тем не менее «исламский социализм» вызвал немало нареканий в пакистанском обществе. Противники З.А. Бхутто считали такой курс неисламским, а самого президента - недостаточно религиозным. Это еще больше вынуждало его доказывать обратное, подчеркивая свою приверженность рели-

23

гиозным ценностям23.

Несмотря на эти уточнения в концепцию З.А. Бхутто был заложен тезис, не вписывавшийся в теорию М.А. Джинны. Президент утверждал, что все неудачи остались в прошлом и Пакистан обретет свой настоящий облик именно теперь, поскольку после возникновения Бангладеш он преобразовался в истинно мусульманское государство. Пакистанская нация стала религиозно однородной и, следовательно, по мнению З.А. Бхутто, отныне все ее представители одинаково понимают ее суть и цели и будут сообща работать над их реализацией. Таким образом, при З.А. Бхутто идея пакистанской идентичности получила новое звучание. Лидер ПНП косвенно признал, что мусульманская сущность - не просто уникальная, но единственная связующая черта пакистанской нации. Этот идеологический сдвиг нельзя объяснять исключительно личными убеждениями З.А. Бхутто24. Он был подготовлен в предшествующие годы и стал неизбежен после образования Бангладеш: пакистанскому руководству необходимо было отойти от закрепившегося еще со времен «теории двух наций» тезиса, что Пакистан есть социокультурная общность конкретных территорий. Из представления о национальной идентичности были исключены территориальный и этнокультурный компоненты, которые до этого уравновешивали тезис о религиозном единстве. Возник дисбаланс, подготовивший идейную базу для последующей «исламизации». Сам З.А. Бхутто изначально связывал «исламизацию» с социально-экономической,

22 Как объяснял сам премьер-министр: «Мы заимствуем экономические положения социализма, однако для нас недопустимо неверие в Бога, а также идея о постепенном уничтожении государства <...> В марксизме нас интересует только та его часть, которая касается экономики. Мы отвергаем диалектику, теорию бесклассового общества и отмирание государственной системы. Мы также не считаем, что мир полностью материален.<.. .> Цель правительства - построить эгалитарное и справедливое общество, свободное от эксплуатации» (Ibidem).

23 При этом социально-экономические преобразования, осуществленные З.А. Бхутто, частично совпадали с политикой военных режимов. Преемственность курса объяснялась тем, что перед «новым» Пакистаном стояли те же проблемы, которые привели к распаду «старого» - межэтнические противоречия и экономический дисбаланс (теперь уже между провинциями бывшего Западного Пакистана)

24 Важно отметить, что сам З.А. Бхутто по вероисповеданию являлся шиитом и, по свидетельствам современников, в молодости находился под влиянием суфизма. То обстоятельство, что шиит смог прийти к власти в преимущественно суннитском государстве (сунниты составляют, по разным данным, от 75 до 85% населения), весьма показательно. Оно свидетельствует о том, что в начале 1970-х гг. принадлежность к той или иной ветви ислама не имела определяющего значения.

а не духовной сферой. Однако неудачи экономической политики постепенно вынудили его отказаться от дальнейших преобразований, а уже введенное понятие «исламский порядок» перешло в культурно-религиозную плоскость. «Исламизация» во многом стала защитной реакцией против этнонационализма, который после победы бенгальцев получил дополнительный импульс25.

В 1972 г. начались волнения в Синде - родной провинции З.А. Бхутто. Их причиной стал принятый провинциальным законодательным собранием закон, утверждавший язык синдхи в статусе официального и предусматривавший постепенный отказ от урду - государственного языка Пакистана. Данный закон привел к массовым столкновениям между синдхами - титульным населением Синда - и мухаджирами - переселенцами из Индии, для которых язык урду был родным. Эти события положили начало национальному движению мухаджиров, которые стали позиционировать себя как «пятую национальность» внутри Пакистана: в первой половине 1980-х гг. это движение оформилось в партию «Мухаджир кауми мувмент» («Национальное движение мухаджиров»), лидеры которой потребовали выделения населенных мухаджирами районов в отдельную провинцию26.

Еще большего накала ситуация достигла в Белуджистане и СЗПП - в период с 1973 по 1975 г. происходили столкновения федеральных войск с белуджскими и пуштунскими националистами. При этом политические представители белуджей и пуштунов вели речь не просто о расширении провинциальной автономии, но и поднимали вопрос о выходе из состава Пакистана. Конечной целью белуджских националистов было создание «Великого Белуджистана», который включил бы в себя районы проживания пакистанских и иранских белуджей. Пуштуны же планировали сформировать собственно государство Пуштунистан, объединив земли пакистанских и афганских пуштунов27. По результатам выборов 1970 г. наиболее сильные позиции в СЗПП и Белуджистане занимала Национальная народная партия (ННП)28. Она в коалиции с ДУИ сформировала

25 Показательно, что З.А. Бхутто объяснял образование Бангладеш исключительно экономическим кризисом и политическими просчетами предшествующих режимов, полностью отрицая роль этнического фактора. Более того, утверждалось, что бенгальцы никогда бы не начали борьбу за независимость самостоятельно - это стало возможно только под влиянием Индии (Ibidem).

26 Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. Указ. соч. С. 278.

27 Подробнее см.: Ali Shah, Mehtab. The Foreign Policy of Pakistan. Ethnic Impacts on Diplomacy, 1947-1994. L., 1997. P. 93-120, 165-196.

28 ННП была основана в 1957 г. при содействии известного пуштунского националиста Абдул Гаффар Хана. В 1968 г. партию возглавил его сын Абдул Вали Хан, сумевший сформировать альянс между пуштунскими и белуджскими националистами (Подробнее см.: Энциклопедия Пакистана / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1998. С. 257-258).

правительства в Белуджистане и СЗПП. Именно члены ННП возглавили в данных провинциях борьбу за расширение автономии. В ответ на массовые митинги З.А. Бхутто в начале 1973 г. обвинил членов ННП в организации «панбелуджского движения» и заговоре с иранскими белуджами. Он распустил правительство Белуджистана и ввел в провинцию войска для наведения порядка. В знак протеста в отставку подал и кабинет министров СЗПП. В обеих провинциях начались столкновения правительственных войск с повстанцами. В 1975 г. в главном городе СЗПП Пешаваре был убит глава местного отделения ПНП, близкий друг и соратник З.А. Бхутто Афтаб Хаят Шерпао. З.А. Бхутто обвинил в его убийстве представителей ННП, наложил запрет на деятельность партии и арестовал ее руководителей, включая А. Вали Хана29; однако эта мера вызвала лишь новую волну антиправительственных демонстраций, подавить которые правительство З.А. Бхутто пыталось только силовыми методами. В указанных условиях увеличение роли ислама в жизни страны стало для З.А. Бхутто не только способом популяризации собственного режима, но и выходом из идеологического кризиса, который мог привести к дезинтеграции Пакистана.

В качестве меры по укреплению государственной стабильности «исламизация» вышла на первый план в начале 1970-х гг., что нашло отражение в конституции 1973 г., провозгласившей Пакистан Исламской республикой парламентского типа. Согласно 227-й статье конституции, все законы страны - как будущие, так и действующие - должны были быть приведены в соответствие с предписаниями ислама, т.е. Кораном и Сунной, а ислам становился государственной религией страны30. Был создан Совет исламской

31 "

идеологии31, который по представлению депутатов или президента выносил решение о соответствии того или иного закона положениям ислама.

Следующий шаг З.А. Бхутто в сторону достижения религиозной однородности нации был предпринят в 1974 г.: в соответствии с его указом была признана неисламской община ахмадия. Данная община возникла в Панджабе еще в 1889 г.; ее последователи исповедуют целый ряд принципов, которые не соответствуют суннитским рели-

29 А. Вали Хан был обвинен в государственной измене, в том числе в получении 20 млн рупий лично от премьер-министра Индиры Ганди на организацию пуштунского движения. Несмотря на то что обвинения так и не были доказаны, А. Вали Хан был выпущен на свободу только в 1978 г., а в 1986 г. сформировал Народную национальную партию Пакистана (ННПП), продолжившую борьбу за права «малых» провинций (Там же).

30 См.: Попадюк О.А. Эволюция конституционно-правовой системы Пакистана // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 3. С. 42.

31 Члены совета назначаются президентом из числа богословов, ученых и общественных деятелей.

гиозным представлениям. В частности, члены ахмадия не воспринимают Мекку как объект хаджа и не признают, что пророчество Мухаммада было последним. Требование признать ахмадия неисламской впервые было выдвинуто в 1953 г. партиями «Джамаат-и ислами» и «Маджлис-и ахрар-и ислам» («Исламская независимая организация»). Результатом стали антиахмадийские волнения в Лахоре, в ходе которых погибло около 300 человек32.

Очередной блок мер по «исламизации» был принят накануне внеочередных выборов, в начале 1977 г.: он включал запрет азартных игр и потребления алкоголя, закрытие кинотеатров и ночных клубов, обещание разработать и внедрить в жизнь «исламскую систему»33. Однако обстоятельства, в которых принимались эти решения, свидетельствуют о том, что для З.А. Бхутто «исламизация» представляла собой лишь средство для достижения практических целей: она была продиктована стремлением сохранить порядок в стране и заручиться поддержкой населения в условиях нарастающего экономического кризиса и повсеместного разочарования в правительственном курсе.

Между тем в преддверии парламентских выборов34 произошло сплочение оппозиции: партии самого разного толка объединились в «Пакистанский национальный альянс» (ПНА); его костяк составляли исламистские организации, члены которых были недовольны ограниченностью предпринимаемых З.А. Бхутто мер35. На выборах в Национальное и провинциальные собрания, прошедших в марте 1977 г., ПНП тем не менее получила подавляющее большинство голосов36. Однако оппозиция отказалась признавать эти результаты: ПНА обвинил правящую партию в фальсификации и призвал своих сторонников к всеобщей забастовке. Начались массовые митинги и акции протеста, в результате которых З.А. Бхутто призвал лидеров ПНА к переговорам, обещая включить их в коалиционное правительство. Попытки прийти к соглашению продолжались четыре месяца, но новое правительство так и не было сформировано. Эта ситуация подтолкнула военных во главе с главнокомандующим

32 Подробнее об общине ахмадия см.: Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1963. С. 153-160, 270-273.

33 При этом не было дано определения тому, что следует понимать под «исламской системой» (подробнее см.: Плешов О.В. Ислам, исламизм... С. 127).

34 Согласно конституции очередные парламентские выборы должны были состояться в августе 1978 г., однако еще летом 1976 г. З.А. Бхутто объявил о проведении досрочных выборов, дата которых впоследствии несколько раз переносилась.

35 В ПНА вошли девять основных оппозиционных партий, включая ННП, ДИ, ДУИ и ДУП, а его председателем ПНА являлся руководитель ДУИ Маулана Муфти Махмуд.

36Так, на выборах в Национальное собрание ПНП получила 78% голосов, тогда как ПНА - только 18% (Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. Указ. соч. С. 288).

генералом Мухаммадом Зия-уль-Хаком к совершению государственного переворота. Военная операция под названием «Честная игра» была осуществлена в ночь с 4 на 5 июля 1977 г. З.А. Бхутто, а также другие ведущие деятели ПНП и ПНА были арестованы. В своем первом обращении к нации утром 5 июля М. Зия-уль-Хак заявил, что существование Пакистана основывается на «демократии и только демократии». По его словам, военные до последнего ждали, что политический кризис разрешится «политическим путем» и призывали правительство договориться с оппозицией. Теперь же они намерены в течение 90 дней организовать новые выборы и самолично проконтролировать их проведение. Пока же М. Зия-уль-Хак и его подчиненные «заполнят вакуум, созданный политиками»37. Выборы, однако, так и не состоялись: 16 октября М. Зия-уль-Хак объявил об отсрочке выборов на неопределенный срок и запрете деятельности политических партий, поскольку значительная часть политиков коррумпирована и необходимо сначала изолировать их от общества. Одной из жертв этого решения стал З.А. Бхутто, который был признан виновным в покушении на своего политического противника Ахмеда Резу Касури и повешен 4 апреля 1979 г. 38

При М. Зия-уль-Хаке основной общенациональной ценностью был назван ислам39, а религиозная риторика стала главным обоснованием легитимности власти военных. Задачей своего режима М. Зия-уль-Хак считал установление в Пакистане исламского порядка - так называемого низам-и мустафа40, предусматривавшего возврат к нормам жизни времен праведных халифов. Было уточнено введенное З.А. Бхутто понятие «исламская система»: провозглашалось, что она подразумевает жизнь в соответствии с законами шариата. При этом не давалось четкого определения самому понятию «шариат» - правовым и морально-этическим нормам ислама, которые разные богословско-правовые школы (мазхабы) понимают по-своему41. Параллельно была создана сеть шариатских судебных органов (суды кази), которые применяли традиционные исламские

37 Chishti Faiz Ali. Betrayals of Another Kind: Islam, Democracy and The Army in Pakistan. L., 1989. P. 67.

38 Подробнее об обстоятельствах казни З.А. Бхутто см.: Bhutto Z.A. If I Am Assassinated (http://www.bhutto.org/).

39 Как заявил М. Зия-уль-Хак в первом же своем обращении к нации: «Пакистан был создан во имя ислама, и сможет выжить, только если будет строиться на исламе. Поэтому я считаю создание исламской системы жизненно важным для государства» (Chishti Faiz Ali. Ibid. P. 68).

40 Дословно: «порядок Избранного» (титул пророка Мухаммада) (Плешов О.В. Ислам, исламизм... С. 108.

41 Подробнее см.: Ислам. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Л.В. Негря. М., 1991. С. 152.

6 ВМУ, востоковедение, № 4

наказания42. В 1981 г. М. Зия-уль-Хак особым декретом создал Федеральный совет - Маджлис-и-шура («Консультативный совет»). Он представлял собой консультативный орган, который назначался главой военного режима, функционировал вместо парламента и был призван «помогать правительству в ускорении процесса исламиза-ции» и «создавать условия для установления в стране "исламской демократии"»43. Два года спустя была создана Конституционная комиссия во главе с известным теологом Зафаром Ахмадом Ансари, которая должна была пересмотреть действующие конституционные положения. В частности, планировалось внести радикальные поправки в избирательный закон: пьяницы, прелюбодеи, воры и прочие антисоциальные элементы должны были быть лишены права голоса. Реформированию подверглась также система образования: все учебники и образовательные программы в школах и вузах были пересмотрены с точки зрения их соответствия «исламским принципам» и «идеологии Пакистана»44.

Меры по «исламизации», предпринятые З.А. Бхутто и М. Зия-уль-Хаком, претворялись в жизнь по одной и той же схеме: во всех случаях «исламизация» происходила «сверху», т.е. инициировалась светским правящим режимом и использовалась им для укрепления собственного положения. Сопоставительный анализ политики З.А. Бхутто и М. Зия-уль-Хака дает возможность оценить подходы к «исламизации» как гражданского, так и военного лидеров. В частности, меры по установлению «низам-и мустафа» включали верховенство военных судов над гражданскими и запрет на деятельность политических партий. Кроме того, была введена жесткая цензура, а ряд оппозиционных изданий закрыт. При этом преемственность в религиозном вопросе между З.А. Бхутто и М. Зия-уль-Хаком была непреднамеренной: сам М. Зия-уль-Хак обвинял своего предшественника в популизме и лицемерии45. З.А. Бхутто ограничил «исла-мизацию» мерами общего характера, приемлемыми для представителей обеих основных ветвей ислама. Этот подход вписывался в его

42 В частности, ампутация конечностей за воровство, порка за употребление алкоголя и побивание камнями за супружескую измену (Кравченко В.В. Некоторые черты и особенности исламизации в Пакистане // Ислам на современном Востоке. С. 173).

43 В таком виде Маджлис-и-шура просуществовал вплоть до февраля 1985 г.: тогда были проведены выборы на непартийной основе, по результатам которых был сформирован двухпалатный парламент (Подробнее см.: Плешов О.В. Ислам, исламизм. С. 112).

44 Подробнее см.: Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. Указ. соч. С. 318.

45 Так, одно из обвинений, выдвинутых против З.А. Бхутто после его отстранения от власти, заключалось в том, что «он только называет себя мусульманином», прикрывая таким образом свои корыстные интересы (Bhutto Z.A. If I Am Assassinated.).

представление о сути пакистанской нации. В соответствии с этим представлением национальная идентичность пакистанцев основывалась на мусульманском сознании, которое уже имманентно присуще всем гражданам страны. Это сознание, с точки зрения З.А. Бхутто, не нуждалось в дополнительном стимулировании: достаточно лишь создать благоприятные условия для его существования, и тогда религиозное единство рано или поздно затмит этнические противоречия. Сместивший З.А. Бхутто генерал М. Зия-уль-Хак официально объявил, что пережил божественное откровение («ильхам») и теперь по воле Всевышнего должен выстроить в Пакистане истинно исламское общество и исламскую экономику. Новый руководитель связал царящий в стране беспорядок с недостаточным уровнем развития религиозного сознания и обязался выстроить гармоничную нацию, дав развитие такому сознанию. Поставленная задача требовала от М. Зия-уль-Хака принятия конкретных мер и соответственно, формулирования четкого представления об «исламском порядке».

Однако при всей интенсивности так называемой исламизации в политической, судебной и общественной сферах, в идеологическом отношении властями не было предложено ничего принципиально нового. Большинство шагов, предпринятых как З.А. Бхутто, так и М. Зия-уль-Хаком можно условно разделить на две категории. В ряде случаев они копировали меры, уже применявшиеся на более ранних этапах исторического развития Пакистана, но бывшие тогда единичными (антиахмадийские выступления начались еще в 1953 г.; упоминание в конституции Корана и Сунны было заимствовано из конституции 1956 г.46; Конституционная комиссия 1983 г. имела сразу несколько прототипов: это Совет теологов 1949 г., Исламская комиссия 1956 г., Исламский консультативный совет 1962 г. и Совет исламской идеологии 1973 г.). Однако чаще всего озвученные меры не шли дальше декларативных заявлений. Так, М. Зия-уль-Хак объявил выборы на партийной основе «неисламскими», однако не обосновал свое мнение. Приостановив после своего прихода к власти действие конституции, М. Зия-уль-Хак пообещал выстроить особую, исламскую форму демократии, так называемую шурократию47, которая будет отлична от существовавших ранее порядков: «Правительство Пакистана будет основываться на шурократии, это будет исламская система, исламская демократия, благословленная Богом»48. Однако в

46 В ст. 198 конституции 1956 г. указывалось, что ни один закон республики не должен противоречить Корану и Сунне (Попадюк О.А. Указ. соч. С. 40).

47 По мнению американского ученого Д.Ш. Идриса, под шурократией следует понимать принцип принятия решения «путем консультаций среди людей, руководствующихся нормами Корана и сунны» (Идрис Д.Ш. Шура и демократия: сходства и различия. http://www.islamonline.net/).

48 Sawhney R.G. Zias Pakistan. New Delhi, 1985. P. 15.

чем именно будет заключаться принципиальная разница между этой системой и предыдущими, уточнено опять-таки не было. Несмотря на регулярное упоминание «идеологии Пакистана», трактовка этого понятия не осуществлялась, а «исламские принципы» могли иметь самое широкое толкование.

Неспособность властей создать на базе конкретных мер по «исламизации» единую теоретическую модель объяснялась невозможностью выстроить таковую, не спровоцировав при этом внутринациональную рознь. Закрепив приоритет конкретной религиозно-правовой школы, правящий режим автоматически лишился бы поддержки представителей остальных направлений. Это было неприемлемо, учитывая многочисленность в Пакистане шиитов (15-25% населения), а также наличие существенных противоречий между суннитскими богословскими школами деобанди и барелви49. Одной из попыток структурировать и конкретизировать «исламизацию» стало введение М. Зия-уль-Хаком традиционных мусульманских налогов закята и ушра50. Данные налоги не соответствовали шиитским юридическим канонам (фикх-и джафария)51 и натолкнулись на резкое противодействие со стороны шиитов, которые в конечном итоге добились права их не выплачивать. Это в свою очередь вызвало недовольство консервативных суннитов-деобанди,

52

вылившееся в суннито-шиитские столкновения52.

Не только отношения между суннитами и шиитами, но также отношения между суннитскими богословскими школами деобанди и барелви в Пакистане всегда оставались сложными. Однако процесс «исламизации» сопровождался еще большим их обострением, поскольку военные власти и лично М. Зия-уль-Хак были близки к направлению деобанди (представленному партиями ДИ и ДУИ), а значительная часть населения, особенно сельского, находилось под влиянием улемов барелви. В этой ситуации комплексная «ислами-зация» по образцу школы деобанди могла иметь деструктивное

49 Деобанди и барелви получили свое название от двух наиболее авторитетных центров богословия (дар-уль-улумов), основанных в Британской Индии во второй половине XIX в., - Деобандского и Барелвийского. Данные богословские школы придерживаются схожих взглядов по принципиальным вопросам вероисповедания и в решении религиозно-правовых и социальных вопросов занимают строго консервативные позиции. Однако Барелвийская школа одобряет практику поклонения гробницам местных святых и религиозные праздники (урсы) в их честь, а также признает обычаи и обряды суфиев (подробнее о деобанди и барелви см.: Плешов О.В. Ислам против ислама // Азия и Африка сегодня. 1997. № 8. С. 19-23).

50 Подробнее см.: Жмуйда И.В. Итоги исламизации экономики в Пакистане // Ислам на современном Востоке. С. 406-429.

51 Имеется в виду канон джафаритского мазхаба, которого придерживаются все шииты-имамиты.

52 Основной зоной конфликтности в начале 1980-х стал южный Панджаб, где шииты входили в число крупных землевладельцев.

значение для пакистанской нации, поскольку привела бы к неконтролируемому росту внутриконфессиональных конфликтов. Предпосылкой к этому могла стать начавшаяся в 1980-е гг. активизация движения шиитов, явившаяся протестом против «исламизации» по модели М. Зия-уль-Хака. Она перешла в активную стадию после исламской революции в Иране в 1979 г. В 1980 г. была основана партия шиитов «Техрик-и нифаз-и фикх-и джафария» («Движение за шиитские юридические установления»), неоднократно устраивавшая акции протеста против действий властей. Кроме того, данный период стал временем появления в Пакистане первых религиозных боевых организаций - шиитских («Сипах-и Мухаммад» («Воинство Мухаммада»)), суннитов-деобанди («Сипах-и сахаба» («Воинство друзей Пророка»)) и суннитов-барелви («Сунни тэхрик» («Суннитское движение»)). Понимая губительность внутриконфессиональных столкновений, руководство Пакистана в ряде случаев даже отказывалось от ранее принятых мер в пользу религиозной терпимости. В частности, в 1980 г. в конституцию было внесено уточнение, указывавшее, что представители разных направлений ислама имеют право на собственное толкование Корана и Сунны53.

Одной из причин идеологической незавершенности «ислами-зации» является тот факт, что для властей она была не самоцелью, а методом достижения политических интересов (легитимизация и укрепление власти, обретение народной поддержки). М. Зия-уль-Хак не предпринимал мер, шедших вразрез с задачей укрепления личной власти, даже если эти меры предлагались органами, созданными для осуществления «исламизации». В частности, Маджлис-и-шура рекомендовал главе государства ввести в Пакистане парламентскую форму правления, возобновить деятельность политических партий, восстановить независимость судебной системы. В ответ на эти предложения М. Зия-уль-Хак организовал в декабре 1984 г. референдум, обеспечивший ему продление президентских полномочий. Вопрос, вынесенный на референдум, увязывал воедино меры по «исламиза-ции», процесс восстановления демократии и продление полномочий М. Зия-уль-Хака: «Если большинство голосовавших ответит "да", это будет означать, что народ Пакистана одобряет все шаги президента по приведению законов страны в соответствие с требованиями ислама, как это изложено в Святом Коране и Сунне святого Пророка, и по защите идеологии Пакистана, и продолжению и укреплению процесса мирной и законной передачи власти избранным представителям народа, и генерал Мухаммад Зия-уль-Хак будет считаться законно избранным президентом Пакистана на пятилетний срок со дня первого совместного заседания обеих палат парламента»54.

53 Речь в данном случае не шла об общине ахмадия, признанной «неисламской».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54 Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. Указ. соч. С. 324.

При этом какой-либо разъяснительной работы не проводилось, а деятельность политических партий по-прежнему была запрещена. В результате положительный ответ на вопрос референдума дали 98% участников55. В феврале 1985 г. были также проведены парламентские выборы, которые состоялись на непартийной основе и были отмечены арестами ведущих деятелей оппозиции и строгим отбором кандидатов. При этом критерии отбора были весьма расплывчаты и допускали самое широкое толкование: в частности, кандидат обязан был быть «добрым мусульманином», иметь авторитет праведника и не выступать против «идеологии Пакистана». Оппозиция, объединенная в блок «Движение за восстановление демократии» (ДВД), призвала избирателей к бойкоту этих выборов. В итоге выборы все же состоялись, однако явка на них была низкой (менее 40% в СЗПП и Белуджистане, около 40% в Синде, около 60% в Панджабе)56.

О настороженном отношении президента к исламским партиям, в том числе и дружественной ему ДИ, свидетельствует также то, что в 1984 г. в стране была запрещена деятельность студенческих союзов. Эта мера в первую очередь ударила по ДИ, поскольку именно ее студенческие организации к тому моменту были наиболее многочисленны. Такой подход свидетельствовал о стремлении М. Зия-уль-Хака пресечь конкуренцию со стороны религиозных партий и следовательно о том, что политика «исламизации» не ставила задачу создания теократического государства. Осуществление всех преобразований взяла на себя остающаяся светской власть.

Очередным шагом на пути укрепления собственного режима стала попытка М. Зия-уль-Хака полностью легитимировать его. 2 марта 1985 г. М. Зия-уль-Хак подписал указ о восстановлении конституции 1973 г. Однако предварительно в нее была внесена 8-я поправка, кардинально изменявшая ее смысл. Согласно этой поправке провозглашалась законной и не подлежащей расследованию вся деятельность военного режима. Кроме того, практически все властные полномочия переходили к президенту, а премьер-министр превращался в формальную фигуру: президент получил право распускать нижнюю палату парламента, назначать внеочередные выборы, проводить референдумы, налагать вето на принятые законы; именно президент отныне назначал и отправлял в отставку премьер-министра и членов правительства. Было сформировано правительство, которое возглавил Мухаммад Хан Джунеджо. Вновь была разрешена деятельность политических партий. 30 декабря 1985 г. М. Зия-уль-Хак объявил об отмене военного положения и сложил с себя полномочия военного администратора, сохранив должности президента и командующего армией. Однако всевластие

55 Там же.

56 Там же. С. 326.

М. Зия-уль-Хака в качестве президента по-прежнему было полным. Уже в мае 1988 г. он отправил в отставку премьер-министра и правительство, а также распустил Национальное и провинциальные законодательные собрания. Помимо обвинений в коррупции, на парламент и правительство была возложена ответственность за «отсутствие прогресса в установлении шариата в качестве основного закона страны».57 М. Зия-уль-Хак вновь целиком взял этот процесс в свои руки и 15 июня издал указ о введении шариата в качестве основного закона страны58. Законопроект был одобрен Сенатом (поскольку верхняя палата не подлежала досрочному роспуску), однако отсутствие нижней палаты сделало невозможным его утверждение в качестве закона. Дальнейшее развитие «исламизации» было приостановлено в связи с гибелью М. Зия-уль-Хака в авиакатастрофе 17 августа 1988 г.59.

Несмотря на то что процесс так называемой исламизации в Пакистане характеризовался отсутствием единого официально утвержденного идеологического «образца», религиозные настроения в обществе в 1970-1980-е гг. усилились, о чем свидетельствует увеличение числа межрелигиозных столкновений. Однако в локальных сообществах построение теоретической модели «исламизации» происходило под контролем племенных вождей, хотя и под воздействием внешних факторов (военные действия в Афганистане, исламская революция в Иране, ирано-иракская война) и государственной политики в общественно-политической и экономической областях. Заявленный властями курс предполагал, что внедрение в общественно-политическую жизнь религиозных принципов приведет к формированию национальной целостности, к консолидации нации и торжеству общегосударственного пакистанского сознания над этническим. Однако эффект оказался противоположным: неспособность центрального правительства к конструктивным действиям в вопросе «исламизации» привела к возникновению такого явления, как религиозный национализм, когда отдельные этносы, вдохновленные общим курсом правительства, поднимали исламские идеи на щит своей освободительной борьбы.

Такой религиозный национализм получил развитие, в частности, в среде пуштунов. Исламорадикалистские настроения появились в пуштунском обществе в конце 1970-х гг., после введения советских

57 В частности, еще в 1985 г. два члена ДИ вынесли на рассмотрение парламента законопроект, согласно которому все законы страны должны были быть приведены в соответствие с ханафитской версией ислама. Проект был принят нижней палатой, однако не получил одобрения Сената (Burki Sh. J., Baxter C. Ibid. P. 38).

58 Данный указ, однако, не конкретизировал, какие конкретно нормы следует понимать под «шариатом».

59 Вместе с Зия-уль-Хаком погибли еще 30 человек, включая посла США в Пакистане Арнольда Рейфела.

войск в Афганистан. Именно на этом этапе одной из составляющих происламской политики центральной власти стала поддержка афганских моджахедов. Многие группировки моджахедов - пуштунов по своей этнической принадлежности - базировались в Пакистане, и при М. Зия-уль-Хаке правительство страны оказывало финансовую помощь семи наиболее крупным организациям (в том числе «Хизб-и Ислами» («Исламское объединение») Гульбеддина Хекматьяра). СЗПП превратилась в арену идеологической подготовки кадров для ведения джихада - большую часть из которых составляли афганские и пакистанские пуштуны. Одной из составляющих правительственной пропаганды стала идея антисоветского афганского джихада. Соответственно "исламизация" оказала серьезное влияние на пуштунское население СЗПП прежде всего как дополнение к этнонациональному фактору. Исламорадикализм для них «наложил-ся» на этническое самосознание и стал на данном этапе оболочкой этнического движения. Как отмечает в своей статье отечественный пакистановед В.Н. Москаленко, синтез этнонационального и религиозного регионализма породил весьма специфический «пуштунский исламизм».60 Это свидетельствует том, что «исламизация» общества, которую пакистанские власти пытались противопоставить регионализму, на практике не погасила этнические движения, а, наоборот, была абсорбирована ими.

Таким образом, проводившаяся в Пакистане в 1970-1980-е гг. «исламизация» продемонстрировала несостоятельность попыток использовать религию в качестве главной цементирующей силы пакистанской нации. Заявленный властями курс на усиление роли исламских институтов предполагал, что централизованное внедрение религиозных принципов в жизнь общества приведет к формированию национального единства и торжеству общегосударственного сознания над этническими. Однако результат оказался противоположным: рост политической значимости ислама в Пакистане оказал негативное воздействие на процесс национальной консолидации и, не привнося принципиально новых элементов в идею национальной целостности, в то же время придал дополнительный импульс центробежным тенденциям.

Список литературы

Белокреницкий В.Я. Этнорегиональные и религиозно-сектантские конфликты в Пакистане // Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные / Под ред. А.Д. Воскресенского. М., 2008.

60 Это явление было усилено также тем, что в период боевых действий в Афганистане в пуштунской среде резко возросла роль мулл, которые согласно пуштунским традициям в условиях военных действий взяли на себя роль боевых командиров (подробнее см.: Москаленко В.Н. Исламский радикализм и этнический регионализм в Пакистане // Ислам на современном Востоке. С. 255).

Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана XX век. М., 2008.

Белокреницкий В.Я. Политическая система и политическая культура мусульманских стран Южной Азии // Политические системы и политические культуры Востока. М., 2006.

Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1963.

Идрис Д.Ш. Шура и демократия: сходства и различия (http://www. islamonline. net/).

Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии / Отв. ред. В.Я. Белокреницкий и А.З. Егорин. М., 2004.

Ислам. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Л.В. Негря. М., 1991.

Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток (Oriens). 2006. №1.

Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М., 2003.

Плешов О.В. Ислам против ислама // Азия и Африка сегодня. 1997. № 8.

Попадюк О.А. Эволюция конституционно-правовой системы Пакистана // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 3.

Энциклопедия Пакистана / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1998

Abbas, Rashid. Pakistan: The Ideological Dimension. L., 1985.

Adams J. Charles. The Ideology of Mawlana Maududi // South Asian Politics and Religion / Ed. by D.E. Smith. Princeton, 1966.

Ali Shah Mehtab. The Foreign Policy of Pakistan. Ethnic Impacts on Diplomacy, 1947-1994. L., 1997.

Ausaf Ali. Broader Dimensions of the Ideology of Pakistan. Karachi, 1988.

AzadMaulana Abul Kalam. Islam and Nationalism. New Delhi, [197-].

Banu U.A.B. Razia Akter. Islam in Bangladesh. Leiden, 1992.

Bhutto, Zulfikar Ali. If I Am Assassinated (http://www.bhutto.org/).

Bhutto Zulfikar Ali. Marching Towards Democracy (http://www.bhutto.org/).

Bhutto Zulfikar Ali. Speeches and Statements (April 1 - June 30 1972)

(http://www. bhutto. org/).

Burki Shahid Javed. Pakistan. A Nation in the Making. Karachi, 1986.

Burki Shahid Javed. Pakistan under Bhutto 1971-1977. L., 1980.

Burki Shahid Javed., Baxter Craig (with contributions by Robert LaPorte, Jr and Kamal Azfar). Pakistan under the Military: Eleven Years of Zia-ul-Haq. Lahore, 1991.

Cohen Stephen Philip. The Idea of Pakistan. New Delhi, 2005.

Chishti Faiz Ali. Betrayals of Another Kind: Islam, Democracy and The Army in Pakistan. L., 1989.

Iqbal, Javid. Ideology of Pakistan. Lahore, 1971.

Islam in the Political Process / Ed. by James P. Piscatori. Cambridge, 1983.

Sawhney R.G. Zia's Pakistan. New Delhi, 1985.

Ziring Lawrence. Pakistan. At the Crosscurrent of History. Lahore, 2004 (http:// pakobserver.net/detailnews.asp?id=22575).

Сведения об авторе: Филимонова Алина Левоновна, аспирант кафедры

истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: alina.

filimonova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.